14 век в истории. Новгородская земля. Краткая характеристика. Власть и религия в ВКЛ

Введение

1. Правители

    Фараоны Аменхотеп III, Эхнатон, Сменхкара, Нефернефруатон (?), Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб, Рамсес I, Сети I.

    Цари хеттов Арнуванда I, Хаттусили II, Тудхалия II, Тудхалия III, Суппилулиума I, Арнуванда II, Мурсили II.

    Цари Тира Абимилк, Баалмер.

    Цари Митанни Шуттарна II, Арташумара, Тушратта, Шуттарна III, Шаттиваза, Шаттуара I.

    Цари Ассирии Ашшур-надин-аххе II, Эриба-Адад I, Ашшур-убаллит I, Эллиль-нирари, Арик-ден-или, Адад-нирари I.

    Цари Вавилона Кадашман-Харбе I, Куригальзу I, Кадашман-Эллиль I, Бурна-Буриаш II, Караиндаш II, Назибугаш, Куригальзу II, Назимарутташ.

    Цари Элама Игехалки, Пахиришшан I, Аттаркиттах.

    Цари Шан Цзу И, Цзу Синь, Во Цзя, Цзу Дин, Нань Гэн, Ян Цзя.

2. Египет

    1391-1353 (1386-1349 или 1405-1367) - Фараон Аменхотеп III. Мирные отношения с Вавилонией и Митанни. Династические связи с ними. Строительство Луксорского храма Амона-Ра. Храм со статуями Аменхотепа - "колоссами Мемнона".

    1386 - Подавление Аменхотепом восстания в Эфиопии.

    1353-1337 (1349-1334 или 1368-1351) - Фараон Неферкеперур Аменхотеп IV (Эхнатон). Сын Аменхотепа III и Тии. Перенесение столицы из Фив в новый город Ахетатон (Эль-Амарна). Введение культа Атона. Натиск хеттов на Сирию. Женат на Нефертити. Шесть дочерей, в том числе Меритатен.

    Ок.1337 (1361) - Фараон Сменхкара, зять Эхнатона. Восстановил почитание Амона.

    1337-1325 - Фараон Тутанхамон (ок.1352-1325), зять Эхнатона. Соправитель с 1343. Поселяется в Мемфисе. Некоторое улучшение положения в Сирии.

    1325 - Вдова Тутанхамона предлагает свою руку хеттскому царевичу. Но египетские вельможи убивают его. Царь хеттов идет на Египет. Египетское войско разбито. Но эпидемия, передавшаяся от египетских пленных к хеттам, заставляет хеттов прекратить военные действия.

    1325-1323 - Фараон Эйе, бывший начальник колесничьего войска.

    1323-1295 (ок.1350) - Фараон Хоремхеб, последний из 18-й династии. После избрания фараоном в Фивах отплывает в Мемфис. Сооружение чертога перед главным храмом Амона в Фивах.

3. Ближний Восток

    Начало 14 века - Царь Митанни Тушратта. Митанни сохраняет гегемонию в Ассирии. Союз Тушратты с Египтом.

    Ок.1385-1360 (1404-1379) - Царь Вавилонии Бурнабуриаш II. Посольство в Египет.

    Ок.1380 (ок.1410) - Суппилулиума узурпирует трон хеттов и освобождает страну от иностранных захватчиков.

    Ок.1380-1346 (Ок.1410-ок.1360) - Царь хеттов Суппилулиума.

    Ок.1377 (ок.1400) - Гибель дворца в Кноссе. Окончательный упадок Крита.

    1360-е годы - Абдаширта объединяет под своей властью область Амурру, но гибнет в борьбе с финикийскими городами.

    1364-1328 (Начало 14 века) - Царь Ассирии Ашшурубаллит I. Освобождение Ассирии от влияния Митанни. Захват части митаннийской территории. Усиление влияния Ассирии в Вавилонии.

    Ок.1362 - Союз Ассирии с Египтом. Победа Ашшурубаллита над Митанни. Укрепление северной границы Ассирии.

    Ок.1360 - После смерти царя Тушратты в Митанни начинаются смуты. Престол захвачен узурпатором Шуттарной. Шуттарна заключает союз с Ассирией и Альше. Ко двору хеттов бежит Шаттиваса, сын Тушратты. Шаттиваса женится на дочери Суппилулиумы.

    Ок.1358 (Ок.1400) - Царь хеттов Суппилулиума разгромил Митанни и покорил Сирию. На престол Митанни садится ставленник хеттов Шаттиваса.

    1350-е годы (1370-1360-е годы) - Успешные походы хеттов в Сирию. Их поддерживают степные племена хапиру. Подчинение хеттами Угарита, Каркемиша и Халпы.

    Ок.1355 - Брак царя Вавилона Караиндаша II на дочери Ашшурубаллита.

    1346-ок.1315 (Ок.1360-ок.1330) - Царь хеттов Мурсили II, сын Суппилулиумы. Победа над царством Арцава. Границы державы хеттов простираются до Эгейского моря.

    1340-е годы - Царь Амурру Азиру, сын Абдаширту, захватывает центральную часть Финикии. Визит Азиру в Египет. Он оправдывается перед Эхнатоном, но по возвращении заключает союз с Суппилулиумой.

    1340-е годы - Поражение Библа, союзника Эхнатона, в борьбе с соседними государствами. Гегемония над Финикией переходит к Сидону.

    Ок.1335 - На вавилонский престол вступает сын Караиндаша и внук Ашшурубаллита Кадашманхарбе. Поход Кадашманхарбе на Сирию. Его убивают касситы, недовольные союзом с Ассирией. Царем Вавилона провозглашают узурпатора Назибугаша.

    Ок.1333 - Ашшурубаллит захватывает Вавилон, громит Назибугаша. Царем Вавилона становится Куригальза II, сын Кадашманхарбе.

    1308 или 1312 г. - солнечное затмение.

    Ок.1308 - Царь Ассирии Арикденили. Победы над Митанни.

    1306-1274 (Середина 14 века) - Царь Ассирии Ададнерари I, сын Арикденили. Война с Вавилонией. Ассирия захватывает Аррапху и Нузу. Ададнерари отражает нападение Митанни и ставит митаннийского царя в зависимое от себя положение. Новый царь Митанни отлагается от Ададнерари. Ададнерари победоносно проходит всю митаннийскую территорию, захватывает Вашшуккани и территорию от Харрана до Каркемиша. Победа над арамеями.

    14 век - Начало расселения арамеев из Аравии по Передней Азии.

4. Другие регионы

    1388 (1384) - Перенесение Пань Гэном столицы на новое место в Аньянь.

    1352-1324 - Царь Инь Сяо И. Переселение племени Чжоу на восток, на территорию Ци.

    1327 - Потомки людей Гун-лю во главе с князем Шань-фу, гонимые жунами, поселились в Северном Шэньси. Из этого племени произошла династия Чжоу.

    14 век - Значительное строительство в Микенах. Укрепление акрополя.

    14 век - Распространение коневодства в степях Южной Сибири и Казахстана; развитие кочевого скотоводства.

    Легендарное путешествие аргонавтов.

5. Важные персоны

6. Открытия, изобретения

14 век - это время Средневековья на Руси, которое ознаменовалось собиранием земель вокруг Москвы и образованием единого государства. Данное столетие занимает важное место в отечественной истории как время преодоления феодальной раздробленности и усиления власти московского князя. Кроме того, именно в этот период произошла знаменитая Куликовская битва, которая положила начало свержению татаро-монгольского ига.

Объединение земель

14 век стал столетием, во время которого во многих княжествах наблюдался процесс консолидации уделов вокруг одного главного центра. В Московском, Тверском, Рязанском и других княжествах правители подчиняли своей власти младших удельных братьев и стремились присоединить к своим домениальным владениям их земли. В первой половине столетия обозначились три центра, которые претендовали на то, чтобы стать инициаторами образования единого государства. Помимо Москвы и Твери, Литовское княжество также выступало в роли объединителя. Под властью его правителей находилось значительное количество западно-русских земель, что давало им основание претендовать на статус лидера.

Межкняжеская борьба

14 век стал временем противостояния между удельными владельцами. Каждый их них стремился отстоять свое право на самостоятельность. Наиболее сильные претендовали на великокняжеский титул, который связывался с обладанием великим Владимирским княжеством. Уже в первой половине указанного столетия явное преимущество оказалось на стороне московских князей, которые, начиная с Ивана Калиты, последовательно удерживали за собой ярлык на эту территорию. Однако лидерство Москвы еще не было безусловным. Другие княжества (Тверское, Рязанское) продолжали отстаивать свою независимость. Между ними и Москвой происходили войны, которые, тем не менее, демонстрировали растущую силу последней.

Отношения с Ордой

14 век стал временем крупных столкновений с Ордой. В 1327 году произошло антимонгольское восстание в Твери, которое было потоплено в крови. После этого Тверское княжество на долгое время оказалось в упадке, вплоть до середины столетия. Во второй половине 14-го века произошли еще две важные битвы, которые ознаменовали конец ига.

В 1378 году произошло сражение на реке Воже, окончившееся победой русских войск. В 1380 году состоялась известная Куликовская битва, которая завершилась полным разгромом ханских войск. Это сражение оказало огромное влияние на современников, которые запечатлели данное события в летописях, сказаниях, народном творчестве.

Однако уже через два года Москва подверглась нашествию монголо-татар, которые хитростью уговорили горожан открыть ворота города и, войдя внутрь, разграбили его и убили много людей. Тем не менее битва 1380 года положила начало освобождению русских земель от ига.

