Е ильин психология индивидуальных различий. П. Психология индивидуальных различий

В данной статье речь пойдёт о решении задачи 19 из варианта досрочного профильного ЕГЭ по математике, предлагавшегося для решения школьникам в 2016 году. Решение задачи 19 из ЕГЭ по математике (профильный уровень) традиционно вызывает наибольшие затруднения у выпускников, ведь это последняя, а потому обычно самая сложная задача из экзамена. По крайней мере, такое впечатление часто складывается в умах школьников, готовящихся к ЕГЭ. Но на самом деле ничего очень сложного в этих задачах нет. Посмотрите, например, как легко решается следующая задача 19 из профильного ЕГЭ по математике.

Не смущайтесь термина «хорошее» множество. Это типично для составителей вариантов ЕГЭ по математике. Когда не хватает слов, приходится использовать слова не по их прямому назначению.

Решение задачи 19 из профильного ЕГЭ по математике под буквой А

Перейдём к решению. Отвечаем на вопрос под буквой А. Является записанное множество хорошим? Предположим, что да. Если это действительно так, то это самый простой случай для нас. Ведь в этом случае требуется лишь привести пример разбиения этого множества на два множества, суммы элементов которых одинаковы. В противном случае пришлось бы доказывать принципиальную невозможность нужного разбиения. А это уже гораздо сложнее. Ну а поскольку это лишь задание под буквой А, можно надеяться, что оно достаточно простое. Итак, попытаемся разбить наше множество на два подмножества, суммы элементов в которых будут одинаковы.

К счастью, чтобы это сделать, не нужно быть Эйнштейном. Берём самое очевидное и интуитивное решение. Группируем элементы исходного множества в пары: первый с последним, второй с предпоследним и так далее:

Последняя парочка будет состоять из двух чисел: 249 и 250. Всего таких парочек получится 50. Сумма чисел в каждой парочке равна 499. А дальше берите какие угодно 25 парочек в первое множество, остальные 25 — во второе множество, и получите требуемое разбиение. Итак, ответ на вопрос под буквой А — да!

Ответ на вопрос под буквой Б из задачи 19 ЕГЭ по математике (профильный уровень)

Переходим к вопросу под буквой Б. Задание то же самое, только множество другое. Поэтому думается, что авторы-составители должны были здесь проявить оригинальность. Так что, скорее всего, это множество уже не будет хорошим. Если это так, то просто примером в данном случае ограничиться не получится, придётся всё доказывать. Ну что ж, попробуем.

Вообще говоря, если вдуматься в задание, то решение приходит само собой. Нам требуется разбить данное множество на два подмножества, суммы элементов в каждом из которых равны. Ну и, в общем, тут не нужно быть Стивином Хокингом, чтобы понять, что ключ к решению в том, чтобы найти, чему должны быть равны эти суммы! А для этого нужно посчитать сумму элементов нашего исходного множества.

Посмотрите внимательно. Перед нами классическая геометрическая прогрессия со знаменателем , первым членом и элементами. Сумма всех элементов такой прогрессии определяется по известной формуле:

Это означает, что если бы мы разбили наше множество на два подмножества с одинаковой суммой элементов в каждом из них, то эта сумма оказалась бы равной . А это нечётное число! Но ведь все элементы нашего множества — это степени двойки, то есть числа безусловно чётные. Вопрос. Может ли получиться нечётное число, если складывать чётные числа? Конечно, нет. То есть мы доказали невозможность такого разбиения. Итак, ответ к вопросу под буквой Б из решения задачи 19 из ЕГЭ по математике (профильный уровень) — нет!

Решение задачи 19 из ЕГЭ по математике (профильный уровень) под буквой В

Ну и наконец, переходим к вопросу под буквой В. Сколько же четырёхэлементных хороших множества содержится в множестве {1; 2; 4; 5; 7; 9; 11}? Да… Тут уже придётся задуматься более серьёзно. Ну конечно! Ведь это последнее, как говорят некоторые видеоблогеры, самое жёсткое задание в профильном ЕГЭ по математике. Так как же его решить?

Доводилось ли вам когда-нибудь слышать об осознанном переборе? Этот метод применяется тогда, когда возможных вариант не очень много. Но при этом варианты перебираются не как попало, а в определённой последовательности. Это нужно для того, чтобы не упустить из виду ни одного возможного варианта. Плюс, по возможности, при переборе исключаются из рассмотрения невозможные варианты. Итак, как же нам свести это задание к осознанному перебору?

Введём фильтр, ограничивающий перебор:

  • Заметим сразу, что суммы искомых хороших четырёхэлементных подмножеств должны быть чётными, иначе их нельзя разбить на подмножества с одинаковыми суммами элементами. При этом минимально возможная сумма равна 1+2+4+5 = 12, а максимально возможная сумма равна 5+7+9+11 = 32. Таких сумм 11 штук.
  • Примем также во внимание, что чётные числа 2 и 4 должны либо одновременно входить в хорошее четырёхэлементное множество, либо одновременно не входить в него. В противном случае только одно из чисел четырёхэлементного множества чётное, поэтому сумма элементов такого множества не будет чётной.
  • Поскольку порядок расположения элементов в искомых хороших четырёхэлементных множествах не важен, договоримся, что элементы в этих множествах будут у нас расположены по возрастанию.

Рассматриваем все возможные суммы:

  1. Сумма 12: {1; 2; 4; 5}.
  2. Сумма 14: {1; 2; 4; 7}.
  3. Сумма 16: нет вариантов.
  4. Сумма 18: {2; 4; 5; 7}.
  5. Сумма 20: нет вариантов.
  6. Сумма 22: {2; 4; 7; 9}, {2; 4; 5; 11}.
  7. Сумма 24: {1; 5; 7; 11}.
  8. Сумма 26: {2; 4; 9; 11}.
  9. Сумма 28: нет вариантов.
  10. Сумма 30: нет вариантов.
  11. Сумма 32: {5; 7; 9; 11}.

Вот и получилось у нас всего 8 множеств. Других вариантов нет. То есть ответ к заданию под буквой В — 8.

Вот такое решение задачи 19 из ЕГЭ по математике (профильный уровень). Для тех, кто только начинает готовиться к сдаче профильного ЕГЭ по математике, оно можно показаться сложным. Но на самом деле для решения таких задач требуется использование одних и тех же способов и приёмов. Нужно только овладеть ими, и все эти задачи будут казаться вам простыми, и вы их решите на экзамене без всяких проблем. Я вас мог этому научить. Подробную информацию обо мне и моих занятиях вы можете найти на .

Психология индивидуальных различий Ильин Евгений Павлович

Евгений Павлович Ильин Психология индивидуальных различий

Из книги 60 правдивых историй автора Автор неизвестен

Евгений Волков Генеральный директор ООО «Инвенто сервис»Мечта программистаТЕКСТ: Анна КачуровскаяФОТО: Евгений ДудинЕвгений Волков стал «сам себе хозяином» всего восемь месяцев назад. Суть его бизнеса, как говорит Женя, в том, чтобы делать «классную начинку для

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 4. Психология возрастных различий 1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста 1. Врожденные формы психики и поведения.2. Развитие познавательной сферы.3. Личностные новообразования младенчества.1. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим

Из книги Досье на человека автора Цветков Эрнест Анатольевич

Николай Павлович. Ночной салон Ноябрьский ветер гонит по промерзшей земле обрывки старых афиш, слежавшийся мусор, взметающиеся россыпи снежной пыли и запоздалых прохожих. Москва пустынна такими вечерами, когда вступают в свою безраздельную власть неведомые силы – зла

Из книги Новое время - новые дети автора Медведева Ирина Яковлевна

12. ЕВГЕНИЙ И ГРИШКА Они были родными братьями и погодками, но никто бы, даже очень всматриваясь, этого не заподозрил. У них не было ничего общего ни во внешности, ни в характере. Старший - юный английский аристократ. Мы его между собой прозвали «Оскар Уайльд». Его томное

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

Глава 3 Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Психология конституциональных различий у У.Шелдона Основные работы американского психолога У.Г. Шелдона относятся к началу 40-х годов. Они продолжают исследования связи между строением тела и характером, начатые Э.К.Кречмером, и вносят дополнения и изменения в его

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Нейропсихология индивидуальных различий Сравнение функции нормального и аномального мозга было главной задачей нейропсихологии. Всегда считалось, что заболевание мозга может принимать различные формы, каждая из которых соответствует определённому неврологическому

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Глава 2 ИЗУЧАЕМ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ DISC Я днями целыми не ел и ночи напролет не спал – все думал, но напрасно, полезнее – учиться. КОНФУЦИЙ Итак, давайте перейдем непосредственно к изучению типологии

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

Николай Павлович ЧУЙКОВ: «ЧТО В ДЕТСТВЕ ЗАЛОЖЕНО, ТО И ОСТАЕТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ» Николай Павлович Чуйков работает машинистом трубной машины на Белгородском комбинате асбестоцементных изделий. В характеристике на присвоение ему звания Героя Социалистического Труда есть

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Ильин Евгений Павлович Психология творчества, креативности,

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Часть вторая Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий Традиционно, хотя и не совсем оправданно, о чем говорилось выше, основным предметом изучения в отечественной дифференциальной психофизиологии являются свойства нервной системы и

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович Ушаков Дмитрий Викторович

Культура и принятие индивидуальных различий В отношении европейцев к проблеме интеллекта и одаренности всегда просматривались своего рода конфликтные моменты.Европейские мыслители периода еще до Французской революции обнаружили, что люди теряют способность здравой

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать

типическими

О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость

" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2011. - 701 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

В книге приведены основные сведения но психологии индивидуальных различии. которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека - типам темперамента и личности: особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем. кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Предисловие........................................................10

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми ... 13

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях............13

1.2. Зарождение дифференциальной психологин как науки...............14

1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии................16

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте .................................20

2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента...................20

2.2. Описание типов темперамента И. Кантом..........................24

2.3. Новый подход В. Вундта к темпераменту...........................25

2.4. Конституциональный подход к темпераменту.......................26

2.5. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.................34

2.6. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.....38

2.7. Психологические (факторные) теории темперамента.................46

2.8. Типология К. Юнга.............................................51

2.9. Тины темперамента (акцентуации характера) но К. Леон гарду.........53

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми ...............55

3.1. Представления о темпераменте Г. Айзеика..........................55

3.2. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина..........57

3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова................59

3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу......................63

3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента........64

3.6. Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?............69

3.7. Соотношение темперамента и характера............................70

3.8. Тины личности................................................75

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы н типологических особенностях их проявления ...................89

4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы» .................89

4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы..............92

4.3. Структура и классификация свойств нервной системы................95

4.4. Парциальные и общие свойства нервной системы....................99

Глава 17. Стили руководства и общения ..........................325

17.1. Понятие о стиле руководства...................................325

17.2. Классификации стилей руководства.............................326

17.3. Стиль руководства и личностные особенности....................333

17.4. Эффективность различных стилей руководства...................336

17.5. Отношение подчиненных к различным стилям руководства.........339

17.6. Стили общения как отражение стиля руководства..................340

17.7. Стили самопрезентации.......................................344

17.8. Стили родительского воспитания...............................346

17.9. Стили привязанности детей к матери............................349

Раздел третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности ...........352

18.1. Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическими особенностями.........352

18.2. Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности..............357

18.3. Операциональная напряженность и типологические особенности.....361

18.4. Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.. . 362

18.5. Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.........363

18.6. Артистическая деятельность и типологические особенности.........364

18.7. Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности............365

18.8. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности...................368

18.9. Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями...............369

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала ...............370

19.1. Роль типологических особенностей в становлении профессионала.... 370

19.2. Дифференциалыю-психофизиологичсскнс аспекты профессиональной ориентации и отбора.............371

19.3. Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.........376

19.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.........376

19.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями...............379

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности ..........382

20.1. Типологические особенности и учебная успеваемость..............382

20.2. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.........387

20.3. Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.........390

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента..........394

21.1. Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».........................394

21.2.1 Необходимость выявления типологических комплексов............397

21.3. Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................399

21.4. Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................401

21.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством.............404

21.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности........405

21.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям...................................407

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов .......................412

22.1. Коиинг-стратегии............................................412

22.2. Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.........416

22.3. Типология личностей но Келлерману-Плутчику согласно использованию защитного механизма.............................425

22.4. Типы реагирования на фрустрацию.............................428

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология .................432

23.1. Типы личности, предрасположенные к определенным болезням......433

23.2. Личностные особенности и здоровье.............................438

23.3. Типы отношения людей к своей болезни.........................439

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий........... 442

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.....449

1. Методики выявления типов и свойств темперамента................449

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов)..........449

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»...........

461 Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).............463

Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов)...............464

Методика «Свойства и формула темперамента» .......................466

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности........................470

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) .........................471

Методика Д. Кейрси..............................................475

Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси..............................481

Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ. форма А) (Г. Айзенк)................482

Опросник Г. Айзенка (подростковый)................................484

Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Сиилбергер) . .

Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)......................487

Опросник для выявления выраженности макиавеллизма................488

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.... 489

Опросник В. Горбачевского для выявления уровня притязаний...........489

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 492

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).....492

Методика «Определениеэмоциональной возбудимости» (П. В.Симонов) . . 495

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б. Н. Смирнов)...............................................495

Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова)............496

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. II. Ильин) . . 497

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)..............498

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).................499

Экспериментальный метод изучения эмнатии.........................501

Методика «Оптимист - пессимист».................................502

Тест «Пессимист или оптимист»....................................504

Шкала оптимизма-активности.....................................506

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы 509

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).....509

Методика «Импульсивность» ......................................511

Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элсрс) ..........................512

Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).................513

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан)............515

Методика «Измерение рациональности» .............................516

Методика «Ценностныеориен тации» (М. Рокич)......................518

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).............519

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.........522

Опросник интерперсонального диагноза (Т, Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)..................................................522

Методика измерения застенчивости.................................526

Методика «Склонность к экзальтированностп» (В. В. Бойко)............530

Шкала поиска ощущений (Sensation SecKing Scale) М. Цукермана (1978). . . 530

Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».........532

Тест «Эгоцентрические ассоциации» ................................536

Методика «IIIкаласовестлиboctii » ..................................538

Опросник«Ауто- и гетероагрессия» (В. Г1. Ильин) .....................538

Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).................539

Методика «Конфликтная личность».................................541

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)..............543

Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).........546

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций............548

Методика «Шкала робость-стеснительность» ........................553

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)................554

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями................556

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)....................556

Опросник для выявления людей типа А..............................572

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.....574

Опросник для самооценки терпеливости (П. П. Ильин, Е. К. Фещенко) .... 574

Методики экспериментального изучения упорства.....................574

Методика «Неразрешимая задача» ..................................575

Методика Н. В. Внтт..............................................575

Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)..............576

Опросник для самооценки настойчивости (Е. 11. Ильин, Е. К. Фещенко) . . . 577

Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. И. Ильина, А. И. Высоцкий)...............578

Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).......579

Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова) ....................580

Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин) 581

Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.......................581

Шкала «Социальная смелость».....................................582

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы......584

Методики изучения силы нервной системы...........................584

Методики изучения подвижности нервных процессов..................595

Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.............602

Методики изучения баланса нервных процессов.......................603

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности 613

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» ... 613

Методики выявления когнитивных стилей............................617

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.............620

Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем 627

Методика В. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности..............................627

9. Методики изучения стилей руководства.........................628

Методика «Самооценкастиля управления»...........................628

Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев)......................629

Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин)...............635

Методика оценки уровня демократизации управления но стилевым характеристикам.................638

Методика «Стиль управления».................................641

Литература...............................................646

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

В данном учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.

СПб.: Питер, 2004. — 701 с. — (Мастера психологии).В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей). В приложении приводятся методики изучения
индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы. Книга адресована практическим психологам, медикам, вузовским преподавателям психологии, физиологам и педагогам.Предисловие.
Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми.
Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях.
Зарождение дифференциальной психологии как науки.
Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.
первая. Типы темперамента и личности.
Учение о темпераменте.
Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента.
Описание типов темперамента И. Кантом.
Новый подход В. Вундта к темпераменту.
Конституциональный подход к темпераменту.
Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.
Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.
Психологические (факторные) теории темперамента.
Типология К. Юнга.
Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду.
Новые подходы к изучению типологических различий между людьми.
Представления о темпераменте Г. Айзенка.
Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина.
Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова.
Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу.
Подходы западных психологов к изучению типов темперамента.
Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? .
Соотношение темперамента и характера.
Типы личности.
вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий.
Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления.
Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы».
Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Структура и классификация свойств нервной системы.
Парциальные и общие свойства нервной системы.
Характеристика отдельных свойств нервной системы.
Сила нервной системы.
Подвижность — инертность и лабильность нервных процессов.
Баланс нервных процессов.
Свойства нервной системы и гормоны.
Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы.
Методические вопросы изучения свойств нервной системы.
«Произвольные» и «непроизвольные» методики изучения свойств нервной системы.
О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы.
Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
третья. Индивидуальные различия в поведении.
Различия в проявлении свойств темперамента.
Экстравертированные — интровертированные типы.
Ригидные — пластичные типы.
Активные — пассивные типы.
Чувствительные (сенситивные) типы.
Связь личностных особенностей со свойствами нервной системы.
Различия в эмоциональных проявлениях.
Эмоциональные — неэмоциональные типы.
Эмоционально стабильные — нестабильные типы.
Модальностные эмоциональные типы.
Оптимисты — пессимисты.
Застенчивые.
Сентиментальные.
Эмпатийные.
Совестливые.
Обидчивые.
Гневливые и агрессивные.
Ревнивцы и завистливые.
Мотивационные различия.
Индивидуальные особенности мотивации.
Два типа людей: стремящиеся к достижению и избегающие неудачи.
Различия в самооценке и уровне притязаний.
Внушаемость, конформность и негативизм как индивидуальные особенности, влияющие на процесс мотивации.
«Включенность в задачу» и азартность как индивидуальное выражение стремления к достижению цели.
Различия в проявлении «силы воли».
Терпеливые — нетерпеливые.
Упорные и упрямые.
Настойчивые.
Различия людей по самообладанию.
Есть ли «волевые» и «безвольные» люди? .
Волевые качества и свойства нервной системы.
Индивидуальность человека.
Понятие индивидуальности.
Б. Г. Ананьев об индивидуальности.
Представления В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности.
Личность и индивидуальность.
четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность.
первый. Способности как прогностический критерий различий между людьми по эффективности деятельности.
Два подхода к рассмотрению способностей.
Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей.
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей.
Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей.
Способности и одаренность.
Одаренность.
Об «общих» и «специальных» способностях и одаренности.
Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности.
Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности.
Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Соотношение понятий способности и качества.
Компенсация способностей и компенсаторные отношения.
Измеряемы ли способности и одаренность? .
второй. Стили деятельности человека.
Общие представления о стиле деятельности.
Понятие о стиле деятельности.
Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности.
Стили деятельности и способности.
Виды стилей деятельности.
Структура стиля деятельности.
Пути и механизмы формирования стиля деятельности.
Стиль деятельности и ее эффективность.
Стили профессиональной и учебной деятельности.
Стили производственной деятельности.
Стили педагогической деятельности.
Стили спортивной деятельности.
Стили деятельности музыкантов-инструменталистов.
Стили учебной деятельности.
Информационные (познавательные) стили и типы личности.
Когнитивные стили.
Догматизм как индивидуальная психологическая характеристика.
Креативные личности.
Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.
Склад ума и типы мышления.
Об эмоциональных стилях.
Стили руководства и общения.
Понятие о стиле руководства.
Классификации стилей руководства.
Стиль руководства и личностные особенности.
Эффективность различных стилей руководства.
Отношение подчиненных к различным стилям руководства.
Стили общения как отражение стиля руководства.
Стили самопрезентации.
Стили родительского воспитания.
Стили привязанности детей к матери.
третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента.
Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности.
Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическимиособенностями.
Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности.
Операциональная напряженность и типологические особенности.
Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.
Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.
Артистическая деятельность и типологические особенности.
Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности.
Эффективность групповой деятельности и типологические особенности.
Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями.
Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала.
Роль типологических особенностей в становлении профессионала.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессиональной ориентации и отбора.
Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.
Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями.
Успешность учебной деятельности и типологические особенности.
Типологические особенности и учебная успеваемость.
Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.
Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.
Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента.
Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».
Необходимость выявления типологических комплексов.
Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет этапа овладения профессиональным мастерством.
Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности.
Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям.
пятая. Здоровье и индивидуальные особенности.
Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов.
Копинг-стратегии.
Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.
Типология личностей по Келлерману—Плутчику согласно использованию защитного механизма.
Типы реагирования на фрустрацию.
Индивидуальные особенности и патология.
Типы личности, предрасположенные к определенным болезням.
Личностные особенности и здоровье.
Типы отношения людей к своей болезни.
Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий.
Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.
Методики выявления типов и свойств темперамента.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов).
Методика «Определение преобладающего типа темперамента».
Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).
Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Свойства и формула темперамента».
Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности.
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).
Методика Д. Кейрси.
Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси.
Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ, форма А) (Г. Айзенк).
Опросник Г. Айзенка (подростковый).
Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Спилбергер).
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк).
Опросник для выявления выраженности макиавеллизма.
Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.
Опросник В. Гербачевского для выявления уровня притязаний.
Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы.
Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).
Методика «Определение эмоциональной возбудимости» (П. В. Симонов).
Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова).
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).
Экспериментальный метод изучения эмпатии.
Методика «Оптимист — пессимист».
Тест «Пессимист или оптимист».
Шкала оптимизма—активности.
Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы.
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).
Методика «Импульсивность».
Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).
Методика «Измерение рациональности».
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).
Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.
Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек).
Методика измерения застенчивости.
Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко).
Шкала поиска ощущений (Sensation SeeKing Scale) М. Цукермана (1978).
Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».
Тест «Эгоцентрические ассоциации».
Методика «Шкала совестливости».
Опросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).
Методика «Конфликтная личность».
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций.
Методика «Шкала робость—стеснительность».
Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями.
Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ).
Опросник для выявления людей типа А.
Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.
Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методики экспериментального изучения упорства.
Методика «Неразрешимая задача».
Методика Н. В. Витт.
Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Опросник для самооценки настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. Н. Ильина, А. И. Высоцкий).
Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).
Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова).
Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин).
Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.
Шкала «Социальная смелость».
Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Методики изучения силы нервной системы.
Методики изучения подвижности нервных процессов.
Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.
Методики изучения баланса нервных процессов.
Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности.
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности».
Методики выявления когнитивных стилей.
Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.
Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем.
Методика Б. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности.
Методики изучения стилей руководства.
Методика «Самооценка стиля управления».
Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев).
Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е. П. Ильин).
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам.
Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании».
Методика «Стиль управления».
Литература.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться