Портфолио своих работ. Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы. Общая форма - индивидуальное наполнение

Здесь на «Мегамозге» мы часто пишем о стартапах и их финансировании, в связи с чем у некоторых пользователей могут возникнуть оправданные терминологические вопросы. Практически в каждой статье об инвестициях в стартапы можно прочесть фразу: «СуперМегаСтартап привлек $дофига млн на стадии А» . Конечно, для многих эта фраза вполне себе понятна и естественна, но когда разговор заходит до литер B, C, D и далее, многие начинают плавать, в лучшем случае отделываясь общими фразами. В этой статье я попробую все прояснить и устранить этот досадный недочет.

В общем и целом венчурное инвестирование двунаправлено. С одной стороны оно предполагает привлечение стороннего капитала для разработки, усовершенствования, запуска и расширения компании. С другой - предполагается высокорисковое вложение средств с целью получения сверхприбыли. Процесс венчурного финансирования, как правило, осуществляется поэтапно, причем структура процесса достаточно гибка и не предполагает обязательной реализации всех классифицированных раундов инвестирования.

Согласно принятой терминологии различают следующие стадии венчурного финансирования:Посевная стадия (seed round) «Посев» - первый этап венчурного финансирования. На этом уровне, как правило, реализуются сравнительно скромные объемы капитала, предоставленные изобретателям или предпринимателям для финансирования раннего развития нового продукта или услуги. Средства этого уровня могут быть направлены для оплаты предварительных операций на разработку продукта, исследования рынка, формирование команды управленцев и разработку бизнес-плана.

Посевной капитал, являясь в некотором роде формой ценных бумаг, предполагает приобретение инвестором части нового бизнеса. Термин «посева» появился по аналогии и описывает самые ранние инвестиции, предназначенные для «поддержки штанов» бизнеса, пока он не сможет генерировать собственные денежные потоки или до тех пор, пока не будут инициированы дальнейшие инвестиции. Капитал этого уровня включает варианты использования средств друзей, семьи, бизнес-ангелов и краудфандинг.

Начальное финансирование является самым рискованным, поскольку инвестор не видит материализованного продукта и обладает только предпосылочными оценками реализации проекта финансирования.

В США посевной капитал инвестированный профессиональной венчурной компанией, как правило, не превышает $1 млн.

Посевные венчурные фонды участвуют и в более поздних раундах инвестирования наряду с другими игроками, финансирующими расходы на развитие и расширение бизнеса.

«Ангельский» раунд Возникновению этого термина мы обязаны Уильяму Ветцелю (William Wetzel), профессору Университета Нью-Гемпшира, в 1978 году опубликовавшему исследование, в котором он описывал венчурных инвесторов, по аналогии с меценатами бродвейских театральных постановок.

Этот уровень финансирования иногда объединяют с посевным, если посевные инвестиции были получены от бизнес-ангелов. Соответственно, размещенное выше описание посевных инвестиций в части касающейся венчурных капиталистов справедливо для этого раунда финансирования. Если ангельский раунд отделен от посевного, на этом уровне инвестиции предлагаются взамен обыкновенных акций компании.

Особенностью ангельского инвестирования является то, что помимо денежных средств предлагается помощь в организации, управлении и правильном распределении этих средств. Многие ангелы обладают такими недокументированными возможностями, по сравнению с которыми вложение ими денежных средств может оказаться мелкой услугой.

Литерные раунды инвестицийСерия «А» является, как правило, первым значительным раундом венчурного финансирования. Название отражает обмен привилегированных акций на инвестиционные средства. Привлеченный капитал расходуется на рост дохода и образование прибыли, расширение и финансирование. Инвестиции серии «А» требуются для скорейшего развития и роста. Чаще всего в этот период активизируются конкуренты, а также есть возможность захвата значительной части рынка.

Привилегированные акции этого раунда распределяются на участников посевных и ранних инвестиций. Эти акция часто конвертируются в обыкновенные акции в случаях продажи компании или IPO.

Серия «A» традиционно важный этап финансирования стартапов. Типичный раунд этой серии привлекает средства в размере от $2 до $10 млн за 10-30 процентную часть акций компании. Привлеченный в это время капитал предназначается для капитализации компании на срок от 6 месяцев до 2 лет, пока компания развивает свой продукт, осуществляет первичный маркетинг и брендинг, нанимает своих первых сотрудников, а также завершает незаконченные на ранних этапах бизнес операции.

Источниками капитала серии «А» чаще всего становятся венчурные фонды и частные лица, причем пересечение инвесторов с предпринимателями происходит посредством различных конференций и демо-дней, поскольку молодые компании не являются публичными и информация о них не печатается в финансовых изданиях.

Справедливости ради стоит отметить тот факт, что все раунды инвестиций чаще всего являются смешанными инвестициями, включающими средства ангельских, институциональных и частных инвесторов, а также собранные на краудфандинговых платформах.
Структура инвестиций серии «А» предполагает расходование меньших инвестиционных пакетов на привлечение и проведение крупных инвестиций, финансовые расходы для обслуживания новых инвесторов, а также анализ и аудит со стороны институциональных инвесторов. Таким образом, компании, нуждающиеся в операционных средствах и не подготовленные к крупным венчурным инвестициям, стараются привлечь ангельский капитал. На этом этапе привлечение крупных инвестиционных пакетов не только необоснованно, но и практически губительно для неоперившегося бизнеса.

Обычно инвестиции серии «А» в технологический сектор широко освещаются в деловой прессе, блогах, отраслевых отчетах и других средствах массовой информации. В других отраслях этот раунд венчурных инвестиций происходит схожим образом, на таких же правовых и финансовых началах, различаясь в основном специфической отраслевой терминологией.

В зависимости от потребностей и возможностей компании, серия «А» может продвинуть компанию до точки, в которой она сможет оперировать своими собственными денежными потоками.

Серия «В» предполагает инвестиции, расходуемые на развитие и рост бизнеса. Чаще всего под этим понимается перенос бизнес-модели компании на новые рынки.

Вообще все литерные раунды инвестиций полностью отличаются лишь типом предлагаемых ценных бумаг, по функциям и структуре расходов раунды могут обладать схожими признаками. Соответственно литере раунда различаются и бумаги. Так первый раунд финансирования компании включает выдачу привилегированных бумаг серии «A», второй тур - бумаги серии «B» и так далее. Большинство стартапов не выходят за рамки инвестиционных серий «C» или «D». Бумаги каждой серии обладают разным достоинством.

Когда достичь целей инвестиционного раунда не удается, компания переходит к следующему, но инвесторам следует учитывать, что поздние раунды обладают меньшей прибыльностью. Предпринимателям, в свою очередь, нужно помнить о возможности размытия капитала компании и потере контроля.

Также поздние серии могут свидетельствовать о том, что компания развивается не так, как ожидалось. В этом случае инвесторы могут беспокоиться о том, что компания провела слишком много раундов привлечения средств, посчитав это признаком стагнации.

Серии «А"», «В"», ... Иногда компаниям требуются дополнительные средства на текущем этапе инвестирования. Чтобы не начинать новый раунд предприниматели пытаются провести докапитализацию компании на тех же самых условиях.

Бывает что также выделяют серии «АА», «ВВ»,… На сегодняшний день инвестиции этих раундов принято выделять как предварительные перед соответствующими по литере раундами. Серией «АА» иногда даже называют посевные инвестиции, что на мой взгляд совершенно не отражает ее сущность. Серия «АА» используется для поддержки менее капиталоемкого роста бизнеса и отличается упрощенными процедурами и низкими юридическими издержками, что в свою очередь, не может не привлекать ранних инвесторов и учредителей.

Некоторые выделяют еще промежуточные раунды инвестиций, но их реализация достаточно редкое и спорное событие. Эти раунды предполагают привлечение средств, дающих повышенный инвестиционный доход, но обладающих самым низким приоритетом погашения.

Тема венчура на сегодня одна из самых востребованных и интересных, поскольку переживает очередное перерождение. При этом существует определенная сложность изучения процессов рынка венчурного капитала, заключающаяся в отсутствии единого теоретического и методологического подхода к венчурному инвестированию.

Так как рынок венчурного капитала зародился и получил наибольшее развитие в США, мы вынуждены мириться с существующей терминологией. При этом характерно, что американская система венчурных инвестиций отличается как от европейской, так и от нашей, и основана на непрерывном цикле финансирования (основной задачей венчурного рынка является аккумулирование средств и их размещение). С американской точки зрения в понятие венчурного капитала вкладывается высокорисковый капитал на «посевной» и «начальной» стадиях развития. Европейский подход (впрочем как и российский) дополняет венчурный капитал инвестициями на поздних стадиях развития. Также особенностью отечественного венчурного капитализма является формирование фондов венчурных и прямых инвестиций под конкретный проект, часто продвигаемый государством. При этом в американском варианте прямые инвестиции вообще не входят в понятие венчурного капитала.

Согласно исследованиям Dow Jones VentureSource, описанным
  • Финансы в IT
  • Здесь на «Мегамозге» мы часто пишем о стартапах и их финансировании, в связи с чем у некоторых пользователей могут возникнуть оправданные терминологические вопросы. Практически в каждой статье об инвестициях в стартапы можно прочесть фразу: «СуперМегаСтартап привлек $дофига млн на стадии А» . Конечно, для многих эта фраза вполне себе понятна и естественна, но когда разговор заходит до литер B, C, D и далее, многие начинают плавать, в лучшем случае отделываясь общими фразами. В этой статье я попробую все прояснить и устранить этот досадный недочет.