Правление Ивана Калиты

Важной вехой в отечественной истории стал 14 век. Это какие года? Период с 1301 по 1400 годы по юлианскому календарю . Именно в этот отрезок времени Иван Калита заложил основу могущества Москвы.

Он закрепил за городом статус великокняжеского центра Северо-Восточной Руси. Этот правитель благодаря умелой ордынской политике избавил свои владения от нападения монголо-татар. Он исправно вносил дань в ханскую ставку, поддерживал с ордынским правителем нейтральные отношения, что сохранило Московское княжество от появления баскаков. Он много заботился об укреплении своих владений. Князь активно занимался строительством, поощрял развитие землевладения, что, в свою очередь, привело к экономическому подъему государства.

Правление его сыновей

Важным временем для объединения земель вокруг Москвы стал 14 век. "Это какие года?" - вопрос, ответ на который должен включать описание наиболее важных событий указанного периода.

Два преемника Ивана Калиты продолжили его дело по укреплению позиций княжества в Северо-Восточной Руси. Старший сын правителя Семен Гордый стремился подчинить соседние земли, а младший - Иван Красный - закрепил достижения предшественников.

Заслуга этих князей заключается в том, что они сумели сохранить лидирующие позиции своих владений, что подготовило предпосылки для победы на Куликовском поле.

Дмитрий Донской и Василий I

14 век в истории России важен тем, что он заложил основу для формирования централизованного государства. Во второй половине столетия московские правители добились значительных успехов в усилении своей власти, что проявилось в годы правления этих двух князей. Дмитрий Иванович в своем завещании передал наследнику великое Владимирское княжество без санкции ордынского хана, что закрепило позиции Москвы в деле объединения земель.

Его сын Василий Дмитриевич также отдавал эту территорию своему наследнику, и хотя он делал это с оговорками, тем не менее сам факт подобного распоряжения означал окончательный переход инициативы объединения территорий к Московскому княжеству.

Тверское княжество

14 век в истории Руси стал временем преодоления раздробленности и в других землях. Тверское княжество было главным противником Москвы. Его князья с успехом усилили свою власть и претендовали на первенство в Северо-Восточной Руси. После антимонгольского восстания в 1327 году позиции Твери сильно пошатнулись.

Однако уже к середине указанного столетия новый князь Михаил Александрович повел энергичную политику по усилению своей власти не только в пределах своего княжества, но и в Северо-Восточной Руси. Противостояние двух противников вылилось в войну 1375 года, в которой Тверь проиграла и была вынуждена подписать договор, в котором Михаил Александрович признал Дмитрия Донского правителем Северо-Восточной Руси.

Впрочем, позиции Тверского княжества еще не были окончательно подорваны, и оно продолжало играть видную роль в политической истории Руси вплоть до 1485 года, когда было присоединено к Москве Иваном III.

Другие княжества

Одной из наиболее важных по средневековому периоду является тема «14 век в истории России». Кратко данное столетие следует изучать по княжествам, поскольку земли, несмотря на начавшийся процесс объединения, продолжали оставаться раздробленными. Рязанское княжество, хотя и не претендовало на роль центра единого государства, тем не менее играло важную роль в политической истории рассматриваемого столетия. Оно также являлось главным противником Москвы, между двумя центрами сохранялось долгое противостояние. Нижегородско-Суздальское княжество также было серьезным конкурентом Москвы, его князь даже в годы малолетства Дмитрия Донского получил великокняжеский ярлык.

Итак, история России 14 века, даты которого - 1301-1400 гг., должна изучаться как эпоха становления единого государства. При этом следует обращать внимание на начало освобождения княжеств от ордынского ига.

Просмотры: 87 Псалтырь Томича - среднеболгарская иллюминированная рукопись времен царя Ивана Александра. Считается одним из наиболее значительных произведений тырновской художественной школы. Предположительно, рукопись была написана в Калифаревском монастыре близ Тырнова. Описание Состоит из 304 бумажных листов, водяные знаки датируются приблизительно 1360 годом.Содержит Псалтирь, девять библейских песен, евангельскую притчу о добром самаритянине и акафист Пресвятой Богородице.

