Вежливые слова и их происхождение. Исследовательская работа " азбука вежливых слов". Сочинение на тему: «Вежливость и воспитанность»

Сочинение-рассуждение «Почему каждый человек должен быть вежливым?» Вы можете написать используя данный пример. Сочинение о вежливости показывает значимость этой черты в современном мире.

«Зачем нужна вежливость» сочинение

Каждый человек наделен как положительными, так и отрицательными качествами. Одной из положительных человеческих качеств является вежливость. Но что такое вежливость и что значит быть вежливым?

Я считаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь сколько людей, столько и мнений. Лично для меня вежливость — определенная форма взаимоотношений между людьми, доброжелательность. Это действительно положительная черта, которая учит нас с уважением относиться к окружающим, понимать людей. Вежливый человек должен иметь высокие моральные ценности, уметь хорошо общаться. А для современного мира такой человек — редкость. Мы уже начали привыкать к тому, что стали серыми тенями, похожими друг на друга. Из-за этого у нас постепенно исчезает индивидуальность.

Правду говорят, правила поведения придумали не для того, чтобы усложнить людям существование. Но, к сожалению, сегодня все чаще можно увидеть проявления невежливости. Обидеть товарища, поругаться с соседом, нагрубить в общественном транспорте — все это проявления слабости. Да-да, именно слабости. И выражаем мы это только тогда, когда не уважаем друг друга. В таком случае следует помнить слова: «Как ты относишься к людям, так и они будут относиться и к тебе».

Поэтому, я считаю, нам нужно быть более человечными, проявлять свое вежливое отношение. Ведь такой человек способен оставить приятную мысль после себя.

А по вашему мнению «кто такой вежливый человек»? Ответы и собственные мысли оставляйте в комментариях.

Сочинение на тему: «Вежливость и воспитанность»

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры, быть предупредительным и любезным. Это значит обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали – о них заботятся, их ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми.

«Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» - это не только слова. Это выражение вежливости; с помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства.

Если ты внимательно слушаешь человека, не перебивая его, это свидетельствует о том, что его слова для тебя так же важны, как и твои собственные.

Если ты при первой встрече с человеком проявил вежливость, в следующий раз ему захочется познакомиться с тобой поближе, чем–то помочь тебе. Вежливость - как магнит. Она притягивает к нам людей.

Но вежливость не присуща каждому человеку. Эту черту нужно воспитывать в детях, чтобы мир вокруг нас становился добрее и лучше.


В наше время воспитать вежливого ребенка не так-то легко. Со всех сторон на него обрушивается ненормативная лексика, некорректное общение между взрослыми и обращение взрослых с детьми, элементарно неграмотная речь педагогов и всяческая другая «чернуха», противостоять которой очень сложно. Вежливость проявляется в общении с сильными мира сего, а остальные могут подождать – так рассуждают слишком многие.

И все же, если не мы, родители, то кто сделает наших детей культурными и воспитанными людьми? Кто привьет им навыки нормальной коммуникации и соблюдения этикета?

Оцените, насколько культурны вы, родители

Начните с себя. Оцените беспристрастно и объективно, насколько вы вежливы в семье, в общении с воспитателями в детском саду и учителями в школе, в транспортной толкучке, в пробке за рулем в присутствии ребенка. Есть даже специальные тесты для этого.

Результаты вашей самооценки и тестирования неутешительны? Возьмитесь за себя самым серьезным образом, иначе ваше дитя будет хамить вам точно так же, как вы сейчас хамите жене, прохожим, подрезавшим вас водителям. Личный пример – великая сила. Чем это чревато? А тем, что отношения между вами и ребенком будут на уровне «табуретки» – не отмечены чувством и культурой. Не говоря уже о вашей будущей старости и пресловутом «стакане воды».

