Тема искусства в русской поэзии. Тема поэта и поэзии в творчестве маяковского. Тема отечественной истории в русской литературе

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... —

ровно пять лет тому назад так обращался Пушкин к родовому имению Михайловскому. Возвратился он сюда 8 августа 1824 г. ссыльным. Конфликт с отцом, одиночество (кроме няни Арины Родионовны здесь не осталось близких людей), тяжелое психологическое состояние и даже мысли о побеге за границу — все это, казалось, не располагало к творчеству. Распространялись даже слухи о самоубийстве поэта. В письме у А.И. Тургеневу от 13 августа 1824 г. П.А. Вяземский негодовал, «страшась за Пушкина»: «Должно точно быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки».

Таким духовным богатырем и стал поэт. Два года ссылки в Михайловском, два года одиночества он превратил в один из самых важных этапов своего духовного и творческого развития. Прежде всего именно в Михайловском он осознал свою роль и миссию русского национального поэта. И то, что этот период закончился написанием стихотворения «Пророк», не было случайностью. Не претендуя на роль Мессии, в атмосфере последекабристских событий он взвалил на себя груз ответственности за поколение и историческую судьбу нации. «Глаголом жги сердца людей» — это была присяга на верность гражданским идеалам юности, эпохи «гражданской экзальтации» и вместе с тем осознание новых задач искусства. «Сердца людей» — это уже не только воспитание, отдельной личности, а формирование национального искусства.

30 декабря в конце 1825 г. в продажу поступил сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Его успех был необыкновенным. Если учесть, что прошло всего лишь полмесяца после восстания 14 декабря, то можно говорить, что выход первого сборника поэта имел не только литературный, но и общественный резонанс. Пушкин будоражил сознание нации, оцепеневшей после происшедшей катастрофы. Это был голос национального поэта. «Побежденный учитель» Жуковский, обращаясь к Пушкину, писал: «Ты рожден быть великим поэтом <...> По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Михайловское уединение способствовало взлету пушкинского гения. Над ним витал дух истории: рядом был Псков, все напоминало об эпохе смуты; он был погружен в мир обыкновенной народной жизни, в атмосферу северной природы — с дождливой осенью, длинными зимними вечерами. Редкие развлечения — поездки в Тригорское, в имение П.А. Осиповой, сменялись лишь разговорами с няней, чтением и раздумьями об истории России, о ее судьбе, о народной культуре и самом народе. Он обживал новое пространство, осмыслял ту жизнь, о которой лишь слышал в Лицее, Петербурге, на Юге. Под рукой были «История Карамзина», новое издание стихотворений Жуковского, сочинения Шекспира, Гете, Вольтера, «Библия» и «Коран», рядом — просто Жизнь с ее обыкновенными ценностями и радостями, невзгодами и печалями. Не нужно было примерять никакую маску; важно было открыть свое лицо и выразить свою личность. Он становился поэтом жизни действительной. И ее диалектика — объект его осмысления и художественного воссоздания.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило —

это альбомное шутливое стихотворение, перекочевавшее на страницы популярного журнала «Московский телеграф» (1825. №17), обрело философский масштаб. Жизнь во всех ее проявлениях и мгновениях — днях, настоящем и будущем, становилась органической частью душевной, сердечной жизни. Поэт ощущал себя просто человеком, а обыкновенная и ежедневная жизнь была главным объектом вдохновения.

Во многих стихотворениях, написанных после Одессы и часто начатых там, хранится ещё тепло юга. «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах...», «Ненастный день потух...», «Ночной зефир», «Чаадаеву. С морского берега Тавриды», «Аквилон», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман» — мелодии расставания, прощания, заклинания, утраты, определяют музыку этих сладостных, но грустных произведений. «Сон воображенья», «минутные виденья», «души неясный идеал», «на сих развалинах», «помнишь ли былое?», «теперь и лень и тишина», «прощай, письмо любви, прощай!», «священный сладостный обман», «оно сокрылось, изменило...» — в этих поэтических формулах запечатлены мгновенья уже уходящей натуры.

Поэт ищет новые ориентиры своего взгляда на мир и человечество. Два первых михайловских стихотворения, элегия «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом» — его эстетические манифесты. Элегия, первый вариант, который создавался ещё на юге, в Одессе, — реквием по утраченным иллюзиям, грустная песнь о гибели идеалов, властителей дум. «Ропот заунывный», «грустный шум», «туманный», «умыслом томим», «глухие звуки», «угасал», «бури шум», «умчался», «могущ, глубок», «опустел», «забуду», «гул» — концентрация протяжного «у» создает настроение гула жизни и истории. Судьба Наполеона, пережившего «срок мучений», и певца моря Байрона, «оплаканного свободой», определяют историософский подтекст элегии. «Судьба земли», «капля блага», «просвещенье иль тиран» — эти понятия в поэтической ткани элегии соотносятся с судьбой не отдельных личностей, а всего окружающего бытия современного мира. Дважды звучит в элегии слово «прощай»: в начале — «Прощай, свободная стихия!», в конце — просто: «Прощай же, море!» И эта прозаизация контекста — отражение новых реалий, переход в мир, где море — всего лишь воспоминание. Заключительные стихи из элегии соотносят две реальности, два этапа жизненной и творческой биографии. «Поэтический побег» по хребтам моря, символа свободной стихии, стремлений к другим берегам, к морю житейскому.

«Разговор поэта с книгопродавцем» — диалог двух концепций жизни и творчества. Поэзия и проза, духовные ценности и материальные блага, вдохновение и рукопись, свобода и зависимость, слава и польза — все эти антиномии обретают в общем контексте исповеди поэта и реальных комментариев — совета книгопродавца свою диалектику. На первый взгляд кажется, что книгопродавец — современный дьявол, демон-искуситель, душепродавец, но его порой циничные речения пронизаны не просто знанием реалий современного мира, но и философской мудростью, эстетической трезвостью: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать». Последняя реплика поэта: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся» из пространства стиха переходит в пространство прозы. И этот переход — не следствие компромисса, а причина осознания новых реалий, новой эстетики действительной жизни. Романтический мир поэта («Я время то воспоминал», «самолюбивые мечты, утехи юности безумной!), его абсолютная свобода претерпевают изменения и включаются в новый творческий контекст. Не случайно «Разговор...», написанный 6 сентября 1824 г., через месяц был напечатан в форме предисловия при издании первой главы «Евгения Онегина» (1825) и тем самым зримо обозначил этот контекст.

Реалии Михайловской ссылки, зимний пейзаж, новые встречи с тригорскими соседями и соседками, разгоревшееся чувство любви к А.П. Керн, посетившей Тригорское, обретают свою жизнь в поэзии. Послания к Вульфу, Языкову, П.А. Осиповой, А.Н. Вульф, К.А. Тимашевой, И.И. Пущину, «Зимний вечер», «Няне», «Признание» открывают мир живых человеческих чувств, ежедневных впечатлений. Пушкин на «ты» с этим миром, ибо он одновременно и поэт, и человек, и как поэту ему ничто человеческое не чуждо. Интонации задушевного разговора, кокетливой игры: «Ах, обмануть меня не трудно!.. // Я сам обманываться рад!», плохо скрываемой грусти («Выпьем с горя, где же кружка? // Сердцу будет веселей») непринужденны и естественны.

И эмоциональный взрыв в «Вакхической песне», «19 октября», «К* (Я помню чудное мгновенье)» — этой великой поэтической трилогии высших ценностей бытия — не заглушает пульса жизни, ее простых радостей. «Вакхическая песнь» — здравица в честь любви солнца, муз, разума. Четырехкратное «да здравствует», трехкратное восславление солнца, восклицательная интонация определяют противостояние «ложной мудрости» и тьме. И обращенное к А.П. Керн любовное послание — история жизни. Семикратное анафорическое «и» сопрягает в единую цепь жизни звенья прожитых лет. Мгновенья, годы, дни, «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты», «бурь порыв мятежный», «мрак заточенья», «глушь» — это то поэтическое пространство, в котором божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь то исчезают (пятикратное «без» четвертой строфы — символ духовной смерти), то пробуждают (пятикратное «и» последней, шестой строфы — знак воскресения души). И 24 стиха как суточные часы отбивают свой ритм в большом пространстве вечной жизни. Конечно, Анна Петровна Керн и в пушкинском сознании, его эпистолярном дискурсе не была ангелом и воплощением нравственной чистоты. Он мог назвать ее и «вавилонской блудницей», и «мерзкой», но «Я помню чудное мгновенье...» — это не летопись конкретного любовного чувства, а история целой жизни, в которую вошла любовь как чудо, откровение, духовное воскресение. Именно поэтому Пушкин не боится в описании этого чувства преувеличений, литературных реминисценций (известно, что сам образ «гения чистой красоты» — всего лишь цитата из стихотворений Жуковского «Я музу юную бывало...» и «Лала Рук»: «Ах! Не с нами обитает // Гений чистой красоты...», романтических проекций. Это нисколько не способствует условности образности и шаблонности стиля. Это определяет его философский, всечеловеческий масштаб. «Чудное мгновенье» — часть большой духовной жизни, и потому оно прекрасно, но преходяще. Любовь для Пушкина — это всего лишь часть жизни, а потому в ее поэтическом воссоздании он фиксирует не конкретный облик ее носителя, а «память сердца», которая, как известно, «сильней рассудка памяти печальной».

«19 октября» — ярчайшее проявление поэзии действительности. Оно насыщено литературными реминисценциями, в частности, в нем слышны мелодии и образы элегии «Цвет завета» Жуковского. Но начиная с первых стихов «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле...», Пушкин настойчиво тему лицейского братства, воспоминания детства и юности сопрягает со своей нынешней жизнью, а биографии своих друзей включает в большой контекст современной истории. Рефреном проходящие слова: «печален я», «я пью один», размышления о бегущих днях, об утратах, горькие признания: «Увы, наш круг час от часу редеет», вопрос: «Кому ж из нас под старость день Лицея // Торжествовать придется одному?» превращают 19 октября» в чудное мгновенье быстротекущего бытия. «Друзья мои, прекрасен наш союз!..», «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво...», «Поговорим о бурных днях Кавказа // О Шиллере, о славе, о любви» — эти поэтические афоризмы, сгустки духовного и творческого опыта, расширяют пространство рефлексии. Судьба лицейского братства не частный случай пушкинской биографии, это духовная биография поколения. Странники, изгнанники, поэты, государственные мужи — все они оказались на пиру жизни и творческого воображения.

Творчество, любовь, дружба, проказы и пирушки, одиночество и братство, зимние вечера и воспоминания о море и юге, быт и бытие, высокое и низкое, духовное и материальное — всему есть место в пространстве поэзии действительности; все сферы жизни пересекаются, сопрягаются и выявляют свою диалектику. И Пушкин уже здесь не лирический герой, не романтическая маска. Он органическая часть этого мира и его творец.

Пушкинская поэзия действительности не ограничена каким-то определенным топосом. Михайловское — ее душа, а двухлетняя ссылка Пушкина в Михайловское — импульс к ее рождению. Но ее масштаб и мощь — во всечеловеческой отзывчивости, открытости всем впечатлениям бытия. Она открыта не только настоящему, но и проникает в прошлое, воспринимая его как «грядущее прошлое».

Русская история найдет свой отзвук не только в трагедии «Борис Годунов», но и в «Песнях о Стеньке Разине», где стихия воли — Волги, воли — моря синего сопровождает героя народных песен, «молодца удалого», «разбойника лихого», «разгульного буяна» в его походах. Не пропущенные цензурой, «Песни...» стали этапом пушкинского поэтического проникновения в душу народа, в поэтику фольклора.

«Подражания Корану», «Сцена из Фауста», «Наброски к замыслу о Фаусте», «Из Ариостова «Orlando Furiosa»», «Клеопатра», «Андрей Шенье», «С португальского», «Начало I песни «Девственницы» и «Из Вольтера» («Короче дни, а ночи доле») — каждое из этих произведений имело свою судьбу и заняло свое место в творческой эволюции поэта. Он ещё не раз будет возвращаться к истории Клеопатры, будет размышлять о судьбе Вольтера, закончит через 10 лет начатый в 1825 г. перевод стихотворения А. Шенье «Покров, упитанный язвительною кровью...». Но в контексте лирики Пушкина периода ссылки в Михайловское все эти опыты были значимы прежде всего с эстетической точки зрения. Начиная с «Подражаний Корану», где на первый план выступает пророк Магомед (в черновом варианте VI подражания он именуется «поэтом»: «Они твердили: пусть виденья // Толкует хитрый Магомет, // Они ума его творенье, // Его ль нам слушать — он поэт!...»), проложивший дорогу к стихотворению «Пророк», образ поэта — пророка, властителя дум, страдальца, идущего на плаху за свои убеждения, становится миромоделирующим фактором поэзии действительности.

Мощь поэтического слова, сила пророческого дара заполняет пространство лирики Пушкина периода ссылки в Михайловское как утверждающий момент поэзии жизни. И «отец трагедии» Шекспир, и великий дух Гете, и «певец чудотворной девы» Вольтер, и шаловливый Ариосто, и певец свободы, идущий на казнь Андрей Шенье, и пророк Магомед, и библейский пророк — все они становятся союзниками ссыльного поэта и заполняют пространство его поэтической рефлексии своими голосами. Пушкин не стремится переводить их творения; он вплетает в них свои мысли, факты своей биографии, вступает с ними в диалог.

Поэзия действительности включает в себя жизнь во всем многообразии своих проявлений — житейско-биографических, философско-исторических, общественно-политических (не случайно стихи из «Андрея Шенье», запрещенные цензурой: от «Приветствую тебя, мое светило» до «И буря мрачная минет» — распространялись в 1826 г. в списках с произвольным заглавием «На 14 декабря»), литературно-эстетических (многочисленные эпиграммы, послания друзьям-поэтам). Диалог культур как отражение «всечеловеческой отзывчивости» был неизбежен в этом лирическом контексте.

Два года Михайловского уединения, Северной ссылки — это целая эпоха духовного и творческого развития поэта. Сброшены все маски. Пушкин открывает свое подлинное лицо русского национального поэта — гения, поэта жизни действительной. Появляющиеся одна за другой главы «Евгения Онегина» (в Михайловском была завершена 3-я и написаны 4, 5, 6-я главы), «Цыганы», «Борис Годунов», «Граф Нулин» — зримое отражение этого процесса.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина станет наиболее понятна и доступна, если рассмотреть ее на примере стихотворений. Таких как "Пророк", созданном в тысяча восемьсот двадцать шестом, и "Поэт и толпа", созданном спустя два года.

Романтические мотивы в произведениях автора

Уже даже судя по срокам создания понятно, что эти произведения принадлежат к так называемому второму Питерскому периоду Александра Сергеевича после Михайловской ссылки. Его образы вдохновения стали приобретать очертания, присутствующие в пушкинском реализме.

Тем не менее некоторые идеи в его творчестве продолжают развиваться, основываясь на романтизме. А тема творчества в поэзии Пушкина приобретает характер того мира, где может осуществиться высшая степень человеческой независимости. Поэтому романтизм становится очень существенной основой для воплощения многих поэтических замыслов.

Общие черты романтических произведений

В творениях многих романтиков: Жуковского, Батюшкова, Рылеева и близкого товарища Александра Сергеевича Вильгельма Карловича Кюхельбекера, тема поэта и поэзии приобретала возвышенный характер.

Прежде всего, она выходила за рамки обычных представлений, а поэт в творческих сюжетах этих творцов обладал обликом идеальной личности в целом. Которая видит и понимает все окружающее по-своему.

И в этом смысле романтические авторы, естественно, отдалялись от общей массы людей и превращались в очень одиноких и ранимых людей, но в тоже время они были объединены общим дружеским кругом, неким Во многом были близки и даже родственны в некоем духовном плане.

Метафорические образы в стихах "Пророк" и "Поэт и толпа"

Именно поэтому тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается при помощи неких метафорических ходов. В одном произведении возникает образ пророка, а в другом - жреца. Конечно, между ними присутствует нечто общее. Прежде всего, оба они являются посредниками между миром Всевышнего и людей.

Речь Бога простому смертному непонятна, так как он говорит недоступно для простого восприятия слуха. Именно поэтому между этими мирами возникают необходимые для общения сюжетные образы.

Их миссия заключается в том, чтобы хоть в какой-то степени сделать слова Всевышнего доступными для простых смертных. Так как до конца понять его, конечно, для человека не является возможным. Слишком низкое духовное развитие у стандартного человека. И в этом отношении во всех пушкинских сюжетах присутствует эффект некоторой туманности и тайны.

Раскрытие сути образных значений

А для того чтобы тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина полностью раскрылась для простого восприятия, необходимо обратить внимание на прямые значения тех метафор, которые использует Александр Сергеевич.

Если брать в пример "Пророка", то важно упомянуть, что в девятнадцатом веке в популярной хрестоматии, в которой печатались лучшие творения российских поэтов, этот стих был издан с примечанием: Исаия.

Александр Сергеевич Пушкин действительно переделывает книгу пророка, как будто говоря тем самым, что в своем творении не стремится создать поэтический образ библейского персонажа. Но тем не менее все преобразования, происходящие с героем этого произведения, очень похожи на те, которые произошли с самим Исаией при встрече с Богом.

Таким образом, если обычный человек видит только небо, то герой Александра Сергеевича начинает наблюдать "ангелов полет". Что-то выходящее за обычные рамки понимания. Он даже наблюдает картину мироздания.

Произведение "Поэт и толпа"

Здесь тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина представлена не в виде какого-то лирического монолога, а как некий драматический сюжет, происходящий в образе диалога между выступающим с одной стороны жрецом, а с другой - непосвященной толпой.

Рисуя этот сюжет, Александр Сергеевич использует другую традицию, свойственную его творчеству. Это употребление античности в произведениях. Здесь образ поэта в творчестве Пушкина предстает как данность. Он даже не пытается объяснить "непросвещенной толпе" всю значимость своего присутствия в этом мире. Считая, что поэзия должна восприниматься как нечто неотъемлемое от мироздания. Так же как музыка или художество.

Наиболее поздние произведения

О том, как формировалась тема поэта в творчестве Пушкина в других, более поздних творениях, можно судить по его произведению "Памятник".

Здесь видно и его отношение к окружающему обществу, и проблемы свободы поэзии. Александр Сергеевич осмысливает свое значение в этом мире, и, конечно, ему хочется верить, что все его творчество не напрасное. А память о нем как о поэте сохранится на долгие годы: "К нему не зарастет народная тропа".

Многообразие идей в произведениях великого гения

Поэзия в творчестве Пушкина отличается огромным разнообразием идейных мотивов. И основное место всегда занимала тематика свободы и равноправия. Она звучит как клич к освобождению простого народа от рабства. Есть этот мотив даже в любовных произведениях, в виде утверждения прав женщин на собственного счастья.

Таким образом, можно сказать, что основные и вечные темы в творчестве Пушкина - это право на самореализацию и присутствие свободного выбора. На такое развитие свободомыслия Александра Сергеевича огромное значение оказали французские просветители восемнадцатого века и Александр Николаевич Радищев.

Символы нравственности в творчестве гения

Еще в самом начале творческого развития Александр Сергеевич высказывает мысль о губительном действии деспотического отношения к людям. В произведении, созданном в тысяча восемьсот пятнадцатом, которое называется "К Лицинию", поэт заявляет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен".

Эту же мысль он развивает впоследствии в своем произведении "Вольность", даже напоминая революционера. В стихе "К Чаадаеву" заметно гражданское взросление автора. Бесконечные грезы о любви и славе сменяются глубокими мыслями о долге перед своим народом, и появляется жажда деятельности.

Затем Александр Сергеевич создает другое произведение, где сюжетная линия свободолюбия обретает новую тематику. Эмоционально критикуя лирический образ уже надеется не на революцию, а на возможные реформы и преобразования: "Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный". Так стала появляться нравственность в творчестве Пушкина.

Олицетворением свободы (как политической, так и духовной) в произведениях Александра Сергеевича становится море. Когда он находится в Михайловской ссылке, он создает элегию "К морю". Она подводит черту под романтическим периодом в произведениях автора.

Назначение творца в обычной жизни

Следует отметить, что свобода для автора имеет огромное значение. В десятой главе "Евгения Онегина", к сожалению, не опубликованной, он рассказывает о своих мечтах про независимую жизнь. для поэта не существует без независимости творчества, а главное назначение, по мнению автора, - исполнять волю Всевышнего. Служить неизменным ценностям, таким как добро, милосердие и свобода.

Философским мыслям Александра Сергеевича о собственной цели в жизни, добрых помыслах и присутствующем в мире зле, даже о возможной смерти, посвящены такие стихи, как "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Элегия", "О нет, мне жизнь не надоела…" и ряд других произведений.

Невзирая на грусть и тревожные ощущения, лирический образ "Элегии" восклицает: "Но не хочу, о други, умирать". Он охвачен стремлением к жизни. Ему вторит образ из стиха "Пора, мой друг, пора!". Он понимает, что жизнь несовершенна, но воспринимает ее такой, как она есть, и даже обретает в ней своеобразный смысл.

Еще одно немаловажное направление в произведениях Александра Сергеевича

Значительное место занимает пейзажная лирика или образ природы в творчестве Пушкина. Для него гармоничное существование невозможно без общения с окружающей природой, без чувства слияния с ней. Она представлена в произведениях Александра Сергеевича очень разнообразной.

Можно найти и полные романтики южные пейзажи, и сюжеты неброской и где-то даже суровой северной природы в таких стихах, как утро", "Осень". Объединяет эти произведения то, что все они наполнены глубоким смыслом и особенным чувством жизни.

