Работа ни нервная простая денежная. Укрепляем нервную систему. Чем опасен стресс

Как известно, все болезни от нервов. Ведь стресс негативно влияет буквально на каждую клеточку нашего организма и может стать причиной бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Однако не стоит пугаться. Опасен только долговременный стресс - если напряжение проходит быстро, оно не способно нанести вред. А подготовленному организму не страшны даже длительные стрессы.

Кто рискует сильнее?

Самая нервная работа у сиделок и нянь. К такому выводу пришли учёные из США в ходе многолетнего исследования.

Больше всех стрессам на работе подвержены те, кто по долгу службы ухаживает за пожилыми и больными людьми, а также детские няни. Из-за постоянного эмоционального напряжения 11% работающих в этой сфере ежегодно страдают от депрессии в течение двух и более недель.

Второе место досталось работникам общепита. Третье место заняли работники здравоохранения. Меньше всего стрессов у архитекторов, учёных и инженеров.

Закаляйся!

Чтобы выстоять в череде нервных по-трясений, нужно принять несколько простых, но очень важных мер.

Правильно питайтесь. Некоторые продукты - настоящие союзники стресса. Среди них - поваренная соль и алкоголь. Соль заставляет надпочечники работать более интенсивно, а ведь именно они отвечают за производство гормонов стресса. Алкоголь же действует как ловушка - рюмка спиртного даёт ощущение расслабления, поэтому некоторые пытаются использовать этот способ релаксации слишком часто. Это не только грозит зависимостью, но и негативно отражается на работе печени, которая в условиях стресса и так трудится буквально на износ.

Соблюдайте режим. Один из пособников стресса - недосып. Помните, для того чтобы противостоять нервному напряжению, организму требуется полноценный отдых, а это не менее 6-8 часов сна ежедневно!

Занимайтесь спортом. Физкультура - это тренировка не только мыщц, но и всего организма. Во время занятий спортом в кровь выбрасываются те же самые гормоны, что и при стрессе, но в малом количестве. Это помогает организму приспособиться и выстоять в критической ситуации.

Расслабляйся!

Для того чтобы выстоять перед эмоциональным напряжением, придётся не только закалять организм, но и учиться быстро расслабляться в критической ситуации. В этом помогут:

Дыхательная гимнастика. Практикуя глубокое дыхание, удаётся снизить кровяное давление, упорядочить сердечный ритм и уменьшить уровень стресса. Глубоко вдохните на 4 счёта и выдохните через рот на 8 счётов. Повторите упражнение 5 раз.

Массаж. Самый быстрый способ избавиться от стресса - массаж задней поверхности шеи. Наклоните голову вперёд и помассируйте область в районе основания черепа в течение 1 минуты. Дыхание во время массажа должно быть медленным и глубоким.

Любимая музыка. Не важно, что вы предпочитаете - тяжёлый рок, классику или популярные мелодии. Самое главное, чтобы музыка доставляла вам удовольствие. Учёные из Германии провели эксперимент. Они разделили добровольцев на три группы и сознательно создали для них стрессовую ситуацию, дав им сложное задание. Первая группа испытуемых выполняла его под любимую мелодию, вторая - в тишине. А третья - под звуки музыки, которая им не нравилась. Затем у подопытных измерили уровень гормонов стресса в крови. Самым низким он оказался в первой группе. Самым высоким - в третьей.

Зарядка против стресса

Расслабление верхней части спины. Сядьте, руки заведите за голову, локти разведите в стороны. Наклоните голову назад, грудную клетку поднимите вверх. Находитесь в этой позе около 1 минуты, дышите глубоко.

Расслабление нижней части спины. Встаньте, ноги чуть шире плеч. Наклонитесь вперёд (угол между туловищем и ногами примерно 90 градусов), руки свободно висят вдоль туловища, шея расслаблена. Находитесь в этой позе около 2 минут, дышите глубоко.

Расслабление шеи и плеч. Сядьте, спина прямая, на вдохе поднимите плечи вверх к ушам, на выдохе опустите в исходное положение. Повторите 5 раз.

Близкие помогут

Социологи ВЦИОМ решили выяснить, как россияне снимают стресс после рабочего дня.

Ответы распределились так:

43% - общаются с близкими людьми
26% - смотрят телевизор
19% - слушают музыку
12% - съедают что-нибудь вкусненькое

Михаил Церишенко:

Разве на работе бывают стрессы? Работа - это праздник, в моём случае ещё и хобби. Не помню точно, но кто-то из великих мудрецов сказал:
«Выберите себе работу по душе - и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни».

