Жабин иван. Это не мормоны, или Учитесь жить - HisTori — LiveJournal. Демографический взрыв в «Буренке»

Выбор композиционных средств согласуется с назначением здания, его размещением в застройке и характером его объемной формы.

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий.

Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,
а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной (рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного пространства и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными . Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.

Рис. 2. Фронтальная композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов

Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Так, например, для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном градостроительстве.

Композицией (от лат. compositio - составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула - строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами. Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника - главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории - пространство и формирующая его оболочка - в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств - графике, живописи, скульптуре.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства - нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции - профессиональная задача архитектора.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей -красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника . Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер.

Тектоника. Слово тектоника - tek-tonikos греческого происхождения и в переводе обозначает «относящийся к строительству». Тектоника - одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов - стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

С помощью художественной выразительности формы архитектор может подчеркнуть работу конструкции, а для этого он должен хорошо понимать и чувствовать особенности конструкции, ясно «видеть» направление и характер усилий в каждом ее элементе.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер (рис. 1).

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму - ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала - камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора - колонна - отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере. Вертикальная кривая, образующая колонны - энтазис, каннелюры - все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

Рис. 1. Греческий дорический ордер. Парфенон

Рис. 2. Примеры различной тектонической трактовки ордерной системы: а - египетский храм; б - готический собор

Образование тектонических форм - сложный исторический процесс, отражающий социальные и материальные закономерности развития общества. С развитием строительной техники и науки, применением новых строительных материалов постепенно вырабатываются новые тектонические представления.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальную, объемную ипространственную.

После многочасового созерцания унылого пейзажа – гладкий асфальт, двухэтажные коттеджи, по-европейски обустроенная территория, породистые сытые псы. И ни одного жителя. Позвонила в первую попавшуюся дверь – жалюзи на окне дрогнули, реечка на высоте человеческих глаз прогнулась, напоминая загадочную улыбку, и опять приняла привычное положение. Ни дать ни взять – дом с привидениями.

Через несколько метров мою машину прижала к обочине иномарка с тонированными стеклами. Парень в спортивном костюме со здоровым румянцем спросил, чего мне в Реке-Деме надо.

– Кулугуров ищу, – начала неуверенно и осеклась, увидев, как передернуло его от этого слова.

– Кто это такие?

– Люди, живущие по особым правилам – не пить, не курить, не сквернословить.

– А что, разве это какие-то особые правила?..

Навстречу по улице двигались две молодые женщины в платочках и длинных, до пят, черных юбках. Бледные, почти призрачные лица без намека на косметику. Похоже, особые правила здесь все-таки существуют. Но жители Реки-Демы с чужаками эту тему обсуждать не любят. Узнав, что я из газеты, мне показали стадион и школу, которые могут дать фору некоторым столичным, и сухо попрощались на выезде из села.

Село Софиевка, в целом придерживаясь установленных моральных постулатов, занимает промежуточное положение между кулугурами и миром смертных грешников. Пьющих и непьющих здесь примерно пятьдесят на пятьдесят. Систему сдерживания слабой человеческой натуры от самых распространенных на Руси пороков цементирует в Софиевке не столько вера, сколько страх перед наказанием. На фасаде сельской конторы крупно значится: «Станица Софиевка. Атаманское правление». Такой административной единицы больше в области нет. На доске объявлений – череда приказов. Согласно решению казачьего Круга, станичника за дебош и рукоприкладство в семье ожидает 10 плетей, за недобросовестное исполнение своих родительских обязанностей 15 плетей, за хищение личного имущества и хулиганство в общественном месте 5 плетей, за управление транспортом в нетрезвом состоянии от 5 до 15 плетей (в зависимости от степени опьянения).

Атаман Иван Жабин, сразу видно, человек сурового нрава.

– Как, Иван Иванович, определяете степень опьянения? – спрашиваю.

