Как сдать егэ физику на 100 баллов. Не затягивать с подготовкой. Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь

ЕГЭ. Эти три буквы выпускников приводят в ужас. Провалишь ЕГЭ - не получишь аттестат, а значит, не сможешь поступить. Поэтому готовить учеников к самому главному школьному экзамену начинают за несколько лет до выпуска. Но каждый год старшеклассники наступают на одни и те же грабли: попадаются за списыванием, учат в последнюю ночь или накручивают себя до нервного срыва.

Сюжет

Элементарно

  • Элементарно. Как не впасть в состояние апатии и не потерять вкус к жизни?

Что такое ЕГЭ?
Знания всех 11-классников проверяют на Едином государственном экзамене. По его результатам оценивают уровень подготовки каждого ученика в системе баллов.

На экзамене старшеклассники получают индивидуальный запечатанный конверт с КИМом (так называется лист с заданиями). Каждый КИМ содержит уникальный код, который ученик переносит в бланк ответов. Это нужно сделать обязательно, чтобы после проверки определить автора работы.

В КИМе школьникам предлагают выполнить три блока заданий: А, В и С. Часть А — тест с вариантами ответа. Из четырех вариантов выбирают правильный и помечают его «крестиком». Часть В - задания, на которые нужно дать краткий ответ. К примеру, выписать слово из предложения или число, которое является решением задачи. Часть С требует развернутого ответа. В ЕГЭ по русскому языку - это сочинения, а по математике - подробные решения задач, часто дополненные чертежами. КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, ЕГЭ по литературе и математике не содержит тестовых заданий. А в КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию.

В среднем на всю экзаменационную работу отводится четыре часа.

Чтобы не лишиться аттестата, достаточно набрать минимально установленное количество баллов, то есть верно решить третью или четвертую (всё зависит от предмета) часть всех заданий.

Как правильно выбрать предметы для ЕГЭ?
Сдать в форме ЕГЭ можно 14 предметов: русский язык, математику, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский), физику, химию, биологию, географию, литературу, историю, обществознание и информатику. Обязательные для выпускников два из них: русский и математика. Остальные - школьник волен выбирать сам. Обычно 11-класснику для поступления в вуз баллов по двум предметам недостаточно, поэтому он берет дополнительные.

Чтобы правильно выбрать предметы для ЕГЭ, нужно обозначить ту сферу, с которой выпускник хочет связать своё дальнейшее обучение и трудовую деятельность. Будет лучше, если школьник определится и с вузом. Тогда ему достаточно сдать только те предметы, которые нужны для поступления в конкретное учебное заведение.

Иногда ученики выбирают один-два предмета «для подстраховки». Важно, чтобы все они были родственными. Не надо «мешать» технические дисциплины с гуманитарными. Так что подстраховываться литературой, если основные экзамены - математика, физика и информатика - плохой вариант.

Как подготовиться к ЕГЭ?
Тот, кто ограничивается школьными уроками, никогда не сдаст ЕГЭ на 100 баллов. Важно самообучение с привлечением всех возможных ресурсов. Используйте книги для подготовки к ЕГЭ, издания типовых вариантов экзамена, таблицы и теоретические сборники.

На есть открытый банк заданий. Это специальная подборка, на основании которой составляются реальные КИМы. Прорешать задания ЕГЭ прошлых лет тоже можно на сайте ФИПИ. Там же каждый год выкладывают демоверсии экзамена, которые отражают структуру ЕГЭ.

Бесплатные курсы по подготовке к ЕГЭ организуют на YouTube и в пабликах соцсети ВКонтакте. Преподаватели и успешные выпускники прошлых лет проводят для 11-классников онлайн-занятия с обсуждением тонкостей предмета, с разбором и совместным решением сложных задач.

Получить 100 баллов на ЕГЭ не так сложно. Я даже репетитора не нанимала, хватало занятий со школьным учителем. А дома сама готовилась: «набивала руку на тестах». Использовала и учебники, и сборники, и сайты. Рекомендую образовательный интернет-ресурс «Решу ЕГЭ», - делится опытом Елена Иващенко.

Девушка получила 100 баллов на ЕГЭ по физике и поступила на бюджет в Московский физико-технический институт на факультет общей и прикладной физики.

Если самостоятельно готовиться к ЕГЭ не получается, можно найти репетитора и договорить с ним об индивидуальных занятиях или уроках в группе. Платные курсы для подготовки к ЕГЭ организуют и в некоторых вузах.

Я не так хорошо дисциплинирована, чтобы заниматься самостоятельно, поэтому мне наняли репетитора. На занятиях мы написали огромное количество сочинений и прорешали множество тестов, - рассказала стобалльница Анна Рыбалкина.

Сотня по русскому языку помогла девушке занять бюджетное место в ВГУ на факультете журналистики.

Чтобы надолго запоминать всё, что учите, психологи советуют повторять материал по схеме:

1) После прочтения информации сразу постарайтесь её воспроизвести. Затем повторите всё через 8-9 часов и через 24 часа.
2) Повторите материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
3) Каждый раз осмысливайте ошибки и обращайте внимание на более трудные места.
4) Не заучивайте. Старайтесь воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Посмотреть можно, если вспомнить материал не удается в течение двух минут.
5) Чтобы перевести информацию в долговременную память, повторяйте спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы.

День Х настал. Как не провалить ЕГЭ?
Если не хотите, чтобы вас выгнали с экзамена, не пытайтесь списывать. На ЕГЭ можно брать только паспорт, чёрную ручку, линейку (если сдаёте математику), шоколадку и воду. Телефон с собой не берите. Он точно не пригодится. Даже если по счастливой случайности металлоискатель не среагирует на ваш мобильный, воспользоваться им все равно не получится. В аудиториях ведётся видеонаблюдение, к тому же организаторы следят за дисциплиной. В случае нарушения правил поведения на ЕГЭ, работу изымают, а школьника отправляют домой «ни с чем». Пересдать экзамен разрешат только через год. Шпаргалки писать нужно. Это способствует лучшему усвоению материала. Только брать с собой их тоже нельзя. Заметят - удалят с экзамена.

Причиной низких результатов на ЕГЭ может стать излишнее волнение. В период экзаменов всегда присутствует психологическое напряжение. Легкие эмоциональные всплески даже полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную активность. Но излишнее психологическое напряжение оказывает обратное действие. Чтобы успокоиться, психологи советуют 11-классникам:

1) Вечер перед ЕГЭ нужно посвятить подготовке организма. Перед сном мысленно представьте себе экзамен: вошли с хорошим настроением, аккуратно заполнили тест, выполнили все задания, получили удовольствие от экзамена. Наше подсознание получило установку и теперь будет работать над тем, чтобы вы получили свой ожидаемый результат, с условием, что к экзамену вы все же готовились.
2) Не смотрите сразу КИМы. Сосредоточьте свое внимание на заполнении бланков. Постарайтесь успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное или сквозное внимание. Некоторые школьники пребывают в таком стрессовом состоянии, что не могут самостоятельно написать свою фамилию. В такой ситуации, успешно сдать ЕГЭ не получится.
3) Выпейте простой или минеральной воды. Жидкость активизирует работу мозга.

Кто проверяет ЕГЭ и выставляет баллы?
Тестовую часть обрабатывает компьютер. Он сканирует работу, распознаёт информацию, сверяет её с оригинальными данными. Задания с развернутыми ответами проверяют два эксперта. Независимо друг от друга они выставляют баллы, вносят результаты в протокол. Если баллы двух членов комиссии совпали, полученный результат ЕГЭ является окончательным. Если установлено расхождение, то назначается третий эксперт. Затем проверенные экспертами бланки ЕГЭ отправляются в Федеральный центр тестирования. Там все данные обрабатываются, суммируются и вносятся в единую базу. Только после этого результаты ЕГЭ передают в образовательные учреждения.

Узнать свои баллы можно в школе, где проходил экзамен, или на официальном портале ЕГЭ . Срок объявления результатов не должен превышать 12 дней после сдачи экзамена. Баллы ЕГЭ действительны четыре года.

Вы имеете право подать апелляцию, если не согласны с оценкой экспертов. Сделать это нужно в течение двух рабочий дней. Важно помнить, что по результатам апелляции количество баллов может не только остаться прежним, но и уменьшиться.

Как привлечь удачу? Советы тех, кто сдал ЕГЭ и поступил
Студент ВГУ юридического факультета Роман Карташов перед экзаменом спал с шоколадкой.

Знания входят через голову, а выветриваются через ноги. Чтобы ничего не забыть, я положил в ноги плитку шоколада. Утром все знания, которые могли бы улетучиться - находятся в ней. Съел шоколадку и сразу всё вспомнил, - рассказывает Роман.

Я на удачу надела разные носки и пришила к пиджаку жёлтую пуговицу. Посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась. Не знаю, помогло ли мне это сдать ЕГЭ, но напряжение сразу пропало, - вспоминает студентка Финансового университета при правительстве РФ Наталья Кравченко.

В этом году золотая медалистка Яна Добрынина поступила на бюджет в Московский авиационный институт на факультет социального инженеринга. Перед экзаменом девушка всем советует помолиться.

Мне и моим одноклассникам это помогло. Мы успешно сдали ЕГЭ, - подводит итог Яна.

При подготовке материала использовались комментарии финалиста областного конкурса «Учитель года 2015», преподавателя информатики Заура Дзантиева, учителя и репетитора по математике Натальи Курдюковой, учителя английского языка Екатерины Чатовой, психолога Натальи Дербеко.

В рамках проекта «Последние 30», исследующего феномен постсоветского пространства, десять бывших выпускников, когда-то написавших ЕГЭ на 100 баллов, рассказали, как готовились к госэкзамену, и дали советы тем, кто сдает ЕГЭ 2015.

1. Анна Коновалова, журналист


«Химию я выбрала не сразу... За два года до выпуска мой папа, физик-химик, посоветовал мне сдавать химию. В какой-то момент поняла, что мне нравится химия, поэтому выбрала фармацевтический факультет.

Занималась очень насыщенно. Спецкурс по химии шел раз в неделю по три с половиной часа. К этому прибавлялись три урока химии в течение недели. Репетитора посещала два раза в неделю по полтора часа. Помимо этого, я ходила в медико-биологическую школу два раза в неделю.

Тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ, очень важно нанять репетитора. Очень редко бывает так, что человек очень умный, целеустремленный и способен сам контролировать свой процесс подготовки к экзамену. И, пожалуйста, не надо начинать готовиться к ЕГЭ в мае».

6. Петр Дорожилов, студент НИУ ВШЭ

Учился в Сергиевом Посаде и сдал математику на 100 баллов в 2013 году.


«К ЕГЭ я начал готовиться сразу, как сдал в девятом классе ГИА. В итоге я очень спокойно и без волнения сдал математику, потому что был уверен в собственных силах.

Выпускникам этого года желаю усердно готовиться, прорешивать как можно больше вариантов и не пытаться списать на экзамене».

7. Ольга Кузьменко, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова

Мы завершаем спецпроект, где рассказывали о том, как сдать ЕГЭ на 90+. Последние советы от выпускников, которые сдали физику на высокие баллы. Как оказалось, найти таких ребят было непросто. Видимо, физика – один из самых сложных предметов.

УЧИТЕ ДРУГИХ

Никита Слимов, студент третьего курса МГТУ имени Н.Э. Баумана, факультета Информатики и системы управления, кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления, 92 балла


Советы, которые Вы наверняка слышали: подготовкой к ЕГЭ надо заниматься регулярно, хотя бы по паре часов два-три раза в неделю. Все пособия лучше иметь в бумажном и электронном виде, чтобы всегда была возможность их достать, почитать и выполнить задания.Решение задачек стоит писать полностью и от руки. И постарайтесь не жульничать, переписывая ответы.

За несколько недель до экзамена советую решить большой сборник заданий первой части.