11 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Exemplar — Жизнь благословенного Сузо (ок. 1370, Страсбург, Библиотека Страсбургского университета, MS. 2929) отключены
Просмотры: 387 Рукопись Университетской библиотеке Страсбурга из знаменитой коллекции рейнских мистиков* авторства Генриха Сузо. Генрих Сузо (1295 или 1297, Констанц - 1366, Ульм) - немецкий писатель и поэт, богослов-мистик. Ученик Мейстера Экхарта. Почти все сочинения Сузо написаны на старых диалектах немецкого языка. Когда дело доходит до рассмотрения взаимосвязи между изображениями и мистическим дискурсом, Сузо проявляется как один

XIII век был веком соборов, а в соборах соединялись все виды пластических искусств. В XIV веке, и даже позднее, продолжалась работа над этими грандиозными ансамблями, но они уже перестали быть главными средоточиями художественной деятельности. Из курса истории мы знаем, что к этому времени мир сильно изменился. В середине XII века, когда готический стиль только зарождался, Европа представляла собой малоосвоенный континент с преимущественно крестьянским населением, с монастырями и замками баронов, выполнявшими в то время роль административных и культурных центров. Стремление крупных епархий обзавестись большими соборами указывало на первые ростки пробудившегося в городах чувства собственной значимости. В течение последующих полутора столетий города разрослись в бурлящие торговые центры, и бюргеры все сильнее ощущали свою независимость от власти церкви и феодалов. Даже дворяне больше не проводили свои дни в мрачном заточении за крепостными стенами, но переселялись в города, где могли наслаждаться удобствами и светской роскошью, демонстрировать свое богатство при княжеских дворах. Яркие картины жизни того времени дают сочинения Чосера, наполненные образами рыцарей и сквайров, монахов и ремесленников. Этот мир далеко ушел от эпохи рыцарства и крестовых походов, когда создавались статуи донаторов Наумбургского собора (стр. 194, илл. 130). Обобщения, касающиеся периодов и стилей, неизбежно грешат неточностью. Всегда найдутся исключения и примеры, выходящие за рамки таких суммарных характеристик. Но учитывая это, мы все же можем утверждать, что XIV век в своих вкусах склонялся к рафинированной тонкости, предпочитая ее суровому величию.

Это хорошо видно на примере архитектуры. В готической архитектуре Англии различают ранний английский стиль и так называемый украшенный - поздний вариант готики. Само название показывает, в каком направлении изменились вкусы. Зодчих XIV века уже не удовлетворяли строгие величественные очертания - их влекла орнаментика, затейливые кружевные плетения. Окно западного фасада собора в Эксетере - характерный тому пример (илл. 137).

137 Западный фасад собора в Эксетере. Около 1350–1400.


Теперь зодчие трудились не только над культовыми зданиями. Растущие процветающие города нуждались в разнообразных светских постройках - ратушах, залах заседаний гильдий, колледжах, дворцах, мостах, городских воротах. Наиболее показательный образец - знаменитый Дворец дожей в Венеции (илл. 138). Его начали строить в XIV веке, когда богатевший и набиравший силу город достиг в своем развитии высшей точки. Дворец дожей при всей пышности декора, дробности орнаментальных узоров сохраняет присущую готике монументальность.

В XIV веке скульпторы продолжали высекать из камня статуи для соборов, но, пожалуй, особенности пластического мышления этого времени наиболее ярко проявились в произведениях малых форм, выполненных из драгоценных металлов или слоновой кости. На илл. 139 представлена небольшая статуэтка Девы Марии, созданная французским мастером из позолоченного серебра. Работы такого рода предназначались не для городских церквей, а для частных дворцовых капелл. Их создатели в отличие от творцов соборной пластики не стремились явить надмирный образ истины, но хотели пробудить в человеке чувства любви и нежности. Парижский золотых дел мастер наделил Марию обликом реальной женщины-матери, а Христа представил живым ребенком, тянущимся к материнскому лицу. Чтобы статуя не выглядела застылой, он придал фигуре легкий изгиб: голова Марии склоняется к младенцу, а поддерживающая его рука опирается на выдвинутое бедро. Таким образом ее тело словно колеблется, движется по гибко змеящейся линии, напоминающей букву «S»; художники поздней готики часто прибегали к этому пластическому мотиву. Как и в постановке фигуры, так и в образе играющего младенца проявилась не авторская оригинальность, а общая тенденция времени. Но индивидуальное мастерство художника сказалось в совершенстве деталей - в красивом рисунке рук, в проработке складок на запястьях младенца, в великолепной шлифовке золоченой поверхности, в эмалевых инкрустациях на постаменте и, наконец, - в точно найденных пропорциях статуи с ее маленькой головой, грациозно завершающей протяжный изгиб удлиненного тела. В таких созданиях готических ремесленников нет места хаотической случайности. Только при напряженной концентрации творческой воли можно было достичь столь мелодичного движения складок, расходящихся от правой руки Марии. Мы не сможем оценить такие произведения по достоинству, если просто отправим их в музей, а затем пройдем мимо, бросив рассеянный взгляд. Они создавались для времени наиболее ярко проявились в произведениях малых форм, выполненных из драгоценных металлов или слоновой кости.

138 Дворец дожей в Венеции. Строительство начато в 1309 году.