– У нас определяют на глаз, – уверенно отвечает Жабин. – А порю сам, иначе народ обидится. Вообще-то, если бы я в свое время не наказывал, многих сегодня в живых не было бы. Пили страшно, не работали, смертным боем били жен, дети в тряпье полуголодные бегали. Теперь встречают – благодарят: «Спасибо, батька атаман, за науку». А воровство как пресечь? Друг у друга ведь воровали! Мы сами расследовали, находили пропажу и виновного, после чего Круг выносил решение – пострадавшему ущерб оплатить, а вору всыпать. Неужели лучше посадить человека в тюрьму? Каким он оттуда выйдет, что будет с его семьей?

А совсем не наказывать нельзя. Даже любящие родители своих детей наказывают. Вот и я по-отечески порю... но больно.

– А судебные ошибки?

– У нас ошибок не бывает.

За порку по казачьим законам (самоуправство по УК) милиция пыталась завести на Жабина уголовное дело. Но показаний против атамана никто не дал. Один мужик даже в сердцах бросил: «А кто нас кормить будет и заставлять работать?». Не раз у батьки возникали разногласия и с местной властью. Глава района пенял на то, что на софиевском правлении красуется слово «атаманское». Надо, дескать, писать «муниципальное образование».

– Здание построено мной, это моя собственность, – объясняет Жабин. – Дайте денег – рядом будет стоять муниципальное...

Главу района давно переизбрали, начальника милиции сняли, а батька властвует и считает, что должность главы села должна быть выборной, это самая что ни на есть местная власть. А губернаторов пусть президент назначает, как раньше царь.

У Ивана Ивановича своеобразные взгляды на ведение хозяйства, но, как показало время, жизнеспособные. Он ярый противник коллективного животноводства в теперешних условиях, потому что запас кормов, предназначенных для колхозного стада, каждый крестьянин рассматривает как кормовую базу для личного скота и, естественно, ворует. «Поэтому животноводство, – рассуждает Жабин, – прерогатива частника. Вот я его и поощряю, даю кредиты на закупку молодняка. Выживаемость частного двора гораздо выше. Скот софиевцы сдают по стабильно высоким ценам на свой мясокомбинат».

Совсем иной у него подход к полеводству. По решению Круга, софиевцы не могут продать свой земельный пай на сторону даже теоретически. На мое замечание, что это противоречит Земельному кодексу, Иван Иванович ответил, что многие законы – удавка для сельского хозяйства.

Землей распоряжается община, взявшая в аренду паи у собственников и обязавшаяся платить им 10% от урожая. Жабин является гарантом того, что земля будет обработана, а урожай собран. Земля перераспределяется с учетом роста численности населения. А население Софиевки выросло за последние годы почти вдвое и составляет 1750 человек.

За рождение первого ребенка молодая семья премируется пятью тысячами рублей, за каждого следующего – от семи до десяти. Все дети, поступая в первый класс, начинают получать продовольственный пай. Молодым семьям (не всем, а только жадным до работы, уточняет Иван Иванович) выдается кредит на постройку дома и обзаведение небольшой собственной фермой. В Софиевку потянулись люди из города...

На вопрос, не живет ли Софиевка с оглядкой на кулугуров, атаман ответил неохотно.

– Мой отец был старовером. В школе я начал, как все, курить и сквернословить, чтобы вписаться в среду обычных подростков. Но уроки отца и матери оказались сильнее. Поэтому не удивляйтесь, что Дема, Дубровка и Луна столь закрыты. В наше растленное время трудно удержаться от соблазнов, остаться нормальным человеком, да и просто честным тружеником. Может, я кажусь слишком жестким, но уверен, люди не забудут, что помог им не спиться и детей вырастить...

Разве этого мало – пусть даже с оглядкой на атаманскую плетку?

Православные мормоны

Кулугуры – прозвище староверов-федосеевцев, проживавших в Казани и ее пределах в конце XVII века. Приверженцы Феодосия Васильева были в свое время самым крупным «беспоповским согласием» – течением старообрядцев, отвергавших духовенство. Оренбург основан ссыльными, беглыми, в большинстве своем староверами и протестантами, так что прозвище прижилось и здесь. Иногда кулугуров сравнивают с мормонами. Действительно, у них много общего: отсутствие церковной иерархии, убеждение, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.

В Оренбургской области сегодня зарегистрировано несколько общин с необычными для современного человека образом жизни и философией («хлысты», «молокане», «дырочники»), но они малочисленны, разрозненны и поэтому не заметны. Феномен кулугуров – в компактном проживании и зажиточности. Основной род занятий – фермерство, но есть и успешные предприниматели. Немало выходцев из их среды – известные не только на областном уровне деловые люди и политические деятели.

Оренбургская биографическая энциклопедия

ЖАБИН Иван Иванович

(20 III 1954, с. Софиевка (стан. Софиевская) Пономаревского района Оренбургской обл.)

предприниматель, организатор сельскохозяйственного производства и сельской жизни. Потомок верховых казаков войска Донского, он продолжил дело своего отца-фронтовика (1907-1993). По окончании сельской школы (1971) шоферил на сельских дорогах, служил в рядах Советской Армии (1972-1974), был водителем на стройках Оренбурга, а с начала 90-х, по возвращении на "малую родину", занялся предпринимательской деятельностью (строительство, выпуск стройматериалов, полеводство, животноводство, переработка мяса и выпуск продукции из него). Одновременно подготовил и защитил вузовский диплом инженера-автомобилиста. В Софиевке (Софиевской) избран станичным атаманом Оренбургского казачьего войска, является главой сельской администрации. При его деятельном участии восстановлен храм, проведены большие работы по строительству и благоустройству, осуществляются многие культурные акции.

ЖАБИН Иван Иванович (20 III 1954, с. Софиевка (стан. Софиевская) Пономаревского района Оренбургской обл.) - предприниматель, организатор сельскохозяйственного производства и сельской жизни.
Потомок верховых казаков войска Донского, он продолжил дело своего отца-фронтовика (1907-1993). По окончании сельской школы (1971) шоферил на сельских дорогах, служил в рядах Советской Армии (1972-1974), был водителем на стройках Оренбурга, а с начала 90-х, по возвращении на "малую родину", занялся предпринимательской деятельностью (строительство, выпуск стройматериалов, полеводство, животноводство, переработка мяса и выпуск продукции из него). Одновременно подготовил и защитил вузовский диплом инженера-автомобилиста. В Софиевке (Софиевской) избран станичным атаманом Оренбургского казачьего войска, является главой сельской администрации. При его деятельном участии восстановлен храм, проведены большие работы по строительству и благоустройству, осуществляются многие культурные акции.

ЖАНТУАРОВ Султан Байтурович (1900, д. Чилекта, ныне Новоорского района) - казахский писатель и историк.
Доктор исторических наук, профессор. В Оренбурге, с 1913, учился в русско-киргизской школе; тут же приобщился к активной политической жизни. Был делегатом всеказахского съезда Советов, провозгласившего образование Киргизской (Казахской) АССР. Занимал ответственные посты в советских и партийных органах республики. После учебы в Москве занялся научной и литературной деятельностью. Автор книг "Жигиты Чилекты" (Чкалов, 1952), "С оружием в руках" (Оренбург, 1960), "Заря над степью" (Фрунзе, 1958), "Чрезвычайный комиссар" - об А. Джангильдине (Алма-Ата, 1970).

ЖАППАРОВ Шамиль Абдулаевич (7 VIII 1924, Актюбинск) - юрист, ветеран прокуратуры.
Окончив в 1950 Ташкентский юридический институт, был направлен на работу в Оренбуржье. Почти полвека проработал в Орске и Оренбурге (многолетний прокурор районов, областного центра и отделов облпрокуратуры). Активный пропагандист законности в центральных и региональных изданиях. Член Союза журналистов России.

