Процесс политической централизации русских земель. Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство. Основные причины централизации русских земель. Роль внешнеполитического фактора

В России доминирующими факторами объединения являются социально-политические и духовные, а не социально-экономические факторы.

Предпосылки:

1.а)развитие земледелия.б)Рост боярского и поместного землевладения.

2.а)противоречия между князьями.б)великое княжение.в)православная церковь.г)борьба за независимость.

3.а)общий язык.б)единая вера.в)единая система права.г)Рост национального самосознания.

I. конец 13 – первая половина 14 века.

заметную роль в хозяйственной и политической жизни – Тверь и Москва. У этих городов был хозяйственный подъем. 1263 год – Александр Невский отдаёт Москву сыну Даниилу. 1303-1324 года – Юрий Даниилович. 1324-1340 – Иван Первый (Калита). он отличался осторожностью, расчетливостью, стремлением решать политические проблемы дипломатическим путем. Политику Калиты продолжили его сыновья.

1325-Митрополит в Москве. В это время церковь является духовным центром.

1340-1353-Симеон Гордый. 1353-1359 Иван Второй Красный. => Дмитрий Донской.

II. Вторая половина 14 – первая четверть 15 века.

Москва- центр борьбы за независимость Русских земель. 1359-1389 – Дмитрий Донской. 1367-создан первый каменный Кремль. Ольгерд (Литва) – 3 похода на Москву.

1380 год 8 сентября – сражение на Куликовском поле (р.Дон). полки из московской, Смоленской, Владимирской, Костромской, Белозерской, Муромской и других земель одержали победу над войском Мамая. Разгромленный Мамай бежал в Крым, где был убит. Эта битва доказала важность объединения отдельных земель для совместной борьбы с неприятелем, показала силу Руси всем её соседям. Именно с победой на Куликовом поле связано начало возрождения национального самосознания русского народа.

III. Вторая четверть 15 века.

Это был этап династических войн. С 1428 по 1453 (Василий Второй Темный 1425-1462г)ослеплён. Юрий Дмитриевич (младший сын Дмитрия Донского) Василий Косой Дмитрий Шемяка Дмитрий Красный.

IV. Вторая половина 15 века – четверть 16 века. Иван Третий 1462-1505 г. Женат на племяннице византийского императора Софье Палеолог, этот брак подчеркивал преемственность государственных традиций Константинополя и Москвы. великого князя стали называть также государем всея Руси.В дипломатической переписке его величали царем. 1471- битва на р. Шелоне с Новгородцами. 1478г-присоеднение великого Новгорода. 1480-стояние на р.Угре. Падение Золотоордынского ига. Присоединена Тверь. 1497 – судебник Ивана Третьего.(первый судебник). Это был первый свод законов Единого Государства. 1505-Василий Третий – 1533г. За время правления Ивана Третьего и Василия Третьего территория Московского государства увеличилась в шесть раз. В конце 15 – первой половине 16 века был решена важная задача государственного строительства – осуществлена централизация системы управления. Государь являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты,возглавлял высший судебный орган – великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.



В 1550 году был принят новый судебник, который ограничил финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов. Важную роль в объединении сыграла церковь.

В период централизации экономика развивалась поступательно.преодолевался кризис,вызванный Батыевым разорением. Активизировалась внутренняя и внешняя торговли.

В нем сформировался аппарат центрального и местного управления,были заложены основы сословно-представительной монархии.

Особенности процесса государственного объединения Русских земель:

-)Отсутствие общенационального политического центра, -)в условиях ордынского владычества, -)соперничество представителей различных ветвей династии Рюриковичей,-)необходимость времени для осознания важности независимого государства всем народом.-)необходимость и возможность свержения ханского гнёта.

Иван Данилович Калита (ум. в 1340 г.). Младший сын Даниила Александровича. Первое упоминание о нем встречается в летописи под 1304 г., когда Иван выступил на стороне своего брата Юрия в борьбе с Михаилом Тверским. В 1320 г. Иван отправляется в Орду, вероятно, для переговоров о выплате "выхода". Он возвращается с татарскими отрядами и помогает им в сборе дани. В 1322 г. Иван снова в Орде, откуда приходит с татарским послом Ахмылом, подвергшим разорению русские земли. Третий раз Иван приходит с ордынцами в 1327 г., на этот раз в Тверь, где вспыхнуло восстание против татарского воеводы Чолхана. Московский князь с 1325 г., в 1328 г. Калита становится и великим князем владимирским. По словам летописца, с этого времени "бысть... тишина велика по всей Русской земле на 40 лет, и престаша татарове воевати Русскую землю". Мы знаем, однако, что тишина эта была куплена ценой щедрых "выходов". Калита расширяет свой удел: в зависимость от Москвы попали Ростов, Галич, Белоозеро, Углич. Умер Иван в 1340 г., оставив четырех сыновей и пятерых дочерей.



Образование Московского государства на рубеже XV-XVI вв. Иван III

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь московский (с 1462). В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1462 после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей по объединению русских земель в единодержавное государство. В 1463 к Москве было присоединено Ярославское княжество. В ноябре 1472 по предложению папы римского Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога Софьей Фоминешной Палеолог. Иван III «повелел» Московский герб с изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва становится наследницей Византийской империи. Зародившая тогда идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима», привела к тому, что Иван III стал рассматриваться как «царь всего православия». Брак с Софей Палеолог способствовал повышению авторитета московского князя среди других русских князей и облегчало поставленную им задачу по собиранию русских земель.

В 1474 к Москве присоединилось Ростовское княжество и заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476 Иван III сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный денежный «выход» («дань»). В 1477 Иван III пошел на Великий Новгород и, подчинив себе этот города, к 1478 укрепил свое положение на западных границах.

В 1481 Иваном III были отвоеваны земли Ливонского ордена В 1487 русскими войсками была взята Казань,

По Белозерской уставной грамоте Ивана III 1488 все сословия на московских и подчиненных Москве землях оказались зависимыми от великого князя. По мере усиления власти московского князя укреплялся его престиж в других странах

В 1492 Ивану III удалось установить дружеские отношения с турецким султаном, Во внутренней жизни Москвы Иван III внес крупные изменения в великокняжеское дворцово-вотчинное управление, меняя его на так называемую «приказную систему».

Судебник 1497 – своеобразный кодекс феодального права (процессуального, гражданского, уголовного и т.д.). Судебник защищал землевладельцев-феодалов, притесняя свободу крестьян: теперь их переход от одного помещика к другому был ограничен так наз. «Юрьевым днем» (неделя до 26 ноября и неделя после этого числа) и стал общим для всей Руси. При Иване III расширялось поместное землевладение, стала увеличиваться роль дворянства. В 1500 вновь началась война с литовцами. В 1501 русские войска, заняв земли Ливонии, дошли почти до Ревеля. Ливонский орден обязался платить Москве дань за г. Юрьев

При Иване III большинство уделов было ликвидировано, превратились в простые вотчины, в поместное землевладение, Укрепление позиций Ивана III внутри государства сопутствовало укрепление у русского населения своего национального единства, успехи во внешней политикиЕго дипломатические связи были установлены с Германской империи с Римом, Венгрией, Молдавией, Крымом, Турцией и Ираном.

Была принята и новая форма государственной печати с изображением двуглавого орла. В ходе дипломатических отношений с Ливонией и германскими городами Иван III называл себя «царем всея Руси»,

Возвышение Москвы. Москва, которая была до нашествия монголотатар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Ока Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Историческую роль в объединении Руси в централизованное государство сыграла Москва, которая со временем стала столицей державы, возникнув как город в XII в., Москва не была центром особого княжества, лишь иногда она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. С XIII в. Москва стала стольным городом с самостоятельным князем. Первым князем был Даниил - сын Александра Невского. При Данииле, на рубеже XIII - XIV вв. началось объединение русских княжеств. Основа могущества Москвы была заложена при сыне Даниила Иване Калите (1325 - 1340 гг.). Иван Калита получил у татарских ханов ярлык на великое княжение, право собирать дань почти со всех русских земель. Гибкая политика Ивана Калиты позволила русским землям оправиться от войн, обеспечить мир на Руси.

Москва стала резиденцией митрополита православной церкви, митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что перешло к политике противодействия татарским ханам. Золотой Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительными из которых была победа русского войска под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича (1359-1389 гг.) на Куликовом поле (1380 г.). В завершающую фазу объединения русских земель наступило при Иване III (1462-1505 гг.), когда к Московскому княжеству были присоединены Новгород Великий - 1478 г., Тверское великое княжество - 1485 г., Черкизово-Северские земли. После известного "Стояния на Угре" (1480 г.) Русь окончательно освободилась от татарского ига.

Объединение русских земель было закончено в начале XVI в. при великом князе Василии III. Он присоединил к Москве Псков - 1510 г., Смоленск-1514 г., Рязанское княжество - 1521 г. При Иване IV (1533-1584 гг.) русское государство присоединило к себе Казанское ханство - 1552 г., Астраханское ханство - 1556 г., Сибирь -1581 г. Вместе с объединением Руси возросла власть Московского великого князя с одновременным падением роли удаленных князей.

Существенным явлением стало деление не на самостоятельные княжества и даже не на уделы, а на простые административные единицы - уезды во главе с представителями центральной власти.

Таким образом, образование централизованного русского государства явилось прогрессивным явлением в истории Русского государства. Ликвидация феодальной раздробленности создала возможность для дальнейшего развития производительных сил, экономического и культурного развития страны, международного авторитета Русского государства.


ТЕМА. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРAJIИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (КОНЕЦ ХIII-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI в.)

1. Причины, характерные черты и особенности образования единого государства.

Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII в. и завершился в начале ХV столетия:

Была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик;

К Москве были присоединены суздаль­ско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские зем­ли, что означало образование единой государственной территории;

Началась перестройка политической системы, завершившаяся установлением само­державия в России.

К процессу образования Российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духов­ные предпосылки.

Существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства:

Одни историки считают, что причины по­литической централизации и сам ее процесс в России были такими же, как и в странах Западной Европы. Они полагают, что материальной основой об­разования единого Российского государства с центром в Москве было появ­ление в XIV в. в русских землях таких признаков раннебуржуазных отноше­ний, как развитие ремесла, торговли и рынка (Ж. Дюби).

Большинство отечественных историков придерживаются мнения о том, что ни подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ни развитие ре­месла и торговли, ни рост городов как экономических центров в XIV-XV сто­летиях не являются свидетельством зарождения раннебуржуазных отноше­ний. Процесс образования единого российского государства происходил на феодальной основе (М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др.).

Главную экономическую причину образования централизованного госу­дарства они видят в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглу6ь». Происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос­точной Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального земле­владения. Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усиле­нием феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране - между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Средние и мелкие феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.

В качестве внутриполитической причины сторонники данной концепции образования единого Российского государства называют возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля, претендующих на объединение вокруг себя остальных русских зе­мель. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчи­нить себе удельных князей и бояр-вотчинников.

В XIV в. русская феодальная иерархия представляла собой следующую систему:

На верхней ступени восседали великие князья - верховные правители Русской земли;

Вторую ступень занимали вассалы великого князя - удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов;

На третьей ступени находились вассалы удельных князей - бояре и слу­жилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феода­лы-землевладельцы;

На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую администрацию.

Исчезли термины: «люди», «смерды», «изгои».

По­является к концу XIV в. новый термин «крестьяне». Это название сохрани­лось и до наших дней.

Основной внешнеполитической причиной являлось сохранение вассаль­ной зависимости русских земель от Золотой Орды, а также необходимость централизованной защиты русских земель от внешних врагов.

Л. Н. Гумилев, Г. П. Федотов : концепции образования единого государства рассматривается как «восстановление», «воз­рождение» российской государственности. Причину образования государства усматривают в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Наиболее последова­тельно идею русской государственности, по их мнению, выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы. При этом отмечается, что московские князья одерживали победу над свои­ми политическими противниками благодаря коварству, вероломству и по­слушному следованию воле татар.Татарская стихия не извне, а изнутри овладела душой Руси, и в этом отно­шении московские князья оказались самыми последовательными в «собира­нии русских земель, которое совершалось «восточными методами»:

Насильственные захваты территорий;

Вероломные аресты князей-соперников;

Увод населения в Москву и замена его пришлым; насильственные меры против местных обычаев и традиций.

Цивилизационный подход : русское централизованное государство надо рассматривать не наследником Киевского государства, а преемником Севе­ро-Восточной Руси. Именно здесь еще до татаро-монгольского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который в дальнейшем получит завершение, - «деспотическое самодержавие». Большую роль в утверждении такого типа государ­ственности и социальных связей сыграло монгольское иго, поскольку отно­шения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства (С. А. Кислицын, Г. Н. Сердюков, И. Н. Ионов).

2. Причины и условия возвышения Москвы.

Москва на заре свoeгo существо­вания была обычным средневековым гoродом. Расположенный в устье Моск­вы-реки, он делился на две части: «детинец» и «посад». Детинец, получивший в XII-XIV вв. название Кремль, был защищен рвом, который проходил по­близости от современного здания Большого Кремлевского дворца и занимал площадь около одного гектара. Посад являлся местом поселения основной массы жителей. Здесь же располагался «торг» - торговая площадь, на кото­рой, по древнерусскому обычаю, была выстроена церковь Параскевы Латни­цы - покровительницы торговли. Посад, имевший также и оборонное значе­ние, постоянно укреплялся и расширялся. К ХVI в. он приобрел округлую форму, хорошо известную по древним планам Москвы. Его укрепления, по­явившись как продолжение Кремля, развились потом в особое кольцо оборо­ны, стали внешними укреплениями всего города. Территория, отходившая от посада к Кремлю, заселялась и застраивалась заново по тому же типу, что и Кремль. В свою очередь, соседние села, включаясь в посад, становились го­родскими кварталами.

Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. Вместе с тем Москва оказала серьезное сопро­тивление, и брать ее укрепления было трудно. В восстановленном вскоре го­роде основой укреплений оставался старый, сооруженный почти за 100 лет до того вал. К концу XIII в. относится появление в Кремле первой каменной церкви, что означало серьезный рост политического престижа столицы мо­лодого княжества. К тому времени крепость Москвы увеличилась в несколь­ко раз, заняв прилегающие районы посада. Однако и сам московский посад значительно вырос: в ХII-ХIII вв. он занимал уже всю территорию современ­ного Кремля и весь москворецкий подол Китай-города, за исключением его восточной оконечности.

Причины возвыше­ния Москвы:

1. Серединное географическое положение Москвы (город находился на перекрестке трех важнейших дорог). С северо-запада от Литвы она была при­крыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды ­другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и по­стоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических свя­зей между русскими землями.

2. Генеалогическое положение московских князей во многом предопредели­ло особенности их мировоззрения и политического поведения. «Как город новый и окраинный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодо­ва (Большое Гнездо) племени. Поэтому московский князь не мог питать на­дежды дожить до старшинства и занять старший (владимирский) великокня­жеский стол. Чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое положение иными средствами, независимо от очереди старшинства. Благодаря этому московские князья рано выработали своеобразную политику, состоявшую в умении пользоваться условиями текущей минуты» (В. О. Ключевский).

3. Первые московские князья (в отличие, например, от тверских), будучи ловкими и гибкими политиками, «вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, они усерд­но ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики. (В. О. Ключев­ский). Умело интригуя в Орде, они приобретали у хана ярлык на великое кня­жение и предотвращали карательные экспедиции захватчиков; «покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды - вынужденным отка­зом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств. (С. Г. Пушкарев) расширяли свои владения; податными и другими льготами, дополнительными расходами удерживали старое и привлекали новое населе­ние, выкупали пленных.

4. Московские князья, как правило, являлись долгожителями. В отличие от соседей они почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц. Начиная с Ивана Калиты, «в продолжение ста лет...великим князем становился обык­новенно старший сын предшествовавшего великого князя. Неоспариваемый переход великокняжеской власти от отца к сыну, повторявшийся В продол­жение нескольких поколений, стал обычаем, на который общество начало смотреть как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству. (В. О. Ключевский).

5. Первые успехи московских князей получили поддержку со стороны православного духовенства. В 1299 г. митрополит Максим переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Его преемник митрополит Петр подолгу жил в Москве и умер там в 1326 г. Преемник же последнего, Феогност, оконча­тельно поселился в этом городе. «Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной. Богатые мате­риальные средства, которыми располагала тогда русская церковь, стали сте­каться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Это население с большим доверием стало отно­ситься к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению старшего святителя русской церкви... сочувствие церков­ного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укре­пить за собою национальное значение в Северной Руси» (В. О. Ключевский).

6. После того как московские князья стали великими, в Москву потяну­лись бояре и вольные слуги не только из соседних княжеств, но также из Ки­евской, Волынской и Черниговской областей. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой рать московскую. «Быть слугою и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами кня­зья были слабы или недееспособны» (С. Ф. Платонов).

В Москве Боярская дума начала раньше, чем в других городах, выступать из сферы дворцового управления, а бояре московские - превращаться из дворцовых приказчиков в государственных советников. Удельные князья в XIV-XV вв. обычно управляли посредством случайных лиц, слабо связан­ных с ними и между собой. В противоположность этому «московский князь еще прежде, чем стал во главе объединенной Северо-Восточной Руси, правил уже посредством довольно плотного класса. Это был факт новый, может быть, первый, которым обозначился выход верхневолжской Руси из состоя­ния удельного дробления» (В. О. Ключевский). А. А. Зимин придавал москов­скому боярству, сплоченному в военно-служилую корпорацию, решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы.

7. Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменно­го Кремля, который ни разу не был взят военным штурмом. Для применяв­шихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступ­ную крепость.

8. С точки зрения пассионарной теории Л. Н. Гумилева причина возвы­шения Москвы заключалась в том, что «именно Московское княжество привлекло множество пассионарных (обладающих повышенной тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев - всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сооб­разное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой».

3. Этапы объединения земель вокруг Москвы и соперничество Москвы и Твери:

1. Конец XIII - первая половина XIV в.

Перемещение экономического центра на Северо-Восток;

Усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними;

Рост территории Московского княжества, его победа над Тверью. Начало объединения земель при князьях Данииле Александровиче и Иване Калите.

2. Вторая половина XIV - начало ХV в.

Разгром Москвой в 60-70-е гг. ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы.

Организация Москвой общенародной борьбы за свержение ордынского ига. Укрепление роли Москвы как центра борьбы с монголо-татарскими завоевателями. Куликовская битва 1380 г.; поход Тохтамыша в 1382 г,

3. Вторая четверть ХV в.

Феодальная война за власть в Москве;

Поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств. Василий II Темный.

4. Вторая половина ХV - начало XVI в.

Подчинение Новгорода Москве;

Завершение объединения земель вокруг Москвы при Иване III и при Василии III в начале XVI в.

Свержение монголо-татарского ига в 1480 г.

1276 г. - Образование самостоятельного Московского княжества.

Конец XIII – начало XIV в. - Стремительное возвышение Московского княжества.

1276-1303 п. - Княжение в Москве Даниила Александро­вича - основателя династии московских князей, младшего сына Александра Невского.

1301 г. - Присоединение к Московскому княжеству Коломны.

1302 г. - Вхождение Переяславль-Залесского княжества в состав Московского княжества.

1303-1325 п. - княжение в Москве Юрия Даниловича.

1303 г. - Присоединение Юрием Даниловичем к Московско­му княжеству Можайска.

1317 г. - Возвращение из Золотой Орды Юрия Даниловича Московского с ярлыком на великое княжение и с ордынским вой­ском Кавдыгая. Поход Юрия Даниловича на Тверь и его пораже­ние в битве с Михаилом Ярославичем Тверским в местечке Бер­теневе. Бегство Юрия Даниловича в Новгород.

1318-1325 гг. - Правление во Владимире великого князя Юрия III Даниловича Московского. Московский князь впервые в 1318 г. получил ярлык на великое княжение.

1325 г. - Убийство в Золотой Орде великого князя Юрия Да­ниловича князем Дмитрием Михайловичем Тверским и казнь кня­зя Дмитрия ханом Узбеком.

1325-1340 п. - Княжение Ивана Даниловича Калиты в Москве (великий князь с 1328 г.)

1382 г. -- Поход золотоордынского хана Тохтамыша на Москву.

28 августа 1382 г. - Разорение и сожжение Москвы. Разграб­ление Владимира, Переяславля, Звенигорода, Юрьева, Можай­ска, Дмитрова и других городов. Разорение Рязанской земли.

1389-1425 гг. - Великое московское княжение Василия I Дмитриевича, унаследовавшего престол по завещанию своего отца, без санкции Орды. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы был продолжен наследниками Дмитрия Дон­ского.

1392 г. - Получение князем Василием I Дмитриевичем яр­лыка на Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и присое­динение их к Москве.

1393 г. - Присоединение Суздальско-Нижегородского и Му­ромского княжеств к Московскому великому княжеству. Война Московского княжества с Новгородом. Взятие московскими вой­сками Торжка, Волоколамска, Вологды.

1395 г. - Разгром Золотой Орды среднеазиатским правите­лем Тимуром. Вторжение войск Тимура в южнорусские земли. За­хват и разрушение Ельца.

1397 г. - Мирное присоединение Двинской земли (Заволо­чья) к Московскому великому княжеству. Освобождение двинян от пошлины по уставной грамоте великого князя Василия I Дмит­риевича.

1399 г. - Поражение великого князя Литовского Витовта в битве с монголами на р. Ворксле, остановившее его продвижение на Восток.

Конец XIV в. - Присоединение земель коми к Московскому великому княжеству.

1408 г. - Набег на Московское княжество ордынского эмира Едигея. Разорение Переяславля, Ростова, Дмитрова, Серпухова, Нижнего Новгорода, Городца. Осада Москвы.

1426 г. - Слияние Владимирского и Московского великих княжеств.

1426 г. - Перенесение столицы Владимирского княжества из Владимира в Москву.

1433-1453 п. - Феодальная война в Великом Московском княжестве.

1462-1505 п. - Княжение в Москве великого князя Ивана III Васильевича.

1463 г. - Присоединение Ярославского княжества к Москве.

1469 г. - Поход московского войска против Казанского ханства. Осада и взятие Казани.

1472 г. - Присоединение к Московскому княжеству Великой Перми. Брак Ивана III с греческой царевной Софьей Палеолог.

1474 г. - Покупка Иваном III земель Ростовского княжества. 1475 г. - По приказу Ивана III приостанавливается выплата Московским княжеством дани Золотой Орде.

1478 г. - Ликвидация Новгородской республики и присоединение ее земель к Московскому княжеству. Присоединение Двинской земли.

Октябрь-ноябрь 1480 г. - Стояние на Угре - противостоние ордынской и московской рати на берегах левого притока Оки. Отход войска хана Ахмата без боя. Конец ордынского ига.

1485 г. - Присоединение Тверского княжества к Москве.

1487 г. - Взятие Казани московскими войсками.

1489 г. - Присоединение Вятской и Арской земель к Московскому княжеству.

Январь 1497 г. - Судебная реформа Ивана III: введение единого для всего Русского государства первого кодекса законодательных актов - Судебника. Установление общего срока перехода крестьян от одного феодала к другому (неделя до и неделя по 26 ноября - Юрьева дня.)

1505 г. - Смерть Ивана III. Провозглашение великим князем московским Василия III Ивановича.

1505-1533 гг. - Великое московское княжение Василия III Ивановича.

1510 г. - Присоединение Пскова к Москве.

1514 г. - Присоединение Смоленска к Москве.

1518 г. - Включение в состав государства Стародубского и Калужского удельных княжеств.

1521 г. - Присоединение Рязанского княжества.

1523 г. - Присоединение Новгород-Северского княжества.

1299 г. - Перенесение резиденции митрополита Максима (1287-1305) из Киева во Владимир-на-Клязьме. Упадок киевской митрополии.

4. Деятельность Ивана III и Василия III

Процесс завершения образования Российского государства хронологи­чески совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (l462-1505) и Василия III (l505-1533).

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Имен­но на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:

Закончил собирание земель под властью Москвы;

Заложил основы российского самодержавия;

Укрепил государственный аппарат;

Повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В го­ды его правления к Москве были присоединены:

Великое княжество Ярослав­ское (1463),

Пермский край (1472),

Великое княжество Ростовское (1474),

Новгород и его владения (1478),

Великое княжество Тверское (1485),

Вятская земля (1489).

Великие и удельные князья отказались от верховных прав в сво­их владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490-1500 гг. политическое верховенство московского князя при­знали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронеж­ские и Мезецкие.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за со­здание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По ус­ловиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.

Если до середины XV в. Московское княжество было лишь одним из не­скольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно осталось здесь единствен­ным и потому стало национальным: его границы совпали с пределами вели­корусской народности» (В. О. Ключевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровительство население Южной и Западной Руси. Он не­однократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к та­тарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) по­ложило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формаль­ный суверенитет.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византий­ского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархи­ческой власти в России. «Великий князь московский становится как бы пре­емником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока». (С. Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, стро­гий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца ХУ в. на пе­чатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победо­носцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.

Изменение общественно-политического статуса великого князя Москов­ского отразил ось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... и иных». В международных отно­шениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только визан­тийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Рус­ской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в до­полнение к прежнему источнику власти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном IП, - «царь» И «самодержец» - подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.

В это время появляется множество легенд, которые должны бьmи обосно­вать законное первенство московских государей над всеми русскими князья­ми и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях О князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего рим­ского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверж­дению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Puмoм», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» - первого, погубленного католичеством, второго ­Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего - Москвы, обьявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И. Н. Ионова, если в Х в. христианство стало духовной основой обьединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Московии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установ­лены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государ­ственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Васи­лию целый ряд политических преимуществ:

«1) до сих пор все князья сона­следники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предо­ставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголовным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям;

2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предостав­лено было одному великому князю Московскому;

3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к вели­кому князю;

4) по договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн IIIприсвоил одному себе право вести сношения с иноземными госу­дарствами» (В. О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся, по мнению В. О. Ключевского, «пер­вым государем в настоящем политическом смысле этого слова».

Василий фактически завершил объединение Великороссии, превратил Московское княжество в национальное государство, присоединив к Москве:

Псков (1510),

Великое княжество Рязанское (1517),

Княжества Староду6ское и Новгород-Северское (1517-1523),

Смо­ленск (1514).

Князья в присоединенных землях становились боярами московского го­сударя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боя­рами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг пе­ред Московским великим князем.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал склады­ваться аппарат управления.

Боярская дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины ХУ в. в думе заседали и местные князья из присоединенных зе­мель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещатель­ные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ве­домств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ве­дала финансами, государственной печатью, архивом.

В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III. Судебник:

Включал 68 статей;

Отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны;

Узаконил систему органов власти;

Узаконил единую систему государственного устройства;

Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому оп­ределенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожи­лое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного земле­владельца к другому.

В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование еди­ного государства в России происходило при полном господстве традицион­ного способа хозяйства России - на феодальной основе . Это позволяет по­нять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом. земель . Значительная территория страны... тех элементов государственной централизации , которые начали проявляться... имели огромные последствия для Москвы. ... пассионарной теории этногенеза, причина возвышения Москвы состоит в...

  • Социально-экономические и политические предпосылки и причины собирания русских земель

    Реферат >> История

    ... последствия монголо-татарского нашествия, усугубленные тяжелым золотоордынским игом, задержали экономическое развитие русских земель ...

  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Русского централизованного государства

    Реферат >> История

    ... русского централизованного государства. 2 2.Объединение русских земель ... одно важное последствие . Развитие экономики... причинами образования централизованного государства на Руси в рассматриваемый период. б) Социально-политические факторы Централизация ...

  • Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства

    Реферат >> История

    Исторически подготовленные причины формирования Российского... русском государстве, хотя объединение русских земель в целое государство еще не означало его полной централизации ... которых наиболее трагические последствия имели формировавшееся крепостничество...

  • Централизация русских земель. Возвышение Москвы (XIV – XV вв.)

    План

    1 Исторические предпосылки консолидации русских земель вокруг Москвы.

    2 Иван III: становление российской государственности и конец ордынского ига.

    3 Социально-экономические изменения в российском государстве.

    4 Православная церковь и идеологическая концепции российского государства.

    Литература

    1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. М., 1991.

    2 Алексеев Ю.Г. Под знамением Москвы. М., 1992.

    3 Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви XIII-XVIII столетия. М., 1997.

    4 Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1994.

    5 Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России в XV в. М., 1991.

    6 История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XXвв. М., 1991.

    7 История России: народ и власть. СПб., 1997.

    8 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

    9 Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

    В XIVв. начинается процесс объединения русских земель, вошедших в состав Золотой Орды. Постепенно формируется русский этнос, складывается новое, уже собственно русское государство.

    Центром объединения русских земель становится Москва. Москва впервые упоминается в летописи под 1147 годом, когда князь Ростовско – Суздальский Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника князя Святослава Ольговича Новгород – северского и устроил гостю «обед силен». Этот год считается годом основания Москвы, хотя, конечно, Москва существовала и ранее.

    В чем же причины того, что из маленького города на южной окраине Ростово – Суздальского княжества Москва превратилась в столицу огромного государства.

    Говоря о причинах возвышения Москвы, историки отмечают, в первую очередь, выгоды её географического положения. Находясь в центре тогдашнего русского мира, Москва была расположена на перекрестке важнейших сухопутных и водных дорог, соединявших русские княжества. В частности, она стала важным центром торговли хлебом, что давало её князьям экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им, с одной стороны, приобретать у ханов Золотой Орды ярлыки на великое княжение, а с другой - расширять свои владения путём «прикупов».

    Выгодным было положение Москвы и с точки зрения военной. Несмотря на то, что она многократно подвергалась нашествиям и захватам, тем не менее, её соседи - Смоленское, Тверское, Рязанское, Нижегородское княжества прикрывали Москву с запада, юга и востока, принимая первый удар на себя. Эта относительная безопасность способствовала тому, что в Москву, по словам В.О. Ключевского, «как в центральный водоём, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы». Таким образом, Москва и соседние земли вбирали в себя, смешивали разнородные этносы – славянский, балто-литовский, угро-финский, тюркский и стали ядром вызревания великорусской народности.

    Однако аналогичное, а может и более выгодное географическое положение имели и другие города: Тверь, Рязань, Нижний Новгород. Другой важнейшей причиной возвышения Москвы стала умная политика Московских князей.

    Московские князья; расширяя свои владения всеми возможными способами (покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды, вынужденным отказом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств), могли податными и другими льготами удерживать старое и привлекать новое население, умело использовали его труд.

    В XII – XIIIвв. Москва не была еще столицей княжества. В начале XIV в. наибольшим весом в междукняжеских противоречиях пользовались Тверское, Новгородское, Рязанское, Суздальское, Ростовское, Муромское княжества. Центром Северо-Восточной Руси считался город Владимир. Для исторического развития не имело значения, как будет называться тот город, который станет столицей единого государства. Положение Москвы и её малозначительного князя казалось безнадежным, бесперспективным в видах на высшую власть на Руси. Но, очевидно, именно это обстоятельство подстегивало, воодушевляло московских правителей. Их честолюбие и дальновидные расчеты прикрывались хитростью и изворотливостью, терпением и коварством. В.О. Ключевский не скрывал иронии относительно мелкого скопидомства и посредственности московских князей. Но надо отдать должное их политическим способностям и воле.

    В 70-е гг. XIII в. младший сын Александра Невского Данил стал родоначальником московской княжеской династии. Расширение владений Москвы было начато им и продолжено его приемниками Юрием Даниловичем (1303-1325 гг.), Иваном Даниловичем Калитой (1325-1340 гг.), Симеоном Ивановичем Гордым (1340-1353 гг.), Иваном Ивановичем Красным (1353-1359гг.) и Дмитрием Ивановичем Донским (1359-1389 гг.).

    Начало возвышению Москвы было положено при Иване Даниловиче Калите (1325 – 1340). В 1327г., когда великим князем был Александр Тверской, в Твери произошло народное восстание против татаро-монголов, в ходе которого был убит монгольский посол. Иван Данилович поспешил в Орду, сообщил о восстании, вернулся оттуда с татарским войском и жестоко опустошил Тверское княжество. За это он получил в 1328г. от хана Узбека ярлык на Великое княжение . Этот ярлык давал право сбора дани для татар со всех русских земель. Естественно, значительная часть этой дани оседала в сундуках Московского князя. Именно своим богатством он обязан прозвищу Калита – «мешок с деньгами», «кошелёк».

    Калита девять раз ездил в Орду. Привозил богатые подарки хану, ханшам, ханским чиновникам, укреплял расположение татар к себе и к своему княжеству. При нём установилась внешняя и внутренняя безопасность русских земель. Перестали ездить на Русь татарские сборщики налогов – «баскаки», земля была очищена от «татей»- разбойников. Калита предпочитал не воевать с соседями, а покупать у них земли. Он расширил свои владения, прикупив в соседних княжествах не только ряд сёл и деревень, но и три удельных города – Галич, Белоозеро, Углич.

    Огромную роль в возвышении Москвы сыграла церковь . После смерти митрополита Максима, перенесшего кафедру из Киева во Владимир, главой церкви стал Петр. Он частенько бывал в Москве, объезжая свои епархии. Иван Калита сумел подружиться с ним. Случилось так, что Петр здесь и скончался. Феогност, наследовавший митрополичью кафедру, зная благосклонное отношение московских князей к церкви, совсем переселился в Москву.

    В глазах русских людей тех лет это событие было знамением Господним. Значение Москвы еще более повысилось, поскольку она стала духовным центром всей Руси.

    Огромную роль в возвышении Москвы внёс внук Ивана Калиты Дмитрий (1359 -1389). Он продолжил расширять пределы своего княжества. В ходе усиленной борьбы со своими соперниками, князьями тверским и рязанским, он добился от них признание главенства Москвы. Отныне во всех документах они писались «младшими братьями» московского князя. Дмитрий объявил, что город Владимир и титул великого князя являются «вотчиной»– наследственным владением московских князей и никому другому принадлежать не могут.

    Но главным достижением внешней политики Дмитрия было то, что впервые отважился на открытую борьбу с Золотой Ордой. Воспользовались тем, что в Орде шла междоусобная борьба претендентов на ханский престол, он в 1378г. не пустил татарские отряды на русские земли, а когда те попытались вторгнуться силой, разбил их на р. Воже. В ответ в 1380г. хан Мамай , захвативший престол в Орде, отправил на Русь 150 тысячное войско. Он заключил союз с литовским князем Ягайло. На стороне Мамая выступил рязанский князь Олег, выжидательную позицию заняли Тверь и Новгород. Положение сложилось крайне тяжёлое. В этих условиях важную роль сыграла позиции церкви. Настоятель Троицкой лавры Сергий Радонежский призвал все русские земли выступить в поддержку Москвы и послал Дмитрию на помощь дружину во главе с иноком Пересветом.

    В сентябре 1380г . войска Владимиро-Суздальских земель под руководством Великого князя в верховьях Дона, на Куликовом поле, встретились с войском хана Мамая и нанесли им сокрушительное поражение. Мамай бежал в Орду, где был свергнут с престола. Войско Ягайло Литовского, узнав о поражении Мамая, поспешно отступило.

    За эту победу Дмитрий получил прозвище Донской, и после смерти был причислен православной церковью к лику святых. Куликовская победа не стала концом татаро-монгольского ига. Через два года новый хан Тохтамыш с большим войском взял и сжёг Москву. Но победа над монголами сделала Московского князя национальным героем, а Москву – центром национально-освободительного движения. Первенство Москвы в русских землях уже было трудно оспаривать. В.О. Ключевский писал: «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомских сундуках Ивана Калиты».

    Наследником Дмитрия Донского стал Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.). Он успешно продолжил политику своих предков. Однако после его смерти разгорелась 25-летняя феодальная война между претендентами на великокняжеский престол. Кровавые битвы, захваты Москвы, взаимное ослепление противников – всё видела Русь в те годы. Усидел-таки на великокняжеском престоле далеко не самый способный, скорее даже весьма посредственный правитель – Василий II Тёмный . А при его преемнике Иване III произошли принципиальные перемены в истории Русского государства.

    Однако помимо желания правителей московского княжеского дома подчинить своей власти других князей, существовали и более глубокие, объективные основания для преодоления раздробленного состояния Руси.

    К ним, в первую очередь, следует отнести внешнеполитические обстоятельства – освобождение от ордынского ига, способность противостоять Великому княжеству Литовскому, Швеции, немецкому Ордену. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Очень важно, что понимание этого обстоятельства пронизывало все слои общества – от княжеской верхушки до крестьян и ремесленников. Единство Руси стало общенародной задачей.

    Феодальная раздробленность, княжеские усобицы наносили большой вред экономике и негативно влияли на общественные отношения. Крестьянство, ремесленники, купцы страдали от бесконечных набегов, княжеских распрей. Распылённый, ограниченный местными условиями аппарат управления и суда создавал множество неудобств. Обилие должностных лиц, несогласованность их действий, да ещё необходимость «кормить» их за свой счет дополнительным бременем ложились на плечи населения. Десятки и сотни господ со своими порядками, своими законами создавали питательную среду для произвола. Хозяйственная раздробленность препятствовала освоению новых земель, совершенствованию производственной деятельности. Поэтому и крестьяне, и жители городов уповали на единое правительство, надеясь, что оно сумеет создать для них приемлемые условия жизни, не позволит господам свернуть их в «бараний рог».

    С другой стороны, в данное время шёл рост частного феодального землевладения. И господа - землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев.

    Немаловажную роль в объединении русских земель сыграла православная церковь. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей.

    Важно отметить еще одно обстоятельство. Тяжелые годы испытаний не сломили духовных сил русского народа. В годы ордынского ига шёл процесс формирования русского национального самосознания, росло чувство любви к Родине, стремление к её независимости.

    Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические и культурно-религиозные предпосылки для создания объединенного Русского государства.

    Княжение сына Василия Темного Ивана III (1462-1505 гг.) стало важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это было время образования основной территории России, формирования её политических основ. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчётливый и настойчивый, он был достойным продолжателем дела своего отца.

    Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Он час за часом шёл к намеченной цели: 1463 г. – Москве были подчинены Ярославское княжество и Пермский край; 1471 г. – Новгород Великий; 1485 г. – Тверь; 1489 г. – Вятская земля. Иван III с полным правом мог назвать себя Государем всея Руси.

    Иван III начал борьбу с Литвой за землю бывшей Киевской Руси. На том основании, что он является прямым потомком Рюриковичей, киевских князей, он объявил все земли бывшей Киевской Руси своей «вотчиной», а Москву – наследницей Киевского государства. Он начал войну с Литвой и отвоевал 70 волостей и 10 городов, в том числе такие, как Чернигов, Новгород-Северский, Путивль, Гомель, Любечь, Брянск, Мценск, Дрогобуж и др. Когда литовские послы передали ему послание от короля, где говорилось: «почто ты грабишь вотчину мою?», Иван III ответил, что это его «вотчина», «Русская земля из старины от наших прародителей наша отчина» и предъявил претензии на Киев, Смоленск, Полоцк и другие города, «которые ныне за Литвой» и которые король и великий князь «держит за собою неправдою».

    Собрав воедино большую часть русских земель вокруг Москвы, Иван III почувствовал себя полностью независимым и перестал платить дань Орде. Это вызвало негативную реакцию хана Большой Орды Ахмата. Это государство выделилось в 1453г. из Золотой Орды и заняло территорию от Северного Причерноморья до Нижнего Поволжья. Большая Орда проводила политику набегов и налогового гнёта.

    Весной 1480г. Ахмат поднял в поход на Русь всю Большую Орду. Момент для нашествия был выбран удачно. На северо-западе Русь воевала с Ливонским Орденом. Внутри государства против Ивана III поднялись его собственные братья Андрей и Борис. Их тревожило усиление власти Великого князя. Кроме того, братья настаивали на разделе между удельными князьями приобретенных Иваном III земель.

    Ахмат посчитал весьма удачным момент для своего похода. Он получил согласие о поддержке со стороны польско-литовского короля Казимира. В отличие от обычной тактики стремительного удара, Ахмат стал медленно развернутым строем двигаться с юга к рубежам Москвы в районе реки Оки. Навстречу ордынцам двигались русские войска во главе с князем Иваном Молодым. А вскоре, 23 июля в поход из Москвы вышли и главные силы под руководством самого Ивана III. Одновременно с этим событием на северо-западе немцы осадили Изборск и Псков. Пять дней под Псковом стоял магистр Ордена и, не одолев сопротивления псковичей, был вынужден отступить.

    А на юге Ахмат своей стотысячной армией прощупывал прочность обороны русских в районе впадения реки Угры в Оку. Здесь он и стал ждать подхода войск Казимира.

    Иван III обратился к мятежным князьям Андрею и Борису с предложениями прекратить междоусобную борьбу и принять участие в борьбе с Ахматом. В обмен он обещал им земельные приращения.

    Сраженье началось восьмого октября. Фронтом без малого в пять километров ордынская конница устремилась вплавь с правого берега реки на левый и сразу почувствовала, что берега ей не видать. В русском войске была «огневая защита»: пушки, пищали и так называемые «тюфяки» - короткоствольные пушки, стрелявшие «дробосечным железом» (картечью). У ордынцев такого оружия не было. Они могли полагаться только на стрелы. Но стрелы, перелетая Угру, теряли силу и не могли уязвить русских ратников, а с воды стрелять было трудно.

    Левый же берег грохотал непрерывным огнём. Четыре дня длилось сраженье на реке. Практически без потерь русское войско в хорошо подготовленном Иваном оборонительном сраженье нигде не позволило ордынцам зацепиться за левый берег.

    Казимир между тем на Угру не шёл – был озабочен смутой в своем государстве и войною с союзниками Москвы в то время – «крымцами». Хан Ахмад понял: поход его заданной цели не достигает, и стал стремиться к переговорам, Иван от которых не уклонился. Полагая, что это слабость, Ахмад высокопарно потребовал дани за девять минувших лет и покорности: «Пусть станет у моего стремени и молит о милости». Спокойный Иван, надо думать, мысленно усмехался, слушая речи послов, - выигранное время позволило прийти на Угру с войском до этого мятежным братьям его.

    Зима грянула на месяц раньше обычного. Реки стали. Русская рать от Угры отступила, сгруппировавшись в выгодном месте для возможной решительной битвы. Но Ахмад не дал своим ратникам испытать крепость льда на Угре. Зима была не только ранняя, но и свирепая. «Мразы велики, яко не мощи зрети», - доносит летопись. Обносившееся, истощенное и деморализованное войско Ахмада, оказавшись без питанья и фуража, уже не было дееспособным. «Наги и босы, страхом гонимы», ордынцы побежали от Угры в степи. Их преследовали по пятам – «там, где ордынцы были утром, русские появлялись к обеду».

    Бесславно окончившийся поход Ахмада положил конец ордынскому игу. Много важных предпосылок у этой победы: возросшая мощь государства, решительность народа, осознавшего свою силу, хорошая вооруженность и мужество ратников, мудрость Ивана III, избравшего верную тактику в противоборстве с Ордой.

    Отступление от Угры было последней акцией грозного хана. Этой ситуацией воспользовался тюменский хан Ивак, которого Ахмат хотел подчинить. В 1481г. хан Ахмат был убит в собственном шатре. С Ахматом погибла и его империя. Так окончательно рухнула татаро-монгольское иго, длившееся свыше двух веков.

    В 1502г. крымский хан Менгли-Гирей нанёс ослабевшей Золотой Орде окончательный удар, её существование прекратилось. Орда распалась на Казанское, Астраханское ханства и Нагайскую орду. Иван III, на основании того, что русские земли были улусом Золотой Орды, предъявил претензии на эти земли, объявив Московских государей наследниками золотоордынских ханов. Он совершил ряд походов на Казань, однако присоединение к Москве бывших земель Золотой Орды произошло уже при его внуке Иване IV Грозном.

    Таким образом, на рубеже XV-XVI вв. вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе. «Изумленная Европа, - писал К.Маркс, - в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на её восточных границах…»

    Политический строй Русского государства на рубеже XV – XVI вв. развивался в сторону централизации . Завершился процесс «собирания » русских земель вокруг Москвы. Собирание шло не обычным захватом чужих территорий и городов. Иван III не учинял разгрома своим противникам, а осуществлял переход под юрисдикцию Москвы и назначал свою администрацию. Иван III нанёс решающий удар по удельной системе и превратил своих братьев в фактических своих вассалов. Последний осколок удельной системы был ликвидирован в 1483г., когда князь Верейского удела Михаил Андреевич передал свои владения Ивану III.

    Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника » (1497г.) с едиными юридическими нормами. Статья 57 судебника, законодательно оформляя политическую систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин должен был платить пожилое.

    В 1453г. под ударами турок окончательно рухнула Византийская империя. Московская Русь осталась единственным православным государством. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Все эти факторы позволили ему объявить Московское государство наследницей Византийской империи, а московских государей – наследниками византийских императоров. Гербом Москвы стал двуглавый орёл – герб византийского рода Палеологов, при московском дворе был введён византийский придворный церемониал. Короной московских государей стала «шапка Мономаха», по преданию присланная в дар византийским императором своему родственнику киевскому князю Владимиру Мономаху и бывшая короной киевских князей. Этим подчёркивалась преемственность Византии, Киева и Москвы. Вводятся в обиход, пока неофициально, титулы византийских императоров:«царь» (иск. Цезарь) и самодержец. (Интересно, что до падения Золотой Орды этими титулами на Руси именовали татарских ханов). При наследнике Ивана III Василии III обоснование права московских государей именоваться царями впервые появляется лишь в «Слове об восьмом соборе». Автор «Слова» пишет о печальной участи византийских императоров, отказавшихся от обязанности защищать православие, пошедших на союз с «латинянами» и поэтому утративших престол. Им противопоставляется «мудрый изыскатель святых правил… соспешник истины, великий державный боговенчанный русский царь Василий». Поскольку формально Василий именоваться царем не мог, создатель «Слова» замечает, что этот властелин «смирения ради и благочестия, величием разума и благоверия, не зовётся царём, но князем великим Русских земель».

    Идеи византийско-русской преемственности и наследования царских (императорских) прав московскими государями обосновывались и позднее.

    В княжение Василия III псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как «Третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и Второй Рим – Константинополь. Антигреческая направленность посланий Филофея не могла найти поддержки у Василия III, сына гречанки, внучатого племянника последнего византийского императора. Однако некоторые патриотически-настроенные церковные деятели с сочувствием воспринимали концепцию превосходства русской веры над греческой. При Иване IV мысли, высказанные Филофеем, получили официальное признание как идеологическая концепция российского государства.

    Московское княжество в XII – XIIIвв

    Наследник Ивана III Василий III (1505 -1533 гг.) продолжил дело отца. Он закончил объединение русских земель, присоединение в 1510г. Псков, а в 1517г. Рязанское княжество. Продолжив войну с Литвой, он в 1514г. взял Смоленск и торжественно вступил в город, с восторгом встреченный православным духовенством и населением.

    Итак, к началу XVI в. создание единого Российского государства стало фактом исторического и международного значения. Россия превратилась в силу, с которой нельзя было не считаться. Корабль обновлённой русской государственности уверенно выходил в океан мировой политики.

    В ходе объединения русских земель вокруг Москвы происходят значительные социально - экономические изменения.

    На протяжении XIV-XV вв. в судьбе крестьян произошли существенные изменения. К XV в. название «крестьяне » укрепилось за сельским населением. Термин, имевший сначала национальное содержание, теперь приобрёл значение социальное.

    Наиболее распространенными формами феодальной ренты в вотчинных владениях были барщина и натуральный оброк . В русской деревне сохранялись общинные порядки. Общину возглавляли выборные старосты, сотские, десятские. Они наблюдали за раскладкой и сборами налогов, вершили суд над крестьянами. Общая сумма налогов установилась для общины в целом и перераспределялась внутри общины.

    Черное (государственное) землевладение дольше всего сохранялось на Севере: на Белоозере и в Подвинье (Заволочье). Особую группу составляли холопы.

    Значительные земельные богатства находились в личной собственности князей и бояр. По обычаю боярин мог «служить» одному князю и, в то же время, владеть землями на территории, политически подчиненной другому князю. Типичной формой землевладения бояр и княжеских слуг XIV-XV вв. была вотчина (от слова «отец»). Это владение могло передаваться по наследству и отчуждаться. Однако свобода отчуждения была ограничена преимущественным правом родичей вотчинника на приобретение продаваемой земли и на ее последующий выкуп в том случае, если продажа была совершена без их ведома. Этим защищались интересы отдельных боярских родов, владевших этими землями.

    Наряду с вотчинным, росло значение и условного землевладения. Князья передавали свои земли в держание (под условием выполнения определенных повинностей) двум категориям своих слуг: дворцовым (работавшим в княжеском хозяйстве) и военным.

    К правлению Ивана III относится становление поместного землевладения. После присоединения Новгорода Великого князь конфисковал земли новгородских бояр, разделил их на поместья в 100-300 десятин и раздал их своим воинам–всадникам («помещикам»). Помещики не имели власти над крестьянами своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах.

    Владение поместьем было обусловлено службой, помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могло быть отнято; если помещик проявлял себя в бою, то «поместную дачу» увеличивали. Поместья могли наследоваться, но сыну, поступающему в службу вместо отца, давали не весь отцовский надел, а лишь то, что полагалось молодому воину («новику»).

    Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия – дворянства . Главным юридическим признаком этого сословия стало право владения землей при условии несения государственной службы. Юридически эта система была закреплена в статье 57 «Судебника» 1497г.

    С конца XIV в. наблюдается подъем городов. Развивались старые города и росли новые на месте торгово-ремесленных сел. Так возникли Радонеж, Руза, Верея, Боровск, Серпухов, Кашира и др. А в старых городах, таких, как Москва, Владимир, Нижний Новгород, Кострома, Новгород Великий, Псков разрослись большие посады, населенные ремесленниками и другими «черными» людьми.

    В городах развивались различные ремесла. Распространен был кузнечный промысел, производство оружия и доспехов. Возобновилось литейное дело, захиревшее во время и после монгольского нашествия.

    Со второй половины XIV в. в русских княжествах появляется серебряная монета собственного чекана. В связи с этим развивается новая отрасль ремесла – монетное дело. В XV в. монета чеканилась более чем в 20 городах. Развитие получили кожевенное и сапожное ремесла. Возрос спрос на гончарные изделия.

    Население русского города не было однородным по имущественному положению. Особенно велика была эта имущественная полярность между ремесленниками.

    Имущественное и социальное положение купечества также было неодинаково. Наиболее состоятельными были купцы «суконники», торгующие сукнами с Запада и «сурожане», торгующие с Причерноморьем.

    В источниках имеются сведения о купеческих объединениях (гильдиях ). Одним из признаков их существования являлось строительство церквей по инициативе купеческих корпораций. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Новгородские купцы основали церкви в Торжке и Русе, где они вели торговые операции.

    В городах существовали и ремесленные организации. Типичной формой организации ремесленников была «дружина » - артель во главе со «старейшиной» или мастером. «Дружина» была не только производственным коллективом, но и общественной организацией. Ремесленники одной профессии иногда группировались по определенным городским районам. В Новгороде такие территориальные подразделения («концы», «улицы», «сотки») обладали судебными правами. Формой объединений горожан-ремесленников при церквях были «братчины » или «отчины», за которыми, как и за другими городскими корпорациями, признавалось право суда.

    Посадские люди представляли силу, с которой должна была считаться великокняжеская власть, искавшая их поддержки в политике государственного объединения страны и поэтому предоставлявшая им ряд льгот.

    Ремесленники сыграли выдающуюся роль в хозяйственном и культурном развитии страны, в восстановлении её экономики.

    К середине XV в. произошла важная перемена в положении русской церкви . До этого времени русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Однако после заключения Флорентийской унии (1439г.), согласно которой восточная и западная церковь объединились с целью совместного противостояния турецкому нашествию, этот порядок был изменён. Русское духовенство унию не признало, участник Флорентийского собора митрополит Исидор был изгнан. В 1448г. собором русских епископов был избран митрополитом епископ рязанский Иона. Русская православная церковь стала независимой от Константинополя, но зависимость её от Московских государей резко выросла. Собор выбирал по рекомендации великого князя.

    Церковь владела значительными фондами населенных земель – около 1/5 их общего количества в стране. Среди церковных вотчин было немало экономически процветающих. Между тем государство остро нуждалось в населенных землях для обеспечения служилых людей–воинов Русской земли.

    К тому же, сложные идеологические процессы привели к возникновению ересей , сторонники которых обличали церковь за ее земельные и другие богатства. Сходные обвинения звучали и внутри самой церкви, где сформировалось течение «нестяжателей» (Нил Сорский, заволжские старцы). Взгляды их совпадали с интересами Великого князя. Он долгое время поддерживал «нестяжателей» и противился инквизиционной расправе руководителей церкви с еретиками.

    Во главе защитников церковных богатств и монастырского землевладения встал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его сторонников называли «иосифлянами». По мнению Волоцкого, только сильная и богатая церковь может решать стоящие перед ней идеологические задачи. Борьба за влияние на Великого князя между «нестяжателями» и «иосифлянами» была продолжена при Василии III. Чаша весов склонилась в пользу поддержки «иосифлян». Идеологическая поддержка церкви нужна была светской власти. Государи Иван III и Василий III нуждались в поддержке церкви и для укрепления своей личной власти.

    В свою очередь церковь делала все возможное для идеологического обоснования сильной самодержавной власти.

    Итак, к середине 90-х гг. XV в. создание единого Российского государства стало фактом исторического и международного значения. Россия превратилась в силу, с которой нельзя было не считаться. Корабль обновленной русской государственности уверенно выходил в океан мировой политики.

    Контрольные вопросы

    1. Каковы были основные причины образования единого Российского государства?

    2. Почему центром объединения русских земель стала Москва

    3. Какова роль православной церкви в образовании единого Российского государства.

    Тестовые задания к главе 2

    1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий...

    1) крещение Руси

    2) разгром половцев в начале XIIв.

    3) поход Олега на Киев

    2. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением...

    2) Вотчина

    3) Митрополит

    А) крестьянин. Взявший ссуду

    Б) наследственное семейное владение

    В) глава Русской православной церкви в Древней Руси

    3. К истории Киевской Руси относятся два понятия...

    1) стрельцы

    2) рядович

    3) вотчина

    4) поместье

    4. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой...

    А) ежегодная плата русичей Орде

    Б) система господства над русскими землями

    В) ханская грамота, дававшая право на княжение

    5. Что такое вотчина?

    1) земли, пожалованные князем дружинникам для сбора дани

    2) земельное владение, предоставляемое на условии несения государственной службы

    3) земли, являющиеся собственностью князя

    4) земельное владение, находящееся в полной собственности владельца, отчуждаемой и передаваемой по наследству

    6. Что такое кормление?

    1) земельный надел, выделенный при условии несения военной службы

    2) натуральный налог, выплачиваемый на содержание наместника и его двора

    3) денежное и продуктовое содержание, выдаваемое стрельцам

    4) система занятия должностей, в зависимости от древности рода

    7. Что такое поместье?

