Цель образования как социального института. Характеристика образования как социального института. История развития образования

Образование - это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

3) учебный процесс.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции:

1) гуманистическую - выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

2) профессионально-экономическую - подготовка квалифицированных специалистов;

3) социально-политическую - приобретение определенного социального статуса;

4) культурную - усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

5) адаптационную - подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Диктант на объяснение понятий и знание их содержательных характеристик.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация» . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Институционализация – процесс и результат закреплениясоциальных связей и отношений в социальный институт. Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Этапами процесса институционализации являются

    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    формирование общих целей;

    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Основные функции соц.институтов, описанные представителями «институциональной школы»:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья , но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство .

2. Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др .

3. Производство и распределение . Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти .

4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Все эти функции подчинены одной главной цели - поддерживать общественный организм в состоянии стабильного порядка и высокой жизнеспособности.

Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

Политические , связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура).

Воспитательные и культурные , которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, семья).

Нормативно-ориентирующие институты . Их цель - создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, при­нятые в обществе. В соответствии с ними соверша­ются поступки.

Нормативно-санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этими институтами, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.

Церемониальные институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

По характеру организации институты разделяются на формальные и неформальные.

Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п.

Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.

К неосновным относят те, которые включены в основные:Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Каждый социальный институт включает:

    социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

    совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

    система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

    идеологические обоснования деятельности социального института;

    социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.

(Например) Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п.

Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы :

1) сеть образовательных учреждений;

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Признаки семьи как социального института;

1. Установки и образцы поведения – привязанность, уважение, ответственность.

2. Культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца.

3. Утилитарные культурные черты – дом, квартира (комната), мебель.

4. Устные и письменные кодексы поведения – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.

5. Идеология – любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.

семья - это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.

Моногамия - исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины.

Полига́мия - форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Имеет две формы - многожёнство и многомужество .

Полиа́ндрия - редкая форма полигамии , при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противопоставляется термину моноандрия.

полигини́я - одна из исторических форм полигамного брака , при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция - половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция - воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция - социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция - удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами - жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция - экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека - кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Кризисная семья – это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)

Асоциальная семья - семья, в которой имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе) К педагогически несостоятельным семьям , как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.

    Социальный институт семьи” подразумевает

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

Репродуктивная функция призвана опеспечивать воспроизводство новых членов общества.

Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

Рекреационная функция. Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, рпоблему распределения домашнего труда. . Ведение членами семьи общего хозяй-ства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

Семья как малая социальная группа. Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Исследователей интересуют цели, структура, состав, характер группового взаимодействия, структура власти, семейные нормы, ценности, удовлетворенность пребыванием в семье и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свою специфику, если исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, то исследование семьи как социальной группы - на внутренние связи. Итак, в качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа.

Из вышеприведенного видно, что понятие социальный институт следует отличать от понятия социальная группа. Если понятие "социальный институт семьи" подразумевает комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном множестве существующих семей определенного типа, то понятие "семья как малая группа" - отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений.

    Выделите общее и особенное в понятиях « социальный инстут» и « социальная организация».

Социальные организации - это семьи и поселения, заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, церковь, академия наук, творческие союзы и т. д.

Социальные институты - менее формальные и более свободные способы социальной связи, характерные для демократических обществ. Социальные организации - более формальные и несвободные способы социальной связи, присущие авторитарным обществам.

Социальный институт и организация как формы социальной связи имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из этих форм имеет свое место и время для применения. Социальные институты - более свободные (неформальные) формы связи, дающие людям и социальным общностям большую гибкость для удовлетворения общественных потребностей. Социальные организации - менее свободные и более формализованные формы социальной связи, они ставят удовлетворение общественных потребностей в жестко установленные рамки разумных или минимальных потребностей.

Укажите три системы органов (учреждений) , действующих в рамках социальных институтов по Г.Спенсеру

В рамках социальных институтов, по Спенсеру, действуют три системы органов (учреждений) - производительная, распределительная и регулятивная, которые выполняют дифференцирующие и интегрирующие социальные функции применительно к развитию общества. Сами социальные институты рассматриваются социологом в шести основных их разновидностях. Это домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные, профессиональные институты, каждый из которых находится в состоянии изменения и развития .

    Перечислите социальные институты, выделенные Г.Спенсером.

Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации).

    Какой подход использовал Г.Спенсер при изучении социальных институтов?

Учение о социальных институтах разработано английским социологом в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, причем взаимосвязанное, целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.

Явные функции социального института (приведите примеры)- Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения. Явные функции социальных институтов :

1) функция социализации;

2) регулятивная;

3) интегративная; 4) коммуникативная. К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества

Латентные функции социального института(приведите примеры) –– скрытый, внешне не проявляющийся. . Латентные функции школы : возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение дисфункций;

в) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же

сферы общества, между родственными институтами.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют следующие стадии (или фазы), которые качественно отличаются друг от друга:

1.зарождение организации, период эффективности, период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием, период дезорганизации

2.зарождение организации, становление и укрепление, стадия расцвета, стадия загнивания и гибели

3.зарождение организации, расцвет организации, кризис организации, дезорганизация и гибель

4.стадия осмысления организации, рождение организации, расцвет организации, переформатирование организации, кризис организации, упадок организации

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом

Раскройте функции социальных институтов. Приведите примеры:

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

    Регулятивная функция . Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

    Интегративная функция . Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

    Транслирующая функция . Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

    Коммуникативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.

интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. - Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.

2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей»

    Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»

    Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» : .

Система образования как институт включает следующие компоненты:

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Академик В. И. Жуков характеризует его « как продукт качественного взаимодействия (взаимопроникновения, ассимиляции) естественнонаучного, гуманитарного и технического образования» :

То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не является всеохватывающим и абстрактным, а имеет вполне конкретную практическую направленность.

Под социальным образованием понимают:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

  • · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • · социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства -- времени;
  • · формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система , тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней: социальное образование институт

  • 1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.
  • 2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.
  • 3. В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень -- ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень -- исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень -- саморазвитие, самосовершенствование специалиста.
  • 4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.
  • 5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность .

1. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны - это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Структура социального института :

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация. Основные признаки, присущие социальным институтам и отличающие их от других образований:

1. Социальным институтам присуща устойчивость в пространстве и времени, т.е. историчность.

2. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействия.


3. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия данного рода.

В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.

1. Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

2. Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура, парламентаризм).

3. Культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, искусство).

4. Религиозные, удовлетворяющие духовные потребности индивидов.

5. Институт брака и семьи.

Основные функции социального института как такового:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.

2. Функция интеграции и сплочения общества.

3. Функция регулирования и социального контроля.

4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Явные функции социального института - те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи - воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

Латентные (скрытые) функции социального института - положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи - социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).



Дисфункции социального института - явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.

Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:

1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

2. Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство.

Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни :

1. Дошкольное.

2. Начальное.

3. Среднее.

4. Высшее.

5. Аспирантура

Система образования также включает различные виды:

1. Массовое и элитарное.

2. Общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции . Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

1. Церковно-приходские. 2. Кафедральные. 3. Светские.

В 12-13 веках в Европе возникают университеты , а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые способствовали развитию образования.

Первой из таких перемен стала Демократическая революция . Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция . На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Как социальный институт образование формируется в 19 веке , когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%.

Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219, 2000-01 уч.г. - 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения , в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.

4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:

Демократизация всей системы обучения и воспитания;

Повышение значимости фундаментальной компоненты образования;

Гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

Интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

Основная идея реформирования - развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

1. Существует угроза падения уровня профессионального образования.

2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса.

3. Ухудшение качества педагогических кадров.

4. Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

5. Угроза потери позитивных черт отечественной системы образования и воспитания.

ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

1. Брак - исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет - состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Формы брака:

1. Групповой брак - несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамия - один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (или многомужество);

б) полигиния (или многоженство).

3. Моногамия (или парный брак).

По предпочитаемому партнеру выделяют браки:

1. Экзогамия - брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.

2. Эндогамия - брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.

По социально-демографическим, этническим, образовательным признакам супругов браки бывают:

1. Гомогамные - супруги имеют сходный возраст, образование, профессии, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные - супруги значительно различаются по перечисленным признакам.

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданский.

2. Церковный.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак.

2. Свободный брак (или сожительство).

Родословная и наследование имущества в браке могут осуществляться:

1. По женской линии.

2. По мужской линии.

3. По обеим линиям.

Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак.

Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой --к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.

2. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Признаки семьи:

1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.

2. Совместное проживание.

3. Общий семейный бюджет.

Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.

По типу семейной структуры семьи бывают:

1. Нуклеарные - состоят из супругов и зависимых от них детей.

2. Расширенные - состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

3. Неполные - отсутствует один из супругов.

По типу властной структуры семьи бывают :

1. Патриархальные.

2. Матриархальные.

3. Эгалитарные (равноправные).

По месту проживания молодоженов:

1. Патрилокальные - молодожены проживают с родителями мужа.

2. Матрилокальные - молодожены проживают с родителями жены.

3. Неолокальные - молодожены проживают отдельно от родителей.

4. Унилокальные - молодожены проживают с теми родителями, у которых есть жилплощадь.

По количеству детей семьи бывают:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и больше).

В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

1. Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);

2. Семья среднего супружеского возраста;

3. Пожилая супружеская пара.

Функции семьи:

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения Удовлетворение потребности в детях
2. Воспита тельная Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйствен но-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим
4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)
5. Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6. Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке
7. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
8. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.
9. Эмоциональ ная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

3. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

Данный переход влечет за собой следующие изменения:

Развитие двух жизненных центров - работы и дома;

Рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

Снижение престижа и влияния религии;

Сексуальную революцию;

Демократизацию брачно-семейного законодательства;

Изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному - современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.

Традиционная семья Современная семья
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью 1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца 4. Высокая социальная и географическая мобильность
5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших 5. Децентрализованная нуклеарная семья
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов
7. Патриархальная властная структура семьи 7. Эгалитарная властная структура
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности
9. Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл

Тенденции развития современной семьи:

1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.

2. Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.

3. Уменьшение средней продолжительности брака.

4. Откладывание момента вступления в брак.

5. Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.

6. Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

7. Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.

Негативные тенденции развития института семьи породили ряд теорий, которые критически рассматривают будущее семьи:

1. Пессимистическое утверждение про упадок семьи, которое выводится из противопоставления современной семьи патриархальной семье в традиционном обществе (Р.Флетчер).

2. Утверждение о несоответствии семьи современному индустриальному и постиндустриальному обществу с надеждой на возможную модификацию семьи (Б.Мор).

3. Семья - тормоз на пути общественного развития, так как в ней детям прививают взгляды и нормы, которые не соответствуют быстро меняющейся реальности, они не способны жить в новой среде, тормозят развитие нового (В.Райх, Г.Маркузе).

4. Критика семьи как оплота грубости и насилия.

5. Феминистская критика семьи как инструмента угнетения женщины.

6. Критика семьи за то, что она чаще других социальных институтов создает предпосылки для психических заболеваний и неустойчивых психических состояний.

Новые (альтернативные) формы семьи и брака:

1. Брачный контракт, заключенный на определенный срок.

2. Брак с трехлетним испытательным сроком.

3. Групповой брак.

4. Серийная моногамия.

5. Гостевой брак.

6. Гомосексуальный брак.

7. Жизнь в коммуне.

Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.

История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации - школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

2-ой век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах - греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В 9-10 веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В 19 веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование - это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели - обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

Социология образования - отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру . В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреж дения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокуль-турной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.

Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на характерные для всего нового издержки они расширяют возможности самореализации личности, раздвигают границы свободы выбора.

Образование как социальный институт.

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

Трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

Формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как

состоящую из трех основных компонентов:

Учащихся;

Преподавателей;

Организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным

    Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994

    Методическое указание по социологии. СПбГАСУ,2002

    Волков Ю.Г. Социология. М. 2000

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития” .

В современной социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжают учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

С точки зрения социологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование и получают профессию) является размещение людей по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона этого процесса заключается в том, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека в профессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальный слой. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества “синдром достижения”, когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровень образования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

4. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений . В то же время интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию образовательного процесса, так как новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

Проводимые сейчас в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации в доходах между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из главных причин социальной напряженности в стране . Изменения в системе социальной стратификации и на рынке труда не могли не оказать воздействия на систему образования: во-первых, появляется потребность в подготовке специалистов новых, престижных профессий: менеджеры, экономисты, юристы, финансисты и др. Во-вторых, обучение этим и другим престижным профессиям, как в государственных вузах, так и не государственных, становится платным. Отсутствие общегосударственных программ поддержки талантливой молодежи, которая давала бы равные шансы на получение престижной профессии выходцам из различных социальных слоев, в перспективе может привести к тому, что обладатели престижных, нужных обществу профессий могут оказаться функционально неграмотными, т.к. единственной гарантией успешной их карьеры служит только материальный достаток родителей, а не личные таланты и способности.

Свойственная современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение в обществе более высокого статуса, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а подчас и негативным результатам. Нарастание тенденции демократизации общественно-политической жизни страны приходят в противоречие с возникшими консервативными тенденциями в области образования, поскольку оно во все увеличивающихся масштабах воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшая школа начинает приобретать черты элитарности. Поэтому проводимая в стране демократизация системы образования не должна ограничиваться формальными моментами - предоставления больших прав и самостоятельности учебным заведениям, но и призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования и престижной профессии путем создания специальных программ поддержки молодежи из самых различных слоев, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала нации, что может ухудшить и без того тяжелое экономическое и политическое положение страны.

1. Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт //Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.

2. Колесниченко Л.Ф. и др. Эффективность образования. М., 1991.

3. Смелзер М. Социология. М., 1994. Гл.14.

4. Svift D. The Sociology of Education. L., 1969.

5. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. М., 1992.

6. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. 1992. № 5.

7. Banks D. The Sociology of Education. L., 1978.

8. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

9. Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. 1994. № 1.

10. Мошкин С.В., Руденко Б.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения //Социологические исследования. 1994. № 11.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.