Можно ли разговаривать на уроке. Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их. Неформальный лидер или портрет маленького вождя

Ознакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым людям.

Развивать речь, память, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мы - пассажиры».

Задачи:

Ознакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым людям.

Развивать речь, память, внимание.

Оборудование: рисунки общественного транспорта, плакат «Безопасное путешествие»

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Мы с вами сидим в классе, за партами. Мы – ученики.

Если мы зашли за покупками в магазин, то кто мы? (покупатели)

А если мы идём по улице, переходим дорогу, кто мы? (пешеходы)

А если вы сели в автобус, троллейбус или трамвай? (пассажиры)

Сегодня на уроке мы поговорим, какие правила должны выполнять пассажиры, чтобы не случилась беда.

2. Общественный транспорт.

У каждого человека есть родные, близкие, которые, хотя и живут в одном городе, но не достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком.

Город большой, и, чтобы увидеться с ними, надо пользоваться общественным транспортом.

Как вы думаете, какой транспорт называют общественный?

Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским.

Отгадав загадки, вы назовёте общественный транспорт.

Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине. (троллейбус)

Для этого коня еда-

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется. (автомобиль)

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес:

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит.... (автомобиль)

Незнакомец краснокожий

С красно-желтой полосой,

На автобус чуть похожий-

Кто же все же он такой? (трамвай)

Загудел глазастый жук,

Обогнул зеленый луг.

У дороги смял ковыль

И ушел, оставив пыль. (мотоцикл)

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь - упадет,

А педали пустишь в ход-

Он помчит тебя в перед. (велосипед)

Что за чудо этот дом-

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином. (автобус )

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Воль по улице бегут . (метро)

Выставляются рисунки транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, электричка.

Этот транспорт всегда едет по строго определённым направлениям – маршрутам. По номерам автобусов, трамваев, троллейбусов мы узнаём, по каким маршрутам они курсируют. На своём пути они делают обозначенные указателем остановки для посадки и высадки пассажиров.

3. Правила поведения в общественном транспорте.

Какие правила необходимо соблюдать при посадке в общественный транспорт?

Транспорт надо ждать на предназначенной для него остановке. Дожидаясь транспорта, не кричи, не бегай, не толкайся. Если на остановке много народа, то лучше не становиться в первый ряд, так как тебя могут нечаянно толкнуть под колесо машины. Дождись, пока из транспорта выйдут приехавшие люди, помоги выйти пожилым людям и пассажирам с детьми, и только потом заходи в салон. Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно при полной его остановке. Не надо толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу, мешать другим людям. В автобус, трамвай, троллейбус входи только через заднюю дверь, а выходи из передней.

Что нужно сделать в первую очередь, когда ты вошёл?

Войдя в транспорт, оплати проезд или предъяви проездной билет.

Какие правила необходимо соблюдать в общественном транспорте?

Зайдя в трамвай, автобус или другой вид общественного транспорта, можно сесть на свободное место. Если свободных мест нет, то держись за поручни. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к дверям транспорта. Ты можешь выпасть. Будь внимательным по отношению к окружающим, уступи место старшим. К выходу из транспорта готовься заранее, чтобы не расталкивать людей в последний момент.

Как вести себя при выходе из транспорта?

Не толкайся. Смотри под ноги, чтобы не упасть.

Выходя из трамвая, нельзя обходить его сзади: Ты не увидишь встречный

трамвай. Поэтому на остановке обходи трамвай только спереди! А машину, автобус, троллейбус обходи только сзади!

После выхода из трамвая, автобуса, троллейбуса для перехода улицы нужно дойти до ближайшего пешеходного перехода и уже там перейти дорогу.

4. Чтение и обсуждение стихотворений

Мальчик сидел у окошка трамвая,

По сторонам из окошка зевая,

Рядом стоял, возвращаясь домой,

С папкой в руках гражданин молодой.

Мальчик, заметив такую картину.

Место своё уступил гражданину.

Долго не стал гражданин возражать,

Старших положено всем уважать.

Было в трамвае и людно, и тесно,

И гражданин уступил своё место.

Он усадил пожилого мужчину,

Сунув под лавку его же корзину,

Только не долго сидел и мужчина,

Важной была и на это причина:

Как не уважить почтенного старца?

Мог ли мужчина на месте остаться?

Старец довольный в окошко глядит,

Мимо него новый город летит.

Всё изменилось в погоде, в природе,

А уваженье осталось в народе.

Какова главная мыль этого стихотворения?

Подошёл автобус,

Зайчики гурьбой

Двери осадили,

Рвутся, словно в бой!

Пассажирам выйти

Зайцы не дают.

Всем грубят, толкаются

И на всех орут.

Что вы можете сказать о поведении зайцев?

4. Закрепление

Разбор конкретных ситуаций.

Представьте, что мы находимся на автобусной остановке. С нами рядом стоит много людей: бабушка, дедушка, женщина с ребёнком, взрослый мужчина.

Кого вы пропустите вперёд?

В это время подбегает мальчик, расталкивает всех, крича: «пропустите, я встану здесь впереди!»

Правильно ли поступает этот мальчик?

Подошёл автобус. Водитель открыл двери. Мальчик пробежал в салон на первые места.

Для кого предназначены места в передней части салона?

Мальчик увидел впереди сидящего друга, он побежал к нему. Мальчики вместе стали громко разговаривать.

Правильно ли поступают мальчики?

Автобус проезжает мимо школы. Вдруг один из мальчиков увидел одноклассника, он высовывается из окна и кричит: «Эй, привет!»

Можно ли высовываться из окон автобуса?

5. Итог урока.

Что такое общественный транспорт?

Как следует переходить улицу после выхода из трамвая (автобуса)

Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте, начиная так:

Запрещается:

Заскакивать на ходу;

Высовываться в окно;

Толкаться;

Громко разговаривать, шумно вести себя;

Стоять на подножках;

Облокачиваться на двери;

Сорить.

Разрешается:

Заходить в переднюю дверь пожилым, инвалидам, пассажирам с детьми, остальным – в заднюю дверь;

Оставлять передние сидения пожилым, больным, пассажирам с детьми;

Держаться за поручни или ручки сидений;

Иметь проездной билет или купить одноразовый;


Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

1.Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение"
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги "Тренировка эффективности учителя", поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна - это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: "Больше старайся", "Если бы ты только не был таким ленивым", "Все в классе это могут", "Добавь это к своему заданию на дом". У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: "Ты ничтожество", "Ты плохой человек". Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ

Не будьте в один день мягким, а в другой - жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет "нет", прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря "нет!", иметь в виду "нет!" и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка... Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

    Привлечение внимания : Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель - ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание . Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

    Стремление к власти : Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь , вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти .

    Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же , вероятно, ученица хочет мстить .

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

    Чувство неадекватности : Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

    постоянные неудачи в учебе и в школе

    реакция на одноклассников

    неспособность учиться

    ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

    отношение с братьями и сестрами

    столкновение стилей учителя и ученика

    разлука/развод

    смерть в семье

    проблемы, связанные со здоровьем

    постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

    изменение окружения

ОТВЕТ НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ

ИЗБЕГАЙТЕ СИЛОВЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ!

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил "несправедливое" наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию. Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

    Не сейчас. "Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится".

    Дай мне минутку, пожалуйста. "Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю". (Если ученик настаивает, скажите: "Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда "нет". Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет "нет".)

    Убеди меня: "Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь". Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

    Нет! До того, как вы сказали окончательное "нет", вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали "нет", вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказан "несправедливо", он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию.

Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Полный текст на сайте

/library/learn-n-teach/teaching-up/art-of-teaching-rubinof/art-of-teaching-rubinof_37.html?hc=1

Советы, памятки

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ

1. На уроке преобладают доброжелательные и деловые отношения.
Учитель обращается к ученикам в спокойном и дружеском тоне.

Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учиты­вать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоцио­нального состояния учителя и учащихся. Улыбка или шутка учителя оказываются иногда лучшим стимулом к работе, снимают напряже­ние и усталость.

2. Сохраняется в течение всего урока рациональный, относительно
устойчивый порядок. Педагогическая мудрость гласит: «Точным на­
чалом урока учитель заслуживает уважение, а точным окончанием -
любовь своих учеников!».

Учитель не должен суетиться во время урока. Он должен перед его началом убедиться, все ли средства обучения подготовлены и лежат или висят на своих местах. Следует привлекать учащихся к ответственно­сти за внешний порядок в классе, за его чистоту.

3. Учащихся целеустремленно и настойчиво побуждают к актив­
ности.

При ведении урока обращайтесь ко всему классу. Все вопросы, обра­щения, замечания и задания адресуйте сначала ко всему классу. Сде­лайте небольшую паузу для обдумывания, а потом вызывайте ученика. Дайте возможность остальным стать соучастниками беседы, оценить от­вет, дополнить его.

4. Требуйте само собой разумеющихся действий последовательно
и твердо. Не впадайте в командирский или упрашивающий тон.

