Речевая ошибка допущена в предложении. V. Обобщение. Фронтальная беседа

Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой

Методологической основой данной программы и курса «Рус­ский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базо­вый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобра­зовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоре­тических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспита­тельных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как резуль­тат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Данный учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и на­правлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными уча­щимися, учитель может вносить изменения в примерное распреде­ление учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позво­лит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной само­стоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, получен­ные при пассивном восприятии.

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №2

Г. Меленки Владимирской области

Потенциал учебно-методического комплекта

(Текст выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы развития русского языка и их отражение в школьной практике»).

Емелюшина Валентина Николаевна,

Учитель высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель Российской Федерации

Модернизации российского образования ориентирует «не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей» учащихся.

Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, - качество учебной книги.

Проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.

От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:

соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;

возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;

отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;

соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.

Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык", 10-11 классы Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса).

Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ).

Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя).

Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень).

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык.

Л.Г. Смирнова. «Культура речи».

Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи».

Апробация учебника нового поколения в условиях обычной школы – действенный способ проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования.

В 2005-2007 годах мной проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся негуманитарного профиля, обучающихся русскому языку по данному комплекту. Осуществлена попытка определения роли и значения УМК в совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Было выявлено, что концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.

УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.

Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.

Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений. Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций .

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.

Большое внимание уделяется текстам-образцам художественного слова, что, безусловно, способствует развитию чувства языка и обеспечивает реализацию межпредметных связей. Среди достоинств учебника – обилие публицистических текстов, разнообразных по тематике: культура речи (И.Уразов. «Почему мы так говорим»), экология слова (М.А.Осоргин. «Заметки старого книгоеда»)… Тексты учебного издания способствуют формированию культурологической компетенции старшеклассников. Особенно важно для нас, владимирцев, большое количество текстов – отрывков из произведений нашего земляка В. Солоухина, большая часть которых посвящена постижению духовно-нравственного опыта народа.

Учебник является своеобразным справочником по русскому языку и помогает учащимся организовать свой учебный труд. В нем есть орфоэпический и орфографический словарики, схемы анализа языковых единиц. Разнообразный материал упорядочен с помощью графических обозначений, помогающих легко ориентироваться в учебном материале: ими обозначены упражнения по стилистике, упражнения по развитию речи, исторический комментарий.

Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах, при подготовке к олимпиадам любого уровня, игре «Русский медвежонок – языкознание для всех». Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом.

Психологический аспект концепции УМК обеспечивает то, что основным содержанием и целью учения является превращение любого школьника в субъекта своей учебной деятельности, действующего по формуле «я учусь», а не «меня учат». Так что работа по данным учебным книгам отражает личностно-ориентированный подход в обучении.

Таким образом, в данном УМК есть все необходимое для достижения триединой цели языковой компетенции: учащиеся расширяют знания о языке, формируют «чувство языка», приобретают языковой опыт.

Учебник может использоваться на уроках (как в общеобразовательных, так и в профильных классах), в дополнительном образовании (при проведении занятий факультативных и элективных курсов). И, что для меня особенно важно, в классах, где обучаются дети разных способностей и разного уровня подготовки. Залог успеха – гармоничное соединение моего «хочу научить» с «хочу и могу научиться» старшеклассника. А материал учебника так подобран, что может удовлетворить запросы самого «продвинутого» ученика и не отбить интерес к учению у слабого. Все это способствует созданию комфортной психологической атмосферы на уроках, формирует определенный уровень человеческих взаимоотношений, позволяет ученику быть успешным.

Изучение курса русского языка в десятом и одиннадцатом классе негуманитарного профиля по УМК авторов Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина (уроки – 34 часа в год, факультативный курс «Культура русского языка» по программе Л.Г.Смирновой, элективный курс «История русского языка: от Рюрика до наших дней») позволило мне в 2005-2007 годах достичь высоких, эффективных результатов обучения.

