Основной мотив всей его лирики тема одиночество. Специфика мотивной организации художественного текста федора сологуба. Лирический герой и общество: осознание одиночества

Цели урока:

  1. Дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; расширить представление о творчестве поэта; формировать навыки анализа поэтического текста.
  2. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Оборудование: учебник-хрестоматия в 2-х ч. “Литература.6 класс.” (автор-составитель В.П. Полухина, М.: Просвещение,2005 г.), презентация в формате Power Point (содержащая музыкальный файл - Бетховен, “Лунная соната”), иллюстративный материал к психологической разгрузке, оформленная доска.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М.Ю.Лермонтов.)

I. Оргмомент (взаимное приветствие, выявление готовности к уроку).

II. Мотивационная установка на сотрудничество (“собеседники – соучастники – сотрудники”, так как “со” - вместе).

Так как сегодня необычный урок, я призываю вас к сотрудничеству.

III. Поэтическая разминка. Слайд 2.

(Цель: настроиться на “лирический” лад, выявить знание поэтического текста, нацелить на обозначение темы урока.)

Продолжи строчки:

  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром…”
  • “Белеет парус одинокий…”
  • “Тучки небесные, вечные странники…”
  • “Мы долго молча отступали…”
  • “Играют волны – ветер свищет…”
  • “Забил снаряд я в пушку туго
    И думал: …”
  • “А он, мятежный, просит бури…”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”

P.S.Данный вид работы предполагался как индивидуальный, по цепочке или по желанию, но получились коллективные, хоровые ответы, что только оживило начало урока.

IV. Ориентировочно – мотивационный этап.

Ребята, мы не случайно провели эту разминку: она поможет вам догадаться о тематике нашего урока.

Итак (слайд 3), как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке? Отрывки из чьих произведений прозвучали? (Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова (слайды 4,5,6); проанализируем представленные авторами учебника стихотворения гениального поэта; повторим некоторые литературоведческие термины; познакомимся с новым понятием; продолжим отработку навыка выразительного чтения.)

V. Проверка ДЗ. Слайд7.

(Цель: выявление подготовленности учащихся к уроку, отработка навыков выразительного чтения поэтического текста.)

Что же сегодня было задано на урок? (“На севере диком…”)

Кто желает продекламировать? (3 – 5 учащихся читают наизусть, соблюдая все интонационные нормы и правила.)

VI. Конкретизация темы урока.

1. Частичный анализ поэтического текста:

Ребята, подумайте, какие однокоренные слова звучат в этом произведении? (“Одиноко”, “одна”.)

2. Словарная работа. Слайд 8.

(Цель: расширение литературоведческого аппарата учащихся.)

Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива . Откройте, пожалуйста, ваши литературоведческие словари и запишите этот новый для вас термин и его понятие.

3. Слово учителя. Слайд9.

Основными мотивами лирики Лермонтова являются мотивы действия и подвига, странничества, изгнанничества, сна, памяти и забвения, одиночества и др.

Каков же лейтмотив (ведущий мотив) стихотворения “На севере диком…”? (Мотив одиночества.)

Вот этот ответ и отображает тему нашего урока. Откройте ваши тетради и запишите дату и наименование темы сегодняшнего урока. Слайд 10.

VII. Работа над эпиграфом.

  1. Вопрос: “Что такое эпиграф?” (Учащиеся дают его понятие.)
  2. Чтение эпиграфа. Слайд 11.
  3. Вопрос: “Как бы вы охарактеризовали человека, написавшего эти строки? Какой он?” (Одинокий, тоскующий,…)

VIII. А вот как отображается это состояние в поэзии мы сегодня и попытаемся понять.

Формирование умений и навыков учащихся.

1. Знакомство со стихотворением “Утёс”. (Чтение учителем.) Слайд 12.

2. Вопрос: “Каково ваше первое впечатление от этого стихотворения: вам радостно или грустно? Почему?”

Чтобы разобраться в этом, понять смысл, увидеть красоту и своеобразие лермонтовской лирики, мы вместе (в сотрудничестве) проанализируем данный текст. Но прежде давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия.

3. Терминологический диктант. Слайд 13.

(Цель: выявить литературоведческую компетенцию учащихся.)

(Учащиеся сообщают о методике проведения данного вида работы.)

Учитель зачитывает понятия, учащиеся отображают в тетрадях только термины.

  • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (Композиция.)
  • Необычный порядок слов в предложении. (Инверсия.)
  • Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. (Антитеза.)
  • Повторение однородных согласных звуков. (Аллитерация.)
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (Эпитет.)
  • Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)
  • Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. (Метафора.)

А теперь проверьте. (Учащиеся сверяются с “ключом”.) Слайд14.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! (Учитель отмечает отлично справившихся.)

4. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 15.

  • Какова композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из 2 катренов; в первом – образ тучки, во втором – образ утёса – великана; катрены противопоставлены друг другу: разные образы, разные настроения (“тучка” - воплощение лёгкости, беспечности; “утёс” - воплощение мощи, суровости, одиночества).)
  • Как называется такое противопоставление? (Антитеза.)
  • Для чего автор так выстроил композицию? (Чтобы показать их непохожесть, противоположность, невозможность их соединения, одиночество старого утёса. С помощью антитезы подчёркивается, выделяется основной мотив стихотворения – мотив одиночества.)
  • Какие тропы (средства художественной выразительности) использует автор для раскрытия мотива? (Учащиеся отыскивают эпитеты, олицетворения, метафоры, инверсии.)

Слайд 16. (Анализирование приостанавливается для проведения психологической разгрузки: “Ребята, я заметила, что вы немного подустали. Предлагаю провести психологическую разгрузку . Отыщите несколько различий. (На доске вывешены два плаката с иллюстрациями, одна из которых имеет незначительные изменения.)

Продолжим нашу работу.

Ребята, а вы обратили внимание на цветовую гамму этого стихотворения?

Что это за цвет такой “лазурь”? (Подготовленный учащийся даёт справку: “Лазурь – светло–синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло–синяя краска, оттенок синего цвета.) Слайд 17.

Вы уж, наверное, заметили, что Лермонтов довольно часто употребляет в своих произведениях разные оттенки синего цвета. Современные психологи доказали связь между выбором цвета и психологическим портретом человека. Вот послушайте, что по этому поводу нам расскажет мой помощник. (Далее следует рассказ подготовленного учащегося о значении синего цвета: “Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу”.) Слайд18.

Итак, если вы внимательно слушали этот материал, то не могли не отметить, что в этой характеристике действительно очень многое соответствует Лермонтову: чертам его характера, темам его творчества.

5. Чтение стихотворения “Листок” (с.168 – 169 учебника). Слайд 19.

6. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 20.

Какова композиция произведения? (Первые три – катрены; следующие три – двустишия; завершается – катреном. В построении использована антитеза, имеется аллегория, противопоставление образов (одинокий дубовый листок и спокойная, самодовольная красавица – чинара).)

Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?

Каков мотив?

Как показано одиночество? (Инверсией; учащиеся зачитывают строки, отображающие, на их взгляд, одиночество листка.)

7. Слово учителя.

Это далеко не все стихотворения Лермонтова, которые

говорят об одиночестве. О нём он пишет и в других произведениях, ведь одиночество выстрадано поэтом, слишком хорошо он был знаком с ним в жизни. Грустные стихи. Они о многом заставляют нас задуматься, потому как под аллегорическими изображениями в них скрыты человеческие отношения, чувства, переживания. Недаром многие из стихотворений (168!) были переложены на музыку и стали романсами. А исполнялись они в литературных гостиных, салонах. Давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в одну из таких гостиных, где любил бывать и сам Лермонтов.

IX. “Литературная гостиная”. Слайд21.

Предлагаю вам послушать одно из стихотворений Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу…”. Прозвучит оно в исполнении Захарченко Елены. В качестве музыкального сопровождения – “Лунная соната” Бетховена. (Далее следует декламация стихотворения.)

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Вопрос классу:

Ребята, как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала “Лунная соната” Людвига ван Бетховена?

(Прозвучали ответы, в том числе и неожиданные:

“В обоих произведениях просматривается образ ночи…

В стихотворении Лермонтова есть строки о голубом сиянье, которое ночью может исходить только от луны, а произведение Бетховена – “Лунная соната”…

В обоих произведениях звучит какая-то печаль, раздумье…

Музыка Бетховена звучит в исполнении одного инструмента, а тема урока сегодня: “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” и стихотворение называется “Выхожу один я на дорогу”…

Композиции произведений совпадают: спокойное начало, волнение в середине и умиротворение в конце…

Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии (вспомнили, чему я была очень рада, даже высказывание Д.С.Мережковского (прозаика, поэта, драматурга, критика, религиозного философа), с которым они ознакомились на первом уроке по творчеству М.Ю.Лермонтова), а ночное светило – это Луна…”)

X. Обобщение информации. Слайд 22.

На этой минорной нотке и завершается наш урок. Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, вы меня сегодня порадовали! Многих хочется отметить, похвалить. (Выставление оценок, словесные отметки.)

Итак, подведём итог нашей работе:

  • Что нового вы узнали о творчестве Лермонтова? Чем пополнили свой “багаж знаний”?
  • С каким новым термином познакомились?
  • Каков же основной мотив (лейтмотив) лермонтовской поэзии?
  • Что удалось повторить? Закрепить?
  • Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
  • На сколько каждый из вас сегодня поработал? (Учащиеся выставляют баллы в дневниках самооценки.)

XI. Выставление оценок (данный этап осуществляется на основе самооценок и оценок учителя: при совпадении оценивания результаты работы отображаются в журнале и школьных дневниках).

XII. ДЗ: подготовить стихотворение “Утёс” к выразительному чтению наизусть, иллюстрации к нему; повторить литературоведческие термины; инд.: сообщение о пребывании Лермонтова на Кавказе (р/к). Слайд 23.

