Лекции по социологии и политологии. Политология как наука - политическая социология

ГОУ СПО «ДЕТЧИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _______

По учебной дисциплине

«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПАЛИТОЛОГИИ»

Студентки группы 50БЗ курса 5

Шифр Б 08 754

специальность «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Кузьминой Светланы Леонидовны

Оценка__________________

«______» ____________________2010 г.

1.Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

2.Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

3.Вопрос № 38. Политика как социальное явление.

4.Вопрос № 54.Понятие политической системы.

5.Список используемой литературы.

Вопрос № 4. Основные этапы развития социологии в России.

В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.

Первый этап – 1860 – 1890 гг.

Второй этап – 1890 г. – начало XX в.

Третий этап – первая четверть XX в.

Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.

Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время.

Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства.

Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».

Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом.

Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология.

В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.

К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.

До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:

1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов

1) Географический детерминизм;

2) Органицизм;

3) Концепция культурно-социологических типов;

4) Народничество;

5) Субъективная школа;

6) Психологическое направление;

7) Классический позитивизм.

2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):

1) Ортодоксальное направление;

2) Философский иррационализм;

3) Индивидуальный психологизм.

3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)

После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы

рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в.

социологию упразднили.

С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.

Вопрос № 24. Общество как социально-культурная система.

"Общество" является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.

О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема".

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Основные признаки, характеризующие общество:

1.население

2.территория

3.способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений

4.автономность и высокий уровень саморегуляции

5.большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

1.ядро - модернизированные страны - технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

2.периферия - модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

3.полупериферия - это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Признаки современного общества:

Информационный технический базис

Знания являются основой благосостояния общества

Ведущая отрасль - сервис

Массовый класс - служащие, управленцы

Принцип управления - согласование

Социальная структура - функциональная

Политический режим - непосредственная демократия, самоуправление

Идеология - гуманизм

Религия - мелкие концессии

Нынешнее "современное общество" - гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой "современности".

Что касается современного российского общества, то можно сказать следующее. Глубокие и сложные процессы происходят в нем - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. Это характеризует российское общество как общество переходного состояния, главное противоречие которого заключается в борьбе двух типов рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной - за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, за эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.


Н.М.Демидов, А.В.Солодилов

Основы социологии и политологии

Предисловие

Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым условиям жизни. Присущие человеку от рождения социально-психологические предпосылки освоения окружающего мира служат лишь фундаментом становления личности.

Социология и политология – это систематизированный и полный курс, содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по учебной дисциплине «Социология и политология». Но в отличие от существующих пособий по социологии и политологии логика подачи материала предлагаемого пособия построена на основе требований учебных программ и специфики подготовки студентов среднего профессионального образования. Изложение основ социологического и политологического знания опирается на положения, выработанные отечественной и мировой социологической и политологической науками.

В многообразии идей, имен авторы стремились отобрать те, которые составляют общепризнанное достояние современного социологического и политологического знаний. Авторы как бы ведут своеобразный диалог с читателями – студентами средних профессиональных образовательных учреждений.

Ориентированность на массового читателя, прежде всего на учащегося, обусловила и назначение научного аппарата – он должен служить преимущественно учебным целям.

Опираясь на концепции и подходы, выработанные отечественной и мировой социологией и политологией, авторы проанализировали этапы развития и основные течения социологического и политологического знаний, базисные элементы социальной и политической жизни.

Многих, впервые изучающих социологию и политологию, поражает многообразие открывающихся перспектив. Ученые социологии и политологии часто ведут споры относительно того, с чего начинать изучение человеческого поведения и как лучше использовать результаты исследований. Почему социологи и политологи не всегда добиваются прочного согласия, которого удалось достичь в естественных науках? Ответ на этот вопрос связан с природой социологии и политологии. Это науки о нашей жизни и нашем поведении, а изучение самих себя – сложное и трудное занятие. Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и связанных с использованием религиозных понятий.

Систематическое изучение поведения и общества – относительно недавнее достижение, его истоки восходят к концу XIII в. Основой для появления нового подхода послужили изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, политического, так и природного миров.

Настоящее пособие максимально облегчит усвоение программы социологии и политологии. Оно может быть использовано студентами высших образовательных учреждений, интересующихся проблемами социологии и политологии.

Основы социологии

Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.

До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.

Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Краткий курс лекций по дисциплине

«Основы социологии и политологии»

Преподаватель: Тихонова И. А.

введение 4

Глава 1. Социология в системе социальных наук 4

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии 5

Глава 3. Методология и методы социологического исследования 7

Глава 4. История социологии 10

Глава 5. социальная структура 26

глава 6. Социальное взаимодействие 27

глава 7. Социальные общности и социальные институты 29

глава 8. Социальные группы 32

глава 9. Личность, группа, общность 38

глава 10. Социальный статус личности 41

Введение 51

Глава 1. История политической мысли. Западная традиция 52

Глава 2. Политика как общественное явление 61

Глава 3. Государство как политический институт 68

Глава 4. Политические партии и партийные системы 73

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 85

Глава 6. Политический режим. Основные тенденции развития 90

Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 104

Список ЛИТЕРАТУРы 113

введение

Социология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили во второй трети XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Сам термин "социология" (франц. sociologie) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означал науку об обществе, социальной жизни. Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений и, тем самым, давала свою интерпретацию социального в широком смысле слова. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили и взаимно отрицали друг друга, однако говорить об историческом формировании социологии как науки можно только подразумевая под социологией всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий. Поэтому изучение истории социологических учений необходимо для понимания структуры и предмета современной социологии.

В самом общем виде социологию можно определить как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Однако единого, строго установленного определения социологии не существует, что дает возможность различным авторам предлагать свои подходы к этому вопросу. При всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология изучает общество в целом, человеческое поведение, деятельность в нем и общественные условия. Социолог всегда смотрит на изучаемые им проблемы политики, образования, демографии, психологии и т.д. сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий и стремится обнаружить смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Глава 1. Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний. Для всех общественных наук характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Чем же отличается социология от родственных социальных наук?

Прежде всего, в отличие, например, от политической экономии, юридической науки и т.д., изучающих соответственно экономику, область права, социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми по поводу чего бы они не возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно, своеобразных "первокирпичиков", из которых выстраиваются затем отдельные общественные строения, каждое со своей специфической конфигурацией, функцией.

Если сравнивать соотношение отдельных разделов, направлений социологии (социологии семьи, социологии образования, социологии политики и т.д. - на сегодня таких социологий насчитывают несколько десятков) с соответствующими частными социологическими науками, то можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки.

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

Непосредственно, когда общество изучается как система ;

В том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности ("первокирпичики"), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. В качестве составных частей она включает социальную философию, теоретическую макросоциологию, социологические теории среднего уровня и микросоциологию (эмпирическую социологию)

Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические . Кроме этого, существует деление социологии на "фундаментальную" и "прикладную" в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических ориентаций, то оно относится к прикладной социологии.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровень знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группа теорий пытаются дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта, функционализм и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.)

С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении
XIX века и вплоть до 20-х годов XX века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х годов. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма и явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления общественной жизни.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории "среднего уровня " или специальные социологические теории, которые связаны с теоретическим осмыслением той или иной социальной подсистемы, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей. Их можно определить как социологические теории о локальных сферах социальной действительности, их проблемах и процессах. К этому типу теорий относятся, например, социология труда, досуга, молодежи, семьи, массовых коммуникаций, медицины и т.д. Эти теории опираются на широкую эмпирическую базу и занимаются теоретическим описанием изучаемой социальной области или подсистемы на основе обобщения этих эмпирических данных. Теории "среднего уровня", идею которых предложил американский социолог Р. Мертон в 1947 г., играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований.

В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований. В этих условиях принятие тезиса о теориях "среднего уровня" было компромиссом с официальной идеологией. Однако, поскольку другой общепринятой модели структуры социологического знания еще не существует, эта прежняя модель уровней социологического знания продолжает достаточно плодотворно функционировать и в отечественной социологической науке.

Особняком стоит вопрос о соотношении социологии с социальной философией. Исторически социология сформировалась в недрах социальной философии. Теоретический ее уровень, теоретические модели и схемы имеют предшественниками социально-философские теории. Соединившись с методами и данными частных наук, социология к середине XIX века оформилась как самостоятельная наука и давно уже существует автономно, т.е. как самостоятельная дисциплина. Однако эта генетическая связь с общефилософским уровнем скрыто проявляется в форме противоречия между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Кроме того, бывают и исторические рецидивы "давления" социальной философии на социологию, например, взаимоотношения исторического материализма и социологии в СССР.

На самом же высоком своем уровне, уровне теоретических разработок, социология имеет выход к социально-философским теориям, но уже как самостоятельная научная дисциплина.

Глава 3. Методология и методы социологического исследования

Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование , т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.

Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое ) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными . Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное , которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социальной информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль здесь выполняет информация социальной статистики.

Одним из примеров плодотворного в научном отношении использования этого метода является социологическое исследование У. Томаса и
Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Особым случаем анализа документов является контент -анализ , который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование .

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест ) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы

Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям среднего профессионального образования

Название: Основы социологии и политологии. Учебник.

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Кроме необходимого теоретического материала, который может быть использован для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и при выполнении контрольных работ, учебник содержит таблицы, схемы, словарь специальных терминов и понятий, а также список рекомендованной литературы.
Для студентов средних специальных учебных заведений, студентов ВУЗов, в которых социология и политология не являются профильными предметами и изучаются в ограниченных объемах, а также преподавателей.

В предлагаемом вниманию читателей учебнике изложен систематический курс основ социологии и политологии. Одной из отличительных особенностей данного издания является простота и общедоступность изложения. В четких, лаконичных формулировках и определениях описываются подчас сложные для понимания социально-политические процессы и явления. Кроме того, особенностью книги является то, что все темы курса так или иначе связаны с нашей повседневной жизнью, с состоянием и развитием российского общества, политической системой России. Особое внимание уделяется месту России в системе международных отношений. Все это значительно облегчает усвоение теоретического материала и помогает студентам лучше ориентироваться в сложных социально-политических процессах, происходящих в нашей стране и в мировом сообществе.
Для проверки и закрепления приобретенных знаний в конце каждой главы приведены контрольные вопросы, в конце соответствующих разделов - список рекомендуемой литературы, а в конце работы - словарь основных терминов и понятий.
Материалы учебника могут быть использованы студентами для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и для самостоятельного изучения курса «Основы социологии и политологии». Книга также может оказаться полезной и преподавателям для подготовки и проведения занятий по социологии и политологии.

Содержание
От автора 3
Часть I ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Глава 1. Социология как наука 4

§ 1. Понятие социального 4
§ 2. Объект и предмет социологии 6
§ 3. Особенности социологических методов исследования 7
§ 4. Структура и уровни социологических знаний 9
§ 5. Функции социологии 10
Глава 2. История развития социологической мысли 12
§ 1. Возникновение социологии как науки 12
§ 2. Классическая социология конца XIX - начала XX в. 14
§ 3. Социология в России 15
§ 4. Основные направления современной социологической науки 16
Глава 3. Общество как целостная социокультурная система 19
§ 1. Определение понятия «общество». Основные признаки общества 19
§ 2. Типология общества 22
§ 3. Гражданское общество 24
§ 4. Социальные институты 26
Глава 4. Социально-классовая структура общества 28
§ 1. Социальная структура и социальное неравенство 28
§ 2. Социально-классовая структура и социальная стратификация 32
§ 3. Средний класс и его роль в обществе 36
§ 4. Социальная мобильность и маргиналы 38
§ 5. Социально-классовая структура российского общества 40
Глава 5. Социальные общности 41
§ 1. Понятие «социальная общность» 41
§ 2. Большие социальные общности 42
§ 3. Этнические общности 43
§ 4. Малые социальные группы 45
Глава 6. Личность - основной элемент общества 49
§ 1. Социологическое понятие личности 49
§ 2. Структура личности 51
§ 3. Социальные статусы и социальные роли личности 52
§ 3. Социализация личности 54
§ 4. Самореализация личности 57
Глава 7. Социальное действие, взаимодействие и поведение 59
§ 1. Социальное действие: понятие и сущность 59
§ 2. Социальное взаимодействие 61
§ 3. Социальное поведение 64
§ 4. Социальный контроль 66
§ 5. Девиантное поведение 69
Глава 8. Социология культуры 72
§ 1. Определение понятия «культура» 72
§ 2. Культура и цивилизация 74
§ 3. Структура культуры 76
§ 4. Социальные функции культуры и социокультурный процесс 77
§ 5. Типология культуры 80
Глава 9. Социальные процессы 83
§ 1. Понятие социального процесса 83
§ 2. Формы социальных процессов 84
§ 3. Виды социальных изменений 86
Глава 10. Социальные конфликты 89
§ 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни 89
§ 2. Субъекты и участники конфликта 90
§ 3. Объект конфликта 92
§ 4. Основные виды социальных конфликтов 93
§ 5. Основные стадии развития конфликта 95
Литература 101
Часть II ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Глава 11. Политика как общественное явление 102

§ 1. Причины возникновения политики 102
§ 2. Понятие и сущность политики 104
§ 4. Политика и мораль 106
§ 5. Цели и средства в политике 109
Глава 12. Политология как наука и учебная дисциплина 111
§ 1. Понятие политологии 111
§ 2. Объект и предмет исследования 112
§ 3. Возникновение и становление политической науки 113
§ 4. Функции политологии 115
Глава 13. Политическая власть и властные отношения 117
§ 1. Понятие, структура и сущность власти 117
§ 2. Особенности политической власти 118
§ 3. Легитимность политической власти 119
§ 4. Соотношение законности и легитимности власти 120
§ 5. Политическая власть и политическое господство 122
§ 6. Принципы разделения власти 123
§ 7. Структуры политической власти в России 124
Глава 14. Политические режимы 126
§ 1. Понятие политического режима 126
§ 2. Тоталитарный политический режим 127
§ 3. Авторитарный политический режим 129
§ 4. Демократический политический режим 130
§ 5. Современные концепции демократии 131
§ 6. Необходимые условия демократизации общества 133
Глава 15. Политическая система общества 135
§ 1. Понятие и структура политической системы 135
§ 2. Функции политической системы 137
§ 3. Типология политических систем 138
§ 4. Политическая система России 139
Глава 16. Государство 141
§ 1. Понятие государства 141
§ 2. Основные признаки государства 142
§ 3. Устройство государства и формы правления 143
§ 4. Структуры и формы территориального устройства государства 144
§ 5. Структура федеративного устройства России 146
Глава 17. Государство и общество 147
§ 1. Проблемы взаимодействия между обществом и государством 147
§ 2. Правовое государство 149
§ 3. Гражданское общество 150
§ 4. Социальное государство 151
Глава 18. Политические партии и партийные системы 152
§ 1. Политическая партия: понятие, сущность 152
§ 2. История возникновения партий 154
§ 3. Функции политической партии 155
§ 4. Партийные системы 156
§ 5. Российская партийная система 159
Глава 19. Политические элиты 162
§ 1. Политическая элита: понятие и сущность 16(2
§ 2. Современные теории элит 164
§ 3. Роль и значение политической элиты 165
Глава 20. Политическое лидерство 167
§ 1. Понятие и сущность лидерства 167
§ 2. Типология политических лидеров 168
§ 3. Теории лидерства (или как становятся лидером) 170
§ 4. Функции политического лидера 171
§ 5. Лидер или вождь 172
§ 6. Политическое лидерство в России 173
Глава 21. Политическое сознание и политическая идеология 175
§ 1. Политическое сознание и его структура 175
§ 2. Политическая идеология: понятие и сущность 177
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 179
§ 4. Роль идеологии в политике 184
Глава 22. Политическая культура 186
§ 1. Понятие политической культуры 186
§ 2. Структура политической культуры 187
§ 3. Функции политической культуры 188
§ 4. Типы политической культуры 189
§ 5. Политическая социализация 190
Глава 23. Политическая жизнь 193
§ 1. Политический процесс: сущность и структура 193
§ 2. Субъекты и участники политического процесса 196
§ 3. Политические отношения 198
§ 4. Политическое участие 199
§ 5. Политическое поведение 202
§ 6. Политическое манипулирование 204
Глава 24. Международные политические отношения 206
§ 1. Понятие международных политических отношений 206
§ 2. Структура международных политических отношений 207
§ 3. Виды субъектов международных политических отношений 207
§ 4. Объекты международных политических отношений 210
§ 5. Нормативная правовая база международных политических отношений 211
§ 6. Россия в структуре международных отношений 211
Глава 25. Социально-экономические процессы в России 215
§ 1. Попытка модернизации социалистической системы 215
§ 2. Либерально-демократические реформы и их результаты 216
Литература 219
Словарь основных терминов и понятий 221


Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна - Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь...

Всё для школы и для жизни - учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

Социология. Политология

Социоло́гия - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин "социология" был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году. По мнению д.с.н. Павла Кутуева, О. Конт не был первым, кто изобрел и применил этот термин - известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта придумал и использовал его, вкладывая в термин "социология" (по-французски - "sociologie") несколько иной смысл.

По определению Энтони Гидденса, социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Политоло́гия , или политическая наука , - это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики.

  • Империи социальных медиа рушатся? Что будет потом?

    Напряженные политические баталии за Facebook и других гигантов социальных медиа в последнее время дают повод задуматься о том, что приходит конец истории этих компаний.

    Теперь они, как европейские державы середины 20-го века, мучительно борются из-за неизбежной потери "колоний" и пытаются заглушить мятежи. Больше не находя новых границ и рынков для управления, они вместо этого выясняют, где должны быть границы их империй, и строят высокие стены на этих границах.

  • Виктор Пелевин: Лампа Мафусаила, новая книга Пелевина 2016 года

    "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" - это новая книга Виктора Пелевина, событие осени 2016 года!

    Эта книга - в лучших пелевинских традициях, если вы знакомы с его стилем, книгу вы оцените в полной мере. Она не такая умозрительно-отвлечённая, как Смотритель, она - в характерном стиле автора, злободневная, задорно-циничная (чисто пелевинское сочетание), с выворачивающимися сюжетными ходами, которые держат вас в напряжении от первой до последней страницы!

  • Статистика у социологов и экономистов действительно считается скучной наукой, изучать её трудно, увлечься ею очень непросто. Потому что её преподают так, что увидеть красоту за формулами и теориями становится невозможно. При этом ощущение красоты статистики, больших чисел, есть у многих. Эта книга поможет вам развить в себе понимание данной науки, глубокое, настоящее, которое позволит вам научиться делать точные выводы и рассуждать в рамках этой увлекательной (именно так!) науки.

    Каталог: 15

  • Tom Clancy"s The Division

    Современный мир развивается с невероятной скоростью, однако в то же время становится все более хрупким. Представьте себе карточный домик: достаточно убрать один элемент - и конструкция рухнет.

    Встречайте долгожданный новый шутер Tom Clancy"s The Division.

  • Ицхак Адизес: Размышления о политике

    Самые мудрые размышления о политике. Советы от бизнес-мыслителя номер 1. Объективный и мудрый взгляд на современность, на мир в целом и отдельные его страны.

    В этой книге собраны лучшие статьи Ицхака Адизеса о политике. Ценные - они будут полезны как изучающим политологию и социологию, экономику, так и политикам, бизнесменам.

    Эта книга - третья из серии "Размышлений" - читайте статьи, посвященные государственной политике, внутренней и международной.

    Каталог: 19

  • Из космоса границ не видно

    Из космоса границ не видно - книга опытного американского астронавта о том, что с орбиты не видно границ, а Земля выглядит как общий дом всего человечества. Эта книга - не только о космосе, хотя о тонкостях "космической кухни" здесь много любопытных сведений (в основном касающихся сотрудничества США, России, и других стран при строительстве МКС); однако взгляд автора - шире. Он вводит новое понятие - орбитальное сознание. Которое поднимает человека с уровня "червя" (заботящегося исключительно о себе) до космической перспективы - сотрудничества людей всего мира для достижения наших общих целей. Опыт строительства МКС показывает, что мы можем объединиться и вместе сделать то, что не под силу ни одной стране мира. Ни одной. В книге представлено много таких примеров - общего сотрудничества, которое дало невероятный результат. Спасение шахтеров под завалом, помощь бедным странам, и другое.

    Каталог: 18

  • Пневматическое оружие и патроны

    Пневматическое, газовое оружие - в современном мире часто является необходимостью, но главное - это развлечение. Такие виды оружия разрешены, они есть в продаже, также как и патроны к ним.

    Уважаемые покупатели, при использовании пневматики соблюдайте технику безопасности : храните в разряженном состоянии в местах недоступных для детей, не направляйте на людей и животных, при стрельбе следите, чтобы в районе мишени не было людей, всегда используйте защитные очки и экипировку, перевозите пневматику в чехлах и сумках, не носите открыто в общественных местах!