Ученики данного класса были призерами и лауреатами конкурсов сочинений на школьном и муниципальном уровне, победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе. Положительную динамику учебных достижений учащиеся продемонстрировали и в итоговой аттестации по русскому языку: получили хорошие и отличные оценки за письменный экзамен из 17 учащихся данного класса – 14 человек, из 12 человек, сдававших русский язык в качестве экзамена по выбору (10 из них в форме ЕГЭ), - 9 человек. Поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, сдав вступительные экзамены, 100% из всех пытавшихся это сделать. В данный момент все они успешно обучаются в вузах Владимира, Коврова, Иванова, Нижнего Новгорода.

Данный учебно-методический комплект успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку; способствует повышению уровня общей грамотности школьников; реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Дидактический материал, подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.

Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе

Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.

Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартаобщего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов.

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.Введение. Слово о русском языке

Знать : лексическое богатство русского языка;

Стилистику русского языка;- виды планов;Уметь: составлять план; - использовать эпиграф;

2Лексика. Фразеология. Лексикография

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

Прямое и переносное значение слов;

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

Роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

Фразеологизмы, фразеологические выражения;

Устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

Анализировать лексические средства выразительности в тексте;

Работать с различными видами словарей;

Определять лексические особенности текста;

Выделять главное;

Использование в речи изобразительно-выразительных средств;

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать мировоззрение школьников;

Уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4.Морфемика и словообразование

Знать: состав слова;

Способы образования слов;

Нормы формообразования;

Правописание морфем;

Морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

Производить словообразовательный разбор слов;

Правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

Пользование словарями различных типов;

5.Морфология и орфография

Знать: типы орфограмм;

Безударные гласные в корне;

Гласные после шипящих в разных частях речи;

Гласные после шипящих и Ц;

Правописание согласных в слове;

Двойные согласные;

Гласные и согласные в приставках;

Правила переноса слов;

Разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

Решать орфографические задачи;

Правильно писать безударные гласные в корне;

Правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

Правильно писать гласные после шипящих и Ц;

Правильно писать двойные согласные;

Правильно писать гласные и согласные в приставках;

Правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

Применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  1. Части речи. Имя существительное

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

Нормы формообразования имен существительных;

Морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

Определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

Правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

Правильно писать сложные имена существительные;

Решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение эффективно использовать рабочее время;

Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

  1. Части речи. Имя прилагательное

Знать : стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

Правописание сложных имен прилагательных;

Особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

Образование сложныхприлагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

Правильно писать суффиксы имен прилагательных;

Производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

Владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

Правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8. Части речи. Имя числительное

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

Сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

Правильно писать падежные окончания имен числительных;

Правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9.Части речи. Местоимение

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

Знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

Правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10.Части речи. Глагол

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

Синонимию глагольных форм;

Способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

Правильно писать личные окончания глаголов;

Правильно писать суффиксы глаголов;

Правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11. Части речи. Причастие

Знать: особенности употребления причастий в речи;

Особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

Образовывать различные формы причастий;

Правильно писать окончания причастий;

Правильно писать гласные в суффиксах причастий;

Правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12. Части речи. Деепричастие

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

Синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

Образовывать деепричастия;

Правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13. Части речи. Наречие .Слова категории состояния

Знать: особенности употребления наречий в речи;

Особенности образования наречий;

Особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

Правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

Правильно писать отрицательные наречия;

Правильно использоватьслитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14. Служебные части речи

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

Союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

Разряды частиц;

Типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

Правильно употреблять союзы в речи;

Правильно писать частицы;

Правильно писать предлоги;

Уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

Отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Календарно-тематическое планирование

Поурочные разработки по русскому языку 11 классе по УМК. Гольцовой.


«РАСЧАСОВКА Р.ЯЗ. 11 КЛ.»

Р У С С К И Й Я З Ы К (1 1 К Л А С С)

Всего за год –

I полугодие

II полугодие

В неделю – 1 час

К./Д. -

Р./О. -

Зачёт -

Сл./д. -

ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ

Программы курса «Русский язык. 10 –11 классы» Авт.- сост. Н. Г. Гольцова: Учебное пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.

