Отличия между феодальным поместьем и средневековым городом. Формы феодального землевладения. Условия, обеспечивающие появление городов

В период раннего средневековья города римского происхождения пришли в упадок. С конца 11в началось экономическое возрождение европейских городов,вызванное общественным разделением труда. Главные причины отделения ремесла и с.х.:

1. Рост продуктивности сх

2. Увеличение объемов производимого сырья и продовольствия

3. Гос-во и церковь рассчитывали на создание в городах своих опорных пунктов, поэтому они всячески поддерживали развитие городских поселений.

Появление городских ремесленников привело к повышению качества продукции,а также к оживлению товарообмена между горожанами и сельскими жителями.

В 11-13в бурное развитие ремесленного производства(текстильная отрасль,пр-во обуви,металлургия,кузнечное и ювелирное дело).

Места возникновения новых поселений:

1. На пересечении сухопутных и морских путей

2. У стен замков и монастырей

3. + возрождение городов Рима

В 11-13- восемь крестовых походов на ближний Восток католической церковью.

Это способствовало развитию Левантийской торговли через Средиземное море по шелковому пути с Дальним Востоком(Индия,Китай). Для З Европы это камни драгоценные,оружие,пряннсти,стекло,предметы роскоши. Для Востока: золото,серебро,шубы,лён. Убыточная торговля для Западной Европы.

Как правило города имели свой центр(бург,сите,сити,град),включавший городсткой собор,ратушу,рыночную площадь. В городе жили; ремесленники,люди,связанные в сфере обслуживания,купцы,ростовщики,крупные домовладельцы,администрация,врачи,преподаватели и другие.

Европейские города:

1. Нет зависимых людей

2. Система самоуправления

3. Собственная эк политика

Средневековые города были обычно окружены высокими стенами. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья. Размеры европейских городов были весьма невелики.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика.



Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

Борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами.

Вопрос 3:Особенности феодализма по странам(Англия,Франция,Германия,Россия).

Франция.

В генезисе феодализма во всей Европе, и в частности во Франции важную роль сыграл феодальный уклад, заимствованный из Римской Империи (земледельческое рабство, патронат, крупная землевладельческая собственность).

Выделяются несколько этапов развития.

1. Сведения о раннем средневековье содержатся в «Салической правде» (6 век). При обработке земли франки использовали плуг, в качестве тяговой силы – быков, лошадей, ослов. Сеяли зерновые культуры, бобы, лен, и т.д. Есть сведения о существовании общины. Ей принадлежало право распоряжения землей в деревне-вилле. У франков еще не сложились классы, однако наблюдалось социальное и имущественное расслоение.

2. К концу правления династии Меровингов (751 г.) многие франкские крестьяне уже потеряли свою свободу. Этому способствовали феодальные междоусобицы и войны против других племен. При Карле Мартелле (715-741 гг.) была проведена военная реформа, в ходе которой крестьяне были отстранены от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого, поэтому возросли поборы с крестьян и усилилось их закрепощение. При Карле Мартелле широко практиковалась раздача бенефициев. В этих целях даже была проведена частичная секуляризация церковного и монастырского землевладения. Во второй половине VIII в. произошел настоящий аграрный переворот в поземельных отношениях. В период правления династии Каролингов (751-987 гг.) во Франкском королевстве сложилась крупная феодальная земельная собственность и возникли основные классы феодального общества. В эпоху Каролингов сложилось феодальное поместье. Хозяйство каролингской вотчины было глубоко натуральным. Большая часть продукции предназначалась для потребления королевского двора, продавались лишь излишки сельскохозяйственных продуктов.Многие крестьяне вотчины уже были крепостными. Следовательно, для королевских поместий VIII-IX вв. была характерна натурально-крепостническая организация производства. Большинство зависимых крестьян имело статус колонов. Они должны были платить оброки и отрабатывать барщины на господской земле. На втором месте по численности стояли сервы. Основной формой эксплуатации сервов была барщина, но большое значение имели и оброчные повинности. Промежуточное положение между сервами и колонами занимали литы, находившиеся под патронатом.

3. Французская сеньория XI-XIII вв. В IX-XII вв. французский феодализм достиг своего наибольшего развития. Во Франции сложилась четкая система феодальной иерархии и условной земельной собственности. Эксплуатация крестьянства носила типично феодальный характер, а французское поместье - сеньория - являлась олицетворением крепостнического натурального хозяйства. Практически все земли принадлежали феодалам, т. е. существовало правило «нет земли без сеньора». Завершение генезиса феодализма ознаменовалось усилением политической раздробленности. Французское централизованное государство сложилось лишь при Людовике XI (1461-1483 гг.).Большинство французских крестьян в XI-XIII вв. были крепостными. Многочисленную прослойку феодально-зависимого крестьянства составляли сервы. Французская сеньория XI-XIII вв. представляла собой замкнутое натуральное хозяйство. Все проблемы воспроизводства она стремилась решать за счет собственных ресурсов, используя возможности натурального хозяйства и крепостничества. Продолжала существовать крестьянская община, но уже как форма землепользования, а не земельной собственности.

4. Цензива - оброчная система XIV-XV вв.В XIV-XV вв. сеньоры сокращают и даже ликвидируют домениальное хозяйство, переводя крестьян с барщины на натуральный, а впоследствии и денежный оброк. Следствие-более высокая производительность труда в крестьянском хозяйстве, чем на барщине. Рост городов и развитие товарно-денежных отношений способствовали распространению денежной ренты. Условия выкупа повинностей и свободы были тяжелыми, нередко выкупные платежи распределялись на целый ряд лет и присоединялись к старой ренте. Продолжали существовать баналитеты, действовали вотчинные суды. Сохранялись «большая десятина» (выплачивавшаяся частью урожая), а также «малая десятина» (выплачивавшаяся продуктами животноводства) в пользу церкви. Резко возросли государственные налоги. В условиях господства денежной ренты началось расслоение крестьянства, в деревне появились батраки и богатеи.

5. Экономика Франции в период позднего средневековья. По численности населения (15 млн. человек) Франция в XVI в. превосходила все другие западноевропейские государства. Однако по уровню своего экономического развития она отставала от Англии и Голландии, где успешно развивались капиталистические отношения. Во Франции по-прежнему существовала монопольная феодальная собственность на землю.Экономика Франции в XVI-XVII вв. находилась под воздействием весьма противоречивых факторов. В результате перемещения основных путей международной торговли на Атлантический океан особое значение приобрели портовые города Гавр, Бордо, Дьепп, Нант и др. Лион стал крупным центром ярмарочной торговли и кредита. Французский абсолютизм покровительствовал развитию мануфактур и торговли. Стала возможной колониальная экспансия и заморская торговля.Однако в XVI-XVII вв. хозяйственное развитие Франции тормозилась политическим и экономическим господством дворянства, его пренебрежением к промышленной и торговой деятельности, неполноправностью третьего сословия, в том числе и буржуазии.В XVI в. во Франции возникла капиталистическая мануфактура. Весьма характерной для промышленного развития Франции была ориентация на производство предметов роскоши, парфюмерных товаров, потреблявшихся главным образом господствующими классами. Французские мануфактуры, как правило, были малорентабельны" ми или нерентабельными и поэтому нуждались в государственных субсидиях. Ничего не давая крестьянству, они ложились на него дополнительным налоговым бременем.Экономическая политика абсолютизма в XVI-XVII вв. способствовала развитию мануфактурной промышленности и торговли, а отчасти и сельского хозяйства.

Германия.

Особенности:

1 Отсутствие римского влияния.

2 Феодализм вырастает из общины и происходит медленнее, чем в других странах.

3 Слабая государственная власть. Германия самая раздробленная страна.

4 Лесистая местность, затруднявшая быстрое развитие домениального хозяйства.

5 Феодализация замедляла наличие большого количества земель. Свободные для – немцев.

6 Явление ―второго издания крепостничества‖ - усиление барщины и личной зависимости после начавшейся коммутации ренты.

1. К концу XI века в Германии сложились основные классы феодального общества. В состав класса феодалов входили светские землевладельцы и мелкие рыцари, а также духовные феодалы. Свободных крестьян осталось немного. Многие крестьяне, считавшиеся свободными, были держателями чужой земли и платили за нее оброк. Преобладали крепостные – поземельно и лично зависимые крестьяне.

2. Феодальное поместье в Германии в XII-XIII вв.

В XII- XIII вв. в Германии произошли важные сдвиги в развитии производительных сил. За счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот земель, которые раньше занимали леса и болота, расширилась площадь агрикультуры. Рожь все больше вытесняла ячмень, получили распространение лен, вайда и другие технические культуры, успешно развивалось виноградарство и садоводство. Все большее значение приобретало овцеводство. Для уборки зерновых стали применяться косы вместо серпов. Феодалы обладали монополией на землю. В экономике доминировало феодальное поместье.В XII-XIV вв. в Германии происходил процесс эмансипации сервов. Они получали землю на условиях наследственного землепользования, и отчуждались, как и остальные зависимые крестьяне, только с землей.

3. Переход к оброчной системе. В XIV-XV вв. производственные отношения в немецкой деревне видоизменяются. В Саксонии, Баварии, Швабии получила распространение «чистая сеньория», в которой отсутствовала господская запашка. Домениальные земли сдавались в аренду зажиточным крестьянам (мейерам)., Мейеры обрабатывали эти земли, используя труд прежних наследственных держателей, теперь превратившихся в краткосрочных арендаторов. Основной формой феодальной ренты стал натуральный оброк, денежные платежи. Отпали некоторые элементы личной зависимости, что свидетельствовало об улучшении положения немецкого крестьянства. Переход к хозяйству типа «чистой сеньории» был выгоден феодалу, так как облегчал ему заботы. Оброчная система не означала полного исчезновения крепостничества. В XIV-XV вв. крестьяне продолжали зависеть от феодалов. Они не могли владеть оружием, нести военную службу, подлежали вотчинному суду.Помещикам удалось закабалить общину, отнять у нее права на леса и выгоны.Феодалы, стремясь расширить пастбища для овец, захватывали общинные земли. Усиление нажима на немецкое крестьянство в XIV-XV вв. приводило к крестьянским восстаниям, которые иногда принимали большой размах.

4. В XIV-XVII вв. Германия переживала экономический упадок. Он был связан с Великими географическими открытиями, вызвавшими сокращение левантийской торговли южно немецких городов вследствие перемещения основных торговых путей на океаны. Сказывались также консервация реакционных черт цеховой системы, политическая и экономическая раздробленность страны, ориентация феодалов на наиболее отсталую форму крепостной эксплуатации - барщину.Ответом на усиление феодального гнета явилась Крестьянская война 1524-1525 гг. Она охватила значительную часть территории Германии, и существование феодальной эксплуатации оказалось под угрозой.

Англия.

1.В 407 году римские легионеры покинули территорию Британии. В 5-7 веках возникло несколько англо-саксонских королевств. Основой общественно-экономического строя англосаксов – сельская община. Уже в 7-8 вв. начинается социальное расслоение. В хозяйствах использовался труд полусвободных и рабов.Частная власть феодалов усиливалась в результате развития отношений покровительства.Сильные люди, под покровительство которых вступали крестьяне, назывались глафордами (впоследствии лордами). Каждому свободному человеку предписывалось найти себе глафорда. Глафордам запрещалось брать под свое покровительство людей других глафордов. Лица, которые не вступили под частное покровительство, объявлялись беглецами, и их можно было безнаказанно убивать.В XI в. в Англосаксонском королевстве преобладали свободные крестьяне. Однако уже в это время существовали маноры - поместья, в которых эксплуатировался труд феодально-зависимого населения.

2. Экономические последствия нормандского завоевания. В 1066 г. Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. На захваченных землях французские феодалы стремились установить крепостнические порядки, аналогичные тем, которые существовали во Франции. Поскольку французский феодализм в XI в. был более зрелым, чем англосаксонский, нормандское завоевание способствовало ускорению феодального развития в Англии.Значительная часть земель англосаксонских феодалов, отказавшихся признать власть Вильгельма, была конфискована. Сам король превратился в крупного земельного собственника. В опись было внесено 108 500 вилланов. Они считались лично зависимыми людьми и. во многом напоминали французских сервов XI-XIII вв. Как правило, вилланы имели земельный надел. Вилланы самостоятельно вели свое хозяйство, имели свой скот и инвентарь, который использовали также и при обработке господской (домениальной) земли. Крестьяне этой категории платили свадебную пошлину и посмертные поборы сеньору, десятину - церкви..Самой бесправной категорией крестьянства являлись сервы (рабы). Часто они не имели земельных наделов и находились на положении дворовых. На их долю выпадали самые тяжелые работы. Иногда сервы наделялись землей. В этом случае их хозяйственная самостоятельность росла, а социально-экономическое положение сближалось с положением вилланов.

