Современный верлибр. Что такое верлибр? Смотреть что такое "верлибр" в других словарях

ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО «ВЕРЛИБР»

Верлибр –
это
иная скорость
молчания
(Карен Джангиров)

Данная статья – не глубокое научное исследование, претендующее на важное открытие, и не теория, которая ляжет в основу новой системы стихосложения.
Тому, кто здесь впервые встретится с красивым, гордо звучащим словом «верлибр», она послужит элементарной начальной информацией об интересном, неординарном явлении в поэзии.
«Верлибр» в переводе с французского (vers – стих, libre – свободный) – свободный стих.
По одному из множества определений, это свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих.
Также, верлибром называют систему стихосложения, представляющую собой соблюдение определённого ритма в ней). границу между стихом и прозой.
Действительно, свободному стиху присущи, как черты прозы, (отсутствие рифмы и размера, различное количество слогов в строке и – строк в строфе), так и стихотворные черты (деление текста на строки с паузой в конце каждой строки и
Однако, при кажущейся свободе изложения, верлибр – это не разбитая на строки проза.
В нём каждый элемент получает повышенную смысловую нагрузку, проделывая ту работу, которую в традиционном стихотворении совершает размер и рифма.

Сегодня различают три разновидности верлибра:

1. акцентный стих (равное количество ударений в каждой строке), но, при этом, лишённый рифмы;
2. белый стих – нерифмованный или частично рифмованный стих с легко узнаваемым классическим размером;
3. вольный стих – отличается непостоянством ритма и может не иметь размера и рифмы.

Уже не первое столетие литературоведы пытаются дать чёткое определение термину «верлибр» и указать его место в ряду литературных жанров.
Решают, повествователен верлибр или бессюжетен. Обсуждают знаки препинания, наличие заглавных букв, организацию строк и даже объём стихотворения.
Ведутся споры и о том, от чего не свободен свободный стих.
Но в одном специалисты единодушны: верлибр должен обладать яркой смысловой насыщенностью. Без неё он не состоится.
Мелодийность – основное отличие стиха от прозы – в традиционном (конвенционном) стихотворении присутствует, благодаря рифме и размеру как неотъемлемыми музыкальным характеристикам.
В свободном стихе она достигается особыми средствами, основанными на эмоциональной интуиции автора, за счёт звучания найденных слов.
Итак, верлибр не свободен от мелодийности и яркой смысловой насыщенности.

Но эта система стихосложения – не новое явление в поэзии, оно – «хорошо забытое старое».
В античном «синкретическом» искусстве, где музыка, танец и поэзия составляли неделимое целое, художественная речь имела стиховую форму, но рифма ещё отсутствовала.

Пускай бы меня под землю в Аид
Упрятал он, в Тартар низвергнул глухой,
Пускай бы в темницу бросил меня,
Где мёртвые мраком сокрыты!

(Эсхил «Прометей прикованный»,
перевод С.Апта)

Стужу растопит зефир, весну поглотившее лето
Тоже погибнет, когда
Щедрая осень придёт, рассыпая дары, а за нею
Снова нахлынет зима.

(Гораций)

Словесный текст строился не произвольно, а использовал готовую музыкальную форму, т.е. применялся метод контрафактуры.
Теория стиховых размеров метрика возникла в древней Греции как раздел теории музыки, посвящённый правилу вписывания слов в музыкально-ритмические фигуры.
Отсюда в поэзии присутствие музыкальных корней.
И, хотя каноническое стихотворение сочиняется произвольно, оно, тем не менее, используя один или несколько классических стиховых размеров, неосознанно привязывает себя к какой-либо музыкальной форме.
И даже рифма, на первый взгляд, обособленный стиховой признак, услаждающий слух благозвучием, в действительности, подчёркивает границу между стихами и связывает их в строфы.
Она делает рифмованные строки ритмически подобными, т.е. «работает» на размер стихотворения, тем самым, указывая на музыкальное происхождение искусства стихосложения.

Со сменой исторических эпох, эволюционируют средства выразительности в искусстве и литературе, рождая новые формы произведений.
Так, стимулом возникновения свободного стиха явилась потребность в обновлении стихотворных систем, обусловленная истощённым рифменным запасом языка, влиянием переводов с иноязычных литератур и потребностью свободного самовыражения.
Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Канном в 1884 году, но становление свободного стиха наблюдается со второй половины 18-го века.
У истоков верлибра стоят: в Германии – Гёте, Гёльдерлин, Гейне; в англоязычной литературе – Уитмен, Блейк; в России – Сумароков.

