Михайловское темы мотивы и художественное творчество кратко. Александр Сергеевич Пушкин. Основные темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии

Человек во все времена был существом стадным. Вопреки распространенному мнению о том, что каждый из нас может существовать совершенно обособленно от себе подобных. Конечно, наличие сознания у человека влияет на его способ жизни и умение добывать какие-либо блага. Однако социальная составляющая заставляет каждого из нас реализовать свою деятельность исключительно в среде подобных существ. Иными словами, «стадность» заложена у людей на подсознательном уровне. Данный фактор влияет не только на повседневную жизнь, но и на многие глобальные процессы. Например, желание и тяга объединения в группы в древние времена обусловила создание государств. Потому что эти структуры представляют собой огромные по своим размерам социальные формации.

Следует отметить, государства не являются в подавляющем количестве однородными. Все они наделены теми или иными особенностями. Наиболее интересными и необычными на сегодняшний день являются страны национального характера. Как показывает практика, национальных государств в чистом виде в XXI веке практически не осталось, однако в небольшом количестве они существуют. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что собой представляют эти структуры и какими характерными особенностями они обладают.

Страна - понятие

Прежде чем рассмотреть факт того, что собой представляют национальные государства, необходимо разобраться с классическим видом данного термина. Следует заметить, что долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о создании понятия представленной категории. Однако по истечении определённого количества времени удалось создать наиболее классическую теоретико-правовую модель государства. Согласно ей, любая держава - это организация независимая и самостоятельная, которая наделена суверенитетом, а также имеет разработанные механизмы принуждения и управления. Помимо того, государство устанавливает на определенной территории режим порядка. Таким образом, то, что мы привыкли называть своей страной, является сложным социально-политическим механизмом, который не только регламентирует, но еще и координирует деятельность своего общества.

Основные признаки государственной структуры

Любое правовое явление имеет характерные признаки. По ним можно определить его сущность, а также понять принципы действия. Государство в данном случае не является исключением из правил. Оно также имеет целую систему характерных признаков. К их числу можно отнести следующие:

Наличие основного руководящего документа, например, конституции.

Управленческий и координационный характер власти.

Наличие собственности, населения и своей обособленной территории.

Наличие организационных и правоохранительных структур.

Существование собственного языка.

Наличие государственной символики.

Вдобавок к этим характерным признакам, можно также отнести некоторые экономические, социальные и политические факторы.

Национальное государство

Как уже указывалось автором ранее в статье, державы по своей структуре и характеристикам не являются идентичными. То есть существуют структуры, которые существенно выделяются среди себе подобных. Таковыми на сегодняшний день являются национальные государства. Подобные структуры представляют собой конституционно-правовой вид классической державы. Термин «национальные» применяется для того, чтобы подчеркнуть факт выражения своей воли на конкретной территории определенной нацией. Иными словами, в подобных государствах на первый план ставится этнический вопрос. То есть выражается воля не всех граждан, а именно отдельной, совершенно однородной нации, которая объединяется посредством общего языка, культуры и происхождения.

Признаки национальных стран

Любое современное национальное государство, как и иные формы подобных социальных объединений, имеет свои характерные признаки. В данном случае следует отметить, что помимо общих особенностей державы, национальные страны обладают рядом собственных. К ним можно отнести следующие, а именно:

Средством всех официальных коммуникаций в любой их форме является ;

Существует отдельная система национальных символов, которые принимаются и закрепляются в официальных документах;

Национальные государства - это страны, в которых царит монополия на процесс налогообложения;

В законодательстве таких стран нет каких-либо исключений для отдельных социальных групп или же меньшинств;

Существует устойчивая национальная валюта;

Вольный доступ к трудовому рынку, а также наличие гарантий для всех без исключения граждан;

Неделимая и единая абсолютно для всех система ;

Жесткая пропаганда патриотических идеалов;

Во внешней политике превалирует национальный интерес;

Таким образом, национальные государства - это достаточно специфические и сложные структуры, которые имеют ряд характерных признаков. При этом на сегодняшний день очень мало подобных держав в чистом виде. Число национальных государств составляет менее 10% от всей совокупности существующих стран.

Исторические предпосылки к появлению национальных держав

Образование национальных государств не происходило хаотично. Появление таких структур имело достаточно упорядоченный по своей сути характер. То есть непосредственное образование национальных государств произошло не сразу. Если посмотреть на историю, то этому явлению предшествовала череда определенных событий. Например, государства в классическом виде стали появляться лишь после Вестфальского мира, заключенного в 1648 году. Он ознаменовал конец Реформации и Тридцатилетней войны. Помимо того, данное соглашение привнесло в мир принципы верховенства права, независимости и суверенитета государств. Таким образом, в международных отношениях стали принимать участия уже новые, в большей части политико-правовые, а не феодальные структуры. Также большое влияние на образование национальных государств оказал развал папского владычества в Европе. Священная Римская империя фактически разваливается, а на политическую арену начинает выходить новое сословие - буржуазия. В XIX веке происходит развитие националистических идей, которые, по сути, обусловили формирование национальных государств.

Национализм и дальнейший процесс образования этнических держав

По своей сути, национализм - это идеология, а также специфическое направление в политике. Её приверженцы считают нацию самым высшим уровнем социального единства в той или иной стране. Помимо того, именно нация является ключевым фактором в процессе создания державы. Но это понятие является сугубо теоретическим. Политическая составляющая вопроса показывает стремление отстоять интересы определенного этноса. Националистическая идея начала активно развиваться в XX веке. В некоторых случаях политики злоупотребляли взглядами подобного характера для захвата власти. Отличным примером тому является Фашистская Италия и Нацистская Германия. Однако национализм в подобной форме достаточно негативно воспринимается что было доказано итогами Второй мировой войны. Но это не значит, что на сегодняшний день, национальные государства не существуют вовсе.

Такие державы есть и довольно эффективно функционируют. Как показывает практика, в подобных странах регулирование общественных отношений происходит более централизованно и практичнее. Ведь когда население однородно, то его удобнее контролировать. Система национальных государств сформирована практически по всему миру. В большей части случаев они функционируют на основе религиозных норм и т. п.

Современные национальные страны

Роль национальных государств в современном мире не столь велика, как это было, например, в середине XX столетия. В большей части случаев многие особенно на территории Европы, объединяют в своем составе множество людей, принадлежащих к тем или иным Таким образом, классические формы однородных государств встречаются крайне редко. Однако они все же существуют. Национальными государствами в большей части являются мусульманские и африканские страны. Это обусловлено целым рядом определенных факторов. Во-первых, в таких государствах основным регулятором общества является традиционно-религиозное учение.

Причем на территории Африки существуют места, где все еще царят первобытные нормы, которые, в свою очередь, регулируют важные политические и национальные вопросы отдельных государств данного континента. Конечно, с точки зрения сохранения культуры, традиционные и религиозные страны являются отличным инструментом для организации этого процесса. Но, как правило, политическая жизнь в них является крайне скудной. Подобные социальные формирования находятся на стадии глубокого консерватизма, а также достаточно скованны в большем количестве политических вопросов. Это основная проблема национального государства представленной направленности. Однако националистический вопрос в традиционных и религиозных державах имеет первостепенно значение, что обусловлено обособленностью и отдаленностью от западного и европейского мира. Это позволяет сохранить экономическую стабильность, относительно неизменный уровень социальной жизни, а также обеспечивает недопустимость попадания в деятельность страны иностранного «элемента».

Если посмотреть на Европейские государства, то в силу своей многонациональности, они очень часто попадают в кризисные ситуации. Поэтому концепция повсеместного принятия мигрантов не всегда позитивно сказывается на политической стабильности этих стран.

Общество и национальное государство

Большое количество ученых, изучающих проблематику этнических держав, очень часто задумываются над ролью общества в них. Следует отметить, что последняя категория, является ключевой в процессе становления и развития представленных в статье стран. Ведь именно на основе однородности общества государство можно причислить к разряду национальных. Таким образом, население - это ключевая характеристика этнических стран. При этом однородность общества должна определяться не только языком или же юридическим критерием, о чем пойдет речь далее, но также общей культурой, а, что самое главное, местом происхождения. В данном случае необходимо различать и гражданства. Вторая категория показывает структурированную правовую связь человека и страны. В свою очередь, нацию характеризует, как уже указывалось ранее, общая культура, принадлежность к одному этносу, язык и социальное осознание.

Критерии определения национальной державы

Учитывая все представленные в статье особенности, можно сделать вывод, что все национальные государства можно оценить с точки зрения определенных критериев. Именно они будут свидетельствовать о том, является ли страна этнической структурой. По мнению многих ученых, существует два основных критерия, а именно:

  1. Юридический.
  2. Численный.

В первом случае национальный закрепляется на уровне конституции. То есть в основном законе существуют специальные нормы, которыми обусловлена ключевая роль однородного населения в державе. Что касается численного критерия, то он заключается в реальной части этнически однородного населения в числе всей массы людей, проживающих на территории государства.