Знать, как «Отче наш», и употреблять в общении

Пусть обязательным списком вежливых слов для вашего ребенка станут:
здравствуйте;
до свидания;
спасибо;
пожалуйста;
разрешите мне;
можно спросить;
доброе утро;
спокойной ночи;
приятного аппетита;
можно я помогу вам;
извините, пожалуйста;
будьте здоровы;
будьте добры;
угощайтесь;
приятно познакомиться

и им подобные. Существует множество игр, стихов, пособий, помогающих развивать вежливость у детей.

Вежливость – часть нормальной человеческой морали

Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество.

Возможно, кто-то спросит: а так ли уж это важно, ведь современный мир так жесток? Но ведь никто не хочет, чтобы его дитя выросло быдлом и хамом, которое не будет уважаемым окружающими и в жизни ничего не добьется.

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке. Поэтому, если не хватает знаний, учитесь всей семьей. Скажите ребенку: «Знаешь, я хочу измениться, отшлифовать свое поведение! Давай вместе» – и повесьте список вежливых слов на видном месте. Назначьте награды и штрафы (разумеется, не денежные). Постепенно из веселой игры это станет семейной традицией и войдет в плоть и кровь не только ребенка, но и все семьи.

9

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Вот и день настал, ребята;

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер.

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной . Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Смотрите также

Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей » Подготовила: ученица 2 «Б» класса Хон Валерия;

Руководитель: учитель начальных классов Кудрявцева И. В.

    Цели и задачи

    План исследования.

    Исследование по теме работы.

    Литература.

    Приложение.

Цели: выяснить происхождение вежливых слов; познакомиться с использованием вежливых слов в других странах; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.

Задачи:

    исследовать этимологию вежливых слов;

    познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;

    провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса» ;

План исследования:

    Изучение литературы по теме.

    Знакомство с периодической печатью.

    Получение информации у специалиста.

    Использование компьютера для получения дополнительной информации.

    Обобщение опыта родителей.

    Проведение эксперимента.

    Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.

    Наблюдение за речью учащихся.

    Построение диаграмм по результатам наблюдения.

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.

(В. Солоухин)

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашла в словаре происхождение слова «вежливость».Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

    слова приветствия;

    слова благодарности;

    слова просьбы;

    слова извинения;

    слова похвалы;

Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»

Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.

В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со¬стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со-беседнику в знак уважения и благодарно¬сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Вместе с Ириной Владимировной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.

Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. (прил.1)

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что составляет 24 % всех учащихся., а с одноклассниками- 8 человек, что составляет 38%. Наблюдение мы проводили в течении трех дней, а затем Ирина Владимировна вывела средние показатели.(прил.2)

Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.

Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.

Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Ириной Владимировной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.

    Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.

    Что себе не хочешь, не делай другим.

    Ошибся- не бойся исправиться.

Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».

Литература:

    Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.

    Л Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.

скачать

Реферат на тему:

Вежливость



План:

  • 1 Техника вежливого обращения
  • Примечания
    Литература

Ве́жливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость - культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:

  • негативная вежливость - подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит»;
  • позитивная вежливость - выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.

Кроме того, имеются исследования гендерной зависимости форм вежливости .

Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов.

В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с (фр. politesse - вежливость). Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета» .

На Руси использовалось также существительное «вежа» - знающий, сведущий, буквально означает - ведающий жизнь.

Вежливец - в некоторых диалектах, почётное название колдуна, знахаря на церемониях (свадьбах) .


1. Техника вежливого обращения

  • Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема», «мы немного поспорили», «я в этом плохо разбираюсь»…
  • Вежливая, но очевидная ложь, заведомо никого не вводящая в заблуждение, например, отклонение приглашения ввиду занятости.
  • Использование эвфемизмов и коннотаций.
  • Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?»;
    • использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы еще не зашли в магазин?»;
    • употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?»;
      • смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?»;
      • смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?»

Примечания

  1. Holmes, Women Men and Language, Longman, 1995
  2. Mills, Gender and Politeness, Cambridge University Press, 2003
  3. Словарь Даля