Нередко приходится слышать жалобы друзей и знакомых: «У меня такая нервная работа!» Что мы подразумеваем под нервной работой? Какая профессия считается самой нервной? Как сохранить душевное здоровье на нервной работе? Давайте попробуем разобраться вместе.

Нервная работа - это работа, связанная со значительным нервным напряжением и нередко приводящая к профессиональному стрессу, а в запущенных случаях - . Нервной работа бывает в двух основных случаях: либо профессия сама по себе сопряжена со стрессом на работе, либо стресс вызывается условиями работы (плохая атмосфера в коллективе, на рабочем месте, деспотичное начальство и пр.).

Ну а самый тяжелый случай - сочетание обоих типов нервной работы . Самый яркий пример - работа в школе: работа с детьми сама по себе не самое благодарное занятие, а когда к нему добавляется борьба с коллегами за часы и классное руководство, и стальные нервы могут не выдержать.

Какие профессии считаются самыми нервными? Психологи выделили несколько групп профессий, представители который больше всего подвержены . Хотя на первый взгляд такие профессии кажутся безобидными, а для многих - очень желанными.

Очень нервная работа у… звезд! Публичные люди (актеры, певцы, телеведущие, политические и общественные деятели) всегда находятся в центре внимания, им нужно постоянно выглядеть безукоризненно, следить за тем, что и как они говорят. К тому же, такая работа сопряжена с постоянными разъездами, плотным графиком и невозможностью удалить достаточно времени семье. Быть звездой очень утомительно.

Нервная работа и у творческих личностей (писателей, художников, композиторов) и ученых. Казалось бы - что тут нервного, знай себе твори или изобретай! Но у таких людей работа прочно переплетается с личной жизнью, они погружаются в нее полностью и часто совершенно не умеют отдыхать. А ведь смена деятельности нужна не только нашему телу, но и мозгу - так и перегореть недолго.

Думаем, никто не будет спорить, что у педагогов тоже очень нервная работа. Дети - очень специфическая целевая аудитория, но работа учителя - это не только проведение уроков. Это еще и горы документации, внеклассные мероприятия, необходимость постоянно взаимодействовать с родителями учеников, которые обычно появляются в школе тогда, когда чем-то недовольны. Сплошной стресс.

Вообще, практически любая работа, связанная с общением с людьми , - нервная работа. Сотрудники техподдержки, операторы колл-центров, продавцы-консультанты, менеджеры по работе с клиентами и представители многих других профессий вынуждены ежедневно сталкиваться с претензиями и хамством, которые приходится молча проглатывать - на такой работе сотрудник обязан постоянно быть вежливым, даже если ему открыто хамят.

Ах да, не забудем еще и руководителей - у них тоже нервная работа. Иногда со стороны может показаться, что директор ничего не делает, но на самом деле на нем лежит огромная ответственность. Вообще, чем выше уровень ответственности человека, чем больше профессиональный стресс. Если рабочий криво положил кирпич - ничего страшного не случился. А вот если ошибся человек, который проектировал все здание…

Что делать, если у вас нервная работа? Если все ваши нервы - не от профессии, а от обстановки, есть несколько выходов :

  • сменить работу (но учтите, что если в натянутых отношениях с коллегами виноваты вы, а не они, на новом месте может быть то же самое);
  • научиться управлять своим стрессом ();
  • смотреть на вещи проще и не расстраиваться из-за мелочей (многие проблемы мы придумываем себе сами, делая из мухи слона).

Если же дело в самой профессии, все намного сложнее. Изменение отношения к работе может в какой-то степени помочь - но все равно работа останется нервной, пусть и в меньшей степени. Другое дело - согласны ли вы с этим мириться. Если вы любите свою работу несмотря на ее недостатки, можем посоветовать четко разделить работу и личную жизнь , насколько это возможно - даже от самой любимой работы нужно отдыхать.

Если же ваша работа не только нервная, но и нелюбимая (часто так случается, когда специальность вы выбирали под давлением родителей, подражая друзьям или поступали туда, куда легче всего поступить), лучше взять тайм-аут, передохнуть, а потом, возможно, сменить профессию . Не обязательно уходить в кардинально другую сферу - можно попробовать смежную профессию, в которой меньше «вредных» факторов. Скажем, учитель английского, уставший от работы с детьми, может попробовать себя в роли переводчика.

Нервная работа - проблема многих, но не нужно думать, что вы не в силах все изменить!