    В общем и целом венчурное инвестирование двунаправлено. С одной стороны оно предполагает привлечение стороннего капитала для разработки, усовершенствования, запуска и расширения компании. С другой - предполагается высокорисковое вложение средств с целью получения сверхприбыли. Процесс венчурного финансирования, как правило, осуществляется поэтапно, причем структура процесса достаточно гибка и не предполагает обязательной реализации всех классифицированных раундов инвестирования.

    Согласно принятой терминологии различают следующие стадии венчурного финансирования:Посевная стадия (seed round) «Посев» - первый этап венчурного финансирования. На этом уровне, как правило, реализуются сравнительно скромные объемы капитала, предоставленные изобретателям или предпринимателям для финансирования раннего развития нового продукта или услуги. Средства этого уровня могут быть направлены для оплаты предварительных операций на разработку продукта, исследования рынка, формирование команды управленцев и разработку бизнес-плана.

    Посевной капитал, являясь в некотором роде формой ценных бумаг, предполагает приобретение инвестором части нового бизнеса. Термин «посева» появился по аналогии и описывает самые ранние инвестиции, предназначенные для «поддержки штанов» бизнеса, пока он не сможет генерировать собственные денежные потоки или до тех пор, пока не будут инициированы дальнейшие инвестиции. Капитал этого уровня включает варианты использования средств друзей, семьи, бизнес-ангелов и краудфандинг.

    Начальное финансирование является самым рискованным, поскольку инвестор не видит материализованного продукта и обладает только предпосылочными оценками реализации проекта финансирования.

    В США посевной капитал инвестированный профессиональной венчурной компанией, как правило, не превышает $1 млн.

    Посевные венчурные фонды участвуют и в более поздних раундах инвестирования наряду с другими игроками, финансирующими расходы на развитие и расширение бизнеса.

    «Ангельский» раунд Возникновению этого термина мы обязаны Уильяму Ветцелю (William Wetzel), профессору Университета Нью-Гемпшира, в 1978 году опубликовавшему исследование, в котором он описывал венчурных инвесторов, по аналогии с меценатами бродвейских театральных постановок.

    Этот уровень финансирования иногда объединяют с посевным, если посевные инвестиции были получены от бизнес-ангелов. Соответственно, размещенное выше описание посевных инвестиций в части касающейся венчурных капиталистов справедливо для этого раунда финансирования. Если ангельский раунд отделен от посевного, на этом уровне инвестиции предлагаются взамен обыкновенных акций компании.

    Особенностью ангельского инвестирования является то, что помимо денежных средств предлагается помощь в организации, управлении и правильном распределении этих средств. Многие ангелы обладают такими недокументированными возможностями, по сравнению с которыми вложение ими денежных средств может оказаться мелкой услугой.

    Литерные раунды инвестицийСерия «А» является, как правило, первым значительным раундом венчурного финансирования. Название отражает обмен привилегированных акций на инвестиционные средства. Привлеченный капитал расходуется на рост дохода и образование прибыли, расширение и финансирование. Инвестиции серии «А» требуются для скорейшего развития и роста. Чаще всего в этот период активизируются конкуренты, а также есть возможность захвата значительной части рынка.

    Привилегированные акции этого раунда распределяются на участников посевных и ранних инвестиций. Эти акция часто конвертируются в обыкновенные акции в случаях продажи компании или IPO.

    Серия «A» традиционно важный этап финансирования стартапов. Типичный раунд этой серии привлекает средства в размере от $2 до $10 млн за 10-30 процентную часть акций компании. Привлеченный в это время капитал предназначается для капитализации компании на срок от 6 месяцев до 2 лет, пока компания развивает свой продукт, осуществляет первичный маркетинг и брендинг, нанимает своих первых сотрудников, а также завершает незаконченные на ранних этапах бизнес операции.

    Источниками капитала серии «А» чаще всего становятся венчурные фонды и частные лица, причем пересечение инвесторов с предпринимателями происходит посредством различных конференций и демо-дней, поскольку молодые компании не являются публичными и информация о них не печатается в финансовых изданиях.

    Справедливости ради стоит отметить тот факт, что все раунды инвестиций чаще всего являются смешанными инвестициями, включающими средства ангельских, институциональных и частных инвесторов, а также собранные на краудфандинговых платформах.
    Структура инвестиций серии «А» предполагает расходование меньших инвестиционных пакетов на привлечение и проведение крупных инвестиций, финансовые расходы для обслуживания новых инвесторов, а также анализ и аудит со стороны институциональных инвесторов. Таким образом, компании, нуждающиеся в операционных средствах и не подготовленные к крупным венчурным инвестициям, стараются привлечь ангельский капитал. На этом этапе привлечение крупных инвестиционных пакетов не только необоснованно, но и практически губительно для неоперившегося бизнеса.

    Обычно инвестиции серии «А» в технологический сектор широко освещаются в деловой прессе, блогах, отраслевых отчетах и других средствах массовой информации. В других отраслях этот раунд венчурных инвестиций происходит схожим образом, на таких же правовых и финансовых началах, различаясь в основном специфической отраслевой терминологией.

    В зависимости от потребностей и возможностей компании, серия «А» может продвинуть компанию до точки, в которой она сможет оперировать своими собственными денежными потоками.

    Серия «В» предполагает инвестиции, расходуемые на развитие и рост бизнеса. Чаще всего под этим понимается перенос бизнес-модели компании на новые рынки.

    Вообще все литерные раунды инвестиций полностью отличаются лишь типом предлагаемых ценных бумаг, по функциям и структуре расходов раунды могут обладать схожими признаками. Соответственно литере раунда различаются и бумаги. Так первый раунд финансирования компании включает выдачу привилегированных бумаг серии «A», второй тур - бумаги серии «B» и так далее. Большинство стартапов не выходят за рамки инвестиционных серий «C» или «D». Бумаги каждой серии обладают разным достоинством.

    Когда достичь целей инвестиционного раунда не удается, компания переходит к следующему, но инвесторам следует учитывать, что поздние раунды обладают меньшей прибыльностью. Предпринимателям, в свою очередь, нужно помнить о возможности размытия капитала компании и потере контроля.

    Также поздние серии могут свидетельствовать о том, что компания развивается не так, как ожидалось. В этом случае инвесторы могут беспокоиться о том, что компания провела слишком много раундов привлечения средств, посчитав это признаком стагнации.

    Серии «А"», «В"», ... Иногда компаниям требуются дополнительные средства на текущем этапе инвестирования. Чтобы не начинать новый раунд предприниматели пытаются провести докапитализацию компании на тех же самых условиях.

    Бывает что также выделяют серии «АА», «ВВ»,… На сегодняшний день инвестиции этих раундов принято выделять как предварительные перед соответствующими по литере раундами. Серией «АА» иногда даже называют посевные инвестиции, что на мой взгляд совершенно не отражает ее сущность. Серия «АА» используется для поддержки менее капиталоемкого роста бизнеса и отличается упрощенными процедурами и низкими юридическими издержками, что в свою очередь, не может не привлекать ранних инвесторов и учредителей.

    Некоторые выделяют еще промежуточные раунды инвестиций, но их реализация достаточно редкое и спорное событие. Эти раунды предполагают привлечение средств, дающих повышенный инвестиционный доход, но обладающих самым низким приоритетом погашения.

    Тема венчура на сегодня одна из самых востребованных и интересных, поскольку переживает очередное перерождение. При этом существует определенная сложность изучения процессов рынка венчурного капитала, заключающаяся в отсутствии единого теоретического и методологического подхода к венчурному инвестированию.

    Так как рынок венчурного капитала зародился и получил наибольшее развитие в США, мы вынуждены мириться с существующей терминологией. При этом характерно, что американская система венчурных инвестиций отличается как от европейской, так и от нашей, и основана на непрерывном цикле финансирования (основной задачей венчурного рынка является аккумулирование средств и их размещение). С американской точки зрения в понятие венчурного капитала вкладывается высокорисковый капитал на «посевной» и «начальной» стадиях развития. Европейский подход (впрочем как и российский) дополняет венчурный капитал инвестициями на поздних стадиях развития. Также особенностью отечественного венчурного капитализма является формирование фондов венчурных и прямых инвестиций под конкретный проект, часто продвигаемый государством. При этом в американском варианте прямые инвестиции вообще не входят в понятие венчурного капитала.

    Согласно исследованиям Dow Jones VentureSource, описанным

    Вопрос о расширении бизнеса за счет внешнего финансирования — это ключевой момент для большинства стартапов. Как вы думаете, будут ли внешние инвесторы иметь достаточный интерес к вашему продукту? Уверены ли вы, что они захотят инвестировать в вашу компанию? И каковы явные признаки того, что финансирование на развитие стартапа вы не получите?

    Если вы похожи на большинство предпринимателей, то вы наверняка, придумав бизнес-идею, вышли на рынок на свои собственные деньги или убедили вложиться в нее одного или двух своих друзей и сделали их соучредителями. На данном этапе, хотя это и может показаться преждевременным, вы должны принять решение о том, как будет выглядеть ваша корпоративная структура, особенно если у вас есть бизнес-партнеры. Структура должна основываться на долгосрочных целях и четко определять границы собственности.

    Эта фаза развития компании обычно нуждается в самонастройке, когда вы используете свои собственные ресурсы, чтобы убедиться в правильности выбранной концепции и разработки прототипа или минимально жизнеспособного продукта (MVP). Многие предприниматели часто подключают друзей и членов семьи к раунду финансирования, чтобы помочь концепции продукта быстрее созреть, а также чтобы привлечь первых клиентов еще до привлечения внешнего финансирования от бизнес-ангелов или венчурных инвесторов.

    Хорошая идея — привлечь средства друзей или родственников в качестве конвертируемого долга. Еще одна рекомендация: найдите хотя бы одного внешнего консультанта, который имеет экспертный опыт в этой области на вашем рынке. Этот человек может стать для вас проводником в деле привлечения инвестиций. Такие люди, как правило, не являются основателями компаний, но имеют ценные бумаги, также они могут финансировать стартапы на ранней стадии развития.

    Итак, вы готовы привлечь внешние деньги на развитие бизнеса. Существует несколько тревожных признаков того, что у вас ничего не выйдет.

    1. Вы не можете добиться встречи с инвесторами.

    Вы никак не можете встретиться с инвесторами или, добившись встречи благодаря знакомствам, удивляетесь, что инвестор задает вам слишком мало вопросов. Такое поведение инвестора может объясняться несколькими причинами:

    • он не доверяет вашей команде;
    • вы не установили предварительные связи с ключевыми инвесторами;
    • у вас есть плохие отзывы клиентов и нет выполненных проектов;
    • у вашей команды плохая репутация;
    • вы стараетесь привлечь не тех инвесторов .

    Если вы столкнулись хотя бы с одной из этих проблем, вам нужно сделать шаг назад и подумать, готовы ли вы к привлечению инвестиций.

    Помимо всего прочего у вас может быть проблема с вводными маркетинговыми документами, например, с резюме бизнес-плана. Резюме бизнес-плана — это как резюме человека, оно создается для того, чтобы привлечь внимание инвестора и добиться с ним встречи. То есть это его единственная цель. Если вы пытаетесь объяснить слишком много или вы не в состоянии описать все происходящее в вашей компании доступным языком, вы не сможете добиться встречи с инвесторами.

    2. Ваш целевой рынок слишком ограничен и медленно растет.

    Вы не сможете выявить эту проблему, пока не составите подробный стратегический план и не изучите внимательно рынок, целевых клиентов и конкурентную среду. Внимательно прислушивайтесь к вопросам потенциальных инвесторов — они могут указать на эту проблему.

    Если вы еще не сделали тщательный анализ ситуации, лучше приостановите процесс финансирования, пока не убедитесь в том, что вы нацелены на большой рынок с потенциалом роста. В противном случае бизнес-ангелы и венчурные инвесторы не будут вкладывать средства в ваш проект.

    3. Вы не набирает обороты с той целевой аудиторией, которая у вас есть.

    Даже если ваш стартап еще не начал зарабатывать, вы все равно должны показать, что у потенциальных клиентов есть интерес к вашему продукту или услуге. Клиенты, демонстрирующие готовность оценить продукт, могут это сделать в реальности. Если у вас есть отзывы клиентов, а еще лучше несколько убедительных исследований, это пойдет только на пользу проекту.

    Внешние инвесторы могут захотеть пообщаться с уже имеющимися клиентами или потенциальными ключевыми клиентами до того, как решат профинансировать проект. И вам нужно это учитывать.

    4. Вы не можете добиться очередной встречи.

    Как правило, это указывает на то, что вы либо пытаетесь договориться не с теми инвесторами, либо интереса к вашему проекту изначально не было, как правило, из-за одной из причин, описанных выше. Прежде чем пытаться привлекать деньги, составьте целевой список и используйте сеть имеющихся деловых контактов, чтобы добиться встречи с нужными людьми.

    Отсутствие последующих встреч также может указывать на проблемы с вашей презентацией или маркетинговыми материалами. Вы должны структурировать информацию таким образом, чтобы было видно, что вы планируете отстаивать свои интересы с течением времени. Вы должны показать, что за определенный временной период готовы продемонстрировать прогресс в достижении целей.

    5. Вы приближаетесь к концу дорожки для разбега.

    Это либо признак того, что вы плохо управляете вашими средствами, либо что инвесторы недостаточно заинтересованы в вашей компании. Дело в том, что инвесторы не хотят вкладывать средства в компании с неграмотным менеджментом, и они точно не хотят иметь дело с людьми, доведенными до отчаяния. Если же такие инвесторы идут на переговоры, то, вероятнее всего, они хищники в переговорных процессах, а такой тип инвестора лучше избегать.

    6. Вы не проходите ключевые этапы.

    Инвесторам важно видеть, что компания продвигается к намеченным целям и выполняет свои обязательства. Если вы никогда не планировали ключевые этапы, то это большая проблема. Если вы поставили перед собой цели и обозначили ключевые этапы, но не смогли достичь их, то это будет сигналом для инвесторов.

    Процесс принятия решения может занять несколько месяцев, и ваши шансы на привлечение средств из внешних источников будут повышаться, если вы заранее позаботитесь о целевых инвесторах. Хорошо, если вы добились определенных показателей по объемам работы еще до того, как начали заниматься привлечением средств.

    7. Вы не можете привлечь в компанию талантливых специалистов.

    Если вы не можете нанимать лучших специалистов в компанию, то это значит, что у вашей компании не лучшая репутация на рынке труда.

    8. У вас высокий уровень текучести персонала.

    Если вашу компанию покидают люди, особенно ключевые специалисты, то это значит, что они не верят в ее перспективы либо у вас есть какие-то внутренние конфликты. Другая причина может заключаться в том, что вы нанимаете в команду людей, которые плохо вовлечены в работу и не заинтересованы в развитии компании.

    В любом случае текучесть персонала — это серьезный признак того, что вы будете не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, поэтому финансирование от инвесторов вы не получите.

    9. Вы не можете четко сформулировать уникальное торговое предложение (УТП).

    Фактически это одна из самых основных проблем бизнеса. В этом случае у потенциальных инвесторов даже не появится интереса к вашей компании. Все хотят вкладывать средства в стартапы с УТП, которое можно объяснить и доказать с течением времени.

    10. Вы получаете много вопросов по таблице капитализации.

    Это указывает на то, что у вас плохо выстроена структура капитала, а это будет воспринято новыми потенциальными инвесторами как большая проблема. Важно, чтобы у вас была чистая таблица капитализации на ранних раундах финансирования. Таблица капитализации включает в себя объем капитала, полученного компанией из каждого источника, долгосрочные заимствования и обыкновенные акции, а также коэффициенты капитализации.

    Важно, чтобы на ранних этапах финансирования у вас не было таких условий, которые сделают его обременительным для инвесторов последующих этапов.

    Прежде чем пытаться поднять любые внешние инвестиции, убедитесь в том, что ваша компания является подходящим кандидатом, чтобы заинтересовать инвесторов. Если у вас есть убедительная бизнес-модель, деловые связи и маркетинговый план, а также список потенциальных инвесторов, можете нацелиться на привлечение средств. Также хорошо, если вы сможете привлечь наставников, которые будут консультировать вас и давать вам прямую обратную связь перед надвигающимся этапом привлечения внешних инвесторов. Это позволит сэкономить время и избежать разочарований.

    Чек-лист для бизнесменов, которые хотят привлечь инвестиции

    Перед тем как привлекать финансирование от бизнес-ангелов, венчурных инвесторов или через краудфандинговую платформу, убедитесь, что вы выполнили все требования контрольного списка.

    1. Бизнес-план

    Это первый пункт в списке, потому что это, безусловно, самое главное, что должно быть у любого бизнесмена. Это фундамент, на котором будет строиться ваша компания. Ваша цель — представить общий обзор того, что представляет собой бизнес и как он собирается зарабатывать деньги.

    2. Исследование рынка

    Исследование рынка — это проверенные данные, свидетельствующие о необходимости и целесообразности бизнес-идеи. Без исследования рынка ваша идея представляет собой просто теорию. Возможно, вам придется хорошо заплатить, чтобы получить доступ к необходимым данным, или выполнить некоторые исследования самостоятельно, но вам нужно иметь какие-то цифры, чтобы обосновать ценность продукта.

    3. Финансовые модели

    Они должны быть естественной частью вашего бизнес-плана, но не стоит недооценивать детали, которые запрашивает большинство опытных инвесторов. Вам придется составить таблицы прогнозируемых расходов, доходов, продаж, а также прибыли, темпов роста, окупаемости. Все это должно служить доказательством тому, что ваш бизнес реально может зарабатывать деньги.

    4. Одно-, трех- и пятилетние планы

    Не зацикливайтесь исключительно на том, как вы будете строить свой бизнес в первый год. Вы должны наметить прогнозируемый рост в течение первого года, первых трех лет и первых пяти лет. Большинство инвесторов хочет видеть долгосрочное развитие компании с перспективой роста.

    5. Потенциальные клиенты

    Ваше исследование рынка должно подкрепляться базой потенциальных клиентов. Если вы можете получить по крайней мере несколько клиентских отзывов о вашем прототипе или отзывы потенциальных клиентов, инвесторы будут гораздо больше заинтересованы в сотрудничестве с вами.

    6. Реальные возможности

    Вы должны быть уверены в том, что способны лично справляться с проблемами и контролировать первые этапы развития и роста бизнеса. Если у вас есть многолетний опыт работы в отрасли или просто ценные данные, то вы должны быть в хорошей форме. В противном случае вам придется пройти обучение или обеспечить наличие внешних ресурсов, которые помогут вам.

    7. Имеющиеся инвестиции

    Хорошо, если потенциальные инвесторы увидят, что вы уже участвуете в капитале компании. Возьмите любые сбережения, которые у вас есть, соберите хоть какой-то начальный капитал, чтобы показать инвесторам, что у вашего проекта уже есть какая-то финансовая поддержка.

    8. Бренд

    Как правило, бренд вступает в игру во время развития маркетинговой стратегии бизнеса, а не на этапе привлечения средств. Тем не менее сильный бренд поможет создать образ жизнеспособного бизнеса для потенциальных инвесторов.

    9. Цель

    Перед тем как начать просить о финансировании, вы должны точно знать, сколько денег вам нужно и почему вам нужно именно столько. Существует большая разница между словами «Мне нужны деньги для моей идеи» и «Мне нужны $10 000 на покупку оборудования, $15 000 — для аренды офиса, $20 000 — для первого запуска продукта и $5 000 — для запуска маркетинговой кампании». Последний пример демонстрирует наличие плана и позволяет вашим инвесторам узнать, на что именно пойдут их деньги.

    10. Окупаемость

    Убедитесь, что у вас есть определенное представление о возврате инвестиций. Для модели краудфандинга это может означать наличие образцов продукции или вознаграждения для различных уровней инвестиций. Для индивидуальных инвесторов — прогнозируемые выплаты по истечении определенного периода времени.

    Если вы пропустили один или два элемента в чек-листе, не стоит сразу же сдаваться. Но убедитесь в том, что вы соответствуете большинству пунктов из этого списка. Если же у вас все в порядке и вы нашли достойных инвесторов, то у вас не должно возникнуть никаких проблем с получением денег.

    Мир стартапов и инвестироания бизнес-ангелов основывается на фразах, описывающих фазы стартап-бизнеса и фазы, на которы делаются инвестиции – идея/концепция, прототип/образец, посевное финансировае, финансирования цикла А, финансирование цикла В и т.д.

    … итак, когда же мы можем сказать, что стартап на стадии развития или на стадии финансирования? Вот тут уже бизнес-ангелы должны приложить усилия и пролить свет 🙂

    Стартап може быть на любой из следующих стадий своего развития

    1. Идея (обычно без финансирования) / Concept – идея, которая в общих чертах излолжена на бумаге или в электронном формате, но это еще неработающий продукт и не протестирован на рынке в реальности – хотя она и может быть основана на догадках, это все же результат переговоров с потенциальными покупателями. Многие бизнесы на сайтах краудфандинга еще на очень ранней стадии.

    2. Прототип (возможнос с посевным финансированием) / Prototype – идея, которая развилась в функционирующий продукт, который может быть представлена покупателям.

    3. Первые доходы (возможно с посевным финансированием) / Early stage – однажды, получив доход, бизнес находится перед выбором. Оставить стоимость почти на нуле (т.е. не производить выплаты создателям и партнерам) в целях сохранить активы внутри команды или получить финансирование для более быстрого роста, позволяя партнерам уделить больше времени на проект.

    4. Посевное финансирование / Seed stage – обычно предоставляемый бизнес-ангелами размер финансирования $50k+. Финансирование определяется для выхода бизнеса на этап самоокупаемости (т.е. не получить прибыль, а выжить). Иногда понятно, что для выхода бизнеса на самоокупаемость необходимо $200k, однако инвестор вкладывает только $50k. Важно именно на этой стадии искать дополнительное финансирование, не делать это новым этапом.

    5. Доход и рост прибыли (возможно при финансировани стадии А) / Revenue – рост дохода и образование прибыли, расширение и финансирование А требуются для скорейшего развития и роста, — обычно из-за угрозы конкуренции или уверенности, что есть возможность завоевать значительную долю рынка. Такая иллюзия часто встречается в цифоровых технологиях и ПО-разработкам, это объясняет почему они встречаются все меньше, поэтому многие венчурные компании как погружаются в стадию посевного финансирования бизнес-ангелами (или соинвестирования), так и выходят на финансирование стадии В.

    6. Развитие/рост бизнеса (возможно при финансировании стадии В) / Business expansion – обычно это перенос бизнес-модели на новые географические регионы – например, успешная модель для Великобритании транслируется на другие англо-говорящие страны, соотвественно с менеджерами по странам и компаниями в каждой из этих стран. Вот здесь бизнес получает уже многомилионные доходы и может в течение нескольких лет стать мультинациональной корпорацией.

    Часто на третьей стадии, первого дохода, бизнес выходит на внешние инвестиции либо остается полностью собстенным бизнесом.

    Разумеется, пропуск стадии посевного финансирования не отметает возможности привлечения финансов на стадии А и В, но с другой стороны, если бизнес принимает посевное финансирование, то почти всегда нужно привлекать финасирование на стадии А и В.

    Вопрос, которые часто остается без внимания и изучения (предпринимателями), что бизнес-идея и обзразец крайне редко подходят для посевного финансирования, за исключение некоторых определенных рынков для финансирования вроде Силиконой Долины. В Великобритании, например, бизнес-ангелы редко финансируют бизнес без наличия первых доходов, ну и вроде того.

    Марк Андриссен, один из отцов World Wide Web и основатель венчурной фирмы Andreessen Horowitz недавно поделился несколькими мыслями, касательно нынешнего распределения раундов инвестиций и количества капитала в них. Не секрет, что существует тенденция к укрупнению сид-раундов, которые, по сути, сейчас перекрывают и раунд А. Вот какую логику и проблемы видит в данной тенденции Марк Андриссен.

    Сид-раунд в 2003-2011 годах был от $500 тысяч до $1 миллиона. Сейчас вы наблюдаете, как все больше стартапов привлекают $2-3-4 млн или даже больше в качестве посевных инвестиций. Часто в несколько траншей. А теперь представьте стартап, который привлек $3-4 или даже $5-6 млн в качестве “посевных” инвестиций и собирается подымать “раунд А” от венчурной фирмы. Инвестор смотрит на предпринимателя и говорит: “Вы поднимаете не “раунд А”, вы поднимаете раунд В. Если смотреть на сумму, то вы уже подняли раунд А, когда привлекали посевные инвестиции”. Такая позиция может застать предпринимателя врасплох, но венчурные инвесторы думают о прогрессе и контрольных точках именно так. А это ключевые моменты при привлечении очередного раунда. Инвесторы расценивают раунд А как деньги на построение продукта и привлечение первых бета-пользователей. Раунд В – на построение бизнеса вокруг продукта и получение доходов. Поэтому, если стартап привлек на посевной стадии финансирование, соизмеримое с раундом А, а необходимого прогресса не достиг, то у него могут быть серьезные проблемы. Венчурный инвестор говорит: “Вы сказали, что поднимаете раунд А, хотя на самом деле, это раунд В. Но прогресс вашего проекта еще не достиг условий раунда В. Так что, спасибо за приглашение, но мы пасс”. Называя $3-4-5-6 миллионные раунды “посевными”, основатели рискуют подставить сами себя, пытаясь привлечь первый полноценный венчурный раунд.

    Фред Вилсон, партнер венчурной фирмы Union Square Ventures и один из наиболее известных венчурных инвесторов, с ним не согласен. Разногласие их лежит в контексте целей привлечения венчурных раундов разных стадий: Марк говорит, что «инвесторы расценивают раунд А , как деньги на построение продукта и привлечения первых пользователей ». А вот как видит ситуацию Фред Вилсон.

    «Нет, обычно раунд А должен быть такой»

    Посевные инвестиции необходимы для создания продукта и достижения соответствия продукта рынку , раунд А – для построение бизнеса, раунд В – для его масштабирования.

    Сид-раунды не должны быть такими большими, какими они являются сегодня. И они не должны тратиться ни на что другое, кроме построения продукта и поиска его места на рынке.

    В теории, конечно, можно поднять сид-раунд, которого хватит на все это, и не только. И все предприниматели заинтересованы в привлечение как можно большего количества капитала, при приемлемом размытии их доли.

    Но я старомоден. Мне кажется, что создание стартапа и его финансирование похоже на подъем по лестнице. Мой партнер Альберт [Венгер] предпочитает аналогию с видеоиграми (прохождение по уровням). Они обе верны. Но я все-таки останусь при своей.

    Первая ступенька , на которую вам необходимо забраться, это создание продукта, вывод его на рынок и нахождение его места на рынке . Именно для этого, как мне кажется, нужны посевные инвестиции .

    Вторая ступенька – это найм небольшой команды , которая поможет вам развивать бизнес , который вы создали. Для этого нужны деньги раунда А .

    Преодолевая третью ступень , вы должны масштабировать команду, увеличивать доходы и захватывать рынок . Это финансируется раундом В .

    Четвертая ступень – это выход на прибыльность . То есть, достижение точки, когда ваш денежный поток после вычета всех затрат может поддерживать и растить бизнес . Для этого необходим раунд С .

    Пятая ступенька – это генерирование ликвидности для вас, вашей команды и инвесторов. Для этого нужно первичное или вторичное размещение акций .

    Это очень простой взгляд на мир. Очень мало компаний смогут легко взобраться на эти ступени и уверено стоять на каждой из них. Shit happens. Мы все это знаем и можем с этим справиться.

    Я должен вам сказать, что компании (из всех портфелей, к которым я имел отношение), которые развивались наиболее успешно, прошли все эти ступени именно так.

    Не думаю, что перепрыгнуть через первые три ступени и сразу приземлиться на четвертой, это хорошая идея. Даже если у вас есть ноги (и средства), чтобы сделать именно так. Это рискованно. Если приземлитесь не достаточно правильно, то можете поскользнуться и упасть. А встать после этого будет очень сложно.