На илл. 139 представлена небольшая статуэтка Девы Марии, созданная французским мастером из позолоченного серебра. Работы такого рода предназначались не для городских церквей, а для частных дворцовых капелл. Их создатели в отличие от творцов соборной пластики не стремились явить надмирный образ истины, но хотели пробудить в человеке чувства любви и нежности. Парижский золотых дел мастер наделил Марию обликом реальной женщины-матери, а Христа представил живым ребенком, тянущимся к материнскому лицу. Чтобы статуя не выглядела застылой, он придал фигуре легкий изгиб: голова Марии склоняется к младенцу, а поддерживающая его рука опирается на выдвинутое бедро. Таким образом ее тело словно колеблется, движется по гибко змеящейся линии, напоминающей букву «S»; художники поздней готики часто прибегали к этому пластическому мотиву. Как и в постановке фигуры, так и в образе играющего младенца проявилась не авторская оригинальность, а общая тенденция времени. Но индивидуальное мастерство художника сказалось в совершенстве деталей - в красивом рисунке рук, в проработке складок на запястьях младенца, в великолепной шлифовке золоченой поверхности, в эмалевых инкрустациях на постаменте и, наконец, - в точно найденных пропорциях статуи с ее маленькой головой, грациозно завершающей протяжный изгиб удлиненного тела. В таких созданиях готических ремесленников нет места хаотической случайности. Только при напряженной концентрации творческой воли можно было достичь столь мелодичного движения складок, расходящихся от правой руки Марии. Мы не сможем оценить такие произведения по достоинству, если просто отправим их в музей, а затем пройдем мимо, бросив рассеянный взгляд. Они создавались для настоящих знатоков и хранились ими как художественные сокровища, достойные преклонения.

139 Мария с Младенцем. Около 1324–1339. Посвятительная надпись Жанны д"Эвре 1339 года.

Позолоченное серебро, эмаль, драгоценные камни. Высота 69 см.

Париж, Лувр.


Характерная для XIV века рафинированность, тонкость деталей проявилась и в знаменитой Английской псалтири, известной также под названием Псалтирь королевы Марии. На илл. 140 показан лист с изображением Христа, беседующего в храме с книжниками. Он сидит на высоком стуле и разъясняет какие-то доктрины, сопровождая свою речь каноничным для средневекового искусства жестом наставника. Иудейские книжники вскидывают руки в знак почтительного изумления, а только что вошедшие родители Христа обмениваются удивленными взглядами. Изобразительный язык остается условным - художник по всей видимости еще не был знаком с нововведениями Джотто. Фигура Христа, которому, по Библии, было в то время двенадцать лет, несоразмерно мала, а вокруг персонажей нет свободного пространства. В трактовке лиц художник следует одной и той же схеме: изогнутые дугой брови, низко расположенный рот, одинаковые завитки волос. Но тем более поражает рисунок в нижней части листа, не имеющий никакого отношения к священному тексту. Здесь мы видим эпизод повседневной жизни - сцену соколиной охоты на уток. К восторгу всадников и припавшего на колено мальчишки сокол уже схватил одну утку, спугнув двух остальных. Когда художник писал верхнюю миниатюру, ему не приходило в голову сверить изображение Христа с обликом двенадцатилетнего мальчика, но в нижнем рисунке несомненно отразились его наблюдения за живыми утками и соколами. Почтение перед библейским текстом не позволяло миниатюристу смешивать его с обыденной реальностью. Поэтому он предпочел разделить две сферы - сакрального и светского. В первой из них он пользуется языком традиционных символов, а второй отводит место на полях рукописи, давая здесь срез живой реальности, в которой легко узнается эпоха Чосера. Эти сферы - условного изобразительного письма и точного зрительного наблюдения - сближались очень постепенно на протяжении всего XIV столетия. И скорее всего процесс их слияния шел бы еще медленнее, если бы не было воздействия итальянского искусства.

140 Христос среди учителей. Соколиная охота. Около 1310.

Миниатюры из Псалтири королевы Марии.

Лондон, Британская библиотека.