Мне снилась пустошь где-то в отдаленьи,
Покрытая глубоким белым снегом,
А я лежал под этим белым снегом,
Лежал и спал холодным смертным сном.

(Г. Гейне. Пер. В.Шнейдера)

Это твой час, о, душа, твой свободный полёт в безмолвие,
Прочь от книг, прочь от искусства, день стёрт, урок окончен,
И ты раскрываешься, молчаливая, с открытыми глазами, размышляя о том, что ты
Любишь больше всего.
Ночь, сон и звёзды.

(У. Уитмен «Ясная полночь», пер. А. Стратулат)

Пляскою своей любезна,
Разжигай моё ты сердце,
Пением своим приятным
Умножай мою горячность.

(А. Сумароков)

В европейской поэзии свободный стих получил распространение в конце 19-го – начале 20-го веков.
Верлибр – не чужеродное явление и для русской литературы. Все древние былины и сказы написаны именно свободным стихом.

У честной вдовы да у Ненилы,
А у ней было чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Ещё белую пшеницу засевати,
Родну матушку свою хочет кормити.

(«Вавила и скоморохи», отрывок)

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

(«Садко», отрывок)

Также верлибр хорошо представлен в молитвословной русской литературе.
Но следует различать тот свободный стих и современный.
Древний русский фольклорный свободный стих, или «предверлибр», возник до того, как сложилась традиция классического стихосложения.
Современный же верлибр вырос уже из высокоразвитой национальной системы стиха.
В русское стихосложение верлибр пришёл в начале 20-го века, в «Серебряный век» русской поэзии.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.

Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов – словно капельки времени.

(М.Цветаева)

Но расцвет верлибра в русской поэзии продолжался не долго. Уже в тридцатых годах 20-го века свободный стих в советской России был объявлен вне закона.
Второе его возвращение в русскую литературу начинается в 50 – 60-е годы в период «хрущёвской оттепели»

Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня. Что-то выпишется
Из сердца.
Будь, как будет!
Не торопись!..

(Д.Самойлов)

Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому,
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек.

(А.Галич)

Классиками советского верлибра можно назвать В.Бурича, Г.Алексеева, А.Метса, В.Куприянова.

Человечество
Непотопляемое судно
Пять миллиардов
Отсеков
надежды

(В.Бурич)

Каждую ночь
мертвец
приподнимает гробовую плиту
и проверяет на ощупь
не стёрлось ли
имя на камне?

(В.Куприянов)

Уникальная поэтическая система «верлибр» развивается, привлекая авторов возможностью полнейшего раскрытия своей творческой индивидуальности.
Существует мнение, что свободные стихи пишут поэты, достигшие настолько высокого профессионального уровня, что им тесно в рамках традиционного стихосложения, сковывающего полёт мысли и ощущений.
Но не следует принимать это безоговорочно: использование «верлибра» вовсе не является достаточным признаком талантливости автора.
Произведению, достойному принадлежать к миру поэзии, не достаточно, как иметь идеально выстроенную форму на базе рифм и размеров, так и полную свободу от них.

Не легко написать хороший верлибр, но так же сложно по достоинству оценить его.
Из-за отсутствия основных стиховых признаков, вся нагрузка приходится на смысловую насыщенность и образность. Оценка их во многом зависит от субъективного восприятия, отчего жизнь верлибра представляется непредсказуемой и бесконтрольной.
Отказавшийся от поддержки рифмы и размера свободный стих напоминает подростка, оставшегося без родительской опеки.
Как использует он эту свободу? Что выберет: вседозволенность или творческую раскрепощённость?
Это зависит от степени одарённости и личностных качеств поэта.
Для свободного стиха правилом является отсутствие привычных правил стихосложения, что вовсе не означает отказа от поэтики. Просто поэтика эта уходит в подсознание, как автора, так и читателя.

Верлибру в будущем предрекают безраздельное господство на поэтическом просторе. Так ли это – время покажет.
Одно – бесспорно: на этом просторе найдётся место для всех, обуреваемых жаждой самовыражения.
И пока ведутся споры о том, каким быть верлибру и быть ли ему вообще, он, как сама природа, как невидимый, неуловимый поток подсознания, способный перебрасывать самые надёжные мосты между людьми, как свободолюбивое явление, гордо носящее красивое и звучное имя «верлибр», уже существует.

Вещи для жизни я вам
оставлю. В пути они
мне не нужны. Если из
них пропадёт или
износится что, не жалейте.

Вернувшись, найду я, что
надо. За перевалом путники
скрылись. Не печальтесь, что
пойду я один. Попутчиков встречу
в пути.

(Н. Рерих «В пути»)

Не важно,
сколько ты прожил лет,
важно другое –
какая по счёту смерть
стала твоим убежищем.

(К. Джангиров «Не важно»)

Введение

Настоящая работа посвящена исследованию поэтики французского верлибра (свободного стиха). Она выполнена на материале поэтических текстов французских авторов, написанных свободным стихом, начиная с первых верлибристов (конец XIX - начало XX в.) и заканчивая поэзией середины XX века. Для исследования были взяты наиболее представительные тексты таких поэтов, как Артюр Рембо, Поль Элюар.

В исследовании предпринимается попытка пронаблюдать связь между формой стихотворения и жанром, раскрыть идеологическое начало свободного стиха через особенности произведений французских поэтов-верлибристов. Несмотря на то, что, начиная с конца XIX в. и до наших дней стихотворения, написанные верлибром, составляют во Франции значительный процент от общего числа поэтических текстов, до сих пор французский свободный стих не становился предметом специального изучения ни в работах французских исследователей, ни в работах зарубежных ученых. Вопрос о статусе верлибра в европейском литературоведении до сих пор остается спорным и его поэтика в целом (а не поэтика отдельных авторов) не изучена; при изучении верлибра как объекта лингвистики также ограничивались изучением отдельных аспектов или особенностей индивидуального поэтического языка. Кроме того, до сих пор французский свободный стих не становился предметом переводоведческого анализа. Все это обуславливает новизну и актуальность нашей работы.

Целью данной работы является комплексный анализ поэтики произведений французских поэтов-верлибристов. Несмотря на свою популярность, верлибр все же недостаточно изучен. Очень важно определить место свободного стиха в истории мировой литературы. Для этого было бы полезно принять общую концепцию верлибра, дефиницию, не зависящую от культурных реалий. Однако, исследования, позволяющие ее выявить, все еще не были проведены.

При рассмотрении различных поэтических текстов, написанных свободным стихом, были поставлены следующие задачи:

Проанализировать поэтику французского верлибра:

а) проанализировать идейные и исторические причины возникновения верлибра и его широкого распространения на протяжении XX в.;

б) определить место верлибра в контексте французской литературы XX;

в) проследить исторические закономерности развития верлибра;

г) определить связи между формой и жанром.

Методы исследования определены характером и целью работы. В основном, в данной работе использован лингвостилистический метод. При анализе переводов использовался метод сопоставительного описания переводов. Для семантического описания текста через толкование использовались русские переводы текстов.

Общая характеристика верлибра

«Стихотворение - это человеческая речь, наделенная ритмом с тем, чтобы ее можно было спеть... Все стихотворения предназначены лишь для этого и не существует никаких исключений. …Иначе говоря, чтобы выразить все, что есть в нем божественного и сверхъестественного, человек должен петь, иначе он умрет. Поэтому поэзия так же полезна, как воздух, которым мы дышим и как хлеб, который мы едим» .

Такие мысли высказывал в «Petit traitй de poйsie franзaise» Теодор де Банвиль. Какими «классическими» качествами должно обладать стихотворение, чтобы его, по выражению французского поэта, можно было «спеть»? Например, метром, который характеризуется количеством слогов, рифмой, изосиллабизмом, регулярной строфикой, изотонией. Неизвестно, следуют ли авторы верлибров ритмическим условиям и возможно ли «спеть» верлибр (Теодор де Банвиль не застал расцвет французского свободного стиха, чаще именуемого «современным», чтобы прояснить подобные нюансы, но наверняка знал о первых опытах его «освобождения», предпринимаемого еще В. Гюго), но совершенно очевидно, что от большей части названных характеристик верлибр свободен. Однако, понятие верлибра все же слишком расплывчато и исторический путь к нему в уже «классическом» виде был долгим, затейливым, сложным. Теоретические дискуссии о свободном стихе предпринимались многократно, но даже простого определения верлибра, которое было бы общепризнанным, не существует. Главным антагонистом свободного стиха, помогающим раскрыть и почувствовать его ключевые свойства, является произвольно рубленная на соотносимые и соизмеримые отрезки проза. А. Жовтис, в своей статье «От чего не свободен свободный стих» писал, что верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза .

«Повторение периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней» - это сложно назвать метром, потому что метр - это такая последовательность организующих мер стиха, которая делает предсказуемым очередное появление каждого из них.

Жовтис утверждает, что меры повтора в свободном стихе не являются постоянными, как в стихотворениях с устойчивым (силлабо-тоника) или расшатанным (дольник) метром, а переменными. Однако, как комментирует это предположение Гаспаров, необходимость введения «переменной меры повтора» говорит прежде всего о том, что ни одна из традиционных «мер повтора», известных по классическим системам стихосложения, не повторяется в свободном стихе с достаточной регулярностью. «Смена мер» - это не метр», как пишет Гаспаров, «потому что она не позволяет предугадывать аллитерации, ударения и т.п. на шаг вперед» . Жовтис же считает, что если в стихе присутствуют меняющиеся меры повтора (определять их он предлагает следующим образом: установить, связан ли такой-то стих с предыдущим через повторяющуюся анакрусу, с последующим - через аллитерации, этот последующий с дальнейшим - через синтаксический параллелизм и т.д.), то перед нами настоящий свободный стих, если нет - то произвольно нарубленная проза.

Расширительная концепция снимала требование «свободы от метра» и сохраняла лишь требования свободы от равнострочия и рифмы. Соответственно, свободным стихом мог считаться не только лишенный метра неравнострочный белый стих, но и неравнострочный белый дольник (русские переводы «Северного моря» Гейне) и неравнострочный белый ямб (как в «Рустеме и Зорабе» Жуковского), и пр. Популярности эта концепция не приобрела, но важен вопрос - отделяется ли в сознании пишущих и читающих «неравнострочный белый тактовик» от «лишенного метра неравнострочного белого акцентного стиха» -- верлибра? Чтобы понять это, необходимо обследовать большое количество произведений свободного стиха и проверить, насколько авторы, сознательно или бессознательно, держатся в тех или иных ритмических рамках. Заодно можно будет судить и о том, ощутимы ли в составе свободного стиха отдельные строки, совпадающие по ритму, скажем с четырехстопным ямбом, и могут ли они считаться ритмическим и семантическим курсивом. Еще Брюсов в 1919 году писал о том, что имело бы смысл различать два типа свободного стиха, сохраняющий и не сохраняющий ощущения ритма отдельных строк. Однако, на настоящий момент, исследования, позволяющие определить, придерживаются ли авторы-верлибристы неких ритмических рамок, все еще не были проведены.

Томас Элиот утверждал, что автор верлибра в принципе свободен от всего, кроме необходимости писать хорошие стихи. Позже советский поэт-верлибрист и литературовед Владимир Бурич в своей знаменитой статье «От чего свободен свободный стих» серьезно проанализировал этот вопрос, попытавшись выделить те основные черты, которые являются характерными именно для данной поэтической формы. На сегодняшний момент это исследование Бурича является наиболее полным и авторитетным материалом о русском верлибре. Учитывая, что с момента публикации этой статьи в журнале Вопросы Литературы в 1972 году прошло больше 40 лет, можно представить насколько он устарел. Однако, более интересных, полных, глубоких исследований верлибра в России так и не появилось.

Верлибр - это краеугольный камень современной поэзии, несправедливо отвергнутый в России. Ставший одной из самых распространенных поэтических форм западной литературы, свободный стих до сих пор остается у нас весьма спорным творческим методом. Русских верлибристов немного, а стихотворения лишенные рифмы до сих пор воспринимаются русским читателем как нечто исключительное и вообще не имеющее особого права на существование. Не понятно, что это такое – стих без рифмы, чем он отличается от прозы, как его читать, в чем его красота, да и вообще – зачем такое писать? Солененького захотелось? Давайте попробуем разобраться.