УЧЕБНИК:

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10 -11кл.: М., «Русское слово», 2004, (2006, 2008).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

    Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2004.

    Русский язык 10-11кл.: Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2002.

    Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык. 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. - М., «Русское слово», 2004.

    Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2009.

    Петровская С. С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

    Журнал «Русский язык в школе».

    Бежанова С. В., Ганина Е. В. Сборник тестов по русскому языку. – Москва - Воронеж, 2001.

    Огай О. Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.

    Трошева Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007.

    Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001.

    Андрей Тихов . Русский язык на отлично. - Редакция сайта Педсовет.org, Белгород, 2007.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 15»

( ВАРИАНТ 1.)

    Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.

а) арЕст, бантЫ;

б) гравЁр, гладИльная (доска);

в) восприняла, баловнИк;

г) безУдержный, диалОг;

д) троЮродный, граждАнство.

2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости.

а) предостеречь от поступка;

б) нетерпимая мука;

в) произвести впечатление;

г) высказывать мнение на что-нибудь;

д) иметь представление о чем-либо.

а) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.

б) Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом
с кроватью.

в) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

г) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

4. Найдите речевую ошибку.

а) Депутаты Государственной думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.

б) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

в) В этой ситуации мы не могли предпринимать никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.

5. Найдите речевую ошибку.

а) Не думайте, что я против жилищной реформы, - я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.

б) Она была выбрана режиссером на эту роль из шестисот пятидесяти претендентов.

в) Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.

г) Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится
большинство граждан в провинции.

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова беллетрист.

а) специалист по описанию книг и составлению их перечней, указателей;

в) продавец старинных и подержанных книг;

д) любитель и собиратель книг;

е) человек, который выдает чужое произведение за свое.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК». (ВАРИАНТ 2.)

1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном и з слов.

а) добЫча, дЕспот;

б) глашАтай, вероисповЕдание;

в) дОллар, догнАла;

г) жалюзИ, дремОта;

д) давнИшний, закупОрить.

2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости:

а) провести уборку территории;

б) придерживаться мнения;

в) жертвы во имя прогресса;

г) получить фиаско;

д) усвоить новую специальность.

3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.

б) В национальном округе доминируют жители коренной национальности.

в) Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

г) Фрегат втянули в гавань и ввели в док.

4. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела.

б) В этом году несколько гимназий провели эксперимент:

заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам знания оценивали по шкале от 1 до 12.

в) Спасибо вам за то, что вы сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.

5. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.

б) Мои любимые грузинские блюда - из помидоров, баклажанов с грецкими орехами и чесноком - прекрасно готовит моя мама.

в) Главные виновники случившегося - в верхних эшелонах власти, и это никому не секрет.

г) Мои должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

6. Какая ошибка допущена в предложении?

Мне иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки, старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

7. Определите стиль приведенного ниже текста.

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег - это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки - нет рыбы. Такое вот было невезение.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

8. Определите тип текста задания № 7.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова лингвист.

а) человек, равнодушный к пище;

б) человек, предрекающий будущее;

в) человек, знающий много языков;

г) специалист в области языкознания;

д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия;

е) коллекционер марок.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 19»

УРОК № 19 ТЕСТ «ВВОДНЫЕ СЛОВА».

1. Определите значение вводного слова в предложении (запятые не расставлены).

Когда мы подошли к большим папа к великой нашей радости объявил что по просьбе матушки поездка отложена до завтрашнего дня.

а) уверенность;

б) неуверенность;

в) чувства говорящего;

г) порядок оформления мыслей;

д) источник информации.

2.Укажите предложение с вводным словом.

а) На дворе не было видно ни зги.

б) Он определенно заблуждается.

в) Вряд ли он сегодня придет.

г) Видно письмо еще не дошло по адресу.

д) Видно что мне здесь делать нечего.

3. В каком предложении нет вводных слов?

а) Грязный двор офицерского собрания казался черным.

б) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.

г) Во-первых в кармане не было ни копейки.

д) Наступила наконец и весна.

4. Что обозначают вводные слова в предложении?

Горный воздух безо всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

а) источник информации;

б) уверенность;

в) чувства;

г) порядок мыслей;

д) неуверенность.

5. В каком предложении вводное слово указывает на порядок оформления мыслей?

а) Челкаш прошептав что-то снова улегся.

б) Как нарочно никто не собирался расходиться.

в) Таким образом напрашивается несколько вопросов.

г) Несомненно отстать на пол-очка было очень обидно.

д) К моему большому сожалению ясность ума у вас напрочь отсутствует.

6. Выберите предложение, в котором слово однако выступает в роли вводного и выделяется запятыми с двух сторон.

а) Мы уехали однако с ними не простились.

б) Его не любили однако жалоб на него не поступало.

в) Мы выбрали изящную однако дешевую мебель.

г) Нам пора возвращаться однако.

д) Она однако не могла сдержать своих слез.

7. Сколько в предложении знаков препинания?

Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 д) 7

8. Сколько в предложении знаков препинания?

Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.

а) 2 6)3 в) 4 г) 5 д) 6

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 20»

Тест « Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами. Вводные слова».

1. Укажите неверное утверждение.

а) обращения произносятся с особой звательной интонацией;

б) обращения имеют форму именительного падежа;

в) обращения могут быть выражены только одушевленными существительными;

г) обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.

2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Жизнь моя ничуть не стала тише.

б) Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

в) Тополи скорей идите во поле.

г) Ясени родную степь украсили.

д) Дорога нас в дальние дали зовет.

е) Куда меня знакомая дороженька ведет?

ж) Пожелай мне доброго пути.

3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черемуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

д) Пой гармоника вьюге назло.

е) Откуда ж приятель песня твоя?

ж) Про родимый край баян сыграй.

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Люди мира, на минуту встаньте!

б) Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

в) Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

г) Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

д) Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?

е) Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира.

5. Укажите неверное утверждение.

а) вводные слова не являются членами предложения;

б) вводные слова могут выделяться скобками или тире;

в) вводные предложения могут выделяться запятыми;

г) междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.

6. Найдите примеры, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).

а) Ночью весь мир огромный кажется проще.

б) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

в) К счастью на берегу никого не было.

г) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

д) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.

7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

б) Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

в) Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.

г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

д) В сущности, я так мало написал в своей жизни.

е) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхлённую.

8. Найдите предложения, в которых есть междометия.

а) О камни плещется зеленая вода.

б) О как в предвиденье разлуки взор обостряется у нас.

в) О дорожные камни изранены ноги босые.

г) О какая суровая, какая длинная зима,

д) О я хочу безумно жить.

е) О людях говорить при жизни надо.

ж) О нашей любви говорить мы не будем.

9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.

а) Мы - гуманисты да!

б) Нет не по книгам мы узнавали твои. История, дела.

в) Отмечен был огнем да гарью суровый сорок первый год.

г) Да здравствует счастье человека на земле!

д) Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.

е) Нет не забудет никто никогда школьные годы.

ж) Нет я был слишком счастлив.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ У УРОКУ № 17»

Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах».

(ЕГЭ. Задание А 20.)

Начало формы

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели. (И.Чесноков)

1) 1,3,4
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 1,2,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Впереди обыкновенно бежал (1) свесив набок (2) длинный розовый язык (3) белый пудель Арто (4) остриженный наподобие льва. (А.Куприн)

1) 1,2,4
2) 1,3,4
3) 1,2,3,4
4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отойдя от стоянки (1) версты на две (2) Устин поднялся по глинистому склону (3) на поросший лесом (4) угор. (И.Чесноков)

1) 2,3,4
2) 1,2
3) 2,3
4) 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Издавна тюменские лесники (1) уходя на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху. (А.Ананьев)

1) 1,2
2) 1,3
3) 1,2,4
4) 1,2,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Расселина (1) напоминавшая (2) глубокий кривой коридор (3) постепенно сужаясь (4) вела и вела их вверх. (В.Быков)