Национальный вопрос России

На сегодняшний день можно встретить много высказываний о том, что Россия - национальное государство. Вопреки распространенному мнению, это не так. Во-первых, РФ является федерацией. Это значит, что на данной территории проживает большое количество народностей и этносов. Во-вторых, в составе Российской Федерации существуют территориальные области, национальные идеи которых отличны от государственных.

Для политической составляющей это крайне негативный фактор. Потому что российские национальные государства в большей части случаев имеют свое видение политического режима РФ. Поэтому этническая раздробленность достаточно часто играет крайне негативную роль. Однако с учетом федеративного устройства от этого никуда не деться.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие, ключевые особенности и то, как проходило создание национального государства в мире. В заключение следует отметить тот факт, что подобные державы - это достаточно серьёзный уровень гражданского самосознания. В большей части случаев он позитивно влияет на политическое состояние государства. Поэтому этническую однородность населения необходимо контролировать и поддерживать.

Кемеровский государственный университет

студент 5 курса

Научный руководитель: Барсуков Александр Михайлович, кандидат политических наук, старший преподаватель, кафедра политических наук факультета политических наук и социологии Кемеровского государственного университета

Аннотация:

Данная статья посвящена проблемам соотношения понятий «государства» и «нации».

This article focuses on the problems of relationship between the concepts of "state" and "nation."

Ключевые слова:

Государство, нация, национальное государство, национальная идентичность

State, nation, nation-state, national identity

УДК 321. 01

Соотношение понятий «государство» и «нация» волновало многих исследователей на протяжении долгих лет. Как правило, государство и нация воспринимаются как взаимозависимые явления, которые при этом имеют ряд отличий. Одни теории рассматривают государство и нацию как необходимые друг другу элементы, другие - как полные синонимы.

Обсуждение данного вопроса логично начинать с определений. Итак, на вопрос, что есть государство, лаконично и емко дает ответ немецкий социолог М. Вебер: «Государство - это единственная организация, которая обладает правом на легитимное насилие и нуждается в поддержке со стороны управляемых масс. Данная организация отличается своей высокой централизацией, что позволяет ей успешно поддерживать установленный порядок. Эта организация или совокупность организаций и естьгосударство. По той причине, что государство предполагает наличие как правящего класса (элиты), так и подчиненной массы (населения), возникает проблема отношения этих сообществ к той или иной нации.

Нация представляет собой устойчивую социально - этническую общность людей, сложившуюся исторически и обладающую некоторыми общими признаками (язык, обычаи, особенности культуры). При этом общность территории и экономики также характерна для данного образования.

Таким образом, государство и нация пересекаются там, где нас начинает волновать вопрос национальной принадлежности двух групп (элиты и массы). Принадлежность к одной и той же нации элиты и основного населения означает соблюдение главного принципа национализма. Однако следует понимать, что в истоках рождения нации стоит не какой - либо отдельный этнос, а, скорее всего, в рамках определенного государственной образования происходит формирование нации.

Здесь мы сталкиваемся с особой категорией «нации - государства». Стоит отметить, что данная категория всемирно признана в Организации Объединенных Наций и официально считается определением всех государств, обладающих суверенитетом. Но можно ли ставить знак равенства между нацией - государством в понимании ООН и национальным государством? Некоторые из исследователей предпочитают разграничивать два понятия «нации - государства» и «национального государства». Так, А. М. Салмин предлагал обращать внимание на идеологию государства - нации, которая должна в полной мере соответствовать национальному государству. Однако в реальности, по его словам, эти понятия не могут быть синонимичны. К примеру, отмечает он, во Франции все население считает себя французами, в то время как в России происходят постоянные споры о том, кто - «русский» и кто - «россиянин»? Поэтому титул национального государства принадлежит Франции. Также А. М. Салмин призывал к отождествлению понятий нации - государства и национального государства, так как в идеале никаких различий в них быть не может.

Рассмотрим признаки нации более подробно.

Во - первых, общий язык. Как правило, национальные языки рождались на основе языка той народности, которая имела большее значение для развития и жизни нации. Во - вторых, общая территория. В. Ленин отмечал, что при наличии территориальной неоднородности и централизованного управления территорией население не смогло бы стать единой национальной общностью. Также важным признаком считается общность психического уклада представителей нации, которая является прямым следствием общности их культуры. Наконец, общая экономическая жизнь является также немаловажным фактором для жизнеспособности нации.

Признаки нации едины и неотделимы друг от друга. Только вместе взятые, выражают они сущность нации, отличают ее от предшествующих форм общности людей. Поэтому игнорирование одного из признаков нации означает извращение понятия нации.