Откуда есть пошел верлибр

Прежде всего, давайте определимся с понятием – что такое верлибр? Верлибр это поэтическая форма, в

Разной степени свободная от рифмы, ритма, размера. Верлибр имеет версификационные источники в фольклоре, например – заговоры, думы, сказания и другие формы нерифмованной или частично рифмованной поэзии. Само слово верлибр (vers libre) пришло из французского языка и в дословном переводе означает свободный стих. Таким образом, верлибр это и есть свободный стих. Считается, что впервые термин верлибр использовал французский писатель Г. Кон в предисловии к книге «Первые стихи» (изд. 1884г). Позже, в 1915 году термин ввел в употребление Ричард Олдингтон – в предисловии к антологии имажизма. Существует немало толкований понятия верлибр. Так, разные литературоведы давали различное определение свободному стиху. В частности, верлибром предлагалось считать стихотворения без размера и с такими признаками стиха, как строфика. Другие исследователи называли верлибром стихотворения с неравным числом ударений (вольные) и без рифм, при этом к верлибру причисляются любые нерифмованные вольные и акцентные стихи, а также белый стих. Наиболее полным можно считать определение А. Жовниса, который считал верлибр стихотворением, которое имеет такие признаки стиха, как корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих, но при этом свободным от сквозных мер повтора. Верлибр по Жовнису строится на «повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза».

Таким образом, верлибр это стихотворение, которое не имеет рифмы, ритма, размера, что структурно приближает его к прозе. Однако, он может обладать целым рядом вторичных признаков стихотворения. Также, верлибр может быть ритмичным или частично ритмичным, а также частично рифмованным и даже иметь размер (белый стих).

О свободе свободного стиха

Складывается впечатление, что современный верлибрист свободен вообще от всего, включая необходимость писать хорошие стихи. На первый взгляд так оно и кажется – написать верлибр легко, не нужно ломать голову над рифмой, биться над ритмикой, подгонять строки под размер. Можно просто взять прозу, разбить ее на троки – и вот вам стихотворение, так ведь? Нет. Есть одно, достаточно точное, хотя и не классическое определение верлибра, которое дала Соня Шаталова, девочка-аутист из Москвы: верлибр это стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже. Можно добавить, что не только не станет хуже, но и приобретет особые качества, которых лишен традиционное рифмованное стихотворение. Бурич, в своем знаменитом исследовании, утверждал, что свободный стих свободен не столько от рифмы и метра, сколько от тех качеств, которыми метр и рифма наделяют произведение. В частности, от рифменного ожидания, когда услышав первое слово рифмопары, читатель или слушатель уже подсознательно угадывает продолжение стихотворения. От запоминаемости стихотворения, которое запав в память возникает кстати и некстати, забалтывается, психологически стареет, утрачивает новизну и остроту. От фонических свойств рифмуемых слов, которые являются самым скоростареющим элементом конвенционального стиха, потому что точно указывают на время, художественное направление и социальную среду в котором создано произведение. В некоторых случаях рифма может указывать даже на автора. Именно эти особенности привели к возникновению «теории банальной рифмы», призванной спасти рифму от девальвации. Свободен верлибр и от сковывающего влияния метра, от которого в метрическом стихотворении зависит лексический выбор и порядок слов в строке. От неестественности интонаций, которые может навязывать тот или иной метр. От ограниченного применения тех или иных размеров, которые могут быть закреплены за конкретными жанрами, что необычайно снижает область их применения.

В статье будет рассмотрено такое понятие, как верлибр. Что это, каковы его особенности, история и отличия от смежных форм - обо всем этом мы поговорим. Начнем с определения.

Особенности верлибра

Русский свободный стих - явление, которое порождает множество споров. Литературоведы, критики и поэты дискутируют о том, откуда происходит верлибр, что это, каков его "возраст"... Возникают даже споры о том, о том, уместно ли использовать сам этот термин. Тем не менее в современной науке, опирающейся на работы ученых 1910-1920 годов, главным образом Ю. Тынянова (портрет его представлен ниже), сложился довольно четкий подход к пониманию того, что такое верлибр в литературе.

Это особый тип стихосложения, который характеризуется последовательным отказом от каких бы то ни было "вторичных признаков", свойственных стиховой речи: слогового метра, рифмы, изосиллабизма, изотонии и регулярной строфики. Отсутствие данных признаков помогает нам определить верлибр. Что это такое, вы лучше поймете на основе сопоставления со смежными формами, которое представлено в конце статьи.

Возникновение верлибра

Верлибр, понимаемый так, мог появиться лишь в стране, где национальная система стиха была развита в высокой степени. Таковыми и были в 19 столетии французское и немецкое стихосложение, а в начале следующего - англоязычное и русское. При внешнем сходстве дописьменных форм стиха, главным образом молитвословного, с сегодняшним верлибром, нужно признать, что это совершенно разнородные явления в историческом отношении. Фольклорный, устный "предверлибр" появился до традиции "несвободного" стиха в нашей стране. Эта традиция действовала в течение трех веков. А современный сформировался из "предверлибра". Он появился путем постепенного отказа авторов от тех или иных внешних признаков стиха по мере того, как необходимость в них отпадала как для самих поэтов, так и для читателей, которые становились все более искушенными.

Следует сказать, что "похожие" на верлибр отдельные произведения еще в 19, и даже в 18 столетии встречаются в отечественной поэзии. А. Сумароков (портрет его представлен выше), например, в 1747 году опубликовал 19 текстов в созданной им книге, где были помещены переложения псалмов. Подзаголовки, которыми были снабжены эти тексты, следующие: "точно как на еврейском". Они выглядят для современного исследователя вполне полноценными свободными стихами.

Русский верлибр в 19 веке

Множество стихотворений без метра, рифмы и иных традиционных признаков встречаются у поэтов 19 века, которые переводили французских или немецких авторов и вольно подражали им, в манере, свойственной той эпохе. Среди этих авторов можно выделить И. Тургенева, А. Фета, М. Михайлова. Наконец, Николай Языков (портрет его представлен выше) в 1840 г. в своем шуточном стихотворении под названием "Когда б парнасский повелитель…" осуществил эксперимент, ставший очень популярным как у сторонников свободного стиха, так и (в особенности) у его противников в 20 веке. записал в виде прозы метрическую рифмованную часть своего послания, а в "столбик" - ту, которая была лишена признаков, присущих стиху, то есть представляла собой верлибр (что это такое, вы уже знаете). Эти примеры, как и другие подобные, тем не менее, объединяет одна общая черта. Сергей Кормилов, современный стиховед, предложил именовать ее маргинальностью. Дело в том, что эта поэзия (верлибр) находится как бы "на полях" развития литературы - в переводах, пародиях, переложениях, шуточных стихах.

Развитие русского верлибра в 20 веке

Сказанное выше относится и к первым опытам свободного стиха середины прошлого века. У М. Кузмина, К. Бальмонта и В. Брюсова они появляются главным образом в виде вольных подражаний зарубежным поэтам. А у того же Кузмина, а также у Л. Семенова и А. Добролюбова - и в форме прямой имитации духовного народного стиха. Что касается Н. Рериха, его верлибры - это стихотворения, которые аккумулируют мудрость Востока. Однако в это же время в нашей стране появляются и первые образцы лишенного маргинальности, чистого верлибра.

Его примеры мы находим в творчестве Гиппиус, Блока, Каменского, Сологуба, Крученых, Гуро, Хлебникова… Наверное, проще было бы назвать поэтов Серебряного века, которые никогда не обращались к верлибру, чем тех, кто обращался к нему.

Свободный стих оказывается вне закона

Русский свободный стих в 1920-30-е гг. разделил судьбу, общую для множества явлений отечественной литературы. Сначала его объявили так называемым правоверным видом пролетарского искусства. Несколько позже, в годы "учебы у классиков", он стал считаться продуктом разложения буржуазного искусства. Это, по сути дела, поставило верлибр вне закона. Авторы, которые в середине века интересно и плодотворно работали с этой формой стиха (Г. Оболдуев, В. Мазурин, С. Нельдихен, Д. Хармс) оказались вычеркнутыми из литературы.

Реабилитация

Лишь в конце 1950 годов - начале 1960 верлибр снова вышел из подполья. Однако его возвращение длилось недолго: с него вроде бы сняли официальный идеологический запрет, но вкусовой, редакторский барьер (не менее строгий) продолжил действовать. Редкие публикации верлибров Н. Рыленкова, К. Некрасовой, В. Солоухина, В. Бурича неизменно сопровождались отрицательной критикой со стороны государства. Однако в это же время, не афишируя, свои свободные стихи публикуют такие мэтры отечественной поэзии, как И. Сельвинский, Н. Ушаков, К. Симонов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Л. Озеров, А. Вознесенский, В. Боков, О. Шестинский - авторы, относящиеся к самым разным направлениям в литературном творчестве.

"Время верлибра"

В 1980-1990 годы наступает "время верлибра". Этот термин был взят из одноименного стихотворения Татьяны Данильянц, московской поэтессы (на фото выше). В это время стихи без метра и рифмы вдруг начинают публиковаться во всех журналах и газетах, альманахах и авторских сборниках. И вот возникает новый конфликт вокруг отечественного верлибра. Те, кто писал им несколько десятилетий, принимаются бороться за "чистоту жанра". Они начинают выступать против различного рода полиметрических гибридных форм, в которых собственно верлибр (неурегулированный принципиально) соседствует с метрическими, рифмованными и иными "строгими" формами.

Разграничение "верлибра" и "свободного стиха"

Авторы, представляющие новую волну, которым не пришлось испытать на себе всей тяжести пресса, под гнетом которого вызревал внешне суховатый и лаконичный свободный стих В. Куприянова, А. Метса, В. Бурича, напротив, требовали называть свободными именно полиметрические формы. Они справедливо полагали (с точки зрения здравого смысла, конечно, а не с терминологической), что любое ограничение свободы, включая и принципиальный отказ от признаков стиха, принятых традиционно, - это несвобода. Так возникло разграничение "верлибра" и "свободного стиха", которое окончательно запутало как авторов произведений, так и читателей. В действительности же, как уже было сказано выше, в науке о стихе сегодня имеется строгая система понятий. В ней верлибр (свободный стих) - вполне определенный литературный феномен. Что же касается монтажных, полиметрических, гибридных и других подобных форм, для них имеются свои, также достаточно строгие и определенные наименования. Большинство поэтов, впрочем, отлично понимает это. По большей части дискуссии ведутся с рекламными и иными внелитературными целями.

Деятельность К. Джангирова

"Антология русского верлибра" - известный сборник, составленный Кареном Джангировым. Он был издан в 1991 году. В этот сборник включены верлибры современных русских поэтов. Он примечателен тем, что является одним из первых в своем роде. Кстати, Карен Джангиров считается маэстро русского свободного стиха. В 1980 годах он изменил положение этой формы поэзии в нашей стране, демократизировав ее, сделав доступной как для авторов, так и для читателей.

Верлибр и другие формы

Итак, считается, что верлибр - это литературный термин, который характеризуется следующими признаками: у него нет ни рифмы, ни размера, а строки его не упорядочены по длине. Однако для того чтобы определиться точнее, необходимо разделить следующие понятия: белый стих, верлибр, рубленная проза, стихи в прозе.

Рубленная проза

Почему-то считается, что если оформить миниатюрный текст в прозе в виде отрывочных строк, получится свободный стих. Это так с формальной точки зрения. Однако чрезвычайно важно и то, что можно по-разному разбить на строки один и тот же отрывок прозы. Такая вот "рубленная проза" нередко выдается за верлибр. Примеры стихов, даже свободных, все-таки отличаются от прозы, хотя текст последней может быть довольно мелодичным. Тем не менее он не является верлибром, поскольку стихотворная строка не появляется в процессе разбиения.

Стихи в прозе

Стихи в прозе (без рифм) - почти та же самая рубленная проза, но более лиричная. Она характеризуется напевными, насыщенными интонациями. В ней присутствуют созвучия, элементы ритмики. Без разбиения на строки должно быть оформлено такое стихотворение. Верлибр в этом отношении совпадает с рассматриваемой нами формой. Строфы стихов в прозе представляют собой сплошной текст. Это достаточно красивый поэтический прием, но порядком устаревший. Поэты-любители в наше время часто прибегают к нему, чтобы скрыть огрехи - технические или смысловые.

Белый стих

Верлибр следует отличать от который также является видом безрифменного стихосложения. Однако в нем должен присутствовать ритм и размер, одинаковый в строках. Текст оформлен в строфы. Отсутствие рифмы является единственным допущением. В техническом отношении это довольно простой прием, но все же в которой есть "сублимированный смысл". В форме белого стиха была построена вся античная поэзия, поскольку традиция рифмованного стихосложения в то время еще не оформилась. Сегодня белые стихи чаще всего являются стилизацией под народный эпос. Рифма при этом игнорируется сознательно.

Итак, верлибр - это литературный термин, который следует отличать от смежных понятий. Синонимом его является термин "свободный стих".

Обычно, когда говорят, что сейчас будут читать стихи, ожидается нечто проникновенное и в рифму. Но многие забывают, что рифма - не обязательное условие. По крайней мере в таком жанре, как верлибр (это свободный стих), рифма наоборот не приветствуется. Ставка делается на иное: на суть, на ритм, который, да-да, именно так, возможен и без аналогичных окончаний слов. Все это приводит к тому, что верлибр написать, пожалуй, еще сложнее, чем литературное произведение в рифму. Зато мастера свободных стихов поражают владением искусства слова и, пожалуй, творят истинную магию, переплетая строчки так, что они славно складываются в мудрые и красивые речи.

Дефиниция

Верлибр - это нерифмованные стихи без метра. Его еще называют свободным стихом. Термин произошел от французского vers libre. У верлибра нет постоянных признаков соизмеримости, хотя он и расчленен на стихотворные строки.

Безрифменный акцентный стих - один из вариантов, но встречаются верлибры и с гораздо более четкими ритмами.

История

В России сначала верлибрами называли стихи которые были переведены на русский язык. Впрочем, это не означает, что подобное творчество не встречалось ранее. Верлибрами часто "грешил", к примеру, Фет.

Категории явления

Верлибр бывает метрический и дисмертический. Последний тоже имеет свою классификацию: различают интонационно-фразовый стих и ударник.

Быть рифме или не быть?

Несмотря на то, что очень часто встречается определение свободного стиха, как произведения, не имеющего рифмы (именно такая дефиниция приведена и в этой статье также), из этого правила бывают исключения. Такая загадочная штука верлибр.

Стихи, которые называются свободными, на самом деле имеют множество определений, так или иначе ограничивающих их. Исследователи разделяют строки на доли и такты, относя верлибры к тем или иным категориям. А все из-за того, что они нарушают все правила стихосложения.

Верлибр - это пример бунтарства на литературном поприще.

Индивидуальность стихотворения

Если поэт хочет отличиться, ему определенно нужно прибегнуть к написанию верлибра. Эстонский поэт Арво Мэтс говорил, что свободный стих позволяет наделить значимостью каждое слово.

Проза или поэзия?

Если уж совсем честно, практически любую прозу можно сделать верлибром, правильно расположив ее построчно.

А. Белый про свой роман "Маски" говорил, что тот напечатан не как свободный стих только в целях экономии бумаги. Удивительно, но правда, когда читаешь его начало, в голове слова сами раскладываются по полочкам, читать без ритма просто не получается.

Это наводит на мысли, что поэзия - это не просто рифма, есть в ней какая-то неудержимая, невесомая частица, делающая ее таковой.

Но вернемся к тому, что имеет название верлибр.

Примеры

Кладезь чудеснейших верлибов явила миру древнегреческая поэзия. Гораций, Сафо подарили свободные стихи и мелики (стихи нараспев) еще до того, как сложились традиции бесрифменного стихосложения.

С конца 18 века верлибр стали употреблять в новоевропейской поэзии, распространился же широко он в 20 веке.

Русские поэты, неравнодушные к трехдольному метрическому верлибру, писали стихи в этой форме. Среди них и уже вышеуказанный Фет, и упоминаемый Белый.

Верлибры писал и Лермонтов.

Широко известный пример - "Слово о полку Игоревом". Поэма считается классическим примером свободного стиха.

Творчество Тургенева

Свободные формы не обошли у него есть сборник стихов в прозе, к которым так близок верлибр. Короткие произведения очень точно отображают суть, а строки столь проникновенны, что, прочитав всего пару из них, уже задумываешься о смысле.

Современный верлибр

Примеры свободного стиха есть у Бродского. С жанра верлибр поэт начинал творить, с ним связан его первый опыт. И несмотря на то, что взрослея, Бродский выбрал более традиционную форму стихосложения, его свободные стихи навсегда останутся в памяти поклонников.

У самого Иосифа Александровича к верлибру всегда было отношение неоднозначное: потому как он ценил понятие свободы в принципе.

Хороший пример данного стиля у Бродского - это известное произведение "Ниоткуда с любовью..".

Интересно, что то, как Иосиф Александрович читал вслух, очень точно отображает синтаксическую основу любого верлибра - монотонно-строчную.

В заключение

Как видно, хотя многие словари очень четко определяют верлибр, над дефиницией этого стиха продолжают дискутировать многие литераторы. Произведение-бунтарь, выходящее за рамки и ограничения, - оно идеально для выражения хаотичных мыслей, которые не так-то легко сложить в рифму. А когда в рифму складывать и не хочется - тем более.

Верлибр - это то, что очень хорошо показывает, что поэзия - гораздо более многогранная вещь, чем думается вначале многим. И поэт - это состояние души, а не просто умение подобрать к слову рифму. В конечном итоге, мир эволюционировал настолько, что за людей это могут делать машины. Но делается ли от этого компьютер поэтом? Что же. Риторический вопрос, разве нет?