Некоторые специфические методы семейной терапии. Системная семейная психотерапия. Равноправие и уважение


Семейная терапия - один из основных подходов в современной психотерапии, суть ко-
торого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не инди-
вид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья.

Психопатологические симптомы
рассматриваются в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, проявля-
ющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия данной семьи. Семей-
ная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия
семьи), при этом используется групповой семейный эффект для лечебного воздействия на
больного (психотерапия семьей).
Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повышение ав-
тономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повышение эффективности
ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симптоматики у одного или несколь-
ких членов семьи, повышение эффективности выполнения заданий. Игнорирование указан-
ных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супру-
гов друг к другу.
Задачи (и соответственно модели) семейной терапии: мобилизация, успокоение, лично-
стная реконструкция. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис-
ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправиль-
ного отношения к члену семьи. Используются методы переконструирования и позитивного
представления. В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые
действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотношений между
поколениями, устанавливается равновесие между личными и семейными факторами, налажи-
вается взаимный прямой контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск коз-
ла отпущения.
При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и
идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустра-
ций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адаптации, «ключи» к бессознательному
идентифицированного пациента. При коммуникативном подходе В. Сатир стремятся опреде-
лить, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в семейной
группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает.
Наиболее распространенный в семейной терапии подход - системный, основан на тео-
рии, в соответствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить состояние
равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Одна из главных целей - определение
гомеостатической роли, иногда патологической, которую «идентифицированный» (семьей)
пациент играет в данной системе. В рамках системной семейной терапии С. Минухина фоку-
сируются на образцах и формах внутрисемейного взаимодействия, распределения власти,
22
принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альян-
сговорах, ролях, правилах, сходстве и взаимном дополнении.
В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуни-
кации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической не-
энгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключаю-
щие друг друга сильные структуры. Повышенное внимание уделяется метафорам, отражаю-
щимся в симптомах и паттернах внутрисемейного взаимодействия, растет интерес к понима-
нию специфичности и психодинамике симптома.
Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следующие проблемы:
Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?
Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?
Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом?
Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного?
Начать с важнейших семейных проблем или с частных?
Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»?
Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Минухин и Д. Хейли
требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер
отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие
представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предус-
матривающий многообразные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать
диагностические и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного планиро-
вания работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт.
Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентаци-
ями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимо-
сти от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с
семьей, члены которой отличаются авторитарностью и ригидностью взаимоотношений, воз-
можен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее
использовать директивный стиль; преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений
фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоп-
риятных отношений в семье может потребовать директивности.
Семейный терапевт по Э. Зиплу должен освоить педагогический подход, уметь прояс-
нить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотношений, честно признавать
границы своих возможностей. Он должен работать в единой «команде» с семьей, подчерки-
вать позитивную роль семьи в терапевтическом процессе, с пониманием и сочувствием отно-
ситься к интенсивным эмоциональным проявлениям в семье. Ему следует помогать членам
семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помо-
гать семье в психологическом и медицинском образовании с помощью научно-популярной
литературы, обеспечить семью информацией о возможной социальной помощи, быть гото-
вым прийти на помощь семье в любой момент.

Семейная терапия обладает широким набором методик, спо­собствующих изменению. Многие из них - это семейные вари­анты индивидуальных методик. К некоторым из важных мето­дик семейной терапии относятся следующие.

Присоединение

Часто семейный терапевт присоединяется к семье, и, образ­но говоря, становится членом семьи, формируя некоторые се­мейные правила и структуры и участвуя в них. Это присоедине­ние терапевта немедленно изменит структуру семьи и произве­дет непосредственные изменения, так же как появление в семье ребенка, даже не первого, всегда изменяет структуру семьи. Если вы используете присоединение как метод достижения раппорта, особенно важным будет знание культурных различий и уваже­ние, если есть желание поддержать чувство эмпатии к этой се­мье. Некоторые семейные терапевты под присоединением под­разумевают нечто вроде вступления в семейный клан, терапевты другой ориентации под присоединением имеют в виду присое­динение к языковой системе семьи. Для других термин присое­динение близок к эмпатическому пониманию и достигается вы­слушиванием.

Пример ролевой игры

На первой стадии вам понадобится семья с такими персона­жами: подросток с деформациями в поведении (вплоть до хули­ганства); излишне заботливая, сверхпривязанная к семье мать, явно проявляющая тенденцию к гиперопеке; отдаленный отец, занятый профессиональной карьерой; младший брат или сестра, требующие большего внимания к себе, но в целом, по-видимому, нормальные. Предположите, что в браке матери и отца имелись свои проблемы к моменту, когда случился кризис в поведении подростка.

Ваша задача - провести с этой семьей элементарный сеанс семейной терапии. Предложенная здесь структура представляет собой комбинацию нескольких описанных выше теорий. Тем не менее, она позволит вам пережить сложности и почувствовать возможности сеанса семейной терапии.

Стадия 1. Достижение раппорта/структурирование. Возможно у вас не будет времени установить легкий раппорт сразу с четырьмя членами семьи - по сравнению с одним это сделать труднее. Возможно, вы почувствуете, что установление раппорта требует от вас значительно большей энергии. Если это так, можно просто начать с такого введения: “Я рад, что я встре­тился с вами, понимаю, что вам надо со мной о чем-то погово­рить. Кто хотел бы начать первым? Обычно тот, кто решится заговорить первым - самый активный член семьи и имеет осо­бую власть в системе семьи.

Стадия 2. Сбор данных.

После того, как высказался первый, спросите каждого члена семьи, каково его определение проблемы. Внимательно выслу­шайте и используйте основные приемы выслушивания, чтобы получить определение проблемы. Когда определения прояснят­ся, суммируйте определения проблемы (скорее всего проблемой семьи будет назван подросток). Затем переформулируйте или интерпретируйте эту проблему примерно таким образом: “В этой семье действительно имеется проблема, но это не проблема од­ного человека, это проблема способа взаимодействия между членами семьи”. Естественно, для переформирования проблемы используйте свои собственные слова и конструкты и изменяйте темп речи и подбирайте слова таким образом, чтобы подстро­иться под данную конкретную семью. Спокойно допускайте реакции на вашу интерпретацию, но придерживайтесь основной идеи о том, что проблема состоит в трудностях системного взаимодействия. При желании можно зеркально отразить вер­бальное и невербальное поведение некоторых членов семьи, включившись тем самым в структуру семьи. В такой роли вы лучше поймете “свою” семью и приобретете большую эмпатию.

Потратьте некоторое время на поиски факторов укрепления семьи путем поиска положительных целей. Что семья сделала правильно? Где семья действует хорошо? Можно рассмотреть, что конкретно не сработало при попытках найти решение во­проса ранее. Вы можете еще потратить время на исследование правил, действующих в семье, и ее структур, и изучение специ­фики функционирования этой семьи. Некоторые семейные те­рапевты возражают на это, утверждая, что определение пробле­мы должно занимать 95 процентов ваших усилий. Они говорят, что, если проблема хорошо сформулирована, то решение часто появляется тут же.

Стадия 3. Определение возможных итогов. Используйте основные итоги выслушивания для определе­ния желательного исхода. Не попадайте в ловушку индивидуаль­но ориентированной цели для семьи. Помогите семье в их со­вместном поиске общей цели, которая благотворно подействует на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Возможно, вы обнаружите, что ваша семья в настоящий момент действует в рамках иррациональных и ложных паттернов.

Стадия 4. Выработка альтернативных решений. В этой стадии вы должны выбрать терапию, наиболее подхо­дящую для этой семьи и здесь, в середине ролевой игры, вы скорее всего почувствуете, что данная модель помощи довольно трудна для практического воплощения, хотя во многом она сходна с другими моделями. Для этого упражнения мы предла­гаем следующие варианты методик, хотя вы, возможно захотите воспользоваться другими методиками, описанными выше.

а) Попросите семью разыграть типичный семейный ужин. Во время этой ролевой игры запомните, кто сидел рядом с кем и в каком порядке говорили члены семьи. Прокомментируйте это и структурируйте изменения положения за столом и разговоры. Может оказаться полезной в виде части данного процесса просьба к родителям сыграть роль детей, а к детям - роль роди­телей.

б) Заметьте специфический повторяющийся паттерн в семье. Кратко прокомментируйте его, а затем дайте семье инструкцию еще раз воспроизвести его и обратите внимание на их поведе­ние, мысли и чувства. Это слабая парадоксальная директива, возможно, вам захочется ее усилить.

в) Для раскрытия семейных “секретов” воспользуйтесь мето­дом опроса по кругу. Затем можно использовать положительный рефрейминг, чтобы вызвать более положительную реакцию на эти секреты.

Стадия 5. Генерализация.

Многие терапевты опускают этот шаг. В работе с семьей можно использовать почти любую из методик, предлагавшуюся в этой книге для “домашней работы” и последующего разбора. Один вариант слабой парадоксальной директивы часто может оказаться полезным для семейной терапии. Дайте семье дирек­тиву в течение недели на неэффективное поведение и попросите их потом рассказать о своем опыте. Если они сплотятся и отка­жутся выполнять это домашнее задание, вы можете быть до­вольны тем, что группа сплотилась ради своих интересов, и вы можете говорить о благоприятном исходе своего “провала”. Если парадоксальный метод сработал, то у вас появятся новые ценные данные для планирования. В любом случае, вы сохранили по­следствия терапии после окончания интервью.

Ситуативная ролевая игра.

Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы про­сто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но струк­турная терапия не подчеркивает так сильно специфические по­веденческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.

Наблюдение.

Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке - нечто подобное тому примеру, который при­водится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если ме­тоды наблюдения невозможны.

Методы переконструирования.

Главный принцип такой методики - перефокусировать про­блемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положи­тельных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потрениро­ваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в те­чение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент выраба­тывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.

Опрос по кругу .

Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных чле­нов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, кото­рые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.

Рефрейминг (переформулирование).

Здесь семейная проблема переформулируется или ей дается другое наименование, часто под более позитивным углом зре­ния. Факт наименования проблемы как семейной проблемы, а не как проблемы отдельного человека, является сам по себе важным актом рефреймирования. Семейная терапия обладает рядом концептуальных методов рефреймирования, при этом все они сконцентрированы вокруг вопроса о том, как помочь семье взглянуть на проблему по-новому. И опять вы видите, что цель здесь в изменении системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии. Можно было бы сказать, что целью се­мейного терапевта является увеличение гибкости для семьи как целой системы. В то же время для семьи всегда нужен баланс между изменением и стабильностью. Существует множество методов рефреймирования (переинтерпретации), и группа пси­хиатров, занимающихся семейной терапией, довела их до со­вершенства. Несколько теоретических альтернатив поиска по­ложительных целей (глава VII) сами по себе - целая серия пе­реформулирований, которые можно адаптировать к методу се­мейной терапии. Собственно, семейная терапия и состоит в переформулировании.

Другие методики.

Аккомодация параллельна эмпатии - это еще один термин для обозначения того, что есть в семье. Невербальное отраже­ние - это прямое зеркальное отображение языка тела одного или нескольких членов семьи плюс наблюдение, какие члены семьи отражают язык тела друг друга и в какой последователь­ности бессознательного контроля они это делают. Это может оказаться особенно полезным при присоединении к семье или в попытках понять, как отдельный член семьи смотрит на про­блему.

Отдельные методики, которые описываются в этой книге, могут быть адаптированы различными способами. Семейные терапевты могут пользоваться методами гештальт-терапии, осо­бенно методом “горячего стула”, который поможет выявить ди­намику семьи. С некоторыми семьями можно использовать ме­тоды обратного отражения и притяжения Франкла либо любую методику, которая может вызвать изменение в системе взаимо­действий.

Сила и ограниченность семейной терапии.

Бегло ознакомившись с миром семейной терапии вы могли увидеть, что здесь столько же альтернативных методик, сколько их в индивидуальной терапии. Ясно то, что семейная терапия жива и здорова и она будет приобретать все большее значение в будущем. Отличие семейной терапии и ее вклад в общую психо­логию состоит в том, что она помогла нам понять, как можно смотреть на клиентов с точки зрения системного подхода. Точка зрения личность - окружающая среда, описанная в этой книге, усилена интеракционистским мировоззрением семейной тера­пии.

В то же самое время вы можете видеть, что, если вы обла­даете хорошими навыками в области индивидуальной терапии и знаете ее основные теории, в общем нетрудно воспринять пози­цию семейной терапии. Многие методы похожи на методы ин­дивидуальной терапий и даже могут быть выведены оттуда. Па­радоксальная направленность Франкла была отточена Милтоном Эриксоном и теперь используется во многих сеансах семейной терапии с не меньшей эффективностью.

Психотерапевт стремится к достижению равновесия между изменением и стабильностью, а также отдаления и привязанно­сти. Психотерапевт поощряет отдельных членов семьи и всю семью как систему к разнообразию и росту в системе гибких отношений друг с другом.

Как и другие методы, семейная терапия имеет свои ограни­чения. Недавно появившись на психологической сцене, она проявляет тенденцию претендовать на особое знание истины. Это может проявляться в появлении сверхоптимистичных та­лантливых терапевтов, в своем рабочем энтузиазме забывающих о профессиональной этике. Например, некоторые семейные терапевты делились видеозаписями сеансов с коллегами без раз­решения клиента. Практика “дикого анализа” не ограничивается только теми психотерапевтами, которые пользуются психоана­литическими методами. Однако, основным ограничением се­мейной терапии и ее влияния являются те терапевты, которые сопротивляются изменениям и отказываются изучать методы семейной терапии. Семейная терапия в ближайшие годы стаби­лизируется и приобретает еще большее значение. Мы считаем, что все терапевты должны освоить это динамическое направле­ние в терапии.

Как бы не высмеивал русский народ последнее, терапевтические приемы буквально спасли множество браков, и как минимум улучшили взаимопонимание в семьях, обратившихся за помощью, помогли преодолеть трудный период, кризис в семейных отношениях и даже горе.

И каким бы практиком вы не являлись, стоит обратить внимание, прежде всего на теоретические знания, именно на них основаны современные психологические техники. Чем больше вы узнаете о психологии семьи , тем меньше непоправимых ошибок совершите, тем более счастливы будете сами и сделаете таковыми свою семью. И уж тогда никакие терапевты вам не понадобятся.

Множество исследований, проведенных социальными психологами (именно в сферу социальных проблем входит взаимоотношения в семье ), позволили вывести ряд психологических закономерностей. Трудно определить какие из них назвать в первую очередь, впрочем, судить вам, что важнее…

Причины конфликтов между мужем и женой.

Среди самых распространённых поводов для конфликта психологи назвали: организация быта, методы воспитания детей, различные предпочтения способов проведения досуга. Именно эти вопросы следует обговорить заранее и как можно подробнее, чтобы позже не было сюрпризов. Хотя они всё равно будут, вы значительно сократите их число, и соответственно число поводов для ссор, конфликтов, недопонимания.

Кризисные этапы в развитии семьи.

На определённом этапе происходит переломный момент. Нечто в семейной жизни меняет сложившийся уклад. Этот сложный период и называют кризисом. С одной стороны, это полезно, если ведёт к благоприятным, полезным для семьи переменам. Но бывает, что члены семьи не справляются с переменами из-за непонимания происходящего, либо ухода в свои личные проблемы.

  1. Первый кризис возникает на начальном этапе, когда семья только только зародилась. Период адаптации , "притирки" осложняется холостяцкими привычками супругов. Чем дольше они проживали одни, тем сложнее будет совместить две разные жизни в одну. Особенно, если в один прекрасный момент один или оба супруга не испытывают ни малейшего желания стараться примириться с тем или иным фактом.
  2. Далее спустя 3 года или в момент рождения ребенка. Само собой стать родителем это стресс для обоих.
  3. Затем кризис наступает с появлением второго ребенка или спустя 7 лет. Причина сложностей в распределении ролей, новых обязанностях каждого, особенно это не нравиться старшему ребёнку, если вы не подготовили его должным образом.
  4. А уже позже критическим периодом можно назвать наступление «кризиса среднего возраста » у главы семейства. Этому кризису подвержены только мужчины. У женщин также происходит кризис в связи с возрастными изменениями, но гораздо позже (менопауза). И только «мужской» кризис способен разрушить семью. Женщин в плане кризиса нельзя назвать более устойчивыми, однако внешне кризис мы стараемся не проявлять, не переносить на семью. Мужчина же в порыве может изменить, вести себя как подросток, злоупотреблять алкоголем, заняться азартными играми. Конечно, здесь приведены наиболее яркие, вызывающие примеры мужского поведения. Чаще кризис проявляется в более сглаженной форме и всё же поведение главы семейства не может не отразиться на всех членах семьи.
  5. Следующий кризис иногда называют «опустошением гнезда». Это происходит спустя 20 лет брака, когда все дети покидают родительский дом, а супруги вдруг осознают, что им нечем заняться. Они всю свою жизнь построили вокруг детей, не друг друга, всегда мечтали больше времени проводить наедине, но теперь, когда это стало возможным, они не знают, чем себя занять. А прибавьте к этому страх смерти, ухудшения здоровья…

Подготовить себя можно к каждому из этих периодов, несмотря на всю мрачность картины. Но и не стоит ждать трудностей, акцентируя на них внимание, будто ожидая, когда они начнутся. Просто будьте готовы.

