Как не обращать внимание на прошлое мужчины. ЭГЭ Русский язык. С1. Список проблем и примеры литературных произведений, которые можно использовать для приведения аргументов, подтверждающих позицию ученика по данной проблеме. (Для моих учеников). Относитесь

06.03.2007, 16:12

Предлагаю вопросы для обсуждения


Можно ли учиться на собственных ошибках?
Можно ли заботиться о своем прошлом?
Стоит ли вспоминать прошлое?
Как избавиться от психологических травм детства?
Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?
Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?
Влияние прошлой жизни на настоящее.
Польза и вред прошлого опыта
Преодоление прошлого
Возвращение к истокам
Прошлое как творец настоящего и будущего
Прошлое как тормоз в саморазвитии

06.03.2007, 16:30

Как относится с любовью к своему прошлому?
Так же, как относиться с любовью ну... скажем... к своей коленке. Она у тебя просто есть и все тут.

Смотря что понимать под учебой. Какая то учеба в любом случае будет. Например, умение пугаться собак.

Если под этим подразумевать поддержание памяти в рабочем состоянии - то да.
Стоит ли вспоминать прошлое?
Зависит от ситуации.

Есть много вариантов. Гештальт-терапия, НЛП, психоанализ, трепанация черепа наконец!

Неотъемлемая часть

Это опыт, это жизнь

Абсолютное
Польза и вред прошлого опыта
Польза и вред коленки.
Преодоление прошлого
Проработка, понимание
Возвращение к истокам

Слишком много вопросов для одной темы.
:)

Губернатор

06.03.2007, 16:43

Если изобразить человека в пространственно-временном континууме, то он будет представлять из себя что-то похожее на змея. Маленький хвостик тянется из роддома (или где он там родился), пронизывая несчетное количество раз родной дом, ясли, школу, вуз, различные работы и места отдыха, постоянно утолщаясь и приближаясь к голове, которая представляет собой его нынешний облик и находится в его нынешнем местоположении и времени.

Так вот, весь этот змей, за исключением крохотной головы, находится в прошлом. Все, что каждый из нас представляет из себя - это его прошлое. И я искренне не понимаю тех, кто говорит что у него нет прошлого (привет СиФо и Крюкову). Змей наш ползет, поглощая все новые пространства и видоизменяясь во времени. Он пересекается с тысячами других змеев и с самим собой. Отнять у него прошлое - значит отрубить ему голову. Т.е. прикончить его.

* Как относится с любовью к своему прошлому?

Относиться с любовью к себе, своему окружению, к жизни и людям - это значит и относится с любовью к своему и их прошлому. Ведь все мы пространственно-временные змеи. Любить не только свою голову, но и тело и хвост, как это делает каждый реальный змей.

* Можно ли учиться на собственных ошибках?

Не "мона", а "нуна" (как в анекдоте). Только очень мудрые люди умеют учиться (еще и) на чужих.

* Можно ли заботиться о своем прошлом?

Заботяь о настоящем, вы заботитесь о прошлом вашего будущего.

* Стоит ли вспоминать прошлое?

Обязательно. Человеческая память устроена так, что запоминаются наиболее яркие и светлые моменты. Тем, у кого это не так крупно не повезло в жизни. Тот, кто помнит зло, находится в его власти.

* Как избавиться от психологических травм детства?

Вопрос большой и сложный, лежит в компетенции гипнологов, психотерапевтов, психиатров. Иеро, наверное, расскажет подробно.

* Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?

Твое прошлое - это ты.

* Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?

Жизнь. Умирание, смерть никогда не лежит в прошлом у живого человека. А мы ведь все живы?

* Влияние прошлой жизни на настоящее.

Твой змей определил то место и время, где ты сейчас, а также твой облик, содержимое твоей памяти и души. Может ли что-то влиять больше, чем это?

* Польза и вред прошлого опыта

Польза в том, что это богатейший материал для анализа и синтеза новых решений, моделей поведения, исправления ошибок. Вред может быть в том, что человек слишком завышает значение прошлого опыта. Например, удрученный постоянными неудачами, отказывается от новых попыток.

* Преодоление прошлого

Прошлое нельзя преодолеть. Но его можно делать. Прямо сейчас.

* Возвращение к истокам

Это тоже отдельная и большая тема. Если в двух словах, то - необходимо каждому.

* Прошлое как творец настоящего и будущего

См. про пространственно-временного змея.

* Прошлое как тормоз в саморазвитии

Да, бывает и такое. Змей увяз в болотах и чащах и не может двигаться дальше. Но он ведь не простой змей - волшебный. Он растет. В любой момент времени растет и вовсе необязательно вытаскивать увязшее тело из болот, можно свободно прокладывать новый путь растущему телу. Есть множество примеров, как люди, находившиеся на грани отчаяния и катастрофы, вытягивали себя за волосы, как Мюнгхаузен и начинали новую успешную жизнь. Было бы желание, а механизмы и методы отработаны веками...

06.03.2007, 17:09

Прошлое - это то, что определяет оценку настоящего и что создаёт будущее.Вернее, не само прошлое, а память о нём. И чем дальше в память о прошлом, тем сильнее его влияние. Можно сказать, что все жизненные коллизии, события и свершения, суть - недоигранные детские игры, недопережитые детские страхи, несбывшиеся детские мечтания...
Но, как говорят некоторые НЛП-еры,

Никогда не поздно иметь счастливое детство.И полюбить своё собственное прошлое. Ибо,

Вы живёте сегодня имменно так, как вы сами относитесь к своему прошлому.

Слепое пятно

06.03.2007, 22:46

Как относится с любовью к своему прошлому?
- Зачем?

Можно ли учиться на собственных ошибках?
- Да. Обычно хватает одного раза.

Можно ли заботиться о своем прошлом?
- Да, сочинять легенды, украшать.

Стоит ли вспоминать прошлое?
- Индивидуально. В кругу друзей и совместное, приятно.

Как избавиться от психологических травм детства?
- Энелперы знают.

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?
- Моя память через призму моего текущего восприятия и опыта.

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?
- Ни то, ни другое.

Влияние прошлой жизни на настоящее.
- Однозначно есть.

Польза и вред прошлого опыта
- Почему есть название негативным и мешающим убеждениям - тараканы - и нет аналога для позитивных? Вред в тараканах, польза в антониме (условно, пчелах).

Преодоление прошлого
- Как и всякое преодоление себя, архиресурснозатратно. Есть другие варианты.

Возвращение к истокам
- Традиционно пользительно.

Прошлое как творец настоящего и будущего
- Почему как?

Прошлое как тормоз в саморазвитии
- Оно же и его каркас. Вопрос баланса жестких и гибких конструкций.

06.03.2007, 22:50

Была такая история. Был период, когда у меня появилось достаточно много свободного времени, была возможность посвятить его пересмотру собственной жизни, и я стала вспоминать прошлое, в том числе и многочисленные ошибки, котрые имели в нем место. Постепенно поняла, что могу себе их простить, что приобретенный опыт - это очень мило. Все оказалось даже очень мило, за короткое время я восстановила свою самооценку до достаточно высокого уровня. (До этого она была довольно сильно занижена в силу не слишком приятных обстоятельств). Проделав всю эту работу, я была уверена, что теперь мне жить будет очень легко и просто, но ошибалась. Не знала, что предаваясь воспоминаниям, увязла в такой жуткой трясине, что это даже трудно описать. Вобщем когда я снова попала в водоворот событий, я поняла, что ориентируюсь в жизни не лучше, а хуже, чем до того. Разобралась с прошлым, но практически лишилась настоящего.
И теперь вот думаю - а фиг с ним, с этим прошлым, чем меньше к нему возвращаться, тем лучше. Жизненный опыт -всегда разный, прошлый опыт ничего не дает для настоящего.

Точка Сборки

06.03.2007, 22:59

Как относится с любовью к своему прошлому?

Осознанно. Понять и оценить драгоценный опыт пройденного. Отпустить негатив, и научиться использовать позитивные моменты...:)

Можно ли учиться на собственных ошибках?

Необходимо.Мы их и совершаем, чтобы учиться:)

Можно ли заботиться о своем прошлом?

Не очень понимаю вопрос. ..Пожалуй-да. Как о сокровенных, приятных моментах, кои нам либо дают новую творческую силу, либо о тех показательных моментах, которые нас учат, помогают вновь и вновь что-то переосознавать, понимать ещё глубже...

]Стоит ли вспоминать прошлое?

Стоит, по мере необходимости.

Как избавиться от психологических травм детства?

Установив причины и прорабатывая их постепенно...

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?

Неотъемлемая часть...ровно настолько, насколько мне нужно:)

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?

Это-моя история...:)

Влияние прошлой жизни на настоящее.

Постоянно. То, что я есть сейчас, результат прошлого.

Польза и вред прошлого опыта

Присутствуют оба варианта... Но в итоге должна оставаться польза... даже через вред:)

Преодоление прошлого

Время помогает. Оно учит и лечит.

Возвращение к истокам

"Назад, в Будущее?" :) Своё возвращение к Истокам я ищу в Будущем:)

Прошлое как творец настоящего и будущего

Частично. Но больше-просто имеющийся опыт, приложение к "моей личности", живущей и развивающейся здесь и сейчас...

Прошлое как тормоз в саморазвитии

Бывает. Какие-то "заблокированные", не решённые адекватно ситуации... ступор в итоге, фобии и внутренние конфликты.
Из-за них, их скрытого влияния в настоящем, и приходится порой отправляться в прошлое-в поисках новых решений и пересмотров головоломки...
В случае решения-толчок к дальнейшему развитию...

07.03.2007, 15:38

Как относится с любовью к своему прошлому?Любить себя

Можно ли учиться на собственных ошибках?Можно, и как правило так и бывает....

Можно ли заботиться о своем прошлом?Да. Не вспоминать его худым словом. Думать только о светлом...

Стоит ли вспоминать прошлое?Конечно!. Это как рассматривать антиквариат!

Как избавиться от психологических травм детства?Понять прежде всего, что люди наносили эти травмы не со зла, а по незнанию... И потом самим стараться не допускать такого!

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?Это моя жизнь. Моя прошлая жизнь...

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?Жизнь! Светлая грусть...

Влияние прошлой жизни на настоящее.Весьма значительное. Прошлые радости, прошлые обиды, ассоци запахов, музыки... Если мне первый раз когда я попарла в ресторан было там очень некомфортно, так я до сих пор терпеть не могу ходить в рестораны...

Польза и вред прошлого опытаПольза.....Мы учились, мы научились, мы узнали.
Вред.... остались привязки, которые нам не дают что-то делать, страхи, негативные воспоминания....

Преодоление прошлогоЗачем его преодолевать? Его нужно чтить и использовать....

Возвращение к истокамВ смысле? Жить только воспоминаниями? Или возвращаться всегда в прошлое, к прошым любовникам, на прошлые места рботы?

Прошлое как творец настоящего и будущегоОпределяется влияние опыта на жизнь....

Прошлое как тормоз в саморазвитиДа?

08.03.2007, 02:08

Как относится с любовью к своему прошлому?Медитировать..,вспоминать лишь хорошее,пить за хорошее..

Можно ли учиться на собственных ошибках?"Мои года-мое богатство"

Можно ли заботиться о своем прошлом? нет

Стоит ли вспоминать прошлое?"Жизнь моя-иль ты приснилась мне?"

Как избавиться от психологических травм детства?а.Не вспоминать плохое..
б.Обратиться к психологу
в.чаще принимать холодные ванны.

Прошлое - химера или моя неотъемлемая часть?неотъемлимая часть жизни

Прошлое - это моя жизнь или моё умирание?это альбом со старыми фотографиями

Влияние прошлой жизни на настоящее.это мои старые зажимы и комплексы,это мой характер и мои победы и поражения

Польза и вред прошлого опытане знаю..,есть польза-есть вред,чего больше-затрудняюсь сказать

Преодоление прошлогоиногда надо преодалевать себя

Возвращение к истокамопять сначала??нет,увольте!

Прошлое как творец настоящего и будущегоВесь учебный,психологический и опытный материал-заложен в прошлом.Отсюда-закладываются ростки настоящего и будущего

А.Б. Лиханова

ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Главный герой последних двух десятилетий - прошлое России, прежде всего ее советское прошлое. При этом прошлое имеет два несхожих, как у древнегреческого Януса, лица. В одном случае оно приукрашивает действительность прошлого, в другом, преобладающем, случае представляет негативно-карикатурный образ его. Согласимся с характеристикой ситуации, данной А.А. Зиновьевым: «В России после 1917 г. был осуществлен величайший в истории человечества социальный эксперимент - впервые в истории был построен коммунистический социальный строй в огромных масштабах, и этот строй сохранялся в тяжелейших условиях и в непрерывной борьбе с превосходящими по силам врагами в течение семи десятилетий. Этот эксперимент заслуживает самого пристального объективно-научного исследования хотя бы как гигантский исторический феномен. А между тем все сказанное и написанное о нем, за редким исключением, есть идеологическая фальсификация как со стороны его защитников, так и со стороны его врагов...»1

Словосочетание «отношение к прошлому» все более привлекает внимание общественности. Все чаще проблемы страны, кризисное состояние экономики, культуры, демографии связывают с нездоровым отношением к прошлому, которое преобладало в политике господствующего класса, в средствах массовой информации, в школьных программах и прочем в 1990-е гг. О неблагополучии в этой сфере давно говорят многие ведущие ученые, историки, деятели культуры, писатели, зарубежные журналисты (Н. Моисеев, А. Зиновьев, М. Гефтер, В. Кожинов, К. Шахназаров, Н. Михалков, В. Распутин, Ю. Поляков и др.). Ситуацию в этой сфере еще в первой половине 90-х гг. образно и точно определил историк М. Гефтер: «эпидемия исторической невменяемости».

Обеспокоены ситуацией и подавляющее большинство российских граждан. Опрос, проведенный Социологическим центром РАГС в 2004 г., показал, что формирование уважения к прошлому

1 Зиновьев А.А. Русский эксперимент. М.,1995. С. 6.

страны, ее традициям «очень важно» (считают 65,9% респондентов) и «скорее важно» (28,1% респондентов)1. Симптоматичны и слова В.В. Путина, прозвучавшие в Послании Федеральному Собранию: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи... когда в стране хранят уважение...к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»2.

По данным исследования «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России», проведенного Социологическим центром РАГС в ноябре 2007 г., 46,4% опрошенных полагают, что надо относиться «с уважением ко всем периодам истории России», в то же время 42,8% полагают, что «некоторые периоды ее истории не заслуживают уважения». Однако надо иметь в виду, что многие из этих 42,8% выражают свое отношение к политике и политикам определенных периодов, а не свое отношение к этим периодам. Негативное отношение к политике какого-то периода может и должно сочетаться с беспристрастным отношением (т. е. с уважением) к этому периоду истории.

Как вы относитесь к разным периодам истории России?

С уважением ко всем периодам ее истории Некоторые периоды ее истории не заслуживают уважения Затруднились ответить

В то же время в теоретическом и практически-политическом отношении ситуация меняется мало. Проблема отношения к прошлому так и не стала предметом серьезных научных исследований, даже категории «прошлое», «отношение к прошлому» для социологов как бы не существуют.

В социологических исследованиях, как правило, изучаются объем, уровень, характер информации и знаний о прошлом. Термин «знания о прошлом» далеко не всегда может быть использован, поскольку «знания» предполагают достоверность, в то время как в реальности часто приходится иметь дело с мифами, дезинформацией, полуправдой и откровенной неправдой. Но информация и знания о прошлом - лишь элемент исторического сознания и ис-

1 См.: Социология власти. 2005. № 4. С. 40.

торической культуры, характеризующие отношение людей к прошлому.

Социологу, изучающему отношение людей к прошлому, важно установить наличие или отсутствие интереса людей к прошлому (своему прошлому, прошлому народа, страны). Отсутствие или слабый интерес к истории говорит о низком уровне исторической культуры (отдельных людей, народа, общества). Очевидно, что слабый интерес к истории обязательно сопровождается и низким уровнем исторических знаний, слабой степенью их достоверности, предрасположенностью людей к восприятию мифов и разного рода недостоверной информации, высокой степенью манипулиру-емости людей.

Как показало исследование Социологического центра РАГС, подавляющее большинство опрошенных (85%) в той или иной мере интересуется историей России.

В какой мере интересует вас историческое прошлое России?

Очень интересует 41,4

Интересует, но не очень 43,6

Пожалуй, не интересует 8,5

Совсем не интересует 4,0

Затруднились ответить 2,5

Историческая культура характеризуется умением (или неумением) людей размышлять о прошлом, анализировать события прошлого, сопоставлять прошлое и настоящее, умением рассматривать события прошлого в том историческом контексте, в котором они произошли, способностью находить причины исторических событий и извлекать из прошлого определенные уроки. В конечном счете, умением учиться у прошлого. (Заметим в скобках: учиться не значит копировать, возрождать и т. п.)

Наличие или отсутствие сопричастности людей прошлому является важнейшим элементом исторической и общей культуры общества. Равнодушие людей к прошлому говорит и о их равнодушии к жизни современного общества. Нашему обществу еще предстоит постичь великий смысл, заключенный в стихах А.С. Пушкина, что любовь к прошлому и любовь к предкам (в прозе поэт говорит об «уважении к минувшему») - «Животворящие

святыни, // Земля без них была б мертва, // Без них нам тесный мир - пустыня, // Душа - алтарь без божества».

Та или иная степень сопричастности прошлому предопределяет поведение людей по отношению к прошлому, их готовность и способность сохранять прошлое, защищать его.

Итак, интерес, информированность, знания, размышление, сопричастность, поведение - основные элементы, характеризующие отношение людей к прошлому.

В реальности отношение к прошлому проявляется как:

а) уважение к прошлому, в стремлении беспристрастно видеть прошлое - таким, каким оно было на самом деле. Пушкин, например, считал, что уважение к минувшему есть то, что отличает «образованность от дикости». Академик Н.Н. Моисеев ту же мысль формулировал следующим образом: «уважение к ее (России) прошлому, каким бы тяжелым и горестным оно ни было»1;

б) инструмент политики. Сторонники такого подхода считают, что контроль над информацией о прошлом обеспечивает контроль над обществом. Формула Большого Брата из романа Дж. Оруэлла («Тот кто управляет настоящим, управляет прошлым. Кто управляет прошлым, тот управляет будущим») по-прежнему в действии. Инструментальный подход предполагает неограниченное манипулирование исторической информацией.

В более дифференцированном виде можно выделить четыре подхода к прошлому (в виде идеальных типов):

Позитивно-пристрастное отношение предполагает идеализацию, приукрашивание прошлого. В нем видят только хорошее, не замечая темных сторон. К нему склонны люди, так или иначе связанные с прошлым, приверженные его практике, разделяющие идеалы, преобладавшие в прошлом. Это порождает преимущественно консервативный подход;

Негативно-пристрастное отношение к прошлому ведет к очернению и отбрасыванию прошлого. В нем видят прежде всего отрицательные, темные стороны прошлого, его недостатки. Прошлое рисуется под влиянием сильных негативных эмоций как чужое и чуждое прошлое. Интерпретаторы прошлого стремятся свести счеты с прошлым, предлагают перестроить все на новой

1 Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 1999. С.128.

основе; в политической практике они - сторонники революционных методов;

Объективно-отстраненный подход предполагает холодный научный поиск и анализ, лишенный каких-либо личностных оценок; интерпретатор или наблюдатель истории ведет себя как естествоиспытатель. Акцент делается на выяснении фактического положения дел. Прошлое рассматривается как чужое (но не чуждое) прошлое. Интерпретатор стремится не иметь к прошлому никаких - ни позитивных, ни негативных - пристрастий;

Объективно-сопричастный подход: прошлое рассматривается интерпретатором (исследователем, учителем) объективно, но не как чужое прошлое, а как свое, своих предков, своего народа. Другими словами, интерпретатор прошлого ощущает себя сопричастным исследуемому историческому процессу, стремится мысленно поставить себя на место тех, кто активно формировал прошлое, старается выяснить контекст событий и мотивацию тех, кто делал историю, кто принимал решения. Акцент переносится на выяснении причин происходивших событий и процессов.

Какой метод предпочтительнее для выяснения исторической истины? Каждый при определенных условиях имеет свои оправдания и в какой-то мере неизбежен. Но, вероятно, наиболее плодотворным в поиске исторической истины является объективно-сопричастный подход. Он в наибольшей мере позволяет проникнуть в суть событий, понять глубинный смысл и мотивы поведения. Важно, чтобы сопричастность не переходила в пристрастие. «Близкое знакомство с предметом, - по мнению известного французского историка А. Про, - благодаря личному участию - это тоже риск. Оно позволяет историку продвинуться быстрее и дальше в понимании изучаемой темы, но оно же может помутить ясность его ума под воздействием аффектов»1.

В чем коренится возможность искажения картины прошлого, возможность манипулирования прошлым?

Очевидно, что прошлое в том виде, как оно случилось, навеки застыло в одном-единственном варианте. Это прошлое, назовем его «прошлое-в-себе», действительно нельзя изменить ни на йоту. Но современность «прошлого-в-себе» непосредственно не знает, поскольку прямого контакта с ним не имеет, не живет в нем.

1 Про Антуан. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С. 98.

Мы, живущие в современности, имеем дело с тем, что может быть определено как «прошлое-для-нас». Люди (отдельный человек, народ, общество) воспринимают прошлое, главным образом, благодаря информации о прошлом. Последняя (устные рассказы, учебники истории, передачи и статьи в СМИ, историческая публицистика, художественные произведения и др.), как правило, субъективна и представляет собой интерпретацию или реконструирование прошлого ученым, политиком, журналистом, учителем, пропагандистом.

Информация о прошлом может быть:

а) неполной, частичной, недостаточной для создания достоверной картины прошлого (поскольку прошлое оставило мало следов - источников; информация частично закрыта, преобладают мифологизированные представления о прошлом и др.);

б) субъективно окрашенной; одна и та же информация может быть по-разному интерпретирована в зависимости от субъективных качеств информатора, его личностных, мировоззренческих характеристик;

в) идеологизированной - под влиянием идеологической ориентации интерпретатора или под давлением тех или иных политических сил;

г) намеренно фальсифицированной (ложной, подтасованной, на основе спровоцированных событий, лживых свидетельств и др.);

д) эмоционально окрашенной - поданной с акцентом на эмоционально-чувственное, а не рациональное восприятие исторических событий;

е) еще не остывшей, «горячей», не созревшей для беспристрастной оценки.

Если «прошлое-в-себе» нам не подвластно, то информация о прошлом («прошлое-для-нас») весьма пластична и уязвима, т. е. подвержена внешнему воздействию тех, кто дает или опосредованно контролирует информацию. «Прошлое-для-нас» может кардинально менять свой облик.

Другая возможность формирования исторического сознания: формирование «потребителя» исторической информации. Последний - не чистый лист бумаги, на котором интерпретатор прошлого может писать все, что пожелает. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать и оценивать по-разному, в зависимости от своего внутреннего мира. Но знания, мотива-

ции, мировосприятие, стереотипы, установки, ориентацию людей на определенные референтные группы также можно держать под контролем интерпретаторов прошлого и тем самым по-другому, более сложным и длительным, но и более эффективным, путем добиваться нужного результата.

Необходимо также принимать во внимание то, что интерпретация и восприятие исторической информации происходит в конкретной общественной среде. Под воздействием изменения общественной среды видоизменяются и субъект, и объект, и процесс восприятия исторической информации. Коллингвуд писал, что историк (это справедливо в отношении любого интерпретатора истории) - «не Бог, глядящий на мир сверху и со стороны. Он человек и человек своего места и времени. Он смотрит на прошлое с точки зрения настоящего»1.

Итак, восприятие людьми прошлого можно контролировать, направлять посредством, с одной стороны, контроля информации о прошлом и, во-вторых, формирования (средствами системы образования, СМИ) «аппарата» восприятия информации. Управлять прошлым очень соблазнительно - это может приносить серьезные политические дивиденды. Но и порождает серьезные опасности. Как показали в своих работах С.Г. Кара-Мурза, З.М. Оруджев, Ю.В. Соколов и некоторые другие, искажение прошлого неизбежно ведет: а) к неспособности адекватно понять настоящее; б) значительно уменьшает прогностические способности общества (элиты), единственной эмпирической основой которых (способностей) являются факты прошлого; в) порождает сильнейшие деструктивные процессы в общественном организме2.

Заслуживают внимания данные опроса Социологического центра РАГС, проведенного в ноябре 2007 г. Абсолютное большинство - 75,3% респондентов - выступают за поиски «собственного, особого пути развития России», что предполагает интерес, знание, уважение ее истории.

1 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980. С. 24.

2 См.: Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2003; Оруджев З. Способ мышления эпохи. М., 2004; Соколов Ю.В. Куда ведет «эпидемия исторической невменяемости»? В кн.: Политическая культура. М.,1999.

В каком направлении, по вашему мнению, должно идти развитие России?

Варианты ответа Да Скорее Скорее Нет Трудно

да нет сказать

Следует развивать капитализм

(как в США и Западной Европе) 8,7 14,9 18,1 37,8 20,5

Следует искать новые пути стро-

ительства социализма 14,5 17,9 21,6 25,6 20,4

Следует искать собственный,

особый путь развития России 50,6 24,7 5,6 5,5 13,6

Переходя от общетеоретического на более конкретный социологический уровень, обратим внимание на причины, которые породили «эпидемию исторической невменяемости» в России.

Достаточно очевидно, что в общем плане нынешняя ситуация не оригинальна. Во времена серьезных переломов в общественном развитии (революций, «крутых» реформ) сторонники преобразований везде и всегда в темных красках рисовали картину преобразуемого прошлого. Но нынешняя российская ситуация поражает масштабами, длительностью, интенсивностью манипулирования прошлым.

Инструментальное отношение к прошлому, господствующее в России со второй половины 80-х гг. ХХ в., было прежде всего продиктовано политическими интересами - развернувшейся в это время борьбой за власть сначала в Советском Союзе и затем в России между сторонниками социализма и капитализма (рынка), между современными западниками и почвенниками.

Чтобы преобразовать общество, реформаторы изображали отвергаемое прошлое страны в максимально неприглядном (заслуживающем отрицания) виде, стремясь при этом к реализации своих актуальных интересов и забывая о чувстве меры, не обращая внимания на отдаленные последствия, к которым ведет искажение прошлого. У них преобладают ближайшие интересы, прежде всего направленные на завоевание политической власти.

Преобладание негатива в освещении недавнего (советского) прошлого отчасти было реакцией на апологетику этого периода, которая довлела в советское время, когда успехи и достижения социализма не только отмечались, но и преувеличивались, а просчеты, ошибки и преступления преуменьшались и замалчивались. С началом преобразований стал действовать «закон

маятника»: от апологетики маятник качнулся к отбрасыванию и очернению, к зачеркиванию всего положительного, что было в советское время.

Свой вклад в негативную картину прошлого внесла российская (прежде всего национальная) интеллигенция, которую Советская власть и материально держала в «черном теле», и политически -«на дистанции» от реальной власти. Значительная часть, прежде всего, творческой интеллигенции, имея высокие социальные и политические амбиции, чувствовала свое отчуждение от номенклатурной власти и от советской истории. В период перестройки и реформ этот негативный настрой интеллигенции к прошлому проявился в полной мере и использовался сторонниками радикальных преобразований.

Значение прошлого снижается в глазах массы населения как следствие ускорения процесса общественных изменений. Нараставший во второй половине ХХ в. темп социальных преобразований формировал у молодых поколений иллюзию несущественности прошлого для современной жизни и для будущего, создавал настроения «преклонения пред одним настоящим» (А.С. Пушкин) и равнодушия к прошлому. Они усиливают уязвимость прошлого и снижают его значимость в общественном восприятии. «Во времена, особенно насыщенные событиями и переменами, - пишет академик Ю. Поляков - история, хронологически близкая к современности, быстрее обычного отдаляется от нас. Время так спрессовано, события столь значительны, перемены столь радикальны, что мы легче забываем об уходящем и привыкаем к новому»1.

В наше время возможности тех влиятельных общественных групп, которые заинтересованы в манипулировании прошлым, возросли неизмеримо. Уязвимость прошлого растет вместе с ростом могущества средств массовой информации, прежде всего электронных. Современные СМИ обладают способностью в огромных масштабах создавать виртуальные картины прошлого, отрывать их от реальной исторической ситуации. В постиндустриальную эпоху знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Возможность интерпретации прошлого через СМИ превратилась в важнейший политический ресурс властей.

Во многом негативное отношение к прошлому коренится в элементарной неграмотности общества, прежде всего его политиче-

1 Поляков Ю. Историзмы // Свободная мысль. 2001. № 12. С. 57.

ской элиты, в непонимании органической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Обществу, например, еще предстоит осознать, что прошлое - не отработанный материал, а неотъемлемая составляющая природы всех социальных явлений (человека, народа, культуры, науки и т. д.), без которой невозможно их существование.

Прошлое может мстить за свое искажение. Оно отомстило советской элите, занимавшейся апологетикой советского прошлого, оно отомстило радикал-реформаторам, которые оказались в конце концов на обочине общественно-политической жизни. Но еще больше оно отомстило стране и народу, которые позволили исказить свое прошлое. Распад Советского Союза, экономическая катастрофа 90-х гг., депопуляция, разрушенное национальное самосознание и другие беды страны стали платой за этот грех. По точному выражению писателя Ю.М. Полякова, «нам мстит оболганное прошлое».

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому .

24. До войны я служил в армии .

хотел бы, чтобы мама была жива .

это ощущение, что

я ничего не значу.

Заключительная интерпретация : Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.

Случай № 11 Оценка: 1

Пункты

9. Когда я был ребенком, я много думал.

24. До войны я ходил в школу .

39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - как меня бьет отец .

Заключительная интерпретация : Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.

Случай № 82 . Оценка: 0

Пункты

9. Когда я был ребенком, все казалось важным.

24. До войны я жил один .

39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал .

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - окончание школы .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.

14. Отношение к будущему

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

5. Я вижу будущее в черных тонах .

20. Я надеюсь на излечение .

35. Однажды я буду на коне .

50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею .

Заключительная интерпретация : Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.

Случай № 48 Оценка: 1

Пункты

5.Я вижу будущее неопределенно .

20. Я надеюсь на окончание школы .

35. Однажды я стану лучше .

50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.

Заключительная интерпретация : Неуверен в себе, но в целом оптимист.

Случай № 64 Оценка: 0

Пункты

5.Я вижу будущее светлым .

20. Я надеюсь на работу .

35. Однажды я буду при деньгах.

50. Когда я стану старше, я буду лучше.

Заключительная интерпретация : Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.

15. Цели

Случай № 9 Оценка: 2

Пункты

3. Я всегда хотел убить кого-нибудь .

бы я был один .

33. Моя тайная мечта в жизни - прославиться.

всего.

Заключительная интерпретация : Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.

Случай № 19 Оценка: 1

Пункты

3. Я всегда хотел быть актером .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть богатым .

49. Больше всего от жизни я хочу счастья .

Заключительная интерпретация : По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.

Случай № 79 Оценка: 0

Пункты

3. Я всегда хотел быть счастливым .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью .

33. Моя тайная мечта в жизни - достичь чего-то в жизни .

49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья .

Заключительная интерпретация : Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.

Иллюстративный случай.

Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.

Респондент № 6 Мужчина 19 лет

Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.

I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2

14. Моя мать мне мешала .

29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу .

44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.

59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала .

Заключительная интерпретация : Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.

(Клиническое впечатление : Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)

II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2

1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне .

16. Если бы только мой отец вел себя как отец .

31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина .

46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина .

Заключительная интерпретация : Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.

(Клиническое впечатление : Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)

III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2

12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская .

27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку .

42. Большинство семей, которые я знаю счастливы .

57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания .

Заключительная интерпретация : Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира. (Клиническое впечатление : Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)

IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0

10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную .

25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей .

40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами .

55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа ).

Заключительная интерпретация : Хорошо, но робко.

(Клиническое впечатление : Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)

V. ОТНОШЕНИЕ К ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую .

26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно .

41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я точно не знаю, как я отреагировал бы.

56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины .

Заключительная интерпретация : Недостаток уверенности в своих навыках в сексуальной сфере или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.

(Клиническое впечатление: Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)

VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1

8. Мне кажется, что настоящий друг - я бы к нему привязался.

23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.

53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.

Заключительная интерпретация : Зависимый и пассивный.

(Клиническое впечатление: Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)

VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

6. Мое начальство - ответственные люди.

21. В школе мои учителя любили меня.

36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься

текущими делами.

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.

Заключительная интерпретация : Уважает начальство и хорошо воспринимается им.

(Клиническое впечатление : Хорошо контролируемая зависимость.)

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2

4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.

34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.

48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.

Заключительная интерпретация : Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.

(Клиническое впечатление: Неизвестно.)

IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

13. На работе я лучше всего лажу со всеми.

28. Те, с кем я работаю, - хорошие люди.

43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.

58. Мои сослуживцы обычно любят меня.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.

(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)

X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 2

1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.

37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.

52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.

Заключительная интерпретация : Страх, что любое достижение с

его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или

проявляется в пищеварительных симптомах.

(Клиническое впечатление : Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)

XI. ЧУВСТВО ВИНЫ ОЦЕНКА: 2

15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я становлюсь истеричным.

30. Моей величайшей ошибкой было (без ответа).

45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за всех своих сексуальных ощущений.

60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, - это удерживал самого себя от полного развития своих способностей.

Заключительная интерпретация : Вина, связанная с сексуальными ощущениями, предопределила развитие его личного потенциала.

(Клиническое впечатление : Мастурбация, либидозные чувства в отношении девушек, матери и сестер.)

XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1

2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.

17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.

32. Моя самая большая слабость - это страх.

47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.

(Клиническое впечатление : Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)

XIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ ОЦЕНКА: 1

9. Когда я был ребенком, мне уделяли мало внимания.

24. До войны я был счастлив.

39. Если бы я снова стал молодым, я, возможно, делал бы то же, что и делал.

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - мои отношения с девочками.

Заключительная интерпретация : Чувствовал себя отвергнутым. Впечатлен детским сексуальным опытом.

(Клинический взгляд : Занят мастурбацией и своим нездоровьем.)

XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0

5.Я вижу будущее светлым.

20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.

35. Однажды я действительно буду счастлив.

50. Когда я стану старше, я буду мудрее.

Заключительная интерпретация : Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.

(Клиническое впечатление : Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)

XV. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 1

3. Я всегда хотел выделяться.

18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть знаменитым.

49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.

Заключительная интерпретация : Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.

(Клиническое впечатление : Жена, семья, жизнь среднего класса.)

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)

1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, гетеросексуальные отношения, подчиненные, страхи и чувство вины.

2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в сексуальной сфере и сильному чувству вины в связи с половыми влечениями. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.

3. Структура личности:

(a) степень реагирования - реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);

(b) эмоциональная адаптация - эмоционально зажат (37);

(c) зрелость - эгоцентричные цели и отсутствие сексуальной адаптации отражают умеренную незрелость;

(d) уровень реальности - имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);

(e) в какой манере выражаются конфликты - потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X). Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.

Каково должно быть отношение человека к прошлому? Над этой проблемой предлагает задуматься В. Белов.

В предложенном тесте рассказчик, находясь в родной деревне, пытается убедить себя в том, что нужно жить только настоящим. Он старается не глядеть на отцовский дом, не хочет " бередить прошлое". Только так, считает Белов, можно " быть современным". Однако, автор понимает, что существует неразрывная связь человека с прошлым, с историей его предков и его родины. Так, встреча героя текста с березой заставляет его вспомнить детство. Теплые воспоминания будто бы уносят в другой мир, но потом рассказчик снова вспоминает о том, что " надо быть безжалостным к прошлому".

Таким образом, Белов приходит к мысли о том, что не нужно жить прошлым; свою историю, свои корни- все это надо уважать и чтить, а жить надо настоящим.

Я полностью согласна с мнением автора. Время- это самое ценное, что есть у человека. К сожалению, время уходит, умирают люди, жизнь проходит, но вместе с тем она и продолжается, рождаются новые люди. Поэтому нельзя зацикливаться только на прошлом, его надо уважать, а жить надо настоящим.

Обратимся к повести Б. Васильева " Летят мои кони". В этом произведении автор вспоминает всю свою жизнь, говоря, что " он уже едет с ярмарки". С особенным трепетом вспоминает Васильев свой родной город Смоленск, старый дуб в центре города, который пережил вместе с жителями все беды и несчастья. Таким образом, Васильев вспоминает историю своей большой и малой родины, он гордится ею и говорит о неразрывной связи со своим корнями.

Об отношении к прошлому рассуждает великий писатель Д. С. Лихачев в " Письмах о добром и прекрасном". В письме " Еще раз о памятниках прошлого" автор вспоминает какое впечатление произвела на него церковь Успения в Москве. После этого он начал заниматься изучением древнерусской архитектуры. Д. С. Лихачев всерьез задумывается о том, что многие памятники русской культуры- культуры нашего прошлого, настоящего и будущего гибнут из- за невнимательности, а порой и жестокого обращения со стороны некоторых людей. Так, Лихачев подводит нас к мысли о том, что прошлое нужно беречь, потому что " оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной".

Подводя итоги, важно отметить, что все люди относятся к прошлому по- разному. Однако, каждый из нас должен уважать историю своей Родины, чтить своих предков и не забывать свои корни.

Заранее спасибо, извините, если проверка отнимет у Вас много времени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Наталья Капцова

Время на чтение: 8 минут

А А

Не каждая женщина способна мудро относиться к прошлому своего партнера – то есть, принимать его прошлое как прошедший этап жизни, и не более того. Зачастую происходит совсем наоборот – прошлое любимого человека (особенно, любовь в его прошлом) становится причиной ревности, подозрений и, в итоге, краха любовной лодки.

Как же научиться жить настоящим и справиться с «зеленым» чувством?

Ревность к бывшей пассии партнера

Ревность, как чувство всепоглощающее и полностью блокирующее способность трезво мыслить , накрывает с головой, едва только информация о «бывшей» случайно всплывет в разговоре с партнером.

Даже брошенная вскользь фраза — «В это кафе не хочу, мы там с Катькой все время ужинали» может стать началом целого детектива – с перекапыванием соцсетей на предмет его общения с бывшей, просмотром его почты и сообщений, назойливыми мыслями о том, что бывшую он тоже обнимал, любил, водил по ресторанам и знакомил с родственниками.

Принять тот факт, что другая женщина когда-то занимала столько же места в его жизни , как сейчас ты – практически невозможно.

Как справиться с такой ревностью?

  • Прошлое вашего партнера не имеет к вам никакого отношения .
  • Начиная «расследование», вы влезаете в чужую личную зону и разжигаете тот огонь конфликта между вами, который потом не сможете погасить.
  • Если вы знаете о своем обостренном чувстве ревности (собственности), игнорируйте все подробности прошлого своего партнера. «Раскопки» в чужих отношениях не добавят вам уверенности в отношениях.
  • Прекратите бороться с «химерами» . Живите настоящим.
  • Признайтесь себе в своей ревности и научитесь ее контролировать.
  • Если партнер остановил выбор именно на вас, значит, он счастлив с вами , и бывшая любовь – всего лишь одна из перевернутых страниц его жизни.
  • Ревность – сигнал того, что вы не доверяете своему партнеру . Если вы в нем уверены, то незачем бояться теней прошлого (да и настоящего тоже). А если не доверяете, то есть смысл задуматься – так ли крепки ваши отношения? Читайте также:

Ревность ко всем женщинам в прошлом партнера

Для некоторых женщин даже мысль о том, что руки партнера касались кого-то другого , невыносима. И, вроде, мужчина – далеко не «ботаник» 18-ти лет, и женское внимание к нему – вполне нормальное явление, женщину выводит из себя факт, что он мог быть любим кем-то еще.

Как бороться с таким всепоглощающим чувством?

  • Если ваш партнер – состоявшийся взрослый привлекательный мужчина, осознайте, что в его жизни до вашего появления были женщины . Было бы странно, если бы ваш партнер сидел всю жизнь в высокой башне и ждал вашего появления. Он – мужчина, и его холостяцкая жизнь подразумевает встречи, отношения, поиск партнерши.
  • Случайное (и даже намеренное) упоминание о бывших женщинахне повод взрываться и искать тайный смысл в словах и поступках. Ревность всегда вносит разлад в отношения, а патологическая ревность – и тем паче.
  • Опасаетесь, что связь партнера с прошлым слишком крепкая? Проанализируйте ситуацию . Имеются ли у вас реальные основания для ревности? Если кроме ваших фантазий ничего нет – стоит успокоиться и переключиться на укрепление ваших отношений (а не на разрушение). Если же реальные «звоночки» из прошлого выводят вас из равновесия – пора поговорить с любимым. Иначе лавина недоверия и нерешенных вопросов из прошлого однажды похоронит ваши отношения.
  • Помните: вы не имеете права ставить в вину партнеру его старые романы . Да и у вас, наверняка, тоже были встречи и отношения до него.
  • Ваши отношения – это жизнь с чистого листа , которая автоматически оставляет прошлое там, где ему и место. А искренняя любовь не знает ревности.

Ревность к детям партнера

Довольно распространенный вид ревности, который, как правило, имеет два «лица» .

  • Первое: ревность к самим детям . Точнее, злость от того, что детям «перепадает» то внимание, которое бесцельно должно принадлежать вам.
  • Второе: ревность к матери его детей . Каждая его поездка к бывшей жене с целью увидеться с детьми воспринимается в штыки – «А вдруг он ее еще любит?», «А если она попытается его вернуть?», «А может дети – это просто предлог, чтобы с ней увидеться?».

Как бороться с таким двухголовым «змием»?

  • Во-первых, уяснить, что муж и жена навсегда связаны меду собой детьми . Даже если они давно расстались, они и участвуют в их жизни на равноценных правах (и обязанностях).
  • Любовь к своим детям и любовь к женщине – это разной природы понятия . Желание мужчины общаться со своими детьми, несмотря на развод с их матерью, говорит о его порядочности, надежности и любви к детям. Был бы повод задуматься и насторожиться, если бы все происходило наоборот. Вряд ли мужчина, который вычеркивает детей из своей жизни после развода, достоин уважения. Разводятся с женами — не с детьми!
  • Бесполезно бороться за внимание мужчины с его детьми. И тем более нельзя запрещать ему с ними встречаться, или пытаться повлиять на его отношение к ним. Дети – это часть мужчины. Поэтому данное соперничество – изначально бессмысленное.

Ревность к вещам (подаркам) из прошлой жизни

Подарки от «бывшей», которые хранятся у мужчины – частый повод для конфликтов в новых отношениях. Галстук, свитер, ежедневник, открытки и особенно фотографии – любая вещь из его прошлого вызывает злость и ревность. Основная мысль – «раз хранит, значит, дорого».

Что делать с ревностью к прошлому в этом случае?

  • Если вещь ему «дорога» — это совершенно не говорит о том, что партнер до сих пор имеет чувства к бывшей возлюбленной. Это может быть дань памяти тем отношениям, просто нежелание избавляться от подарков и пр.
  • Ваши отношения – новая ступень его жизни . Отношения с бывшей – в прошлом. И никакие подарки (хранимые, носимые и пр.) не могут изменить того, что вы вместе. А вот ваша ревность может.
  • Никогда не требуйте от партнера избавиться от подарков и не вздумайте делать этого самостоятельно. Ссора (а то и разрыв) вам будет обеспечена.
  • Его вещи (неважно – с какого этапа жизни) – это его личное пространство . Ваша совместная жизнь не дает вам права устраивать ревизию в его вещах.

Ревность к прошлому образу жизни партнера

Когда любимый человек ненавязчиво рассказывает о том, как здорово было когда-то колесить по миру, ни о чем не заботясь, срываться посреди недели на рыбалку (в поход, в горы) с друзьями, «зажигать» в клубах и вообще ни от кого не зависеть, нервная система женщины дает сбой. С одной стороны – от ревности к насыщенному и счастливому прошлому партнера , с другой – от ощущения своей бесполезности – «Тогда он был счастливее, чем со мной».

Фантазия делает свое черное дело: мысленно дорисованная картинка его со всех сторон приятного прошлого без тебя и не такого уж удачного будущего с тобой запускает механизм неадекватной оценки отношений .

Как изменить ситуацию?

  • Для начала следует понять, что у каждого человека есть в молодости период абсолютной свободы и возможности брать от жизни все. Естественно, этот этап оставляет массу впечатлений и воспоминаний, которые иногда хочется достать с антресолей памяти и улыбнуться своей прошлой бесшабашности. Но это не значит, что человек живет прошлым или прячется в нем от унылого настоящего.
  • Если появляются мысли – «Со мной он совсем другой, в прошлом он был счастливее» или «Раз он возвращается к тем воспоминаниям, значит, в них ему лучше, чем со мной», то пора задуматься – все ли хорошо в «датском королевстве». Скорее всего, его воспоминания – лишь повод улыбнуться. Но если они ставятся вам в упрек или имеют иную негативную окраску – пора поговорить. Или посмотреть на себя со стороны. Возможно, вы чересчур давите на своего партнера, ограничиваете его во всех аспектах жизни или приводите в состояние уныния своими поступками (или бездействием). Присмотритесь: может, вашему партнеру чего-либо не хватает в ваших отношениях? И он автоматически сравнивает вашу совместную жизнь со своим прошлым.
  • Не лепите из мухи слона . Одна из женских черт – из ничего и на ровном месте создать салатик, новую прическу и трагедию. Как правило, в процессе задушевного разговора с любимым выясняется, что Она снова «сгустила краски», а Он более чем счастлив в отношениях, и Его все устраивает.

Ревность – это медленный яд для отношений . Все, что есть в них хорошего, умирает от подозрений, ненужных вопросов и ссор. А ревность к прошлому – это еще и абсурдный упрек своей половине за то, к чему вы даже отношения не имели.

Единственный путь к гармонии в отношениях – ликвидация ревности в самом ее зачатке . Примите прошлое партнера таким, каково оно есть, живите настоящим и стройте отношения на доверии друг к другу.