Школьная пора: нужен ли ребенку репетитор. Что нужно знать прежде, чем нанимать репетитора? Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Недавно в маршрутке услышала разговор двух приятельниц

- У меня сын в 11 класс пошел в этом году! Я уже спать не могу – думаю, только о том, как мы ЕГЭ сдавать будем.

- Вот выдумали какое-то ЕГЭ. В наше время, такого не было!

- Дочка моих знакомых сдавала в прошлом году ЕГЭ – 6 экзаменов! Бедная девочка, но поступать как-то надо, же.

Когда слышишь такие разговоры, понимаешь, насколько люди умеют усложнять свою жизнь. Нет смысла заламывать руки и ругать систему образования и ЕГЭ, потому что в глазах человека знающего вы можете оказаться невеждой. Плюсы ЕГЭ несомненны.

Плюс первый – экзамены ваш ребенок будет сдавать единожды! Если до введения ЕГЭ вы подавали документы в несколько ВУЗов, то и вступительных экзаменов сдавали в несколько раз больше. Кроме того во время экзамена в аудитории находится школьный учитель, который обязан обеспечить тишину и порядок.

Плюс второй – если ваш ребенок мечтает учиться в другом городе, вам нет необходимости ехать туда на период сдачи вступительных экзаменов, т.к. документы можно переслать по почте.

Плюс третий – ЕГЭ – это открытый экзамен. За год до него ваш ребенок знает, какие темы, какие задания будут представлены на экзамене. Этого времени достаточно (при условии хорошего знания школьного курса) чтобы отлично подготовиться к экзамену.

Возвращаемся к теме статьи: если ваш ребенок в 11 классе, а вы еще не знаете в какие ВУЗы будете подавать документы, то значит, вы не знаете, какие предметы выбрать и нужен ли вам репетитор.

Это три самых важных вопроса, на которые вы должны ответить как можно быстрее. Потому что от выбранного ВУЗа и выбранной специальности варьируются не только предметы, но и проходной балл. Чем престижнее факультет университета или академии, тем больше абитуриентов с хорошими результатами желает поступить к ним, а значит и конкуренция выше.

Зная проходной балл прошлого года, вы сможете сориентироваться, нужен ли вам репетитор. Например, ваш ребенок мечтает поступить на экономический факультет в СГАУ. Допустим вы узнали, что 218 – это самый меньший балл, с которым был зачислен в 2012 г. на это направление на бюджетное место абитуриент. Значит его средний балл по трем предметам (русскому, математике и обществознанию) составил 73-72 балла. Думаем дальше – если вы точно знаете, что по математике способности у вашего ребенка средние, то 60 баллов (а это очень хороший балл по математике, для ребенка со средними способностями) это то, на что может рассчитывать ваше чадо. Значит, недостающие 12 баллов мы делим между русским языком и обществознанием и получаем 79-78 баллов. А так как 218 в нашем случае оказались самым маленьким результатом, то для подстраховки берем еще 10 баллов и снова раскидываем их между русским языком и обществознанием. В итоге 84-83 балла.

Может ли ученик получить такой высокий балл занимаясь предметом только в школе на уроках?

Моё мнение – может! Только …

    если ребенок, одаренный по данному предмету;

    если ребенок дисциплинирован и обучен планированию своего времени;

    если ребенок на 70-80% занимается самообразованием (т.е. читает книги, решает тесты, смотрит обучающие ролики, записывается на дистанционные курсы на сайтах интернета и т.д.)

    если ребенок предметом интересуется и занимается с 5-6-7 класса.

Может ли ЕГЭ являться оценкой результативности работы учителя?

Мое мнение - больше нет, чем да. Например: по данным статистики с официального информационного портала единого государственного экзамена по обществознанию 100 баллов получили только 86 учеников, что составило 0, 02 % от всех сдававших этот экзамен в 2012 г. А 81-90 баллов по этому же предмету в этом же году получили только 2,4 %!

Школьная система получения знаний не может (да и не должна) готовить учеников сдавать ЕГЭ на высокие баллы. Причины элементарны:

1. Учитель не может отступить от программы, и остановиться на наиболее сложной именно для вашего ребенка теме. Да и в годовом тематическом планировании уроков на подготовку к ЕГЭ отводится не так уж и много. Будьте готовы к тому, что три – четыре урока (а то и больше) из программы просто пропадут из-за праздников, дней здоровья, карантина и мало ли еще каких причин.

2. У учителя на каждом уроке должна быть реализована воспитательная задача. А если учитель одновременно и классный руководитель – то этих задач спускают сверху так много, что 3-4 классных часов в неделю не хватит, не то, что положенного одного. Риторический вопрос: когда нужную сверхсрочную информацию классный руководитель доводит до учеников?

3. Много говорится об индивидуальном подходе в современном образовании. А давайте представим себе насколько это возможно на 40 минутном уроке, где 25-30 учеников, подростки сложные и желающие сорвать урок или пофилософствовать, накопляемость оценок (не менее 7-11 за урок) и класс фактически разделенный на тех кому предмет нужен для поступления, а кому нет, а значит и подача нового материала и опрос пройденного очень индивидуален. Попробуйте в таких условиях поработать с каждым учеником.

4. И самое главное (проверено на моем личном опыте) практически никогда учитель не говорит о мотивации, о планировании, о тайм-менеджменте, о целеполагании на уроке! У него на это просто нет времени! В итоге ученик воспринимает ЕГЭ как злобную акулу, которая пережевала и выплюнула целый год его веселой семнадцатилетней школьной жизни.

А нужен ли репетитор отличникам?

Отвечу вопросом на вопрос: может ли школьная оценка сказать об уровне знаний ученика? Нет, ни в коем случае. 5, 4 или 3 очень относительны:

    относительны требовательности учителя;

    относительны уровню знаний класса;

    относительны «хорошести» вашего чада, ведь для хорошего человека в нашей стране ничего не жалко;

    относительны особенностям характера и воспитания ребенка. Например, если ребенка дома очень сильно ругают за 4, то в арсенале его средств получения пятерки будет не только хорошо выученное домашнее задание, но и слезы, спекуляция своим бедственным положением, и желание заработать пять любой ценой, даже подежурить в классе.

Все эти минусы школьной системы может исправить репетитор, хороший репетитор! Но если ваше чадо не привык учиться, заниматься самостоятельно, страдает ленцой и очень любит халяву, то даже занятия с суперпрофессионалом за один год не сделают из него вундеркинда. И результат, при колоссальных затратах вас может очень огорчить. Чтобы такого не случилось, помогите своему ребенку:

    вместе определить ВУЗ и факультет исходя из желаний и способностей будущего абитуриента;

    понять, сколько баллов нужно получить на экзамене по тому или иному предмету;

    рассмотреть без пристрастия средства, которыми вы располагаете (не только денежные, но и физические и психологические особенности, здоровье и желание учиться и т.д.);

    четко сформулировать задачи, которые поставите перед будущим репетитором.

Если по тем или иным причинам ваш ребенок не справляется с подготовкой к ЕГЭ самостоятельно, или вам нужны очень высокие баллы то ищите репетитора. Четко объясните ему, какой результат вы ждете от его работы (возможно не только баллы, но и какие-то навыки, умения). Не жалейте потраченных времени и денег, потому что вы вкладываете их в будущее вашего любимого чада!

Что нужно знать прежде, чем нанимать репетитора?

  Как понять, нужен ли ребенку репетитор в 5, 6, 7, 8 классе? Большинство родителей по объективным причинам не в состоянии глубоко вникнуть в особенности обучения ребенка. Показателем успешности служат оценки. Но что такое оценки? Если они изменились, это вовсе не означает, что ребенок стал умнее или глупее, поменялись его способности или возможности. Причины перемен иные – конфликты, скука на уроках, утрата интереса к учебе, непонимание материала. Репетитору приходится создавать такие условия для обучения, которые решили бы эту проблему ребенка.
  

Нужен ли ребенку репетитор в пятом классе: плюсы и минусы

  Плюсы дополнительных занятий очевидны: повышение уровня знаний и, как следствие, улучшение текущих школьных оценок. А каковы минусы? Они тоже есть. Если родители не разберутся в истинных причинах снижения успеваемости, то индивидуальные занятия могут сформировать у ребенка неправильный подход к обучению. Он начнет считать, что ему вовсе не обязательно быть внимательным на уроках, ведь все проблемы решат взрослые.
  Так стоит ли нанимать репетитора в 5 классе? Нет, если ребенок банально ленится, вообще не хочет учиться, у него плохие отметки по нескольким предметам. Да, если причина неуспеваемости заключается в:
   пропусках уроков из-за болезни;
   некачественной подаче материала одним конкретным учителем;
   ребенку действительно трудно дается понимание предмета в силу особенностей мышления.
  

Нужен ли ребенку репетитор в шестом классе?

  Обычно к шестому-седьмому классу школьник адаптирован к классно-урочной системе, привык к большому количеству уроков и определился со своими предпочтениями. Родители уже могут судить о качестве преподавания каждого предмета. Это период, когда можно составить более объективную картину школьной жизни ребенка. Уже проще разобраться, нужен ли ребенку репетитор в шестом и седьмом классах.
  Если очевидно, что ребенок в целом учится неплохо, но отстал по одному-двум предметам, репетитор может оказать неоценимую помощь. Также стоит подумать о дополнительных занятиях для ребенка, проявляющего повышенный интерес к какому-либо предмету. Это разовьет его природные склонности, укрепит уверенность в себе.
  

Нужен ли ребенку репетитор в восьмом классе?

  Восьмиклассник готовится к обучению в старшей школе, скоро его ждут серьезные проверки знаний. Если есть сомнения, стоит ли нанимать репетитора в 8 классе, то имеет смысл задуматься, справится школьник с будущими экзаменами. Еще нюанс: благодаря частным преподавателям по базовым предметам можно снизить нагрузку на школьника в старших классах, когда придется готовиться к ЕГЭ и поступлению в вуз.
  Чем раньше начнется подготовка к выпускным экзаменам, тем более прочную базу получит ученик. Особенно важно помочь в развитии способностей одаренным детям. Возможно, именно это сыграет решающую роль в выборе будущей специальности.
  

«Быть или не быть…» Слова из известного монолога шекспировского Гамлета нередко всплывают в памяти многих, если не сказать, практически всех родителей с наступлением нового учебного года. Действительно, когда после долгих каникул домашние видят в дневнике своего отдохнувшего и повеселевшего за лето чада совсем не те оценки, которых ожидали, они начинают задумываться, не пригласить ли репетитора. Так нужен ли репетитор ребенку?

Конечно, репетиторство - распространенное явление современной жизни. Но оно имеет как положительные, так и крайне отрицательные стороны.

В положительном смысле репетиторство можно рассматривать в определенных случаях. Например, когда нужно «сомкнуть ножницы в программе», то есть помочь ребенку быстро и в сжатой форме освоить пропущенный учебный материал. Обычно подобные ситуации возникают при переезде из одного города в другой, при смене учебного заведения или же после продолжительной болезни, в течение которой ребенок не мог полноценно учиться. В подобных случаях вполне уместно прибегнуть к помощи репетитора. Однако следует помнить, что репетитор в таком случае приглашается на определенное время (скажем, на один месяц или на одну четверть) и для решения вполне конкретной задачи: наверстать упущенное, разъяснить несколько тем по тому или иному предмету. В дальнейшем, когда поставленная задача выполнена, с репетитором лучше расстаться. Это важно сделать, если мы не хотим выработать у ребенка определенную зависимость.

Дело в том, что «подводных камней», то есть отрицательных моментов, у репетиторства немало. И если они не всегда заметны для родителей, то всегда очевидны для постоянно работающих с ребенком учителей. Бывает, что к услугам репетитора начинают прибегать чуть ли не с начальных классов. Как правило, сначала это бывает один предмет, например, английский язык. Проходит несколько занятий - оценки по английскому выправляются, но тут начинает «западать» математика - появляется репетитор по математике. Далее - то же самое происходит с русским, в последующих классах - с физикой, химией и так далее. Ребенок «обрастает» репетиторами, как снежный ком. Но ожидаемых результатов нет.

Почему так происходит? Прежде всего, потому, что регулярные занятия с репетитором парализуют самостоятельность ребенка, развивают безответственность и потребительское отношение к жизни. В самом деле, зачем на уроке работать, слушать, пытаться понять, записывать, спрашивать, если после урока придет Мариванна и «разжует» пройденный им материал. Да, именно тот учебный материал, мимо которого он «прошел» в школе. Ведь, имея репетитора, можно расслабиться, развлечься с телефоном, поболтать с соседом по парте. А раз валял дурака на одном уроке, скажем, на английском, то и на следующем за ним, скажем, на математике, сосредоточиться трудно. Полученные двойки уже не пугают. Их дома легко объяснить. Стоит сказать волшебные слова: «Не понял» - и добросовестные родители бросаются на поиски следующего репетитора. Проходит месяц, другой, третий - и график учебной работы у такого школьника постепенно смещается на вторую половину дня - на посещение репетиторов. Естественно, что время школьных уроков теперь уже с полным моральным правом - расходуется по собственному усмотрению. И справедливого родительского гнева можно не страшиться: ребенок устает, ведь после школы - еще и репетиторы.

Кроме того, существует еще одна - и, похоже, более серьезная опасность. С появлением репетитора (или репетиторов) у многих детей развивается самая настоящая психологическая зависимость. Привыкнув к тому, что рядом постоянно сидит человек-помощник, они становятся абсолютно беспомощными, когда остаются один на один с заданием на контрольной. Ребенок растерян, не может понять смысл задания, волнуется, не может справиться с элементарным примером. И это мы видим сплошь и рядом - не только в младших классах, но и в среднем, и даже в старшем звене. Перед нами предстает этакий инфантил, боящийся любых вопросов и проверок, и не то что заданий повышенного уровня сложности или олимпиадного уровня, а так называемых базовых. К тому же неуверенный в себе, мнительный, ищущий в любом вопросе какой-то подвох. Более того - не приученный брать на себя ответственность ни за свои оценки, ни за свои знания, ни за свое будущее. В нем - часто даже к старшим классам - так и остается несформированным сознание того, что трудности в получении знаний (или хотя бы оценок) - это его проблема, а не родителей, не учителей и не директора школы.

Есть и еще одна опасность в репетиторстве. Репетитор может оказаться просто-напросто некомпетентным, будь то онлайн-курсы для школьников или домашний педагог. Прекрасно зная сам предмет, он может не владеть специальными технологиями подготовки, скажем, к ЕГЭ или ОГЭ. А в этом деле достаточно много маленьких, но неприятных сюрпризов, вроде нестандартной формулировки вопросов и не совсем корректных заданий. Или же репетитор может оказаться не совсем порядочным человеком. Ведь он, в конечном счете, заинтересован не в результате: чем дольше длятся трудности в обучении ребенка, тем дольше есть необходимость в его услугах.

Каков же вывод? Он очевиден. Если вы пригласили к ребенку репетитора, это вовсе не означает, что можно успокоиться: теперь-де все будет хорошо. Не будет. Ситуацию с учебой в школе (а бывает, что и далее) надо держать под контролем постоянно. И лично. По крайней мере, до тех пор, пока у ученика не появится осознанное отношение к процессу учебы, пока у него не выработается ответственность за свои учебные результаты. И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех: для родителей, для учителей, а главное - для самого ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Работа, готовка, уборка, стирка… Мы часто не успеваем заметить, когда ребенку нужна помощь в учебе.

Родители настолько заняты, что составляют мнение об одаренности своего школьника, исходя из оценок в его дневнике.

Но появление «двоек» совсем не означает, что ребенок стал глупее. На то есть много других причин: отвлекаемость во время подготовки , желание привлечь внимание родителей, банальная лень или потеря интереса к учебе.

Как понять, когда действительно требуется помощь репетитора, а когда это просто временные трудности или желание отпрыска быть, как все?

Мама Алина рассказывает : «Однажды мой сын сам принес свой дневник, чтобы показать неуспеваемость по большинству предметов. На мой вопрос, откуда всё это взялось у отличника в прошлом, он с серьезным видом сказал: «Мне нужен репетитор, я не понимаю». При детальном расспросе оказалось, что практически у всех детей в классе есть репетиторы, и наличие такового считается признаком достатка и «крутости». Хорошо, что ребенок всё мне рассказывает, и я смогла объяснить ему, что умным и трудолюбивым детям репетитор не нужен - он лишь уменьшит его стремление к знаниям и снизит планку успеваемости» .

Нужен ли репетитор?

Научите ребенка воспринимать получаемую информацию, анализировать её, а если останутся непонятные моменты, он не должен бояться подойти к учителю, чтобы тот еще раз объяснил материал, или подсказал, где найти ответы на все интересующие вопросы.

Нанимая репетитора, родители тем самым воздействуют на подсознание ребенка, дают установку: он может не слушать учителя на уроке, потому что потом репетитор поможет заполнить пробелы в знаниях, или можно не делать домашнее задание , ведь все равно идти к репетитору.

В итоге получается, что в школе - одни требования к изучению материала и оформлению работы, у репетитора - другие, и ученик просто не понимает , как ему поступать. Так может появиться неуверенность в ответах или выполнении домашнего задания, а там и до нелюбви к предмету недалеко.

С другой стороны, хороший репетитор поможет ребенку расширить его знания в определенной области, направит его работы на различные конкурсы и подготовленные для олимпиады . Все похвальные листы и грамоты можете сложить в папочку или повесить в детской на стену, чтобы ученик почувствовал своё первое и весомое преимущество перед одноклассниками.

Светлана Манжалевская, психолог : «Если ребенок отстал по иностранному языку, тогда есть причина нанимать репетитора. Если же вы хотите нанять учителя по вокалу, а у сына или дочки ничего не получается и желания нет, тогда это мучение для ребенка, а не необходимость. Нужно следить, как он делает уроки: если двойка получена из-за того, что школьник не сделал домашнее задание, потому что играл на компьютере, то репетиторство будет пустой тратой денег и времени. Причиной для занятий с репетитором не должна быть лень, как ученика, так и его родителей. Дополнительные занятия необходимы только, если ребенок действительно не успевает по какому-то предмету».

Когда репетитор необходим

Если Ваш ребенок планирует стать филологом или Вы придумали для него высшее образование за границей, тогда репетитор по иностранному языку ему понадобится. Школьных знаний в таком случае будет недостаточно.

В младших классах ученику не нужны репетиторы по нескольким предметам - его организм и так подвержен усиленным нагрузкам. Чем больше у него будет репетиторов, тем меньше останется желания делать что-то самостоятельно, в этом случае - учиться.

Мама- Нонна считает так : «В первых классах ребенку вообще не нужны репетиторы. Ну что, мы сами не сможем помочь ему получить знания? Предметы у младшеклассников - это далеко не высшая математика. До пятого класса можно учиться, вообще не напрягаясь. Английский мы с мужем знаем хорошо, я еще и французским владею практически в совершенстве, поэтому о репетиторе мы начнем задумываться уже в средней школе, и то, если наш Сережка начнет отставать».

Как выбрать репетитора

Родителям нужно с особой тщательностью отнестись к выбору человека, который будет учить ребенка. Профессионал своего дела, не вызывающий доверия или не умеющий работать с детьми, может раз и навсегда отбить и развить массу комплексов у Вашего ученика.

Хороший репетитор должен любить детей, любить свой предмет, у него должен быть опыт работы. Желательно увидеть рекомендации от других родителей, отзывы о работе. Но важнее всего - контакт с вашим ребенком, ведь знания у любимого преподавателя всегда даются легче.

Не стоит доверять тем репетиторам , которые обещают провести интенсивный курс обучения в короткие сроки. Если Вам обещают, что за считанные дни ребенок из отстающего превратится в , прощайтесь с таким человеком. Помните, что слишком дорогие «тарифы» не обязательно означают хорошие знания.

Не нужно нанимать репетитора на две недели, чтобы «подтянуть» одну тему. Такая временная мера может подойти, если ребенок пропустил несколько уроков из-за долгого отсутствия. С иностранными языками так не пойдет: эффективность будет тогда, когда полученные знания будут постоянно шлифоваться.

И еще: успехи ребенка зависят от его желания учиться , и если этого желания нет, то все попытки будут напрасными. Поэтому помогите своему школьнику полюбить получать знания.

Анастасия Пономаренко, психолог : «Поощряйте все познавательные увлечения ребенка. Если ему нравится химия, купите энциклопедию по химии, музыка - отправьте в музыкальную школу. Отвечайте на все его вопросы, таким образом, формируя у школьника установку, что процесс познания нового - это интересно, и вы это поощряете. На плохие оценки бурно не реагируйте, обсуждайте, что у него не получилось, не сравнивайте с другими детьми, которые лучше учатся. Хвалите за получение хороших отметок, помогайте делать уроки, но именно помогайте, а не делайте за него».

Помните, что наши дети нуждаются в нашем внимании и помощи. Если у малыша что-то не получается, вполне вероятно, что Вы и сами сможете ему подсказать, как исправить ситуацию. Вы ведь точно сильны в программе младшей школы!

Успехов в учебе!

Сама я подрабатываю репетитором с 2009-го года. Именно подрабатываю, а не работаю. Я считаю, что, когда репетиторство становится бизнесом, поиск учеников перерастает в погоню за ними, и педагог-предприниматель просто набирает побольше клиентов - неважно, нужны ли им на самом деле дополнительные занятия или нет.

Я сдавала ЕГЭ по русскому языку, литературе, английскому, физике и математике. И ко всем этим предметам я готовилась сама (школа проводила дополнительные - бесплатные - занятия по физике и английскому). Все эти предметы сдала на 80+. Именно поэтому к репетиторам и репетиторству я отношусь критически.

На мой взгляд, у репетиторства есть один огромный минус: репетиторство атрофирует в ученике способность к самоорганизации. Когда каждую неделю к ребёнку приходит человек, который продумывает за него программу, домашние задания, упражнения на уроке, тогда школьнику просто не нужно будет задумываться о распоряжении своим временем. За него это делают другие люди.
Но что происходит потом? Школьник сдаёт ЕГЭ, поступает в вуз, а там его уже никто не будет "пасти". Такой студент не умеет методично готовиться к экзаменам, вовремя читать необходимую литературу, делать задания. И получается, что к первой сессии он подходит с комом долгов. Таким образом репетитор оказывает медвежью услугу своему ученику.

Если у ребёнка нет серьёзных трудностей по предмету, он в состоянии самостоятельно подготовиться к экзаменам. Человек должен учиться ставить цели и расписывать стратегию достижения этих целей. Иначе в жизни после школы ему просто не выжить. Ребёнок должен чувствовать, что именно на нём лежит ответственность за свою успеваемость, за качество усвоения знаний. Репетиторы попросту перебивают в ученике это чувство ответственности. Именно поэтому меня раздражают семьи, где считается, что раз наняли репетитора, то с него теперь и спрос за результаты школьника; что сам факт наличия репетитора является залогом успеха.

Я, когда вижу, что ученик и без меня способен хорошо заниматься, провожу беседу с родителями и объясняю, что репетиторство для них излишне. Но в большинстве случаев они относятся к моим словам с недоверием. С репетитором им спокойнее.
Особенно не люблю я случаи, когда родители нанимают репетитора с целью "помощи с домашними заданиями, с освоением программы". Да почему, собственно, над ребёнком постоянно должен нависать контролирующий человек? Ну не хочет он учить литературу, ну не тянет он на пятёрку по русскому - да и бог с ним! Категорически не понимаю родителей, которые приглашают репетиторов к школьникам 1-8 класса. Зачем в промежуточном звене вообще какое-то натаскивание? Пусть ребёнок учится, как учится: не все же должны быть отличниками!

С другой стороны, бывают случаи, когда дополнительные занятия действительно необходимы. Была у меня девочка с дислексией, второй класс... Мучилась я, мучилась, но в итоге убедила родителей, что им нужен не репетитор по русскому, а квалифицированный логопед. Послушались, слава богу! Потом был ещё мальчик с синдромом дефицита внимания. Тоже сдала его специалисту с психологическим образованием. Потому что, собственно, в русском языке и литературе проблем у него не было. Были ребята на домашнем обучении и экстернате: да, за ними нужен контроль.
Репетитор не помешает во время подготовки к олимпиадам, к дополнительным вступительным испытаниям. Но не больше. Ведь и здесь - в случае, если школьник хочет углубить свои знания по предмету, - он в состоянии самостоятельно добраться до дополнительной информации. Я не хвастаюсь, конечно, но к концу 9-го класса я уже успела освоить всю школьную программу математики и добралась до аналитической геометрии и линейной алгебры. Сама, сама. Просто было очень интересно. Но вот репетитора, который бы подготовил меня к олимпиадам, не было. Поэтому и выдающихся результатов не оказалось.
Так что - мой вывод - репетитор хорош только для решения точечных задач, а в остальном пусть ребёнок сам учится справляться с трудностями, потому что во взрослой жизни никто не будет с ним нянчиться.