Что является основными причинами экологического кризиса. Общее понятие экологического кризиса. социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения

В настоящее время многие противоречия, конфликты, проблемы перерастают локальные рамки и приобретают глобальный общемировой характер.

Главные причины возникновения кризиса:

  • 1. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов, усиленных парниковым эффектом, вызываемым изменениями оптических свойств атмосферы выбросами в нее главным образом СО, СО2 и других газов.
  • 2. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых "озоновых дыр", снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации.
  • 3. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для объектов биосферы, включая человека.
  • 4. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы, в свою очередь загрязненной автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и радиоактивных веществ, поступления загрязнений с речным стоком, нарушения водного баланса прибрежных территорий в связи с регулированием рек;
  • 5. Истощение и загрязнение вод суши.
  • 6. Радиоактивное загрязнение среды.
  • 7. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков, использования пестицидов и минеральных удобрений.
  • 8. Изменение геохимии ландшафтов в связи с перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли.
  • 9. Продолжающее накопление на поверхности Земли всякого рода твердых отходов.
  • 10. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия.
  • 11. Усиливающееся опустынивание планеты.
  • 12. Сокращение площади тропических лесов и северной тайги - основных источников поддержания кислородного баланса планеты.
  • 13. Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов, крайняя дифференциация бедности и богатства.
  • 14. Ухудшение среды жизнеобитания в перенаселенных городах.
  • 15. Исчерпание многих месторождений минерального сырья.
  • 16. Усиление социальной нестабильности, как следствия все большей дифференциации богатой и бедной части населения многих стран, возрастания уровня вооруженности их населения, криминализации.
  • 17. Снижение иммунного статуса и состояния здоровья населения многих стран мира, многократное повторение эпидемий, имеющих все более массовый и тяжелый по последствиям характер. Одной из основных глобальных проблем является сохранение окружающей среды. Начало ее лежит в далеком прошлом. Около 10000 лет назад возникла земледельческая культура неолита. Расширение площади возделываемых земель, рубка деревьев для хозяйственных целей, распространение подсечно-огневого земледелия - все это вело к замене естественного ландшафта культурным, усилению влияния человека на среду обитания. Начался быстрый прирост населения - демографический взрыв - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических или общеисторических условий жизни. Численность населения Земли растет в геометрической прогрессии: если с 8000 года до н.э. до начала нового летоисчисления численность населения возросла от 5 млн. человек до 130 млн, то есть на 125 млн человек за 8 тыс лет, то с 1930 г.. до 1960 г., то есть всего за 30 лет численность населения Земли возросла уже на 1 млрд. человек (от 2 млрд. до 3 млрд. чел.) В настоящее время она составляет более 6 млрд. чел. С 1830 по 1930 г. росло население Европы и Северной Америки, а в последние годы демографический взрыв наблюдается в странах Азии и Латинской Америки.

Промышленная революция началась около 200 лет назад и за последние 100-150 лет полностью изменился облик Европы и Северной Америки. Возникла неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. Человек осуществил такие химические реакции, которых не было раньше на Земле. Были выделены в чистом виде железо, олово, свинец, алюминий, никель и многие другие химические элементы. Количество добываемых и выплавляемых человеком металлов достигает колоссальных размеров и возрастает с каждым годом. Еще более значительна добыча горючих полезных ископаемых. Пpи горении каменного угля и другого топлива идет образование оксидов углерода, азота, серы и других продуктов. Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои химические свойства.

Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций, транспорта и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.

Принципы естественного устройства, которые нарушены человеком и ведут к экологическому кризису:

  • 1. Использование человеком в своей хозяйственной деятельности внутренних по отношению к биосфере источников энергии (органическое топливо). Это приводит к росту энтропии биосферы, нарушению экологических циклов двуокиси углерода, оксидов серы и азота, тепловому загрязнению.
  • 2. Разомкнутость хозяйственных циклов приводит к большому числу отходов, загрязняющих окружающую среду. Использование наряду с естественными множества искусственно синтезированных веществ вызывает нарушение экологического равновесия, приводит к возрастанию токсичности окружающей среды.
  • 3. При непосредственном участии человека происходят уничтожение структурного многообразия биосферы, гибель многих видов. Отмечается чрезмерное увеличение давления на биосферу человека, что ведет к серьезным нарушениям экологической стабильности и снижению устойчивости биосферы.

С появлением человека частные нарушения равновесия в био­сфере приобрели качественно иной характер и совершенно иной темп. По мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина, человечество находилось в нишах первобытных собирателей и рыболовов с ми­нимальным биологическим энергопотреблением 200 тыс. лет, в нишах примитивного земледелия, скотоводства и охоты с энерго­потреблением в 2 раза большим - 10 тыс. лет, в нише традицион­ного земледелия с рабочим скотом при пятикратном потреблении энергии- 1000 лет. Это ускорение смены качественных этаповпрогресса и ускорение роста энергетики относятся к главным при­чинам экологического кризиса.

Экологические кризисы случались и раньше. Однако по отноше­нию к большинству из них речь идет не столько о глобальных изме­нениях экологии биоты, сколько об этапах смены региональных экологических ниш человека. Наиболее важны из них кризисы древнего собирательства и промысла, обусловившие переход к про­изводственному хозяйству, и кризис продуцентов (автотрофных ор­ганизмов, в основном зеленых растений, образующих первичную продукцию органических веществ), т.е. исчерпание наиболее дос­тупных ресурсов древесины для топлива и строительства, а также достижение пределов продуктивности домашнего сельского хозяй­ства. Эти обстоятельства стали одним из стимулов промышленной революции и развития индустриальной цивилизации, приведшей к современному кризису. И каждый из этих этапов сопровождался существенным расширением экологической ниши человечества.

Современный экологический кризис назван кризисом редуцентов (редуценты - гетеротрофные организмы (бактерии и грибы), конечные деструкторы, завершающие распад органических соединений до про­стых неорганических веществ - воды, диоксида углерода, сероводоро­да и солей) потому, что вся совокупность редуцентов биосферы уже не справляется с деструкцией колоссальной массы антропогенных загряз­нений среды. Это сочетается с дефицитом и угрозой исчерпания мно­гих минеральных ресурсов. Экологический кризис, начавшийся в XX в., в отличие от предыдущих, приобрел глобальный характер и раз­вивается достаточно быстро по историческим масштабам.

Человек, по мнению Д. Марковича, все более нарушает основ­ной экологический принцип, т.е. он производит то, чего нет в при­роде и что может быть опасным для других живых существ. Чело­вечество, активно потребляя возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, производит все большие объемы количественных и каче­ственных загрязнителей.

Количественные загрязнители - вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает боль­шие количества их, и это проводит к нарушению экологического равновесия. Качественные загрязнители - вещества, производимые человеком, синтетические вещества, против которых, человеческий организм плохо защищен. Увеличение объема загрязнителей в био­сфере привело к нарушению экологического равновесия.



Нарушение экологического равновесия в современном мире при­няло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными экосистемами, необходимыми для жизни человека, и промышленными и демографическими потребностями человека.

Масштабы современной деятельности человечества не имеют аналогов в истории планеты. За 80 лет (с начала XX в.) из недр Земли было извлечено полезных ископаемых больше, чем за всю историю цивилизации, начиная с палеолита. Более половины до­бытой за эти годы железной руды, свыше 2 /з нефти, природного газа, калийных солей, фосфоритов, 3 А бокситов взято из Земли за 20 лет (с 1960 по 1980 г.). В один год добыча горных пород из недр планеты достигает 100 млрд т, т.е. люди «соперничают» с вулка­ническими процессами. Тем самым подтвердился тезис В.И. Вер­надского о превращении человечества в геологическую силу.

Так, распахивая почву, человек ежегодно перемещает массу земли (объем 4 тыс. кв. км), примерно в 3 раза превосходящую массу всех вулканических продуктов, поднимающихся из недр планеты за тот же срок, и в 200 раз больше, чем сносится в моря и океаны текущими водами. Он забирает на хозяйственно-бытовые нужды 13% мирового речного стока (3,8 тыс. куб. км); сжигает 13,2 млрд т условного топлива, потребляя при этом 22 млрд т ат­мосферного кислорода (данные 1993 г.); выплавляет 2,5 млрд т различных металлов, производит более 60 млн т неизвестных в природе синтетических материалов; рассевает на полях свыше 500 млн т различных пестицидов, из которых V 3 смывается дождя­ми в водоемы и задерживается в атмосфере.

Техногенные поступления в окружающую среду широко ис­пользуемых в производстве и быту химических соединений неред­ко в десятки раз превышают их естественное поступление при из­вержениях вулканов и выветривании горных пород. Так, загрязне­ние морей нефтепродуктами (более 10 млн т в год) значительно превышает поступление нефти в гидросферу через естественные разломы и трещины в литосфере.

В настоящее время площадь освоенных человеком земель дос­тигла 60% суши. Застроенные земли занимают сейчас около 300 млн га. Человек сегодня способен регулировать гидрологиче­ские режимы на значительных территориях. Он может существен­но, хотя пока и локально, поменять климат, ландшафты и зеленый покров планеты. Люди располагают энергией 10 10 кВт. Эта энергия достаточна для заметного влияния на процессы, развивающиеся на поверхности Земли, в атмосфере и в океане.

По мнению Ю.Л. Хотунцева, за 50 лет с начала НТР нет ника­ких признаков замедления технического прогресса. Общество пе­решло в новое состояние, характеризующееся возрастанием скоро­сти появления научных открытий, создания новых технологий и невиданными темпами развития производительных сил.

Никогда еще цивилизация не обеспечивала человечество таким количеством благ, как это происходит на рубеже тысячелетий. С 1950 по 1990 г. мировое общественное производство возросло в 7 раз, а производство зерновых - примерно в 2,5 раза, численность же населения увеличилась только в 2 раза.

Начиная с 70-х гг. XX в. произошли значительные изменения в социальной сфере. Возросла средняя продолжительность жизни в большинстве стран мира, увеличилась средняя калорийность пита­ния, рекордным за всю историю мировой цивилизации является количество различных услуг, оказываемых населению.

Однако ресурсы Земли используются неравномерно. В странах «большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Франция, ФРГ, Италия, Канада) живет 15% населения планеты, а использу­ется 53% энергии, 33% удобрений, 79% деловой древесины, созда­ется 81% наиболее опасных отходов и 90% хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой.

Но не только страны «большой семерки» причастны к усугублению глобальных проблем человечества. Другие государства Европы, Рос­сия, страны «третьего» мира вносят свой «вклад» в обострение таких глобальных проблем человечества, как демографические, энергетические, влияние транспорта на окружающую среду, загрязнение атмо­сферы и гидросферы, уничтожение лесов и почвенных покровов и т.д.

Загрязнение природной среды выражается в смоге, мертвых озе­рах и реках, воде, не годной для употребления, вымирании биоло­гических видов, создании антропогенных ландшафтов. Это симпто­мы деградации экосистем, очевидные для любого человека.

Рефлексия по поводу последствий технического прогресса на­чалась во второй половине XIX в. (Дж. П. Марш, К. Леонтьев и др.). Позднее, по мере накопления научных знаний, многие ученые пытались понять причины разрушения как отдельных экосистем, так и глобального экологического кризиса.

А. Тойнби видел в обезбоживании природы ведущую линию христианства и западной цивилизации. Вместе с исчезновением благочестивого почитания природы устраняются последние пре­поны на пути человеческой алчности. Становление монотеистиче­ских религий радикально изменяет отношение человека к природе, которая начинает рассматриваться как лишенный святости сырой материал. «Если я прав в своем диагнозе, - писал А. Тойнби, - то лекарство, нужное современному человечеству, это возврат от мо­нотеистического мировоззрения к пантеистическому, более древ­нему и некогда повсюду распространенному... Конфуцианство и синто выступают за гармоничное сотрудничество. Даосизм высту­пает за то, чтобы природа шла своим путем, не нарушаемым не­уместным и неуклюжим человеческим вмешательством. Мировоз­зрения, которые вытекают из этих более мудрых и менее агрессив­ных религиозных и философских традиций, подают нам сегодня надежду на спасение человечества. Повеление «покорять», кото­рое современный человек принял как руководство к действию, без всякого сомнения, аморально, невыполнимо и гибельно».

Другой западный автор, Линн Уайт, считает, что установки хри­стианского религиозного сознания привели к формированию специ­фического отношения человека к природе, где человек выступает в роли хозяина природы, а природа - лишь в качестве кладовой ресур­сов. Л. Уайт пишет, что христианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрическая из всех мировых религий.

Отношение человека к природе определяется во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен по отношению к миру. Полностью и не­примиримо противостоя древнему язычеству и азиатским религиям, за исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей. Разрушив языческий анимизм, христианство от­крыло психологическую возможность эксплуатировать природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.

Итак, именно действенно-практически ценностные ориентации христианства привели к формированию специфической идеологии покорения природы и экологическому кризису.

В отечественной научной литературе больше принято говорить об индустриализации, техническом прогрессе как главной причине гло­бального экологического кризиса. Это вроде бы и правильно, но не вся «правда». Причины рассматриваемого явления гораздо сложнее.

Экологические кризисы по характеру протекания можно разде­лить на две группы.

1. Кризисы, носящие взрывной, внезапный характер. Типичны­ми являются промышленные катастрофы в Чернобыле, Бхопале (Индия), в Уфе. Данные кризисы можно предсказать, но, как пра­вило, точное время их возникновения неизвестно.

2. Кризисы «ползучие», медленные по характеру течения. Они могут протекать десятилетиями, прежде чем количественные из­менения перейдут в качественные. Характерными примерами яв­ляются Аральский кризис, экокатастрофа в США в 30-е гг. XX в. (неправильная обработка почвы привела к эрозии и пылевым бу­рям, уничтожившим плодородный слой на десятках миллионов гектаров), аридизация (опустынивание), обезлесивание и т.д.

Для понимания причин глобального экологического кризиса ва­жен принцип Ле Шателье. Данный принцип характеризует устойчи­вость системы и выражается в том, что скорость поглощения углеро­да биотой (при малых относительных возмущениях окружающей среды) пропорциональна приросту концентрации углерода в окру­жающей среде. В течение XIX в. биота (под биотой следует понимать такие естественные сообщества организмов фауны и флоры, которые способны подчиняться принципу Ле Шателье и компенсировать все возникающие возмущения окружающей среды. Домашние животные и растения, культивируемые человеком, а также приусадебные участ­ки, сады и парки, которые не обладают внутренней устойчивостью, не должны включаться в понятие биоты) суши подчинялась принци­пу Ле Шателье, т.е. была слабо возмущена человеком. В XX в. биота суши, по мнению Г.И. Марчука, перестала поглощать избыток угле­рода из атмосферы. Это означает, что структура естественной биоты оказалась нарушенной в глобальных масштабах.

В доиндустриальную эпоху общая антропогенная доля потреб­ления продукции биосферы не превышала 1%. Сейчас потребляет­ся намного больше. Биосфера может выдержать не более 10%. Од­нако биота океана продолжает подчиняться принципу Ле Шателье. Это сдерживает парниковый эффект.

Тем не менее антропогенная деятельность создает четыре категории угроз, связанных с изменениями в окружающей среде:

1. Непосредственные угрозы существованию человека (голод, болезни, радиация и др.).

2. Угрозы территориям (опустынивание, подъем уровня океана, трансграничный перенос загрязнений, изъятие стока рек).

3. Угрозы системам жизнеобеспечения (сельскому и рыбному хозяйству, ресурсам пресной воды, лесам и др.).

4. Угрозы экономическому развитию (дефицит природных ре­сурсов, нестабильность финансовой системы и рынков и др.).

Все эти «угрозы» привели к генетическим и социальным по­следствиям экологического кризиса.

Серф

Почти каждый день ученые наводят новые ужасающие данные, которые свидетельствуют о глобальном экологическом кризисе. И если в ближайшие годы человечество не изменит свои приоритеты, свое мышления и образ жизни, для всего живого это обернется настоящей катастрофой. В данной статье мы попробуем разобраться, что такое экологический кризис? Какие основные и как помочь природе?

Экологической кризис это грубое изменение природных процессов в биосфере, вследствие чего в окружающей среде происходят практически необратимые изменение. На сегодняшний день экологический кризис считается одной из самых сложных проблем, которые затрагивают все сферы человеческой деятельности.

Среди основных причин экологического кризиса — демографическая ситуация . По официальной информации ООН на сегодняшний день население земли составляет более 6,5 миллиардов человек. По прогнозам экспертов к 2050 году эта цифра увеличится до 13 миллиардов. Основной причиной кризиса в ситуации с перенаселением планеты является нехватка природных ресурсов, которые необходимы для нормального существования. Кроме того из-за высокой рождаемости, а также достижениях в медицине, которая сократила уровень смерти на планете Земля и сформировалась проблема с перенаселением. Если посмотреть на статистику ежегодный прирост населения в 77 миллионов человек в основном наблюдается в бедных странах Азии и Африки. Для того, чтобы стабилизировать демографическую ситуацию нужно повышать уровень жызни во всем мире.

Причины экологического кризиса в избытке транспорта . Автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, являются главными источниками загрязнения окружающей среды. При сгорание топливных жидкостей в автомобиле происходит выброс оксид углерода. Это очень опасное вещество, которое поражает кору головного мозга. Кроме того практически все автомобили выбрасывают в атмосферу твердые частицы , которые пагубно влияют на эко систему планеты и являются основной причиной экологического кризиса. Пыль от твердых частиц оседает на водоемах, убивая все живые растения. Сероводород это токсичный газ который поражает сосудистую и нервную систему. При длительном контакте человека с этим удушливым газом может возникнуть серьезное отравление. Одним из самых вредных веществ, которые являются причиной экологического кризиса, являются неотработанные элементы горения нефтепродуктов. Последствия этого печального явления резкий скачек онкобольных, поскольку это вещество имеет способность накапливаться в организме, и нет способов его вывести.17% парниковых газов, попадают в окружающей мир с автотранспорта.

Причины экологического кризиса неконтролируемая вырубка лесов. Один гектар леса за одну сутку поглащает до 300 килограм углекислого газа, а выделяет до 200 килограмм кислорода. По подсчетам экспертов ООН если вырубка лесов будет и дальше продолжатся, то за 40 лет главный биоресурс планеты исчезнет. Одна из основных причин экологического кризиса вырубка лесов нарушает водный баланс на планете. Ведь деревья не только источник воздуха, они выпускают из почвы в атмосферу влагу.

Причины экологического кризиса глобальное потепление. Из-за глобального потепления уровень температуры на всей планете увеличился, а количество осадков снизилась. В ближайшие годы ученые прогнозируют, что ежегодные осадки сократятся на 40%, вследствие чего произойдет сбой на ГЭС. Из-за глобального потепления в ближайшие десятилетия сбор зернового урожая сократится на 45%. Вследствие чего цены на продукты питание вырастут. Кроме того глобальное потепления принесет большое количество ураганов и наводнений в наиболее уязвимые регионы и прибережные зоны.

Причины экологического кризиса разрушения озонового слоя. Основной причиной разрушения озонового слоя является человеческая деятельность. За последние 20 лет ученые наблюдают наиболее сильное разрушение озонового слоя, которое происходит от ультрафиолетовой радиации, космических полетов и токсичных выбросов. Одна маленькая частица хлора, после попадание в атмосферу, разрушает огромное количество молекул озона. А жизнь на Земле, как известно, не возможно без озонового слоя. Разрушения озонового слоя негативно сказывается на людях, растениях и подводном мире. Каждое уменьшение озона на 1% ведет к увеличению на 10 тысяч больных на рак, и примерно 100 тысяч больных катарактой.

Как помочь природе?

Каждый из нас имеет шанс приложив не большие усилия помочь природе:

Старайтесь как можно реже использовать одноразовую пластиковую посуду. После использование не ленитесь и выбросите ее в специальный контейнер. Отдыхая на природе убирайте за собой.

Покупая продукты в магазине, обращайте внимание на развесные, которые продаются без упаковки. Приобретенные пакеты используйте для мусора.

Постарайтесь отказаться от токсичных моющих средств. Есть масса экологических средств, которые прекрасно справятся с любой проблемой.

Сократите расход воды, не садитесь лишний раз за руль, посадите дерево и выключайте на ночь все бытовые приборы.

II. Причины глобального экологического кризиса

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

Культура

Рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира». Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт. Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.



3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения ».

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область».

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства».

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

Вопросы и задания

1. В чем суть глобального экологического кризиса?

2. Чем он отличается от исторически более ранних экокризисов?

3. Кто или что виновно в разрастании экологического кризиса?

4. Каковы научно-технические корни глобального экокризиса?

5. Каковы его религиозные корни?

6. Какова культурная причина глобального экокризиса?

7. Каковы его социальные причины?

8. Какова структура современной личности, виновная за экокризис?

9. Что должно, на ваш взгляд, сделать человечество, чтобы выйти из кризиса?

Экологический кризис – это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы

Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Экологический кризис можно рассматривать и как конфликт во взаимодействии биовида или рода с природой. Кризисом природа как бы напоминает о нерушимости своих законов, а нарушившие эти законы погибают. Так происходило качественное обновление живых существ на Земле.

В этой статье:

Экологические проблемы в мире

Современное состояние окружающей среды в мире характеризуется крайне негативно в связи с существующим в глобальных масштабах экологическим кризисом. Данная проблема вызвана из-за деградации окружающей среды и не способности природы к воспроизводству.

Нерациональное использование природных ресурсов, постоянный рост научно-технического прогресса идет вразрез с принципами охраны окружающей среды. Нарушение экологического равновесия в мире является следствием негативного воздействия человека на природу.

Нынешнее поколение все меньше задумывается о собственном будущем и своих детей, которые имеют право наравне со всеми на благоприятную окружающую среду.

Составляющие экологического кризиса

Существующий экологический кризис в природе можно охарактеризовать различными его составляющими:

  • значительное истощение природных запасов, а именно в мире остро ощущается нехватка пресной питьевой воды;
  • нарастающая эрозия почвы в сельском хозяйстве, вызванное неправильным использованием земли, а также удобрение химикатами, способствующими к росту сельхозпродукции, но одновременно к истощению плодородного свойства земли;
  • опустынивание территории земли, вызванное из-за масштабных рубок леса. Заготовка древесины стоит на первом месте, так как это весьма прибыльное дело, а воспроизводство на самом последнем месте;
  • загрязнение атмосферы, приводящее к росту озоновых дыр и парниковому эффекту на планете;
  • стремительное освоение космического пространства, оставляющее за собой космический мусор;
  • периодические экологические катастрофы, вызванные из-за техногенных аварий катастроф на опасных объектах, например, АЭС, нефтедобывающей промышленности.

Наиболее остро экологических кризис проявляется в неразвитых странах, а также на перенаселенных территориях, например, Африка, Индия, КНР. В ближайшем будущем ожидается полное исчезновение запасов питьевой воды, нефти и газа.

Причины экологического кризиса

Во многом происходящие негативные процессы в природе связаны с рядом причин:

  • из-за политической обстановки в мире, когда Запад пытается удерживать в своих руках все мировые запасы, в том числе путем войн и гражданских революций;
  • из-за несовершенного законодательства, которое не всегда учитывает интересы окружающей среды;
  • растущая коррупция в высших эшелонах власти, которые за деньги готовы с молотка продавать все, что только возможно и доступно в их руках;
  • нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды, например, экологов, агрономов, служащих лесоохраны;
  • постоянное совершенствование технологий, наносящих вред окружающей среде;
  • игнорирование в использовании альтернативных источников энергии, например, в России, которая пока еще богата нефтью и газом;
  • экономический рост стран, осуществляемый вразрез с интересами природной среды.

Пути решения экологических проблем

Чтобы выйти на новый уровень в отношении «человек – природа» и сбалансированности мировой экосистемы, человечеству стоит выработать ряд направлений.

Среди которых:

  • совершенствование технологических процессов, использующих безотходное производство, фильтрующие элементы для сброса в атмосферу загрязняющих веществ;
  • обновление экономического механизма охраны окружающей среды, когда в экономику страны закладываются мероприятия по охране и защите природы от негативного воздействия человека;
  • ужесточение мер юридической ответственности на ущерб наносимый природе, например, увеличение штрафных санкций, суммы которых могут идти на воспроизводство и восстановление окружающей среды;
  • совершенствование правовой культуры населения путем проведения с малых лет эколого-просветительских дискуссий о взаимоотношениях человека с природой;
  • и конечно, развитие международных отношений в области охраны окружающей среды.

Необходимость безотлагательного практического решения проблемы охраны окружающей среды привела к разработке в большинстве стран государственных мер законодательного, организационного и административного характера, направленных на сохранение и восстановление качества природной окружающей среды.

Более того, именно этот аспект все более становится главным направлением государственной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой, сопровождается активным использованием экономических рычагов и стимулов, в совокупности обеспечивающих достижение цели.

Вместе с тем, в ряде регионов мира и стран, к числу которых относится и Россия, результативность природоохранной деятельности не адекватна значимости проблемы и остроте кризисной обстановки.

Существенными причинами этого является недостаточная изученность состояния окружающей среды и ее изменения, взаимосвязей комплекса природных процессов с разнообразными антропогенными факторами, недостаточность финансирования.

Выход из экологического кризиса будет содействовать решению экологических проблем, в свою очередь, решение экологических проблем – необходимая предпосылка поступательного экономического развития.

Что хотелось бы видеть в будущем

Конец ХХ в. характеризуется обострением взаимоотношений человеческого общества и природы.

Оно вызвано ростом населения Земли, сохранением традиционных способов хозяйствования при нарастающих темпах расходования природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и ограниченными возможностями биосферы к его нейтрализации.

Эти противоречия начинают тормозить дальнейший научно технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине ХХ в. благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, поэтому покорение природы, бесконтрольное и неограниченное использование ее ресурсов и нарастающее загрязнение окружающей среды ­ тупик в развитии цивилизации и эволюции самого человека.

Важнейшее условие развития человечества ­ бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью, ростом народонаселения и состоянием окружающей среды.

Широкое эколого природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний, этических норм и ценностей, использование которых необходимо для устойчивого благоприятного развития природы и общества.