Каков этнический состав населения стран африки. Плотность населения Африки. Площадь материка Африки. Особенности населения Африки

Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Прирост населения на континенте самый высокий в мире в 2004 г. он составлял 2,3 %. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни - с 39 до 54 лет.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Во время колониального освоения материка многие государственные границы проводились без учета этнических особенностей, что до сих пор приводит к межэтническим конфликтам. Средняя плотность населения Африки составляет 22 чел./км² - это значительно меньше, чем в Европе и Азии.

По уровню урбанизации Африка отстает от других регионов - менее 30 %, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте - Каир и Лагос.

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская ) «проникли» на континент из других регионов.

Также насчитывается 7 изолированных и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком языке в качестве основного. Единственный язык, относящийся к индоевропейской семье, возникший на континенте - это африкаанс, один из 11 официальных языков ЮАР. Также общины носителей африкаанс проживают в других странах Южной Африки: Ботсване, Лесото, Свазиленде, Зимбабве, Замбии. Стоит, однако, отметить, что после падения режима апартеида в ЮАР, язык африкаанс вытесняется другими языками (английским и местными африканскими). Число его носителей и сфера применения снижается.

Распространённейший язык афрозийской языковой сакросемьи - арабский - используется в Северной, Западной и Восточной Африке в качестве первого и второго языка. Многие африканские языки (хауса, суахили) включают значительное количество заимстований из арабского (в первую очередь в пласты политической, религиозной лексики, абстрактные понятия).

Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскарамалагасийцы - народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II-V веках нашей эры.

Для жителей африканского континента характерно владение сразу несколькими языками, которые используются в различных бытовых ситуациях. Так например, представитель небольшой этнической группы, сохраняющей свой собственный язык, может использовать местный язык в семейном кругу и в общении со своими соплеменниками, региональный межэтнический язык (лингала в ДРК, санго в ЦАР, хауса в Нигерии, бамбара в Мали) в общении с представителями других этнических групп, и государственный язык (как правило, европейский) в общении с властями и прочих подобных ситуациях. При этом языковое владение может ограничиваться лишь умением говорить (уровень грамотности населения в Африке Южнее Сахары в 2007 году составила примерно 50 % от общего числа жителей)

Религия в Африке

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие, монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователи иудаизма и бахаизма. Привнесенные в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифа или бвити.

Образование

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским религиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка, всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали бо́льший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.

Этнический состав населения Африки

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы Сахары населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо-средиземноморской расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро-австралоидной расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население Западного Судана, Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (верховья Нила), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек Конго, Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в пустыне Калахари бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

На Северо-Востоке Африки (в Эфиопии и на полуостровеСомали) живут народы, принадлежащие к эфиопской расе, которая занимает промежуточное положение между индо-средиземноморской и негроидной расами (утолщенные губы, узкое лицо и нос, волнистые волосы).

В целом тесные связи между народами Африки обусловили отсутствие резких границ между расами. На юге Африки европейская (голландская) колонизация привела к образованию особого типа так называемых цветных.

Население Мадагаскара неоднородно, в нем преобладают южноазиатский (монгольский) и негроидный типы. В целом малагасийцы характеризуются преобладанием узкого разреза глаз, выступающими скулами, курчавыми волосами, уплощенным и довольно широким носом.

Естественное движение населения Африки

Динамику населения Африки, в связи с относительно небольшими размерами миграций, определяет в основном его естественное движение. Африка – район высокой рождаемости, в некоторых странах она приближается к 50 промилле, то есть приближается к биологически возможной. В среднем по континенту естественный прирост равен около 3% в год, что выше чем в других регионах Земли. Численность населения Африки по данным ООН сейчас превышает 900 млн. человек.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и Восточной Африки, а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и пустынных областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле.

Детская смертность (до 1 года) достаточно высока – 100-150 промилле.

Возрастной состав населения многих африканских стран характеризуется высокой долей детских возрастов и низкой долей пожилых.

Численность мужчин и женщин в целом одинакова, при этом женщины преобладают в сельской местности.

Средняя продолжительность жизни в Африке – примерно 50 лет. Относительно высокая средняя продолжительность жизни характерна для ЮАР и Северной Африки.

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км/кв. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Наиболее высока плотность населения на острове Маврикий (более 500 человек на квадратный километр), а также на островах Реюньон, Сейшельских, Коморских и государствах Восточной Африки – Руанде, Бурунди (в пределах 200 человек). Ниже всего плотность населения в Ботсване, Ливии, Намибии, Мавритании, Западной Сахаре – 1-2 чел. км./кв.

В целом густо населены долины Нила (1200 чел. км./кв.), приморская зона стран Магриба (Марокко, Алжир, Тунис), районы орошаемого земледелия Судана, оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел. км. кв.).

Пониженная плотность населения отмечается в Сахаре – менее 1, в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел. км. кв.

Городское население Африки

Ежегодный прирост горожан на континенте превышает 5%. Доля городского населения в настоящее время превышает 40%.

Особенно быстро растут большие города: Каир – свыше 10 млн., Александрия, Касабланка, Алжир – свыше 2 млн. человек.

Существуют большие различия в уровне урбанизации отдельных стран. Наибольшая доля городского населения (50% и более) в ЮАР, Джибути, Алжире, Тунисе, Ливии, Маврикии, Реюньоне. Наименьшая – менее 5%, в Бурунди, Руанде, Лесото.

На континенте выделяются ряд ареалов со скоплением городов: долина и дельта Нила, прибрежная полоса Магриба, городские агломерации ЮАР, область Медного пояса в Замбии и ДРК.

Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Прирост населения на континенте самый высокий в мире в 2004 г. он составлял 2,3 %. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни - с 39 до 54 лет.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Во время колониального освоения материка многие государственные границы проводились без учета этнических особенностей, что до сих пор приводит к межэтническим конфликтам. Средняя плотность населения Африки составляет 22 чел./км² - это значительно меньше, чем в Европе и Азии.

По уровню урбанизации Африка отстает от других регионов - менее 30 %, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте - Каир и Лагос.

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская ) «проникли» на континент из других регионов.

Также насчитывается 7 изолированных и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком языке в качестве основного. Единственный язык, относящийся к индоевропейской семье, возникший на континенте - это африкаанс, один из 11 официальных языков ЮАР. Также общины носителей африкаанс проживают в других странах Южной Африки: Ботсване, Лесото, Свазиленде, Зимбабве, Замбии. Стоит, однако, отметить, что после падения режима апартеида в ЮАР, язык африкаанс вытесняется другими языками (английским и местными африканскими). Число его носителей и сфера применения снижается.

Распространённейший язык афрозийской языковой сакросемьи - арабский - используется в Северной, Западной и Восточной Африке в качестве первого и второго языка. Многие африканские языки (хауса, суахили) включают значительное количество заимстований из арабского (в первую очередь в пласты политической, религиозной лексики, абстрактные понятия).

Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскарамалагасийцы - народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II-V веках нашей эры.

Для жителей африканского континента характерно владение сразу несколькими языками, которые используются в различных бытовых ситуациях. Так например, представитель небольшой этнической группы, сохраняющей свой собственный язык, может использовать местный язык в семейном кругу и в общении со своими соплеменниками, региональный межэтнический язык (лингала в ДРК, санго в ЦАР, хауса в Нигерии, бамбара в Мали) в общении с представителями других этнических групп, и государственный язык (как правило, европейский) в общении с властями и прочих подобных ситуациях. При этом языковое владение может ограничиваться лишь умением говорить (уровень грамотности населения в Африке Южнее Сахары в 2007 году составила примерно 50 % от общего числа жителей)

Религия в Африке

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие, монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователи иудаизма и бахаизма. Привнесенные в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифа или бвити.

Образование

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским религиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка, всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали бо́льший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.

Этнический состав населения Африки

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы Сахары населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо-средиземноморской расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро-австралоидной расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население Западного Судана, Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (верховья Нила), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек Конго, Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в пустыне Калахари бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

На Северо-Востоке Африки (в Эфиопии и на полуостровеСомали) живут народы, принадлежащие к эфиопской расе, которая занимает промежуточное положение между индо-средиземноморской и негроидной расами (утолщенные губы, узкое лицо и нос, волнистые волосы).

В целом тесные связи между народами Африки обусловили отсутствие резких границ между расами. На юге Африки европейская (голландская) колонизация привела к образованию особого типа так называемых цветных.

Население Мадагаскара неоднородно, в нем преобладают южноазиатский (монгольский) и негроидный типы. В целом малагасийцы характеризуются преобладанием узкого разреза глаз, выступающими скулами, курчавыми волосами, уплощенным и довольно широким носом.

Естественное движение населения Африки

Динамику населения Африки, в связи с относительно небольшими размерами миграций, определяет в основном его естественное движение. Африка – район высокой рождаемости, в некоторых странах она приближается к 50 промилле, то есть приближается к биологически возможной. В среднем по континенту естественный прирост равен около 3% в год, что выше чем в других регионах Земли. Численность населения Африки по данным ООН сейчас превышает 900 млн. человек.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и Восточной Африки, а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и пустынных областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле.

Детская смертность (до 1 года) достаточно высока – 100-150 промилле.

Возрастной состав населения многих африканских стран характеризуется высокой долей детских возрастов и низкой долей пожилых.

Численность мужчин и женщин в целом одинакова, при этом женщины преобладают в сельской местности.

Средняя продолжительность жизни в Африке – примерно 50 лет. Относительно высокая средняя продолжительность жизни характерна для ЮАР и Северной Африки.

Население. Формирование древних расовых типов Восточной Африки - эфиопского, негроидного, бушменского и негрильского, или пигмейского, - удается проследить на протяжении последних 12-10 тыс. лет. Их географическое размещение в наши дни лишь в известной степени соответствует размещению в прошлом: на северовостоке и востоке преобладает эфиопский расовый тип, в экваториальных лесах и саваннах - негроидный, встречается негрильский, на юговостоке и юге - бушменский.

Эфиопская раса возникла в результате постепенного смешения средиземноморских европеоидов с негроидами, начавшегося еще в эпоху мезолита или среднего каменного века (13 тыс. лет назад). В экваториальных лесах с давних времен жили низкорослые племена пигмеев. По своим антропологическим признакам они имеют некоторое сходство с типичными представителями большой негроидной расы, с которыми состоят в отдаленном родстве. С эпохи верхнего палеолита на юговостоке Африки преобладало население бушменского расового типа.

В эпоху древнего и среднего каменного века Восточную Африку населяли бродячие или полуоседлые охотники и собиратели. Жители берегов внутренних водоемов занимались рыболовством. На их стоянках были найдены костяные гарпуны, терки, а также в изобилии бусы из скорлупы страусовых яиц.

Переход к скотоводству и земледелию в Восточной Африке произошел, повидимому, несколько позже, чем в долине Нила и в теперешней Сахаре, где известны неолитические поселения скотоводов VI тысячелетия до н. э. Развитое земледелие долины Нила датируется V тысячелетием до н. э. Н. И. Вавилов на основе палеоботанических исследований выдвинул гипотезу об эфиопском очаге (горные области Эфиопии) культурных растений (сорго, просо, теф, муза енсете). 5 тыс. лет назад на Эфиопском нагорье уже разводили домашний скот и возделывали зерновые. В области Великих восточноафриканских озер и рифтовых долин обитали охотники, скотоводы и земледельцы, которые умели изготовлять различную домашнюю утварь, орудия труда и охоты. Их ножи, копья и топоры были сделаны из камня. Остатки неолитических поселений, полей и каналов обнаружены в ныне засушливых районах Восточной Африки. Земледельцы уже тогда занимались орошением, строили простейшие каналы и водные резервуары.

Древнее аборигенное население СевероВосточной Африки - народы, говорящие на кушитских языках. Некогда они занимали более обширную территорию. На пространствах Восточной Африки жили народы, известные в науке под общим названием банту (множественное от «нту» - человек). Народы банту, знакомые с металлургией железа, осваивали под земледелие окраины экваториальных лесов, они занимались подсечноогневым земледелием и вели оседлый или полу-оседлый образ жизни. На рубеже нашей эры бантумеждуречья Конго - Замбези уже владели искусством выплавки металла. Они жили в небольших деревнях, землю обрабатывали мотыгой, культивировали просо, разводили крупный рогатый скот и коз. Большую роль в их жизни еще играла охота.

Народы банту, занявшие плодородные равнины и плато Межозерья (территория между озерами Виктория, Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика), достигли высокой ступени общественного развития еще задолго до появления европейцев. В XIV-XVIII. здесь образовались раннефеодальные государства: Китара, Карагве, Бусинза, Руанда, Урунди, Бу ганда, Анколе и др.

Известное влияние на этногенез восточноафриканских народов оказали культурные контакты и торговые связи со странами Азии. Переселенцы из Азии способствовали появлению в Африке азиатских культурных растений - риса, банана, ямса, манго. На берегу Индийского океана и на прибрежных островах в I тысячелетии н. э. возникают многочисленные городские поселения, основой процветания которых стала морская торговля между Африкой и азиатскими странами Аравией, Персией, Индией, а также караванная торговля с глубинными частями континента. К концу I тысячелетия н. э. на побережье Индийского океана под большим влиянием арабской культуры сформировалась местная суахильская цивилизация. Здесь возникли городагосударства (Пате, Ламу, Момбаса, Килва и др.) со смешанным этническим составом населения. В этих городах жили банту, арабы, персы, индийцы, суахили. Народ суахили возник в результате смешения банту с выходцами из Азии. Суахили восприняли от арабов ислам, но сохранили многие исконные черты африканской культуры. Язык суахили относится к языкам банту. В XV-XVIII вв. и особенно в XIX в. он широко распространился в Восточной Африке и служит средством общения представителей различных народов.

Примерно с XV в. с севера в засушливые области Восточной Африки начинают переселяться скотоводческие племена нилотов. В XVI в. это были миграции «луо?, или „лво“ В своем движении на юг нилоты разделились на две основные группы. Первая группа - луо - достигла современных территорий Уганды и Кении, где ныне обитают их прямые потомки - джолуо. От второй происходят современные народы кален джин, масаи и туркана. Нилотские народы пришли в страны Восточной Африки с северозапада, в то время как народы банту двигались с юга и югозапада.

Исторические миграции народов и сложные этнические процессы их объединения и ассимиляции определили многие черты современной картины расселения различных этнических групп на территории Восточной Африки.

Северовосточные окраины Африканского континента - Эфиопское нагорье и Сомалийский полуостров - населены народами, которые говорят на родственных семитских и кушитских языках.

В Восточной Африке сложились крупные народности банту: кикуйю, камба, ньямвези, лухья, ганда и многие другие.

Суахили живут на островах Занзибар, Пемба и Мафия, во многих городах и приморских районах Кении и Танзании.

В городах Восточной Африки немало выходцев из азиатских стран: арабов и индийцев. Приток выходцев из Азии заметно усилился с XVIII в. Вначале это были арабские купцы, затем индийские торговцы и ростовщики, ремесленники, а в более позднее время - рабочиеиндийцы на плантациях сизаля, строительстве дорог, на портовых работах. В последние годы их количество несколько сократилось. Европейцев, в основном англичан, итальянцев, греков, в Восточной Африке немного. Но они пока еще сохраняют известное положение в экономической и культурной жизни некоторых восточноафриканских стран.

От 30 до 40% населения стран Восточной Африки исповедует христианство. Еще довольно широко распространены местные традиционные культы, которых придерживается свыше половины населения региона. Сфера влияния каждого отдельного культа обычно ограничена округой, родовыми группами, имеющими общий фетиш. Местные верования, отражающие архаический уклад жизни замкнутого деревенского мирка, способствуют сохранению этнической разобщенности и предрассудков. В некоторых странах, например в Кении, служители традиционных культов еще оказывают определенное влияние и на общественную жизнь, приспосабливаясь к деятельности политических партий. Ислам распространился на северовостоке и побережье еще в VII-VIII вв. Его исповедуют большинство сомалийцев, часть населения Эфиопии, Танзании, Уганды.

Общий прирост населения в странах Восточной Африки обусловлен почти исключительно естественным приростом, который в 1979 г. оценивался в 2,7% в год, что выше среднемирового (2%). В этой части Африканского континента на 1000 жителей в год рождается 48, умирает 21 человек. В африканских семьях сохраняются традиции многодетности и в некоторых областях полигамные формы брака.

Средняя плотность населения в восточноафриканских странах - около 21 человека на 1 кв. км, что превышает среднюю плотность населения Африканского континента (15 человек на 1 кв. км). Особенности размещения населения различных стран обусловлены влиянием многих исторических, социальноэкономических и естественногеографических факторов.

Плотность населения обычно выше в тех странах, территория которых занята высокими плато и нагорьями, где природные условия благоприятны для возделывания многих сельскохозяйственных культур.

В пустынных и полупустынных районах Восточной Африки, а также в зоне редкостойных светлых лесов и колючих кустарников, зараженных мухой цеце, население редкое. За последнее десятилетие идет усиленная урбанизация. Рост таких крупных городов, как столица Сомали Могадишо, Момбаса в Кении, ДарэсСалам в Танзании, во многом объясняется их столичным, а также приморским положением. Численность населения АддисАбебы - 1,5 млн. человек, Найроби - 500 тыс. человек (1979 г.). В странах Восточной Африки уже около 15 городов имеют более 100 тыс. жителей каждый.

Центральная Африка заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы) , мпонгве, теке, мбоши, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др.

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население Центральной Африки

Африка. Население

Этнический состав
Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - , и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. ) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. ), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав
Население. Религиозный состав
Естественное движение населения
Размещение населения
Миграция населения
Население. Урбанизация
Экономически активное население; профессиональный и классовый состав
Население. Положение трудящихся




Мавритания.







Женщина сонгай.
Нигер.






Женщина в современной городской одежде.
Кения.


В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .