Трезвеннические бунты - миф или реальность? Почему в России в19веке не было крестьянской войны. Историческая память в Польше

Польша (Polska) - страна в Восточной Европе.

Польша вступила в 19 век поделенной на три части между Австрией, Пруссией и Россией. Наполеон, разгромив Пруссию, из части принадлежавших ей польских земель, создал вассальное по отношению к Франции Варшавское княжество. Россия признала это княжество во главе с переданным Наполеону саксонским королем Фридрихом Августом и получила Белостокскую область.

В 1809 г. к Варшавскому княжеству была присоединена Малая Польша. Новый раздел Польши произошел в 1814-1815 гг. на Венском конгрессе между Австрией, Пруссией и Россией. Из бывшего Варшавского княжества было образовано Царство Польское, большая его часть по решению Венского конгресса передавалась России. Познанщина отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье, Краков, связанный с именами Станислава Лема, Юзефа Пилсудского, Тадеуша Костюшко, Николая Коперника, был объявлен «вольным городом» (Краковская Республика в 1846 г. присоединена к Австрии, сохранившей также Галицию).

Созданный в 1815 г. Священный союз основывался в основном на общности интересов Австрии, России и Пруссии в борьбе с Польским национально-освободительным движением. Новый раздел Польши нанес серьезное поражение национально-освободительному движению, которое, однако, заставило Австрию, Россию и Пруссию отказаться от попыток уничтожить само название Польши.

Польское восстание

27 ноября 1815 г. Царство Польское в составе России получило свою конституцию, связывавшую Польшу и Россию личной унией, но предоставляла Польше право выбирать сейм, свое правительство и иметь собственную армию. Относительно либеральная вначале, конституция стала ограничиваться Россией. В Польском сейме появилась легальная оппозиция, возникли тайные политические общества.

В ноябре 1830 г. в Варшаве началось Польское восстание, подавив которое в 1831 г., Николай I отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 г. Национально-освободительные восстания проходили в 1846 г. в Кракове, в 1848 г. в Познани (подавленное Пруссией). Осенью 1861 г. для прекращения «беспорядков» в Польше было введено военное положение. Однако в начале в 1863 г. в Царстве Польском снова началось восстание, поводом к которому послужил рекрутский набор. Это было самое массовое и демократическое по своему составу восстание. Оно было также подавлено, в Царстве Польском установился военный режим правления. Но это восстание вынудило Николая I осуществить в 1864 г. крестьянскую реформу - был принят Указ об устройстве крестьян Царства Польского. Восстание 1863-1864 гг. и реформы 1864 г. стали в истории Польши основным рубежом, определившим смену феодального общественного строя капиталистическим.

С конца 18 в и по 60 гг. 19 в польские земли были ареной крупных национальных восстаний. Главным требованием освободительной борьбы польского народа было восстановление независимого Польского государства и объединение в один политический организм всех польских земель.

Эта борьба имела общенациональный характер. Своеобразие польского национально-освободительного движения выразилось в том, что его гегемоном и движущей силой была шляхта, а не буржуазия как на Западе. Поэтому его называют шляхетским. Это объясняется ведущей ролью шляхты в общественно-политической жизни Польши. В польском национально-освободительном движении можно выделить 2 этапа:

к. 18 – первая треть 19 не выходил за рамки чисто шляхетских требований и не затрагивал вопросы ломки общественных отношений.

Костяк движения составляла польская армия, народные массы заняли выжидательную позицию.

40-60 гг 19 была выдвинута программа буржуазных преобразований, позиция шляхты значительно радикализировалась, в это время расширяется участие народных масс в движении.

После вступления на престол императора Александра II режим военной диктатуры в Царстве Польском был ослаблен. Ослабление цензуры. Католическая церковь обрела независимость. Получила свободу и оппозиция.

Так, в 1857 г. власти утвердили устав Общества землевладельцев во главе с графом А. Замойским — сторонником мирного обретения независимости. Польские деятели требовали восстановить конституцию, дарованную Александром I в 1815 г., передать Речи Посполитой земли до Днепра и Западной Двины и вернуть краю полную независимость.

Проводником этих настроений стало польское духовенство.

В феврале 1861 г. в Варшаве заседал съезд Общества землевладельцев. Демонстрации и манифесты в это время. "Почетные лица" Варшавы представили наместнику М.Д. Горчакову адрес на имя царя с требованием дать Польше автономию. Управление Варшавой перешло в руки польской Делегации.

В марте 1861 г.

появился указ, даровавший Царству Польскому автономию. Создавался Государственный совет Царства — высший совещательный и контрольный орган. Формировалась польская гражданская администрация и выборное местное самоуправление — губернские, уездные и городские советы.

Однако кровавые беспорядки в Варшаве продолжались.

Антирусские манифестации прокатились по всему Царству. Осенью "патриоты" победили на выборах в советы. В Варшаве на подавление недовольства были брошены войска.

в Польше оформились две руководящие силы революции. Белые — националистическая шляхта — добивались возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. Их поддерживала влиятельная в Европе парижская эмиграция.

Без вооруженной борьбы. Красные — выходцы из самых разных слоев, в отличие от белых, мечтали не только о независимости, но и о социальной революции. Они организовали в Варшаве собственный правящий орган — Центральный национальный комитет (ЦНК), первым главой которого стал разорившийся шляхтич И. Хмеленский. Весной 1862 г. правительство выработало программу развития польской автономии . Ее исполнение было возложено на великого князя Константина Николаевича, назначенного наместником в Царстве Польском.

Вскоре новый наместник приступил к реформам управления краем.

Он отделил военную власть от гражданской, оставив за собой лишь общий надзор за польскими учреждениями. Широкие права были предоставлены маркизу Велепольскому. Наместник призывал поляков отмежеваться от "партии преступления". Его программа предусматривала полную автономию Царства Польского, открытие выборных советов в городах, уездах и губерниях, перевод крестьян с барщины на оброк, дарование прав евреям.

Польские дворяне потребовали создания чисто польского правительства, возвращения конституции 1815 г. и передачи Царству бывших владений Речи Посполитой.

Между тем, Велепольский назначал на все ключевые посты в крае только "природных поляков". Русских чиновников выселяли из Польши. Открывались выборные уездные советы. Но в городах не прекращались манифестации. ЦНК вынашивал планы восстания и вооруженного переворота в Варшаве.

Подпольное "правительство" ввело первый налог — обязательный для всех поляков сбор на «повстанье».

Поводом для восстания послужило проведение рекрутского набора по заранее составленным спискам “политически неблагонадежных” лиц. В создавшейся обстановке ЦНК принял решение начать восстание раньше, чем планировалось, и 22 января 1863 г. провозгласил себя Временным Национальным правительством.

Левые прекрасно понимали необходимость аграрной реформы. Выражением этого был декрет Временного национального правительства, оглашенный в ночь с 22 на 23 января 1863 г., который освобождал всех крестьян-землепользователей без выкупа.

Шляхта должна была получить компенсацию от будущего независимого государства. Предусматривалось также наделение трехморговым участком безземельных крестьян.

Реализация декретов в условиях партизанской войны была сильно затруднена.

Одновременно правые, которые в течение многих месяцев держали власть в своих руках, неодобрительно относились к радикальным шагам правительства. Однако положение о невзыскании с крестьян феодальных повинностей в виде барщины, чиншей и выкупа соблюдалось неукоснительно. Шляхта каралась за саботирование этих постановлений. Несмотря на принятые меры, крестьянство ожидаемой поддержки “красным” не оказало.

В феврале 1863 г.

к восстанию примкнули “белые”, до этого бывшие его принципиальными противниками. Используя разногласия среди “красных”, им удалось взять в свои руки руководство внешней политикой повстанческого правительства.

Однако надежды деятелей “Отеля Ламбер” на вмешательство Франции и Англии не оправдались. Эти державы ограничились лишь дипломатическими нотами, в которых высказывалось пожелание предоставить Царству Польскому автономию.

Польский вопрос

Претензии западных держав были отвергнуты Александром II, считавшим происходящие события внутренним делом России.

К концу июля соотношение сил еще больше изменилось в пользу российского правительства.

Положение усугублялось ожесточенной борьбой за руководство восстанием. В этих условиях в октябре 1863 г. члены Национального правительства (так с мая стало называться Временное Национальное правительство) передали всю полноту власти Р.Траугуту, бывшему офицеру русской армии. Став диктатором восстания, он проявил незаурядные организаторские способности, отличался последовательностью в действиях, ответственностью и личной храбростью. Траугут ввел единую организацию вооруженных сил восстания, приказал претворять в жизнь положение декрета о наделении крестьян землей.

Однако, несмотря на все его усилия, восстание постепенно угасало, ему не благоприятствовали ни внутренние, ни внешние факторы. Хотя социальный состав участников по сравнению с предыдущими вооруженными выступлениями значительно расширился, вооруженный протест, тем не менее, не охватил большинства крестьянства, занявшего выжидательную позицию.

Восстание ограничилось в основном пределами Царства Польского, а также охватило часть литовских, белорусских и украинских земель. (Но в Литвии и белоруссии генерал губернатором Стал муровьев – он серьезно их побил) Движение ослаблялось отсутствием единства среди повстанцев.

Не оказали реальной помощи восставшим и западные державы. Заключив в 1863 конвенцию с Россией, Пруссия блокировала границу, интернировала отряды повстанцев и выдала их царским властям. Весной 1864 было арестовано правительство Траугута, а летом и осенью были разгромлены последние партизанские отряды.

В Королевстве Польском была установлена военная диктатура. Хотя восстаний 1863 было подавлено, оно способствовало падению феодальных отношений в Королевстве Польском. На основе уза 1864 польские крестьяне стал собственниками земли, сохранили сервитуты, были освобождены от вотчинной власти помещика и от повинностей без выкупа. Они получили право выбирать и быть избранными в волостное самоуправление, которое утратило шляхетский характер. Часть безземельных крестьян получила в собственность небольшие участки земли, конфискованной у шляхты, участвовавшей в восстании.

В апреле 1864 г. Траугут был арестован, а летом и осенью были разгромлены последние партизанские отряды. Царизм жестоко расправился с повстанцами, сотни их погибли в боях и были казнены, тысячи оказались на каторжных работах в Забайкалье, сосланы в Сибирь или внутренние губернии России.

Хотя восстание 1863-1864 гг.

и потерпело поражение, жертвы его были не напрасны. Восстание явилось очередным важным шагом на пути к национальной консолидации и росту самосознания поляков. Наконец, оно вынудило царизм узаконить аграрную реформу, основы которой были сформулированы в январском манифесте 1863 г.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 929 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Польское освободительное движение в 1848 г.

Революция, разразившаяся в Европе в 1848-1849 гг. и получившая название “Весны народов”, захватила и польские земли.

Вспыхнувшая в марте 1848 г.

революция в Вене, вынудившая императора пообещать конституцию и провозгласить свободу печати, отозвалась в крупнейших городах Галиции — Кракове и Львове — патриотическими манифестациями.

Их участники начали создавать польские органы власти, направили адрес императору, где изложили свои требования: образование краевого сейма, введение польского языка в школах, учреждениях и судах, ликвидацию всех повинностей.

Но упреждающий шаг местных властей, провозгласивших от имени императора отмену барщины, значительно сузили возможности патриотов повести за собой более широкие слои населения.

Либеральные круги Львова и Кракова призвали шляхту отменить барщину, но эти призывы нашли слабый отклик. Только единицы решились на ликвидацию повинностей, шляхетская масса осталась глуха ко всем призывам. Австрийская бюрократия взяла инициативу в свои руки с целью поддержать легенду о “добром” императоре и углубить пропасть между помещиками и крестьянами.

22 апреля 1848 г. губернатор Р. Стадион, не ожидая решения Вены, провозгласил аграрную реформу. Постфактум этот акт подтвердил император антидатированным документом от 17 апреля. Реформой были охвачены все категории крестьян-хозяев.

К концу 1848 г. революционные выступления в Галиции были подавлены, польские органы власти распущены.

Наиболее активное революционное движение в польских землях было на Познаньщине.

В Познани был образован Национальный комитет, состоявший преимущественно из представителей имущих слоев и призванный добиться от короля Пруссии предоставления широких полномочий Великому княжеству Познанскому.

Выдвигались требования восстановить польский язык в школах и администрации и создать польское войско. Исходя из общей ситуации в Пруссии, правительство приняло эти требования. Стали формироваться польские органы власти на местах и вооруженные отряды. Ими руководил Л.Мерославский. Центральным властям удалось взять контроль над положением, они перешли в наступление и ввели осадное положение и усилили свой воинский контингент в Великом Княжестве. Начался роспуск польских отрядов.

Все это вызвало отпор со стороны поляков. Попытка властей договориться с ними не дала результатов. Предложения о разделе Великой Польши на две части, польскую и немецкую, и об ограничении численности польских отрядов были отклонены поляками и в конце апреля начались вооруженные действия.

После побед под Милославом и Соколовом к повстанцам стали присоединяться добровольцы из крестьян и горожан. Однако превосходство прусской армии было слишком велико, а руководители восстания не верили в успех и пошли на переговоры с прусским командованием.

Мерославский отказался от руководства, а его отряд в мае капитулировал.

Не сумев преодолеть капитулянтские настроения офицеров, прусское правительство жестоко наказало участников восстания и отказалось пойти на обещанные ранее уступки.

Многие поляки, главным образом эмигранты 1831 г., участвовали в революционных боях 1848-1849 г.

Так, А.Мицкевич сражался вместе с итальянцами против Австрийской империи на Сицилии, а в Бадене воевал генерал Мерославский.

Историческая память в Польше

Генерал Ю.Бем командовал обороной революционной Вены в боях с австрийской армией, а позднее был назначен командующим венгерскими революционными войсками.

В польском освободительном движении 30-50- х гг. XIX в. наблюдались качественные сдвиги, выражавшиеся в демократизации его состава и радикализации программы. Освободительная борьба тех лет объединяла представителей практически всех слоев польского общества.

Но в целом движение имело отчетливо выраженный шляхетский характер. Это определялось активным участием как шляхетской артистократии, так и мелкой и неимущей шляхты, интеллигенции и учащейся молодежи шляхетско-мещанского происхождения в деятельности конспиративных организаций, в различных выступлениях против существующих порядков.

Глубокое расслоение польской шляхты, ее неоднородность оказали большое влияние на нравы и обычаи польского общества, на облик освободительного движения. Представители всех направлений этого движения одним из решающих считали вопрос о восстановлении независимого польского государства, а также проблему его границ.

Линией раздела между ними была социальная программа и ее приоритеты. Правое крыло, сосредоточив все свое внимание на национальном вопросе, социальные вопросы часто отодвигало на второй план.

Для идеологов же левого крыла, тоже говоривших о независимости и о границах, не менее важное значение имела демократизация общественных отношений.

Предпосылки восстания 1863 г. “Белые” и “красные”

Оживление польского освободительного движения было связано с ситуацией в России. Поляки надеялись, что реформы, обещанные Александром II, распространятся и на Царство Польское. Отмена военного положения, объявление амнистии узникам и ссыльным, разрешение создать Земледельческое общество не удовлетворили поляков, рассчитывавших на бoльшие уступки.

свидетельствовали патриотические манифестации, устраиваемые по случаю годовщин польских исторических событий или в честь выдающихся поляков.

Общественные акции, начавшиеся осенью 1860 г., продолжались в 1861 г. и только введение осенью того же года военного положения и аресты среди участников движения привели к прекращению выступлений.

В начале 60-х гг. в польском обществе произошел раскол. Умеренные элементы во главе с руководителем Земледельческого общества А.Замойским надеялись, что удастся восстановить мирным путем автономию Царства Польского.

Радикалы не исключали в будущем возможности вооруженного восстания. После переговоров умеренных с царскими властями последние согласились пойти на уступки: было восстановлено гражданское управление.

Российское правительство старалось привлечь к сотрудничеству поляков. В состав гражданского управления Царства вошел маркиз А.Велёпольский.

Он поочередно возглавлял министерства просвещения и внутренних дел, а с 1862 г. гражданское управление Царства Польского. Ему удалось ввести польский язык в государственные учреждения и школы, создать Главную школу (университет) в Варшаве, унифицировать налоги, очиншевать крестьян.

Велёпольский выступал за сохранение тесной связи с Россией. Но в рамках Российской империи Царство Польское, по его мнению, должно было пользоваться более широкой автономией.

Несмотря на то, что политика Велёпольского принесла определенную пользу Царству Польскому, его сотрудничество с властями осуждалась как умеренными, так и радикалами. Но по другим вопросам эти два течения в национальном движении решительно расходились во мнениях.

Умеренные, получившие название “белые”, представляли интересы имущих слоев. Они отказывались от вооруженной борьбы за свободу, считая эту форму борьбы неэффективной и вредной. По мнению “белых”, крестьяне должны были выкупить земельные наделы.

Радикалы, получившие название “красные”, объединявшие ремесленников и рабочих, учащуюся молодежь и интеллигенцию, мелкую и разорившуюся шляхту, часть средней шляхты и буржуазии, выступали за восстановление независимой Польши вооруженным путем.

Левое крыло “красных” стремилось в бой за республиканскую, демократическую Польшу, в которой крестьяне были бы освобождены от феодальных повинностей и наделены землей. Правая и умеренная часть “красных” опасалась радикализма левых и в решающие моменты борьбы блокировалась с “белыми”.

В конце 1861 г — первой половине 1862 г. оформилась повстанческая организация “красных” во главе с Центральным национальным комитетом (ЦНК).

Его задачей была подготовка вооруженного восстания. Одним из руководителей повстанческой организации был Я.Домбровский, капитан царской армии, обладавший незаурядным военным талантом. Он разработал план военных действий в ходе восстания, поддерживал контакты с подпольщиками в российских войсках. После его ареста в августе 1862 г. подготовка восстания легла на плечи представителей левого крыла “красных”.

Польское восстание 1863-1864 (Январское восстание 1863) - национальное освободительное восстание поляков против России, которое охватило территорию Королевства Польского, Литвы и частично Белоруссии и Правобережной Украины.

Причиной восстания стало стремление передовой части польского общества получить национальную независимость и восстановить государственность.

Подъему польского национального движения способствовали успехи в освобождении и объединении Италии, рост демократических сил в европейских странах, создание и деятельность тайных радикально-демократических организаций в России.

Польские патриотические организации, возникшие в конце 1850-х годов в среде студентов и офицеров русской армии, начали подготовку восстания в согласии с российскими заговорщиками.

На конец 1861 года в национальном движении сложились два главных политических лагеря, которые получили название партий «белых» и «красных».

«Белые» представляли преимущественно умеренные благородные и буржуазные круги, выступали за ведение тактики «пассивной оппозиции», которая позволила получить политическую автономию Королевства и дополнительно согласно границ 1772, литовские, белорусские и украинские земли. «Красные» включали разнородные социально-политические элементы (преимущественно шляхту, мещанство, интеллигенцию, частично крестьянство), которых объединяло стремление получить вооруженным путем полную независимость Польши и восстановить государство в границах 1772 (только часть «красных» признавала права литовцев, белорусов и Украинский на самоопределение).

Консервативно-аристократические круги, возглавляемые маркграфом А.

Вельопольським, выступали за достижение соглашения с царизмом за счет определенных уступок в пользу автономии Королевства. В июне 1862 «красные» создали Центральный национальный комитет (ЦНК), в котором ведущую роль играли Я.

Польское восстание начала шестидесятых 19 века.

Домбровский, 3. Падлевский, Б. Шварц, А. Гиллер (разработал план вооруженного восстания). В подготовке к восстанию участвовали члены «Комитета русских офицеров в Польше», одним из основателей и руководителей которого был украинский А. Потебня. Комитет предвидел, что восстание в Польше даст толчок для общероссийской революции. Начало восстания назначили на весну 1863.

ЦНК образовал тайные комитеты в Королевстве, а также в Литве, Белоруссии и Правобережной Украины, имел своих представителей в европейских странах.

Пытаясь ослабить организации «красных», правительство по инициативе А. Вельопольського объявил внеочередной рекрутский набор по заранее подготовленным спискам, в которых было немало заговорщиков, что послужило поводом к восстанию, 10 (22) .01.1863 ЦНК провозгласил начало национального восстания, а себя именовал временным национальным правительством. На призыв ЦНК отряды повстанцев напали на царские гарнизоны.

ЦНК издал манифест к польскому народу и декреты об отмене барщины и провозглашение крестьян собственниками своих наделов с последующей компенсацией помещикам за утраченные земли.

В феврале 1863 ЦНК обратился к украинским крестьянам с призывом присоединиться к восстанию. Однако крестьяне не поддержали выступление, не разделяя посягательств польской шляхты на украинские земли. В вооруженных отрядах на Киевщине и Волыни участвовала преимущественно польская шляхта. Крупнейшие из этих отрядов под руководством В. Рудницкого, Е. Ружицкого пытались оказывать сопротивление царским войскам, но уже в конце мая вынуждены были перейти австрийскую границу.

В мае 1863 ЦНК превратился в Национальное правительство (НУ), создал разветвленную подпольную административную сеть (полиция, налоги, почта и т.д.), долгое время успешно действовала параллельно с царской администрацией.

От начала восстания оказались значительные расхождения между «белыми» и «красными». «Белые» рассчитывали на интервенцию западных держав и противостояли радикальным социально-политическим планам «красных». Попытки поставить во главе восстания диктаторов - сначала Л. Мерославського от «красных», а затем М. Лянгевича от «белых» - не принесли желаемых результатов.

Западные державы ограничились дипломатическими демаршами.

17 октября 1863 «красные», овладев НУ, назначили нового диктатора - генерала Р. Траугутта. Попытки последнего усилить восстания потерпели неудачу. Еще летом 1863 царь назначил генерал-губернатором Литвы и Белоруссии (Северо-Западного края) М. Муравьева, а наместником Королевства - Ф.

Берга, которые с целью подавления восстания прибегли к жестоким репрессиям и террору. Одновременно в начале марта 1864 правительство объявило указы о крестьянской реформе, которая проводилась на более выгодных для крестьян условиях, чем в других землях империи.

К сентябрю 1864 восстание было подавлено, только отдельные отряды продержались до начала 1865.

Российское правительство жестоко расправилось с участниками восстания: сотни поляков были казнены, тысячи высланы в Сибирь или отданы в армию, а их имущество конфисковано. Российское правительство отменило остатки автономии Королевства.

Январское восстание, став самым массовым и демократичным из всех польских национально-освободительных восстаний 19 века, способствовало росту национального сознания все более широких слоев польского общества.

«Королевский пирог». Аллегория первого раздела Речи Поспо-ли-той. Гравюра Ноэля Ле Мира. Лондон, 1773 год The Trustees of the British Museum

Какое-то одно определяющее событие в своих историях обычно находят моло-дые и не очень большие страны, и это, как правило, обретение независимости. Но Польша — страна с очень богатой историей, и применительно к ней скорее правильно говорить не о событии, а о ключевом мотиве, который определяет то, как поляки думают об истории. И для польской культурной памяти таким ключевым вопросом является отношение к повстанческой традиции.

В конце XVIII века территория Речи Посполитой была разделена тремя сосед-ними империями — Пруссией, Австрией и Россией. Первое время польская шляхта хоть и была очень этим расстроена, в первую очередь пыта-лась как-то приспособиться к новой ситуации. В начале XIX века она было начала связы-вать надежды на возрождение Польши с Наполеоном, но он по-тер-пел пораже-ние, и шляхте снова пришлось приспосабливаться к сложив-шимся условиям. Надо сказать, что условия эти были не такими трагическими. Так, на террито-рии России существовало царство Польское, или, как любят говорить поляки, королевство Польское, — практически отдельное государство со своей консти-ту-цией, своим бюджетом, своей армией, связанное с Россий-ской империей своего рода персональной унией.

Но в ноябре 1830 года в Варшаве началось восстание. Подняли его молодые люди, которые учились в школе для подхорунжих (это что-то вроде кадетской школы), и польские элиты поддержали их далеко не сразу: первое время они сомневались, стоит ли это делать. Восстание было подавлено и привело к очень серьезным последствиям: царство Польское было лишено автономии, очень много людей, до 200 тысяч человек, ушли в эмиграцию, многие оказались в Си-бири, многие погибли. На Польшу были наложены контрибуции, над Вар-шавой построили крепость, пушки которой смотрели на город, и так далее. Фактически русская армия оккупировала Польшу: Николай I говорил, что теперь, после восстания, он имеет право вести себя там как в завоеванной стране.


Взятие варшавского арсенала во время ноябрьского восстания 1830 года. Панорама Марцина Залеского. 1831 год

В 1840-х годах было проведено несколько попыток восстаний на польских тер-риториях, которые отошли к Австрии и Пруссии, и в Кракове, который к этому времени обладал статусом вольного города, находившегося под попе-чением всех трех государств, — и в результате, утратив этот статус, оказался в составе австрийской провинции Галиции.

В начале 1860-х годов в России начали разворачиваться реформы и было от-ме-нено крепостное право. Петербург был очень озабочен тем, чтобы не допу-стить нового польского восстания, и попытался договориться с поляками. Для этого были заново восстановлены некоторые элементы польской автоно-мии: им раз-ре-шили открыть университет, поменять русских чиновников на поль-ских и так далее. Но в 1863 году в царстве Польском все-таки произошло восста-ние. Оно развивалось иначе, чем восстание 1830 года: у Польши уже не было авто-но-мии — и, соответственно, теперь там сражались не две армии, а российская армия и партизаны. Восстание снова было жестко подавлено.

Таким образом, в 1860-х годах повстанческая эпоха закончилась и вопрос о том, надо ли было вообще восставать, стал ключевым для поль-ского общества.

Критика

В качестве реакции возникли две школы размышления об истории и, соот-вет-ственно, о будущем Польши. Во-первых, так называемый варшавский пози-ти-визм — школа, к которой принадлежали писатели Болеслав Прус, Генрик Сен-кевич, Элиза Ожешко и другие. С их точки зрения, восстания поставили поль-скую нацию на грань выживания: огромное количество польской молоде-жи было сослано в Сибирь, отправилось на Кавказ воевать в рядах русской армии, уехало в эмиграцию или погибло на полях сражения. Они считали, что с этим надо решительно завязывать, а сосредоточиться следует на том, что они назы-вали «органической работой»: то есть работать, учиться, развивать пред-при-нимательство и экономику, науку и образование, таким образом увели-чи-вая «органическую силу» польского общества, и тогда свобода придет сама, без отчаянных и безрассудных порывов.

Эта идея становилась популярной не только в российской Польше, но и в дру-гих ее частях. Во-первых, там тоже происходили восстания, которые не помог-ли ничего добиться, а во-вторых, там поляки находились под очень жестким давлением формирующегося немецкого капитализма и подъема — полякам было страшно, что их сейчас просто задавят.


Станчик. Картина Яна Матейко. 1862 год Muzeum Narodowe w Warszawie / Wikimedia Commons

Второй вариант реакции на восстание 1863 года возник в Галиции и получил название «краковская историческая школа».

Галиция — это самый отсталый в экономическом смысле район Польши, но весь пропитанный историей, с очень сильной шляхетской традицией. А повстанческая идея была очень тесно с этой традицией связана. При этом одним из отличий польской шляхты от русского дворянства была ее много-численность: если русские дворяне составляли 1-2 % населения, то польская шляхта — около 10 %, а в некоторых регионах, в том числе в Галиции, до 15 %. И в 1860-е годы там появилась партия, члены которой стали называть себя станчиками. Станчик — это имя шута, который в конце XV — начале XVI века жил при дворе польского короля и все время говорил королю и польской шлях-те неприятные вещи — издевался над их гонором, тщеславием и безрассуд-ством. Станчики, как бы продолжая такую критическую традицию, ставят под сом-нение повстанческую идею, считая ее безрассудной и воплощающей все отри-цательные черты польской шляхты. При этом, в отличие от варшав-ских пози-ти-вистов, которые придерживались либеральных взглядов, станчики были консерваторами: для них капитализм был чем-то чуждым, они воспри-ни-мали его как непонятную гнилую силу, лишающую человека субъектности. Из их сре--ды вышли два величайших польских историка XIX века — Юзеф Шуй-ский и Михал Бобжиньский, которые описывали историю Польши как историю недостатка трезвости, расчета, сдержанности, систематического усилия, исто-рию шляхетского эгоизма и заносчивости.

Героизация

Традиция героизации повстанческого движения тоже существовала, но скорее на индивидуальном уровне. Увидеть это можно, например, на знаменитом поль-ском Лычаковском кладбище, которое находится во Львове: там есть уча-сток, заставленный одинаковыми небольшими железными крестами, которые стоят рядами, как шеренги солдат. Под этими крестами похоронены люди, которые участвовали в восстании 1830-1831 годов. Если посмотреть на даты, написанные на этих крестах, мы увидим, что многие из этих людей умерли гораздо позже — скажем, в 1880-е годы. То есть после восстания про-шло уже 50 лет, а человека хоронят как повстанца — его идентичность свя-зана исклю-чительно с этим событием. И фактически в каждом следующем поко-лении поляков рождалось какое-то количество людей, идентифицирую-щих себя с этой повстанческой традицией.

Артур Гротгер. На поле боя. Из цикла «Полония». 1866 год

Артур Гротгер. Ковка кос. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Оборона поместья. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Приют. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Артур Гротгер. Траурные вести. Из цикла «Полония». 1863 год Szépművészeti Múzeum / Wikimedia Commons

Сразу после восстания 1863 года яркие трагические образы восставших создал польский художник Артур Гротгер. Сам он в восстании не участвовал и жил в это время в Вене, но после помогал спасавшимся от властей повстанцам, а сцены восстания рисовал на гравюрах — то есть произведениях, предназна-ченных для тиражирования.

На территории Российской империи проявления этой традиции были прак-тически невозможны, в первую очередь из-за более жесткой, чем в Австрии, цензуры, поэтому напрямую художники и писатели о восстаниях не высказы-вались. Но сюжеты, напоминающие о героическом прошлом Речи Посполитой и былом триумфе польского оружия, возникали очень часто. Например, на кар-тине художника Яна Матейко русские бояре во время Ливонской войны кла-ня-ются польскому королю и великому князю Литовскому Стефану Баторию, оса-дившему Псков. Конечно, в 1872 году, когда эта картина была написана, уви-деть ее было очень приятно: она напоминала о том, что когда-то поляки были сильнее и должны стать сильнее в будущем.


Стефан Баторий под Псковом. Картина Яна Матейко. 1872 год Zamek Królewski / Wikimedia Commons

Восстание 1944 года

После окончания Первой мировой войны Польша была восстановлена и полу-чила независимость. После этого идея о том, что именно борьба — то есть пов-станческая традиция — привела к восстановлению независимой Польши, стала важным мотивом исторического воспитания молодежи. При этом никто не за-давал вопроса, почему чехи, которые никогда не восставали, получили незави-симость в том же 1918 году В 1918 году Австро-Венгерская империя распалась; было восстановлено или создано множество независимых государств. В том числе 28 октября было провозглашено созда-ние Первой Чехословацкой Республики, а 6 ноября объявлено о воссоздании Польши. .