Принято считать, что карьерных высот добиваются жизнерадостные экстраверты – люди, для которых активное общение только в радость. А как быть тем, кто по природе своей молчалив, замкнут и погружён в себя? В густонаселённых офисах c требовательными начальниками и шумными сотрудниками интровертам, предпочитающим тишину и одиночество, приходится несладко. Планёрки, дедлайны, цейтноты и обеды с коллегами не лучшим образом сказываются на производительности труда интровертов. Rjob выяснил, какую работу стоит выбрать интроверту, чтобы она приносила ему удовлетворение, а не стресс.

Профессии для одиночек

По мнению профессора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елены Яхонтовой, оптимальной работой для интровертов является та, которая не предполагает интенсивного взаимодействия с людьми и постоянных оценочных суждений с их стороны. Более всего подходят профессии, связанные с интеллектуальной и креативной деятельностью, требующие сосредоточенности, вдумчивости и индивидуальной работы.

Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт «Частной психологической практики» Юлия Горожанкина считает, что интровертам комфортно лишь в спокойной обстановке, например, дома.

«Интроверты «заряжаются» в одиночестве, оно им просто необходимо для восполнения энергии. Чтобы находиться в чрезмерно социально-стимулирующей среде офиса, интроверт тратит очень много внутренних сил, которых не остаётся на то, чтобы выполнять свою работу эффективно. Возможно, что часть работы интроверт берёт с собой на дом после рабочего дня или на выходные. Не потому что не успевает её делать в офисе, а потому что в спокойной обстановке он более эффективен и работоспособен, – комментирует психотерапевт. - Лучшая форма работы для интроверты – это либо отдельный кабинет, либо , либо рабочий график, в котором можно только часть времени проводить на рабочем месте. Из интровертов получаются прекрасные финансисты, писатели, блогеры, трейдеры, специалисты в сфере информационных технологий, дизайнеры.»

Психолог Мария Ефимова советует интровертам обратить внимание на следующие сферы деятельности:

IT-индустрия: программист, веб-дизайнер, администратор сайта.

Они выполняют определённые и чёткие задачи, при этом общение с людьми сводится к минимуму. Контактировать с клиентами можно по электронной почте, а работу выполнять удалённо.

Финансы: бухгалтер, финансист, экономист, финансовый аналитик.

Эти профессии связаны с обработкой входящих данных по чётко заданным алгоритмам и правилам. От специалиста требуется усидчивость и исполнительность.

Также интроверты могут заниматься журналистикой (копирайтер, рерайтер), дизайном, маркетингом и наукой. В этих областях они используют свои сильные стороны: способность к творчеству, креативность, хорошую память, аналитический склад ума.

тоже подойдет для интроверта. Эта профессия гарантирует минимальный контакт с людьми, требует внимательности и сосредоточенности.

Ещё одну профессию – довольно нетрадиционную – предлагает интровертам Наталья Мигненко , специалист «Международной академии исследования лжи». Речь идёт о , которые могут определить ложь без вспомогательных средств.

«Верификаторы успешно трудятся в службах безопасности, HR-отделах. Их умения и навыки применяются во время переговоров на самом высшем уровне (как в сфере бизнеса, так и политики). Они – учёные, которые проводят исследование, а ещё - разведчики, психологи и актеры, – поясняет Наталья Мигненко. – «Человек-сканер» работает с определёнными данными: поза, жесты, вегетативные проявления, дыхание, мимика, речь или её отсутствие, положение человека в пространстве. Верификатор основывается на опыте психологии, физиологии, лингвистики, а также антропологии.»

Очевидно, что у интроверта есть масса вариантов, и данный тип характера не предполагает жёстких ограничений.

«В наше время, при таком количестве технических возможностей, интроверты могут работать практически в любой сфере и отрасли. Там, где они смогут обеспечить себе главное и необходимое условие – быть в комфортной среде и какое-то время в одиночестве, а подзарядившись, «выныривать» в социум и деловую активность до следующей подзарядки», - подчёркивает Юлия Горожанкина.

Прочь из центра внимания: куда интровертам лучше не соваться

Однако есть должности и сферы деятельности, которые не рекомендованы интровертам: шоу-бизнес, медицина, педагогика, ресепшн. Профессор Елена Яхонтова отмечает, что эти профессиональные направления трудны для интровертов, так как требуют интенсивного взаимодействия и глубокого эмоционального контакта с разными людьми.

«Интровертам не стоит работать там, где нужно активно «продавать себя», постоянно быть в центре внимания, «держать лицо», – советует Юлия Горожанкина.

Психолог Мария Ефимова уверена, что эмоционально выматывающими для интровертов могут быть следующие профессии: продавец-консультант, рекламный агент, общественный деятель или оратор. Большинство из этих профессий опустошают и ментально, и физически. Это доставляет дискомфорт интроверту.

Как повысить производительность труда интроверта

Многие интроверты жалуются на то, что не могут в полной мере реализовать свой потенциал – мешают условия, в которых приходится трудиться. Начальник постоянно стоит над душой, общая атмосфера в офисе напряженная. Что же делать?

«Интроверт чувствует себя комфортно, когда у него есть шанс сконцентрироваться на одной задаче, углубиться в неё. Такому человеку нужен автономный участок работы, желательно, чтобы он не зависел от коллег, подрядчиков и руководителя. Нужно, чтобы сотрудник-интроверт получал информацию заранее и имел возможность подумать, перед тем, как начать действовать. Если руководитель отлично знает своих подчинённых, то сможет правильно использовать ресурсы каждого», – комментирует психолог Мария Ефимова.

По мнению Елены Яхонтовой, эффективность работы сотрудника на рабочем месте, в первую очередь, зависит от его профессиональных и деловых компетенций, и в последнюю – от типа темперамента.

«Необщительные интроверты могут развить в себе коммуникативные навыки и работать гораздо лучше, чем общительные экстраверты. От руководителей требуется создать нормальные условия для работы и развивать компетенции как интровертов, так и экстравертов. Большее влияние тип темперамента оказывает на работу в команде. Для эффективной командной работы интровертов руководители должны предлагать им подходящие командные роли генератора идей, исследователя ресурсов, контролера», – советует эксперт.

Психотерапевт Юлия Горожанкина выступает за индивидуальные условия работы для интровертов.

«Не случайно они выбирают более тихие часы для работы. Например, раннее утро, когда ещё нет офисной суеты, или наоборот, вечер, когда большинство сотрудников расходятся по домам.

На совещаниях интровертам необходимо время, чтобы подумать. Они лучше генерируют идеи в одиночку. Им нужна тишина, ощущение личного пространства в офисе.
И большой вопрос – насколько реально соблюсти всё это в условиях офисных будней», – говорит Юлия Горожанкина.

Чтобы интроверт чувствовал себя комфортно в коллективе, он должен понимать свои особенности и уметь сообщать о них окружающим. Нет ничего хуже, чем интроверт, отрицающий свою интровертность и пытающийся мимикрировать. Во-первых, ему самому будет очень тяжело нести «социальную маску», а во-вторых, коллектив всегда будет чувствовать это несоответствие.

Большая часть интровертов – индивидуалисты, которым важно душевное спокойствие и которые очень чутко реагируют на давление. Но если интроверт найдёт свою стезю и комфортную форму работы, он приложит все силы для того, чтобы реализоваться. Его акцент на внутренних переживаниях будет играть только на руку – потому что нет необходимости мотивировать такого человека извне.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

В жизни каждого из нас время от времени возникают стрессовые ситуации. Они проявляются из-за ослабленного здоровья, разногласий с близкими, перед ответственными событиями. Но больше всего мы нервничаем, конечно же, из-за работы. Какой бы она ни была - физической или умственной, так или иначе, на работе постоянно есть большая ответственность, сжатые сроки, переутомление, контроль начальства, недовольство сотрудников и так далее и тому подобное. Неудивительно, что все это негативно сказывается на нашей нервной системе.

И вот, мы уже совсем не с тем былым удовольствием просыпаемся по утрам, не бежим радостно пить кофе перед новым рабочим днем, не улыбаемся своим коллегам, постоянно жалуемся на неприемлемые условия и низкие зарплаты, хотя раньше нас все устраивало. Что же делать? Бросать работу? Менять ее на новую? Но не факт, что и на новой должности нас не постигнет та же участь… Оказывается, все можно поправить, и сделать это совсем несложно. Как отучиться нервничать из-за работы, мы расскажем вам в нашей статье.

Что такое нервозность

Это стрессовое состояние нашего организма, которое постигает нас в силу наших личностных качеств, а также внешних воздействий. Кто-то больше склонен к переживаниям, из-за высокого уровня эмоциональности, способности все «пропускать» через себя, невозможности реагировать на ту или иную ситуацию отвлеченно. Другие, более стойкие в эмоциональном плане люди, тоже могут легко потерять контроль и разнервничаться - в преддверии ответственных событий, при возникновении проблем, во время каких-то психологических нагрузок.

Нервозность считается естественной реакцией организма на внешние раздражители, защитным механизмом. Когда появляется стрессовая ситуация, наш мозг начинает посылать нам сигналы об опасности: учащение дыхания, повышение потоотделения, тремор (дрожание рук), снижение мыслительных способностей, рассеянность и даже провалы в памяти, нарушение координации движений, мимики и связной речи. Кто-то справляется с такими проявлениями легко и быстро, кто-то не испытывает их вообще, а вот некоторым людям очень тяжело перебороть себя и взять в руки.

Нервозность на работе обычно появляется у нас тогда, когда мы что-то не успеваем - сдать проект к назначенному сроку, выполнить поручение начальства, или тогда, когда дело идет из рук вон плохо, в выполнении работы есть много трудностей, она забирает все наши силы и время. Еще один фактор - это неуверенность в себе, закомплексованность, страх перед вышестоящим начальством, боязнь не понравиться и не сделать работу идеально, боязнь потерпеть неудачу.

Если нервозность проявляется у вас нечасто, если это нерегулярное и не постоянное явление, с ней можно и нужно справляться. Но если вы постоянно нервничаете именно на этом вашем рабочем месте, а раньше такого не наблюдалось, постарайтесь найти причину - тот самый внешний раздражитель, на который так яростно реагирует ваш организм. Если стрессовые ситуации настигают вас повсюду, на каждой из ваших предыдущих работ, а также не только на работе, но и дома, в повседневной жизни, возможно, стоит обратиться за консультацией к психологу, так как причины такому могут крыться глубоко внутри вас и не зависеть от внешних факторов.

Возможно, вся причина вашей нервозности кроется в том, что вы не справляетесь с обилием свалившихся на вас дел? А может быть вы переживаете всего лишь потому, что не умеете правильно и грамотно спланировать свое рабочее время? Тайм-менеджмент или управление своим временем - это очень полезная практика не только на работе, но и в домашних делах. Однако именно на рабочем месте тайм-менеджмент может принести действительно результативные плоды.

Организуйте рабочее место

Здесь все должно быть расставлено по своим местам, все нужное - под рукой, и ничего лишнего. Даже если у вас творческая работа, организуйте свое рабочее место так, чтобы быстро находилось то, что необходимо вам именно для рабочего процесса.

Наверняка вы знаете заранее, что ждет вас на работе завтра. И даже если все поручения вы получаете рано утром на летучке, вы все равно должны выделить 10-15 минут, чтобы распределить дела на день. Лучше всего сделать это за чашечкой кофе, а план составить в письменном виде.

Распределите дела по классам

В тайм-менеджменте принято распределять дела по их важности и срочности. Выделяют три основных вида поручений: «важные и срочные», «важные и несрочные» и «неважные и несрочные». Именно в такой последовательности стоит распределить задания на весь рабочий день и выполнять их.

Многие работодатели отключают доступ к социальным сетям и развлекательным сайтам на рабочем месте, и в этом есть свой смысл. Немногие из нас могут сами исключить все это из рабочего процесса, и даже стремясь посмотреть ленту новостей одним глазком, «зависают» в соцсети на часы.

Не забывайте также и отдыхать, ведь продуктивной работы не бывает без перерывов. Обязательно выделите время на обед, кофе-брейки или чаепития, давайте телу размяться, а голове - проветриться. Все это необходимо еще и когда работа проходит постоянно за компьютером.

Если с повседневным рабочим процессом у вас все в порядке, то перед важными событиями нервничают, наверное, практически все. Собеседование перед приемом на работу, переговоры или встреча, презентация или выступление - это все действительно стрессовые ситуации для обычного человека. Как же успокоиться и снять мандраж? Для начала необходимо забыть о предстоящей неудаче, даже если вы подготовились плохо и она возможна. Конечно же, сделать это нелегко, но голову все же придется очистить и в буквальном смысле этого слова проветрить. Как? С помощью дыхательных упражнений!

Полностью сосредоточьтесь на том, что вы делаете. Вдохните медленно и глубоко на 4 счета (возьмите себе за точку отсчета секунды - атак будет удобнее всего). Задержите воздух внутри на 2 счета и медленно выдохните его на те же 4 счета. Здесь опять задержка на 2 счета и снова глубокий вдох. Чем медленнее и размереннее вы будете это делать, тем быстрее ваш мозг насытится кислородом, приступ паники пройдет.

Во время самого мероприятия, встречи или выступления перед публикой, постарайтесь имитировать спокойствие хотя бы внешне. Следите за своими движениями, мимикой, речью и интонацией, не допускайте суеты и напряженности. Сосредоточившись на этом, мозг будет давать телу нужные команды, и внешнее спокойствие поможет достигнуть спокойствия внутреннего.

Многие прибегают к этому способу избавиться от стресса и излишней нервозности только в самый последний момент, когда ни на что уже не хватает сил, а ситуация действительно выходит из-под контроля. И совершенно зря, ведь натуральные седативные (успокоительные) препараты растительного происхождения не нанесут нашему организму никакого вреда. А для тех, у кого действительно нервная работа, стоит пропивать курс успокоительных раз в полгода для профилактики.