Кризисы взаимоотношений с детьми.

  • Все они связаны с изученными психологами кризисами в развитии самого ребенка (кризис одного года, трех лет, семи, подростковый).
  • Кризис также возникает из-за перемен в семье (развод , появление нового члена семьи, смерть близкого человека): сюда можно отнести все проблемы воспитания ребенка в неполной семье, детскую ревность, борьбу за любовь родителей, отношения с отчимом (мачехой), чувство утраты и неспособность её пережить, если отношения были особо близкими.


Психологические техники работы с семьей.

Не удивляйтесь, если вы знакомы с методами работы нескольких специалистов, и они неимоверно различаются. Дело в том, что существует множество теорий, на которых основываются конкретные приемы и методы работы с семьями.

В основном работа ведётся по налаживанию контакта и взаимопонимания. Обучение может проходить в конкретных условиях, задаваемых психологом, с помощью современной техники, с использованием вашего воображения. Ничему не удивляйтесь.

Сам психолог, изучив вашу ситуацию, может пригласить помощника, с которым он и продемонстрирует ваши отношения со стороны. Вы, с трудом узнаете себя. Первый порыв будет отрицать происходящее, обвиняя постороннего. Сдержитесь хотя бы поначалу.

Возможен визит психолога к вам домой, для более глубокого понимания проблемы.

Некоторые проблемы легче решаются молча, а творчество объединяет как ничто другое. Психолог может предложить вам заняться даже лепкой…

Как бы нелепо или парадоксально не выглядели предложения психотерапевта, они работают. Если вы пришли к психологу, следуйте его советам.


Главный вопрос, интересующий всех и каждого – что нужно сделать, чтобы именно ваш брак был прочным, счастливым и навсегда. Важным будет только желание супругов быть вместе – скажут романтики. Психологи же несколько прагматичны в вопросах любви и брака. Мы любим тех, кто удовлетворяет наши потребности. Соответственно крепким брак будет, если каждый получает от него то, что всегда хотел. Если вы только подумываете о браке, выясните, сколько у вас общего, что вы ждёте друг от друга.

Самый важный вопрос для совместного обсуждения (и для этого никогда не поздно) – это ваши представления о браке , о положении каждого супруга в нём, раздел общих обязанностей. Практикующие психологи, семейные консультанты подметили. Диагностика проблем в семейных отношениях выявляет в основном огромное различие в представлениях супругов о своей роли и роли другого в браке. Другими словами, мы не делаем то, чего от нас ждут, но думаем, что мы идеальная жена (муж) и при этом требуем чрезмерно (а кажется, что по заслугам) у супруга (супруги). Не получая ничего из наших требований, мы злимся, а злимся ещё больше, встречая недовольство. Именно так небольшие склоки подводят брак к грани развода.

Со временем потребности человека меняются и об этом надо помнить. Будьте внимательны друг к другу.


Мифы о любви и браке.

Не забивайте себе голову верой в несуществующие «факты». Например, в гневе любой из вас может сказать много неприятных и очень обидных вещей. Нам начинает казаться, что любимый человек всегда о нас был не лучшего мнения, мы начинаем сомневаться в силе его чувств, в крепкости брака и привлекаем больше неприятностей. В данном случае миф можно сформулировать так: «если он (она) меня любила бы, не смела бы оскорблять». Надо быть проще в отношениях. Не придумывать того, чего нет. Не торопиться с выводами. И помнить, в отношениях бывает всякое. Каждый человек в течение жизни меняется и в один прекрасный момент может выкинуть такое, чего сам от себя не ожидал. Также каждый из нас меняется и в отношениях, меняются сами отношения. Учитесь доверять друг другу. Учитесь обсуждать проблемы, ликвидировать недопонимание, пока оно не переросло в затяжной конфликт, отчуждение.


Семьи, различные по составу.

Всё, рассмотренное выше можно отнести к стандартной по составу семье. Но существуют семьи, различные по составу и у них свои проблемы. Наиболее распространённая ситуация, когда вмешательство бабушки с дедушкой переходит границы в неполной семье . С целью компенсировать отсутствие отца или матери у ребёнка – это даже здорово, лишние руки, помощь никогда не повредить. Но, если эти отношения мешают матери (отцу) должным образом воспитывать чадо, подрывают авторитет единственного родителя, нужно учиться ставить барьер между бабушкой и дедушкой и вашей, пусть и небольшой, семьёй. Это не так просто сделать: переезд не всегда помогает, внедрение нового члена семьи (второй брак) не всегда лучший выход. Пытайтесь ликвидировать влияние ваших родителей на вашего ребёнка самостоятельно, незаметно для них. Изменения могут происходит несущественные, продвигайтесь шаг за шагом, но целеустремлённо, к отделению своей семьи, в которой вы родитель, от семьи, в которой вы ребёнок.

А в конце, хотелось бы особо подчеркнуть: ваша семья – это единая сила , которая подзаряжается от каждого, удваивается и каждому же придаёт сил, смысла и счастья. Воспитывайте детей по тому же принципу, и они будут чувствовать всё то, чего так не хватает современным детям: чувство безопасности, защищенности, безмерной родительской любви, уверенность в себе, адекватную самооценку, признание близких людей, удовлетворённость жизнью в целом. Придерживаясь такой позиции, и вы вместе преодолеете не то что внешние, приходящие проблемы, но и внутренние, какими бы изощрёнными они не были.