В Италии, особенно во Флоренции, после Джотто изменилась вся концепция живописи. Византийская манера вдруг предстала косной и устаревшей. Не стоит, однако, полагать, что итальянское искусство внезапно оторвалось от художественной культуры остальной Европы. Напротив, к северу от Альп начинания Джотто обретали все большее влияние, а идеалы северной готики проникали в среду итальянских художников. Наиболее серьезный отклик они получили в Сиене, тосканском городе, соперничавшем в то время с Флоренцией. Сиенские художники не порвали с византийской традицией так решительно и бунтарски, как это сделал Джотто. Дуччо (около 1255/1260 - около 1315/1318), крупнейший сиенский мастер времени Джотто, стремился - и немалого достиг в этом - вдохнуть новую жизнь в застывшие византийские каноны. Благовещение, часть алтарного триптиха (илл. 141 ), было выполнено двумя мастерами младшего поколения сиенской школы - Симоне Мартини (1285? - 1344) и Липпо Мемми (умер в 1347?). По нему можно судить, насколько глубоко впитало в себя сиенское искусство духовную атмосферу XIV века. Архангел Гавриил спускается с небес, из его уст исходят слова обращенного к Марии приветствия: «Ave gratia plena». В его левой руке оливковая ветвь, символ мира, а правая приподнята, словно он собирается заговорить. Появление ангела оторвало Марию от чтения. Оглянувшись на посланца небес, она отпрянула в испуге и смиренной покорности. На полу стоит ваза с лилиями - символ девственной чистоты, а наверху, в центральной стрельчатой арке, порхает голубь, символ Святого Духа, в окружении четырехкрылых херувимов. Картина, как и современные ей работы французских и английских мастеров (илл. 139 и 140), проникнута утонченной лирикой. Художников прельщали напевные изгибы летящих драпировок, изысканные линии гибких тел. Золотой фон и фигуры, вычерченные на нем красивым узором, придают этой живописи сходство с драгоценным изделием. Мастерство, с которым фигуры вписаны в обрамление сложного контура, просто восхитительно: стрельчатый изгиб левой арки вторит размаху ангельских крыльев, а правая - словно предоставляет приют сжавшейся в испуге Марии. Пауза между фигурами восполнена вазой с цветами и голубем. Умение располагать фигуры по орнаментальным линиям даровано средневековой традицией. У нас уже были поводы убедиться в превосходном композиционном чутье средневековых мастеров. Но мы знаем также, что, компонуя символы священной истории, они игнорировали реальные формы и пропорции, пренебрегали пространственной глубиной. Наши сиенские художники уже не могли следовать таким путем. Хотя написанные ими лики с раскосыми глазами и изогнутыми губами не отличаются живостью, многое в картине говорит о том, что новации Джотто не прошли мимо них. Ваза имеет реальный объем и стоит на реальном каменном полу, место ее расположения по отношению к фигурам ангела и Марии не вызывает сомнений. Скамья, на которой сидит Мария, тоже вполне реальна - ее края сужаются в глубину. Книга - уже не отвлеченный знак книги, а реальный молитвенник, с освещенной обложкой и затененными страницами внутри - видимо, художник изучал его форму у себя в мастерской.

141 Симоне Мартини, Липпо Мемми. Благовещение. 1333.


142 Петр Парлерж. Автопортрет 1379–1386.

Прага, собор Святого Вита.


Джотто был современником великого флорентийского поэта Данте, и в Божественной комедии упоминается его имя. Симоне Мартини, создатель вышеприведенного алтарного образа, дружил с Петраркой, величайшим итальянским поэтом следующего поколения. В наши дни Петрарка известен главным образом как автор любовных сонетов, обращенных к Лауре. Из них мы узнаем также, что поэт высоко ценил портрет Лауры, написанный Симоне Мартини. Напомним, что Средневековье не знало собственно портрета, довольствуясь условной фигурой с обозначенным под ней именем. Портрет Лауры работы Симоне Мартини, к сожалению, утрачен, и мы не можем судить о степени его сходства с моделью. Однако, известно, что этот художник, как и другие его современники, работал с натуры, и именно в это время стали появляться портреты. Симоне Мартини, со свойственным ему вниманием к подробностям реального мира, внес свой вклад в становление портретного жанра. С его произведениями имели возможность познакомиться художники Европы - как и Петрарка, он провел многие годы при папском дворе, пребывавшем в то время не в Риме, а на юге Франции, в Авиньоне. Франция все еще сохраняла лидирующую роль в европейском искусстве, нарождавшиеся здесь идеи и стилевые течения повсюду имели огромное влияние. В Германии того времени властвовала династия Люксембургов с резиденцией в Праге. В пражском соборе есть необычная серия бюстов, относящихся к 1379–1386 годам. Это портреты людей, сделавших пожертвования собору, то есть в данном отношении они аналогичны статуям наумбургских донаторов (стр. 194, илл. 130). Однако на сей раз нет повода для сомнений - это настоящие портреты. В серию вошли бюсты современников, в том числе и портрет выполнявшего их художника - Петра Парлержа (1330–1399). По всей видимости, это самый ранний из известных нам автопортретов (илл. 142).

Богемия к тому времени приобрела важное значение передаточного центра, через который распространялись итальянские и французские влияния. Когда Ричард II вступил в брак с Анной Богемской, установились и связи Богемии с Англией. Европа, по крайней мере католическая Европа, все еще представлялась единой большой страной. И сами художники, и их творческие начинания свободно перемещались из края в край, и никому не приходило в голову отвергать те или иные новшества по причине их «иностранного» происхождения. Стиль, сложившийся к концу XIV века в результате такого взаимообмена, получил название «интернационального». Его превосходный образчик в Англии - так называемый Уилтонский диптих, созданный, видимо, французским мастером по заказу английского короля (илл. 143). Он интересен во многих отношениях, в частности тем, что здесь дан портрет реального исторического лица - короля Ричарда II, несчастного супруга Анны Богемской. Мы видим его преклонившим колена в молитве; Иоанн Креститель и двое святых, патронов королевской фамилии, представляют его Богоматери. Художник показал ее пребывающей в раю, среди цветущих лугов и ясноликих ангелов; их облачения украшены гербовым знаком короля - белый олень с золотыми рогами. Младенец Христос, склонившись вперед, протягивает руки к монарху, отвечая благословением на его молитву. Обычай включать в евангельские сюжеты портреты донаторов - отголосок древних верований в магическую силу образов, сопровождавших искусство в его колыбели. И кто знает, не прибавлялось ли донатору уверенности, когда в жестоких передрягах земной жизни, где и он не был образцом святости, ему являлась мысль, что где-то, в церковной тиши, хранилось его подобие, его запечатленный художником облик, который постоянно пребывал среди ангелов и святых и не прерывал молитвы?

143 Уилтонский диптих Иоанн Креститель, Святой Эдуард Исповедник и Святой Эдмунд представляют Ричарда II Христу. Около 1395.

Дерево, темпера. Размер каждой створки 47,5 х 29,2 см.

Лондон, Национальная галерея.


Нетрудно заметить, что в Уилтонском диптихе много общего с ранее обсуждавшимися произведениями - та же красота струящихся линий, та же изысканность пластических мотивов. Нам знакомы и нежное прикосновение Марии к Младенцу, и жесты тонких пальцев рук ангелов. Художник справляется с трудными ракурсами, например, в позе коленопреклоненного ангела слева; он украшает свой воображаемый рай множеством цветов, заимствованных из реальной природы.

Изображая окружающий мир, художники интернациональной готики щедро одаривали его волшебством красоты и энергией изучающего взгляда. В Средние века календари обычно иллюстрировались картинами занятий, типичных для того или иного месяца - сева, охоты, жатвы. Включенный в молитвенник календарь, выполненный для бургундского герцога мастерской братьев Лимбургов (илл. 144), показывает, насколько картины реальной жизни стали более точными, даже по сравнению с Псалтирью королевы Марии (илл. 140). На воспроизведенной миниатюре изображен майский праздник придворных. Нарядно одетые, в венках из цветов, они скачут на лошадях по лесной поляне. Художник явно любовался зрелищем прелестных девушек в модных платьях, с наслаждением накладывал полнозвучные, сияющие краски. Но в памяти встают и чосеровские пилигримы: ведь наш миниатюрист, как и английский поэт, был внимателен к отличительным чертам человеческих типов, которые он обрисовал с такой точностью, что, кажется, до нас доносятся звуки их бесед. Миниатюра выполнялась, скорее всего, с помощью увеличительного стекла, и рассматривать ее следует с тем же пристальным, любовным вниманием. Все отобранные художником детали складываются в картину, которая выглядит почти как сценка из реальной жизни. Почти, но не совсем. Присмотревшись, мы заметим, что дальний план с видом замка перекрыт своего рода занавесом с нарисованными на нем деревьями. Это отнюдь не натурная зарисовка. Художник далеко отошел от символического способа изложения сюжета, и мы не сразу осознаем, что и в этой миниатюре нет глубины, простора для движения фигур, что иллюзия реальности возникает почти исключительно за счет тщательной проработки деталей. Его деревья - не реальная роща, а ритмичный ряд условных стволов, приставленных друг к другу, и даже в рисунке лиц повторяется одна и та же заученная, хотя и пленительная формула.

144 Братья Лимбург. Май. Около 1410.

Миниатюра из Роскошного Часослова герцога Беррийского.

Шантийи, Музей Конде.


Но при всем этом, увлеченность художника радостной стороной жизни, ее красочной нарядностью свидетельствует, что его представления о назначении искусства решительно разошлись с представлениями раннего Средневековья. На протяжении нескольких столетий фокус художнических интересов постепенно перемещался от поисков наилучших способов представления священных текстов к разработке методов верной передачи зримого фрагмента реальности. Мы уже убедились, что два этих начала необязательно противоречат друг другу. Новообретенное знание натуры можно было поставить на службу религиозным целям, как и делали мастера XIV века, а затем и мастера последующих времен. Но перед самим художником встали иные проблемы. Прежде достаточно было освоить типовые схемы для главных фигур священной истории, чтобы в дальнейшем применять их в любых комбинациях.

145 Антонио Пизанелло. Зарисовки обезьяны. Около 1430.

Лист из альбома эскизов. Бумага, серебряный карандаш. 20,6x21,7 см.

Париж, Лувр.


