Земли печален вид а воздух. Анализ стихотворения "еще земли печален вид" тютчева отражает связь внутреннего мира человека и природы. Темы соседних сочинений

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.

Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит…

Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?...

Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:

Но сквозь редеющего сна,

Весна послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты….

Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:

А воздух уж весною дышит…

Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?...

Или то женская любовь?...

Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).

Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Еще земли печален вид..."

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях - это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы и человека, как сравнение. Таким является и стихотворение «Еще земли печален вид…».

В стихотворении присутствуют две основные картины, которые обращают на себя внимание и отображают замысел автора. Первая картина-это природа, которая просыпается от прихода весны, приблизительное время-начало марта, когда весна начинает потихоньку намекать на свой скорейший визит. И вторая картина-описание человеческой души, которая так же просыпается, поет, ее что-то «волнует, ласкает и целует, золотит мечты». Именно здесь уже можно увидеть связь, некое сравнение природы и человеческой души. Этим Тютчев хотел сроднить эти два понятия и показать, что человек и природа-это одно целое.

Еще одна интересная мысль, это то, что в стихотворении есть вторая параллель, однако менее заметная и уходящая на второй план. Автор волею или неволею ассоциирует весну с любовью. «Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега? Или то женская любовь?» в тексте автор явно разделяет и вносит непонимание - от чего же душа проснулась? Однако понятие «любовь» пришло именно вместе с весной в стихотворение. Как в природу приходит весна, так и в душу человека приходит любовь. Это еще один способ связать людей и природу.

Интересно заметить, что такая связь природы с человеком была для Тютчева целой идеей. Это он перенял у Фридриха Шеллинга, увлекаясь его работами. Немецкий философ считал, что природа-это живой организм.

Тютчев был мастером не только в создании прекрасных сравнений и пересечений в своих стихотворениях, но и в описании пейзажей, картин, происходящих в его творениях. В данном стихотворении он смог с помощью нескольких, незаметных для обычного читателя, деталей передать необъятную картину природы в весеннюю пору. Когда «воздух весною дышит, и мертвый в поле стебель колышет, и ветви елей шевелит». А ведь именно так и начинается пробуждение природы, когда снег начинает сходить, открывая мертвые растения и свежий, прохладный, легкий воздух начинает будить их, колыхая стебли.

Федор Иванович Тютчев - талантливый поэт, который писал с невообразимой точностью, он мог передать с помощью нескольких слов целое событие, а из сравнения создать огромную идею.

Анализ стихотворения Еще земли печален вид… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

  • Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

    Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

  • Анализ стихотворения Призраки Бунина

    Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

    Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Стихотворение вышло в свет лишь после смерти Фёдора Ивановича в 1876 году. Никто не знает точной даты его написания. Многие подметили, что Тютчев при написании своих стихотворений подходит к ним с философской стороны. В его произведениях природа и человеческие чувства переплетаются и описаны очень ярко и красиво.

Стих можно разделить на две части, в первой описание природы, а во второй человеческой души. С первых строк стихотворения видно, что писатель описывает скорый приход весны. Природа еще не проснулась, но уже понятно, что скоро все начнет расцветать и воздух наполнится ароматом соцветий. Цветы ещё не цветут, и земля не покрылась зеленым, живым ковром, но в воздухе уже витает лёгкий аромат весны. Писатель дает читателю самому представить картину, как природа оживает и все становится красивым и цветет.

Во второй части стихотворения Тютчев пишет про душу, которая тоже очнулась после сна. Ведь все знают, что весна это время любви. Весна это дивное время года, когда в душе тоже все расцветает. В душе зарождаются новые чувства, и наполняет радостью. Тютчев красочно описал пробуждение человеческой души, которая готова окунуться в это прекрасное чувство любви. В этот период человек ждет чего- то светлого и чистого. Писатель воедино совмещает человеческую душу и природное возрождение. Будто они сливаются вместе и просыпаются после долгого, холодного, зимнего сна.

Природа очнулась, растаял почти весь снег, и от этого на душе разлилось тепло и свет. Автор призывает увидеть ту нить, когда природа помогает настроению человека. Очень красивый лирический стих, в котором очень точно описывается и пробуждение весны и пробуждение души, после холодной зимы.

В своих стихотворениях Тютчев относится к описанию природы как живому существу и уделяет много красивых слов и оборотов. До сих пор творения Фёдора Ивановича Тютчева изучают в школьной программе, ведь его стихи наполнены красотой природы и духовности.

Анализ стиха Еще земли печален вид Тютчева

Точно неизвестно, когда было написано стихотворение «Ещё земли печален вид». Литературоведы сходятся во мнении, что это произошло не позже 1836 года. То есть можно отнести его к раннему периоду творчества Тютчева. Это более светлый, безмятежный период, когда поэта ещё не постигло страшное горе – смерть музы, Елены Денисьевой. После этого лирика Тютчева помрачнела, появились печальные нотки, и самому поэту жилось очень несладко. Со смертью Денисьевой из его души словно вырвали большой кусок.

Но пока ничего этого не произошло. Пока на душе светло и хорошо, и это читается по стихотворениям Тютчева. Нет мрака, нет печали, и будущее представляется светлым и радостным. И можно писать стихотворения наподобие «Ещё земли печален вид». Это скорее песни невинности, чем песни опыта, если проводить параллели с Уильямом Блейком. А само стихотворение при жизни Тютчева не было опубликовано.

Оно увидело свет лишь в 1876 году. Тютчев умер, и его архив был перекопан и переворошен. Так и нашли это произведение. И опубликовали. Теперь мы лучше знаем творчество поэта и можем лучше его понимать, ведь оно удивительно цельное, и все его стихотворения можно объединить в единое, монолитное произведение. Образ из одного встречается в другом, тема из интимной лирики получает развитие в пейзажной, и так далее.

О чём стихотворение «Ещё земли печален вид»? Оно о весне. Несмотря на то, что ещё ничего не растёт и не цветёт, воздух уже весенний, свежий. Ветер шевелит мёртвый стебель в поле, ветви елей. Природа чувствует весну, хотя ещё не подверглась метаморфозам этого времени года. Но уже невольно улыбается ему. Тютчев считал природу живым, действующим по-живому организмом, поэтому допускал к ней эпитеты вроде «улыбнулась».

Дальше поэт описывает человеческую душу. Она тоже спала, но вдруг её наполнила новая жизнь. Она разволновалась, мечты стали ещё ярче. Природа и душа объединяются в едином процессе возрождения. Для души тоже наступила весна. Но что её вызвало? Время года или любовь женщины? Кто знает, кто знает.

Так или иначе, а пора воскресать.

Вариант №3

Тютчев создал данное стихотворение на взлете своей карьеры поэта, но к сожалению замечательная работа была напечатана только после того, как автор умер. Отличительной чертой автора является приравнивание природы к человеку, поэтому не стоит удивляться многим переплетениям людей и природы в творчестве Тютчева. Речь идет о стихотворении «Еще земли печален вид…».

Автор в своем произведении описывает две картины, которые переплетаются и в этом, и заключается главный смысл стихотворения. Первая составляющая стиха это описание природы, которая только начинает приходить в себя после холодов зимы. Время года примерно март, зима еще не полностью ушла, но весна уже напоминает о себе. Вторая картина это душа человека, которая, как и природа просыпается с приходом весеннего тепла. Человеку также свойственно весной пробуждаться и активизировать все свои самые замечательные чувства и надежды. И здесь просматривается манера Тютчева, он показывает читателю, что природа и люди должны существовать в гармонии, и они не разделимые.

Также автор уделил несколько строк такому понятию как любовь. Тютчев очень красиво сопоставляет данное понятие у человека и природы. Любовь приходит к людям в весеннюю пору, а что же для природы любовь? Весна и является той самой любовью, которая приходит к природе. Таким образом, автор и здесь пытается переплести человека и природу.

Поэт славится не только своими приемами сравнения природы и человека, но и мастерски умеет описать красоту природы или передать читателю красоту какой-то замечательной картины. Автор умело передает красоту русской природы в произведении и подчеркивает, что главное в пробуждении природы так это свежий воздух весны, который окутывает растения и заставляет их проснуться после зимней спячки.

4, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Еще земли печален вид

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье…» - произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

  • Анализ стихоторения Апухтина Зима

    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях - формах, цветовых оттенках,

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.