Возрождение экономики ссср 1945 1953. Изменение структуры высших органов власти

У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

Конспект по истории России

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.

Предстояло выбрать путь экономического возрождения - поддержать наметившиеся тенденции или отвергнуть их и вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948 г.) привели к победе сторонников принудительных мер.

Экономика была основана на 2-х формах собственности : государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый, тоталитарный характер.

Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) В 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три. Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались очень тяжелыми, зарплата была очень низкой, имели место командные методы руководства. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край.

В течение пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа . Но ни то, ни другое не привело к значительному росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось, прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства . Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны Восточной Европы.

Послабления крестьянству были свернуты, руководство требовало выполнения планов любой ценой, исходя не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь усилился. Оплата труда на селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало, колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью. Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское хозяйство.

На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти.

Однако меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн против 36,4 млн. в 1940 г.

Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30- хх гг. - распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство рабочего класса.

Но сделано было очень много. Восстанавливались города и предприятия, снова развивались и росли стахановское движение и социалистическое соревнование. В 1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня. Национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья.

Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери. Были разрушены 1710 городов и поселков городского типа, уничтожены 70 тыс. сел и деревень, взорваны и выведены из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн га. Страна потеряла около трети своего национального богатства.
Война унесла почти 27 млн человеческих жизней, и это самый трагический ее итог. 2,6 млн человек стали инвалидами. Население сократилось на 34,4 млн и составило к концу 1945 г. 162,4 млн человек. Сокращение рабочей силы, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению производительности труда.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны. В 1943 г. было принято партийно-правительственное постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Колоссальными усилиями к концу войны удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота, около трети молочных продуктов. Однако в качестве центральной задача восстановления страны встала после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945-1946 гг.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (председатель Н.А. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Он допускал существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта звучали идеи о необходимости предоставить больше
прав регионам и наркоматам.

«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов. Говорили об их неэффективности, напоминали, что относительное ослабление государственного давления на производителей в годы войны дало положительный результат. Проводили прямые аналогии с нэпом, введенным после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Речь шла о возврате к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Развитие промышленности.

Героической страницей послевоенной истории нашей страны стала борьба народа за возрождение экономики. Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил менее 5 лет. С учетом новых внешних угроз задача состояла в том, чтобы не только восстановить довоенный экономический уровень, но и превзойти его.

Возрождение промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от труда в военное время. Постоянную нехватку продуктов, тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится.
Проанализируйте диаграмму. Посчитайте, сколько килограммов хлеба, мяса, сахара, масла можно было купить на среднемесячную зарплату в 500 р.

Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций обязательного госзайма. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом оборудовании.

Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии (она сократилась с 11,4 млн человек в 1945 г. до 2,9 млн в 1948 г.), репатриацией советских граждан, возвращением беженцев из восточных районов. Немалые средства уходили и на поддержку союзных государств. Огромные потери в войне вызвали нехватку рабочей силы. Выросла текучесть кадров: люди искали более выгодные условия труда. Цены на продовольственные товары в предвоенные годы и в 1947 г., в рублях за 1 кг.

Как и прежде, решить острые проблемы предстояло путем увеличения перекачки средств из деревни в город и развития трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новых явлений не были приняты меры материального характера, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки.

Наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Однако она проявилась главным образом на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Кроме ВПК, преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88 % всех капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленность, как и прежде, не удовлетворяла даже минимальным потребностям населения. Всего за годы четвертой пятилетки (1946-1950) были восстановлены и вновь построены 6200 крупных предприятий. В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73 % (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда, сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.
Главным творцом этих несомненных успехов стал народ. Его невероятными усилиями и жертвами были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграли возможности сверхцентрализованной экономической модели, традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Труд миллионов советских заключенных и более 3 млн немецких и японских военнопленных также внес свой вклад в послевоенное восстановление.

Сельское хозяйство.

Ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, продукция которого в 1945 г. не превышала 60 % от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946 г., вызвавшей сильный голод. Государство, покупая по твердым ценам сельскохозяйственную продукцию, компенсировало колхозам лишь пятую часть расходов на производство молока,
десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Колхозники практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен удар. В 1946-1949 гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Торговать на рынке разрешалось лишь крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн голов).

Денежная реформа 1947 г. больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены паспорта, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту. К концу четвертой пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому часто более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало недовольство крестьян и дезорганизацию сельхозработ. Последовавшее за этим укрупнение колхозов привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Тем не менее с помощью принудительных мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду подвело сельское хозяйство страны к кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.

Курс на «закручивание гаек».

Курс на дальнейшее «закручивание гаек» в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток оживления рыночных отношений.

Из работы И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»

Необходимо... путем постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой-либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества... Нельзя добиться ни изобилия продуктов, могущего покрыть все потребности общества, ни перехода к формуле «каждому по потребностям», оставляя в силе такие экономические факторы, как колхозно-групповая собственность, товарноеобращение и т. п.

Говорилось в статье Сталина и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение объясняло населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов советских людей. Однако охранение в СССР довоенной модели экономического развития (и главное - ставки на внеэкономическое принуждение к труду) не только вызывало ухудшение ряда хозяйственных показателей в послевоенный период, но и вело в перспективе к кризису системы.

Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределению средств в пользу тяжелой промышленности, перекачке средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% от довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. был установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к его массовому забою.

Были сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м гг. удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней, участились их созывы и сессии. Было увеличено количество постоянных комиссий, возобновлена работа общественных и политических организаций.

В 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией были проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й Съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос о проекте новой программы ВКП(б).

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование, стали открываться вечерние школы. Была образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах появилась аспирантура. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство политики в их развитие. Правительство и партия стали контролировать научные исследования историков, философов, филологов.

«Экономика после войны»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры
  2. Доступ к интернету
  3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1 .

Задачи урока:

  1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
  2. Создание проекта по теме урока.
  3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
  4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока:

Специальные:

  1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Общепредметные:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Продолжить формирование основных компетенций:
  • учебно-информационных:
  • работать в информационной среде,
  • обрабатывать информацию,
  • создание презентации,
  • коммуникативных:
  • работать в группе,
  • выступать публично,
  • социальных:
  • определять тему,
  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка .

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: