Ранние этапы эмоционального развития. Начальная школа и то, что за ней следует. Проблема в ребенке

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994) , развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.

По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

  • чрезмерная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
  • ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

  • потеря положительного восприятия коллег;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

  • отсутствие эмпатии ;
  • безразличие;
  • циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
  • акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
  • зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

  • снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
  • ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

  • отсутствие собственной инициативы;
  • снижение эффективности деятельности;
  • выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

  • безразличие, избегание неформальных контактов;
  • отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
  • избегание тем, связанных с работой;
  • самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

Нас долго учили как быть послушными, воспитанными. Но никогда — как проявлять эмоции .

И теперь, большинство людей страдает от этого неумения, попыток подавить свои эмоции и не проявить, либо неумения их обуздать. Другими словами, страдает эмоциональной незрелостью .

Задача настоящего времени – эмоционально повзрослеть, чтобы быть здоровыми физиологически и психологически, чтобы прийти к гармонии в своей жизни и стать счастливыми.

Читайте в статье что такое эмоциональная незрелость, какое влияние она оказывает на жизнь и здоровье, для чего нужно познакомиться со своими эмоциями, и как ими управлять.

Как эмоциональная незрелость проявляется в повседневном общении

Эмоциональная незрелость – это неумение действовать исходя из целесообразности, убирая на время оценивания.

Нас научили быть умными, воспитанными, в нас воспитали культ образования и интеллигентности, как красиво выглядеть в глазах других. А как управлять своими эмоциями, как научиться их понимать, принимать и проявлять — нет.

Человек постоянно эмоционирует, но одни эмоции проявляет, а других стыдится. От каких-то эмоций отказывается, считая их «плохими», а их выражение – неприличным.

Другие, наоборот, пытается воссоздать, чтобы порадовать окружающих.

Бывает так, что вас раз за разом провоцируют, а вы из желания быть хорошим сдерживаете свою реакцию.

Из-за эмоциональной незрелости вы не можете ее проявить, не понимая, что это порой необходимо для сохранения себя и своих личных границ (либо она разрушит ваше здоровье и комфорт).

А, может это нужно и другому человеку, чтобы он, наконец, услышал то, что ему необходимо, и задумался.

Отрицая свою эмоциональную реакцию на человека, вы лишаете и его, и себя принятия и безусловной любви.

Предлагаем простой алгоритм по определению и защите ваших личных границ.

Красивое выражение эмоций не исключает «плохих» эмоций.

Другой человек может вести себя как угодно, но только вы знаете, что для вас приемлемо, а что нет.

И если его действия касаются конкретно вас, то вы вправе постоять за себя. И со всей красотой эмоций, на которую способны, выдать ему то, что желаете.

В такие моменты тренируется смелость выражения вашей истинности . Вы чувствуете, что этот человек как бы специально вытаскивает вас на эту реакцию.

И вам остается после выхода эмоций выразить ему огромную благодарность, что дал вам возможность показать себя истинного, а, значит, возможность принять больше своих граней.

Это вовсе не означает, что нужно срываться на всех подряд – для этого есть определенные практики. (О них я расскажу ниже.)

Если вы понимаете, что это ваше внутреннее недовольство, агрессия и дисбаланс, а человек является невинным спусковым механизмом (например, наши дети), то тут ваша задача — суметь изменить привычный штамп реагирования и выработать новый стиль поведения, суметь перевести фокус внимания на свои чувства .

Нормально — выяснять отношения (даже если это бурно), гораздо хуже копить обиды внутри и ждать, что все изменится (жизнь, обстоятельства, люди), не меняясь самим.

Чем дольше вы сдерживались в отношениях с другим человеком, пытаясь «сохранить лицо» при внутреннем накале, тем интенсивнее будет проявляться выход этих эмоций при первых искренних контактах.

Постепенно такие взрывные моменты и работа над собой очистят поле ваших отношений, и вы сможете спокойно излагать мысли при возникновении непонимания.

Как эмоциональная незрелость влияет на ваше здоровье

Вся наука психосоматика основана на понимании влияния эмоций на здоровье человека.

Страх выглядеть плохим в глазах других влечет к отказу от эмоций и неприятию себя. Чувствуем одно – проявляем другое.

На здоровье это сказывается в появлении головных болей, тяжести и боли в затылке .

Постепенно зажатые эмоции оседают в разных частях тела (смотря в какой сфере вы ее не проявили), блокируя свободное движение энергии и разрушая тело.

Наша кожа — это зеркало нашего отношения к миру.

Если мы лжем другим и, прежде всего, себе, то кожа отражает это нам сухостью и шелушением . Если стыдимся выражать себя так, как этого бы действительно хотелось, то на коже появляются пигментные пятна, веснушки .

Читайте, о чем сигнализирует тело, когда мы заболеваем.

Зажатые эмоции проявляются коростами на коже . Во всех случаях, когда вы подавили реакцию, энергия этого заряда осела в теле.

И если тело покрыто коростами, высыпаниями, то оно активно пытается очиститься от зажатых эмоций, нечестного отношения к себе и миру.

Если ваше тело чистое, это может означать, что вы искренне и честно выражаете себя, не стыдясь и не обманываясь. Также это может значить и то, что процесс очищения у вас еще не начался, и тело копит внутри, пока не настанет предел терпения.

Тело также может быть чистым, если вы не стыдитесь бурного выражения своих эмоций и считаете это нормальным.

Но при этом есть проблемы в общении, которые и говорят вам, что, проявляя эмоции слишком бурно, вы вредите гармоничному социальному контакту, приятному общению.

То есть лишаете себя и своих родных гармоничной среды пребывания, разрушая свою жизнь. Ведь кому захочется быть постоянным приемником чужого негатива.

Поэтому везде важен баланс!

Этапы эмоционального взросления

Это похоже на то, как растет человек. Но не у всех вместе с физической зрелостью приходит эмоциональная.

Чтобы стать эмоционально зрелым, нужно пройти эти этапы, чтобы узнать и понять себя, а потом уже научиться этим управлять.

Когда вы идете навстречу себе, вам нужно сначала очиститься от негативных и задавленных чувств и эмоций. Это путь взросления.

Первый этап. Позволение себе вступить в процесс взросления

Это как решение о рождении.

На этом этапе признайте и примите то, что вы эмоционально незрелы, и сделайте выбор повзрослеть, узнать себя .

Изначально вы можете не осознавать, но уже стремиться к этому. Причем такое решение может прийти к вам без понимания того, насколько вы незрелы эмоционально.

Вам просто захочется чего-то другого в жизни, либо обстоятельства сложатся так, чтобы подтолкнуть вас к «новому рождению».

Вас могут не устраивать собственные реакции на события, поведение детей, людей и будет хотеться чего-то качественно нового.

Пройдите медитацию . Ее цель — помочь вашему телу убрать зажатости, блоки, чтобы высвободить негативные эмоции.

Второй этап. Узнавание своих реакций

Когда вас всю жизнь заставляли прятать негативные реакции, воспитывали в вас добропорядочного человека, учили всеми силами подавлять то, что могло кому-то показаться неприличным, вы выросли человеком, абсолютно далеким от себя истинного и не знающим своих настоящий эмоций.

Вы не знаете, на что вы способны в гневе или в радости. Словно маленький ребенок, который случайно машет ручкой около своих глаз и не понимает, что это его рука.

Ребенок только начинает познавать себя, что это его ручки, его ножки, они так двигаются.

Поймите и отследите у себя, что вы прячете свои эмоции или, наоборот, слишком бурно выплескиваете их.

На этом этапе узнавайте свои эмоции , а для этого реагируйте и проявляйте эту реакцию. Не прячьте и заглушайте, а показывайте ее .

Порой это будет выглядеть неприлично, шокировать людей, знающих вас как «уравновешенного человека». И удивит вас самих, что вы так можете.

Если у вас не получилось сделать это экологичным способом, то поблагодарите ситуацию, простите себя, попросите прощения у собеседника (можно мысленно, если не хватает смелости сделать это лично) и отпустите ситуацию.

Ведь она вернула вам частичку себя!

См. также Алгоритм из 3-х шагов, который поможет восстановить равновесие.

Третий этап. Тренировка навыков управления эмоциями

Когда вы узнали, как можете реагировать, какая ситуация вызывает какие эмоции, наступает время овладения навыками управления своих реакций .

Приходит понимание, что вызвало эту реакцию, принятие ситуации и возможность выбора : проявлять ее или нет. Приходит понимание, чем она может быть полезна вам и окружающим.

Это обоюдный процесс – вы никогда не среагируете на человека, в котором нет агрессии, а если она в нем есть – то ваша указывает ему на это.

Либо же вы, понимая, что это ваша реакция на собственную неудовлетворенность собой, сможете сдержаться, выразить свое мнение в наиболее мягкой форме.

А потом найдёте способ освободить эту реакцию из себя, исходя из целесообразности для здоровья тела и отношений, сохранив баланс, удовлетворив свою потребность и не обидев другого человека.

Вы уже сможете выбирать, когда вам реагировать, а когда стоит проработать ее наедине с собой. Не давая оценки себе «хороший» или «плохой», а принимая тот факт, что это есть в вас, и оно нуждается в выходе.

Тем самым сохраняете свое здоровье как физическое, так и психологическое.

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:

  • Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.

Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).

  • Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их .

Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.

Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.

Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.

Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции - это рефлекс нашего тела , это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.

Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.

А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.

И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию , которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.

Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.

Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.

А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.

Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.

Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.

Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой

Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств.

Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.

Эти короткие медитации помогут вам активировать Безусловную Любовь к себе в каждой чакре вашего физического тела

Ранние этапы эмоционального развития

Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по распи­санию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им по­падаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.

Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т. д. А задумываются ли родители, что плач это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать - брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим пред­писаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающи­ми тактильные, телесные контакты. А много ли вы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих про­блем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополуч­ные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения де­тских эмоциональных проблем.

Вспомните, было ли такое у вас, и если «да», то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоумение: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас сейчас хорошо».

Стрессы-настоящий бич нашего времени_явление неоднозначное. Исследования знаменитого канадского физиологам Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизирующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишкуом долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим поломкам в организме. Г. Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома (см. рисунок 2).

Рисунок 2-Стадии стрессовой реакции.

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен, может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить, и индивид умирает.

Развитие эмоционального стресса можно проследить на примере экзаменационного сресса. Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда студент осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Актуализирование этой мысли у разных студентов происходит в различные сроки до экзамена: от нескольких недель до нескольких дней, и с этого момента начинает нарастать тревожное ожидание экзамена, которое достигает максимума уже в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому максимальные изменения в организме студентов происходят не во время экзамена, а до него.

Хотя после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, оно, как правило, не опускается до фоновых значений, ибо студент осознает, что впереди ему еще предстоят другие испытания. Если же студент получает оценку ниже ожидаемой, то тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше. Данные анализа функциональных изменений у студентов во время экзаменационной сессии (включающие ЭКГ, ЭЭГ. биохимические анализы и неврологические показатели) позволяют сделать вывод о том, что под влиянием хронического экзаменационного стресса у большинства студентов наблюдались значительные изменения биохимических показателей, интенсивности кровенаполнения сосудов, реактивности биопотенциалов головного мозга и вегетативных показателей сердечного ритма. Эти нарушения не нормализовались в течении 2-3 суток после экзаменов.

Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три стадии его развития.

Первая из них - стадия мобилизации или тревоги, выражающаяся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройки метоболизма.

Вторая-стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается приспособится к экстремальному фактору среды, а если не удается, то наступает третья стадия-истощения.

Некоторые психиатры отмечают, что третья фаза стресса - истощение при определенных условиях может сопровождаться повышенной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом. При этом важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме.

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.

1. Процесс развития эмоции

Первый этап – эмоциональная оценка . Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую) .

Второй этап – регуляция действий . Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения . Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций

Переоценка соответствия эмоции ценностям.

По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Шкала угрозы ценностям:

10 – угроза своей жизни;

9 – угроза жизни близки;

8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);

7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);

6 – угроза потери семьи;

5 – угроза потери свободы (тюрьма);

4 – угроза потери работы (увольнение);

3– крупные денежные потери;

2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.

1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.

По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).

Техники завершения эмоций.

После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.

Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.

«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.

На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.

3. Цикл контакта

Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.

2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.

3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

Задание для темы «Эмоциональный процесс»

1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/