Семейная терапия предназначена для оказания помощи семьям. Она помогает справиться и с крупномасштабными проблемами, и с совсем незначительными, и бытовыми проблемами. Семейная терапия предназначена для устранения проблем в семье или внесения вклада в преодоление существующей дисгармонии в семье.

Семейная терапия может быть полезным предприятием, и для семейной пары, и для более широкого определения «семьи», которое включает в себя родственников, близких друзей. Что следует ожидать от семейной терапии? Семейная терапия может быть представлена в течение нескольких занятий или циклов посещений. На некоторые занятия могут приходить все члены семьи, а какие-то могут быть сугубо индивидуальными или парными встречами. То есть психолог разговаривает с каждым из супругов по отдельности, чтобы четче сформировать картину представленной проблемы.

Как может помочь семейная терапия?

Разговоры «по душам» часто являются эффективным способом помочь семье сосуществовать и функционировать более мирным путем, потому что семейные пары будут видеть свои проблемы, и будут учиться их решать. Семейная терапия может быть особенно эффективна в семьях с несколькими поколениями, потому что проблема поколений часто может вызывать недовольство и недоразумения между членами семьи. Из чего состоит семейная терапия? Семейная терапия предлагает в открытой форме для членов семьи обсудить свои мысли и чувства, не опасаясь физического или морального нападения. Психологи помогают членам семьи справиться с личными проблемами, а также проблемами других членов семьи и создать положительную динамику в семье. Предлагая возможность открытого разговора между домочадцами, семейная терапия часто помогает создать более приятную комфортную обстановку в доме.

Существует несколько видов семейной терапии

Семейная терапия бывает трех основных типов. Наиболее распространенным типом семейной терапии, является теория системы семьи, которая свидетельствует о том, что семья является ячейкой общества, которая лучше работает в унисон, а не по отдельности. Другие виды терапии семьи сосредоточены на психологической динамике семьи и поведенческих проблемах отдельных членов семьи.

Преимущества терапии для семейных пар – возможность сглаживания конфликтов, обучение контролю своих чувств в той или иной ситуации. Понимание того, как решать конфликты могут также помочь вам предвидеть будущие проблемы и полностью избежать их, или решить их быстро. Пары могут испытывать большее удовлетворение от своих отношений после посещения психолога. Важно понимать, что только совместная работа над проблемами в отношениях и в вашей семье, приведет вас к эффективному результату.

Системная семейная терапия - это популярный в наше время вид психологической помощи, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности человека рассматриваются как симптомы семейной системы, как они влияют на всю семью в целом, а не только на отдельные ситуации, какие скрытые выгоды приносят.

Основная цель системной семейной терапии состоит в упорядочивании семейной системы в личном понимании клиента, через выстраивание четкой структуры взаимосвязей, в восстановлении нарушенных связей и высвобождении связанных с таким нарушением чувств. Как носитель изменений, клиент возвращается в свою систему, а система начинает меняться вслед за изменениями своего участника.

Данное направление дает возможность увидеть и изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на клиента и членов его семьи, при этом, не требуя присутствия всех членов семьи, позволяет быстро выявить проблемные места и скрытые ресурсы.

В системной семейной терапии поднимаются темы психологии отношений, любви и ревности, конфликтов и способов их решения, и многие другие..

Системная семейная терапия помогает:

  • Узнать, что такое семейная система, ее правила, связи, закономерности функционирования, границы;
  • Осознать себя в качестве части своей семьи, вернуть себе всех недостающих родственников, навести в семейной системе порядок и в результате - восстановить «потоки любви», о которых говорил Берт Хелингер;
  • Гармонизировать отношения со своими близкими;
  • Прикоснуться к семейным конфликтам и обнаружить, что они разрешимы;
  • Встретиться с самыми "страшными" семейными историями и обнаружить ресурсы, скрытые в них, а также возможность оставить их в прошлом, избавиться от их влияния на настоящую жизнь сейчас;
  • Исследовать свои отношения с первыми значимыми людьми - мамой, папой и понять какое влияние это оказывает на построение отношений в настоящем, на наличие отношений, их качество или их отсутствие;
  • Улучшить отношения с сиблингами - братьями, сестрами за счет восстановления правильного порядока в отношениях с сиблингами и родителями;
  • Разобраться с сексуальными супружескими дисгармониями, понять, куда уходит страсть и откуда она приходит;
  • Обнаружить истинное содержание «любовных треугольников» и узнать обо всех скрытых смыслах супружеских измен, действующих механизмах и выгодах каждой стороны;
  • Узнать, почему некоторые люди часто попадают в отношения в качестве «третьего», понять, что «третий - не лишний», какой он молодец и как много пользы приносит семье;
  • Правильно завершить «эдипову» стадию, что является ключом к дальнейшему построению своей пары;
  • Узнать о стадиях, которые проходят каждые отношения, о закономерностях и задачах прохождения каждой стадии, об опасностях и возможностях сохранения пары на каждой стадии развития отношений;
  • Узнать, что такое сепарация от родителей, зачем она нужна, продвинуться в этом процессе в сторону свободных и легких, «взрослых» отношений с родителями;
  • Перестать быть семейным козлом отпущения, освободить от этой роли своего ребенка;
  • Узнать, что нужно детям для полноценного роста и развития и освободить детей от груза взрослых проблем, который им не по плечу;
  • Вернуть взаимоуважение, взаимопонимание, понять суть конфликтов и причину непонимания;
  • Лучше понять и своего партнера и себя самого;
  • Научиться оказывать поддержку друг другу и возродить утраченную духовную близость;
  • Для родителей открывается возможность увидеть в своем ребенке то, что скрывалось в будничной повседневности, улучшить взаимный контакт, поднять отношения на новый уровень;
  • Обеспечить себе профилактику инсультов и инфарктов за счет улучшений отношений с родителями, супругами, детьми, вернуть утраченную любовь;
  • Осознать, что семья - это навсегда и что это благо (опора, фундамент, корни, почва);
  • Узнать, что нужно для того, чтобы в своей семье жилось хорошо и как сделать так, чтобы семья была тем местом, в которое всегда хочется возвращаться.