Несмотря на то, что данные признаки по сути универсальны для разных периодов развития политической мысли, все же можно проследить эволюцию в понимании нации как категории политической науки. Исследователи выделяют четыре теоретические модели наций .

Первая модель отражает сущность антропологического подхода и означает понимание нации как племени. Вторая модель основывается на идеях периода Французской революции и в ней нация приравнивается к гражданской общности в виде государства. Третья модель предполагает использование этнокультурного подхода: нация как культурно - историческая общность. Он характерен для немецкой классической философии. Затем, четвертая модель представляет собой совокупность всех вышеназванных. Нация в ней воспринимается как сложное многосоставное явление, включающее политические, этнические, культурные, антропологические и другие аспекты. На наш взгляд, данная модель является наиболее удачной и рациональной. Часто ее называют также этносоциальной. Но необходимо понимать, что нация не состоится, если люди не будут признавать принадлежность друг друга к ней. Речи идет о так называемой национальной идентичности.

В теории государства М. Вебера национальная идентичность описывается как опора для любого современного государства. То, чего может достичь государство только одними средствами силы без добровольной поддержки населения, весьма ограниченно, особенно во время войны .

Стоит отметить, что М. Вебер тесно связывает понятия нации и государства, но не приравнивает их друг к другу. Их зависимость выражается в том, что государство существует только при поддержке власти со стороны национального сообщества, в то время как государство всеми силами старается сохранить национальную идентичность. По его мнению, культура и власть представляют собой объекты разных сфер - соответственно национальной и государственной.

По мнению Э. Позднякова, веберовская концепция не может не оставлять чувства некоторой неудовлетворенности своей двусмысленностью. Он считает, что Вебер пытается балансировать на очень узком пространстве между понятиями «нация» и «государство». Клонясь то туда, то сюда, не зная, какому из понятий отдать приоритет и даже намеренно избегает определенности.

Таким образом, проблема соотношения категорий «нация» и «государство» представляет глубокий научный интерес. Если мы возьмем за норму определение «нации - государства» ООН как любого суверенного государства, то неизбежно столкнемся с проблемой выделения общих признаков такого государства. Так, Россйиская Федерация - многонациональная страна. Но и она попадает в этом случае под определение «нации - государства». В силу того, что сегодня существуют серьезные противоречия в определении «русских» и «россиян», многие ученые не готовы согласиться с пониманием «нации - государства» и «национального государства» как равнозначных.

Этносоциальная модель нации, адекватная по отношению к современным условиям, дает нам возможность оценить всю сложность и многогранность нации как категории политической науки. Под такое определение попадают множество наций, большинство из которых, разумеется, не имеют собственных государств. Четкое соответствие «одна нация - одно государство» было бы физически невозможно. Поэтому можно сделать вывод о том, что в реальности нации и государство вынуждены существовать совместно в рамках одного образования, однако заменить одно понятие другим было бы неправильно. Государство, объединяющее несколько наций, скорее всего, не будет считаться национальным до тех пор, пока его граждане не начнут ассоциировать себя с таким общим определением, которое вбирало бы в себя совокупность представленных в стране народностей. «Французы» во Франции - это единая совокупность граждан, идентифицирующая себя по признаку, прежде всего, страны проживания. Государство, таким образом, будет представлять некую общую оболочку, «жесткую» структуру, вокруг которой этнически неоднородные граждане смогут построить свою национальную, но, в то же время, государственную идентичность.

Библиографический список:


1. Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. – 808 с. 2. Бутенко А. П., Миронов А. В. Сравнительная политология в терминах и понятиях – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.politike.ru/dictionary/276/word/nacija. 3. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. – М.: А. О. Издат. Группа «Прогресс» - «Культура», 1994. - 125 с. 4. Салмин А. М. Шесть портретов – [Электронный ресурс]. – URL: http://historyclub.by/index.php?Itemid=65&id=137&option=com_content&task=view.

Рецензии:

13.02.2014, 18:53 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия : Очень интересная статья на актуальную тему, грамотно написанная. Рекомендую к печати в ближайшем номере. Позволю себе дать рекомендацию автору: рассмотрите также соотношение понятий "нация" и "гражданство". Например, на современной Украине. Украинец - это кто? Украинец по этнической и/или по гражданской принадлежности? Есть ли русские (греческие, болгарские и т.д.) украинцы? Это ведь не просто вопрос о терминах (как "русский" и "россиянин"), но и о содержании!


16.02.2014, 22:39 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия : Статья может быть рекомендована к печати. Однако, необходимо внести изменения в список литературы, а именно, разместить авторов работ в алфавитном порядке.

Пестрой и противоречивой остается этническая картина мира начала XXI столетия. В мире насчитывается свыше двух тысяч различных этнонациональных образований, а государств - членов ООН - около 200. Одни из них являются преимущественно мононациональными (Австрия - 92,5% австрийцев, Норвегия - 99,8% норвежцев, Япония - 99% японцев), в которых проживает незначительная часть представителей иных народов, другие - многонациональные, объединяющие ряд коренных этносов и национальных групп (Ирак, Испания, Россия и др.); третьи - в основном государства экваториальной части планеты - состоят преимущественно из родоплеменных образований.

Проблема связей нации и государства издавна предмет изучения и дискуссий. Ф. Энгельс находил внутреннюю связь между нацией и государством. К. Каутский считал, что классической формой организации национальной жизни является национальное государство. Но поскольку все "классические формы" часто существуют лишь как модель, которая не всегда достигает полной реализации, на практике не все нации пользуются своей государственностью. М. Вебер идеальным считал сочетание национальной и государственной общности, в которой реализуются их совпадающие интересы. Одним из первых, кто указал, что украинский этнос станет лишь тогда суверенным, когда будет иметь свою государственность, был Н. Костомаров.

Нация (лат. - племя, народ) - исторически возникает на определенной территории как экономическая, духовная и политическая общность людей с их специфическим сознанием и психологическими особенностями, традициями. Современные нации зарождались вследствие формирования рыночных отношений. Важнейшими факторами консолидации людей в нации, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Только с формированием мирового рынка товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер и стали основой разрушения патриархальнообщинного и феодального уклада жизни, становления этнополитических общностей как общемирового явления. Этот процесс охватывает период XVI - XX веков. Для XX в. характерен дальнейший распад колониальных империй и образование национальных государств Азии, Африки, Латинской Америки.

В Европе раньше, чем на других континентах, зародились национальные движения и сложилась система национальных государств. В середине XIX в. состояние этнодвижений и образование национальных государств можно условно разделить на такие группы:

  1. постинтеграционные, составлявшие одно целое (англичане, русские, австрийцы, французы, шведы, датчане, голландцы), и зависимые от них страны;
  2. прединтеграционные, близкие к объединению или освобождению от зависимости (немцы, итальянцы, испанцы, португальцы);
  3. интегрированные в иностранные политические структуры при сохранении определенной целостности (ирландцы, норвежцы, бельгийцы и те, что входили в Австро-Венгерскую, Российскую и Османскую империи);
  4. разинтегрированные - разделенные между государствами (поляки, литовцы, украинцы и др.).

По масштабам и последствиям уровень разинтеграции украинцев был наивысшим. Только внутренний распад империй создавал для них условия к объединению в едином государстве. Некоторые названные выше народы ведут борьбу за политическое самоопределение и сегодня. Но в целом очевидна взаимосвязь становления нации и государства. Нации, самоопределяясь, становятся основой легитимации государственности, создания жизнеспособных экономических систем и социальнокультурных институтов.

Появление и развитие национального государства невозможно без наличия у большинства его граждан подсознательной идеи, которая объединяла бы население страны в нацию. /Национальная идея превращает народ, окрыленный ею, в творца своей исторической судьбы, в ориентир для будущего.] Когда же население лишено такой идеи, тогда нация спит и пребывает в состоянии этноса, который не может претендовать на политическое самоопределение и стабильную государственность. Национальная идея отражает весь комплекс проблем самоутверждения нации, ее прав и свобод, а народ ощущает свое внутреннее единство, связь поколений и традиций, видит перспективу своей деятельности. Высшим проявлением такой идеи, по мнению Дж. Белла, является понимание народом идеального устройства общественной жизни и собственного государства. Тогда она станет внутренним стимулом к политической деятельности, а внешним выступит национальное государство, обеспечивающее суверенитет и социальный прогресс нации как политической общности. М. Грушевский, М. Драгоманов, С. Днистрянский, В. Лигашский, И. Франко усматривали необходимость воплощения украинской национальной идеи в государственное строительство.

Идея "суверенной нации", или "политической нации", была рождена Великой французской революцией, когда так называемое третье сословие, составлявшее большинство населения Франции, завоевало для себя гражданские права. Тогда же сформировалась "государственная" концепция политической нации, согласно которой понятие "представитель нации" отождествлялось с понятием "гражданин суверенного государства". "Политическая нация - это общность, которая наряду с этнокультурной сущностью имеет также правовую и государственную структуру" (Г. Сеттон-Уотсон). Именно такое понимание нации наиболее распространено в экономически развитых странах, где национальные государства возникли относительно раньше. Немаловажную роль в их формировании сыграло осознание народами своих национальных и социально-экономических прав, осуществив которые, они вывели свои страны на передовые рубежи мирового прогресса. Соответственно с этим формировалось чувство патриотизма, согласно которому гражданин защищает отчизну, а она гарантирует ему личную безопасность и другие общечеловеческие права. В национально-государственной идее, как видим, четко просматривается необходимость существования национального государства. Однако в каком направлении оно должно развиваться и сохраняется ли при этом связВ с нацией? История знает примеры, когда при определенных обстоятельствах государство может эволюционировать при приоритете национального или классового - к тоталитаризму, а когда в национальном остается ведущим общечеловеческое - к демократическому, правовому государству.

В политологических концепциях Ф. Гегеля, М. Вебера, В. Липинского идея национального государства возникает как дополнение к идее правового государства. Либеральная идея, обосновывая равенство гражданских прав человека, не решает вопрос о равенстве прав каждого этноса, в частности право на его государственное самоопределение. Национальная же идея тем и отличается от либеральной, что стремится решить не только проблему правового равенства людей разных национальностей, но также и вопрос равенства наций, понимаемый как их право на самостоятельное политическое развитие.

Показательно, что там, где идея национального государства сочетается с концепциями либерально-демократической перспективы и правового государства, прогресс общества очевиден (Северная Америка, скандинавские страны). Национальное государство в таком варианте доказало свое преимущество. Империи канут в Лету, а ^неисторические народы", которым их идеологи пророчили гибель (Ницше, Маркс, Донцов), создают собственные государства, число которых растет. Иными словами, национальное государство, которое обеспечивает этнонациональное единство и политическую стабильность общества, гарантирует развитие рыночных отношений, свободу и равенство межнациональных отношений в своем политическом поле, не может не быть одновременно и правовым государством, защищающим интересы человека, его права и свободы.

В модерном обществе при приоритетности общечеловеческих ценностей решающую роль играют не классы, а политические нации как общности. Не существует иных эффективных путей модернизации общества вне национального (Н. Бердяев), и это касается как стран так называемого "третьего мира", так и постсоциалистических. Даже в условиях, когда страну раздирают классовые противоречия, гражданские войны, нация, как этнообщность, остается, сплачивает людей вокруг своей национальной идеи. Завоевание этносом независимости означает оформление его в нацию-государство. Немецкий социолог Ф. Геккерман утверждает, что национальное государство образует этнообщность, которая имеет "не столько общее происхождение, сколько общность ценностных представлений (ориентации), институций и политических убеждений".

Следовательно, национальное государство является формой политической организации, где сочетаются политико-гражданская и этническая принадлежность людей. Оно "образовано соответствующей нацией, компактно проживающей на определенной территории, в результате осуществления ею основного права на политическое самоопределение, которое обеспечивает необходимые условия для сохранения и развития достояния этой нации и обогащения и развития всех наций, этнических групп, проживающих в данном государстве" [Мала енциклопед!я етнодержавознавства. - К., 1996. - С. 539]. Однако с образованием и развитием национальных государств проблемы национальных отношений не теряют своей актуальности.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - в исторической науке и политологии термин, используемый для обозначения особого типа государства и стадии развития государственности.

По-ня-тие «национальное государство» от-но-сит-ся к чис-лу дис-кус-си-он-ных, его еди-но-го тол-ко-ва-ния не су-ще-ст-ву-ет. В ка-че-ст-ве си-но-ни-ма это-го по-ня-тия час-то при-ме-ня-ют тер-мин «го-су-дар-ст-во-на-ция» (английский nation-state, франц. ́etat-nation), од-на-ко та-кой под-ход под-час под-вер-га-ет-ся кри-ти-ке. Под национальным государством не-ред-ко по-ни-ма-ет-ся мо-но-эт-нич-ное, мо-но-на-цио-наль-ное го-су-дар-ст-во, ко-то-рое про-ти-во-пос-тав-ля-ет-ся мно-го-на-цио-наль-но-му го-су-дар-ст-ву. Про-тив-ни-ки та-кой точ-ки зре-ния ука-зы-ва-ют на слож-ность вы-де-ле-ния кри-те-ри-ев на-ции, а так-же на воз-мож-ность по-ли-тического ма-ни-пу-ли-ро-ва-ния при раз-де-ле-нии го-су-дарств на на-цио-наль-ные и мно-го-на-цио-наль-ные. По мне-нию ря-да учё-ных, по-ня-тие «национальное государство» яв-ля-ет-ся си-но-ни-мом тер-ми-на «пра-во-вое го-су-дар-ст-во».

По-след-нее, при-шед-шее на сме-ну со-слов-но-му го-су-дар-ству, от-ли-ча-ет пра-во-вое ра-вен-ст-во лю-дей не-за-ви-си-мо от их эт-нической, со-слов-ной и иной при-над-леж-но-сти, оди-на-ко-вое об-ра-ще-ние со все-ми чле-на-ми на-ции. Национальное государство в этом слу-чае про-ти-во-пос-тав-ля-ет-ся и кон-крет-но-ис-то-рическим фео-даль-но-аб-со-лю-ти-ст-ским об-ра-зо-ва-ни-ям (например, им-пе-рии Габс-бур-гов), и им-пе-рии как осо-бо-му ти-пу го-су-дар-ст-ва, строя-ще-му-ся на по-ли-тическом не-ра-вен-ст-ве ме-ж-ду со-об-ще-ст-ва-ми и ин-ди-ви-да-ми. Спе-циа-ли-сты по тео-рии ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний счи-та-ют ха-рак-тер-ным при-зна-ком национального государства «национальный су-ве-ре-ни-тет», под ко-то-рым по-ни-ма-ют мо-но-по-лию на власть внут-ри го-су-дар-ства и не-за-ви-си-мость по от-но-ше-нию к др. ак-то-рам, дей-ст-вую-щим на ме-ж-ду-народной аре-не. В на-учных кру-гах вы-ска-зы-ва-ет-ся так-же мне-ние, что тер-мин «национальное государство» яв-ля-ет-ся не-про-дук-тив-ным и от не-го сле-ду-ет от-ка-зать-ся, по-сколь-ку по-ня-тие «на-цио-наль-ное» не от-ра-жа-ет не-кое но-вое ка-че-ст-во го-су-дар-ст-ва, а лишь ха-рак-те-ри-зу-ет его ус-пех в фор-ми-ро-ва-нии «еди-ной на-ции ».

Рас-хо-дясь в ин-тер-пре-та-ции сущ-но-сти национального государства, учё-ные при-дер-жи-ва-ют-ся так-же различных взгля-дов на его ге-не-зис и эво-лю-цию. Од-ни от-но-сят ста-нов-ле-ние национального государства к XV веку и свя-зы-ва-ют его со скла-ды-ва-ни-ем цен-тра-ли-зованных го-су-дарств и фор-ми-ро-ва-ни-ем национального са-мо-соз-на-ния (клас-сическим при-ме-ром, по их мне-нию, яв-ля-ет-ся Фран-ция конца XV-XVI веков). Ис-сле-до-ва-те-ли, стоя-щие на мар-кси-ст-ских по-зи-ци-ях, и учё-ные, раз-де-ляю-щие взгля-ды М. Ве-бе-ра, счи-та-ют воз-ник-но-ве-ние национальных государств и скла-ды-ва-ние на-ций про-дук-том ка-пи-та-ли-стических от-но-ше-ний. По-яв-ле-ние национального государства рас-смат-ри-ва-ет-ся ими как «нор-маль-ное» и за-ко-но-мер-ное яв-ле-ние ста-дии ка-пи-та-ли-стических раз-ви-тия. Ис-то-ри-ки и по-ли-то-ло-ги, де-лаю-щие ак-цент на по-ня-тии «национальный су-ве-ре-ни-тет», счи-та-ют, что национальное государство воз-ник-ло в середине XVI века как ре-зуль-тат функ-цио-ни-ро-ва-ния Вест-фаль-ской сис-те-мы ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний (от названия Вест-фаль-ско-го ми-ра 1648 года), за-кре-пив-шей в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду го-су-дар-ст-ва-ми прин-цип тер-ри-то-ри-аль-но-го су-ве-ре-ни-те-та. Со-глас-но ещё од-ной точ-ке зре-ния, национальное государство, в ко-то-ром по-ня-тия «на-ция» и «го-су-дар-ст-во» сли-ты во-еди-но, в стро-гом смыс-ле сло-ва сло-жи-лось лишь по-сле Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века .

В конце XX века в свя-зи с окон-ча-ни-ем «хо-лод-ной вой-ны» и раз-ви-ти-ем про-цес-сов ин-те-гра-ции и гло-ба-ли-за-ции в на-учной литературе ста-ло вы-ска-зы-вать-ся мне-ние о «раз-мы-ва-нии» национального су-ве-ре-ни-те-та и «кон-це национального государства», на-ча-ли зву-чать пред-ло-же-ния рас-смат-ри-вать национальное государство как «ис-то-ри-че-ски прой-ден-ный этап» раз-ви-тия че-ло-ве-че-ства. Та-кая по-зи-ция под-вер-глась кри-ти-ке со сто-ро-ны при-вер-жен-цев т. н. реа-ли-стической тра-ди-ции в тео-рии ме-ж-ду-народных от-но-ше-ний, счи-таю-щих, что национальное государство про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся главным ак-то-ром на ме-ж-ду-народной аре-не. В то вре-мя как «функ-цио-на-листы» и «ин-сти-ту-цио-на-ли-сты» (смотрите Най Дж.) рас-смат-ри-ва-ют ме-ж-ду-народные ор-га-ни-за-ции и ин-те-грационные струк-ту-ры как ка-че-ст-вен-но но-вый фе-но-мен, при-шед-ший на сме-ну национального государства, «реа-ли-сты» по-ла-га-ют, что эти ор-га-ни-за-ции и струк-ту-ры яв-ля-ют-ся лишь фор-мой объ-е-ди-не-ния национальных государств под эги-дой силь-ней-ших из них, ко-то-рым и при-над-ле-жит ре-аль-ная власть как в ин-те-гра-ци-он-ных объ-е-ди-не-ни-ях, так и в ми-ре в це-лом.

Дополнительная литература:

Mearsheimer J.J. The False Promise of In-ternational Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;

На-цио-наль-ное го-су-дар-ст-во: что это та-кое? // Сво-бод-ное сло-во: ин-тел-лек-ту-аль-ная хро-ни-ка де-ся-ти-ле-тия, 1985-1995 / Ред.-сост. А. А. Гу-сей-нов и др. М., 1996;

Яко-вен-ко И.Г. От им-пе-рии к на-цио-наль-но-му го-су-дар-ст-ву: (по-пыт-ка кон-цеп-туа-ли-за-ции про-цес-са) // По-лис. 1996. № 6;

Evans G., Newnham R. The Penguin dic-tionary of international relations. L., 1998.

Это сложное явление, которое состоит из трех, взаимосвязанных элементов:

Формы правления;

Территориального устройства;

Формы государственного режима.

Виды форм государственного устройства в зависимости от наличия суверенитета у субъектов государства:

- Простая форм а: унитарное государство. Унитарное государство – простое государство, которое состоит из административно - территориальных единиц, не обладающих суверенитетом, либо государство, которое не разделено на административно - территориальные единицы (Сингапур, Мальта);

- Сложная форма : конфедерация и федерация. Конфедерация – временный союз нескольких государств, обладающих суверенитетом (СССР). Федерация – сложное государство, состоящее из суверенных государственных субъектов (Российская Федерация).

К формам государственного устройства не могут относиться содружества и межгосударственные объединения.

Полис

Одной из форм государства в период античности был полис. Полис представлял собой государственное объединение землевладельцев, которые занимались различными промыслами.

Полис – это народное государство-город, граждане которого обладали правом собственности, социально-экономичными и политическими правами. Полис состоял из двух частей: центра и хоры, прилегающей к центру территории сельскохозяйственного назначения.

Государственный строй в полисах был самый разнообразный: демократия, монархия, олигархия. Высшая власть в демократических полисах принадлежала народному собранию, в олигархических - цензовому собранию, в монархических – монарху.

Нация

Нация представляет собой большую группу людей, которые объединены культурно–политической, социально-экономической и духовной обобщенностью.

Нацию можно рассматривать в двух ключах: как группу людей, являющимися гражданами одного государства, и как этническую обобщенность людей с общим языком и схожим самосознанием.

Нация делится на две разновидности: моноэтничная и полиэтничная . В наше время моноэтничные наци встречаются крайне редко, и в основном в отдаленных странах, например, в Исландии.

Зачастую нация создается на базе многих этносов, которые из-за исторических обстоятельств были сведены на одной территории. Понятие «нации» появилось не так давно - в начале 18 века, и окончательно закрепилось в обществе во времена Французской революции.

Государство - нация

Государство – нация представляет собой конституционный тип государства. Государство – нация выражает форму организации и самоопределение нации, которая проживает на территории самого государства. Национальный характер государства всегда закрепляется в конституциях.

Национальное государство обладает правом монополии на применение силы в рамках своей территории, а также на формулирование правил, обязательных к исполнению. Основой государства- нации является признание всех граждан единой нацией, с общей культурой, историей и языком.