Во время Второй мировой войны в Польше было одно из наиболее развитых движений Сопротивления: польская Армия крайова все время активно боро-лась с немецкой оккупационной армией. В 1944 году, когда советские войска уже подходили к Варшаве, руководители этой армии решили поднять в городе антинемецкое восстание. Оно было таким же или даже более безрассудным, чем восстания XIX века: поляки были очень плохо вооружены и рассчитывали только на то, что Красная армия продолжит наступление, немцы будут про-дол-жать отступать и повстанцы встретят Красную армию как хозяева Варшавы. Но Красная армия остановилась на берегу Вислы, и немцы стали систематиче-ски уничтожать повстанцев и Варшаву. В результате город, который к лету 1944 года оставался более или менее целым, через два месяца, к концу вос-ста-ния, был разрушен более чем на 90 %, погибло 200 тысяч мирного населения.

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века: 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев. Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен), а также «лучших людей» (богачей), которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

СОЛЯНОЙ БУНТ , движение низших и средних слоев посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в июне 1648 года в Москве, одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 века. Восстание было вызвано недовольством «тяглого» населения политикой правительства Б.И. Морозова и его ближайших сподвижников Л.С. Плещеева и П.Т. Траханиотова. С целью пополнения государственной казны правительство заменило различные прямые налоги единым налогом на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. Возмущения крестьян и горожан заставили правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу

МЕДНЫЙ БУНТ (Московское восстание 1662 года), антиправительственное выступление москвичей 25 июля 1662 года, вызванное расстройством хозяйственной жизни в годы войн России с Польшей и Швецией, увеличением налогов, выпуском обесцененных медных денег. С 1654 года начался выпуск в большом количестве медных денег, приравненных к стоимости серебряных, что привело к их обесцениванию, спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых медных денег, в котором участвовала и правящая верхушка. В стране разразилась финансовая катастрофа. За несколько дней до восстания в народе говорили о «воровских листах», которые в ночь с 24 на 25 июля были расклеены в отдельных районах города.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина, Крестьянская война 1670-1671 или восстание Степана Разина - войнавРоссии между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины : В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью ПосполитойиОсманской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Предыстория : К восстанию Степана Разина часто относят так называемый Поход за зипунами(1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировалВолгуи тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захвативЯицкий городок, летом1669 годаРазин двинулся кКагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе наМоскву.

Итоги : Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворяникрепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото. Достижение компромисса оказалось невозможным.

На просторах интернета приходилось не раз натыкаться на информацию о т.н. "трезвенническом бунте" - волне народного недовольства, связанной с продажей алкоголя в России, вылившейся в погромы и бунты в середине ХIX века...

ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах. Эту войну историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики - те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России

Заинтересовало. Погуглил)

По соответстующему запросу обнаруживается масса ссылок, но большинство из них - на блоги и разного рода сайты и сайтики, кои с большой натяжкой можно отнести к авторитетным источникам информации. Молчит по этому поводу даже Википедия...

А вот что пишет по этому поводу сайт "Здоровая планета":

Массовое трезвенное движение возникло в нашем Отечестве как протест населения против откупной системы распространения алкояда через 80000 питейных заведений. Участниками трезвенного движения вначале были государственные крестьяне, к которым присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы и отставные солдаты. Массовое трезвенное движение явилось одним из серьезных элементов антикрепостнической борьбы крестьянства в период революционной ситуации 1859-1861 гг. Через образовавшиеся общества трезвости повсеместно осуществлялся бойкот питейных заведений. На крестьянских сходках при обществах решался вопрос об отказе от самоотравленя алкоядом. В мае 1859 года общества трезвости, особенно в Поволжье и на Урале, организовали массовый разгром питейных заведений, принадлежавших откупщикам. Первый этап трезвенного движения был усмирен тогда войсками. Многие организаторы питейных погромов попали на каторгу. Тем не менее, под влиянием трезвенного движения, в октябре 1860 года была отменена откупная система, которая к 1863 году была заменена акцизной

Дальнейший мониторинг выдаёт практически одни форму и сайты обществ трезвости. Найти же какие-то вменяемые источники не удаётся...

Кто и что по этому поводу думает?
И попадалась ли кому-нибудь подобная информация?
Фальшивка сие или тщательтно замалчиваемый исторический факт?

.
Крестьянское восстание в России в 19 веке, подобное крестьянским восстаниям 17 и 18 веков, предотвратило интенсивное развитие молоканского и духоборческого движения.

Положение крестьянских масс в царской России на протяжении всей её истории было в удручающем состоянии. Непосредственная зависимость крестьянина от воли и прихоти своего хозяина-помещика, вызывало недовольство и возмущение, что приводило к протестам и неповиновениям. Наиболее вольнолюбивые крестьяне, которых официальные органы называли преступниками, в отчаянии совершали какие-то акции против своих угнетателей: поджоги, грабежи, убийства. Конечно, они объявлялись вне закона и вынуждены были ударяться в бега в дальние края. В те времена этими краями были донские степи, низовья Волги, Предкавказье. Таких беглых было немалое количество. Собираясь в ватаги, они образовывали на новых местах поселения, никому не подчиняющиеся. Так в этих краях сформировалось казачество. Это были по сути те же русские крестьяне, избавившиеся от крепостного угнетения.

Во времена массового недовольства крестьян своим положением возникали массовые волнения, переходящие в восстания против своих угнетателей. Иногда эти восстания происходили в отдельных регионах, где жестоко подавлялись. Крестьяне вынуждены были мириться со своим положением, но недовольство у них оставалось, и они в любой подходящий момент готовы были к новому неповиновению и восстанию. Иногда возникновение крупных восстаний и революций объясняют тем, что они совершаются по желанию и воле каких-то вождей. В действительности в народных массах назревает всеобщее недовольство существующим положением, и они в любой благоприятный момент готовы к бунту, восстанию, революции. Важно, чтобы их протест возглавил какой-то вождь или какая-то политическая сила, идеологически соответствующие настроению масс.

Назревшее недовольство крестьянских масс своим положением в России в17 веке привело к восстанию и крестьянской войне 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Восстанием была охвачена огромная территория. Восставшие заняли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, Пензу и много других городов Поволжья. В восстании приняли участие крестьяне Слободской Украины и народы Поволжья. Восставшие уничтожали помещиков и их прислужников, создавали местное самоуправление. Восстание было жестоко подавлено.

Накопившееся недовольство и возмущение крестьянских масс России своим положением в 18 веке вылилось в восстание и крестьянскую войну 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Целью этого восстания было построение крестьянского государства во главе со справедливым царём. Это восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, Западную Сибирь. Восстание вплотную подошло к границам Московской губернии. В восстании активно участвовало свыше 100 тысяч человек. Вместе с казачеством и русским крестьянством в восстании участвовали и нерусские народности. Целью восстания было истребление дворян, отмена крепостного права, передача земли народу. Восстание с трудом было подавлено правительственными войсками.

Недовольство крестьянских масс своим положением в России накапливалось и в 19 веке. Крепостное крестьянство готово было к новому бунту и всеобщему восстанию. Спасло Россию от крестьянской войны в 19 веке появление и широкое развитие в стране сектантского движения. Недовольство крестьянских масс своим положением нашло некоторое удовлетворение в протесте против православной церкви, являющейся в то время фактически одним из органов государственной власти. Возглавляли сектантское движение проповедники, несколько иначе, чем православные, толкующие священные книги. Наиболее массовым в сектантском движении было молоканство и духоборчество.

Сомнительно, что ни с того ни с сего у крестьян вдруг появилась необходимость по религиозным причинам массово отказываться от православия и уходить в молоканство и духоборчество. При сплошной неграмотности крестьяне не очень разбирались в тонкостях священного писания. Но им необходимо было разобраться и понять, почему в их христианской стране происходят несправедливости и почему одни в обществе живут богато, а другие работают на них и живут убого. Эта несправедливость не соответствовала христианскому учению. Отсюда у крестьян появились убеждения, что православные церкви, являющиеся оплотом светской власти, не служат простому народу. В то же время, молоканские и духоборческие проповедники, умело и уверенно толкующие священные писания, доходчиво объясняли крестьянам как надо жить по заветам Христа. Они проповедовали, что все люди братья, все равны перед Богом, что судьбой человека может распоряжаться только Бог. Все эти идеи были по душе угнетённым крестьянам. Поэтому крестьянство пошло за такими проповедниками. Крестьяне перестали посещать православные церкви и стали массово вступать в молоканские и духоборческие общины. Иными словами, это было выражением протеста против угнетённого положения крестьянства в своей стране. В 17 и 18 веках этот протест выразился в виде восстаний и крестьянских войн. В 19 веке он выразился в виде массового ухода крестьян из православия в молоканские и духоборческие секты. Благодаря этому в 19 веке Россия избежала нового масштабного крестьянского восстания и новой крестьянской войны.

Несомненно, царское правительство понимало, что массовое сектантское движение губительно для самодержавия, потому что подрывало основные устои государства, опиравшегося на православную церковь. Против сектантского движения стали применяться карательные меры. Лидеров движения сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Рядовых членов общин принуждали возвращаться в церковь, непокорных забирали в солдаты, арестовывали. Так как такие меры не могли предотвратить дальнейшее развитие движения, стали применяться меры принудительного выселения молоканских и духоборческих семей из центральных регионов России на дальние необжитые окраины. Зачастую их отправляли под конвоем. На новых местах поселений переселенцы вынуждены были без государственной поддержки приспосабливаться к новым условиям.

При Екатерине 11 молокан вместе с духоборами массово выселяли на южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.

При царе Александре1 в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае 1 по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, больше в Закавказье.

Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Первая цель, несомненно, была достигнута: сектантское движение в Центральной России постепенно приуменьшилось. А вот вторая задача, по мнению известного журналиста и историка В.Л.Величко (Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. С.Петербург,1904), по вине государственных администраций выполнялась бездарно. Русским переселенцам не оказывалась необходимая помощь и не всегда защищались их интересы, а в некоторых случаях даже оказывалось притеснение. Молоканские и духоборческие переселенцы, испытавшие большие трудности при переселении и освоении необжитых мест, продолжали испытывать притеснения со стороны местных администраций, возглавляемых чиновниками православного вероисповедания.

Выселение молокан и духоборов из центральных регионов России на окраины помогло сохранить некоторую стабильность в крестьянской среде. Если бы не было массового молоканского и духоборческого движения и последовавших массовых выселений этих «смутьянов» на окраины, накопившееся крестьянское недовольство могло перерасти в массовые крестьянские восстания. И тогда в России в 19 веке могла бы произойти новая крестьянская война, подобная войне 17 века под предводительством Разина и войне 18 века под предводительством Пугачёва.

Несомненно, мощное сектанское движение в начале 19 века было выражением протеста крестьянства против крепостного права. Массовый уход крестьян из православной церкви, обслуживающей интересы дворянского сословия, послужил одним из факторов отмены крепостного права в России в 1861 году. Во всяком случае, после отмены крепостного права уход крестьян из православия в христианские секты значительно приуменьшился.