Системная семейная терапия основана на нескольких методах и подходах.

Во-первых, это гештальт-подход, который прекрасно дополняет данное направление, основываясь на феноменологическом подходе и парадоксальной теории изменений А. Бейссера.

Во-вторых это системный подход, в котором рассматриваются сложности клиента как способ организации жизни в его семейной системе. Тогда можно искать: системные нарушения и «перекосы», лиц-выгодополучателей от ситуации, утраченных членов семьи, несправедливо лишенных своего места в системе, семейные травматические истории, резонансом отдающиеся через несколько последующих поколений и другие интересные особенности функционирования семейной системы.

В третьих это групповая терапия, со всеми преимуществами, которые дает групповой процесс для усиления проработки проблем и вопросов каждого участника группы, с возможностью задействовать ресурсы группы, такие, как обратная связь, поддержка, раскрытие за счет раскрытия других участников, возможность провести расстановку либо работу с элементами психодрамы. Также групповая работа дает возможность увидеть свои дисфункциональные способы обращения с окружающими (такие, например, как упрек, вина, обида, контроль). А также узнать, какова настоящая реакция людей на такие способы, и здесь же в группе попробовать другие способы взаимодействия, более здоровые.

И, конечно же, большое внимание уделяется психосоматическим симптомам как способу регуляции отношений в семейной системе, вплоть до желания умереть как возможности насолить другому члену семьи. У суицидального импульса в семейной системе всегда есть одна или несколько причин, лежащих вне фигуры клиента, и возможность добраться до этих причин может быть также возможностью сохранить чью-то жизнь. В этом смысле системная семейная терапия - один из самых перспективных методов для работы с суицидальной проблематикой.

В качестве одного из инструментов работы Системная семейная терапия использует системные расстановки по методу Б. Хеллингера.

Расстановка— это возможность посмотреть на волнующую жизненную ситуацию с реальной позиции, увидеть развитие ситуации, ее скрытую динамику, узнать, что чувствуют лица, участвующие в ситуации и попробовать найти разрешение. Путем расстановок можно улучшить отношения в семье, с коллегами, с начальником, с мужчинами, с женщинами, с деньгами, увидеть причину появления болезни и т.д.

Из истории Системной семейной терапии:

Вирджиния Сатир

Вирджи́ния Сати́р 26 июня 1916, Висконсин - 10 Сентября 1988, Пало-Альто) - американский психолог, психотерапевт. Идеи Вирджинии Сатир оказали большое влияние на развитие семейной психотерапии.

Одной из наиболее инновационных идей Сатир была «проблема представления», заключающаяся в том, что для человека наибольшую проблему представляет некий образ трудности в то время, как реальной проблемой являются способы преодоления этих трудностей человеком. Одной из наиболее распространенных проблем, по Сатир, является низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Эта проблема формируется у ребенка до 5-ти лет в отношении к нему родителей.

В 1964 году Сатир написала книгу об общей семейной терапии, родившейся из описания учебного курса для студентов. С каждой последующей публикацией популярность Сатир росла, она ездила с обучающими семинарами по всей Америке, и вскоре уже путешествовала по миру, презентуя свои методы, была даже в Советском Союзе. В 70-80-х организацией «Группа развития психиатрии» (Group of Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, согласно которому техники и приемы Вирджинии Сатир оказали на практиков наибольшее влияние.

Книги В. Сатир:

  • " Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту."
  • "Как строить себя и свою семью"
  • "Почему семейная терапия"
  • "Психотерапия семьи".

Карл Витакер (1912 - 1995), доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии — возможно, самая противоречивая фигура в пантеоне "звезд" современной психотерапии.

В различные периоды жизни — профессор и заведующий кафедрой психиатрии в Университете Эмори, профессор медицинского отделения Университета штата Висконсин. Его вклад в развитие семейной терапии отмечен наградами Американской ассоциации супружеской и семейной терапии, избранием на пост президента Американской академии психотерапии.

Предложил символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Большое значение в концепции Витакера. имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи в целом, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по Витакеру — это "опыт невербального общения в пространстве фантазии". Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о "Сражении за Структуру" и "Сражение за Инициативу". Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы — у семьи, а не у психотерапевта. Психотерапевт не может дать семье больше, чем они могут сделать друг для друга, он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. Понятие "Сражение за инициативу" предполагает, что чем больше растревожить семью, тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. В "пространстве" психотерапии семья, вступая в контакт с терапевтом, вынуждена взять инициативу в свои руки. Согласно Витакеру независимо от уровня образования и профессионализма те мерки, которые психотерапевты прилагают к семье, автоматически отражают их собственные личностные установки, предубеждения, комплексы и жизненный опыт. Наряду с тем, что психотерапевты заглядывают в семейную систему посредством изощренных психотехнических средств, чтобы узнать что-то действительно важное о семье, они нуждаются в личностном ощущении семейного движения. Утверждается также, что семейный терапевт может сохранить свою профессиональную полезность и избежит "сгорания", когда будет всерьез принимать во внимание свои собственные потребности, относиться к себе как к самоценной и самодостаточной сущности. В этой связи подчеркивается необходимость принимающей профессиональной среды — позитивно-ориентированного сообщества семейных терапевтов. Здоровая семья как эталон для психологической помощи — это "система в движении", процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Основные труды Витакера: "Корни психотерапии" (в соавт. с Т. Малоне), "Психотерапия хронической шизофрении", "Испытание семьей" (в соавт с А. Напиером), "Танцы с семьей" (в соавт. с У. Бамбиери), "От психики к системе", "Полуночные видения семейного терапевта".

Терапевты о системной семейной терапии:

- Помогите нам с ребенком. Да с ним сладу нет! Мы ему слово, он нам - десять. Что делать? Или позанимайтесь с ним, пусть он научится, как себя вести.

Кто такие мы? Это мама и бабушка. Где папа? В разводе с мамой, живет с новой семьей. Там тоже есть мальчик, сын его новой жены.

А раньше папа жил сам, забирал сына к себе, играл с ним, занимался уроками, в школу приходил. Теперь живет в другом городе, видятся редко. Мальчик любит папу и очень за ним скучает. И изводит маму, ведь мама - рядом, а папа далеко.

Он как будто спрашивает все время, что случилось с нашей семьей? А я вам нужен? Важен? А ты правда не бросишь меня, как папа?

Мальчик спрашивает: почему вы с папой развелись?

Что ему отвечать? Объяснять, кто прав, кто виноват, как так вышло? Или - не твое дело, вырастешь - поймешь?

Или - все мужчины такие растакие, только ты у меня хороший. И - законный вопрос, а я что, не мужчина? А если мужчина, то я тоже должен быть такой-растакой. И - я вам докажу, что я мужчина!

И это только верхушка айсберга, как выглядит ситуация на первый взгляд.

Для того, чтобы разобраться, помочь этой семье, этому ребенку, этой маме, бабушке, и даже папе облегчить непростую задачу контакта с прежней семьей, нужен специальный подход.

Этот подход изобрели психиатры, раз за разом сталкиваясь с интересным, но печальным феноменом. Пациенты, которым становилось в результате лечения значительно лучше, вернувшись домой очень быстро возвращались к своим прежним болезненным симптомам. Месяцы лечения шли насмарку в течение 2-3 дней! Почему так?

Один из родоначальников семейной терапии, американский психотерапевт Карл Витакер писал: «Я не верю в людей, я верю в семьи». Мы все родом из своих семей, нас там растили, воспитывали, учили жить своими наставлениями, прямыми или косвенными, своим примером показывали, как надо поступать, кто такие женщины, кто такие мужчины, как обращаться с детьми, кто главный, как распределять финансы и т.д. и т.п.

Все члены семьи связаны между собой невидимыми, но необычайно прочными узами. Природа этих связей такова, что информация передается от человека к человеку, иногда необъяснимым образом, но всегда - передается. Все в семье знают, кто к кому как относится, чувствуют «потепление» и «похолодание» в отношениях, понимают, кто главнее, у кого власть, а кто семейный «козел отпущения».

У каждого члена семьи в системе есть свое место, оно принадлежит ему по праву рождения или брака, это основные способы присоединиться к семье. Хотя бывают еще «дополнительные» способы привлечь кого-то, например, завести любовника или любовницу, когда туго в отношениях, а прямой конфликт с партнером грозит развалом семьи. Долгое совместное проживание с ведением хозяйства и интимными отношениями признается в качестве брака даже государством. Иногда к семье присоединяется некровный родственник за какие-то свои заслуги перед семьей, заботу-любовь-привязанность, а также места в системе могут занимать домашние животные.

Итак, по принципу кто от кого родился определяются поколения в системе, или горизонтали. Горизонталь бабушек и дедушек. Горизонталь мам и пап, дяди-тети здесь же, друзья мам или пап также принадлежат к этой горизонтали, если по какой-то причине включены в систему. Такой причиной чаще всего является тайная сексуальная связь, о которой «никто» не знает. На теме лежит табу и даже думать об этом запретно, но мамина подруга почти как вторая мама. Почему-то очень тянет ее в этот дом.

Горизонталь детей - от всей предыдущей горизонтали все дети находятся в следующей. Это сиблинги, или равные, братья и сестры.

Может быть представлена и следующая горизонталь - внуки, если есть уже.

По вертикалям, которые можно провести через горизонтали, существует четкая субординация и иерархия. У ребенка есть право занимать именно это место под мамой и папой, потому что он от них родился. У мамы - занимать именно это место под бабушкой и дедушкой, потому что они ее родители. И так далее. Разведенный супруг не исчезает из системы, а связь с ним просто удлиняется, место рядом с его бывшей супругой освобождается для нового партнера, а их дети так и остаются на своих местах их детьми. Так же как их связь, созданная ими, так же остается связью. Несмотря на все попытки ее игнорировать или обрубать.

Вот почему при разводе стоит приложить все усилия, чтобы отношения остались хорошими, насколько это возможно. Поскольку связи остаются, то по ним, соответственно, передается любовь или ненависть, грусть и благодарность или яростное желание уничтожить. Вам выбирать, как это ни парадоксально звучит, что вы будете получать по своей связи. А также - что будут получать ваши дети. Потому что отголоски ненависти к вам будут лететь в ребенка, даже при всем видимом желании только любить ребенка. А ведь он похож на вас, в нем - часть вас, в нем навсегда запечатлелись некоторые ваши черты.

Или, что еще печальнее, оставленный супруг может захотеть отвоевать вас себе обратно хотя бы в этом, чистом и непорочном еще создании, которое не причиняло ему столько страданий и которое можно только любить, любить…

Задаривает папа дочку, наряжает, водит с собой по вечеринкам, покупает ей машину, гоняет женихов: это моя, кровинушка, а вы кто такие, недостойные все. И нет достойного, потому что он один и это папа. И не выходит дочка замуж, уже и 30 перевалило, а все нет достойных.