3. Феодальное законодательство XII-ХШ вв. Большое количество феодальных поместий существовало уже в англосаксонский период. Нормандское завоевание еще более усилило процесс закрепощения свободного крестьянства. Войны за английский престол (1335-1153 гг.) привели к разорению многих крестьянских хозяйств и к развитию отношений личной и поземельной зависимости крестьян от феодалов. Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.) в 1215 г. подписал Великую хартию вольностей. По ст. 20 хартии запрещалось взимать с свободных крестьян, имевших земельные участки,произвольные штрафы. Это постановление распространялось и на основную категорию крестьянства- вилланов. В 1290 г. был принят закон, по которому каждый держатель земли, являвшийся свободным человеком, мог отчуждать эту землю. Однако покупатель становился держателем земли лорда, вассалом которого был продавец. В пользу этого лорда покупатель должен был выполнять соответствующие повинности. Этот закон выражал интересы земельных магнатов, которые много теряли в результате передачи их вассалами земли другим вассалам, не находившимся в непосредственной зависимости от магнатов и короля.

4. Манориальная система. XIII в. является временем расцвета манориальной системы в Англии. В Англии был широко распространен трехпольный севооборот, расширялись площади агрикультуры, существовала система открытых полей. Использовался тяжелый плуг с помощью волов. Пашня удобрялась навозом. Развивалась географическая специализация сельскохозяйственного производства. Маноры юга, востока и центра Англии в основном производили зерно; производство молока, мяса и шерсти было высоко развито в манорах, расположенных на северо-западе, северо-востоке и на западе Англии. Возникали рыночные тенденции, развивалась торговля шерстью. Но господствовали чисто натуральные формы эксплуатации, преобладала барщина.Классический манор территориально совпадал с виллой и с сельской общиной. До половины земли манора составляло господское хозяйство (домен), остальная часть представляла собой наделы вилланов и некоторого количества свободных держателей. Хозяином манора являлся лорд. В свою очередь он получал манор от короля и даже другого сеньора. Манор мог и не совпадать с виллой и общиной. Характерной чертой манориальной системы являлась тесная связь господского хозяйства с хозяйством крестьян, которые должны были своими орудиями и используя свой скот обрабатывать землю господина (барскую запашку). Земли лорда и крестьянские наделы были расположены чересполосно.

5. В экономике английской деревни в 14 веке происходят существенные изменения. Происходит процесс коммутации ренты. Барщина и натуральные оброки заменялись денежным оброком. Это было выгодно зажиточным крестьянам.В начале XV в. английский феодализм вступает в новую фазу развития. Она характеризуется ликвидацией домениального хозяйства, укреплением прав крестьян на землю, расширением оброчной эксплуатации, расширением использования труда батраков. Перестройка сельского хозяйства сопровождалась сокращением площади пахотных земель, развитием овцеводства, падением цен на продукцию сельского хозяйства. В то время как барщинная система находилась в состоянии тяжелого кризиса, а старое дворянство разорялось, в XV в. мелкие и средние землевладельцы (рыцари, джентльмены) укрепляли свои хозяйства. Как правило, они сдавали землю в аренду на короткий срок, использовали труд батраков, были тесно связаны с рынком, поставляя в город шерсть, хлеб, хмель и т. д.. Позиции «нового дворянства» укрепились и в результате того, что в ходе войны Алой и Белой Розы (1455 - 1485 гг.) феодальная знать была истреблена. Пришедшие к власти Тюдоры опирались на «новое дворянство» и городскую буржуазию. Разложение английского феодализма ускорилось в результате дальнейшего развития промышленности и торговли. В XV в., несмотря на кризис барщинно-крепостнической системы и усиление политической анархии в период Столетней войны между Англией и Францией, а также во время войны Алой и Белой Розы, производительные силы растут. Большое количество крестьян уходит в города; «новые дворяне» стремятся избавиться от копигольдеров и заменить их фермерами; начинаются огораживания. Внешняя торговля начинает оказывать сильное влияние на политику Англии, на ее отношение к другим государствам.

Россия.

Период развитого Ф. характеризовался усилением крупного феодального землевладения и политической роли феодалов. Укрепление феодальных отношений, возникновение новых местных центров привели к феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность на Руси наступила во 2-й четверти 12 в. после окончательного распада Киевского государства.

В 13 в. развитие феодальных отношений в Закавказье, Средней Азии, на Руси было замедлено монголо-татарским нашествием. В 15–17 вв. определяющей тенденцией социально-экономических отношений России была дальнейшая эволюция Ф.

Проведение широкого круга преобразований в различных областях экономики, государственного строя и культуры было осуществлено лишь в начале 18 в.

В числе главных факторов консервации Ф. были: сила феодально-абсолютистского государства, прочность дворянского землевладения, слабость формировавшейся рус. буржуазии, которая была тесно связана с крепостническим самодержавием и феодальным строем в целом. Однако и после отмены крепостного права в России, вступившей на путь сравнительно быстрого развития капитализма, ещё более полувека сохранялись мощные пережитки Ф.

О высоком уровне развития частнособственнических отношений в Рим­ской империи, в частности в Галлии, известно достаточно. Наряду с крупной земельной собственностью галло-римских аристократов, все более укрепляв­шихся в своих поместьях в течение III-V вв. в связи с варварскими вторжени­ями, развалом имперской структуры и общей натурализацией хозяйства, здесь в это время сохранялось и свободное крестьянство, а также свободные ремес­ленники и торговцы, при широком распространении в сельских районах раз­нообразных форм личной зависимости.

Иными словами, эволюция западноримских провинций, прежде всего Гал­лии, порождала оптимальные условия для зарождения элементов протофеодаль-ной общественной структуры. Их основы, как о том говорилось выше, явственно прослеживаются еще в кельтское время. Римское завоевание узаконило, ввело в жесткие юридические рамки, но тем самым обеспечило и юридически закрепи­ло переход от традиционных отношений власти-собственности кельтских арис­тократов к, в сущности, уже частной собственности на землю провинциальной галло-римской (как и иберийско-римской, африканско-римской и пр.) знати.

На кельтских территориях, вошедших в состав Римской империи, галло-рим-ский синтез рубежа эр, с одной стороны, привел к активной урбанизации и латинизации (через распространение школьного образования), а с другой - ут­верждения как крупного, так и среднего или мелкого землевладения на частно­собственнической правовой базе.

В условиях потрясшего сами устои империи "кризиса третьего века", по мере роста фискального гнета и административного произвола, жизнь в городах начи­нает понемногу замирать. Возрастает значение крупных сельских поместий. Их хозяева, в общественном положении и образе жизни которых уже не трудно разглядеть прообраз будущих феодальных сеньоров, окружены домашними ра­бами и различными категориями зависимого (в том числе и добровольно ищуще­го их покровительства) крестьянского населения, фактически становятся реаль­ными носителями власти в масштабах своих земельных владений.

Под опеку влиятельных магнатов переходят целые деревни, а то и неболь­шие городки. Это несколько затушевывает собственнические отношения как490 ___________________________

таковые, переплетая их с отношениями личностными, однако в целом никоим образом не отменяет их. Черты будущего феодализма проявляются еще ярче, когда в условиях прогрессирующей агонии Западно-Римской империи, усили­вающейся анархии и варварских вторжений виллы магнатов начинают укреп­ляться, а их хозяева - вооружать зависимых от них людей (колонов, слуг, даже рабов), что повышает общественный статус последних.

Все это, совместно с упадком городов, замиранием торговли и почти пол­ной натурализацией хозяйства, способствовало становлению к середине I тыс на территории Галлии и других позднеримских провинций по сути уже фео­дально-крепостнической, в ее экономическом понимании, системы, дальней­шее эволюционное развитие которой в некоторой степени было нарушено ус­тановлением власти германских королей. Однако следует подчеркнуть, что здесь мы не видим еще такого важнейшего элемента собственно феодализма как соединение иерархии землевладения с пирамидой власти, равно как и условно­го характера землевладения, вассально-сеньоральной лестницы и пр.

Было бы сильным упрощением полагать, что утверждавшие свою власть над бывшими римскими провинциями германцы несли с собой "первобытно­общинные отношения". После завоеваний у варваров, как отмечает Ж. Ле Гофф, привязанность к личной собственности была даже более сильной, чем у рим­лян. Франкская Салическая правда особенно дотошна и сурова в отношении различных форм посягательства на собственность, вплоть до потравы скотом чужой нивы, кошения травы на чужом поле, сбора чужого винограда и пр. И даже при произошедшем в последующие столетия поглощении мелкого сво­бодного крестьянского землевладения крупным, феодальным, на протяжении всей средневековой эпохи сохранялось представление о тяжести хозяйствен­ных правонарушений и преступлений.

Создававшиеся вестготами и остготами, франками и вандалами, бургундами и лангобордами варварские королевства накладывали привычные для германцев отношения личной верности-зависимости военных предводителей и их дружин­ников (которым выделялись в управление отдельные области) на сложившиеся в романоязычных провинциях рухнувшей Римской империи общественные фор­мы, включавшие крупное, связанное с эксплуатацией зависимого населения - колонов - землевладение, а также самоуправляющиеся коммуны деградировав­ших городов и уже сформировавшуюся, общую для всей Западной Европы, цер­ковную структуру во главе с первосвященником "Вечного города".

Новоиспеченные германские короли для укрепления власти вынуждены были считаться с авторитетом церкви (даже когда они сами были арианами) и тради­циями муниципального самоуправления, привлекать на свою сторону автори­тетную местную землевладельческую аристократию и использовать остатки римской администрации. При этом они присваивали себе земли римского им­ператорского фиска с проживавшим там свободным крестьянским населени­ем, становясь верховными землевладельцами в масштабах складывавшихся королевств раннего Средневековья. Это позволяло им раздавать земли в услов­ное держание, с правом использования в личных целях частей местных дохо­дов, родственникам, приближенным и доверенным лицам, которые - как гра­фы - направлялись управлять отдельными областями-графствами.

В результате всех этих сложных процессов, при усиливающейся романиза­ции варваров на территории бывших имперских провинций и определеннойЗападнохристианская цивилизация средневековья 491

варваризацией быта потомков местной знати, смешавшихся с пришельцами посредством брачных связей, формировалась более-менее унифицированная социальная структура, в основе которой лежало деление на "могущественных" людей варварского и римского происхождения и "смиренных" в обеих этни­ческих группах. В руках первых сосредоточивались земля и власть, тогда как другие оказывались в зависимости от них.

В свое время М. Блок высказал, поддержанную Л. Февром и другими меди­евистами идею о разделении истории средневекового Запада на "два феодаль­ных периода" с весьма различными ведущими тональностями. Рубежом между ними французский историк обоснованно считал XI в. С этого времени усили­вается новая аристократия, прочно, по праву наследования, удерживающая свои земли и рассматривающая себя в качестве не королевских наместников или чиновников, а полновластных господ, за самим королем признающая лишь права "первого среди равных".

В конце XI в. начинается "экономическая революция второго феодального периода", заложившая основания последующего роста Западнохристианского мира. Последний, динамично развиваясь в течение XII-XIII вв., переживает мучитель­ный кризис XIV в. (страшная эпидемия чумы в его середине, разгорающаяся Сто­летняя война и пр.) и вступает в свою новую фазу - Ренессанса в Италии и того сложного, продолжавшегося до начала XVI в., в сущности до Реформации, време­ни, которое И. Хейзинга удачно назвал "Осенью Средневековья".

Оправившаяся от опустошительных нашествий извне (арабских, норман-ских, венгерских) Западная Европа XI в., сохранившая наполненный энергией осевших варваров латинский индивидуалистически-рационалистически-прак-тицистский потенциал, приступает к активной хозяйственной деятельности. Сперва в авангарде этого преобразования стояли организовывавшие на рацио­нальных началах свои крупные хозяйства монастыри, ожившие с началом клю-нийского движения за обновление церковной жизни. Однако вскоре вырабо­танный в них и освященный авторитетом христианства дух уважительного от­ношения к физическому труду, к деятельности инженеров, вообще дух изобре­тательности и предприимчивости постепенно выходит за стены монастырей и проникает в светскую жизнь. Его основным носителем становится городской торгово-ремесленный люд.

Рассудочный рационализм схоластики в лице Роджера Бэкона, предвестни­ка будущего британского эмпиризма, обращается - впервые в истории чело­веческой культуры! - к опытному изучению природы как основы знания, а целью науки провозглашается увеличение власти человека над природой. По­этому, приводя многочисленные данные об усовершенствовании агротехники, рационализации в иных сферах экономической деятельности, современные исследователи приходят к выводу, что процесс технического развития, кото­рый, набирая силу в эпоху Возрождения, определит затем характер европей­ской цивилизации в Новое время, берет начало в Средние века - со второго, по М. Блоку, периода феодализма: первых трех веков II тыс.

Формирование эффективной системы сельского хозяйства к северу от Альп и Луары, связанный с этим рост народонаселения и его колонизационная дея­тельность в самой Западной Европе и на ее периферии (от плато Испании до болотисто-лесистых низменностей Прибалтики), развитие у знати жажды пре­стижного потребления, стимулировавшее развитие торговых отношений с со-492 _____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

седними цивилизациями, и многое другое - все это способствовало взлету городской экономической жизни, основанной на духе рационализма и прагма­тизма, связанном с деньгами и расчетом.

Это развивало абстрактное мышление с акцептацией внимания на количе­ственных в ущерб качественным категориях, с привязанностью к плоскости эмпирически данного бытия. Оцениваемая абстрактными количественными категориями конкретика деловой жизни становится основой ориентации бюр­герского сознания, что подготавливает проанализированную М. Вебером в ее связи со становлением капитализма протестантскую деловую этику накопи­тельства, труда и предпринимательства.

Эволюция экономики в этот период повлекла за собой настоящую пере­оценку социальных ценностей. Если ранее немногочисленные и рассеянные ремесленники и купцы, в отдельных случаях иногда далее игравшие важную роль, как общественные группы не имели никакого значения, то с конца XI в. они консолидируются в пределах коммун и становятся во многих местах важ­ной, а в некоторых регионах - Северная Италия, затем Северная Германия и отчасти Нидерланды с Фландрией -- со временем и ведущей силой. Прежде всего, выдвигается образующее по преимуществу городской патрициат купе­чество, торговый и связанный с ним ростовщический капитал. В результате, как пишет М. Блок, рожденный в весьма редко сотканном обществе, где тор­говля мало что значила и деньги были редкостью, европейский феодализм глу­боко изменился, когда ячейки человеческой сети уплотнились, а обращение товаров и звонкой монеты стало более интенсивным.

Феодальный строй, с анархизмом и своеволием которого безуспешно пыта­лись в Х--XII вв. справиться папство и императорская власть, с XII-XIII вв. изнут­ри подрывается (а в Северной Италии вокруг таких процветавших городов, как Венеция, Флоренция или Генуя, и ликвидируется) развитием городов. При этом феодализм в Северной Франции, затем - Англии, а также Пиренейских государ­ствах (где он был развит куда слабее) сверху начинает обуздываться королевской властью. Но если королевская власть в течение XIII-XV вв. формировала каркасы и контуры новоевропейских территориально-государственных структур, в преде­лах которых зарождались современные нации, то в городах складывались новые типы социально-экономических отношений и соответствующие им формы мента­литета, столетиями пользовавшиеся переосмысливаемыми по-своему, но воспри­нимаемыми из официального христианства идее-образами.

Такого рода новое, исходящее не от католической церкви, а часто и созна­тельно направленное против нее переосмысление христианства, часто с замет­ными нехристианскими или, по крайней мере, неортодоксально-христианскими инъекциями, неизменно порождало учения, объявлявшиеся папами еретически­ми. С такими течениями католическая церковь боролась жестоко и беспощадно, как о том свидетельствует история преследований вальденсов и катаров в XII в., разгром и истребление южнофранцузских альбигойцев при параллельном вве­дении инквизиции в начале XIII в., маниакальная охота на ведьм и пр.

Базовые принципы Новоевропейской цивилизации, во многом наследовавшей и развивавшей, но в ином категорически отметавшей основания Западнохристи-анского мира феодального периода, вырабатывались и утверждались в течение всей первой половины II тыс. именно в городах, являвшихся по своей природе по отношению к господствовавшему феодализму чужеродными элементами. Как пер-Западнохристианская цивилизация средневековья 493

вым млекопитающим, им удалось выжить и окрепнуть в условиях засилия фео­дальных динозавров, выработав в себе те качества, бороться с которыми (когда те достаточно развились) господствовавшие ранее силы оказались не в состоянии.

Но победили не столько города сами по себе, сколько выработанный в их среде дух индивидуализма, сочетавшийся с высокой способностью к самоорга­низации, рационализма и прагматизма, предпринимательства и практического расчета, склонного переводить все стоимости и ценности на денежный эквива­лент. Поэтому средневековый город со своими цехами, гильдиями, мелочной регламентацией и пр., как далеко он бы не отстоял от реалий развитого капита­лизма, можно считать эмбрионом буржуазности, созревавшем в лоне феодаль­но-католического Западнохристианского мира.

Специфика и уникальность средневекового города на широком историчес­ком фоне, в его совершенно справедливом противопоставлении типу восточно­го города и определенном, но вовсе не абсолютизируемом сближении с горо­дом античным (с которым он и был связан тонкой пунктирной линией истори­ческой преемственности), были раскрыты в специально посвященном этой теме исследовании М. Вебера. Немецкий ученый обоснованно подчеркивал, что сред­невековый западный город был не только экономическим центром торговли и ремесла, политически (обычно) крепостью и часто местонахождением гарни­зона, административно судебным округом, но также скрепленным клятвой брат­ством. Как и в древнегреческом полисе, отношения между его полноправными гражданами-собственниками строятся по горизонтали как союзно-договорные, с выборными и отчетными перед гражданами органами власти.

Индивид выступает собственником, гражданином и воином, полноценным и свободным (в рамках принятых коммуной и защищающихся церковью норм) контрагентом в принципе любых экономических, общественно-политических или культурных отношений. Налагаемые же коммуной запреты и самоограни­чения в конечном счете призваны служить интересам если не всех поголовно, то, по крайней мере, основной массы ее членов. И до тех пор, пока в самой бюргерской среде разделение по признаку богатства и бедности не заходило уж очень далеко, эти ограничения не воспринимались враждебно даже наибо­лее преуспевавшими предпринимателями, понимавшими, что их частный инте­рес непосредственно связан с процветанием города как целого.

Сама коммунально-цеховая система была взорвана изнутри ее обогатившими­ся членами лишь с созданием централизованных государств преимущественно уже в эпоху абсолютизма, в XVI-XVII вв., когда интересы и права молодой бур­жуазии берется защищать утверждающееся национальное государство. Поэтому же (хотя, естественно, не только поэтому) капитализм в указанные столетия бурно развивается в Нидерландах, Англии и Франции, тогда как Италия и Германия, не создавшие таких государств, резко отстают. Но основы индивидуальных прав и свобод, в том числе (и в первую очередь) в сфере экономики, предприниматель­ства, были заложены именно в средневековых западных городах.

Таким образом, подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в усло­виях противостояния и борьбы основных начал средневекового Западнохрис­тианского мира в первой трети II тыс. в городских коммунах рождается опира­ющаяся на собственность индивидуальная, юридически оформленная свобода, реализующая свои возможности, в первую очередь, в утилитарно-предприни­мательской, рационализированной деятельности.494 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

К XV-XVI вв. Западная Европа созрела для идеи личной, в том числе и духовной свободы, нашедшей свое выражение в двух разных, стремящихся опе­реться на, соответственно, античную и раннехристианскую традиции формах. Имеется в виду, с одной стороны, романский, сперва - собственно итальян­ский, гуманизм, делающий акцент на индивидуальности в ее чувственно-худо­жественном, гедонистическом и эстетическом отношении к миру, и, с другой - немецкая (а затем швейцарская и пр.) Реформация, акцентирующая внимание на активно действующей в материально-практической плоскости индивидуаль­ности в ее конечной связи с трансцендентным первоначалом - Богом.

Отсюда - этическая насыщенность протестантского менталитета, сочета­ющаяся (в отличие от православного или даже католического сознания) с рели­гиозным санкционированием обогащения как основы дальнейшей практичес­кой деятельности, направленной в сущности на еще большее обогащение. Это, естественно, вело к накоплению капитала, тогда как возрожденческая психо­логия (вполне в соответствии со столь почитавшейся ею античной ценностной шкалой) смотрела на приобретенные богатства с точки зрения их реализации во внеэкономической сфере: от создания художественных шедевров до быто­вой роскоши и утонченных чувственных наслаждени.

Во времена Возрождения и особенно Реформации в Западнохристианском мире человеческая личность находит опору в самой себе через утверждение своей конечной укорененности в божественном первоначале бытия. Но если романский мир эту укорененность трактует в ключе пантеистически восприня­того неоплатонизма его последним аккордом в натурфилософии Джордано Бруно), что снижает трагизм персональной драмы каждого из живущих, делая малозначимым для повседневной практики трансцендентную деперсонализи­рованную первореальность, то германский мир доводит драму личных взаимо­отношений каждого верующего и Бога, не имеющих между собою никаких посредников, до крайнего напряжения, получающего свое предельное выраже­ние в философии С. Кьеркьегора.

Глубокое созвучие кьеркьегоровской философии с интуициями Б. Паскаля, как и по духу полупротестантским движением янсенизма в целом, убеждает, что соответствующие умонастроения были характерны и для втянутых в эпи­центр становления Новоевропейской цивилизации северных областей роман-ско-католического мира, куда относилась и Северная Франция с Парижем.

Индивидуальное "я" мыслится в той мере, в какой за ним (и в связи с ним) стоит непосредственно Бог. Обратной стороной этого выступает уверенность новоевропейской буржуазии в своей "богоизбранности" и превосходстве над всеми прочими людьми, особенно - представителями других цивилизаций.

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

  • § 12. Культура и религия Древнего мира
  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 18. Средневековый город

    Феномен средневекового города .

    В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

    новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

    Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

    Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

    Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры .

    Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

    чиновники.

    Цеховые организации .

    Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера - подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин .

    В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов .

    Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.