Какое средство выбрать? Сегодня по ТВ рекламируют массу препаратов, которые помогут успокоиться. Но лучше всего, конечно же, проконсультироваться с врачом. У вас нет личного психолога? Это не проблема! Сходите в местную поликлинику, попросите направление к невропатологу и поинтересуйтесь, что можно попить для профилактики стрессов и нервных срывов.

Совсем не доверяете медикаментозным препаратам? Тогда обратитесь к траволечению. В любой аптеке продаются травы валерианы, хмеля, пустырника, пиона лекарственного, страстоцвета, мяты перечной. Сделайте «целебную» смесь и добавляйте ее в ваш чай или заваривайте на ночь. И спаться будет крепче, и лишняя нервозность точно пройдет.

Укрепляем нервную систему

Самые тяжелые стрессы на работе возникают тогда, когда кроме работы у нас ничего больше нет. Здесь не имеется ввиду личная жизнь (которой, кстати, тоже может не быть, потому что элементарно на нее нет времени и сил), а самый простой отдых и расслабление. Вы забыли, когда у вас в последний раз был отпуск? Тогда совсем неудивительно, что работа держит вас в постоянном напряжении.

Здоровый сон

Как известно, спасть нужно не менее 8 часов в сутки, хотя секрет высыпаемости кроется совсем не в количестве сна, а в его качестве. Полноценный ночной отдых исключает все раздражители, сон должен быть глубоким, а постель - максимально комфортной. Чтобы чувствовать себя бодрым целый день, вечером нужно засыпать до 12 часов, тогда можно встать с первыми лучами солнца. Это, кстати, никак не связано с нашими биологическими ритмами («сова» или «жаворонок»), как доказали американские ученые-сомнологи.

Активный отдых

Поверьте, лежать на диване после тяжелого трудового дня в офисе - это совсем не тот отдых, который необходим нашему организму. Дайте телу надышаться, отправьтесь на прогулку, а еще лучше - на получасовую пробежку. Вообще, физические упражнения очень эффективны в борьбе со стрессом и нервными напряжениями, особенно упражнения аэробные - бег, плаванье, спортивная ходьба, лыжи и т.п. В процессе занятий вырабатываются эндорфин - «гормон счастья», а так как все в нашем организме взаимосвязано, то наряду с мышцами, сердечно-сосудистой и дыхательной системами организма, укрепляется и центральная нервная система.

Отказ от вредных привычек

Постарайтесь бросить курить и литрами пить кофе - его избыток отнюдь не бодрит нас, а убивает нервные клетки. Одна-две чашки натурального качественного кофе в день сделают свое полезное дело, остальные же пойдут только во вред. Отдельно стоит сказать и об алкоголе - поначалу нам кажется, что бокал вина после тяжелого трудового дня нас расслабляет, но он отнюдь не помогает избавиться от накопившихся проблем. В любом случае, все хорошо, что в меру, и злоупотреблять тем, что наносит вред нашему организму, не стоит.

Правильное питание

Не пренебрегайте этим фактором, ведь врачи разработали даже лечебную диету при депрессиях и нервных срывах. Ее рацион состоит, прежде всего, из белковых продуктов. Мясо стоит употреблять в пищу нежирное - телятина, курица, индейка, а вот рыба предпочтительна как богатая полезными жирами Омега-3, - семга, лосось, форель. Обязательно включайте в рацион свежие зеленые овощи, помидоры, бобовые, молоко и кисломолочные продукты, цитрусовые, орехи. Хочется «заесть» стресс сладеньким? Разрешен черный шоколад в небольших количествах и сухофрукты. А запить все это стоит простой негазированной водой (как минимум 2 литра в день), травяным чаем, свежевыжатыми соками.

Все эти советы, если их действительно соблюдать, могут весьма эффективно помочь нам укрепить наш организм, а ведь в здоровом теле - здоровый дух. А значит, и наша нервная система откликнется на все эти изменения положительно, и больше не будет изводить вас приступами паники не по делу. Будьте здоровы и спокойны, и тогда любая работа будет вам в радость.

Много лет проработав в офисах крупных, а однажды и не очень компаний финансового сектора, я, как и большинство работающих людей, подвергалась стрессам всех мастей. Часть из них была вполне предсказуема: отчетные периоды, проверки и прочие дедлайны, часть неожиданно «сваливалась на голову» в виде распоряжений «надо вчера», своих и чужих ошибок, реорганизаций, кризисов… Бывало, стрессы принимали хронический характер, и на фоне ежедневных переработок и недосыпов цвет лица приобретал нежно-зеленый оттенок, по малейшему поводу хотелось наорать или заплакать от бессилия, и обострялись все болячки, даже те, которых не было.

У японцев есть специальное слово - «кароси», обозначающее смерть на рабочем месте от переутомления. Это, конечно, экстраординарное явление, но от последствий нервной работы страдают очень многие. Какие рецепты обычно предлагают в качестве панацеи? Их можно свести к трем группам: принимать успокоительные, вести здоровый образ жизни, сменить работу. Успокоительные, возможно, временно помогут, но проблема никуда не денется. ЗОЖ, безусловно, полезная штука, но может стать источником дополнительного стресса, когда, решив с понедельника правильно питаться и заниматься спортом, вы этого не делаете за отсутствием времени и других ресурсов, и порицаете себя еще и за это. Смена работы - это колоссальный стресс сам по себе, это не всегда возможно и подходит по самым разным причинам, да и никаких гарантий, что на новом месте работа будет менее нервная.

Что же делать? «Нервная работа», если разобраться, обусловлена множеством факторов: от социокультурных и экономических до индивидуальных психологических. Для начала посмотрим на проблему с очень утилитарной точки зрения: что с нами происходит и каковы возможные последствия рабочего стресса, какие инструменты «скорой самопомощи» можно применить при стрессе на работе и не только.

Простыми словами - о стрессе, его влиянии и последствиях

Стресс, по сути, это ответ организма на любые требования, внешние и внутренние, которые выводят организм из равновесия - гомеостаза. С этой точки зрения отпуск, например, - тоже стресс (и я сейчас не о том отпуске, в котором что-то пошло не так). Мы вынуждены адаптироваться к новым условиям и, осознанно или нет, осуществляем для этого какие-то действия.

Любое действие в норме проходит три стадии: активация или подготовка к действию; адаптация и непосредственно действие, при котором наблюдается оптимальное для ситуации напряжение всех систем организма; торможение, т.е. мы расслабляемся. Если стадия расслабления по каким-то причинам не происходит, мы попадаем в зону «дистресса» - то, что мы в быту называем стрессом (здесь и далее). Или же ресурсы организма настолько истощены, что сбои дает фаза активации, и тогда мы оказываемся в зоне «бытовой депрессии», когда ни на что буквально нет сил.

Как это сказывается на нашей жизни и, в частности, на работе?

Физиологически. В стрессе мы находимся в постоянном напряжении, а значит спазмируются мышцы, сосуды, внутренние органы, страдает нервная система. В результате имеем проблемы с артериальным давлением, пищеварением, сном; могут возникнуть непонятные боли, высыпания и т. п. (более подробно можно посмотреть, набрав в поисковике «чикагская семерка», - это о заболеваниях, имеющих психосоматическую природу).

Эмоционально. Необязательно выражается в том, чтобы прийти и сорваться на близких, т. е. в раздражении и гневе. Это также состояния равнодушия и апатии, повышенной тревожности, чувства вины, постоянного недовольства собой, работой. При этом эмоции по своему накалу будут неадекватны ситуации, но, находясь в стрессе, мы, увы, не всегда можем это отследить и отрегулировать.

Интеллектуально. Становится сложно концентрироваться и принимать решения, подводит память («непонятно, где забыл ключи»), преобладают негативные мысли.

Поведенчески. Суета и нехватка времени, рост числа ошибок даже в рутинной деятельности, хватание за все подряд. Репертуар возможных ответных реакций сужается до нескольких поведенческих шаблонов, которые мы, скорее всего, усвоили в детстве. Отсюда поступки, неадекватные текущей ситуации (но это тема для отдельного разговора).

Резюмируя, можно сказать, что в этом состоянии мы попадаем в так называемый «канал выживания»: у организма в прямом смысле слова одна цель - выжить, а все задачи, которые мы ставим помимо этого - работать, вести какую-то социальную жизнь, выполнять функции жены, мамы воспринимаются как дополнительная нагрузка и неизменно страдают. В конечном итоге можно прийти к .

А теперь представьте на минуту человека, у которого все вышеперечисленные симптомы ярко выражены, и немного утрируйте его образ в воображении - едва ли перед вами будет образ хорошего работника…

«Скорая самопомощь» при стрессе

Итак, что же делать, если объективно нет возможности выйти из стрессовой ситуации, тем более взять отпуск и хотя бы немного отдохнуть? Вот четыре простых способа помочь себя, не отходя от рабочего места.

Вода. Возьмите себе за правило, что на вашем столе, а также на всех совещаниях, переговорах и т.п. у вас должна быть бутылка или стакан с водой комнатной температуры. Как только чувствуете, что внутри растет напряжение, делайте несколько медленных глотков воды. Механизм и польза этого простого действия в следующем:

  • нейроны головного мозга «общаются» посредством электрических импульсов, вода - отличный проводник;
  • сделав несколько глотков, вы даете организму сигнал о том, что нет необходимости переключаться в режим «выживания»;
  • когда вы целенаправленно делаете глоток, а еще чувствуете вкус воды, как она смачивает гортань и проходит внутрь, вы возвращаете себе осознанность и возможность думать и анализировать.

Почему только вода, а не чай, кофе, соки? Любые напитки, кроме воды, включают работу ЖКТ, на которую в стрессе у организма просто нет свободных ресурсов - все распределяется на обеспечение жизненно важных функций. У многих из нас чай, кофе автоматически тянут за собой что-нибудь сладенькое: кофеин и простые углеводы быстро добавляют энергии и, казалось бы, работоспособности, но так же быстро этот эффект ослабевает. А уж о последствиях конвертации плюшек в лишний вес я здесь писать не буду.

Пауза. Применять в комплексе и отдельно в любых непонятных ситуациях. В стрессе одной из распространенных реакций является замирание дыхания. Осознанные вдох-выдох восстановят дыхание и помогут немного снизить накал напряжения. Еще один важный аспект, который упомяну здесь одной строкой: сужение временного горизонта, когда нужно «быстрей-быстрей», зачастую является манипуляцией, и, чтобы в ней окончательно не увязнуть, нужна пауза. Это может быть что угодно, от паузы в речи, до краткого физического выхода из ситуации: налить себе воды, выйти в дамскую, сделать срочный звонок, предпринять любое другое уместное в ситуации действие.

«Заземление». Понаблюдайте за позами коллег, а если удастся, и за своими, когда вы в стрессе. Вы заметите, что кто-то ссутуливается и весь как-то сжимается, кто-то сидит на краешке стула, и кажется, что он вот-вот взлетит, кого-то, напротив, как будто распирает изнутри, и видно, как напряжены даже мышцы шеи. Это наши телесные реакции на стресс, но их можно запустить в обратную сторону и заставить работать на себя. Если сидите, поставьте обе ноги на пол, если стоите, распределите вес равномерно и почувствуйте сами ноги, ступни и пол под ними. Сидя, почувствуйте под собой стул, облокотитесь на спинку, ощутите, что у вас есть физическая опора - обопритесь на нее в прямом смысле слова и на пару минут удержите это ощущение в поле своего внимания. Ваше тело немного расслабится и отправит сигнал мозгу о том, что все в порядке, можно выйти из аварийного режима.

Возвращение в реальность. Две другие типовые реакции на стресс выражаются либо в том, что мы предельно на чем-то сосредотачиваемся и буквально ничего не видим и не слышим вокруг, либо наоборот - сосредоточиться невозможно, движения становятся хаотичными, и все валится из рук. В эти моменты мы находимся где угодно - в будущем, прошлом, альтернативной реальности, но только не там, где мы есть сейчас. Чтобы вернуться достаточно:

  • увидеть что-либо из окружающего пространства: что висит на соседней стене, какого она цвета, какое над вами освещение, какого цвета глаза у собеседника;
  • услышать что-либо из окружающего пространства: какой тембр голоса у коллеги, как шелестит бумага в принтере, какие звуки доносятся с улицы или из соседней комнаты;
  • почувствовать что-либо из окружающего пространства: какая текстура у подлокотника вашего кресла, комфортная ли температура в комнате, достаточно ли воздуха.

Остается важный и вполне резонный вопрос: как будучи в стрессе, вспомнить обо всех этих, пусть и простых, действиях? Подключаем воображение. Попробуйте придумать и записать аббревиатуру, какие-то символы или нарисуйте рисунок, которые помогут вам вспомнить, что делать при стрессе, и повесьте на работе на видном для себя месте. Можно придумать какую-нибудь считалочку, например:

Глоток воды, вздохнуть, облокотиться,

увидеть окружающие лица.

Или несколько раз заранее проговорите про себя и проделайте нужные действия, при этом поочередно смыкая подушечки большого и остальных пальцев на одной или обеих руках и повторяйте, каждый раз, как вспомните. При стрессе замыкайте подушечки пальцев, чтобы вспомнить, что нужно делать.

Постепенно эти навыки станут привычными, и забота о себе при стрессе станет нормой.

В следующий раз поговорим о методах, которые помогут глубже понять причины возникновения ваших стрессов на работе и подскажут правильные решения в долгосрочной перспективе.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.