Социология и психология управления лекция. Объект, предмет социологии и психологии управления. Исторический путь развития управленческой мысли

Объект, предмет социологии и психологии управления

Предмет СПУ – управленческие отношения и способы управленческой деятельности. Предметная область: органы управления, социальные цели управления, исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности (выражение социальных отношения).

Управленческие отношения – социальные институты, организации и индивиды. Возникают при непосредственном выполнении функций управления. УО – вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Основные виды: отношения централизма и самостоятельности, ответственность, состязательность, субординация.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, подсистемах или организациях. Предмет СУ – изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.

Это, кстати, текст из слайда, безбожно скопированный с

kubsau.ru/upload/iblock/bba/bbae3c0faae566b8f5195b0be8043552.doc

Задачи и функции социологии и психологии управления

Задачи социального управления:

· изучение реальных факторов социальной ткани управленческой деятельности;

· выделение приоритетных фактов;

· определение тенденций и внедрение…?

· построение наиболее вероятных направлений сценариев развития управленческой деятельности.

Функции социального управления:

· познавательная

· оценочная

· образовательная

· технологическая

· прогностическая

Основные научные подходы в социологии и психологии управления

· Социально-организационный . Центральная проблема – эффективность и надежность организации. В рамках подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации, стратегии и тактики управления, творческого и рутинного в отношениях людей и проч. Отличительная черта – взгляд на организацию как на социальный организм.

· Ситуационный . Выбор оптимального решения определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления.

· Творческий . Означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов, позволяющих значительно повысить эффективность управления.

· Дескриптивный . Предполагает анализ объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Ограничивается описанием наблюдаемых свойств.

Принципы социологии и психологии управления

1. Органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления.

2. Легальность формы управления.

3. Обеспечение внутренней правовой регламентации.


4. Единство социализации и унификации процессов управления.

5. Многовариантность решений.

6. Мобильность.

7. Устойчивость.

8. Автоматизация управления.

9. Единство руководства.

Принципы взяты со слайда. Мне они не нравятся. Вот лучше:

Принцип объективности означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований.

Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам.

Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие.

Принцип конкретности выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей.

Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.

Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели.

Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.

М

23 91

инистерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра социальных технологий и права

Социология и психология управления

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»

всех форм обучения

Составитель: Г. И. Бубнова

2 009

Социология и психология управления: методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения / составитель: Г. И. Бубнова. – Самара: СамГУПС, 2009. – 34 с.

Утверждены на заседании кафедры 14.05.2009 г., протокол № 9.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

Методические материалы включают в себя планы семинарских занятий с тезисами по вопросам курса, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и вопросы для самопроверки.

Составитель: Бубнова Галина Ивановна

Рецензенты: к.полит.н., доцент кафедры «Общегуманитарных наук» СИБиУ Т. В. Лазарев;

к.ист.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии и право» СамГУПС В. П. Маслов

Редактор И. А. Шимина

Компьютерная верстка Е. А. Самсонова

Подписано в печать 14.07.2009. Формат 60×90 1/16.

Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ № 156.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2009

Тема 1. Управление как общественное явление

    Социология и психология управления как отрасль общесоциологического знания.

    Феномен управления в истории.

    Объект, предмет и методы социологии и психологии управления.

Литература

    Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001. Гл. 1.

    Карпов А. Психология управления. М., 2007.

    Кравченко А. И. Социология менеджмента. М., 1999. Введение, Гл. 2.

    Ромашев О. В., Ромашева Л. О. Социология и психология управления. М., 2001.

    Франчук В. И. Основы общей теории социального управления. М., 2000.

Темы докладов и рефератов

    Роль управления в развитии человека и общества.

    Управленческие революции в истории человечества.

Вопрос 1

Этот вопрос предполагает рассмотрение становления и развития социологических и психологических концепций и науки управления.

До возникновения теории управления правители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Например, действия Петра 1, который совершал реформы, считал их текущими делами, а не реформой.

Такой подход в практике управления, который господствовал до ХХ столетия, называется ситуативным, или управлением по обстоятельствам.

Управленец фактически перестает управлять событиями, и «плывет по течению». Ситуативный подход необходим и оправдан, особенно когда использование прежнего опыта заведомо рискованно.

В повседневной жизни на вопрос «Что делать?» отвечает теория управления. Эта наука изучает процессы управления, а также принципы эффективного управления. В литературе существуют различные подходы к управлению:

Управление как наука;

Управление как искусство;

Управление как функция;

Управление как процесс;

Управление как аппарат.

Значение любой науки определяется целями и функциями.

К целям теории управления следует отнести изучение типичных фактов управления, определение основных тенденций развития, построение вариантов и сценариев управления, формулирование рекомендаций по совершенствованию.

Функции, которые выполняет наука управления, сводятся к оценке, прогнозу, идеологии и практике разработки рекомендаций.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия управления.

Это и планирование, и контроль, и принятие решения, и государственное регулирование и управление обществом, т. е. все зависит от позиции исследователя.

Управление включает три аспекта:

    институциональный – «кто» «кем» управляет;

    функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

    информационный – «чем» осуществляется управление.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т. п. Менеджеры предназначены для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

В процессе исследования общества становилось ясно, что теория управления и вся совокупность управленческих дисциплин не могут отвечать на многие вопросы. В свою очередь, общая социология мало касалась практически значимых задач управления. Поэтому и будет формироваться социология управления как результат взаимодействия теории управления, общей социологии, ряда других норм и дисциплин.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который еще в 1745 г. ввел термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону (1856–1924), выдвинувшему принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу (1864–1920). Он провел систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Подлинной профессией настоящего чиновника не может быть политика. Чиновник не должен делать именно того, чем занимается политик – бороться.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале ХХ века (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль).

Общим знаменателей двух научных дисциплин – социологии и управления – стал интерес к личности как к объекту изучения или управления.

Социологический подход предполагает рассмотрение управления:

Как процесса координации и организации объекта управления с помощью социальных институтов управления;

Как социального института;

Как типа социального взаимодействия;

Как формы человеческой жизнедеятельности.

В хозяйственной деятельности нельзя обойтись без учета психологических факторов, поэтому психологическая подготовка руководителя любого звена сегодня становится острой необходимостью, важнейшим критерием его профессионализма.

Психологические взаимоотношения руководителя и подчиненного, деловое общение, коммуникации – важнейший объект деятельности каждого менеджера.

Поэтому любой вид управления должен иметь психологическое обеспечение. Этим и занимается психология управления. Главная задача этой дисциплины – социально-психологическое регулирование деятельности трудовых коллективов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

Управление

Принципы управления

Аспекты управления

Руководство. Власть. Лидерство

Человек в мире власти

Мир без власти

Заключение

Список литературы

Введение

Управление - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда - управление.

Но любое управление, в котором нет силы лидерства и власти, не может быть продуктивным организация труда. Без власти и влияния на человека (работника) не может получиться ни одно грамотное управление на предприятии, или в иных других сферах.

Власть это очень интересная тема. Влияние одних людей на других. Власть весьма разнообразна. Она является как политической, как законодательной, так же она существует и в более узких, менеезначимых группах, такого рода как, семья, коллектив, классы школ или группы партий.

Управление

Управление это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, что бы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направлено на успех и выживание. В тоже время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством и развитие технологической базы.

В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление, и объект - тот, кем управляют действие субъекта управления. Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что никто им не управляет.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Основными задачами науками управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частым производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема экономики страны. Проведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление - человека также строится на определенных принципов, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.

Принципы управления

Принципы управления производством, обществом и личностью оперяются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или не официальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности, на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные отношения, установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, что бы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами - профессионалами рекомендациями.

Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структурой, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации, - на принципах, законах управления.

Принципы управления, правила, нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед предприятием:

· Определение целей и задач управления;

· Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

· Разделение задач на отдельные виды работ;

· Координация взаимодействий различных подразделений внутри организаций;

· Формирование и иерархической структуры;

· Оптимизация принятия решений;

· Мотивация, стимулирование эффективной работы.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Аспекты управления

Менеджмент любого пре6дприятия включает два основных аспекта.

Первый - это определение целей организации, разработка мероприятий по их осуществлению и соответственно контроль за результатами. В данном случае менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими.

Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. В этой связи представляется, что удовлетворение потребности работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функционирование организации, а также жизненные потребности его сотрудников.

Иначе говоря, задачи управления персоналом можно свести к двум: как сформировать кадровый потенциал предприятия и как сделать труд этих «кадров» производительным. Причины неудовлетворенности руководителей работой своих подчиненных практически всегда лежат в неадекватном решении одной из этих задач.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работниках в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективностей труда руководящих кадров.

Руководство. Власть. Лидерство.

В литературе основное внимание уделяется методам управления персоналом, но на современном этапе рыночных отношений не менее важен личный вклад руководителя в развитие организации.

Руководитель - это человек, который одновременно является лидером и властью организации и эффективно управляет своими подчиненными.

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом).

Руководство имеет влияние управления на подчиненных им людей, и, безусловно, является властью над ними. Он лидер.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:

· Он один из нас;

· Лучший из нас - образец для подражания;

· Воплощение добродетелей;

· Оправдание всех надежд.

В соответствии с этим окружающие строят свое отношение к лидеру, позволяет ему распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

Влияние - это поведение одного индивидуума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: расположение, просьба, приказ, пожелания, угроза (увольнения, наказания).

Власть - это право и возможность влиять на поведение других, управлять ими.

В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, т.к. он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, что бы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения, целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Существует несколько видов власти:

· Должностная;

· Политическая;

· Профессиональная;

· Информационно-аналитическая;

· Материально-финансовая;

· Духовно-нравственная;

· Традиционная.

Власть осуществляется при помощи пяти различных инструментов:

1. П ринуждение - способность оказывать влияние на других, при условии контроля величины или формы наказания, которое может быть к ним применено. К примеру, взять мать и ребенка. Он должен убраться у себя в комнате, либо он будет наказан. Лидер, пользуясь своей властью, принуждает «силой» сделать то, что ему нужно;

2. В ознаграждение - основано на вере в возможность вознаградить или отказать в этом. К примеру, руководителя и менеджера, он не получит квартальную премию, если не сдаст отчеты в другие инстанции. Или ребенок не пойдет гулять, пока не сделает все уроки;

3. Экспертная власть - осуществляется, когда человек воспринимается как носитель специальных и полезных знаний либо его мнение подкреплено мнением экспертов. Это можно увидеть на примере «пресс-секретарей», которые несут определенную информацию для «народа», для СМИ и т.д. о каком-нибудь деле. Это авторитет знаний;

4. Власть связей - обладатель дружескими, родственными или иными, личными связями с нужными или вышестоящими людьми по статусу (или имеющими влияние на других людей) ради исполнения, собственных (чьих-либо) нужд;

5. Нормативная власть - основывается на власти (наличии) документов;

6. Референтная власть - обладание настолько привлекательными свойствами для исполнителя, что он хочет быть таким же (пример «кумира»);

7. Информационная власть - власть над людьми, нуждающихся в информации.

8. Власть закона - Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиняться им. Он реагирует не на личность, а на должность. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управления людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

По мере того, как способности исполнителя подошли в плотную к способностям руководителя, стала возникать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, что бы иметь возможность на него влиять

Вся история человеческой цивилизации иллюстрирует аксиому: без разделения личностей на отдающих распоряжения и исполняющих их, невозможно возникновения даже минимально цивилизованного общества. Если на заре цивилизации, да кое-где еще и в наши дни, люди отдающие указания, приказы, рекомендации, как правило, являлись старейшими членами племени, с большим багажом знаний накопленных за свою жизнь и полученных от предков, зачастую они же и являлись прародителями и всех потенциальных исполнителей. При таком уровне межличностных отношений, повиновение приказам было в крови, на уровне отец-сын. Противоречия были минимальными и решались в тесном семейном кругу. Ротация власти держащих шла естественным путем. С началом расслоения общества, реальная власть от патриархальной верхушки и временных военных вождей, постепенно стала переходить к более узкой, и в последствии наследственной части племени - прослойке жрецов и вождей. На этом уровне отношений, когда право на власть стало доставаться не естественным путем (умнейший, сильнейший), у людей претендующих на верховную власть в племени появляется потребность в средствах подавления недовольства членов племени, которые по достижении определенного интеллектуального или физического развития, перестали получать своей доли власти.

В истории известен лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг «своего», пусть даже авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который всё предвидит и заботится о своих подчиненных.

Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера. Однако такая зависимость обычно бывает обоюдной.

Человек в мире власти

Человек, в принципе, всегда жил в мире, окруженной властью.

Обращаясь к теории мира власти и еще большего мира самой практики власти во всех ее типах, видах и разновидностях, видно, насколько необъятны проявления власти в человеческой жизни и многочисленны те представления, понятия, идеи, учения, которые отражают и характеризуют власть. Мы говорим об этом, чтобы показать, что власть -- это тот феномен, который достоин не только повседневного внимания, но и своей науки. Мир власти многопланов и далеко не сводится только к собственно государственной власти, хотя, разумеется, ныне важнейшие виды власти -- законодательная, исполнительная, судебная.

Мир власти поистине бесконечно разнообразен в разных эпохах и у разных народов. Он несет на себе печать индивидуальности властителей, условий существования, особенностей бытия. Поэтому столь часто кажется, что он и непонятен, и непредсказуем. Однако в конечном счете этот мир может стать познаваемым и перейти под осознанный контроль и управление человека.

Осмысливая феномен власти в целом, мы конечно же должны признать, что имеем дело с явлениями различного плана. Это и явления, характеризующие среду и сферу власти, это и явления, демонстрирующие многообразие видов и форм самой власти, это и погруженность мира власти в общую картину противоречивой действительности, многогранной жизни, нашей уникальной планеты и вселенной, это и те притягательные свойства власти, которые неумолимо влекут к себе человека -- соискателя власти, прежде всего государственной, и притягательно манят людей нового поколения, вступающего в жизнь.

Для того чтобы показать собственно смысл, суть явлений и проявлений власти, следует дать их определение и представить, как они "являются" миру, как они разнообразны и какими их видят люди, граждане того или иного государства, той или иной эпохи, как ощущают их на себе, на своей судьбе, на своей шкуре.

При оценке власти не всегда точным и исчерпывающим будет, например, разговор только о власти закона или законодателя, о власти диктатора или о власти президента и т. д. Нередко необходимо рассматривать соединение, совокупность действующих факторов, под комплексным, суммарным воздействием которых оказываются люди, их группы.

Мир без власти

"... Не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти." (Иешуа Га-Ноцри).

Высказывание Л.Н. Толстого, вложенное в уста Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова "Мастер и Маргарита" несколько ошибочно. Я считаю, что такого мира всегобщего равенства быть не может.

На свете существует много разновидностей власти. Некоторые "виды" подчас не воспринимаются как оная. Можно искоренить власть лишь прямую, осознаваемую - государственную, экономическую и несколько других. Но останется другая, "косвенная" власть, которой, так или иначе, подчиняется "землянин" - родительская, власть человека над животным, сильнейшего над слабым (в основном это - естественный отбор), высших сил над всем живым (Бог и Воланд).

Не будь власти "кесарей", созданной человеком, не будет и общества, так как власть - одна из основных функций социальной организации общества. Мир либо погибнет в "самоуничтожении", либо осознаваемая власть возродится. управление власть лидер

В обоих случаях косвенная власть остается. Что мы видим в первом?

Остаются семьи, небольшие общины (одной религии), живущие равноправно, без лидера, но неспособные справиться с превратностями судьбы и соседями. Постоянные междоусобицы на несколько фронтов, в конце концов, искоренят все живое.

Во втором случае преобладает косвенная власть: в семье - глава семьи, в общине выбирают старшего (возможно даже, управляющего хозяйством и порядком). Эти первые ростки "кесаревой" власти уже помогают человеку преодолеть трудности. Мит выживает, а вместе с ним выживает и власть. Косвенная власть прогрессирует, порождая новую (или возрождая старую?): глава утверждает и увеличивает свою власть.

Допустим, что нет никакой власти, ни осознанной, ни неосознаваемой. Что же происходит в этом случае?

Человек начнет деградировать, встанет на одну ступень с животным, борющимся за свое личное выживание. Появляется первая власть, называемая естественным отбором. Люди начнут объединяться, чтобы противостоять сильнейшим.

Но человек - индивидуальность, не имеющая себе равных. В таком случае объединение невозможно. И тут приходит на помощь власть, авторитетская сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывая противоречивые индивидуальные или групповые интересы. Снова мы видим возрождение власти "кесарей". Все возвращается на круги своя.

Надо добавить, что родительская власть, наряду с естественным отбором, - важный фактор появления "кесаревой" власти. Без родительской власти так же невозможно существование мира. Если родители не будут беспокоиться о своем потомстве, то преобладающее большинство может не выжить, остальная часть будет "уничтожена" своими же родственниками. В этом случае планета быстро станет "безлюдной".

Мы забыли о братьях наших меньших! А ведь и там есть своя власть - сильнейшего над слабым, то есть естественный отбор. И он никогда не прекратится, иначе планета "перенаселится", нужно будет принимать экстренные меры. (Вот и новая власть - человека над животным).

Надо добавить, что человек - животное с разумом. Но и в животном мире есть сообщества со своей властью, чем-то похожей на "кесареву" людей (в стаях есть вожак, "законы"). А так как человек - тоже произошел "из леса", то он и перенял эти качества, но уже в другой, более сильно выраженной форме.

Пусть такой мир все-таки наступил. Нет никакой власти, но изменилось и сознание людей: все живут вместе и дружно в мире, где никто ни над кем не стоит, работают машины. Что происходит с человеком?

Так как за него работают машины, то он начинает деградировать. Ему ничего не нужно в этой жизни, он не ходит на работу (на чье благо?), не хочет учиться (это никогда не пригодится), не следит за детьми (машина присмотрит), не следит за собой (для чего или кого, если все есть?). В конце концов машина возьмет верх - и вот уже новая власть - человек порабощен своим созданием. Человек начинает бороться (если, конечно, к этому времени он еще будет думать), и прежняя власть "кесарей" восстанавливается.

Конечно, нет гарантии, что человеку придется бороться с машиной. Но, я думаю, и в таком идеальном мире да проснется в ком-нибудь сознание прошлого, или же просто агрессивный характер, и воспротивится этот человек существующему, захочет жить, а не существовать. И возродится тогда власть "кесарева".

Существует мнение, что Бог создаст идеальный мир - рай. "... Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней..." (Притчи 2:21-22), "... не будут делать зла и вреда..." (Исаия 11:9), будет восстановлена гармония между людьми и животными (Бытие 1:26-31). Будет уничтожен Sатана, Дьявол (Римлянам 16:20), будут жить только творящие волю Бога (Иоанна 2:15-17). И здесь, на мой взгляд, проявляется власть - "воля Бога".

Да, я не спорю, такой мир возможен, но только в том случае, если исчезнет власть "кесарей", изменится сознание человека и видоизменится "косвенная" власти, било будет восприниматься на более глубоком подсознательном уровне. Но власть в той или иной форме всегда будет существовать на земле, сценариев появления которой - еще целая уйма, но которые здесь опущены. Пусть она будет не обременительна или незначительна, но все же не исчезнет никогда .

Заключение

В настоящее время никто не осмелится говорить о необходимости ограничения абсолютной власти командира во время боевых действий, проводника в экстремальных условиях, главы государства в тяжелые периоды его существования.

Все упирается только в определение критерия экстремальности, при несоответствии его общественному мнению, (вполне возможно навязанному через продажные средства массовой информации, внешним врагом) законные действия правительства направленные на спасение государства и государственности, будут интерпретированы как мятеж.

По этому поводу можно привести знаменитое изречение Руссо: "Всякая власть от бога; но от него и всякая болезнь; значит ли это, что запрещено приглашать врача?"

Такого рода характеристик, проявлений власти можно назвать более полутора сотен. Понятно, что их следует систематизировать и классифицировать. Но и уже сказанное позволяет серьезно и осмысленно с позиций кратологии увидеть власть во всех ее ракурсах и ипостасях, понять, каков этот поистине неисчерпаемый феномен и какими возможностями располагает он в человеческом обществе. Он создан человеком и служит человеку, хотя нередко и мешает, и вредит ему. А точнее говоря, одним людям служит, другим -- мешает.

Список литературы:

1 - статья с сайта http://livejournal.com 1997 г. Автор неизвестен;

2. Руденко В.И. Менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 192 с. (Серия «Зачет и экзамен».);

3. Гавриленко В.М. Менеджмент (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2004. - 160 с.

4. Курганов В.М. Современный менеджмент. Теория и практика управления. М., 2004. - 182 с.

5. Интернет ресурсы. (www . google . ru )

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные понятия, характеристика и типы лидерства. Взаимосвязь власти, лидерства и менеджмента. Эффективное лидерство и лидерские качества. Лидерство как стиль управления современной компанией. Сущность и характерные качества неформального лидерства.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Процесс принятия управленческих решений. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Типы подходов к изучению лидерства. Методы управления конфликтом. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Источники власти в организации.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Определение понятия и изучение сущности власти и лидерства в организации посредством анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненным на промышленном предприятии ОАО "Этанол". Пути качественного улучшения форм, цели и типов власти в организации.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2010

    Определение понятия "менеджмент". Рассмотрение подходов к систематизации функций менеджмента. Изучение основ планирования, организации, мотивации, координации, контроля процесса управления. Деление организации на подразделения, делегация полномочий.