5. Соблюдайте верный стиль и тон обращения учащихся. Особен­
ности стиля и тона педагога: деловитость, приветливость, сдержан­
ность. Не стоит одних учеников называть по имени, других - по фа­
милии.

Учащихся старших классов надо называть на «Вы» и по именам.

6. Постоянно следите за тем, какое впечатление производят ваши ма­
неры, поведение и внешность.

Не давайте поводов для обсуждения ваших манер, одежды и при­чески.

7. Анализируйте свое поведение, помните о тех своих действиях, ко­
торые невольно привели к неудачам учащихся. Их можно было избе­
жать.

8. Действенность поощрения или наказания зависит от того, прини­
мает ли их ученический коллектив . Нельзя перехваливать или захва­
ливать детей, нельзя постоянно порицать их.

Нельзя учителю быть вспыльчивым.

9. Работайте с родителями, но не перекладывайте проблему с дисци­
плиной на них. Учитель продумывает систему воспитательных мер
и точно определяет долю помощи в ней родителей.

10. Воспитание дисциплины - это воспитание отношений в коллек­тиве.

Пусть обеспечение и развитие дисциплины будут делом самих уче­ников.

Учителю надо знать и предусмотреть заранее те ситуации урбка, в которых особенно велика опасность срывов дисциплины. Критически­ми ситуациями считаются те моменты урока, в которых дисциплина: учащихся отличается наибольшей неустойчивостью. К таким ситуаци­ям относятся:

Начало урока;

Устная проверка заданий;

Момент оценки и выдачи работ;

Проверка домашнего задания;

Разъяснение организационных вопросов;

Классный руководитель:

Цель собрания: сформировать у детей правильные представления о доброте и милосердии, пробудить их к добрым поступкам и полез­ным делам.

Подготовка:

1. Разработка хода собрания советом дела.

2. Оформление класса творческой группой.

3. Заседание родительского комитета совместно с активом класса:
обсуждение хода собрания; выбор ситуаций для обсуждения; состав­
ление вопросов для групп; обсуждение памятки для детей.

План собрания:

Родители и дети объединяются в группы по 8-10 человек.

1. Вступление классного руководителя о теме, цели собрания, не­
обходимости его проведения.

2. Работа в группах:

2.1. Каждая группа получает пакет, в котором предложена ситуа­
ция. Дается время для обсуждения и выработки мнения в группе.

Например, одна из ситуаций.

Из письма матери:

«У меня есть дочь, которую я очень люблю. Но вот я заболела. Про­шу дочь сходить в аптеку и заказать лекарство. А она мне отвечает, что ей некогда. До того мне стало больно. Откуда такая черствость?»

А как вы думаете, откуда такая черствость?

2.2. Вопросы для коллективного обсуждения:

У многих из нас есть бабушки и дедушки. Давайте припомним,
только честно, всегда ли мы внимательны к ним, всегда ли уважаем
их возраст.

Человек рождается и умирает. Если после его смерти что и оста­
ется на земле, так это добрые дела, которые он сделал для людей. А
что доброго сделали мы?

Милосердие! Что означает это слово? Всегда ли мы милосердны
друг к другу?

3. Самооценка с помощью цветограммы на доске по следующим
вопросам.

3.1. Делаешь ли ты добро людям?

а) Всегда; б) иногда; в) никогда; г) не знаю.

3.2. Причиняешь ли ты зло, неприятности людям?
а) Не делаю; б) иногда делаю; в) делаю; г) не знаю.

4. Подведение итогов самооценки и определение проблем, над ко­
торыми школьникам и родителям необходимо работать в будущем.

Памятка:

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой посту­пок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным . Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и пони­май мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сер­дцем, чистой душой.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправед­ливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других, причиняет зло людям».

6. Выработка и коллективное обсуждение решения собрания:

6.1. Собрать библиотеку из детских книг и подарить ее детскому
дому.

6.2. Изготовить на уроках труда игрушки для подшефного детско­
го сада.

6.3. В микрорайоне школы в праздничные дни вывешивать по­
здравления.

6.4. Организовать выход в театр и последующее обсуждение спек­
такля на совместном собрании родителей и учеников.

Занятие учащихся и родителей «Учимся общению»

(средняя школа № 63 г. Ярославля, 6 класс) Классный руководитель:

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

И. Лафатер, швейцарский писатель, XVIII в.

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относи­лись к тебе».

Ф. Честерфилд, английский писатель, государственный дея-1733)

Цель собрания: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликт­ному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих меж­ду родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно отно­ситься друг к другу, понимать друг друга.

Подготовка:

1. Учащиеся пишут ответы на два вопроса: 1) В каких ситуациях у
тебя чаще всего возникают конфликты с родителями? 2) Что больше
всего тебя волнует в отношениях между учащимися нашего класса?

2. Школьники оформляют плакаты, рисунки на тему: «Как мы
общаемся»

Классный руководитель и психолог по результатам опроса уча­
щихся отбирают наиболее типичные ситуации для обсуждения.

4. Родительский комитет готовит наглядное и музыкальное оформ­
ление занятия.

5. Формируются смешанные группы родителей и детей, с учетом
контактов семей.

План занятий:

1. Вступление ведущего, определяющее цель занятия и причины
его проведения.

2. С помощью рисунков дети и родители представляют свое пони­
мание слова «общение».

3. Определяется значение слова «общение» по толковому и психо­
логическому словарю (записано на доске).

4. Анализируются анкеты родителей, учащихся, и на основе этого
выделяются две группы наиболее типичных конфликтных ситуаций
в их общении: а) родители - дети; б) девочки - мальчики.

о. Обсуждаются ситуации «родители - дети» в группах, где пред­ставители от групп, а также все желающие высказывают свое мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или педагог делают обобщение, дают советы.

Ситуации для обсуждения:

1 ситуация: «Требуем добросовестности в выполнении домаш­
них заданий. Требование выполняется не всегда, ребенок выра­
жает недовольство, иногда возникает ссора. Как быть? Ведь
очень хочется, чтобы ребенок хорошо учился и не пропадало
желание ходить в школу».

2 ситуация: «Как правильно организовать домашний труд, что­
бы не приходилось ссориться из-за невыполнения домашних
обязанностей».

3 ситуация: «Хочется гулять, но родители не отпускают. А если
у меня встреча с каким-нибудь человеком? И наоборот, когда
не хочу, отправляют гулять» или «Бабушка не отпускает гу­
лять, а все уроки сделаны».

4 ситуация: «Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а мне

хочется другое. Часто я настаиваю на своем, а они сердятся».

6. Музыкальная пауза-раздумье, во время которой участники со­
брания просматривают плакаты и рисунки детей. Вот некоторые из
них: «Мои дорогие мама и папа. Устраните, пожалуйста, хоть один
дефицит - дефицит общения со мной», «Крик, ремень и подзатыль­
ник - - это вечно под рукой, но умнее мы не станем, да и вам ведь не
покой».

7. Обсуждение отношений «Девочки - мальчики».

1 ситуация: «Называют все, даже иногда девочки, друг друга по фамилии. Неприятно! Посоветуйте, как добиться, чтобы ребята называли друг друга только по именам. Особенно девочки - мальчиков, мальчики - девочек!»

ситуация: «Можно ли дружить группами, а то иеогх»
вочки дружат и никого к себе не допускают?»

3 ситуация: «Мне стыдно, когда ссорятся девочки. Они оч
сто между собой разговаривают грубо, могут оскорбить,
чать друг на друга. Мне больно, когда девочки из нашего
спорят и ругаются».

4 ситуация: «Мальчик ударил девочку. Мальчики не видят в де­
вочках слабый пол и не хотят им уступать. Волнует агрессив­
ность мальчиков. Мне стыдно, когда в нашем классе мальчики
бьют девочек. А я стою рядом и ничего не могу поделать...»

9. Анализ результатов работы групп педагогом и психологом, до­
полнение составленных материалов их советами.

10. Комментарий психолога к наиболее интересным рисункам уча­
стников (об их представлении понятия «общение»), выводы, обобще­
ния.

11. Подведение итогов занятия: что узнали нового, что было наи­
более интересным и полезным; выводы, которые вы сделали сегодня
для себя; что не понравилось, не удовлетворило вас; ваши предложе­
ния на будущее.

Как показывает опыт, родители и учащиеся могут взаимодей­ствовать в различных видах деятельности. Успешность этого вза­имодействия зависит от позиций педагогов, их понимания важ­ности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенности взаимодействия педагогов и родителей?

2. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимодействия
педагогов и родителей.

3. Как педагоги могут способствовать развитию отношений меж­
ду родителями и детьми?

§ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1

Сущность процесса самовоспитания

В гуманистической педагогике главным субъектом воспи­тания является сам ребенок, поэтому в качестве важного усло-

43 этом параграфе с любезного согласия использованы материа­лы его исследования по проблеме стимулирования самовоспитания учащихся

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!