ЖАРОКОВ Таир (1908 - 1965) - казахский поэт и переводчик.
В 1923 поступил в Казахский институт народного образования (Оренбург). Здесь начал писать. Первое стихотворение "И улыбнулось серебром солнце" было опубликовано в сборнике молодых поэтов "Подарок поэтов" (1927, Оренбург). Жароковым написаны стихи и поэмы, составившие книги: "Аэроплан", "Сияние звезды", "Нефтестан", "Поток", "Нарын", "Песня о Зое", "Лес в пустыне зашумел", "Сталь, рожденная в степи" и др. Жароков переводил А. Пушкина, Шота Руставели, Т. Шевченко, М. Лермонтова, Н. Некрасова, В. Маяковского.

ЖЕГОТА Вильям (1814 - ?) - политический ссыльный, служащий уездного суда.
Уличенный в Минске в "хранении у себя оскорбительных стихов для верховной власти", в 1847 был выслан в Оренбург с учреждением над ним гласного надзора. Его ссылка закончилась в 1856.

ЖЕДЕНОВ Владимир Николаевич (1908 - 1962) - ученый в области анатомии животных.
Образование получил в Северо-Кавказском ветеринарно-зоотехническом институте. Кандидатскую диссертацию защитил в 1936, докторскую - в 1940. В течение тринадцати лет (1931-1944) работал в Оренбургском сельхозинституте, где прошел путь от ассистента до профессор, зав. кафедрой анатомии. Впоследствии свою деятельность продолжал в Одессе.

ЖЕЛЕЗНОВ Иоасаф Игнатьевич (1824 – 1863) – русский писатель, фольклорист, этнограф.
Родился в г. Гурьеве (ныне Атырау), в семье уральского казака. Учился в Уральском войсковом училище, которое окончил в 1841. Служил на разных войсковых должностях, получил офицерский чин. В 1853-1862 жил в Москве, где сблизился с кружком А.Н. Островского. Первый очерк “Картины аханного рыболовства” был опубликован в 1854 и получил одобрение Н.Г. Чернышевского. В 1858 публикует книгу очерков “Уральцы”. Записи былин, исторических песен, преданий составили сборники “Предания и песни уральских казаков” (1859), “Сказания уральских казаков” (1861), “Предания о Пугачеве” (опубликованные посмертно, в 1888). Преследования со стороны властей привели Железнова к самоубийству.

ЖЕЛЕЗНЯК Григорий Карпович (1928, Адамовка Оренбургской обл.) - Герой Социалистического Труда, организатор сельского хозяйства.
По окончании Оренбургского сельхозинститута (1955) получил назначение во вновь созданный совхоз "Комсомольский", где в течение десяти лет работал главным ветеринарным врачом. В 1965 был назначен директором нового совхоза "Майский", вскоре ставшего одним из лучших целинных хозяйств Оренбуржья. В 1971 получил звание Героя. В дальнейшем - на руководящей партийной и административной работе в районах области.

ЖЕЛИГОВСКИЙ Эдвард-Витольд (20 VIII 1816, Марьянполь Виленской губ. - 28 XII 1864, Женева) - польский поэт.
Литературный псевдоним - Антоний Сова. Девятнадцати лет от роду стал студентом Дерптского университета, где вошел в состав тайной студенческой организации. Широкую известность принесла ему драматическая фантазия "Иордан", вскоре запрещенная цензурой. Автор крамольной поэмы был выслан из Вильно под полицейский надзор в Петрозаводск, а затем в Оренбургскую губернию. В Оренбург прибыл 24 июля 1853. Здесь его оставили на время тяжелой болезни. В январе 1854 ссыльного перевели в Уфу, где он более четырех лет служил в канцелярии Оренбургского гражданского губернатора. От надзора был освобожден в начале 1857. Занятия поэзией продолжал до конца жизни (написал поэму "Зорский", много стихов). Жил в Петербурге, Италии, Швейцарии (там и скончался).

ЖЕМЧУЖНИКОВ Александр Михайлович (13 (25) VI 1826, Павловка Орловской губ. - 30 IV (12 V) 1896, Любеш Витебской губ.) - писатель-юморист.
По окончании юридического факультета Петербургского университета (1850), служил в 1851-1857 в канцелярии Оренбургского и Самарского генерал-губернатора В.А. Перовского, который был ему дядей. По воспоминаниям знакомых и друзей, отличался "неистощимой веселостью, редкой находчивостью". Вместе с братьями Алексеем и Владимиром, двоюродным братом А.К. Толстым создал собирательный образ и тип Козьмы Пруткова, стал одним из соавторов его остроумных сочинений. Был известен также как талантливый актер в домашних спектаклях. Служебная карьера Жемчужникова продолжалась до середины 80-х гг., последний его пост - виленский гражданский губернатор.

ЖЕМЧУЖНИКОВ Антон Аполлонович - поручик квартирмейстерской части.
Уволенный после восстания декабристов от службы, выехал в Оренбург, к отцу, командовавшему пехотной дивизией; здесь он находился под секретным надзором.

ЖЕРЕНОВ Федор Николаевич (1941, с. Салазгорь, Мордовия) - Герой Социалистического Труда, механизатор.
На протяжении многих лет лучший комбайнер Соль-Илецкого района; инициатор создания семейных комбайновых экипажей и звеньев. Званием Героя отмечен в 1976.

ЖИГАЛОВА Александра Павловна (15 IX 1929, Белгород) - актриса.
Засл. артистка Кабардино-Балкарии (1954), РСФСР (1967), народная артистка РФ (1999). С 1946 работала в театрах Белгорода, Сортавалы, Нальчика, а с 1960 - Оренбурга (Дездемона в "Отелло", Валька в "Иркутской истории", Джой в сп. "Жаркое лето в Берлине" и др.).

ЖИНКИН Федор Петрович (ок. 1774, Суздаль – после 1854, Оренбург) – оренбургский купец.
Особенно отличился в борьбе с холерой. С самого ее начала (1829) закупил в казенной аптеке большое количество лекарств, которые передал полиции для бесплатной раздачи неимущим. Бедных жителей безвозмездно снабжал мукой. Сам выучился кровопусканию и производил его заболевшим. Благодаря Жинкина за “человеческий подвиг”, губернатор Сухтелен заявил, что “оный не останется без должного внимания и воздаяния”. В 1830-1833 купец являлся градским главой.

ЖОГОЛЕВ Николай Федорович (1895, Оренбургская губ. - 1970, Самара) - поэт.
Дебютировал в 1916. Автор многих поэтических книг ("Жигулевская березка", "Ищу слова простые" и др.).

ЖОЛДИНОВ Жантас (1977, пос. Красный Чабан Домбаровского района Оренбургской обл. – август 1996, Грозный) – Герой Российской Федерации.
Участник боевых действий в Чечне; пал смертью храбрых при выполнении сложной военной задачи сводным Новосибирским полком, в составе которого находился. Высокого звания удостоился первым в Оренбуржье. Золотая Звезда Героя была вручена отцу погибшего солдата в Орске 27 мая 1998.

ЖУКОВ Александр Александрович (1938, с. Мордовская Бокла Северного района Оренбургской обл.) - Герой Социалистического Труда, нефтяник.
По окончании Бугурусланского ремесленного училища работал пом. бурильщика, а с 1964 буровым мастером. Без отрыва от производства закончил нефтяной техникум. Его бригада достигла наивысшей скорости глубокого разведочного бурения в Оренбуржье. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Звания Героя удостоился в 1974.

ЖУКОВ Александр Яковлевич (1906, Брянская обл. - 1986, Оренбург) - общественный деятель.
В 1932 окончил Академию коммунистического воспитания (Институт красной профессуры), работал в идеологических органах Москвы. С 1941 жил и трудился в Оренбуржье: нач. политотдела Чебеньковского зерносовхоза, секретарем Пономаревского райкома партии, секретарем обкома ВКП(б) по идеологии, а с 1952 пред. исполкома областного Совета депутатов трудящихся. В 1960 тяжелая болезнь вынудила его уйти на пенсию.

ЖУКОВ Михаил Федорович (1928, пос. Айдерлинский Адамовского района Оренбургской обл.) - Герой Социалистического Труда, механизатор.
С четырнадцатилетнего возраста работает на тракторах и комбайнах, из года в год наращивая темпы. По его стопам пошли сыновья. Заслуженный механизатор РФ (с 1975). В 1981 удостоился звания Героя.

ЖУКОВСКАЯ Глафира Вячеславовна (25 IV 1898, Оренбург - 2 III 1991, Москва) - певица (лирико-колоратурное сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).
С 1925 по 1948 была солисткой Большого театра, являлась одной из лучших исполнительниц партии Иоланты в опере П.И.Чайковского.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29 I (9 II) 1783, с. Мишенское Тульской губ. - 12 (24) IV 1852, Баден-Баден) - поэт, переводчик.
Один из создателей русского романтизма. Его поэзия была насыщена меланхолическими мечтаниями и романтически переосмысленными образами (баллады "Людмила", "Светлана" и др.). Перевел "Одиссею" Гомера, произведения Ф. Шиллера и Дж. Байрона. В июне 1837 побывал в Оренбургском крае как воспитатель будущего царя Александра II в его поездке по России. Был в числе составителей "путеуказателя" этого путешествия, которое началось 2 мая, а границ Оренбуржья достигло 9 июня. Жуковский посетил Сыртинскую, Таналыкскую, Ильинскую, Орскую, Губерлинскую, Верхнеозерную и другие крепости, провел трое суток в Оренбурге, побывал в Бузулуке и других местах.

ЖУКОВСКИЙ Василий Григорьевич (1766, Украина - 1840, Челябинск) - деятель медицины Оренбургского края.
Родился в семье сельского священника, учился в Киевской духовной академии; оставив ее, перешел учеником в Медико-хирургическое училище при Петербургском сухопутном госпитале. В течение почти полувека служил в городах и уездах Оренбуржья, лечил население всех сословий, осуществлял эпидемиологический надзор. Особенно много им было сделано для предотвращения и лечения сибирской язвы.

ЖУКОВСКИЙ Григорий Васильевич (1800, Оренбург – 15 II 1880, Петербург) – военный деятель, впоследствии сенатор.
По окончании столичного кадетского корпуса служил в Омске, Вятке и других местах, участвовал в подавлении польского восстания 1830 и ряде других боевых действий. Произведенный в полковники, в 1846 был назначен командующим Оренбургским башкиро-мещерякским войском, удостоился чина генерал-майора, командовал походом на р. Сыр-Дарью, а в 1849 стал наказным атаманом Оренбургского казачьего войска. В дальнейшем исполнял должности военного губернатора в Симферополе, Таврического гражданского губернатора, Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, занимал высокое положение в Правительствующем Сенате. Был удостоен высших наград Российской империи.

ЖУЛЬЕВ Александр Федорович (1919, с. Михайловка, Башкирия - ?) - Герой Социалистического Труда, машинист экскаватора.
Участник Отечественной войны, кавалер боевых орденов. В годы послевоенных пятилеток отличился на стройках Новотроицка, Орска, Медногорска, выступил инициатором разработки грунта без применения ручного труда, что позволило увеличить выработку в полтора-два раза. Звания Героя удостоился в 1971.

ЖУМАТАЕВ Шакир Бактыбаевич (15 V 1925, Орск) - Герой Социалистического Труда, токарь-расточник.
Участник Отечественной войны, кавалер многих боевых наград. С 1950 работал на Южуралмашзаводе, где прошел путь от ученика токаря до старшего мастера. Известный новатор производства, наставник молодежи, общественный деятель. Основатель трудовой династии. Звания Героя удостоился в 1971. Почетный гражданин Орска (с 1981).

ЖУРЕВСКИЙ Петр Борисович (1894 - 1963) - общественный деятель.
Член партии большевиков с 1912, участник Февральской и Октябрьской революций. В феврале 1920 был избран первым председателем губсовпрофа (в этом качестве работал до 1924). Далее - в Киргизском (Казахском) бюро ВЦСПС, зам. пред. КирЦИКа, на ответственных постах в Москве. С 1943 вел преподавательскую работу.