Мотив одиночества

Среди тем философского сознания тема одиночества занимает особое место. Ситуация, требующая определения соотношения между одиночеством и свободой - одна из универсальных философских ситуаций, в которых обнаруживаются незримые сущности бытия и человеческой души. С концепцией одиночества связано и воплощение экзистенциального мироощущения в философии и в литературе. Тяга русской мысли к вечному осмыслению и воплощению бытия, желание в противовес экзистенциальному мировосприятию преодолеть границы между мирами «Я» и «Другого» во многом определяет специфику национальной культурной традиции. Проблема одиночества была актуальна во все времена и неизбежно проявлялась на уровнях литературы и философии, которые сами по себе часто есть результат одиночества фигур, их представляющих.

Пессимизм в отношении реальной действительности, «земного томления» закономерно связан с мотивом одиночества, типичным для старшего поколения символистов. Одиночества не только среди людей -- во вселенной. У Сологуба мы читаем:

Один в полях моих иду. Земля и я, и нет иного. Всё первозданно-ясно снова. Один в полях моих иду Я, зажигающий звезду В просторе неба голубого. Один в полях моих иду. Земля и я, и нет иного.

Лирический герой Сологуба априори одинок и воспринимает это одиночество как замкнутость в индивидуальном мире неосуществимой мечты. Он замыкается в границах собственного сознания, которое становится для него наиболее комфортной средой обитания.

Один свершаю долгий путь И не хочу с него свернуть Туда, где мечется толпа, Самолюбива и тупа.

Ситуация одиночества и непонятости, с которой автор столкнулся с детства, была обусловлена внешними фактами его биографии, но, с другой стороны, была спровоцирована характером его личности. На протяжении всей жизни поэт отличался обидчивостью, мнительностью, эгоцентризмом, поддерживал близкие отношения только с узким кругом лиц - потеря каждого близкого человека означала для него утрату связи с человечеством в целом:

Одиночество - общий удел,

Да не всякий его сознает, -

Ты себя обмануть не хотел,

И оно тебе ад создает.

И не рад ты, и рад ты ему,

Но с броской безутешной твоей

Никогда не пойдешь ни к кому -

И чего б ты просил у людей?

Двойственность жизни - с одной стороны, господа его баловали и он был на особом положении (читал книги, журналы, слушал музыку и часто посещал театр), с другой - чад и угар кухни, в которой трудилась его мать, с жестокостью вымещавшая на детях тяготы своей жизни, - развила в юном Фёдоре Тетерникове отчуждённость и скрытность. Частые порки розгами (а били, практически, за всё, хотя поводов, вроде, не было: Фёдор был прилежным учеником и помощником) и размолвки с матерью не оставляли горечи в сердцах детей, свыкнувшихся с безжалостной справедливостью кары: это был глубоко закрытый семейный круг, в который они не допускали никого. Оттого утраты близких - матери, сестры и жены - Сологубом переносились очень тяжело.

В 1882 году Сологуб окончил Учительский институт. Девятнадцатилетним юношей, взяв мать и сестру, он уезжает учительствовать в Крестцы Новгородской губернии. Так начались мытарства в глухой русской провинции. Три года он живет в Крестцах, затем в 1885 году переводится в Великие Луки, а затем, в 1889 году, в Вытегру в Учительскую семинарию. «Я был слишком юн, когда вступил на поприще самостоятельной деятельности, и был, кроме юности, по многим другим причинам мало подготовлен к тому, что меня встретило» , - писал он 8 сентября 1887 года своему бывшему учителю В. М. Латышеву.

В письмах Сологуб жаловался на «умственное и нравственное одиночество». Его окружали мелочные интриги, сплетни и доносы, игра в карты, пьянство, разврат. С горечью отзывался он и об учениках: «Ученики зачастую злы и дики... приводят в отчаяние своей глубокой развращенностью», дома у них «нищета и жестокость» .

Своё повседневное «бесцветное житье» натуралистически конкретно описывает Сологуб и в стихотворениях этих лет. В них он прямо, непосредственно изображает город, где живет, дикие нравы его обитателей, свой убогий внешний вид, домостроевский домашний уклад, отупляющий труд, бессмысленное времяпрепровождение: хождение в гости, попойки, грубо-эротические приключения, и опять порки - дома, в участке. Единственный просвет в этом тягостном существовании - одинокие прогулки (уход «в природу») и мечтанья (уход «в себя»):

Убежать бы в леса, отдохнуть

В их широких и вольных чертогах,

Где вливался б в усталую грудь

Вольный воздух, прозрачен и легок!

В переулке одиноко

Я иду. Прохожих нет.

Зажигается далеко

За туманом тихий свет.

Скучно всё вокруг и тёмно,

Всё как будто бы в бреду…

Отрекись от себя, человек, -- Нам лишь это одно и возможно. Всё другое в ничтожный наш век Мимолётно, забвенно и ложно.

Сологуб придумал героя-«себя» так же, как героев своих произведений, и вымышленный образ зачастую подавлял собственно авторское «я». Логика мысли Сологуба такова: если действительность -- прах, ложь, тюрьма; если люди -- рабы, лающие звери и «быть с людьми -- какое бремя!», то «свобода только в одиночестве». И с этих позиций, кроме «Я», в мире ничего не существует. «Я», его сознание -- единственная реальность, вселенная -- создание его мысли:

В тёмном мире неживого бытия

Жизнь живая, солнце мира -- только Я.

Индивидуализм переходит в возвеличение одиночества как единственно возможной «свободы» человека.

«Одиночество послужило фундаментом для формирования несбалансированной самооценки. Избранность, непонимание окружающими, особый статус личности - так Сологуб продолжал воспринимать собственную судьбу даже тогда, когда находился на пике общественного признания и стал образцом высокой поэзии для молодого поколения» .

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. И это отразилось в его поэзии. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Лирический герой ощущает себя «плодом до времени созрелым», осиротелым пришельцем. В этом стихотворении поэт показал малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, что вызывает у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Это усиливает трагичность мироощущения поэта. С позиции будущих поколений автор выносит суровый приговор современникам.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Это стихотворение, как и многие другие произведения поэта, построены на антитезе. Свет противопоставлен воспоминаниям детства и юности, где сосредоточено все самое дорогое для л.г.: родные места с «высоким барским домом», «спящим прудом», туманами над полями и пленительным образом возлюбленной, идеальный образ которой живет также в воспоминаниях поэта.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Этот идеал противопоставлен «пестрой толпе», небрежной смелости бездушных светских красавиц.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке” . И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

Но остался влажный след в морщинах

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Мотив одиночества и образ одинокого странника, изгнанника мы видим и в стихотворении «Тучи», и в стихотворении «Парус». Лирический герой предстаёт, как и парус, одиноким, не удовлетворённым покоем, а ищущим бури:

А он, мятежный ищет бури.

Как будто в бурях есть покой.

За несколько дней до трагической гибели, поэт написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» , в котором соединились все ведущие мотивы лирики Лермонтова (мотив одиночества, странничества, сна, поиска смысла жизни, свободы и др.). Это произведение можно назвать поэтическим завещанием Лермонтова. Словно с небес, где «торжественно и чудно», смотрит лирический герой на землю, которая «спит в сиянье голубом», и ощущает смятение, и вечную неприкаянность странника:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Стремясь вырваться из мира одиночества, герой мечтает о вечной свободе и покое. Но в понимании лирического героя это не «холодный сон могилы», а полнота жизни, гармония с природой.

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Это строчки о том, чего поэту так не хватало: жизненных сил «потерянного» поколения, любви мамы, которую поэт потерял в трехлетнем возрасте, женской любви … Сегодня дуб растет у могилы Лермонтова в Тарханах, а его стихи воспитывают души многих людей и дают им жизненные силы.

Таким образом, мотив одиночества - ведущий в лирике М.Ю. Лермонтова. Он звучит и в стихотворениях с гражданской тематикой, когда поэт говорит об одиночестве в обществе; одиночество лирического героя мы чувствуем и в стихотворениях о любви, и в иносказательных пейзажах, где поэт, изображая природу, говорит об одиночестве людей. Стихотворения Лермонтова - в основном грустные, в них отразилось мировосприятие поэта, его одиночество в жизни.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока,

Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” - последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной...

Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет.

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка... -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.

Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:

Толпе мои расскажет думы?

Я - или Бог - или никто!

Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

ВВЕДЕНИЕ

Какой бы стороны творчества М.Ю.Лермонтова мы не коснулись, стихи это или проза, лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема одиночества. Она проходит непрерывным мотивом через всю его поэзию. Ни у кого из русских поэтов эта тема не вырастала в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Он является создателем трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.

Что касается главного направления творческих поисков писателя, то оно, как раз -таки, заключается в преодолении отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания писателя, его основные творческие интересы, факты личной биографии и «биографии» его поколения.
Как уже было сказано, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова она была актуальна на протяжении всей жизни, актуальна она и сейчас. В одних произведениях о ней не говорится открыто, в других,- напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество: замаскировать его или кричать о нем, оно остается главенствующим, значимым для поэта.
Смысл движения Лермонтова, как писателя, состоит в постоянном возвращении к излюбленным образам, темам и мотивам (особенно к теме одиночества), которые на каждом новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя и рост его художественного мастерства.

Объектом исследования в данной работе является М.Ю. Лермонтов и его поэзия.

Предмет исследования: мотив одиночества в ранней лирике поэта и лирике позднего периода.
Цель данной работы: рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отечестве.
Задачи:
1)Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова.

2) Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
3)Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества, проанализировать их.
4)Проследить эволюцию развития мотива одиночества в раннем и зрелом периодах творчества М. Ю.Лермонтова; выявить, в какой период творчества эта тема раскрывается наиболее полно; что нового внес Лермонтов в трактовку темы одиночества.

В работе были использованы в основном типологические, сравнительно-исторические и структурно-семантические методы исследования художественных произведений.

Глава 1. Основные понятия.

1.1.Понятие о мотиве в литературоведении.

«Мотив», каждый встречал этот термин в своей жизни, многие знают его значение благодаря обучению в музыкальных школах, но также этот термин широко используется в литературоведении. Мотив различается в своем определении, но какое же значение он имеет в литературных произведениях. Для людей, имеющих отношение к изучению и анализу литературных произведений необходимо знать значение мотива.

Мотив (фр. motif, нем. motiv от лат. moveo - двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Это «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной Развитие осуществляется посредством многообразных повторений мотива, а также его преобразований, введении контрастных мотивов Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения».

1. Впервые термин зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703). Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.

Мотив стал термином для ряда научных дисциплин (психология, языковедение и др.), в частности литературоведения, где имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся.

2. Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но им далеко не тождественен.

В литературоведении понятие «мотив» использовалось для характеристики составных частей сюжета еще И.В. Гёте и Ф. Шиллером. В статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделены мотивы пяти видов: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие»; «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели»; «замедляющие, которые задерживают ход действия»; «обращенные к прошлому»; «обращенные к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи».

3.Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует произведение».

4. То же самое правомерно сказать о некоторых словах и обозначенных ими предметах в романах, новеллах, драмах. Они и являются мотивами.

Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые единицы», они «характеризуются повышенной, можно сказать, исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений».

5. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, скажем, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно и порой оставаться загадочным.

Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовского. Его интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты»[ Веселовский 1992:84 ].

6. Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга. «Признак мотива - его образный одночленный схематизм…» [Веселовский1992: 301].

Например, затмение («солнце кто-то похищает»), борьба братьев за наследство, бой за невесту. Ученый пытался выяснить, какие мотивы могли зародиться в сознании первобытных людей на основе отражения условий их жизни. Он изучал доисторический быт разных племен, их жизнь по поэтическим памятникам. Знакомство с зачаточными формулами привело его к мысли, что сами мотивы не являются актом творчества, их нельзя заимствовать, заимствованные же мотивы трудно отличить от самозарождающихся.

Творчество, по Веселовскому, проявлялось прежде всего в «комбинации мотивов», дающей тот или иной индивидуальный сюжет. Для анализа мотива ученый использовал формулу: a + b. Например, «злая старуха не любит красавицу - и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению b» [Веселовский 1992:301]. Так, преследование старухи выражается в задачах, которые она задает красавице. Задач этих может быть две, три и больше. Поэтому формула a + b может усложняться: a + b + b1 + b2. В дальнейшем комбинации мотивов преобразовались в многочисленные композиции и стали основой таких повествовательных жанров, как повесть, роман, поэма.

Сам же мотив, по мнению Веселовского, остался устойчивым и неразложимым; различные комбинации мотивов составляют сюжет. В отличие от мотива, сюжет мог заимствоваться, переходить от народа к народу, становиться бродячим. В сюжете каждый мотив играет определенную роль: может быть основным, второстепенным, эпизодическим. Часто разработка одного и того же мотива в разных сюжетах повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Веселовский отмечал склонность великих поэтов с помощью «гениального поэтического инстинкта» использовать сюжеты и мотивы, уже подвергшиеся однажды поэтической обработке. «Они где-то в глухой темной области нашего сознания, как многое испытанное и пережитое, видимо, забытое и вдруг поражающее нас, как непонятное откровение, как новизна и вместе старина, в которой мы не даем себе отчета, потому что часто не в состоянии определить сущности того психического акта, который негаданно обновил в нас старые воспоминания» [Веселовский 1992:70].

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики.

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова.

В понимании Веселовского, творческая деятельность фантазии писателя не произвольная игра «живыми картинами» действительной или вымышленной жизни. Писатель мыслит мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни.

Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неоценимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует прежде всего реально существующую грань литературных произведений .

1.2.Одиночество: понятие и сущность.

Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом.
Так что же такое одиночество, и какова его природа?
Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному.
Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.
«Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:
1. религиозный аспект;
2. философский аспект;
3. социально-психологический аспект;
4. психоаналитический аспект, и т.д.» .
Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему.
Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом.
Сторонники социально-психологического подхода возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество.
«Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе:
1. ослабление связей в первичной группе;
2. увеличение семейной и социальной мобильности;
3. Другие аналогичные факторы» .
Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других.
Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий.
Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе».
Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность.
Уединенность -считал он - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), постоянное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества.
Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, «начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество» .
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки. Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы.
Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы. К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно мнению Роджерса, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».
Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:
1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество.
2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.
3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества.
Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество. Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться.
Несмотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:
1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;
2. Психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида» .

Глава II.Мотив одиночества в русской литературе.