СТОИТ ПОЛЮБИТЬ ФИЗИКУ

Михаил Машарин, студент 3 курса НГУ, физического факультета, кафедра полупроводников, 100 баллов

Я ходил к репетитору по физике раз в неделю. Мы занимались по 3-4 часа. Сначала проходили тему, разбирали все аспекты, а уже потом решали множество задач. Это помогает сконцентрироваться на решении и изучении предмета.

Чтобы сдать физику, для начала надо полюбить ее. Интересуйтесь, как устроен наш мир, задавайте вопросы преподавателям, разбирайтесь, если непонятно что-то. Эти страдания стоят того, что поймешь, почему так, а не все происходит вокруг. Это очень интересно и познавательно. А потом решайте то, что прошли. Без этого никак. Пустое нарешивание без интереса и разбора фундаментальных тем ни к чему не приведет. Кроме того, я пользовался группой «Решу ЕГЭ», где публиковали тренировочные задания«.

Я узнал о своем результате после бессонной ночи. Был просто в шоке – обзвонил родителей, друзей. Это была полная эйфория. Теперь это то, чем я горжусь.

Главное – стремитесь к знаниям. Это того стоит.

Напомним, мы начали спецпроект с того, как сдать ЕГЭ на 90+.

По статистике прошлых лет сдачи ЕГЭ, самый высокий средний балл получали школьники на экзаменах по предметам «Международные отношения», «Лингвистика», «Востоковедение» и «Юриспруденция». Средний балл тех, кто планировал связать свою жизнь с ядерной физикой, социологией, информационными технологиями или сферой нефтяной индустрии, составлял порядка 70.

Однако число стобалльников увеличивается год от года. Так, в 2015 году количество сдающих ЕГЭ на 100 баллов выросло по стране почти на 1000 и составило 4600. Большинство из них — 3046 человек — заработали высший балл по русскому языку, который является обязательным предметом. Далее следуют химия (около 500 человек), физика и литература (по 230 стобалльников). Сложнее всего оказался английский язык — число сдавших экзамен по выбору едва достигает нескольких десятков.

Как систему ЕГЭ год от года стараются модернизировать, так и школьники находят оптимальные способы подготовки. Как рассказали RT отличники 2016 года, никаких особенных ухищрений для того, чтобы сдать экзамен на 100 баллов, им не понадобилось. При этом ни для кого из них подобный результат не стал случайностью.

Психологическая поддержка

По мнению Дарьи Ловцовой, сдавшей на 100 баллов ЕГЭ по химии, залогом её успеха были интенсивные занятия в течение полугода. Она осваивала теорию на уроках и консультациях по химии в школе, а практику оттачивала с репетитором. Репетитор же во многом помогла Ловцовой в моральном плане. По словам стобалльницы, перед экзаменом её со всех сторон запугивали трудностями ЕГЭ. Но репетитор не только научила Дарью справляться с задачами любой сложности за предыдущие годы, но и убедила в том, что та вполне готова сдавать химию.

«Я обратилась к репетитору только потому, что все кругом занимались с репетиторами, и мне казалось, что я готовлюсь плохо, недостаточно, неправильно. Тут скорее психологический аспект сработал. Не знаю, получилось бы у меня добиться такого же результата без помощи репетитора. Когда у тебя есть репетитор, это усиливает мотивацию и заставляет корпеть над заданиями. Тут и в финансах дело, и в ответственности перед преподавателем, собой и родителями, да и перед школьной учительницей по химии — потрясающей, к слову — ударить в грязь лицом не хотелось. Вообще, можно осилить всё и без репетитора, ведь кругом тонны материалов для подготовки, причём в свободном доступе. Но без него гораздо тяжелее заставить себя всем этим пользоваться».

Когда же до экзамена остаются считаные дни, Дарья советует постараться справиться с волнением, которое мешает адекватно оценивать свои способности, и сконцентрироваться.

«Бесспорно, ЕГЭ — важный этап, но он не так страшен, как его малюют. Экзамены уже начались, на подготовку осталось совсем мало времени, но достаточно, чтобы побороть своё волнение. Нужно хорошо питаться, высыпаться и перед экзаменом не сидеть до утра».

Обстоятельный подход

Психологический аспект ЕГЭ отметила и Елизавета Шабанова, которая в 2016 году сдала на 100 баллов русский язык, литературу и обществознание. По её словам, на школьников задолго до экзаменов начинают давить рассказами о ЕГЭ, не забывая напомнить о металлоискателях и злых наблюдателях. Елизавета советует спокойно и размеренно готовиться, а потом без лишних нервов, с энтузиазмом отправляться на экзамены. Ей же самой прийти на экзамены готовой к любым сложностям позволило активное участие в олимпиадах по русскому языку, истории и обществознанию.

«Сначала я участвовала из желания стать лидером, поступить в хороший вуз, воспользовавшись льготами для олимпиадников, — поделилась Шабанова. — Но в процессе подготовки появился сильнейший интерес к познанию нового, жажда знакомиться на этих интеллектуальных состязаниях с необычными, действительно умными ребятами. Олимпиады перестали быть средством поступления в вуз — само участие в них стало для меня целью».

Не только для экзамена

Елизавета Шабанова изучала интересовавшие её предметы гораздо глубже, чем требовала школьная программа. Во время подготовки к экзамену по русскому она читала этимологические словари, что, по её словам помогает лучше прочувствовать и современное состояние языка, изучала пособия по лингвистике, решала задания прошлых лет.

«История, безусловно, стала более затратной по времени и усилиям, ведь объёмы этого предмета просто безграничны! Я читала учебники как современных авторов, так и классиков исторической науки — Ключевского, Соловьёва, Костомарова. Смотрела различные программы и курсы лекций, опять-таки читала архаичные тексты, без которых невозможно понять эпоху, её неповторимую культуру, — считает Елизавета. — В изучении обществознания мне очень помогли мои познания в русистике и истории. Также могу порекомендовать учебники Мельвиля, Хейвуда, Сорвина, Смелзера... И очень важно интересоваться происходящим вокруг, смотреть новости, читать статьи, ведь чисто теоретических знаний никогда не будет достаточно».

Ещё одной стобалльнице, Лилии Дальшевской, сдать экзамен помогла любовь к русскому языку. Второй причиной её успеха стала планомерная подготовка. Лилия не запускала предмет на протяжении всего образовательного процесса и часто писала сочинения — это задание поначалу вызывало у неё больше всего сложностей.

«Нужно всегда надеяться на лучшее. Проверяющие — тоже люди, и я думаю, они получают удовольствие от чтения сочинений. Вряд ли они поставят низкий балл, если оно написано по-настоящему хорошо, — считает Лилия. — Я не переживала из-за сочинения, я лишь старалась вложить в него всю свою душу. Если уж я получила высший балл, значит, выложилась на все сто».

Педагоги и психологи знают такую особенность подростков: они могут пропустить мимо ушей все, что говорят им родители и учителя, однако очень легко принимают на веру то, о чем им рассказывают их сверстники или старшие товарищи. Данный феномен Рособрнадзор решил обратить на пользу всем, в результате возникла Всероссийская акция «100 баллов для победы». Ее суть в том, что ребята, добившиеся максимальных успехов на ЕГЭ по одному или нескольким предметам, делятся секретами своего успеха с теми, кому еще предстоит это испытание, рассказывают о том, как следует готовиться к экзаменам, на что обратить внимание, чего следует избегать и так далее. В 2015 году эта акция впервые прошла в Санкт-Петербурге, в 2016 году – в Королеве, Московская область, в 2017‑м – в Нальчике, Республика Кабардино-Балкария. В этом году главные мероприятия прошли в Новосибирске, в лицее №22 «Надежда Сибири». Всего же по стране акцию поддержали более 50 регионов.
В родительской и учительской среде существует немало мифов относительно того, какими способами можно сделать из своего ребенка стобалльника. «Да надо просто на каждом уроке решать задания ЕГЭ, желательно уже с начальной школы!» – уверяют одни. «Нужно непременно нанять ребенку репетитора, который будет натаскивать его, готовить к экзамену, и тогда все будет ОК!» – убеждены вторые. «Нужно установить очень жесткий контроль и проверять, чем он занимается, учит уроки или валяет дурака!» – считают третьи. «Главное – подготовить олимпиадника, а уж он-то ЕГЭ всегда сдаст!» – заявляют четвертые.
Возможно, все эти меры действительно работают. Но вот что говорят сами выпускники.
– Я благодарна родителям за то, что они не требовали от меня многого, были рады любому моему успеху и всегда поддерживали, если что-то не складывалось, – рассказывает Яна Антонова, стобалльница по физике, выпускница новосибирского лицея №200, студентка НГУ. – Других учеников родители постоянно пинают, пилят, заставляют решать тесты. И проверяют все, что они делают. А мои создавали условия, покупали нужную литературу, оплачивали курсы в Центре по подготовке к ЕГЭ. Что же до олимпиад, то да, я в них участвовала, однако могу сказать, что «профессиональные» олимпиадники, как правило, более расслабленные, они самые умные и все знают, но менее тщательны в оформлении бланков ЕГЭ и изложении своих ответов. Возможно, потому что на олимпиадах ценится именно нестандартность мышления, а на ЕГЭ – точность ответов и качество их оформления. Но это нередко играет с ними злую шутку.
– Родители не ограничивали меня, верили в меня, – признается Любовь Ожогова, студентка НГУ, стобалльница по обществознанию, выпускница новосибирской гимназии №11. – Не скрою, я очень боялась экзамена. А мама успокаивала, говорила, что все будет хорошо. Репетитор у меня тоже был, но по математике. Я так думаю, он нужен для ликвидации явных пробелов, а там, где все хорошо, можно и самому готовиться. А обществознание я сдала на 100 баллов, потому что изучала много заданий и большое внимание уделяла теории. Важно уметь теоретические знания применять на практике, тогда можно выполнить любое задание не только из ЕГЭ. И важно уметь обосновать свои действия.
Стобалльник 2017 года по математике – в прошлом выпускник новосибирского экономического лицея №95, а ныне студент НГУ Александр Зайцев тоже сумел подготовиться к профильному экзамену без репетитора. А вот где понадобилась профессиональная помощь специалиста со стороны, так это при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Хотя, как сейчас считает Александр, можно было бы обойтись и без него. И вообще репетитор нужен только для перестраховки, чтобы чувствовать себя более уверенно. Цена такой уверенности в среднем по Новосибирску – 700 рублей за одно занятие.
– Я бы не сказал, что в школе нас кто-то прямо натаскивал на ЕГЭ, – вспоминает Зайцев. – Реальная подготовка началась, как мне кажется, только в 11‑м классе. Мы шли по отдельной программе и в какие-то дни сразу несколько часов уделяли решению заданий ЕГЭ по математике, чтобы максимально погрузиться в тему. А в остальном все было так же, как и всегда. И по другим предметам тоже. Да, у нас раз в неделю была подготовка к экзамену, и мы брали какую-то тему, обсуждали ее, но не более того.
С ним полностью согласна и Екатерина Тагильцева, стобалльница по обществознанию, выпускница Гуляевской гимназии, Барнаул, студентка НГУ.
– Учителя нас просто учили предмету, – говорит Екатерина. – И даже если они старались ориентировать нас на успешную сдачу ЕГЭ, это было сделано так, что мы не ощущали какого-то давления в этом направлении. Тем более натаскивания. Мне повезло с учителями, они знают, как настроить ребенка на учебу. Они погружали нас в предмет, делая так, чтобы мы из любого вопроса, из любой ситуации могли выйти с пониманием, могли правильно сформулировать свою мысль. В результате у меня 100 балов и по русскому, и по обществознанию, а также 93 балла по истории. Если честно, наше знакомство с ЕГЭ состоялось задолго до 11‑го класса. Но, повторяю, само преподавание ни в коем случае не было построено именно на подготовке к экзамену. На самом деле сдать любой предмет на 100 баллов не так сложно, надо просто хорошо учиться, понимать суть предмета. А просто решением большого количества тестов и задач мало чего добьешься. Поэтому ни о каком натаскивании и речи быть не может. Люди путают умение решать задачи и умение грамотно излагать суть своих мыслей, обосновывать выбранное решение. И хочу добавить, что я не всегда пользовалась учебниками, обычно мне вполне хватало тех материалов, которые нам давали на уроках сами учителя. Конечно, если ребенок хочет, ему можно для успокоения купить книжку или тетрадку «Готовимся к ЕГЭ». Но более важны внутренняя мотивация и организация мышления.
Любопытно, что на мероприятие в лицей №22 вместе с Катей из Барнаула приехал ее отец Владимир Тагильцев, генеральный директор объединения «Роскровля». По его словам, он очень гордится дочкой и убежден: каждый родитель, если он желает своему ребенку только добра, должен не заставлять и принуждать, а действовать исключительно убеждением, уметь видеть склонности ребенка и направлять его энергию в нужное русло. А главное – поддерживать его во всех начинаниях. Нужно создать условия, чтобы ребенок сам почувствовал свои сильные и слабые стороны, оказать ему моральную поддержку, поощрять его достижения.
– Я, например, никогда не заставлял ее мыть посуду или убирать в квартире, зная, что она в этот момент готовится к экзаменам, – признается Владимир Григорьевич. – Но при этом посуда всегда оказывалась вымытой, а квартира – убранной. Я убежден, что родители должны сделать так, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Надо изучить иностранный язык – выезжаем в Европу, нужно освоить новые информационные технологии – покупаем самый лучший гаджет. Это само собой, мы же родители! А результат, как говорится, вы сами видите.
Интересно, а что по этому поводу думают учителя? Валентина Файзуханова преподает историю и обществознание в новосибирском лицее №200. Она признается: стобалльников у нее пока не было, дети набирали максимум 80 баллов. Но и это очень хороший показатель. Конечно, каждому педагогу очень хочется вырастить победителя, хотя бы потому что 100 баллов дадут ему больше возможностей для поступления в тот или иной вуз.
– Однако я никогда не пыталась все свои уроки подгонять под ЕГЭ, наоборот, изучая ту или иную тему, я подбираю задания из числа доступных КИМов, чтобы закрепить изученный материал, – заверяет педагог. – Я не согласна с теми, кто заявляет, будто единый госэкзамен не учит творчеству. Мне кажется, в ЕГЭ немало вопросов и заданий, особенно по моему предмету, которые помогают развивать воображение, творчество, мышление. Вопрос, как именно учитель этот потенциал использует. На первом месте всегда идут знания, а уже потом – средства для их проверки. Не будет знаний, вряд ли можно будет спасти ситуацию с помощью каких-либо инструментов. А ЕГЭ, согласитесь, постепенно меняется, из него исчезают тесты с готовыми вариантами ответов, стало гораздо больше вопросов, требующих развернутого ответа и умения выстраивать аргументацию.
Когда в образовательной организации появляется стобалльник, для каждого из ее сотрудников это огромная радость, говорит Марианна Гайнанова, руководитель службы оценки качества образования лицея №22 «Надежда Сибири».
– Но ошибаются те, кто думает, будто за каждого стобалльника всем нам платят какую-то надбавку, – расставляет она точки над «i». – Данный факт всего лишь учитывается при очередной аккредитации школы. И это всего лишь один из многочисленных факторов, который говорит об успешной работе школы. Нередки случаи, когда в школе стобалльники есть, но по целому ряду остальных критериев ее нельзя считать успешной. И даже когда проводится подведение итогов в рамках рейтинга Топ-500, смотрят в первую очередь на сохранение тенденции повышения качества образования, а разные скачки в ту или иную сторону не всегда есть показатель роста. А вот когда аттестацию проходит отдельно взятый учитель-предметник, тогда да, наличие у него стобалльников всегда рассматривается как показатель его хорошей работы. Правда, далеко не в каждом случае можно оценить степень участия и заслугу тех преподавателей, которые тоже приняли прямое или косвенное участие в деле подготовки такого ученика. Говорят же, что основы успешности школьника закладываются в начальной школе или даже еще в детском саду, однако кто вспоминает о воспитателях и преподавателях «началки», когда чествуют детей, набравших максимум на ЕГЭ?
Еще Марианна Гайнанова уверена: оценивая достижения выпускников, необходимо гораздо больше внимания обращать на тех, кто хоть и не достиг самого высокого уровня, однако показал довольно уверенный рост качества образования, динамику успеваемости. И чем таких детей больше, тем лучше. Ведь стобалльник – товар штучный, а вот детей, набравших 80‑90 и более баллов, может быть довольно много. И бывает очень обидно за тех, кто честным трудом заработал 95 или 97 баллов, однако о них редко вспоминают, если рядом есть тот, кто сумел заработать 100.
Пользуясь случаем, я задал приглашенному на мероприятие и. о. министра образования Новосибирской области Сергею Федорчуку вопрос: «Коль скоро «Учительская газета» только что дала старт очередному, третьему, Всероссийскому конкурсу «Успешная школа», можно ли считать наличие стобалльников одним из критериев успешности образовательной организации?»
– Да, однозначно, – заявил Сергей Владимирович. – Но 100 баллов – в большей степени это заслуга семьи и конкретного педагога, который занимается с этим учеником. И, я согласен, очень важно учитывать не только стобалльников, но и общее количество учеников, которые показали хорошие результаты, сумели подняться выше 90 баллов. Их количество говорит о том, что ситуация в целом в данной школе вполне рабочая и педагогический коллектив трудится с полной отдачей.
Сергей Федорчук довольно скептически относится к слухам о том, что ЕГЭ якобы собираются свернуть. По убеждению чиновника, это, мягко говоря, очень несвоевременно, к тому же непонятно, чем его сейчас можно заменить, поскольку он на сегодня является максимально объективным инструментом оценки качества знаний учащихся в той или иной предметной области.
– На мой взгляд, если мы хотим еще большей объективности, надо менять содержание стандартов в плане увеличения заданий, решение которых требует развития мышления, умения говорить, писать, делать что-либо руками, – считает и. о. министра. – Каждый, кто здесь присутствует, подтвердит: если вас на протяжении многих лет хорошо учили по предмету, вы с большой долей вероятности покажете хорошие результаты на ЕГЭ, но вряд ли вы найдете здесь хотя бы одного, который просто занимался выполнением заданий госэкзамена без глубокой проработки темы и потом стал бы стобалльником.
Итак, натаскать на ЕГЭ нельзя. И роль родителей в деле подготовки будущего стобалльника очень велика, гораздо больше, чем репетитора. Но, быть может, все опрошенные лица просто отвечали мне то, что я хотел от них услышать? Чтобы это проверить, я решил задать несколько вопросов самым обычным ученикам лицея №22, которые в этот день принимали дорогих гостей.
Катя Пыхтина учится в 7‑м классе. По ее словам, их уже сейчас готовят к ЕГЭ, учителя дают пробные задания и говорят, что через пять лет, вполне возможно, им придется столкнуться именно с такими вопросами.
– Когда мы проходим ту или иную тему, нам всегда говорят, что она присутствует на госэкзамене в том или ином виде, – рассказывает Катя. – Я уже готовлюсь к ЕГЭ, но сама, без репетитора. Покупаю тесты и решаю их – просто так, для себя. Можно, конечно, и на сайте решать, но мне так легче. Да, я хочу сдать ЕГЭ на 100 баллов. Или просто на максимально высокий балл, чтобы поступить в медицинский университет.
А вот ученик 3‑го класса того же лицея Кирилл Ходаковский о едином госэкзамене имеет весьма смутные представления.
– Это как контрольная работа, только очень сложная, ее сдают в старших классах, – сказал мальчик. – Но учителя нам об этом не рассказывают. И родители тоже. У нас есть контрольные, но не очень сложные.
У тебя еще все впереди, Кирилл! Твои 100 баллов ждут тебя в далеком 2026 году!