Или выскакивает, за кого-то ну уж явно невнятно-невозможного, непутевого, странного, рожает ребенка, потом быстро разводится и возвращается к маме с папой. Все, сценарий выполнен. Младший ребенок, ему положено на старости лет с мамой и папой остаться, заботиться о них, для этого и рожден. А внуки это хорошо, внуки в семью!

И вот какой еще интересный момент. В предыдущем варианте одна из семейных систем выиграла потомство. Невозможно представить масштаб военных действий, которые разворачиваются за то, к чьей системе будет принадлежать молодая семья, к ее или его. Чаще всего они скрытые, удачно замаскированные под благо-творительность, под лозунгом «мы плохого не пожелаем!

Свадьба! Ура! Горько! И жили бы они долго и счастливо, если бы представляли себе, что за каждым из них стоит огромная вертикаль, уходящая в седые века - родственники, род. Родовая история, травмы, победы, поражения, богатство, нищета, правила, судьбы, наследство.

Каждый род стремится выиграть молодую семью себе, чтобы в их доме было так, как заведено в этом роду, их дети продолжили традиции этого рода, и тоже стали бы врачами, или священниками, или продолжили бы дедушкин бизнес, принадлежали бы к их вероисповеданию, говорили бы на их языке. Теща, тесть, свекор, свекровь - не случайно отношения с этими людьми обычно самые напряженные, за редким исключением. Теща приходит и убирает у молодых в доме. Молодая мама так устает! Это - экспансия. Не зря молодой муж бесится, злится на нее, хоть она - просто одуванчик, помогать, спасать, пестовать и лелеять.

Болезни, особенно хронические, травматика, особенно частая, психосоматические заболевания, и даже сумасшествие (в некоторых случаях) - это симптом системы, при помощи которого что-то в системе регулируется.

Болеющий ребенок привязывает к себе и друг к другу родителей. Чем сильнее болеет, тем сильнее привязывает. Если бы родители любили друг друга и были естественно привязаны, ребенку не пришлось бы так болеть.

Только кто-то собрался на развод подавать, тут заболевание и обостряется.

Другой прекрасный пример - регулирование поведения подрастающего сына при помощи сердечных приступов и давления, или ВСД, вегето-сосудистая дистония. Прекрасная болезнь, входит в двенадцать классических психосоматических заболеваний. Как ты себя ведешь, смотри, маме как плохо! Эх, ты… Стоит маме услышать что-либо нежеланное, у нее давление. Сердце. Ноги подкашиваются. Все. Виновен. Застыл соляным столбом. Под такой виной или невозможно пошелохнуться, возвращаемся в свою комнату, ложимся, читаем, все, мама, я уже никуда не иду.

Или - второй полюс, бунтарство, всех куда подальше и я буду делать все по-своему, выглядит как свобода. Но от свободы отличается вспышками гнева, прямо взрывами, вроде сказали на пол копейки, а взорвалась уже на рубль. Приблизиться невозможно. Не влезай - убъет! Таким обычно говорят в семье, никто на тебе не женится с таким характером, что означает косвенный запрет на выход замуж. Да, с такой установкой трудновато будет все же выйти. Невеста будет изводить жениха вспышками, проверять на прочность, что, действительно женишься? А если вот так? Жених - думать, ойе, и так всю жизнь? И не женится. Сценарий выполнен. Аплодисменты!

Только аплодировать некому. Все заняты своей жизнью, никто всем залом не сидит тут на тебя не смотрит. Выиграешь ты или проиграешь, выполнишь свой сценарий или пойдешь своим Выбранным, не автоматическим путем - в большей мере это все для тебя, твоя жизнь, одна-единственная, между прочим, мамой-папой подаренная, и как ею распорядиться? Вернуть им долги воспитания, они на меня всю жизнь положили, во всем себе отказывали, теперь я для них поживу. Верну долг. Они мне - жизнь, и я им - жизнь. Так чего, может сразу, разом отдать? Как агнца - в жертву, одним движением? Нет, буду постепенно отдавать, день за днем, всю жизнь. А это то же самое. Медленное умерщвление себя, вместо быстрого.

А в семейной системе правильное движение жизни - от старших к младшим, и эстафета любви и заботы такая же: в нас вкладывают наши родители, чтобы мы отдали это нашим детям, а те - своим. Все ресурсы - любовь, время, деньги, образование, не в долг, а - передай дальше. Чтобы род продолжался, процветал. Потому что если вернуть назад, движение любви замкнется в кольцо и дальше не пойдет.

Множество тайн, прекрасных, завораживающих, ужасных, полезных и освобождающих можно узнать, обратившись к системной семейной терапии. Как нарушен порядок в вашей семье, как восстановить правильный порядок, вернуть потоки любви, денег, успокоить детей, стать счастливыми в браке или вне его (да-да, некоторым род разрешает не вступать в брак и не заводить потомство!), подойти к своей семейной системе с широко раскрытыми глазами и внимательно ее изучить, понять, какие законы и как до сих пор вами управляли, вернув себе таким образом руководство, власть над своей жизнью и осознанный выбор, как, где и с кем жить!

Создание карты семьи, фокусировки в гештальт-подходе, системные расстановки, элементы арт-терапии, работа с психосоматикой, с сексуальностью, групповая терапия, парадоксальные интервенции, составление геносоциограммы, детско-родительские отношения, контейнирование, работа с травмой, с семейными правилами, табу, работа с утратой, - вот далеко не полный перечень инструментария, с помощью которого мы разработали в гештальт-подходе обучающую специализацию по системной семейной терапии.

Это не только обширные теоретические, а также множество практических навыков и способов для приведения в порядок своей семейной системы!

И, безусловно, это возможности использовать теорию и методологию системной семейной терапии в своей работе гештальт-терапевта с индивидуальными клиентами, парами и семьями.