Практически для всех поэтов и писателей состояние одиночества является одним из основных переживаний в жизни, которое находит отражение в их творчестве и влияет на их поэзию. При этом переживание самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия. Так, русская поэзия начала XX века отразила и раскрыла суть мирового кризиса, связанная с потерей религиозности, катастрофой ценностей, отсутствием перспектив развития, к тому же заглубленной социальными антагонизмами.

Как часто говорит об одиночестве В. Брюсов! Интимные стихи Брюсова, очень личные,и вместе с тем выражают общий для его времени нравственный опыт, достаточно невеселый, даже горький.

Стихотворение 1903 года «Одиночество» воспроизводит беспощадность заключения:«на дне души - тюрьмы», ощущение отделенности от других людей и в страсти, наконец, то, что особенно невыносимо - быть «вечно в центре круга, где вечно замкнутый кругозор ».

Тема одиночества личности - одна из ключевых в лирике Блока. Здесь поэт выступает в первую очередь наследником традиции Лермонтова, который написал гениальное стихотворение: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой Александра Блока - поэт, творческая личность - как правило, изображается или отшельником, или созерцателем чужой жизни. В нем представлены ведущие символистские мотивы: раздвоенности (контраста), тайны, вечности, одиночества.

Великолепие формы стиха и приземленность, пошлость описываемой в нем действительности создают мотив раздвоенности уже в первых четырех строфах. Из-за негативного отношения (скепсис, иронию, сарказм) лирического героя к низкой действительности выражена его внутренняя непричастность к ней, значит, налицо мотив одиночества. И в итоге лирический герой пришел к выводу, что истина - в одиночестве, но не пустом и бесполезном, а в дарующем многообразие бытия, выраженное через символ вина.

Футуризм без Маяковского представить невозможно. Он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой популярности). Едва ли не основной темой раннего Маяковского становится тема трагического одиночества поэта: «Я одинок, как последний глаз идущего к слепым». Причина этого в том, что вокруг - нет людей. Есть толпа, масса, сита, что жует, смотрящий «устрицей из раковины вещей».

Таким образом, многие русские поэты раскрывают трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Они доказали, что одиночество - это не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей действительности. Стихи наполнены мыслями о смысле жизни.

Глава III. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?"
«Валерик»
Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, проявляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
«Одиночество»
Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании им поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда», «выхожу один я на дорогу» и т.д. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема раскрывается им в традициях романтизма.
Тема одиночества возникает у Лермонтова в традиционно-элегическом облике унылого героя, как чисто внешняя отчужденность, удаленность лирического героя от мира людей или как вынужденное изгнанничество, как вечное скитальчество и сиротство. В самых ранних стихах одиночество нередко носит весьма абстрактный характер: зачастую оно только называется. Но за абстрактной условностью стояли напряженные поиски своего места в мире и своего героя, отвечающего грандиозным устремлениям личности и высокой поэтике романтизма.

3.1Ранняя лирика.
Ранние стихотворения Лермонтова – это своего рода лирический дневник, в котором лирические размышления были составной частью становления личности. Главным мотивом творчества были внутренняя жизнь поэта, его мысли и мечты. Он созидал свою судьбу, а в стихах выразил то, чем питалась его душа, видя в них единственных и неизбежных спутников своей юности, способных запечатлеть невыразимое, не вмещавшееся в узкие рамки привычного прозаического слова. Раздумья автора отмечены редкой по его возрасту (14-20 лет) зрелостью. Исходным становится переживание печального одиночества: «Брожу один как отчужденный!» . Мрачные чувства – результат биографических факторов, таких как отсутствие родительского тепла (мать умерла, когда мальчику было всего 2 года; с отцом сложились непростые отношения); позже, неразделенное увлечение одной, бесславно окончившаяся любовь к другой. Не прошла и без последствий отстраненность от сокурсников Московского университета. Но во всем этом мы видим лишь внешние причины горестного настроя. Внутренне же, душа пылкая многое воспринимает с мучительным недоумением: причину надлома – «средь веселья дух страждет и грустит», невосполнимую потерю – «дух погас и состарился», одновременно совсем иную склонность – «Я к одиночеству привык». Проникновением в тайны столь сложного мироощущения и стала ранняя поэзия Лермонтова.
Юный Лермонтов владел «сильно действующим словом» . Он обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, как бы накапливая доказательства порочности того мира, о котором писал. Всюду авторское неприятие действительности рождает цепь острых, сгущенных определений: «злобы яд», «полны ядом… объятия», «умы и хладные, и твердые, как камень» .
«В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество» . Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная и поэтическая:
Настанет день – и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни – гордый, хоть презренный –
Я кончу жизнь мою…
Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его ролью освободителя и отчуждением от людей:
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец…
«Из Андрея Шенье», .

3.2.Одиночество лирического героя.
Лирический герой Лермонтова - это «передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик» . Это - человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это - человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
Главным средством лирической обрисовки характера романтического героя становится контраст; лирическое «Я» предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду…»; «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…»; «И Байрона достигнуть я б хотел…»; «…в себе одном нашел спасенье целому народу…») оказываются неисполненными: никто не требует от героя ответственного поступка, и его самоотдача без настоятельной общественной потребности выглядит ненужной и напрасной. «Герой с его нравственным и духовным максимализмом – чужд всему, что привело к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, к преобладанию эмоции обиды и холодного презрения. Но герой Лермонтова, сохраняя жизненную стойкость и бескомпромиссность, не смиряется под ударами судьбы» .
Во многих юношеских стихах все эти противоречия осознаны в отвлеченно-романтическом и метафизическом свете: таков, по мысли поэта, его удел, такова предопределенная свыше роковая доля, которой невозможно избегнуть, ибо она не зависит от подвластных герою обстоятельств. Это еще более увеличивает его страдания и одиночество.

3.3.Новаторство Лермонтова.
Лермонтов внес в трактовку темы одиночества что-то новое, и это новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему:
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить
«К*» - «Мы случайно сведены судьбою» .
Ему нет места среди «хладной», «бесчувственной» «толпы», среди «надменного» и «бездушного» «света». Он одинок и в своей «отчизне», «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»), в «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»). И, наконец, он одинок в целом мире, который неизменно является ему «пустыней»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество обнаруживается и в таких глубоких и интимных человеческих отношениях, которые по природе своей в наибольшей степени предполагают возможность душевной связи между людьми: любовь, дружба, родство.

3.4.Природа в лирике.
Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова - это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа. Одинокий романтик «просит бури» - только она способна примирить его с миром.
Лирический герой Лермонтова в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. В соединении с природой тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Одинокая сосна мечтает о далекой пальме:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”
... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Одинок был и сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом…
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно, как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя - ему мученье, но и его единственный путь.
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания, странничества. Одиночество странника - особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества. В стихотворении «О, полно извинять разврат!», посвященном Пушкину, автор обращает к нему удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой…
Мир отвергает героя, изгоняет его, но герой также отвергает этот мир и уходит от него.

3.5.Зрелая лирика.

С 1835-1836 годов творческие принципы Лермонтова существенно меняются. Не отказываясь от романтического мировоззрения и метода целиком, он начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» - женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова - об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.
Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и достижением его творчества и всей русской литературы. В зрелых стихотворениях Лермонтова продолжается развертывание и углубление центрального для его лирики образа положительного героя того времени. Лирический герой является трагической фигурой не только тогда, когда он выступает как носитель литературной миссии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности.
Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он «стремится понять переживания простого человека, найти в народном сознании новые ценности и не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью» . Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем. Не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения «мы», «нас», «наше»… Страшный трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838):
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Важная особенность стихотворения в том, что размышления о современниках – это процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба тождественна судьбе поколения. Поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире.
Действительно, только оставаясь в принципиальном одиночестве,которым он мучился и к которому в то же время стремился, право, которое он оберегал и отстаивал у «ничтожного мира», он мог обнаружить уникальность своего «Я»; только такая позиция была достойна его, как и всякого истинного героя. Но одновременно он тяготился своим одиночеством, признаваясь, что оно «страшно» ему, и жаждал связи с другой, родственной душой. Мцыри мечтал:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной
.
«Мцыри»
Эта откровенно выраженная тоска по родной душе постоянно присутствует в лирике Лермонтова, и тем трагичнее оказывается невозможность ее обрести, разделить с ней свою судьбу. Лермонтовский Демон также страдал от своей космической бесприютности, и в итоге - «позавидовал невольно неполной радости земной».
Стремление к этой «неполной», краткой, даже отвергаемой земной радости и убеждение в том, что истинный удел - в гордом, мятежном одиночестве, бросающем вызов творцу и миру, - трагически разрывало сознание Лермонтова и определяло пафос его творчества (особенно раннего), проникая во все его роды и жанры - драмы, поэмы, прозу.
Сохраняя устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество как жизненная позиция в зрелом творчестве Лермонтова обретает некоторые новые черты. Здесь оно уже не признак исключительности; во всяком случае, не это акцентирует поэт. Одиночество уже ничего не обещает его герою, оно может быть скучным, тщетным, но при этом всегда подлинным выражением трагизма, остроту которого в поздней лирике Лермонтова в большей степени связывает с одиночеством среди людей, чем с одиночеством вселенского масштаба («Пророк», «Смерть поэта», «Воздушный корабль»).
Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как естественный неизбежный общий итог бытия. Оттого так свободно переходит Лермонтов от «Я» к «мы» в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения («Дума»). «В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга трагического одиночества, пойти навстречу людям» . И в поисках выхода из него его уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с ней и с жизнью других людей, «простого человека». Однако тяготение к народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества «лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно лишь ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Основным источником лермонтовского одиночества является противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается непреодоленной.
В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) очень ярко проявляется скептицизм Лермонтова, пожалуй, больше он не был выражен так сильно. Все традиционные жизненные ценности – дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти – не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты побежденным, холодным, рассудочным анализом. Но это печальная победа, ведь лирический герой страдает от того, что
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

