Быстрый порывистый способный отдаваться делу. Питание и характер. Среди зубрилок много безработных

Темперамент – одна из индивидных характеристик человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности .

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

Общая активность – определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Моторная сфера – частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность –впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Понятие Т. возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что пропорция 4 элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней (гуморальная концепция).

Свойства Т.:

– индивидуальный темп и ритм психических процессов,

– степень устойчивости эмоций,

– экспрессивность и энергичность движений,

– напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства м. б. связаны с др. психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Свойства Т. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. 1. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2. Медлительного, невозмутимо; го человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. 3. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения. 4. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств м. б. различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между которым возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных его свойств. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи стремились доказать непосредственную зависимость типа Т. от сочетания (типа) свойств н. с. (нейродинамическая концепция Т.). Имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа Т. от анатомо-физиологических особенностей всего организма в целом. Каждое отдельные свойство Т. коррелирует с несколькими свойствами общего типа н. с. (и наоборот). Лишь типу н. с. в целом соответствует один определенный тип Т. Поэтому, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать свойства его общего типа н. с.; необходимо провести психологическое исследование.

Тип Т., как и врожденный тип н. с., может изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа Т. в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия воспитания. Вопросы о степени наследственной обусловленности типа Т., изменчивости отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследованы.

Т. человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного Т. могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового Т. м. б. очень различными по своим социально-нравственным ценностям.

Т. не предопределяет также черт характера, но между Т. и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От Т. зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Напр., общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчивости его привязанности к своим друзьям и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д. Т. влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства Т. способствуют формированию определенных черт характера, др. противодействуют. Поэтому в зависимости от типа Т. ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера (см. Индивидуальный подход). Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в себе, своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений Т. от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления Т.

Т. не определяет уровня общих или специальных (напр., профессиональных) способностей. Те или иные свойства Т. в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в др. при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат к.-л. свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицат. в данных условиях проявлений Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль - это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодным для данной профессии (см. Профессиональная пригодность, Профессиональный отбор).

Т. о., ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа Т.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, «социальный характер» в работах Э. Фромма).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования .

Различия между характером и личностью: черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как "типологии характера") возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или "групп") характеров; у Леонгарда и Личко - десять-одиннадцать.

Характер может быть более или мене выражен. Три зоны выраженности характера: зона абсолютно "нормальных" характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций – явные и скрытые) и зона сильных отклонений характеров (психопатии) . Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы .

он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: "Каков в колыбельке, таков и в могилку".

тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а "на людях" - другой, то он не психопат.

социальная дезадаптация . У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу .

Анализ проблемы "биологических основ характера" приводит нас к следующим выводам:

–детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий.

–степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной.

–генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или "логика".

Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Нормальный характер – это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой - и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый - и не излишне открытый, не излишне тревожный - не излишне беззаботный... - и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер - это "золотая середина" целого ряда качеств.

Теории темперамента:

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу рассматривает темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности.

Фундаментальными характеристиками темперамента:

–реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

–активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории:

–Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

–Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.

– Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, в определенных границах все же может изменяться.

Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

–эргичность (выносливость),

–пластичность,

–скорость,

–эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента"" (ОСТ).

5. Гуморальная теория Гиппократа:

Понятие "темперамент" ввёл Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Холерик. Преобладание жёлтой желчи (греч. холе - «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим».

Флегматик. Преобладание лимфы (греч. флегма - «мокрота») делает человека спокойным и медлительным.

Сангвиник. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым.

Меланхолик. Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым.

6. Нейродинамическая теория И.П.Павлова:

Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы является наследственным типом.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

7. Конституциональные теории:

В основе идеи соматотипов лежит предположение о том, что поведение или личность определяются физическими характеристиками тела. Процесс определения соматотипов представляет собой метод, посредством которого описываются физические аспекты тела человека.

Начало эпохи соматотипирования связывают с работами Э. Кречмера, предложившего в начале 1920-х гг. классификацию человеческого телосложения:

пикник (широкий, с округлыми формами и большим количеством жира, сильный и коренастый)

атлетический тип (мускулистый, с широкой грудной клеткой и узкими бедрами)

астенический тип (длинный, тонкий и хрупкий)

диспластический тип (дис - плохо, пластик - сформированный) - отклоняющийся от любой из трех основных категорий.

Кречмер пришёл к заключению о существовании однозначной связи между типами телосложений и психическими расстройствами:

Пикник – маниакально-депрессивный психоз

Астеник – шизофрения

Атлетический тип – эпилепсия

7. Теория соматотипов Шелдона

Находясь под влиянием взглядов Кречмера, У. Шелдон предложил теорию соматотипов, иначе связывавшую телосложение с темпераментом.

3 основные измерения для оценки физической конституции:

Эндоморфия - проявляется в мягкой округлости в разнообразных частях тела и тенденции к доминированию в его общей структуре внутренних пищеварительных органов.

Мезоморфия связана с относительным преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей. Мезоморфное телосложение обычно выглядит тяжелым, прочным и прямоугольным, с выраженным преобладанием мускулов и костей.

Эктоморфия – длинные, тонкие конечности со слабо выраженной мускулатурой. В общей массе тела эктоморфа выделяется крупный головной мозг.

В предложенной Шелдоном методике соматотипирования каждый индивидуум ранжируется по степени выраженности в его телосложении каждого из трех первичных физических измерений.

Параллельно с тремя основными физическими компонентами Шелдон выделил 3 темпераментальных компонента:

Висцеротония характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Соматотония проявляется в повышенной склонности к мышечной активности и в целом связано с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску.

Церебротония в ее крайнем выражении означает чрезмерную сдержанность в проявлении чувств, скованность и боязнь социальных контактов.

Каждый тип телосложения соответствует типу темперамента:

Эктоморф - церебратония

Т.е. человек с длинными, тонкими конечностями сдержан в проявлении чувств, скован и боится социальных контактов.

Эндоморф – висциратония

Т.е. человек с мягкими округлостями в разнообразных частях тела характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Мезаморф - соматотония

Т.е. человек с преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей характеризуется повышенной склонностью к мышечной активности и в целом связан с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску

У нас на сайте, в анкете, есть один пункт. Он касается Вашего темперамента. Многие отвечают: "Не знаю что такое темперамент и как с ним бороться".

Зайдя на Википедию, я нашёл несколько статей о темпераментах.

Постараюсь их сократить и выделить самые основные черты того или иного типа.

Темпера́мент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

У нас есть 4 основных типа: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.

Флегматик - один из четырёх типов темперамента. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного , невозмутимого , с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением , со слабым внешним выражением душевных состояний .

Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке . У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение ; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством . Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются . Он редко выходит из себя , не склонен к аффектам ; ему свойственны ровность , спокойствие , выдержка , иногда вялость , безучастность к окружающим , лень .

При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий . Иван Петрович Павлов считал, что флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

Холерик - Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого , порывистого , способного отдаваться делу со страстностью , преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного , склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения . Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике.

Холерик - это субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий , резкостью , стремительностью , силой движений , их быстрым темпом, порывистостью . Холерик вспыльчив , нетерпелив , подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Сангвиник - Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого , подвижного , сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности .

Сангвиник - это субъект, характеризующийся высокой психо-аналитической активностью , энергичностью , работоспособностью , быстротой и живостью движений , разнообразием и богатством мимики , быстрым темпом речи . Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен . Эмоции у сангвиника преимущественно положительные , они быстро возникают и быстро сменяются . Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми . Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.

Меланхолик - человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого , склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи , но внешне вяло реагирующего на окружающее .

Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности , замедленность движений , сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость . Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность , глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении , причём преобладают отрицательные эмоции . При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость . В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей . Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании . Меланхолики являются интровертами . Меланхолики страдают от аффективных проблем чаще, чем обладатели других типов темперамента.

Аристотель утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами.

Надеюсь, что сейчас картина стала немного яснее.


Карты, деньги, фитнес-клуб. Практическое руководство для менеджеров по продажам Шумилин Александр Ильич

Типология по темпераменту

Типология по темпераменту

Темперамент – это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности. Он составляет основу развития характера человека. Мы рождаемся с определенным темпераментом, и он остается почти неизменным в течение всей жизни. Основное применение данной типологии – отражение. Человеку приятно общаться с себе подобными, так что чем больше ты будешь похож на своего клиента, тем выше шансы завоевать его расположение. Развивай свои актерские навыки!

Сангвиник – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события человек, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

Холерик – быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Флегматик – медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик – легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Прежде всего подстрой свою речь, точнее темп речи, под клиента, чтобы он мог легко воспринимать информацию. Помни, что информация, которая тебе кажется элементарной, для него является новой и незнакомой. И если к тебе пришел клиент с темпераментом флегматика, а ты тараторишь на «языке» сангвиника, то он или «подвиснет», или будет испытывать сильный дискомфорт – в любом случае ты его потеряешь. Подумай, какие еще могут быть нестыковки!

Из книги Стратегический менеджмент: учебное пособие автора Лапыгин Юрий Николаевич

5.1. Типология конкурентов Конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция - самый эффективный метод экономического контроля,

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

12.1. Типология конфликтов Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение», поэтому его значение – столкновение интересов, сторон мнений, сил. Разные науки исследуют конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в контексте основного предмета этих наук.

Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич

9.3. Типология проблем По типологии А. И. Пригожина проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а формулировки проблем – на назывные, причинно-следственные и антитезные. Итак, в ходе проведения интервью встречаются три типа формулировок

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

1. Современная типология выставок В современной выставочной практике сложилась определенная типология выставочно-ярмарочных мероприятий. Основой классификации выставок служат пять признаков (см. подробно Приложение 1): географический состав экспонентов (в

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

2.3. Типология потенциальных экспонентов Компании - потенциальные участники выставки могут иметь различные цели и ожидания, связанные с выставкой, определяемые их позицией на рынке и стадией развития. Поэтому критерии для принятия решения об участии различных компаний

Из книги Даешь инжиниринг! Методология организации проектного бизнеса автора Кондратьев Вячеслав Владимирович

Типология начальника Александр Изосимов, по его собственным словам, побывал и антикризисным менеджером, и стратегом, и маркетологом. Он настоящий «универсальный солдат» менеджмента. Вот только не так давно выяснилось, что универсальных менеджеров… не бывает.В

Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

3. Типология инжиниринга Контент Инжиниринг – деятельность по созданию на индустриальной и научной основе уникальных объектов.Типология инжиниринга – концептуальное проектирование, инвестирование, проектирование, поставки, создание объекта, промышленный

Из книги Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни автора Салякаев Артур

4.2.3. Типология ролевых игр По степени определенности ситуации и ролей игры можно разделить на две большие группы: структурированные – отношения между ролями и цели каждой из них предопределены. Ограничения и конфликты построены так, что всё упражнение похоже на

Из книги Лояльность персонала автора Овчинникова Оксана

4.4.1. Типология кейсов Существует достаточно много классификаций кейсов. Один из вариантов – структурирование по целям их применения в бизнес-тренинге.1. Кейсы по отработке стандартов действий в определенных ситуациях. Информация строится так, чтобы, зная правильную

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Типология нетворкеров Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе. Сергей Булгаков За свою жизнь я посетил сотни конференций, семинаров и тренингов. Многие из них были похожи по уровню организации, месту проведения,

Из книги Карты, деньги, фитнес-клуб. Практическое руководство для менеджеров по продажам автора Шумилин Александр Ильич

Глава 2. Типология нелояльности В первой главе данной книги мы всесторонне рассмотрели феномен лояльности персонала: что это такое, как добиться высокой степени лояльности персонала и нейтрализовать негативное влияние производственных конфликтов. Если в первой части

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Из книги автора

Глава 6. Типология клиентов Здесь мы рассмотрим, как люди различаются по типу поведения, восприятию, по способу принятия решений и т. д. Фактически это уже высшая школа – справочник, которым имеет смысл пользоваться, когда ты довел до уровня навыка основной

Из книги автора

Типология по способу восприятия Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» верна не для всех. Одни значительно лучше воспринимают на слух, другим важно потрогать, и только это может их убедить. А все потому, что у каждого из нас по-разному развиты каналы

Из книги автора

Типология по способу поведения Это, пожалуй, самая практичная типология, которая используется только в продажах. Причем данная типология разработана именно на основе опыта продаж карт российских фитнес-клубов. Названия типов будут говорить сами за себя – принимай к

Ождихин Артем Павлович

8 Мат класс, МАОУ ОЦ «Горностай»

Научный руководитель: Бердникова Анна Геннадьевна - педагог-психолог вышей квалификационной категории, к.филол.н

Теория

Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.

Существует 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик (от греч. chole - желчь) - человек быстрый, порывистый, резкий, способный отдаваться делу с исключительным воодушевлением и страстностью. Ему свойственен высокий уровень психической активности, энергичность действий, быстрый темп и сила движений, нетерпеливость. Однако он неуравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Он горяч и вспыльчив, но отходчив и не злопамятен, видя уступчивость. Деятелен, но длительные усилия и напряжение его не вдохновляют. Любит делать и что-либо решать «с наскока». Неуемное честолюбие и гордость лежат в основе его стремления к руководству другими. Самолюбив и падок на лесть. Демонстративен и артистичен, однако, встретив отпор, становится растерянным и злопамятным.

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек живой, подвижный, работоспособный, быстро реагирующий на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Он оптимистичен, добродушен, общителен, способен оказать помощь другим и увлечься новым, но не отличается усидчивостью и высоким чувством ответственности. Ему свойственны живость движений, быстрый темп речи, разнообразие и богатство мимики. Он стремится к частой смене впечатлений, искренне обещает, но редко держит своё слово. Любую, даже самую трудную задачу или работу сангвиник начинает с надежды на успех, но плохо переносит монотонный, требующий усилий труд и очень быстро утомляется.

Флегматик (от греч. phlegma - лимфа) характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он невозмутим, его стремления и настроения довольно устойчивы и постоянны. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и медленно приспосабливается к новой обстановке. Он долго «раскачивается», но, если включается в работу, то надолго и серьезно. Его нелегко вывести из себя, и он склонен в большей мере следовать принципам, чем чувствам. Своими деловыми качествами он часто превосходит людей с другим темпераментом, не вызывая их зависти и недоброжелательности.

Меланхолик (от греч. melas/melanos - черный, chole -желчь) отличают низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. Он придает большое значение всему, что его касается, и всегда находит поводы для опасений, прежде всего, обращая внимание на трудности. Он постоянно наполнен глубокими переживаниями и часто выглядит озабоченным, недоверчивым, полным сомнений и не расположенным к радости. Обещания дает неохотно, ибо считает своим долгом их выполнить, но сомневается в своих способностях. Сомнения и неуверенность постоянно одолевают его, вызывая постоянные отрицательные эмоции.

Также о типах темперамента можно узнать из данной схемы.

Ход работы

  1. Изучить тематическую литературу
  2. Выбрать методики
  3. Составить опросник
  4. Провести опрос
  5. Обработать результат

Гипотеза: Предпочтения в музыке и отдыхе человека зависят от его темперамента.

Для оценки типа темперамента человека мы взяли модификацию теста Айзенка Ю.Белова «Формула темперамента». Было опрошено 122 человека, 27 из которых оказались холериками, 55 - сангвиниками, 24 - флегматиками и 16 - меланхоликами. По их анкетам и проводилось исследование. Анкеты были обработаны, а результаты занесены в таблицу.

Вот так выглядела сама анкета:

Тест на определение темперамента

Сосчитай количество совпадений в каждом столбце. В каком столбце больше качеств относится к тебе? Определи, к какому типу темперамента ты относишься по большинству совпадений. Если примерно одинаковой количество ответов в двух столбцах - то в тебе есть черты нескольких темпераментов. Тем более, что в «чистом» виде тип темперамента встречается крайне редко, чаще мы сталкиваемся с преобладанием какого-либо одного типа темперамента над другими.

Холерик
1. неусидчив, суетлив
2. невыдержан, вспыльчив
3. нетерпелив
4. резок и прямолинеен в отношениях с людьми
5. решителен и инициативен
6. упрям
7. находчив
8. работает рывками
9. склонен к риску
10. незлопамятен, но обидчив
11. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
12. неуравновешен и склонен к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпим к недостаткам
15. обладает выразительной мимикой
16. способен быстро и решительно действовать
17. неустанно стремится к новому
18. обладает резкими, порывистыми движениями
19. склонен к резким сменам настроения
20. не стремится признавать свои ошибки

Сангвиник
1. весел, жизнерадостен
2. энергичен и деловит
3. часто не доводит начатое дело до конца
4. склонен переоценивать себя
5. способен быстро схватывать новое
6. неустойчив в интересах и привязанностях
7. легко переживает неудачи и неприятности
8. легко приспосабливается к разным обстоятельствам
9. с увлечением берется за любое новое дело
10. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
11. быстро остывает, если дело перестает интересовать.
12. тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой
13. общительный и отзывчивый, не чувствует склонности с новыми людьми
14. вынослив и работоспособен
15. обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
16. сохраняет обладание в неожиданной сложной обстановке
17. находится всегда в бодром настроении
18. быстро засыпает и просыпается
19. часто несобран, проявляет поспешность в делах
20. склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

Флегматик
1. спокоен и хладнокровен
1. последователен и обстоятелен в делах
3. осторожен и рассудителен
4. умеет ждать
5. молчалив и не любит попусту болтать
6. обладает спокойной, размеренной речью
7. сдержан и терпелив
8. доводит начатое дело до конца
9. не растрачивает попусту сил
10. строго придерживается выработанного распорядка в жизни
11. легко сдерживает порывы
12. мало восприимчив к одобрению и порицанию
13. незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14. постоянен в своих привязанностях и интересах
15. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
16. ровен в отношениях со всеми
17. любит последовательность и порядок во всем
18. с трудом приспосабливается к новой обстановке
19. обладает выдержкой, уравновешен
20. не склонен к риску и показухе

Меланхолик
1. стеснителен
2. теряется в новой обстановке
3. затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми
4. не верит в свои силы
5. легко переносит одиночество
6. чувствует подавленность и растерянность при неудачах
7. склонен «уходить в себя»
8. быстро утомляется
9. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающей до шепота.
10. невольно приспосабливается к характеру собеседника
11. впечатлителен до слезливости
12. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
13. предъявляет высокие требования к себе и окружающим
14. склонен к подозрительности, мнительности
15. болезненно чувствителен и легко раним
16. чрезмерно обидчив
17. скрытен и необщителен
18. малоактивен и робок
19. безропотно покорен
20. стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

Тест

Какой вид отдыха вы предпочитаете?

1) Сходить погулять
2) Выехать на природу
3) Заняться спортом
4) Устроить пикник
5) Поиграть с родственниками в активные или настольные игры
6) Общение с друзьями
7) Сходить на дискотеку
8) Катание на санках/коньках/лыжах/роликах/сноуборде/скейте и т.д
9) Водные виды спорта
10) Туризм
11) Сон
12) Просмотр ТВ
13) Компьютерные игры
14) Виртуальное общение (смс, соц.сети...)
15) Чтение книг
16) Расслабление
17) Принятие ванной
18) Купание/загар/отдых на пляже
19) Рисование
20) Интернет-серфинг

Тест

Какой тип музыки вы предпочитаете?

(обведите подходящие вам ответы - 3-5)

1. Блюз
2. Джаз
3. Поп-музыка
4. Рок
5. Реп
6. Металл
7. Hard-metal
8. Хип-хоп
9. Кантри
10. Регги
11. Техно
12. Панк
13. Шансон
14. Фолк
15. Гранж
16. Джангл
17. Саундтрек
18. Классика

Почему вам нравится выбранный вами тип музыки? Ответ обоснуйте. С чем это связанно?(из-за игры на муз. инструментах, например)

Результаты 1 и 2 части исследования мы свели в таблицу.

В опросе принимали участие дети школьного возраста.

Процентное соотношение типов темперамента опрошенных:

Предпочтения холериков в диаграмме:

Предпочтения сангвиников в диаграмме:

Предпочтения флегматиков в диаграмме:

Предпочтения меланхоликов в диаграмме:

В качестве бонуса за участие в исследовании наши респонденты были ознакомлены с развернутой характеристикой своего ведущего типа темперамента. Следовательно, каждый участник опроса смог узнать лучше себя и своих одноклассников.

Выводы:

Теория оказалась правдива, но частично, так как люди не могут быть только одного чистого темперамента. У них всегда имеется частичка другого темперамента. Определить проценты соотношения темпераментов человека невозможно. В опросе же брался темперамент, который был ярче всех остальных темпераментов выражен у человека. Мы делали на это скидку.

Список литературы:

  1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: psycabi.net (дата обращения 12.12.14).
  2. Тест на определение типа темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: http://pandia.org/text/78/121/50427.php (дата обращения 15.01.15).
  3. Федоровская О.М. Двигательный режим дня. - М., 2008. - с. 76-84.
  4. Энциклопедия: wikipedia.org .
Раздел 5. Психические свойства и состояния.
Темперамент
Задача 1.

По психологическим признакам, приведенным ниже, определите, о каком виде темперамента идет речь в каждом случае:


    1. человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, легче других приспосабливающийся к изменяющимся условиям жизни;

    2. человек медлительный, уравновешенный, с устойчивыми стремлениями и настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний;

    3. человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения;

    4. человек с повышенной эмоциональной чувствительностью, глубоко переживающий даже незначительные события, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Задача 2.

По приведенным ниже признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому виду темперамента соответствует каждый из ?


  1. Сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него.

  2. Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно.

  3. Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит быстро

  4. Возбудительный и тормозной процессы слабые.

Задача 3.

Как известно, нет «плохих» или «хороших» темпераментов. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Однако нередко можно услышать, что именно холерик и меланхолик имеют больше, чем другие темпераменты, отрицательных сторон.

Пользуясь учебником и другой литературой, попытайтесь определить положительные стороны названных типов темперамента. В чем состоит преимущество этих типов темперамента, например, при формировании на их основе тех или иных способов поведения?
Задача 4.

Какие из перечисленных ниже особенностей поведения обусловливаются темпераментом?

1. Ребенок обычно начинает разговор первым, легко знакомится с новыми людьми.

2. Ученик слушает урок внимательно только тогда, когда учитель сообщает что-нибудь интересное.

3. Даже зная урок, школьник постоянно испытывает неуверенность, сомнение.

4. Подросток разражается гневом, как только ему сделают резкое замечание, особенно, если оно задевает самолюбие.

5. Учащийся все свободное время с увлечением занимается конструированием и совершенствованием радиоприемника.


Задача 5.

Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Задача 6.


  1. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

  2. какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани?

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.


Задача 7.

Укажите основные виды темперамента и их отличительные психологические особенности.

Заполните таблицу:

Задача 8.

Определите преимущества и недостатки каждого типа темперамента. Укажите предпочтительный вид деятельности (профессию).

Заполните таблицу:

Задача 9.

Поясните, пользуясь «кругом Айзенка», какие качества присущи каждому из типов темперамента, занимающих один из четырех квадратов :

«КРУГ» АЙЗЕНКА

Нейротизм (эмоциональная нестабильность)

Неустойчивый

Устойчивый

Эмоциональная стабильность

Задача 10.

Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и явлениями природы. С каким явлением природы вы бы сравнили холерика, флегматика, меланхолика, сангвиника? С чем еще их можно сравнить?

Характер
Задача 1.

Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности.

Задача 2.

Ниже приводятся выдержки из характеристик, данных А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» на некоторых воспитанников колонии им. Горького (20, с.32, 94-95). Определите черты характера, о которых говорит автор.

О Таранце: «Ему было шестнадцать лет, он был из старой воровской семьи , был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор и предприимчивый человек, Но он не умел уважать коллективные интересы».

Об Антоне Братченко: «Ему было всего пятнадцать лет, был он хорош собой, кучеряв, голубоглаз, строен. Антон был невероятно общителен и ни одной минуты не мог пробыть в одиночестве… По своему развитию Антон стоял гораздо выше многих колонистов, говорил правильным городским языком, только для фасона вставлял украинизмы. Он старался быть подтянутым в одежде, много читал и любил поговорить о книжке. И все это не мешало ему день и ночь толочься в конюшне, вычищать навоз, вечно запрягать и распрягать, чистить шлею или уздечку, плести кнут, ездить в любую погоду в город или во вторую колонию – и всегда жить в впроголодь, потому что он никогда не поспевал ни на обед, ни на ужин, и если ему забывали поставить его порцию, он даже и не вспоминал о ней».


Задача 3.

У Л. Н. Толстого есть следующее высказывание: «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4–х основ, мотивов деятельности – все различия людей».

О каких важных чертах характера говорит писатель?
Задача 4.


  1. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

в) свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;

д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

е) характер индивидуально своеобразен;

ж) черты характера социально типичны и индивидуально разнообразны;

з) характер – отражение общественных отношений.
Задача 5.


  1. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента.

  2. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если ей в общей работе приходиться подчиняться кому–либо из товарищей , она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной (По П. М. Якобсону , 1966.)

Задача 6.


  1. Определите, проявляется ли в приведенных примерах характер человека.

  2. Дайте обоснование своего ответа.

А. Студента В. Спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. Остановился и обстоятельно ответил на вопрос.

Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец – то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу».

Это я обернул! – поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додону )

В. Ученик V класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Г. Когда в VII классе отменили контрольную работу по математике, Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении 15 – 20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

Д. Коля был близорук, и все предметы близко подносил к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске.

Изобретательность, находчивость в решении вопроса;

Умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

Способность к анализу и синтезу образного материала.
Задача 3.


  1. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей.

  2. По каким признакам способностей это можно определить?

А. особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука – чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий ее одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко , Педагогическая поэма.)

Б. Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, все, связанное с ней в других науках – астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от нее «убежать», поступив на факультет, где не было и намека на математику (По А. В. Ярмоленко. )