Человек категориях индивид личность индивидуальность. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. Смерть и бессмертие

Человек – это особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Кроме того, человек является социально-биологическим существом, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Чтобы лучше разобраться в том, что такое человек, следует прежде всего четко разграничивать применяемые по отношению к нему понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens , биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность – это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип тем­перамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жиз­ненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).



Быть личностью – значит иметь следующее:

· обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;

· иметь активную жизненную позицию;

· иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;

· обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;

· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

иметь созидательную установку и созидательное поведение.

Таким образом, когда мы говорим об человеке, то имеем в виду не только его существование как психосоциобиологического организма (т.е. как индивида ), не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности ), но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности ).

Учитывая данные определения, можно заключить, что человек смертен лишь частично: он смертен как индивид и индивидуальность, личностное проявление человека может преодолевать временные границы его жизни как индивида. И чем более развита, чем ярче и оригинальнее проявляется личностная компонента человека, тем менее привязана она к границам существования человека как индивида. Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как индивид жил в период с 17 декабря 1770-го по 26 марта 1827-го года. О его индивидуальности можно прочитать в биографических справках. Но как личность Бетховен жив! Он жив в тех симфониях и сонатах, трио и квартетах, концертах и увертюрах, которые на протяжении многих поколений изучаются, исполняются и слушаются миллиардами людей во всем мире. И каждый раз, когда звучит его музыка, «оживает» личностная сторона Бетховена.

Среди всех ролей , выполняемых личностями, обычновыделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности:

1) деятели;

2) мыслители;

3) люди чувств и эмоций;

4) гуманисты и подвижники.

Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.

Второй тип составляют мыслители . Их мысли – о судьбах мира, их цели – спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Таких людей обычно принимали посланцами богов. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и др. Бытие некоторых из них, на первый взгляд, парадоксально - о судьбах людей они размышляли вдали от них. На самом деле это вполне объяснимо. Чтобы понять глубинный смысл человеческого бытия, надо уйти от «поверхности» повседневности, от временного «суетного» мира и, таким образом, приобщившись к вечности, найти в ней ответы на животрепещущие вопросы современности.

Люди чувств и эмоций – творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». Такие люди, как А. Блок, А. Белый, В. Хлебников и др., бывают непризнанными пророками в своем Отечестве, в разное время интуитивно предвидевшие события, отметившие собою века.

К четвертому типу, гуманистов и подвижников относятся люди, о которых можно сказать что они чужую боль воспринимают как свою, личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Они не изучали этики сострадания, они ее почувствовали своим сердцем. Это известная всему миру Мать Тереза, Альберт Швейцер – философ, теолог, органист, музыковед, врач, основавший на собственные средства в Ламбарене (Габон) медицинский центр и посвятивший духовному и телесному исцелению людей всю жизнь.

Ценности личности

Ценность – это понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций , элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

· в зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные;

· по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные;

· по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе . Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

· поддерживают порядок, равновесие в обществе;

· подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

· помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные (профессиональные) нормы и нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами, имеют общеобязательный характер, формально определены (четко сформулированы в письменной форме), регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще) и подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения.

Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека , которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

· пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

· активная , направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

· групповая конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

· общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению», такое поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств).

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

· активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение группе;

· подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

· игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

· непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл– в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы , из которых можно выделить следующие:

· смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

· смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

· смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

· не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни– в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (B.C. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна, сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».

С точки зрения сторонников третьего подхода , жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

· смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

· смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой);

· смысл жизни в достижении некого идеала человека;

· смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно с достоинством и чувством исполненного долга.

Смерть и бессмертие

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть :

1. смерть как отрицание будущего , следовательно, обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. смерть как переход прошлого в вечность . Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т. е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Значит жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.

Философский смысл смерти состоит еще и в том, что она есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. Бессмертие есть отрицание смерти, тогда как смерть является отрицанием жизни. Следовательно, бессмертие есть двойное отрицание или отрицание отрицания. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.

Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он борется, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов,человек вообще никогда не появился бы.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует, несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.

Смерть имеет и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно – проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Идея бессмертия , как известно, возникла почти одновременно со страхом смерти, как реакция на него. Но решающим в возникновении этой идеи был, вероятно, даже не страх, а острое чувство трагического сиротства , которое испытывала семья покойного, социальная группа или общество в результате ухода из жизни человека, чья жизнь была подвигом служения людям, либо вообще оставила значительный культурно-исторический след в их социальном бытии.

Бессмертие – это чисто человеческий феномен, так как животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Человек же, живя настоящим, устремляет себя в будущее, вынося результаты своей деятельности за пределы настоящего. Однако и человек не всегда анализирует прошлое, не всегда опирается на него. И тогда рвется связь времен, без которой сама идея бессмертия становится бессмысленной.

Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов.

Существуют различные концепции бессмертия : биологическая, ге-ронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

1) Многие понимают бессмертие геронтологически как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства : детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем А. Франс сказал: «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях ». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях.

2) Следующий вид бессмертия мумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В.И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят людям возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях.

3) Третий вид бессмертия – это космизация тела и души умершего , вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

4) Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

5) Пятый путь в бессмертие – изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий , погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, человек бессмертен и вечен как духовное существо. А его бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)


Факультет вечернего и заочного обучения


Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»


Саяпов Ярослав

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина


Новосибирск 2013


Введение


Человек

Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Личность

Индивидуальность

Субъект

Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

.Рассмотреть отдельно каждое понятие;

.Найти соотношение между понятиями.


. Человек


Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека - его самосознание.

Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду. Как уже было выше сказано, человек - это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Эти свойства не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести особые человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Человек - носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность - результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни - способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И наконец самопознание. Самопознание - это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.


. Индивид


Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Итак, давайте-ка разберёмся, что значит понятие индивид. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Отсюда следует, что каждый человек является индивидом. Но так же говорится и том, что он отличается от других такими особенностями, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и т. д. Так же идет речь о том, как он проявляет себя где бы то ни было, с учетом своего индивидуального развития. Действительно, людей с одинаковыми внешними данными, не бывает, так же как и людей с одинаковыми характерами. Могут быть какие - то сходства, но идеального совпадения, просто - напросто не бывает. Из вышесказанного можно заключить, что индивид - это единичный (конкретный) представитель вида "homo sapiens". Индивиды отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Другой вопрос, с какого момента человек считается индивидом. Есть мнение, что Человек рождается, а затем уже становится индивидом, но так ли это? Существуют данные, о том, что на втором месяце беременности матери у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной матери, в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении.


3. Личность

личностный индивид психологический

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль - это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но - не личность. У него нет своего Я.

Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а "self made" - человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность - это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется - личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, "личностью" называют не каждого. О человеке говорят с уважением: "Это - личность!" тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность - это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

А самое главное, это то, что Личностью - не рождаются, личностью становятся! Или - не становятся...

Индивидуальность.

Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность - форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Итак, выходит, что индивидуальность - это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.


4. Субъект


Субъект - активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.


Заключение


Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность - это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности. Субъект - это активно действующий и познающий индивид.


Литература


1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Рисунок 1 - Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности - механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

Целостность психофизической организации организма;

Устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность - это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).


Рисунок 2 - Человек - Индивид - Индивидуальность - Личность

С самого рождения в каждом человеке заложен конкретный набор генов, который отличает своего владельца от массы других людей. Но они составляют лишь определенные возможности развития. В процессе жизни в обществе, во взаимодействии с другими людьми формируются конкретные особенности человека: характер, мотивационная сфера, отдельные качества.

Эти черты помогают реализовать свой потенциал и достигать жизненных целей. Сложная неоднозначная структура человеческого существа может быть отображена в системе человек-индивид-личность, где путь к социализации индивида возможен только после становления его личности. Наивысший уровень развития индивида – это самореализация всех потенциальных возможностей , которая доступна только при сформированной индивидуальности.

Личность – это определение сложного психологического образования, особенного свойства, которое возникает на определенном этапе развития человека. Личностью не рождаются, рождаются индивидом. Для более точного соотношения в человеческой природе понятий индивид, личность, индивидуальность, следует рассмотреть их точное определение. Правильное соотношение этих понятий сформирует целостный взгляд на структуру понятий индивид- индивидуальность-личность-.

Человек – это понятие, которое включает соотношение всех особенностей, свойственных людям, независимо от того, есть ли они у конкретного человека или нет.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества. Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных природных свойств. В понятии «индивид» очерчено природное телесное бытие человека.

Индивид, прежде всего, носитель биологических свойств, а «личность» — социально-психологических. Индивидом можно считать новорожденного ребенка и взрослого человека, представителя дикого племени и человека из цивилизованной страны. Человек, рождаясь, застает сформированную систему общественных отношений. Его жизнь в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует человека, похожего на других людей. Но в то же время он другой: по-своему думает, действует, страдает.

Понятие «личност ь» относится к наиболее противоречивым и сложным для определения в современной психологии. Это понятие – своеобразный ключ к психологии и разрешению ее наиболее значительных проблем. Единое общепринятое определение этого понятия до сих пор не существует. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», что означает «маска». Этим словом обозначали маску, которую надевали актеры античного театра во время театрального действия. Уже с самого начала понятие было связано с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя жизненные роли. Однако понятно, что смысл личности гораздо более сложный и неуловимый, нежели внешний социальный образ. Чтобы понять всю ее полноту, важно выделить такие моменты:

  • Это глубокая сущностная характеристика человека. В личности сосредоточены свойства, которые отличают одного человека от другого: особенные, наиболее яркие и заметные психологические черты. Это внутренняя сила, которая действует, объединяет все реакции, все возможные варианты индивидуального поведения.
  • Это сущность, которая обозначает стабильные формы поведения. Свойства личности очень стойкие, согласованно проявляются в разных ситуациях, высказываниях, в отношении к другим и во внутреннем отношении к себе. В то же время, это психологическая сущность, от которой зависят также новые и уникальные формы поведения.
  • Она является результатом развития, зависит от биологической наследственности и социальных условий. История личности и есть личность. Она формируется при взаимодействии с социальным окружением через общение и общую деятельность.
  • Это стойкая психологическая структура, совокупность черт, которые диктуют определенную логику поведения. Эта структура составляет ядро личности человека.

Личность характеризуется особыми психологическими образованиями, соотношение которых дает человеку возможность совершать поступки на основе свободного самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать свою позицию, создают особый уровень и структуру личности. К психологическим образованиям личности относятся:

  • внутренний мир;
  • характер;
  • способности;
  • личные ценности;
  • моральность;
  • личный выбор;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • цели и перспективы;
  • личный способ действия.

Когда рождается личность, или «Я сам!»

Перевоплощение индивида в личность происходит в раннем дошкольном возрасте, когда формируется соотношение предметных и чувственно-практических действий.

Этот процесс формирует образ «Я» и вызывает «одухотворение» всей жизнедеятельности ребенка. Проявлением этого процесса в поведении ребенка является стремление к полной самостоятельности, когда родители все чаще слышат от малыша «Я сам!».

В развитии ребенка это означает его постепенное освобождение от взрослых, развитие субъективности. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что именно этот момент и является рождением личности, ее настоящей сущности, целостного «Я» с собственным мировоззрением.

Каждого человека можно назвать личностью?

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других. Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

«На этом стою и не могу иначе!»

В системе «индивид-индивидуальность-личность» вершина развития человека находится на уровне индивидуальности. При этом человек может стать индивидуальностью только после становления личности.

Индивидуальность – это определение яркой личности, которая выделяется заметным своеобразием. Б. Г. Ананьев считал, что личность – это вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность – это ее глубина. Индивидуальность отображает единение всех уровней организации человека. Каждый человек отличается индивидуальными особенностями, но далеко не каждый является индивидуальностью в значении гармонии между разными свойствами.

Становление личности происходит в процессе социализации через освоение социальных норм и правил поведения, формирования отношений с другими.

Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации внутреннего мира и поведения. Психологическим условием индивидуальности является зрелость. Становление индивидуальности происходит в процессе самореализации человека.

Сформированная индивидуальность – это личность, которая стала самобытной и достигла самоопределения в собственной реальности существования.

Индивидуальность – это новый уровень духовной жизни, на который поднимается личность в процессе глубокого и целенаправленного развития. Будто после своеобразного экзамена на целостность своего внутреннего «Я», человек становится индивидуальностью.

Знаменитый психолог А. Г. Асмолов когда-то выразил грамотную мысль о том, что индивидом рождаются, личностью стают, а индивидуальность отстаивают.

Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность»в видео.