и что «вечно любить невозможно». Ему горько от мысли, что ни в отношениях между людьми, ни в самом себе он не может найти ничего, что примирило бы его с жизнью. К жизни, объявленной «пустой и глупой шуткой», лирический герой подходит как максималист, не желающий довольствоваться малым. Его не устраивает видимость дружбы, не выдерживающей испытания невзгодами, несбыточные желания, любовь «на время», «ничтожные» радости и муки.
«За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным к нему миром» . Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нем выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова – это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.
Чем больше всматривался поэт в окружающую его петербургскую жизнь, тем больше понимал он пустоту и фальшь светского общества. Одиноко было Лермонтову в толпе петербургских балов, маскарадов, раутов. Лирический герой стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) снова одинок, находясь в «пестрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но «наружно погружается в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который еще есть в современном человеке. Однако мысли мимолетны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен, открыто высказывать окружающим свою злость и горечь.
В стихотворении «Благодарность» - «за все, чем я обманут в жизни был» , - обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества. Враждебный человеку мир - с отъединенностью от «врагов» и «друзей» - и волевое, гордое, не примиренное «Я» поэта, не желающее пойти на какой-либо компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборства как равных «Я» и бога. Лермонтовская «с небом гордая вражда»- та окончательная «точка», которая замыкает круг безысходности его одиночества.
Все рассмотренные нами стихотворения в полной мере выражают
одиночество лирического героя Лермонтова.

В ранней лирике М. Ю. Лермонтова мотив одиночества разрабатывается в романтическом ключе, в зрелом творчестве одиночество принимается как органичная часть бытия.

Поздняя лирика Лермонтова, на мой взгляд, лишена подражательности и «байронического» романтизма, свойственных ранним произведениям поэта.

В стихотворениях позднего периода отсутствует позиция избранности и превосходства. Это стихотворения глубокого философского содержания, смысл которого – в горьком примирении с окружающей действительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. Рассмотрев и проанализировав его стихи, становится ясно, почему поэт представляется нам таким, что происходит с поэтом,что отражается в его душе. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом. Мотив одиночества, используемый разными поколениями поэтов, наиболее ярко всё же проявляется в творчестве М.Ю. Лермонтова, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХX века, не забыт он и сейчас.

Рассматривая раннюю и позднюю лирику поэта, мы наблюдаем эволюцию мотива одиночества, эволюцию лирического героя. В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество. Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. Мотив одиночества в зрелой лирике поэта приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. Развитие мотива одиночества приводит героев Лермонтова к такому финалу: лермонтовский человек стремится к успокоению и гармонии с Космосом и в итоге принимает свое одиночество, растворяя его в звучащем макропросранстве.

Лермонтов внес в трактовку темы одиночества новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лирическим героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лермонтов,М.Ю. Сочинения в двух томах.Т.1 [ Текст ] / Сост. и комм. И.С.Чисовой.- М.: Правда, 1988.-720 с.
  2. Лермонтов, М.Ю. Стихотворения, поэзия. - М., 1957. - 145 с.
  3. Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова / Под ред. Дроздовой Г.Н. М.: Литра, 1998.
  4. Анненский,И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе,Литературные памятники [Текст]. - М., «Наука» 1979. - 52 с.
  5. Андреевский, С.А. Очерк о Лермонтове// Литература в школе. - 1995 №7. - 17 с.
  6. Белинский,В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. -М., 1834- 1848
  7. Блок,А.А. Записные книжки. 1901-1920. С. 84.
  8. Бем,А. К уяснению историко-литературных понятий//Известия/ОРЯС АН. 1918. Т. 23. Кн. 1. С. 231.
  9. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Уч. Пособие/под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа; «Академия», 1999. - 556 с.
  10. Веселовский,А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 305.
  11. Гаспаров,Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994. С. 30-31.
  12. Гёте,И.В. Об искусстве. М., 1957. С. 351.
  13. История русской литературы в 4-х томах, [Текст]. - Л.: «Наука», 1980. - 254 с.
  14. Путилов, Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива//Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 84, 382-383.
  15. Томашевский, Б. Поэтика: Краткий курс. М., 1996. С. 71.
  16. Хализев, В.Е. Теория литературы. М., 2007. - 405 с.
  17. Щемелева, Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова /Л.М.Щемелева, В.И.Коровин, А.М.Песков, В.Н.Турбин //Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. (С. 290-312.)
  18. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 357.

19.Литературная энциклопедия в 11томах [Текст]. - М., 1929- 1939. - Т.7. - 378 с.

20.Лермонтовская энциклопедия [Текст]. - М., Большая энциклопедия 1999. - 53 с.
21. А. Данилец. Проблема одиночества.[ Электронный ресурс] http://www.proza.ru/2012/12/18/646 А.Данилец (дата обращения: 23.02.2015).