Как отмечают специалисты, исследующие вечные темы в творчестве Пушкина, он не навязывает природе своих эмоций и чувств, прекрасно понимая ее равнодушное отношение к человечеству. Его пейзаж по высказываниям Белинского - это восхитительные, полные безмолвного очарования невероятные картины.

Шедевром творчества Александра Сергеевича считается стих "Осень". В этом произведении он размышляет о российской природе, ее нежном очаровании, о деревенском уюте, а также о жизни вообще.

Сравнивая между собой различные времена года, сюжетный герой признается, что больше всего его восхищает осень с "ее красою тихою". Именно это очарование дарит творцу массу творческих сил, он ощущает огромный душевный подъем, и самое главное - его посещает вдохновение. Картины этого времени года более всего напоминают автору о его лицейских годах и близких товарищах.

Тема дружбы в творчестве Пушкина

Мотив этой темы присутствует во многих сюжетных линиях поэта. Такие стихотворения, как "К Чаадаеву", "И.И.Пущину", "К Языкову", "Арион". Все они свидетельствуют о том, что Александр Сергеевич остался навсегда предан всем своим лицейским товарищам. Это неотъемлемое присутствие ощущения дружеского плеча - самая огромная ценность для Александра Сергеевича Пушкина, которая не раз помогала и защищала его в годы одиночества: "Друзья мои, прекрасен наш союз".

Но не только тема дружбы в творчестве Пушкина представлена возвышенно и одухотворяюще. Немалое количество стихов он посвятил и любовным мотивам.

Восхищение творца женскими образами

Александр Сергеевич был величайшим ценителем девичьего очарования. Однако только лишь физическая красота, без присутствия духовных качеств, не смогла бы вызвать у поэта трепетного волнения и стать музой в творчестве. Любовь, пусть даже безответная, по мнению поэта, наполняет жизнь людей особым смыслом и, самое главное, это истинное чувство никогда не бывает эгоистичным.

Лирическое творчество Александра Сергеевича Пушкина навсегда останется образцом русской поэзии. Только оно способно развивать в человечестве понимание чувства изящности и пробуждает во всех поколениях самые лучшие качества.

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.

А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина - это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:

«Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.

Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..

Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-пророка в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвалась в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.

Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:

С твоим талантом стыдно спать.

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви…

Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет.

К народу возбуждать вниманье сильных мира

Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:

Я лиру посвятил народу своему…

Пушкин и Лермонтов - два гения русской литературы, два великих русских поэта. В разное время они создавали свои шедевры. Расцвет творчества Пушкина пришелся на период общественного подъема в русском обществе. А. С. Пушкин был хорошо знаком со многими из тех, кто «шел в огонь за честь Отчизны». Лермонтов же творил в годы реакции, наступившей после разгрома восстания на Сенатской площади. Однако поэзия Лермонтова так же свободолюбива, как и лирика Пушкина, и в стихотворениях обоих поэтов сильны патриотические мотивы.

А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее народа, славной истории. В своих романтических стихах поэт воспевает свободную Родину:

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

Молодой поэт окончил Лицей, росло его поэтическое мастерство. Тема патриотизма не переставала звучать в творчестве Пушкина. Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». Послание «К Чаадаеву» отражает взгляды, которые объединяли поэта с будущими декабристами. Пушкин призывает своего друга бороться за свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее счастье:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В дружеском послании поэт ставит проблему единства личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства. Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает проблему уничтожения крепостного права, освобождения страны от рабства. Пушкин возмущен тем, что творится в стране, которую он так любит. Невозможно любование родной природой до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». Поэт с болью в сердце спрашивает:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:

Но вы, мучители палат,

Легкоязычные витии,

Вы, черни бедственный набат,

Клеветники, враги России!

В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.

Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

Поэт восхищается русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.

Трудно переоценить значение поэзии Пушкина и Лермонтова. А. С. Пушкин заложил основу русской лирики, М. Ю. Лермонтов «подхватил знамя» из рук убитого Пушкина. Оба поэта-гражданина воспевали Россию, свободную от «рабства и цепей». И этим они заслужили историческое бессмертие, любовь и благодарность потомков.

Билет № 4 В. 1

Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книго­продавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать...

Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.

В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явил­ся»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение

пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.

Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом…

……………………………

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских петухов...

Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на по­этическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.

Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.

В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки...

Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.

В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.

В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным стано­вится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.

Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый ху­дожественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».