Теперь же художнику потребовались совсем другие навыки. Ему нужно было делать этюды с натуры и затем умело вводить их в картину. Он обзавелся альбомом для натурных зарисовок и стал накапливать в нем эскизы редких, красивых растений и животных. То, что было исключительным случаем во времена Матью Париса (стр. 198, илл. 132), вскоре стало правилом. Рисунок, сделанный североитальянским художником Антонио Пизанелло (1397–1455?) всего лишь через двадцать лет после лимбурговских миниатюр (илл. 145), свидетельствует о пробудившемся интересе к штудиям живой натуры. Публика стала оценивать художественные произведения по степени сходства с натурой и привлекательности деталей. Однако художники хотели большего. Они не могли удовлетвориться умением писать частности. Их влекло к исследованию законов зрительного восприятия, к доскональному знанию человеческого тела, дабы сравняться в своих творениях с мастерами античности. И когда эти устремления возобладали, средневековое искусство иссякло. Мы подошли к периоду, который обычно называют эпохой Возрождения или Ренессанса.

Мастерская скульптора . Около 1340.

Мраморный рельеф работы Андреа Пизано с кампанилы собора во Флоренции.

Флоренция, Музей собора.

Исторически так сложилось, что в России века пишутся римскими цифрами, правда в последнее время всё чаще можно встретить использование арабских цифр для обозначения века. Происходит это из-за банальной неграмотности и незнания, как правильно писать тот или иной век римскими цифрами, также люди всё чаще задаются вопросами, какой это век XIX в цифрах?

XIX это какой век

Чтобы не просто ответить на поставленный вопрос XIX это какой век, а избавиться от подобных вопросов в будущем, нужно понять, как же читаются римские цифры. На самом деле ничего сложного здесь нет.
Итак, римские цифры обозначаются следующим образом:
I – 1
II – 2
III – 3
IV – 4
V – 5
VI – 6
VII – 7
VIII – 8
IX – 9
X – 10
Получается, что лишь 5 римских цифр имеют индивидуальное начертание, остальные получаются при помощи подставления I. Если I стоит перед основной цифрой – это означает минус 1, если после, то плюс 1.
Обладая этими знаниями, можно легко ответить на вопрос — XIX это какой век?

XIX какой это век

И всё же, XIX какой это век? Читая эти нехитрые цифры многие разбивают их на 3 значения – X, I, X и получают какой-то весьма странный век – 10 – 1 – 10, т. е. 10 тысяч 110 век. Безусловно это не верная раскладка. Цифра XIX состоит из 2 компонентов – X и IX и расшифровывается очень просто – 1 и 9, т. е. получается 19.

Таким образом, ответом на вопрос, XIX какой это век, будет 19 век.

Как же будут выглядеть остальные века написанные римскими цифрами?

XI – 11
XII – 12
XIII- 13
XIV – 14
XV – 15
XVI – 16
XVII – 17
XVIII – 18
XIX – 19
XX – 20

Век, в котором мы живём сейчас обозначается как XXI .

Какой это век xix

Многие задаются вопросом, почему же в России века стали обозначать римскими цифрами, ведь всем известно, что в том же английском языке века обозначаются привычными арабскими цифрами, которые всем известны и понятны, так зачем же усложнять себе жизнь?

На самом деле всё довольно просто, дело в том, что римские цифры используются далеко не исключительно в России и не только в обозначении века. Считается, что римские цифры более торжественные и значимые чем банальные арабские, известные всем. Таким образом, римские цифры веками используются для обозначения особо значимых событий или чтобы придать некую торжественность, выделить.

Убедится в том, что далеко не только век обозначается римскими цифрами довольно просто, достаточно лишь посмотреть на книжное издание сочинений в нескольких томах, где тома, наверняка, пронумерованы римскими цифрами. Во всех странах монарших особ нумеровали римскими цифрами: Пётр I, Елизавета II, Людовик XIV и т. д.

В некоторых странах римскими цифрами обозначаются даже года, что гораздо сложнее, чем выучить какой это век XIX, ведь когда добавляются сотни и тысячи, римские цифры также увеличиваются на несколько цифр – L, C, V и M . Годы, обозначенные римскими цифрами, в отличие от веков, выглядят действительно устрашающе, так 1984 записывается как MCMLXXXIV .

Также римскими цифрами обозначаются все Олимпийские игры. Таким образом в 2014 году XXI века в Сочи прошли XXII Зимние Олимпийские игры.
Таким образом, можно сказать, что не зная какой это век XIX, человек лишает себя возможности свободно читать о различных событиях, происходящих в мире.

Скорее всего, в скором времени века в России всё же будут обозначаться традиционными арабскими цифрами и вопросы типа какой это век XIX исчезнут сами собой, ведь девятнадцатый век будет записываться понятным для всех образом – 19 век.

И всё же, знать хотя бы первую сотню римских цифр для грамотного человека просто необходимо, ведь далеко не только века обозначаются ими.