    презентация , добавлен 18.10.2015

    Теоретические основы лидерства и управления командой. Содержание основных функций менеджмента: планирования, организации, руководства и контроля. Характеристика стилей управления, используемых в "УРАЛ-КРЕПЕЖ" г. Пермь, исследование лидерских качеств.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Процесс стратегического планирования, его роль в деятельности фирмы. Необходимость выделения цели, миссии и стратегии организации для успешного планирования. Функция мотивации в менеджменте, содержание основных теорий. Процесс контроля, его этапы.

    реферат , добавлен 21.07.2011

    Сущность управления в менеджменте - процесса планирования, мотивации и контроля жизнедеятельности организации, в ходе которого формулируются и достигаются поставленные цели. Управленческие роли в процессе коммуникаций: межличностные, информационные.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций. Взаимосвязь функций управления с другими элементами управления. Анализ функций организации ООО "Ростикс". Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2013

    Рассмотрение понятия лидерства и стилей руководства персоналом в организации. Характеристика предприятия, анализ показателей деятельности и кадрового потенциала. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в организации.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм. Типы организационных структур. Анализ организации и исследование реализации функции менеджмента планирования организации, мотивации, контроля на предприятии S.R.L. "AXICONST", их экономическая оценка.

В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир. Главенствующее место среди таких наук занимает психология. Ее изучение способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, дает возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению. Каждый человек в самом начале своего карьерного пути должен уметь правильно оценить свои достоинства, слабые и сильные стороны своего характера, потенциал своих возможностей, а также уметь разбираться как в самом себе, так и в возникающих сложных ситуациях и находить из них выход без ущерба для своей психики.

Наука психология на современном этапе включает в себя несколько отраслей, которые объединяет общий предмет изучения – закономерности и факты психики. Психика человека является объектом изучения таких отраслей, как:

1) возрастная психология;

2) социальная психология;

3) педагогическая психология.

Психология является наукой не только теоретической, но также и практической. Это связано с тем, что сведения, полученные из различных отраслей данной науки, могут служить средством решения возникших проблем у конкретных людей. Соответственно выделяется новое направление в науке психологии – практическая психология. Она помогает в таких ситуациях, когда молодой специалист после окончания высшего учебного заведения находится в поисках работы, когда ему предстоит правильно преподнести себя в качестве претендента на определенную должность, верно скорректировать свое поведение при собеседовании с работодателем.

В настоящее время существует множество точек зрения относительно того, что представляет собой лидерство:

1) лидерство есть разновидность власти, особенностью которой является направленность сверху вниз, и обладают такой властью не большинство, а определенный человек или же отдельная группа лиц;

2) лидерство – это естественный социально-психологический процесс в коллективе, который строится посредством влияния авторитета одного человека на остальных членов коллектива. Влияние представляет собой такое поведение, посредством которого осуществляется изменение поведения, взаимоотношений других людей. Влияние может выражаться в самых различных формах, а именно: путем убеждения, внушения, принуждения, а также с помощью идей;

3) лидерство – это показатель эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Данное определение находит признание именно в отечественной психологии.

Как утверждает Кричевский: «Роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство – феномен психологический, в то время как руководство – социальный»;

Способность к эффективному руководству людьми зависит в первую очередь от совокупности социально-психологических качеств личности, где одну из главных ролей играет умение вызвать к себе уважение и доверие всех членов коллектива. Однако и сам лидер находится в зависимости от коллектива, так как группа работников, имея образ лидера, требует от реального лидера полного соответствия этому образу, лидер должен уметь выражать интересы группы. Естественное лидерство – это превосходство одного лидера, которое признается другими лидерами. Значение имеет не факт наличия качеств превосходства, а факт признания его коллективом.

2. Предметная область социологии и психологии управления

Предметом психологии управления является комплекс психических явлений и отношений в определенной организации.

1. Возникновение психологических проблем, касающихся лидерства.

Лидерство представляет собой возможность влиять как на одну конкретную личность, так и на весь коллектив в целом. Соответственно, лидер – это человек, который обладает такой способностью. Лидер должен иметь последователей. Главная задача лидера заключается в умении вести коллектив за собой, организовать сплоченность в действиях людей, а также способности завоевать авторитет среди коллег.

Таким образом, лидер – элемент упорядочивания и систематизации деятельности людей.

Лидерство выражается в степени и силе влияния, которые напрямую зависят от соотношения личных качеств лидера и качеств тех людей, на которых он оказывает непосредственное влияние, а также на ситуацию, в которой находится данная группа.

Относительно значимости стоящих перед лидером задач выделяют несколько видов лидерства:

1) бытовое лидерство (в семье, в школьных и студенческих группах);

2) социальное лидерство (в профсоюзах, на производстве, в различных спортивных и творческих сообществах);

3) политическое лидерство (государственные и общественные деятели).

В зарубежной литературе понятия «менеджер» и «лидер» отличаются по следующим признакам:

2) воздействие на персонал – известный американский теоретик и практик менеджмента Ли Джексон утверждал: «Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры – это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало».

2. Психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Общение руководителя – это такое общение, которое появляется из-за необходимости осуществления управленческого воздействия на людей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Выделяют несколько форм взаимоотношений руководителя и его подчиненных.

Субординация, где основу общения составляют административно-правовые нормы. Это общение, возникающее между руководителями разных уровней, а также между руководителем и исполнителем.

Служебно-товарищеская форма. Здесь в основу положены административно-моральные нормы, и общение возникает между коллегами по работе.

Дружеская форма взаимоотношений, которая строится на морально-психологических нормах. Данное общение может складываться как между руководителями, между подчиненными, так и между руководителями и подчиненными.

В зависимости от определенных условий, а также индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает определенную форму управленческого общения.

В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).

3. Цели и задачи дисциплины

На данный момент специалисты в сфере психологии управления выделяют следующие наиболее важные для организации психологические проблемы:

1) поиск и активизация человеческих ресурсов в организации;

2) отбор и оценка менеджеров для потребностей организации;

3) увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

4) оценка и повышение социально-психологического климата, сплочение работников вокруг задач предприятия.

Управленческая психология как наука и практика должна обеспечивать психологическую подготовку руководителей, сформировать и развивать их психологическую культуру, а также создать предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших направлений сферы управления, к которым относятся:

1) знание основ организационной структуры;

2) компетентность в управлении людьми;

3) знание особенностей организационного поведения, структуры малых групп;

4) способность прогнозировать и планировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной деятельности;

5) знания информационных технологий и средств коммуникации, которые необходимы при осуществлении управления персоналом;

6) четкое представление относительно ответственности менеджера и распределения ее по соответствующим уровням управления.

4. Методы изучения объектов и субъектов управления

Существуют следующие методы изучения объектов и субъектов управления.

1. Метод наблюдения и его разновидность самонаблюдение

Наблюдение представляет собой научный метод исследования, который заключается в том, что исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, а также внешними проявлениями его психики и на основе этого делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Цель наблюдения состоит в переходе от характеристики факта к объяснению его внутренней сущности. Научные наблюдения отличаются организованным и планомерным характером. Наблюдение имеет обязательные условия, как то:

1) построение гипотезы, посредством которой объясняются наблюдаемые явления;

2) проверка верности гипотезы в процессе последующих наблюдений;

3) план наблюдения;

4) фиксация результатов наблюдения в специальных картах наблюдения.

Самонаблюдение (интроспективный метод) является одним из самых древних методов, используемых в психологии, который заключается в наблюдении человека своего собственного внутреннего психического мира. Наблюдение подразделяется на непосредственное и отсроченное (в дневниках, воспоминаниях, мемуарах, где человек анализирует свои мысли, чувства, а также произошедшие с ним различные события). Данный метод можно охарактеризовать как вспомогательный в применении других методов исследования и при оказании самопомощи в трудных ситуациях, в самореализации.

2. Экспериментальный метод представляет собой центральный метод психологического изучения, который может реализовываться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент проходит в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. В этом случае испытуемые знают, что проводится эксперимент, действуют по специально разработанной инструкции, однако о сути самого эксперимента могут не догадываться. Эксперимент проводится неоднократно, для того чтобы можно было установить общие математико-статистические достоверные закономерности появления и развития психических явлений.

В процессе эксперимента используются переменные факторы, которые подразделяются на 3 группы:

1) независимые переменные – это факторы, которые применяются в эксперименте с целью оценки его воздействия на процесс;

2) зависимые переменные – это показатели, которые взаимосвязаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма;

3) контролируемые переменные – это факторы, которые контролируются во время процесса эксперимента.

Соответственно, естественный эксперимент проводится в обычных условиях общения, учебы, труда и др.

3. Метод анкетирования и тестирования

Посредством анкетирования существует возможность определить различные тенденции и установить путь дальнейших, более сложных психологических исследований при помощи тестирования или экспериментирования. Благодаря анкетам исследователи имеют возможность быть информированными о больших группах людей путем опроса лишь небольшой части этих людей, составляющих представительскую выборку.

Тестирование представляет собой метод испытаний, направленный на установление конкретных психических качеств человека, которые являются объектом исследования. Тест – это кратковременное и одинаковое для всех участников задание, по результатам которого можно выявить уровень развития интеллектуальных способностей, темперамент, характер и т. п.

Существует два основных типа тестов – опросники и проективные тесты. Опросники предоставляют человеку возможность сознательно оценить себя и свои поступки. Проективные тесты направлены на подсознательную сферу человека и помогают выявить человеку такие особенности его индивидуальности, о которых раньше он не подозревал.

Абсолютно все психологические тесты, используемые для исследований, должны быть надежными, научно-обоснованными и быть способными выявить устойчивые психологические характеристики.

5. Значение человеческого фактора в менеджменте

Слово «менеджер» изначально значило способность объезжать лошадей и управлять ими. Английский глагол to manage (управлять) происходит от латинского manus – «рука». Таким образом, термин «менеджмент» означает «руководство людьми».

Существует огромное количество теорий личности, используемых в управлении, наиболее известными из которых являются теории трех главных направлений.

Фрейдизм , разработанный известным австрийским врачом, психологом и психопатологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939), который назвал данное направление термином «психоанализ».

Психоанализ представляет собой общую теорию механизмов человеческого подсознания, которая служит основой для целостного понимания человека, а также систему специальных методов, с помощью которых можно изучать подсознание человека с целью извлечения нервных и психических болезней.

Структура личности согласно З. Фрейду представляет собой три уровня: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» – это центральная часть структуры личности, которая состоит из компонентов, наследуемых при рождении. Содержание «Оно» почти целиком бессознательно, насыщено биологическими врожденными инстинктивными влечениями и потребностями. «Оно» является «бессознательным и иррациональным» и попадает под власть правила удовольствия, т. е. удовольствие и счастье – это основные компоненты в жизни любого человека.

«Я» подчиняется принципу рациональности, реальности и постоянно находится в связи с внешней средой, вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.

«Сверх-Я» – это моральные правила поведения человека, которые определяют приемлемость или неприемлемость для этого человека какого-либо поведения; это судья и цензор личности. Сущность «Сверх-Я» – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Поведенческая психология – одно из первых направлений развития психологии ХХ в. представленное русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936), американскими психологами Б. Скиннером, Д. Уотсоном, Э. Толменом и др.

Именно И. П. Павлов сделал открытие о значении условных рефлексов, благодаря которым организм человека имеет способность приспосабливаться к изменчивым условиям жизни, приобретая новые формы своего поведения, которые отличаются от врожденных рефлексов.

Так, Гиппократ (V в. до н. э.), например, утверждал, что степень продуктивности работы каждого человека зависит от личностных качеств его характера. При общении важно предугадать возможные реакции собеседника и уметь адекватно реагировать на них, т. е. важным аспектом общения является темперамент личности. Гиппократ выделял четыре типа темперамента:

1) сангвинический (от лат. sanguis – «кровь»);

2) холерический (от греч. chole – «желчь»);

3) флегматический (от греч. phlegma – «флегма»);

4) меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь»).

Гуманистическая психология , исследованием которой занимались К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Они считали, что поведением человека в первую очередь руководят духовные цели и потребности, а рефлексы и инстинкты играют здесь маловажную роль. Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию, где главное место будут занимать мораль и культура. Таким образом, жизненной целью личности должно являться развитие моральной и духовной гармонии, а удовлетворение биологических потребностей играет второстепенную роль.

Менеджерская деятельность связана с решением различных задач, где основным инструментом является мышление. Оно представляет собой психический процесс, направленный на установление взаимосвязей между предметами и явлениями окружающей действительности. Мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (контроль, организация, мотивация, планирование) совершаются двумя моделями мышления:

1) креативным мышлением (от лат. creation – «созидание»);

2) логическим мышлением.

6. Типы социальных отношений

Существуют следующие типы социальных отношений: межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массово-групповые, планетарные (глобально-массовые).

Межличностный тип подразделяется на следующие разновидности.


Формальные отношения, где отсутствует цель понять и принять особенности личности собеседника. В данном случае применяются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и др.), которые скрывают настоящие чувства и эмоции, само отношение к собеседнику.


Примитивные отношения – это отношения, которые состоят из оценки какого-либо другого человека в качестве необходимого или мешающего объекта. Соответственно, от этого зависит и стиль общения с ним: либо приветливое и вежливое, либо грубое или безразличное общение. А при достижении нужного результата в дальнейшем интерес к партнеру по общению утрачивается.


Функционально-ролевые отношения – это отношения на уровне социальных ролей партнеров (начальник – подчиненный, учитель – ученик). В данном случае личность собеседника отступает на второй план после его социальной роли.


Деловые отношения, где присутствует учитывание особенностей личности, ее характера, настроения. Однако главную роль здесь играют интересы дела. В этом типе отношений всегда существует цель, направленность на получение некоторой предметной договоренности, и эта цель должна быть реализована.


Духовные межличностные отношения – это отношения между близкими людьми. Здесь в процессе общения люди могут понять друг друга по выражению лица, интонациям голоса, движениям.


Светские отношения – это отношения, в которых общение людей отвечает принятым «в свете» нормам. В данном случае собеседники говорят не то, что думают, а то, что следует сказать в определенной ситуации. Светские отношения отличаются закрытостью, потому что высказываемые людьми точки зрения не имеют никакого значения и не уточняют характер коммуникаций.


Манипулятивные отношения – это отношения, суть которых состоит в том, чтобы извлечь выгоду от общения с собеседником путем применения различных приемов (лести, обмана, шантажа). Как правило, выбор того или иного приема в первую очередь зависит от личности собеседника и преследуемых целей.

7. Понятие социальных институтов

Каждое общество представляет собой классический институт – этнический, классовый, конфессиональный и т. д. Любой институт имеет особые потребности и разнообразные интересы, которые во многом расходятся и даже вступают в конфликт (межэтнический, семейный, трудовой и т. д.). Это закреплено в своеобразных для каждого института исторически сложившихся духовных и материальных ценностях.

Термин «институт» имеет несколько значений. С латинского языка institutum переводится как «устройство, установление».

В социологии под институтом понимается объединение людей в организационную структуру, в которой происходит процесс взаимодействия и динамики.

Социальный институт – одно из главных понятий в социологии как науке. Социальный институт позволяет раскрыть сущность общества. Так как общество имеет много понятий, одним из признаков, который характеризует общество, является рациональность взаимодействия социальных институтов. Институт является одним из самых главных составляющих структуры общества и его развития.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, стереотипов, норм, установок, контролирующих различные области деятельности общества и отдельную личность, а также организация системы ролей и статусов человека.

Социальный институт нацелен на реализацию конкретных и особенно важных как для индивида, так и для общества в целом потребностей. Удовлетворению потребностей служат такие институты, как семья, экономический институт.

Одна из основных особенностей социального института – это своего рода система взаимосвязанных и взаимодействующих культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных ценностей, потребностей и целей.

Таким образом, социальный институт представляет собой:

1) ролевую систему; обычаи, традиции, правила поведения;

2) совокупность норм и учреждений, регулирующих сферу конкретных отношений и определенную сферу человеческой деятельности;

В настоящем пособии представлен курс «Социология и психология управления» для всех педагогических специальностей. В книге раскрывается социально-психологическая проблематика управления педагогическим коллективом, рассматриваются психолого-педагогические аспекты взаимоотношений людей в процессе организованной совместной деятельности.
Главное внимание уделяется описанию деятельности руководителя - носителя управленческих и психолого-педагогических функций. Отличительной особенностью пособия является стремление определить конкретные психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия людей в совместной организованной деятельности.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть также полезно педагогам, руководителям организаций и всем, интересующимся вопросами управления.

Определение понятия личности.
Понятие личности - недавнее приобретение человечества. Правильнее было бы написать - современное восприятие личности, которое сформировалось в эпоху Просвещения в связи с пониманием и толкованием прав человека.

Вот как описывает Н.В. Гоголь личности дам города N в «Мертвых душах»: «Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь. Назвать выдуманною фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам, и в каком тулупчике ходит, и к какой Аграфене Ивановне наведывается, и что любит покушать. Назови же по чинам - боже сохрани, и того опасней. Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, т.е. в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", - словом, вмиг смекнет, в чем дело».

Но вернемся к теме лекции. Современное понимание личности не исключает рассмотрения ее развития, динамики, изменений. Но эти изменения и это развитие связаны не с переходом из состояния «не-личность» в состояние «личность» (напомним изречение «личностью не рождаются, личностью становятся»), а с динамикой самой личности, структурой ее свойств, ее отношением к миру и себе самой. Еще раз повторим: для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? - именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии - это личность в ее проявлении или на определенной стадии развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
От автора 6
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Лекция 1. Научный статус курса «Социология и психология управления» 8
1. Цель и задачи курса 8
2. Человеческий фактор как понятие курса «Социологии и психологии управления» 9
3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин 10
Лекция 2. Методы социологии и психологии управления 17
1. Диагностические методы 17
2. Регулирующие методы 22
3. Особенности применения социально-психологических методов в практике педагогического управления 25
РАЗДЕЛ II. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 3. Личность работника 29
1. Определение понятия личности 29
2. Структура свойств личности 32
2.1. Органические свойства 33
2.2. Психические свойства 43
2.3. Социальные свойства 46
Лекция 4. Динамика и развитие свойств личности 51
1. Возрастные изменения 51
2. Функциональные изменения 53
3. Изменения в процессе обучения и воспитания 56
4. Изменения в процессе саморегуляции 59
Лекция 5. Группа и коллектив 63
1. Виды групп 64
2. Основные направления и методы изучения групп 67
3. Изучение коллектива 69
4. Стадии развития коллектива 71
Лекция 6. Личность в группе 73
1. Виды отношений в группе 73
2. Формы взаимовлияния людей в процессе общения 76
3. Совместимость людей в группе 80
4. Лидерство в группах 82
5. Кто становится лидером? 84
Лекция 7. Образовательное учреждение как социальная организация 89
1. Организация и коллектив 89
2. Основные направления в исследованиях организации за рубежом 91
3. Развитие представлений об организации в отечественной практике социального управления и в управлении учебными учреждениями 97
3.1. Этап организации рациональной бюрократии 98
3.2. Этап псевдобюрократической организации 100
3.3. Этап динамической организации 102
4. Виды организаций 103
Лекция 8. Личность в организации 106
1. В какой организации лучше работать 106
2. Авторитет личности 109
3. Специфика деятельности педагога-руководителя 110
4. Стиль руководства и условия его эффективности 112
4.1. Факторы и условия, определяющие эффективность стилей руководства 115
РАЗДЕЛ III. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 9. Мотивация труда 121
1. Проблема мотивации труда 121
2. Основные решения проблемы мотивации труда в зарубежной науке 122
2.1. Взаимозависимость мотивации и производительности труда 123
2.2. Мотивация, основанная на социальной потребности работника 125
2.3. Теория мотивации труда Ф.Герцберга 126
2.4. Итоги анализа развития идей мотивации труда 130
3. Психологические условия, способствующие инициативно-творческому и ответственному отношению к труду 131
Лекция 10. Конфликт в организации 134
1. Оценка роли конфликта в жизни организации 134
2. Разновидности конфликтов 136
3. Формы поведения руководителя в конфликтных ситуациях 139
4. Возникновение и разрешение конфликта 141
Лекция 11. Выработка и реализация управленческого решения 145
1. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач 145
2. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений 149
2.1. Сбор необходимой информации 149
2.2. Поиск решения 151
2.3. Принятие решения 154
2.4. Организация исполнения 158
2.5. Контроль за исполнением решения 162
3. Деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения 164
Лекция 12. Управление движением кадров 168
1. Основные тенденции в работе с кадрами 168
2. Основные направления кадровой работы 171
3. Планирование карьеры 174
3.1. Методы планирования карьеры 174
3.2. Стратегии работы с кадрами 177
Заключение 181
Приложение 183.