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поднимаясь по трапу на верхнюю палубу (1) Лёша посторонился (2) давая дорогу (3) быстро сбегавшей сверху (4) смуглой черноволосой девушке.(Л.Князев)

1) 2,3
2) 1,2,3
3) 1,2,3,4
4) 1,2

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш эшелон (1) собранный из товарных теплушек (2) проплутав около недели (3) по заснеженным пространствам России (4) наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике.(Е.Носов)

1) 1,2
2) 1,2,4
3) 1,3,4
4) 1,2,3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Томми вытянул морду (1) обрамленную коричневыми кудряшками (2) и (3) дрожа всем телом (4) подался вперед.(В.Свинцов)

1) 1,3
2) 1,2,3,4
3) 1,3,4
4) 3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Три мужика сидели на куче мешков (1) сваленных на палубе (2) и (3) задрав головы (4) ждали распоряжений. (И.Чесноков)

1) 1,2,3,4
2) 2,3
3) 3,4
4) 1,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На площадях плотники (1) посмеиваясь(2) пилят (3) пахнущие смолой и лесной сыростью (4) доски. (В.Гроссман)

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,2

Конец формы

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 2»

Урок №_____ Дата__________

Тема: Р./О. № 1 Средства выразительности языка.

Цели: познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока : урок речевого общения.

Оборудование : приложения №1-№ 5, таблица в электронном варианте «Средства выразительности».

Ход урока.

I. Организационный момент. Запись темы урока.

II. Вступительное слово.

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач.

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык".

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Диаманта
Речь
Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная)
Обогащающаяся, описывающая, оживляющая
Красота, выразительность, гибкость, вместительность
Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)

    Повторить термины;

    Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

    Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах

Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация (защита задания – принцип составления). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи".

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 3

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

Задание 4 "Солнышко"

Задание 5

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм – разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии : обозначение целого через его часть.

Задание 6 "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.

Задание 7

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин) . 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок ). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов ). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева ). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский ). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

V. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VI. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"

Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе (Приложение 1 ). Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов (Приложение 2 ). Социализация.

VII. Тестовые задания на применение знаний. "Выразительно" о языке, слове, речи

Работа по карточкам (Приложение 3 ). Лист успехов (Приложение 2 ). Социализация.

VIII. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

IX. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста:

(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
(2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.
(3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.
(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.
(8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия "экология культуры".
(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое.
(11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.
(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку.
(14) Иначе и быть не может!
(15) В самом деле.
(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове.
(17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине.
(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.
(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.
(21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.
(23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. Скворцову )

2. Объяснение значений слов и выражений ("генетический код", "экология культуры", "нравственные ценности" и др.)

4. Кто впервые использовал понятие "экология культуры"? (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте - "экология культуры", "нравственная экология". Он писал: "...Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы".)

В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

5. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

    Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

    Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

    Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

    Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

6. Определите стиль и тип речи текста.

    научный стиль; рассуждение с элементами повествования;

    публицистический стиль; рассуждение;

    разговорный стиль; рассуждение;

    художественный стиль; рассуждение и описание

7. Укажите значение слова дейсвенная (предложение 12).

    глубокая, всепоглощающая;

    способная воздействовать, активная;

    находящаяся в постоянном движении;

    настоящая, подлинная.

8. Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе прочитанного вами текста. (Приложение 4 ) В этом фрагменте анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст, вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из текста, определите роль названных средств выразительности и другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст.

X. Работа по группам

1 часть текста – 1-я группа, 2 – 2-я группа, 3 – 3-я группа.

Результат работы отразить в листе успехов (Приложение 2 ).

Примерная работа учащихся (Приложение 5 ). Социализация

XI. Фронтальная беседа

– Какие средства выразительности не были проанализированы? (Метафоры и др.)
– Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения?
– Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы внесли в предложенный проект?)

XII. Домашнее задание

– Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими: 1) вступительная часть; 2) чёткая формулировка проблем исходного текста и собственный комментарий к сформулированным проблемам; 3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме; 5) заключительная часть (см. "Критерии оценивания ответа на задание С1". Демонстрационный вариант 2010 года). Отредактировать черновой вариант сочинения.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 1»

Урок №_____ Дата__________

Тема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса.

Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический анализ словосочетания; совершенствование аналитических умений и развитие речи учащихся; воспитывать языковое чутьё.

Тип урока : вводный урок.

Оборудование : таблица «Основные единицы синтаксиса», таблица «Виды словосочетаний».

Ход урока.

I. Фронтальный опрос.

    Что изучает синтаксис?

    Что изучает пунктуация?

    Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?

    Какие понятия синтаксиса вы помните? Дайте их определение.

Синтаксис (от греч. sintakxis - «порядок, строение»).

Пунктуация (от лат. рип ctum - «точка»).

II. Работа со статьей учебника.

Чтение § 66. Беседа по вопросам.

    Что мы называем знаками препинания?

    Сколько знаков препинания в современном русском языке?

    Назовите основные функции знаков пунктуации.

    Какие принципы легли в основу правил русской пунктуации?

III. Работа в тетрадях.

    Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный анализ предложения:

Все смолкло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.

    Составьте предложения, в которых были бы:

а) тире, двоеточие, три запятых;

б) двоеточие при наименьшем количестве слов в предложении;

г) точка с запятой, две запятых.

IV. Разбор основных единиц синтаксиса. Повторение «Словосочетание».

1. Заполнение таблицы.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу « Основные единицы синтаксиса».

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения

2. Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

    Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?

3. Чтение § 67- 68.

4. Составление логической схемы «Виды словосочетаний». (Составление производится учащимися коллективно.)

4. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний на с. 242-243.

    Выполнение упражнения 364.

V. Итог урока.

    Домашнее задание.

    Упражнения 359, 362.

    Повторить средства худ. выразит.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 10»

Урок №____ Дата__________

Тема: Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

Цели : повторить ранее изученный материал по теме урока; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений с однородными членами; познакомиться с однородными (неоднородными) определениями и приложениями; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование : карточки, схемы.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

(Один учащийся отвечает на вопросы.)

Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

Когда не ставится запятая в предложениях с однородными членами?

2. Взаимопроверка упражнения 394.

3. Работа по карточкам.

3. Синтаксический анализ предложения с однородными членами. Составление схемы.

Парень был широкоплеч, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

Каковы стилистические особенности однородных членов в предложении?

II. Работа по теме урока.

1. Беседа с классом.

    Что такое определение?

    Какие бывают определения? (Согласованные и несогласованные.)

    Чем выражены согласованные определения? Несогласованные?

2. Обобщение знаний об однородных и неоднородных определениях.

(Чтение § 80. Анализ теоретического материала.Задание:

    Выполнение упражнений.

(Упражнение 400 (устно), 397 (письменно - выборочно; выписать три предложения с однородными и три - с неоднородными определениями).

4. Обобщение знаний об однородных и неоднородных приложениях.

Что такое приложение?

Какие вы знаете виды приложений?

Влияет ли вид приложения на обособление?

(Чтение §81. Анализ теоретического материала.Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)

5. Выполнение упражнения 401.

Письменно - выборочно: выписать два предложения с однородными, два - с неоднородными приложениями.

    Р./р. Послушайте отрывок из статьи популярного молодёжного журнала. Ответьте на вопросы и выполните задания.


    Определите тему, которой посвящена статья.

    Понятно ли вам содержание статьи?

    Ваше отношение к употреблению молодёжного сленга в информационных изданиях, художественной литературе, в теле – и радиопрограммах?

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание.

2. Упражнение 402.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 11»

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 12»

Урок №____ Дата__________

Тема: Обобщающие слова при однородных членах.

Цели : повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами; обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям; повторить типы сказуемых; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок закрепления зун.

Оборудование : тексты в распечатанном виде, таблица.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

1. Устный ответ по теме;

1) однородные/неоднородные определения;

2} однородные/неоднородные приложения.

2. Проверка домашнего упражнения «по цепочке».

3. Работа с текстом.

