Расслоение крестьянства. Процесс социального расслоения деревни начался с выделения из общей массы сравнительно зажиточных крестьян: ростовщиков

Крестьянство - класс феодального общества. Классы буржуазного общества - буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслоении, разделении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства, - сельский пролетариат (батраков) и сельскую буржуазию (кулаков). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму - общая закономерность для всех народов. Но в России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община (“мир” или “общество”).

Основу этой общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля делилась между членами общины по принципу уравнительного землепользования, по числу душ мужского пола в семье. “Мир” бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но и по качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полоски и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая - озимым, третья оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционном уровне.

Земля - основное средство производства в земледелии. Поэтому, очевидно, богач - тот, кто имеет много земли, бедняк - малоземельный или безземельный. Именно так было в Западной Европе. Но в общине самый богатый имел столько же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков.

Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднели и разорялись, но эти бедняки были не безземельными, а безлошадными или однолошадными. В. И. Ленин их называл “наемными рабочими с наделом”. Он включал в состав сельскохозяйственных рабочих часть однолошадных, потому что для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лошади. Основным источником существования таких бедняков является не надельное хозяйство, а заработок на стороне.

Но сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля - не его собственность. Не может уйти, потому что община его не отпустит: он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по паспарту, временному удостоверению личности.

В. И. Ленин на основе современных ему статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял “не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует при- близи-тельно 4/10 населения”. Из этой выдержки видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причина была не только в том, что малая семья получала соответственно малый надел, но и в том, что хозяйство было недостаточно обеспечено рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если не хватало людей в этом коллективе, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулаков. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Невозможно было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и чересполосицы это не имело и смысла. И поэтому для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства - в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: “Науму паточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход”. Типичный пореформенный кулак - это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов и для выполнения этих подрядов нанимает возчиков.

Гораздо реже кулак выступает как фермер, т.е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует он при этом не на общинном наделе, а на земле, купленной или арендованной на стороне, обычно у помещика. Только на этой земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосицы, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1/5 дворов, т.е. кулацкая семья в среднем была в полтора раза крупнее средней крестьянской семьи.

Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. “Мир” для крестьянина был носителем вековой мудрости. Община - это замороженные традиционные приемы трехпольного натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйственной предприимчивости. Традиционный ритуал сезонных работ, позволявший существовать “как все” и не требовавший проявления инициативы, для большинства крестьян был приемлем и дорог.

Западный сельский хозяин был преимущественно фермером- предпринимателем, т.е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Наш крестьянин был общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, были для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада.

Крестьянство - класс феодального общества. Классы буржуазного общества - буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслое разделении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства, - сельский пролетариат (Батраков) и сельскую буржуазию (кулаков). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму - общая закономерность для всех народов. Но в России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община ("мир" или "общество").

Основу этой общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля делилась между членами шины по принципу уравнительного землепользования, по численности душ мужского пола в семье. "Мир" бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но по качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полосы и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая - озимым, третья оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционно уровне.

Земля - основное средство производства в земледельцев. Поэтому очевидно, богач - тот, кто имеет много земли, бедняк - малоземельный или безземельный. Именно так было Западной Европе. Но в общине самый богатый имел столь же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков.

Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были не безземельными, а безлошадными или однолошадными. В. И. Ленин их называл "наемными рабочими с наделом". Он включал в состав сельскохозяйственных рабочих часть однолошадных, потому что для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лошади. Основным источником существования таких бедняков является не надельное хозяйство, а заработок на стороне.

Но сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля - не его собственность. Не может уйти, потому что община его не отпустит: он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по паспорту, временному удостоверению личности.

В. И. Ленин на основе современных ему статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял "не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует приблизительно 4/10 населения". Из этой выдержки видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной было не только то, что малая семья получала соответственно малый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если в этом коллективе не хватало людей, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулаков. Вести сколько-нибудь рациональное "товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Невозможно было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и чересполосности это и не имело смысла. И поэтому для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства - в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: "Науму паточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход". Типичный пореформенный кулак - это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов для выполнения этих подрядов нанимает возчиков.

Гораздо реже кулак выступает как фермер, т. е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует при этом не на общинном наделе, а на земле, купленной арендованной на стороне, обычно у помещика. Только на земле, где он не зависит от общины и общинной чересполсности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1/5 дворов, т. е. кулацкая семья в с нем была в полтора раза крупнее средней крестьянской семьи. Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. "Мир", крестьянина был носителем вековой мудрости. Община - замороженные традиционные приемы трехпольного натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйствен»; предприимчивости. Традиционный ритуал сезонных рабе позволявший существовать "как все" и не требовавший проявления инициативы, для большинства крестьян был приемлем и дорог.

Западный сельский хозяин был преимущественно фермером-предпринимателем, т. е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Наш крестьянин был общинник, т. е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, был для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада

Крестьянство - класс феодального общества. Классы буржуазного общества - буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслоении, разделении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства, - сельский пролетариат (батраков) и сельскую буржуазию (кулаков). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму - общая закономерность для всех народов. Но в России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община («мир», или «общество»).

Основу общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля распределялась между членами общины по принципу уравнительного землепользования, по числу душ мужского пола в семье. «Мир» бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но и но качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полоски, и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая - озимым, третья оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционном уровне.

Земля - основное средство производства в земледелии. Поэтому, очевидно, богач - тот, кто имеет много земли,

  • 13.1. Расслоение крестьянства

бедняк - малоземельный или безземельный. Именно так было в Западной Европе. Но в общине самый богатый имел столько же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков. Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были не безземельными, а безлошадными или однолошадными. В. И. Ленин их называл «наемными рабочими с наделом». Он включал в состав сельскохозяйственных рабочих часть однолошадных, потому что для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лошади. Главным источником существования таких бедняков является не надельное хозяйство, а заработок на стороне.

Сельский пролетариат не мог продать надел и уйти в город, стать рабочим; во-первых, потому что земля - не его собственность; во-вторых, община не отпустит, так как он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Отпускали в город лишь на заработки, на время, по паспорту, временному удостоверению личности. В. И. Ленин на основе современных ему статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял «...не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует приблизительно 4/10 населения». Из этой выдержки видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной было не только то, что малая семья получала соответственно малый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если в этом коллективе не хватало людей, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулакам. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Нельзя было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и чересполосности это не имело смысла. Для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства - в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: «Науму паточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход». Типичный пореформенный кулак - это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов и для выполнения этих подрядов нанимает возчиков. Гораздо реже кулак выступает как фермер, т.е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует не на общинном наделе, а на земле, купленной или арендованной на стороне, как правило, у помещика. Только на этой земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1/5 дворов, т.е. кулацкая семья в среднем была в полтора раза крупнее средней крестьянской семьи.

Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства.

«Мир» для крестьянина был носителем вековой мудрости. Община - это замороженные традиционные приемы трех- полыюго натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйственной предприимчивости. Традиционный ритуал сезонных работ, позволявший существовать как все и не требовавший проявления инициативы, для большинства крестьян был приемлем и дорог. Западный сельский хозяин был преимущественно фермером-предпринимателем, т.е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Российский крестьянин был общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, были для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада.

  • Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбыв России (1861 - 1895). Выражало интересы крестьян, выступало противкрепостничества и капиталистического развития России, за свержениесамодержавия путем крестьянской революции.

План темы

Тема 5. Развитие капитализма в России

Развитие капитализма в России. Особенности расслоения крестьянства в условиях общины. Переход помещиков к капиталистическому хозяйству. Отработки. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве. Капиталистическая эволюция крестьянских промыслов. Капиталистическая перестройка крупной промышленности. Ее акционирование. Особенности индустриализации России. Железнодорожное строительство и промышленность. Промышленный подъем 90-х гг. и развитие рынка.

Крестьянство - класс феодального общества. Классы буржуазного общества - буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслоении, разделении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства - сельский пролетариат (батраки) и сельскую буржуазию (кулаки). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму - общая закономерность для всех народов. В России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община ("мир" или "общество").

Основу этой общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля делилась между членами общины по принципу уравнительного землепользования, по числу душ мужского пола в семье. "Мир" бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но и по качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полоски и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая - озимым, третья - оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционном уровне.

Земля - основное средство производства в земледелии. Богач – тот, кто имеет много земли, бедняк – малоземельный или безземельный. Именно так было в Западной Европе. В общине самый богатый имел столько же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков.

Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были не безземельными, а безлошадными или однолошадными. В.И.Ленин их называл "наемными рабочими с наделом". Он включал в состав сельскохозяйственных рабочих часть однолошадных, потому что для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лошади. Основным источником существования таких бедняков является не надельное хозяйство, а заработок на стороне.



Сельский пролетариат не мог продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не мог продать, потому что земля - не его собственность, не мог уйти, потому что община его не отпустит: он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, не имея возможности ею пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по паспорту - временному удостоверению личности.

В.И.Ленин на основе современных статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял "не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует приблизительно 4/10 населения". Отсюда видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной этого не только то, что небольшая семья получала соответственно малый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если не хватало людей в этом коллективе, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству, выделившейся сельской буржуазии – кулакам. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе невозможно. Нельзя было увеличить свои владения и за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и чересполосности это не имело смысла. Поэтому для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: "Науму поточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход... ". Типичный пореформенный кулак - это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов и для их выполнения нанимает возчиков.

Гораздо реже кулак выступает как фермер, т.е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует он при этом не на общинном наделе, а на земле купленной или арендованной на стороне, обычно у помещика. Только на этой земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1 /5 дворов, т.е. кулацкая семья в среднем была в полтора раза крупнее средней крестьянской.

Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. "Мир" для крестьянина был носителем вековой мудрости. Община - это замороженные традиционные приемы трехпольного натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйственной предприимчивости. Традиционный ритуал сезонных работ, позволявший существовать "как все" и не требовавший проявления инициативы, для большинства крестьян был не приемлем и дорог.

Западный сельский хозяин был преимущественно фермером-предпринимателем, т.е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Наш крестьянин оставался общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, были для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада.

Процесс социального расслоения деревни начался с выделения из общей массы сравнительно зажиточных крестьян: ростовщиков, скупщиков, торговцев, предпринимателей. Численность этой деревенской верхушки была еще незначительна, но ее экономическая роль в деревне оказалась весьма велика: деревенский ростовщик - богатей нередко держал у себя в кабале целую округу.

Экономически он иногда быит сильнее помещика, которому принадлежал сам. Главным источником обогащения деревенской верхушки являлась торгово-ростовщическая деятельность, а объектом ее эксплуатации служила как беднейшая, так и средняя часть крестьянства.

Образование беднейшей группы крестьянства при крепостном праве было связано не только с социальными процессами, происходившими в деревне, но и с пауперизацией (обнищанием) крестьян как прямым следствием усиления их феодально-крепостнической эксплуатации, усугубляемой неурожаями и прочими стихийными бедствиями. Пауперизацию деревни не следует смешивать с процессом социального расслоения крестьянства, однако необходимо иметь в виду, что пауперизация ускоряла процесс пролетаризации - образования лишенного средств производства пролетаризированного слоя населения. Это имело немаловажное значение в формировании рынка рабочей силы для капиталистической промышленности и предпринимательского сельского хозяйства. Социальное расслоение крестьянства - это не только выделение из его среды различных имущественных групп, но и складывание между ними новых отношений, имеющих капиталистический характер. Именно в этом заключается принципиальное, качественное различие между социальным расслоением и простым имущественным неравенством. Новые социальные явления в крепостной деревне были соединены с феодальными чертами кабалы и внеэкономического принуждения.

Социальное расслоение крестьянства - закономерный процесс, который подрывал устои крепостного хозяйства, создавал условия для победы нового, более прогрессивного способа производства.

Для дореформенной России было характерно широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской промышленности. Многие традиционные крестьянские промыслы, имевшие многовековую историю, наибольшее свое развитие получили в конце VIII - первой половине XIX в., что обусловливалось ростом общественного разделения труда, углублением хозяйственной специализации отдельных регионов страны и усилением обмена между ними. Возникли и новые виды промыслов.

Крестьянская промышленность служила широкой базой для роста капиталистического промышленного производства: накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих для крупный промышленных предприятий; в процессе разложения мелких товаропроизводителей (ремесленников) формировалась промышленная буржуазия - династии известных фабрикантов Морозовых, Гучковых, Гарелиных, Рябушинс-ких, которые вышли из крепостных крестьян - кустарей. Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и сам быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее проходил процесс социального расслоения крестьянства, отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликт между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями.

Важным фактором в складывании рынка рабочей силы для развивающейся промышленности являлся рост промыслового отхода крестьян. Отходничество не только способствовало формированию рынка рабочей силы, оно также ослабляло узы, прикреплявшие крестьянинак наделу, к помещику, разлагало устои феодально-крепостнической системы хозяйства.

Еще по теме Процесс социального расслоения деревни начался с выделения из общей массы сравнительно зажиточных крестьян: ростовщиков,:

  1. Закладывая свои земельные наделы, большинство крестьян превращалось в бесправных арендаторов; вместе с тем, росла прослойка зажиточных
  2. Выделение абстрактных форм социального процесса и возможность появления общественной науки
  3. 2.1.2.1.2.З. Адресат близко, и процесс коммуникации уже начался