Положение о медали за особые успехи в учении. Золотая медаль в школе - условия. В чём суть золотой награды за успешное окончание школы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О медали "За особые успехи в обучении"


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 03.06.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 07.02.2018).
____________________________________________________________________

В целях стимулирования и поощрения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности, Правительство Москвы

постановляет:

1. Учредить медаль "За особые успехи в обучении".

2. Утвердить:

2.1. Положение о медали "За особые успехи в обучении" (приложение 1).

2.2. Описание медали "За особые успехи в обучении" (приложение 2).

3. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с изготовлением медали "За особые успехи в обучении", осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту образования города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 27 мая 2014 года N 277-ПП ; в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2018 года N 49-ПП .

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Положение о медали "За особые успехи в обучении"

Достигшие особых успехов в учебной деятельности выпускники образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, расположенных на территории города Москвы (далее - выпускники), награждаются медалью "За особые успехи в обучении".

Выпускники признаются достигшими особых успехов в учебной деятельности при наличии одного из следующих критериев:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 27 мая 2014 года N 277-ПП .

Являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников;

Набрали высшее количество баллов единого государственного экзамена по одному учебному предмету;
постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2018 года N 49-ПП .

- имеют итоговые отметки "отлично" по всем предметам учебного плана по образовательным программам среднего общего образования и набрали при сдаче единого государственного экзамена в сумме не менее 220 баллов по трем учебным предметам.
(Дефис в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2018 года N 49-ПП .

Выпускники, являющиеся детьми-инвалидами и инвалидами, признаются достигшими особых успехов в учебной деятельности при наличии одного из следующих критериев:

Имеют итоговые отметки "отлично" по всем предметам учебного плана по образовательным программам среднего общего образования и набрали при сдаче единого государственного экзамена в сумме не менее 146 баллов по двум обязательным для сдачи учебным предметам;

Имеют итоговые отметки "отлично" по всем предметам учебного плана по образовательным программам среднего общего образования и набрали при сдаче единого государственного экзамена по обязательному для сдачи учебному предмету "Русский язык" не менее 73 баллов, по обязательному для сдачи учебному предмету "Математика базовая" не менее 5 баллов.
постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2018 года N 49-ПП)

Выпускники, нарушившие порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, к награждению медалью "За особые успехи в обучении" не представляются и медалью "За особые успехи в обучении" не награждаются.
(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2018 года N 49-ПП)

В целях формирования списка выпускников, рекомендованных к награждению медалью "За особые успехи в обучении", Департаментом образования города Москвы создается комиссия.

Решение о награждении принимается руководителем Департамента образования города Москвы в соответствии с заключением комиссии, созданной Департаментом образования города Москвы, и утверждается приказом Департамента образования города Москвы.

Положение о комиссии и ее состав, порядок награждения медалью "За особые успехи в обучении" утверждаются Департаментом образования города Москвы.

Награждение медалью "За особые успехи в обучении" повторно не производится.

Приложение 2. Описание медали "За особые успехи в обучении"

Медаль "За особые успехи в обучении" представляет собой диск диаметром 40 мм, толщиной 3 мм, изготовленный из томпака. Цвет медали - золотистый.

На лицевой стороне медали (аверсе) нанесено рельефное изображение фасада здания Правительства Москвы, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Тверская, д.13. По верхнему краю лицевой стороны медали над изображением здания Правительства Москвы расположена выпуклая надпись "Москва".

На оборотной стороне медали (реверсе) нанесено рельефное изображение развернутой книги, обрамленной внизу двумя лавровыми скрещенными ветвями. Над развернутой книгой расположена выпуклая надпись "За особые успехи в обучении".

Каждая медаль упаковывается в бархатный футляр синего цвета.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Многие школьники, желающие получить золотую медаль, которая считается самой престижной наградой за школьные успехи, нередко задаются вопросом: действительно ли медаль сделана из золота? В сегодняшней статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем о том, как выглядит эта награда.

Что такое золотая медаль, её назначение

Золотая медаль считается высшей наградой, которую школьникам вручают за успехи в учёбе. Для её получения необходимо иметь пятерки по всем предметам в 10 и 11 классах, а также отличные отметки за выпускные экзамены.

Считается, что данная награда позволяет ученикам поступить в ВУЗы без особых проблем, однако это не так. После введения ЕГЭ золотые медали утратили свою «магическую силу». Сейчас в приёмной комиссии уже не восхищаются золотым тиснением аттестата. Более того, у медалистов нет никаких льгот. Их единственным преимуществом считается дополнительный балл, который устанавливается местной областной администрацией после проведения выпускных экзаменов.

Из чего состоит и как выглядит?

Школьные медали появились ещё около 70 лет назад. В то время они официально назывались как «позолоченные и посеребренные ученические медали», однако почему-то подобное название в итоге не прижилось. Отвечая на вопрос многих выпускников и их родителей, а именно, действительно ли медаль состоит из золота, стоит отметить, что по-настоящему «золотой век» медалей проходил лишь с 1946 по 1954 годы. Тогда они изготавливались из чистого золота (толщина 3 микрона) 583-й пробы, вес которого составлял приблизительно 10,5 граммов.

Но так было лишь до 1960 года, потом их состав кардинально изменился. С этого момента слово «золотая» к ученическим медалям можно употреблять лишь в кавычках, не более. А всё дело в том, что данный символ успехов в учёбе стал изготавливаться из медно-цинкового и медно-никелевого сплавов и золотого покрытия в количестве всего 0,3 грамма.

В 2007 на золотых медалях стали изображать эмблему российского флага

Дизайн также претерпел изменения. Если на первых экземплярах красовалась надпись «За отличные успехи и примерное поведение», то сейчас на одной из сторон написано «За особые успехи в учении». В 1998 году на медалях появилось изображение двуглавого орла, а в 2007– российского триколора, выполненного способом горячей эмали.

При изготовлении золотых медалей используют обязательный инструмент с рельефным изображением, а именно гравюру. Она делается целый месяц, что, безусловно, сказывается на ценности медали. Также известно, что над ней работает целый ряд специалистов в лице скульпторов, художников и граверов. Естественно, сам тираж штампуется куда быстрее.

Затем медаль кладут в упаковку – обычную пластмассовую коробочку достаточно скромного вида. Больше в комплект с наградой ничего не входит. Стоит также отметить, что аттестат ученика, получившего золотую медаль, оформляется со специальным золотым тиснением.

Золотая медаль по окончании школы – это достойное вознаграждение за нелегкий труд ученика. Для получения медали недостаточно учиться на одни пятерки, важно еще принимать активное участие в школьной жизни. Что необходимо сделать для получения медали, какие перспективы в будущем она открывает, мы расскажем в нашей обзорной статье.

Немного истории

Свою историю в России золотая медаль начала в 1828 г. Однако после Октябрьской революции вручение золотой и серебряной медалей было отменено. Вернулась же она в мае 1945 г. благодаря Постановлению СНК СССР № 1247. Вплоть до 2012 года с золотой медалью происходили изменения, но они касались больше внешнего изображения, нежели вознаграждения учеников.

В 2013 году отделом Минобразования и науки было принято решение не вручать золотую медали на федеральном уровне, вместо них выдавался аттестат с отличием, внешне похожий на аттестат золотой медали. Право на вручение медалей оставили за властями регионов.

Но в 2014 г. президентом РФ был подписан закон, который предусматривает возвращение золотой медали вновь на федеральный уровень.

Медаль образца 2014 г.

Некоторых учеников интересует вопрос: а правда, что она золотая? Интересный факт в истории медали: в период с 1946 по 1954 год она действительно была вылита из золота 583-й пробы весом примерно 10,5 грамма.

Но из чего сделана современная золотая медаль? Теперь символ отличия в учебе состоит из сплава меди, цинка и никеля. Но покрытие выполнено чистым золотом весом 0,3 грамма. Примечательно, что и тиснение на аттестате, который прилагается к золотой медали, также выполнен золотым напылением.

Дизайн медали также претерпел некоторые изменения. Сейчас медаль с одной стороны имеет надпись «За особые успехи в учении», а с другой стороны – появился двуглавый орел. В 2007 г. под орлом появилось изображение российского триколора.

К сведению: для придания блеска медали не стоит тереть ее ластиком. Это приведет к нарушению слоя специального лака и медаль быстро потемнеет.

Условия, при которых гарантировано награждение медалью

  1. Согласно законодательству, основное и главное условие для получения медали – это итоговая оценка «отлично», полученная по всем предметам, в рамках школьной программы в 10-м и 11-м классах. Помимо этого, пятерка должна быть по предметам в итоговой аттестации.
  2. Решение о вручении медали принимает собрание педагогического состава, закрепляется директором общеобразовательного учреждения. Документы для согласования передаются в местный отдел Минобразования.
  3. Если ученик получал образование на очной форме обучения, при этом возможно освобождение от физкультуры по состоянию здоровья. Ученики, обучающиеся экстерном и на дому, к сожалению, на медаль рассчитывать не могут.

Это основные требования к ученику. Но просто учиться на отлично недостаточно. Именно на педсовете принимается решение о награждении. Что может повлиять на положительное решение преподавателей?

  • как правило, учитель любит свою работу, свой предмет. Следовательно, проявляя интерес к науке, можно заполучить лояльное отношение учителя, привлекая к своей персоне определенное внимание;
  • особой «галочкой» в пользу медали станет участие в олимпиадах, как районного, так и городского или областного масштаба;
  • принимая активное участие в жизни школы, не важно, что это будет: творческие конкурсы или работа оформителем. Привлекается внимание не только учителей, но и более «старшего по званию» состава: директора и завучей. Этому же и может послужить участие в спортивных соревнованиях, выступая за честь школы;
  • желательно отсутствие переаттестации для повышения баллов на протяжении курса обучения.

Наивно полагать, что обучаясь «как-нибудь» на протяжении 9 лет, можно получить золотую медаль, если немного подтянуть учебу. Как ни крути, но мнение об ученике у учителя складывается годами, и кардинально изменить отношение вряд ли получится. Максимально можно получить статус «подающего надежды» ученика. Поэтому необходимо учиться, начиная с 5 класса.

Возможности медали

Еще совсем недавно золотая медаль открывала двери буквально во все ВУЗы страны. Достаточно было пройти собеседование с приемной комиссией. Но начиная с 2009 г., медалисты приравнены ко всем выпускникам, и зачисление в ВУЗ проходит на основании среднего балла аттестата и итогов ЕГЭ. Единственное, чему способствует медаль – лишь добавит приоритета в выборе между двумя студентами с одинаковым средним баллом, а порой это существенная помощь в рамках высоких конкурсах при поступлении на бюджетное место.

Всем читателей блога «ШколаЛа» моё здравствуйте! Уже позади половина . Все воткнулись в учёбу и с усердием грызут гранит науки. Скоро окончание первой четверти, а это значит, что будут выставлены промежуточные оценки. И так каждый год, до окончания школы.

Если ребёнок дойдёт до финиша с отличием, то государство обещает вместе с красным аттестатом ещё и медаль вручить. Кстати, а знаете ли вы, как получить золотую медаль в школе и действительно ли она даётся только лишь круглым отличникам? И вообще, есть ли в её составе хоть чуточку драгоценного «аурума»?

План урока:

Из истории школьных медалей

Решила окунуться в далёкие времена и проследить историю становления школьной награды как таковой. Никогда бы не подумала, что своё начало школьная медаль берёт аж с времён российской империи, а именно с 1828 года, когда ещё были гимназии и приходские и уездные училища.

Золотая награда давалась тем гимназистам, которые получили отличные отметки по всем предметам. С 1835 до 1917 Николай I утвердил единый образец для преуспевающих мальчишек-выпускников «За успехи в науках», который чеканился размером побольше в серебре и размером поменьше в золоте.

Тогдашние награды за отличную учёбу были самыми что ни на есть настоящими – из чистого серебра и чистого золота. Девчонки право быть отмеченными медалями получили лишь в 1870 году.

Это интересно! Императорские мужские медали на аверсе были украшены двуглавым орлом, а на реверсе – изображением покровительницы науки Минервы. Императорские женские награды отличались лицевой стороной, на которой было выбито изображение императрицы, а на оборотной была выгравирована надпись «Достойнейшимъ изъ окончившихъ курсъ въ женскихъ гимназияхъ».

Императорские медали просуществовали вплоть до революции, и с 1917 до 1945 никто старательных учеников не награждал. Традиция отмечать государственной наградой самых лучших восстановилась после войны.