    1) земельное владение, передаваемое по наследству

    2) владение землей на условии несения военной службы

    3) владение землей на правах полной собственности

    4) право наместника собирать дань с управляемой территории

    8. В правлении Ивана III произошло...

    1) созыв Земельного Собора

    2) пересечение династии Рюриковичей

    3) введение правила «Юрьева дня»

    4) создание стрелецких войск

    9. С возвышением и укреплением Московского царства связаны даты...

    10. Соотнесите события с правлением князей, при которых они происходили...

    1) Куликовская битва

    2) перевод в Москву резиденции митрополита

    3) конец татаро-монгольского ига

    А) Иван Калита

    Б) Иван III

    В) Дмитрий Донской


    В начале XIV века усилился процесс объединения русских земель в единое государство, который закончился в основном в XVI веке.

    Особенности объединительного европейского процесса:

    1. Почти во всех странах Западной Европы он проходил в условиях зарождения рыночной экономики, которая требовала активных деловых связей между регионами.

    2. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вело к разрушению феодальной замкнутости и жесткой вассальной иерархии, отмене таможенных пошлин.

    3. Королевская власть была заинтересована в росте городского населения (ремесленников, торговцев, молодой буржуазии), которое помогало королям разрушить феодальный сепаратизм , объединиться в крепкое государство. В свою очередь, королевская власть поддерживала отечественную промышленность, торговлю, укреплял внешние связи.

    Условия процесса объединения на Руси:

    1. Первые попытки появились во Владимиро-Суздальском княжестве еще в XII–XIII веках. Но этому помешало монгольское нашествие, которое надолго задержало развитие экономических и политических предпосылок объединения.

    2. В начале XIV века этот процесс возобновился на основе национально-освободительной борьбы с иноземным игом.

    3. Основной причиной усиления объединительных тенденций на Руси в отличие от Запада было укрепление и развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и поместного землевладения. Более активно этот процесс проходил на Северо-Востоке Руси, где успешно развивалось сельское хозяйство, возникали новые деревни, села, починки, слободы, повышалась продуктивность земледелия и животноводства.

    4. Феодалов-вотчинников, служилых людей (дворян), духовенство стали все больше интересовать не просто земельные угодья, а общинные земли с работающими там крестьянами. Землевладельцы начинали увеличивать объем различных повинностей и оброка, а значит, повышать степень зависимости крестьян, что, в свою очередь, вызывало их протест и сопротивление. Крестьяне поднимали бунты, убивали управляющих и приказчиков, грабили имущество феодалов. Главным методом выражения протеста был переход крестьян от одного землевладельца к другому, из княжества в княжество, уход на свободные земли.

    5. Феодалы не желали терять работников, за счет которых они пополняли свое богатство. Общинники же считали, что у них есть свои более давние права на земельные угодья, а феодалы незаконно пользуются общинными землями. Все это требовало разработки целой системы законодательных норм, четко определяющих взаимоотношения феодалов и крестьян по поводу присвоения общинных земель, установления величины всевозможных отработок и оброка. Это можно было сделать только в условиях единой власти, мощного государственного аппарата, в чем были заинтересованы все слои общества.


    Следует отметить, что города на Руси в этот период не имели такого значения, как в Западной Европе. Они еще не стали центрами зарождающихся рыночных отношений. Еще не начался процесс первоначального накопления капитала. Светская власть и духовенство тратили огромные средства на покупку земель, собирали сокровища, отдавали деньги в рост. Следовательно, на ранних этапах объединения русских земель преобладали политические причины, желание освободиться от монгольского ига, стремление защитить страну от западной агрессии со стороны Литвы, Польши, Швеции.

    Весь долгий путь объединения можно условно разделить на три этапа.

    Первый: конец XIII века – 1380-е годы;

    второй: 1380-е годы – 1462 год;

    третий: 1462 год – середина XVI века.

    На первом этапе происходил заметный прогресс в развитии и укреплении Северо-Восточных княжеств. Шла борьба между Владимиром, Нижним Новгородом, Москвой и Тверью за политическое господство, а также за роль центра, объединяющего эти земли. Таким образом, в состав Московского княжества вошли: Ростов, Углич, Галич, Белоозеро. Правда, последние три города с их округами остались до времени во владении прежних князей, которые признавали зависимость от Москвы. Именно с Ивана Калиты началась жесткая и целеустремленная политика по собиранию земель вокруг Москвы.

    Следует отметить, что более ста лет русские князья не могли объединиться и покончить с зависимостью от ордынских ханов.

    Именно в 1380-е годы начался второй этап объединительного процесса . В этот период Дмитрий Донской проводил большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, пытался создать собственную денежную систему, не зависимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений, из которых позже должно было получиться единое войско. Дмитрий Донской стал основателем экономически и политически крепкого Московского государства. Наследники Дмитрия Донского продолжили его дело. Позже они присоединили к Москве Муромское и Суздальское княжество, Вологду, Великий Устюг, Двинскую и Пермскую земли.

    Первая половина XV века проходила в условиях ожесточенной феодальной войны в Московском княжестве. Правление Василия II Темного (который стал жертвой заговора удельных князей и был ослеплен) отмечено последней масштабной междоусобицей на Руси, во время которой решался вопрос: на каких условиях должны строиться отношения московских князей с другими русскими князьями. По сути, это было столкновение сторонников и противников объединительной политики вокруг Москвы. При Иване III Васильевиче, вступившем на престол в 1462 году, эта междоусобная борьба окончилась полной победой московских князей.

    В 1470-х годах Иван III стал проводить политику, направленную на достижение полной независимости от Орды.Известно, что во второй половине XV века Золотая Орда распалась, и на ее месте образовались независимые государства: Казанское, Астраханское и Крымское ханства, а также Ногайская и Большая Орда, с которой московским князьям приходилось поддерживать отношения.

    С 1476 года Москва перестала выплачивать ежегодную дань, чем вызвала недовольство хана Большой Орды Ахмеда (Ахмата), который решил заставить московского князя платить дань и выступил со своими полками к Москве. В 1480 году произошло знаменитое «Стояние на Угре»., во время которого противники в течение нескольких недель стояли на берегах реки Угры (приток Оки), не вступая в непосредственные военные столкновения. Поздней осенью войскам хана Ахмеда пришлось отступить. Это событие положило конец экономической и политической зависимости русских княжеств от Орды. Но, несмотря на то, что московскому государству еще в течение многих десятилетий приходилось бороться с различными ханствами бывшей Золотой Орды, именно после 1480 года Иван III окончательно ликвидировал вассальную зависимость от Орды, а русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

    И с этого времени можно говорить о третьем этапе формирования единого Российского государства, когда в результате ожесточенной борьбы Московскому княжеству были подчинены Ярославское, Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли. В конце XV – начале XVI веков была создана самая крупная европейская держава, получившая название Россия.

    В XVI веке при Василии III и его сыне Иване IV Грозном происходило дальнейшее увеличение территории России за счет присоединения южных и восточных земель: Поволжья, Западной Сибири, Черноземного «Дикого Поля» и др. В XVI веке также были присоединены Псков, Смоленск, Рязань, Новгород Северский и др.

    Начиная с правления Ивана III, Русское государство стало активно развивать международные связи и формировать русскую дипломатию. Известно, что среди первых российских дипломатов, направленных в Западную Европу, было немало греков, бежавших из Византии после падения Константинополя (1453). В конце XV века были установлены посольские связи с Венецианской республикой, Германией, Венгрией, Турцией, Персией. При Василии III были установлены дипломатические отношения с Францией, Индией и другими странами.

    В результате женитьбы в 1472 году Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, у Московского государства появился византийский герб двуглавый орел , который был соединен с прежним московским гербом, где был изображен Георгий Победоносец. В это же время у московских государей появилась шапка Мономаха, символ наследия византийской короны. Получила распространений и доктрина, в соответствии с которой Москва как наследница Константинополя, «Второго Рима», является «Третьим Римом», последним и вечным центром всего православного мира.