(Текст в распечатанном виде лежит на партах.)

Задание: выделить грамматические основы предложений. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения. Указать вид сказуемых.

Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.

Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимая правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, зав траками, обедами, ужинами из домашней провизии. (Л. Толстой)

II. Работа по теме урока.

1. Анализ предложений.

    Запишите предложения.

1. А снаружи все: покойницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.

2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь - все ликовало и пело вокруг меня.

3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед - и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

Чем осложнены данные предложения?

Что есть при однородных членах?

Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?

Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Какими членами предложения являются обобщающие слова?

Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?

Какие слова могут сопровождать обобщающие слова?

Начертите схемы предложений с обобщающими словами.

2. Чтение § 84, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах».

Двоеточие

Двоеточие и тире

1.После обобщающего

2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например, то двоеточие ставится после них (перед ними - запятая)

1. После однородных членов перед обобщающим словом.

2. Если перед обобщающим словом

стоят вводные слова короче, короче говоря, словом, одним словом, то тире ставится перед

ними, а вводное слово отделяется запятой

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире - после однородных членов, если предложение не закончено

(Для закрепления изученного выполняется упражнение 411.)

III. Итог урока.

IV . Домашнее задание.

2. Упражнение 412.

3.Подг. к контр. диктанту по теме «Простое предложение».

Это издание предназначено для продолжения изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Курс нацелен на достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Материал дан крупными блоками. Теоретический материал изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен достаточным количеством убедительных литературных примеров.
Тексты и отдельные предложения, данные в качестве дидактического материала, отобраны из высокохудожественных произведений XIX-XX веков.

Ключевые компетенции.
Языковедческая.
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Слово о русском языке (Вступительная статья) 5
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
§ 1. Слово и его значение 10
§ 2. Однозначность и многозначность слов 11
§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка 13
§ 4. Омонимы и их употребление 15
§ 5. Паронимы и их употребление 17
§ 6. Синонимы и их употребление 18
§ 7. Антонимы и их употребление 20
§ 8. Происхождение лексики современного русского языка 22
§ 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 26
§ 10. Употребление устаревшей лексики и неологизмов 28
§ 11. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление 29
§ 12. Лексикография 31
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§ 13. Звуки и буквы 34
Фонетический разбор слова 36
§ 14. Орфоэпия 37
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 15. Состав слова 42
Морфемный разбор слова 47
§ 16. Словообразование 50
Словообразовательный разбор 54
§ 17. Формообразование 56
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
§ 18. Принципы русской орфографии 60
§ 19. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 61
§ 20. Чередующиеся гласные в корне слова 65
§ 21. Употребление гласных после шипящих 72
§ 22. Употребление гласных после Ц 75
§ 23. Правописание звонких и глухих согласных 77
§ 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ 79
§ 25. Правописание двойных согласных 80
§ 26. Правописание гласных и согласных в приставках 87
§ 27. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 89
§ 28. Гласные ИиЫ после приставок 92
§ 29. Употребление Ъ и Ь 95
§ 30. Употребление прописных букв 98
§ 31. Правила переноса слов 103
Самостоятельные части речи
§ 32. Имя существительное как часть речи 105
Морфологический разбор имени существительного 109
§ 33. Правописание падежных окончаний имен существительных 111
§ 34. Гласные в суффиксах имен существительных 118
§ 35. Правописание сложных имен существительных 121
§ 36. Имя прилагательное как часть речи 126
Морфологический разбор имени прилагательного 129
§ 37. Правописание окончаний имен прилагательных 132
§ 38. Правописание суффиксов имен прилагательных 133
§ 39. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных 136
§ 40. Правописание сложных имен прилагательных 139
§ 41. Имя числительное как часть речи 143
Морфологический разбор имени числительного 144
§ 42. Склонение имен числительных 145
§ 43. Правописание имен числительных 147
§ 44. Употребление имен числительных в речи 149
§45. Местоимение как часть речи 151
Морфологический разбор местоимения 153
§ 46. Правописание местоимений 155
§ 47. Глагол как часть речи 158
Морфологический разбор глагола 161
§ 48. Правописание глаголов 165
§ 49. Причастие как глагольная форма 169
Морфологический разбор причастия 170
§ 50. Образование причастий 172
§ 51. Правописание суффиксов причастий. И и ИИ в причастиях и отглагольных прилагательных 173
§ 52. Деепричастие как глагольная форма 178
Морфологический разбор деепричастия 179
§ 53. Наречие как часть речи 182
Морфологический разбор наречия 183
§ 54. Правописание наречий 184
§ 55. Слова категории состояния 190
Морфологический разбор слов категории состояния 191
Служебные части речи
§ 56. Предлог как служебная часть речи 192
Морфологический разбор предлога 193
§ 57. Правописание предлогов 195
§ 58. Союз как служебная часть речи. Союзные слова 198
Морфологический разбор союза 199
§ 59. Правописание союзов 201
§ 60. Частицы 202
Морфологический разбор частицы 202
§61. Правописание частиц 203
§ 62. Частицы НЕ и ИИ. Их значение и употребление 204
§ 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи 206
§ 64. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова 211
Морфологический разбор междометия 212
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 214
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 65. Основные принципы русской пунктуации 220
Пунктуационный анализ 222
§ 66. Словосочетание 224
§ 67. Виды синтаксической связи 225
Синтаксический разбор словосочетания 226
Предложение
§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений 229
Простое предложение
§ 69. Виды предложений по цели высказывания 230
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске 231
§ 71. Предложения утвердительные и отрицательные 232
Виды предложений по структуре
§ 72. Двусоставные и односоставные предложения 233
§ 73. Тире между подлежащим и сказуемым 236
§ 74. Распространенные и нераспространенные предложения 239
§ 75. Полные и неполные предложения 240
§ 76. Тире в неполном предложении 241
§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире 242
§ 78. Простое осложненное предложение 246
Синтаксический разбор простого предложения 246
§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами 248
§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях 251
§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях 254
§ 82. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами 255
§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами 257
§ 84. Обобщающие слова при однородных членах 261
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 85. Обособленные и необособленные определения 266
§ 86. Обособленные приложения 273
§ 87. Обособленные обстоятельства 279
§ 88. Обособленные дополнения 283
§ 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 285
§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах 292
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 91. Знаки препинания при обращениях 293
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции 296
§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова 303
Сложное предложение
§ 94. Понятие о сложном предложении 308
§ 95. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 310
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения 311
§ 96. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным 318
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным 319
§ 97. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 322
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными 323
§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 328
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения 330
§ 99. Период. Знаки препинания в периоде 337
§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац 338
Предложения с чужой речью
§ 101. Способы передачи чужой речи 341
§ 102. Знаки препинания при прямой речи 342
§ 103. Знаки препинания при диалоге 345
§ 104. Знаки препинания при цитатах 346
Употребление знаков препинания
§ 105. Сочетание знаков препинания 349
§ 106. Факультативные знаки препинания 352
§ 107. Авторская пунктуация 353
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 356
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 108. Язык и речь 372
§ 109. Правильность русской речи 373
§ 110. Типы норм литературного языка 374
§111.0 качествах хорошей речи 377
СТИЛИСТИКА
Функциональные стили
§ 112. Научный стиль 384
§ 113. Официально-деловой стиль 389
§ 114. Публицистический стиль 394
§ 115. Разговорный стиль 399
§ 116. Художественный стиль 401
§ 117. Анализ текста 403
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов 409
Александр Христофорович Востоков 411
Федор Иванович Буслаев 412
Владимир Иванович Даль 414
Яков Карлович Грот 415
Алексей Александрович Шахматов 417
Дмитрий Николаевич Ушаков 419
Виктор Владимирович Виноградов 420
Сергей Иванович Ожегов 422
Приложения
Говорите правильно 424
Пишите правильно 428
Рекомендуемая литература 435
Список условных сокращений 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Русский язык, УМК, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2010 - Яндекс Народ Диск.