Золото и серебро «За отличные успехи и примерное поведение» в Советском Союзе заметно полегчали в своей цене, так как стали чеканиться не из чистых металлов, а из сплавов, но ещё с присутствием серебра и золота. Отмеченные школьными медалями имели преимущество при поступлении в ВУЗы страны, проходя без вступительных экзаменов.

Это интересно! Золотые и серебряные школьные медали времён СССР штамповались у каждой из 16-ти союзных республик в своём варианте с надписью на национальном языке и гербом республики на реверсе, а их основой на аверсе была открытая книга, окаймлённая лавровой веткой.

Год за годом по составу драгоценных металлов медали «худели», их внешний вид менялся, с 1960-го года золото заменила латунь (томпак), серебро – мельхиор (медь с никелем), от былого золота и серебра осталось лишь напыление.

Вплоть до 2014 года в России были обе медали «За особые успехи в учении» — золотая и серебряная. На золото могли рассчитывать те, кто получил круглые пятёрки в двух старших классах за полгода, год и в итоге по всем предметам без исключения. Серебром отмечались ученики, у которых в дневнике было не больше двух четвёрок за те же полгода, год и по итогу.

Чем и как награждают сегодня?

Современные школьные медали пришли после принятия закона об образовании в 2012 году и с 2014 года приняли единственный вид. Никаких тебе золотых и серебряных поощрений. Их сегодня нет, есть одна-единственная 40 миллиметров в диаметре «За особые успехи в учении».

В законодательной базе в письме Минобразования 2014-го года нашла, из чего сегодня штампуют высшие школьные награды, выдаваемые вместе с аттестатом по окончании школы. Оказывается, что это медно-цинковый состав с латунью. Декоративная лента под гербом нашей страны начерчена эмалью белого, синего и красного цветов.

Цветом медаль золотистая, но ювелирная ценность её на цвете и заканчивается. Не нашла в официальном описании награды даже намёка на драгоценное напыление. Наверное, нет его. Упомянуто только, что лаком покрыта и в футляр упаковывается – бархатный либо пластиковый.

Тем не менее, такое поощрение от государства нужно ещё заработать упорной учёбой. Для желающих на выпускной получить заветный пусть хоть пластиковый, пусть хоть бархатный футляр с золотистым диском, придётся чуток попыхтеть и выполнить ряд условий, перечисленных в статье 10 закона «Об образовании»:

  1. нужно получить итоговые отметки «отлично» по всем дисциплинам,
  2. необходимо успешно пройти государственную аттестацию.

Всё, других условий нет. Таким образом, по окончании школы ребёнку необходимо сдать ЕГЭ как минимум на «удовлетворительно», так как закон сегодня разрешает пройти ГИА успешно, а вовсе не требует это сделать «на отлично». А вот что касается «пятёрок», то стараться отлично учиться нужно уже в 10-м классе, так как по принятому в 2014 году приказу Минобрнауки России итоговые оценки за 11 класс теперь подсчитываются математическим путём.

Итоговая отметка вычисляется как средняя арифметическая из шести полугодовых и годовых отметок за каждый год учёбы, то есть за 10 и 11 класс, округляясь до целого по законам математики.

На практике это выглядит так: складываем два полгода в 10-м классе, в итоге получаем годовую за 10-ый. Аналогично складываем два полгода за 11-ый класс, получаем годовую за 11. Получится всего 6 оценок. Их мы тоже складываем и выводим среднюю арифметическую. Это и будет итоговая отметка, которая пойдёт в аттестат по окончании школы. Что радует: округляется оценка всегда в пользу ученика.

Заработал медаль. Что дальше?

Трудился ребёнок, усердно идя к финишу, получил заветный красный аттестат и коробочку с медалью, что дальше? А ничего, увы. Сегодня на законодательном уровне никакого магического действия школьная медаль, к сожалению, не имеет, потому автоматически двери всех высших учебных заведений страны она не открывает.

Есть, конечно, те ВУЗы, которые накидывают энное количество проходных баллов при поступлении своим отмеченным государством абитуриентам, но это только исключительно по их собственному желанию.

Ползая по просторам интернета, наткнулась, что несколько лет назад Аэрофлот для медалистов сделал красивый жест – провёл акцию по продаже им авиабилетов с суперскидками. Некоторые регионы благодарят своих выпускников, кто во что горазд, но тоже исключительно по их собственной инициативе, насколько позволяют их региональные кошельки.

Сегодня в Государственную Думу поступают предложения внести изменения и вернуться к старым добрым временам, когда школьная медаль давала привилегии детям при поступлении, мол, так в рядах студентов будет больше действительно умных учеников. Будет ли поддержана такая инициатива в свете событий, происходящих с субъективными оценками в некоторых регионах и пристрастиями учителей, выбирающих любимчиков, — большой вопрос.

И всё-таки, согласитесь, всегда приятно быть первым, ведь медаль, пусть она сегодня и не золотая, а всего лишь золотистая, — всё равно награда, признание со стороны государства твоего труда. А это дорогого стоит.

Ну что, настроились стать медалистами? Пока закончится начальная школа, может и качество высшей школьной награды изменится. Всегда нужно надеяться на лучшее.

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы не пропустить ничего интересного)

С начала 2013-2014 учебного года вступил в силу новый закон об образовании, который отменяет награждение выпускников школ золотыми и серебряными медалями и устанавливает новые образцы аттестатов о среднем общем образовании с отличием, похожие на аттестаты обладателей золотых медалей.

Теперь решение вопроса «вручать или не вручать медали?» полностью зависит от региональных властей.

Далее - Как выглядят школьные медали прошлого и настоящего

Школьные медали в России впервые были официально введены в 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» . До этого вручение различного вида школьных медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Источник: www.fresher.ru

Медали Росссийской империи

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим отличные оценки по всем предметам гимназического курса. Их присуждал совет гимназии, чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года - учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва, стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног – сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись – «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов – большая из серебра, и малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Источник: www.fresher.ru

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и имела диаметр 43 мм.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки. «Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна. На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из лозы и гроздей винограда и надписью «ДОСТОЙНЕЙШИМ ИЗ ОКОНЧИВШИХ КУРС В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ». На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА».

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи, причем не единичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных заведений медалями. После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и бессистемно.

Источник: www.fresher.ru

Первые медали СССР

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся.

30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним.

Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы.

Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.

Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимались награжденные золотой медалью, а затем – серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели один и тот же диаметр – 32 мм, а толщину – соответственно 1,5 мм и 2 мм.

Изготавливались медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно. Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга, окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей, помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования соответствующей союзной республики.

Источник: www.fresher.ru

Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись «За отличные успехи и примерное поведение» исполнялась на национальных языках союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной из старейших школ города Москвы (№ 110, основана 27 ноября 1795 года), победителю Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину. После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете МГУ, который окончил с красным дипломом. В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года
С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов.

Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов.

Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года
Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования, золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи. Такой порядок существовал до 18 декабря 1968 года и был отменен в связи с произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением и в вечерние средние общеобразовательные школы.

С 15 марта 1960 года были введены новые образцы медалей. Рисунки на лицевой и оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из не драгоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19. Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5 микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра – 0,167 г.).

После принятия 18 декабря 1968 года Постановления «Об изменении порядка награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными медалями было временно прекращено.

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5», примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Медали образца 1977 года
После принятия новой Конституции СССР 7 октября 1977 года в герб РСФСР были внесены изменения - добавлена красная пятиконечная звезда с золотым кантом в верхней части венка. Некоторые изменения произошли и в гербах других союзных республик. В связи с этим на гербовой стороне школьных медалей появились новшества, касающиеся государственных символов. Каких-либо других изменений на медалях данного образца не было.

В 1985 году Совет Министров СССР постановлением от 6 августа реабилитировал серебряную медаль, которую стали вручать выпускникам по итогам 1985-1986 учебного года. Монетный двор стал чеканить серебряные медали по образцу золотых 1977 года, но с надписью: «ЗА УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Кроме изъятия слова «отличные», изменений в размерах и дизайне по сравнению с образцом 1977 года не было.

Изменился и состав сплава, из которого изготавливались серебряные медали. Вместо мельхиора стал использоваться томпак. Толщина серебрения увеличилась до 6 микрон.

Данные образцы медалей вручались учащимся вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году.