Предисловие. К485 Методика преподавания предмета «Окружающий мир»

OCR: Allan Shade, [email protected]
Джордж Ритцер
Современные социологические теории
5-е издание

Серия «Мастера психологии»

Перевели с английского А. Бойков, А. Лисицына

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Е. Цветкова

Выпускающий редактор А. Борин

Научный редактор И. Малыш

Литературные редакторы В. Родионова, И. Трофимова

Художник обложки С. Маликова

Корректоры М. Рошаль, Н. Викторова

Верстка Т. Гусева

ББК 60.5 УДК 316 Ритцер Дж.

Р90 . 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-318-00687-6

Эта книга о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные социальные проблемы. Автор умело расставляет акценты, анализируя представленные теории. Структура книги дает возможность целостно воспринять большой объем материа-ла в перспективе исторического становления теории социологии, а биографические справки об авторах теорий делают книгу более энциклопедичной. В первой части издания представлен выборочный историче-ский обзор теорий и воззрений мыслителей, чье творчество подробно анализируется автором в последу-ющих разделах. Предмет рассмотрения второй части - основные школы социологической теории в контексте широкого движения к теоретическому синтезу и попыток объединить микро- и макро-теории. В третьей части рассматриваются два ведущих направления в современной социологической тео-рии, касающиеся соотношения микро- и макросвязей. Заключительная, четвертая, часть посвящена изло-жению взглядов наиболее значительных теоретиков постмодернизма и тенденциям развития сегодняшней теории социологии. Книга, несомненно, привлечет внимание не только специалистов различного профиля и студентов, но и любого читателя, интересующегося законами жизни общества.

© 2000 by The McGraw-Hill

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

Права на издание получены по соглашению с McGraw-Hill

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

Ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00687-6

ISBN 0-07-229604-6 (англ.)

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - литература учебная.

Подписано в печать 26.08.02. Формат 70x100 7| 6 . Усл. п. л. 55,47. Тираж 4500 экз. Заказ № 1126.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


^ Краткое содержание

Часть I Введение 15

Глава 1 Исторический обзор социологической теории: ранние годы 16

Глава 2 Исторический обзор социологической теории: поздние годы 61

Часть II Современная социологическая теория: основные школы 113

Глава 3 Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта 114

Глава 4 Разновидности неомарксистской теории 161

Глава 5 Теория систем 215

Глава б Символический интеракционизм 238

Глава 7 Этнометодология 287

Глава 8 Теория обмена, сетевая теория итеория рационального выбора 317

Часть III Развитие интеграции в современной социологии 415

Часть IV От современной к постсовременной социальной теории (и далее) 483

Глава 13 Структурализм, постструктурализм и возникновение постмодернистской социальной теории 521

Предисловие 13

Часть I Введение 15

Глава 1 Исторический обзор социологической теории:

Ранние годы 16

Введение 17

Социальные силы, повлиявшие на развитие

Социологической теории 19

Политические революции 19

Промышленный переворот и подъем капитализма 19

Подъем социализма 20

Феминизм 20

Урбанизация 21

Изменения в религии 21

Рост науки 22

Интеллектуальные силы и развитие

Социологической теории 23

Просвещение 23

Консервативная реакция на Просвещение 24

Развитие французской социологии 26

Развитие немецкой социологии 34

Истоки британской социологии 51

Ключевая фигура ранней итальянской социологии 58

Развитие европейского марксизма на рубеже веков 59

Глава 2 Исторический обзор социологической теории:

Поздние годы 61

Ранняя американская социологическая теория 61

Политика 61

Социальные изменения и интеллектуальные течения 62

Чикагская школа 68

Женщины в ранней социологии: 74

Социологическая теория до середины XX века 75

Подъем Гарвардского университета, Лиги ллюща

И структурного функционализма 75

Чикагская школа в период упадка 81

Развитие марксистской теории 82

Карл Мангейм и социология знания 83

Социологическая теория второй половины XX в 84

Структурный функционализм: расцвет и упадок 84

Радикальная социология в Америке: Ч. Райт Миллз 85

Развитие теории конфликта 86

Возникновение теории обмена 88

Драматургический анализ: творчество Ирвинга Гофмана 90

Развитие социологии повседневности 91

Расцвет и упадок (?) марксистской социологии 95

Вызов со стороны феминистской теории 97

Структурализм и постструктурализм 99

Развитие социологической теории в наши дни 100

Микро-макроинтеграция 100

Интеграция действия и структуры 101

Теоретический синтез 103

Теории современности и постсовременности 104

Защитники современности 104

Проповедники постсовременности 105

Теории в преддверии XXI в 106

Поликультурная социальная теория 106

Постмодернистские и пост-постмодернистские

Социальные теории 108

Теории потребления 109

Прочие теории 110

^ Часть II Современная социологическая теория:

основные школы 113

Глава 3 Структурный функционализм, неофункционализм

И теория конфликта 114

Структурный функционализм 115

Функциональная теория стратификации и ее критика 116

Структурный функционализм Толкотта Парсонса 118

Структурный функционализм Роберта Мертона 131

Неофункционализм 142

Теория конфликта 145

Творчество Ральфа Дарендорфа 147

Основная критика и попытки ее отразить 151

Обобщающая теория конфликта 153

Глава4 Разновидности неомарксистской теории 161

Детерминизм 161

Гегельянский марксизм 162

Георг Лукач 163

Антонио Грамши 165

Критическая теория 166

Основная критика социальной и интеллектуальной жизни.... 167

Основной вклад 172

Критика критической теории 176

Идеи Юргена Хабермаса 176

Критическая теория в наши дни 180

Неомарксистская экономическая социология 182

Капитал и труд 182

Труди монопольный капитал 185

Фордизм и постфордизм 190

Исторически ориентированный марксизм 193

«Современная мировая система» 193

Постмарксистская теория 200

Аналитический марксизм 201

Постмодернистская марксистская теория 207

«После марксизма» 210

Критика постмарксизма 213

Глава 5 Теория систем 215

Социология и современная теория систем 215

Использование теории систем 215

Некоторые общие принципы 217

Применение к социальному миру 219

Общая теория систем Никласа Лумана 219

Автопоэзийные системы 221

Общество и психические системы 223

Двойная возможность 225

Эволюция социальных систем 226

Дифференциация 227

Социология знания Лумана 233

Критика 235

Глава 6 Символический интеракционизм 238

Основные исторические источники 238

Прагматизм 238

Бихевиоризм 240

Между редукционизмом и социологизмом 241

Воззрения Джорджа Герберта Мида 242

Приоритет социального 242

Действие 243

Значащие символы, 248

Мыслительные процессы и разум 249

Самость 252

Общество 257

Символический интеракционизм: основные принципы 259

Мыслительная способность 259

Мышление и взаимодействие 260

Усвоение значений и символов 261

Действие и взаимодействие 262

Осуществление выбора 263

«Я» итворчество Ирвинга Гофмана 264

Группы и общества 274

Критика 276

К синтезу и целостности в символическом интеракционизме.... 277

Переосмысливая Мида и Блумера 278

Сближение макро- и микроподходов 280

Символический интеракционизм и исследования культуры. 282

Будущее символического интеракционизма 284

Глава 7 Этнометодология 287

Определение этнометодологии 287

Разновидности этнометодологии 290

Первые примеры этнометодологии 293

Эксперименты с нарушением привычного порядка 293

Выполнение тендерной роли 295

Анализ разговоров 296

Телефонные разговоры: идентификация и распознавание... 296

Инициирование смеха 298

Побуждение к аплодисментам 299

Неодобрительные возгласы 300

Сентенции и рассказы в процессе взаимодействия 301

Формулировки 302

Сочетание речевых средств и невербальных действий 303

Проявление нерешительности (и уверенности в себе) 304

Исследование социальных институтов 305

Собеседование при приеме на работу 305

Переговоры руководителей 305

Звонки в центры чрезвычайных ситуаций 306

Разрешение конфликтов при участии посредников 307

Критика традиционной социологии 309

Затруднения и противоречия в этнометодологии 310

Синтез и интеграция 312

Этнометодология и символический интеракционизм 313

Этнометодология и микро- и макропорядок 314

Глава 8 Теория обмена, сетевая теория и теория рационального

Выбора 317

Теория обмена 317

Бихевиоризм 317

Теория рационального выбора 318

«Социальная психология групп» 319

Теория обмена Джоржда Хоманса 321

Теория обмена Питера Блау 328

Работы Ричарда Эмерсона и его последователей 334

Сетевая теория 342

Теория рационального выбора 346

«Основания социальной теории» 347

Глава 9 Современная теория феминизма 357

Основные теоретические проблемы 358

Социологические теории тендера:

СбО-хгг. по настоящее время 360

Макросоциальные теории тендера 361

Микросоциальные теории тендера 365

Разновидности современной теории феминизма 367

Тендерное различие 369

Тендерное неравенство 373

Тендерное угнетение 378

Структурное угнетение 385

Феминизм и постмодернизм 397

Феминистская социологическая теория 400

Феминистская социология знания 400

Макросоциальный уровень 402

Микросоциальный уровень 405

Субъективность 408

К обобщающей теории 411

^ ЧАСТЬ III Развитие интеграции в современной социологии 415

Глава 10 Интеграция микро- и макропозиций 416

Полярные микро- и макропозиции 416

Движение к интеграции ми"кро- и макропозиций 418

Примеры интеграции полярных позиций 419

Интегрированная социологическая парадигма 419

Многомерная социология 422

Субъективные уровни анализа 424

Модель перехода от микро- к макроуровню 426

Микрооснования макросоциологии 429

Назад в будущее: фигурационная социология

Норберта Элиаса 432

«История манер» 436

«Власть и вежливость» 441

Глава 11 Интеграция действия и структуры 446

Введение 446

Основные теории интеграции действия и структуры 446

Структурационная теория 447

Культура и деятельность 453

Габитус и поле 456

Колонизация жизненного мира 470

Основные различия в теориях действия - структуры 476

Соединение структуры и действия

И микро-макроинтеграция 479

Основные сходства 479

Фундаментальные различия 479

^ Часть IV От современной к постсовременной социальной

Глава 12 Новейшие теории современности 484

Классические теоретики о современности 484

Сокрушительная сила современности 486

Современность и ее последствия 487

Современность и идентичность 491

Современность и интимность 492

Общество риска 493

Создание рисков 495

Управление рисками 496

Макдональдизация, глобализация/американизация

И новые средства потребления 497

Макдональдизация 497

Глобализация или американизация? 499

Новые средства потребления 501

Есть ли опасность? 504

Современность иХолокост 506

Плод современности 506

Роль бюрократии 507

Холокости макдональдизация 508

Незавершенный проект современности 510

Хабермас против постмодернистов 514

Информационализм и сетевое общество 515

Глава 13 Структурализм, постструктурализм и возникновение

Постмодернистской социальной теории 521

Структурализм 523

Лингвистические истоки 523

Антропологический структурализм: КлодЛеви-Стросс 524

Структурный марксизм 525

Постструктурализм 526

Воззрения Мишеля Фуко 528

Постмодернистская социальная теория 537

Умеренная постмодернистская социальная теория:

Фредрик Джеймсон 544

Радикальная постмодернистская социальная теория:

Жан Бодрийяр 549

Постмодернистская социальная теория

И социологическая теория 552

Применение постмодернистской социальной теории 553

Критика и пост-постмодернистская теория 557

Приложение Социологические метатеории и метатеоретическая схема

Анализа социологической теории 562

Метатеории в социологии 562

Рефлексивная социология Пьера Бурдье 567

Концепция Томаса Куна 569

Социология: полипарадигмальная наука 571

Парадигма социальных фактов 571

Парадигма социального определения 572

Парадигма социального поведения 572

К более целостной социологической парадигме 572

Уровни социального анализа: обзор 573

Уровни социального анализа: модель 578

Список литературы 582

Алфавитный указатель 671 .


^ Джереми, с любовью

Предисловие

За последние три десятилетия прошлого и нынешнего веков «Современные социо-логические теории» выходят в свет пятый раз.

Занимаясь переработкой данной книги, я снова был потрясен актуальностью этой области знаний. Самым большим изменением, отличающим данное издание, стал возврат к системной теории (чему была посвящена часть главы в третьем издании данной книги), о которой идет речь в главе 5. Необходимость этого про-диктована возрастающим международным интересом и вниманием к работе вы-дающегося немецкого системного теоретика Никласа Лумана. Его взглядам по-священа основная часть главы. Среди других существенных изменений следует отметить включение разделов, касающихся применения идей постмодернизма, критики постмодернизма и расцвета пост-постмодернизма (глава 13), обсуждение новых средств потребления, а также размышления Мануэля Кастеллса об инфор-мационном обществе (гЛава 12). Кроме того, в тексте сделано бесчисленное коли-чество незначительных поправок, чтобы привести его в соответствие с современной действительностью или же прояснить суть разногласий. В текст (и библиогра-фию) включено много новых ссылок, так что книга отражает последние дости-жения науки.

Однако, работая над этой книгой, в которой насчитывается более 500 страниц, я не ставил перед собой цель увеличить объем текста (хотя это и случилось в ряде мест). Наоборот, я старался не допустить этого и даже намеревался сделать в тек-сте некоторые сокращения. Я не уверен, что преуспел в последнем, но тем не ме-нее текст был существенно сокращен, особенно в разделах, касающихся теорий, уже не столь актуальных в настоящее время, как когда-то. Также была предпри-нята попытка сократить тот текст, в котором фактически не приводится никаких доводов. Кроме того, я постарался сделать книгу более легкой для чтения, доба-вив заголовки и подзаголовки.

Настоящее издание менее яркое по сравнению с предыдущими изданиями кни-ги. Отчасти это связано с тем, что не было необходимости увеличивать объем тек-ста. Также следует принять во внимание, что книга выходит в преддверии нового тысячелетия, в то время когда в построении социальных теорий настал перерыв, период консолидации. Это не означает, что сейчас не рождаются новые теории, однако в основном процесс теоретизирования затрагивает уже существующие категории, и с момента выхода последнего издания новые социологические тео-рии, представляющие, на наш взгляд, особую важность, не появлялись.

Иными словами, за последние несколько лет не появилось ничего, что можно было бы поставить на одну ступень с возникновением микро-макро и агент-струк-турных теорий, а также постмодернистской социальной теории в 1980-х - начале 1990-х гг. Некоторые теории стали более актуальными, например теория рацио-нального выбора, а также теория систем, в то время как другие - неофункциона-лизм, метатеоретизирование - потеряли свою остроту, по крайней мере в насто-

Ящий момент. Но эти перемены не являются радикальным изменением теорети-ческой картины. Возможно, это начало более долгого периода консолидации или же временное затишье перед расцветом серии новых социальных теорий.

Я хочу поблагодарить Патрисию Ленгерманн и Джилла Нейбруг-Брентли за главу, посвященную современной теории феминизма, которая ломает стереоти-пы. Эта глава не только сделала книгу сильнее, но и существенно повлияла на те-оретизирование, независимое от нее. Я также благодарю Дугласа Гудмана и Мат-тиаса Джанга за соавторство в разделе, раскрывающем теорию систем Никласа Лумана. Если бы доктор Джанг после защиты докторской диссертации в универ-ситете Чеминица (с его знанием немецкого языка как родного) не занимался на-учной работой в Мэрилендском университете и не провел совместную с Гудма-ном экспертизу, этот раздел не был бы написан. Также спасибо рецензентам: Мабоуд Ансари, Дэвиду Эшли, Дж. А. («Хэнс») Бэккеру, Кифу Готхэму, Питеру Кивисто, Дж. Кноттерусу, Джеймсу Маршаллу, Нейлу Маклохлинну, Мартину Орру, Ро-берту Перрину, Джейн Э. Ринехарт, Сьюзан Роксбург, Терезе Л: Шилд и Питеру Зингельманну. Я также хочу поблагодарить персонал McGraw - Hill , особенно Сал-ли Констейбл, Кэти Блэйк и Кэрри Сэстак. Спасибо также моим ассистентам Джен Гизин и Зиннии Ко, взявшим на себя работу в библиотеках, и моему сыну Джереми Ритцеру, который составил указатель терминов в книге.


^ ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

Исторический обзор социологической теории: ранние годы

На наш взгляд, книгу, знакомящую с современной теорией социологии, лучше всего начать с кратких - в одну строку - итоговых положений различных теорий.


  • Современный мир представляет собой железную клет-ку рациональных систем, из которой невозможно вы-браться.

  • Капитализм имеет тенденцию к саморазрушению.

  • Мораль в современном мире значит гораздо меньше, чем в ранних обществах.

  • Город способствует рождению личности определен-ного типа.

  • Люди склонны разыгрывать в обществе разные роли.

  • Отношения в обществе построены на принципе взаи-мозависимости.

  • Люди создают мир, который в конечном итоге пора-бощает их.

  • Люди всегда имеют возможность изменить ограни-чивающий их миропорядок.

  • Общество - это интегрированная система социальных структур и функций.

  • Общество - это сокрушительная сила, всегда готовая к неистовству и безумию.

  • Несмотря на представления о том, что Западный мир претерпел процесс либерализации, на самом деле ат-мосфера в нем становится все более подавляющей.

  • Современный мир вступил в постмодернистскую эру, для которой характерны отсутствие аутентичности, фальшь, симуляция реальности.
Данная книга предназначена для того, чтобы помочь чи-тателю лучше разобраться в этих идеях, а также в теориях, откуда они были извлечены.

Введение

Представление истории социологической теории - важная задача (S. Turner, 1998), но, так как мы уделяем этому только две главы (1 и 2), вниманию читателя предлагается выборочный исторический обзор (Giddens, 1995). Его цель - дать представление о теориях и взглядах тех мыслителей, чье творчество будет подроб-но рассмотрено в этой книге. В последних главах читатель обнаружит, что полез-но будет снова вернуться к этим двум обзорным главам и рассмотреть обсуждаемые вопросы в их контексте. (Особенно рекомендуется периодически возвращаться к рис. 1.1 и 2.1, которые представляют содержание упомянутых глав в схематиче-ском виде.)

Теории, рассматриваемые в данной книге, широко применяются, затрагивают социальные проблемы ключевого значения и выдержали проверку временем. Эти критерии составляют определение теории социологии. Внимание сфокусировано на важной теоретической работе социологов или на исследованиях, сделанных ими в других областях и ставших важными для социологии. Вкратце, это книга о «круп-ных идеях» в социологии, которые выдержали проверку временем (или обещают выдержать), и о системах взглядов на главные социальные проблемы.

Данное определение дано по контрасту с формальными научными определе-ниями, которые часто используются в теоретических текстах такого рода. Одним из научных определений могло бы быть следующее: теория - это ряд взаимосвя-занных , позволяющих систематизировать знания, объяснить и пред-видеть явления социальной жизни и поколение новых исследовательских гипо-тез (Faia, 1986). Хотя данное определение вполне приемлемо, оно не соответствует множеству обсуждаемых в данной книге теорий. Другими словами, большинство классических и современных теорий уступают данному, им не хватает одного или нескольких формальных компонентов понятия теории, тем не менее большин-ством социологов они рассматриваются как теории.

Едва ли возможно установить точную дату зарождения социологической тео-рии. С незапамятных времен люди размышляли и строили теории относительно социальной жизни. Но мы не станем углубляться во времена греков или римлян или средние века. Мы не дойдем даже до XVII в., хотя Олсон (Olson, 1993) про-следил развитие социологической традиции до середины 1600-х гг. и дошел до ра-боты Джеймса Харрингтона об отношениях между экономикой и государством. Это объясняется не отсутствием относящихся к социологии идей у людей в те эпохи, а тем, что наше исследование не принесло бы значительных результатов. Пришлось бы потратить много времени ради нескольких идей, перекликающих-ся с современной социологией. В любом случае, никто из относящихся к тем эпо-хам мыслителей не считал себя социологом. Очень немногих из них считают та-ковыми сейчас. (Для обсуждения одного исключения см. биографический очерк Ибн-Халдуна.) Только в 1800-х гг. появились мыслители, которых с увереннос-тью можно назвать социологами. Это классики социологической мысли, пред-ставляющие для нас интерес (Camic 1997; для понимания того, что делает теорию классической см. Connel, 1997; Collins 1997b), и начинаем мы с изучения главных социальных и интеллектуальных сил, которые сформировали их идеи.

^ Социальные силы, повлиявшие на развитие социологической теории

Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окру-жения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происхо-дит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основ-ного объекта своего изучения. Мы коротко остановимся на нескольких наиболее важных социальных аспектах XIX и начала XX в., аспектах, которые имели вели-чайшее значение для развития социологии.

^ Политические революции

Длинная череда политических революций, начавшаяся с Французской революции в 1789 г. и растянувшаяся на весь XIX в., стала основным фактором в развитии социо-логического теоретизирования. Влияние этих революций на многие общества было огромным, за этим последовали многие позитивные изменения. Однако внимание теоретиков привлекли не позитивные последствия, а скорее негативные аспекты из-менений. Более всего писатели были потрясены последовавшим беспорядком и хао-сом, особенно во Франции. Они объединились, желая восстановить порядок в обще-стве. Некоторые из них, придерживавшиеся крайних взглядов, буквально ратовали за возврат к мирным и относительно упорядоченным дням средневековья. Передо-вые мыслители признавали, что произошедшие в обществе изменения делают такой возврат невозможным. Соответственно, они пытались найти новые основы стабиль-ности в обществах, подвергшихся потрясениям в результате политических револю-ций XIX и XX вв. Этот интерес к вопросу социального порядка стал главной заботой классических теоретиков социологии, в особенности Конта (Conte) и Дюркгейма.

^ Промышленный переворот и подъем капитализма

Промышленная революция, охватившая многие западные страны, в основном в XIX и начале XX в., оказала столь же важное влияние на формирование социо-логической теории, как и политическая революция. Промышленный переворот представлял собой не единичное событие, а целый ряд взаимосвязанных преоб-разований, кульминацией которых стало превращение Западного мира из сель-скохозяйственной (в значительной степени) в преимущественно индустриаль-ную систему. Большое число людей покидало фермы и сельскохозяйственные угодья ради работы на фабриках, количество которых все возрастало. На самих фабриках проводили целую серию технологических усовершенствований. Воз-ник класс экономической бюрократии для обслуживания потребностей промыш-ленности и возникающей капиталистической экономической системы. Идеал такой системы - свободный рынок, где можно обмениваться большим количе-ством промышленной продукции. В подобной системе немногие получали ог-ромные прибыли, но большинство вынуждено было работать долгие часы за низкую зарплату. Реакция на промышленную систему и капитализм в целом при-вела к возникновению рабочего движения, а также ко многим радикальным дви-жениям, нацеленным на низвержение капиталистической системы.


Промышленный переворот, капитализм и реакция против них привели к ко-лоссальному перевороту в устройстве западного общества, перевороту, серьезно повлиявшему на социологов. На заре развития социологической теории такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, и менее значительные фигуры активно изучали данные изменения, а также возникшие вследствие этих изменений проблемы в обществе. Эти ученые на протяжении всей своей жизни занимались социальными проблемами и во мно-гих случаях пытались разработать программы для их решения.
^ Подъем социализма

Ряд изменений, направленных на преодоление издержек промышленной системы и капитализма, можно объединить под заголовком «подъем социализма». Хотя некоторые социологи прославляли социализм как средство решения индустриаль-ных проблем, большинство противились этому как с человеческой, так и с науч-ной точек зрения. С одной стороны, Карл Маркс активно выступал за свержение капиталистической системы и замену ее социалистической. Хотя он не развил саму теорию социализма, но затратил много усилий на критику разных аспектов капиталистической системы. К тому же он занимался политической деятельно-стью, которая, как он надеялся, могла привести к возникновению социалистиче-ского общества.

Однако Маркс не был типичным теоретиком-социологом в ранние годы раз-вития теории. Большинство ранних социологов, таких как Вебер и Дюркгейм, были против социализма (по KpaftHeq мере, в том виде, как его представлял Маркс). Признавая наличие проблем внутри капиталистической системы, они предпочи-тали социальные реформы, а не революцию, за которую ратовал Маркс. Социа-лизма они боялись еще больше, чем капитализма. Этот страх повлиял на развитие социологической теории больше, чем усилия Маркса, направленные на поддержку социалистической альтернативы капитализму. Фактически, как можно заметить, во многих случаях социологическая теория сформировалась в качестве реакции против марксизма и, более обобщенно, против социалистической теории.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания:

– краеведческий принцип позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира;

– принцип экологической направленности ориентирует на освоение правил отношения человека к природе, включение детей в доступную природоохранную деятельность;

– принцип практической направленности позволяет осваивать содержание курса в ходе непосредственной практической деятельности (наблюдения, моделирования, эксперимента).

Курс «Природа и люди» объединяет две подсистемы – «Я и мир вокруг» и «Природоведение».

Подсистема «Я и мир вокруг» является пропедевтической и направлена на развитие личности младшего школьника. Подсистема «Природоведение» направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, заканчивая природой России.

В 3-м классе изучаются темы «Что такое природа», «Тела и вещества», «Сезонные изменения в природе».

В 4-м классе увеличивается объем новой информации.

Программа отличается традиционным подходом. Дается установка на единство классического подхода в методике преподавания естествознания, который прошел проверку временем, и современного развивающего подхода. Программа направлена на личностное развитие, развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Ведущим методом в обучении является наблюдение.

Окружающий мир

Н.Ф. Виноградова

Программа «Окружающий мир» входит в учебно-методический комплект «Начальная школа ХХ I века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой).

Интегрированый курс «Окружающий мир» имеет особое значение в формировании у школьников целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Основная цель курса – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек–природа– общество», воспитание правильного отношения к среде обитания.

Задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей; формирование элементарной экологической культуры; воспитание правильных взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Принципиальные положения построения курса:

– принцип «позитивного педоцентризма», предполагающий отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант. Важно построение курса «от ребенка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы («Я и природа»), вещей («Я и вещи»), своим собственным миром («Я и я») и социумом («Я и общество»); подведение ученика к осознанию своей принадлежности к определенной социальной группе («ты – член семьи, школьного коллектива, общества»);

– использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждении культуры, игровом зале и пр.).

Обязательной структурной единицей урока является игра (преимущество отдается ролевой игре) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, экспериментальная).

В программе предлагается изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Важным принципом отбора содержания программы является культурологический. В программе расширен социальный аспект. Существенная роль отводится формированию социального опыта, экологической воспитанности как основе социализации ребенка.

Учебники имеют гриф «Допущено...» Министерства образования и науки Российской Федерации.

В качестве дополнительных изданий в серии «Волшебный шнурок» вышли пособия «Растения и грибы», «Животные», «Природа и человек». Два первых из названных были представлены на международных выставках: «Игрушки и игры» и «Мама и дитя». В рамках выставки в конкурсе «Лучшие детские товары года» они получили диплом и золотую медаль. Эти пособия предназначены для закрепления и проверки знаний в игре. В них заложен значительный развивающий потенциал. Следующее необычное пособие – аудиокассета «Окружающий мир» – нацелено на усиление роли органа слуха в познании окружающего и на развитие наблюдательности.

    Клепинина З.А. Окружающий мир в вопросах, заданиях, задачах. Тула: Родничок, 2001.

    Клепинина З.А. Окружающий мир, тесты (отдельно по каждому классу), Тула: Родничок, 2003.

    Клепинина З.А. Природа нашей Родины: Тетрадь для записи наблюдений. М.: Ювента, 2004.

    Клепинина З.А . Край Московский: мир природы. М.: Ювента, 2004..

    Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.: Ювента, 2005.

    Клепинина З.А. Окружающий мир: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу: Серия «Оценка знаний». М.: Вентана-Граф, 2005.

Некоторые концептуальные положения

«Исследуй и открывай мир сам» – таков девиз нашего УМК «Окружающий мир». Этот девиз – обращение к ученику, и мы старались при разработке всех компонентов УМК следовать его назначению. В основу разработки положены Государственный стандарт начального общего образования 2004 г., положения дидактики и психологии о развивающем обучении и особенностях познавательной деятельности младших школьников.

Стандарт 2004 г. направлен на организацию новой личностно ориентированной модели массовой начальной школы, в которой приоритетным должно быть развитие ребенка. Такая целевая установка опирается на психологические исследования, в которых доказано, что хотя основное развитие ребенка идет в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте происходят серьезные подвижки в психическом развитии. Другая важная особенность стандарта 2004 г. заключается в том, чтобы ввести новый учебный предмет «Окружающий мир», которой должен строиться на широкой интеграции и включать в себя сведения из естествознания, социологии, истории, ОБЖ и информатики. Эти положения стандарта и стали для нас руководящими при обновлении и совершенствовании хорошо известных учителям двух учебных курсов: «Природа и люди» З.А. Клепининой и «История» Н.И. Ворожейкиной. Так появился новый интегрированный учебно-методический комплект для начальной школы «Окружающий мир», включающий в себя учебные издания, центром которых являются учебник, рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Аппарат организации усвоения содержания учебников и учебных пособий разработан таким образом, что в учебном процессе ребенок был поставлен в ситуацию субъекта собственной деятельности. Такой подход – важнейший принцип развития личности, способствующий развитию мышления и речи детей, их способности к самостоятельной познавательной деятельности, основанной на исследовании объектов и явлений окружающего мира. Это, в свою очередь, развивает творческий потенциал, воображение, интерес к окружающему миру и его познанию. Другая особенность аппарата организации усвоения состоит в том, что учебный процесс не может идти иначе как в форме коммуникативно-деятельностного общения, в который включаются элементы дискуссии. Каждый ребенок в этом общении проявляет свою индивидуальность, свой уровень. Словом, ученику постоянно предлагаются задачи, в решении которых он выступает с позиции «Я – личность, самостоятельно открывающая знания, оценивающая действительность и отношение к ней, участвующая в сохранении окружающего мира, выступающая со своим личным мнением». При таком построении учебного процесса у ребенка возникает желание узнать мнение и причину поступков других. Поэтому он невольно сравнивает свои знания и результаты своей деятельности с другими. Очевидно, что в таких ситуациях развиваются внимание, умение слушать товарища и принимать или отвергать его мнение, его поступок, способность к рефлексии, самооценке, самоконтролю, которые в значительной степени стимулируют самопродвижение ребенка в развитии.

Возможность построения учебного процесса описанным выше способом обеспечивается определенным образом организованной познавательной деятельностью детей. На первое место среди видов познавательной деятельности стандарт 2004 г. выдвигает «наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом». Это вполне обосновано, так как, согласно философской теории познания, процесс познания начинается с «живого созерцания», то есть с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира органами чувств. Данное положение теории познания учтено в дидактике и легло в основу дидактической теории формирования понятий. «Этот ход ученья, – писал К.Д. Ушинский, – от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких неопровержимых психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в учении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности» . Наблюдения играют огромную развивающую роль. Прежде всего они развивают логическое мышление и речь ребенка. «Основание разумной чисто человеческой речи заключается в верном логическом мышлении, а... логическое мышление... возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений» . Неоценима роль наблюдений в развитии ценнейшего качества личности – наблюдательности. Они развивают также внимание, настойчивость в достижении цели, самоорганизованность, интерес и любовь к природе, неизбежным следствием которых является экологическая культура. Поэтому при отборе содержания обучения для нашего комплекта и при его конструировании, при разработке аппарата организации усвоения учебного материала мы учитывали данные положения и уделили наблюдениям много внимания. Они заняли ведущее место на начальном этапе формирования знаний и на этапе применения знаний на практике. Последнему служат входящие в комплект рабочие тетради, где с помощью заданий создаются искусственные ситуации для применения знаний ребенком в практической деятельности.

В УМК мы применили свой ход интеграции естественнонаучной и исторической информации. На первых порах, уже в 1-м классе, при изучении учебного материала о семье ребенок делает первый шаг в ознакомлении с прошлым: ему предлагается побеседовать со старшими взрослыми родственниками и узнать, что было в их жизни раньше. Для этого в учебнике 1-го класса есть специальные задания, а для обсуждения полученных сведений в классе выделен специальный урок «Твоя семья в прошлом». В методическом пособии мы дали по этому поводу определенные советы учителю по работе с родителями. Опыт родителей, особенно бабушек и дедушек, достаточен для того, чтобы что-то рассказать детям. В семьях могли сохраниться и какие-то документы, семейные реликвии, которые могут тоже рассказать о многом. Не надо требовать от детей, чтобы они узнавали только о каких-то героических событиях своих предков. Это может быть самая прозаическая информация, но она составит первые представления о прошлом. Например, старшие могут рассказать, какие у них в детстве были игрушки, в какие игры они играли дома и на улице, какие обязанности выполняли по дому, какие смотрели телепередачи, мультфильмы, какие у них были учебники в школе и т.п. У многих современных дедушек и бабушек все было другое. Такой подход, с нашей точки зрения, имеет и серьезную воспитательную ценность, поскольку способствует решению проблемы связи поколений, развития интереса, внимания, любви к старшим. И начинать эту работу надо не позднее чем с 1-го класса, потому что в более старшем возрасте интерес детей к прошлому, не успев развиться, может пропасть.

Следующий шаг – ознакомление с прошлым своего села, города, а в крупном мегаполисе, возможно, другой административной единицы. Основной путь получения и этой информации – общение со взрослыми. Здесь возможно приглашение на урок старожилов данного населенного пункта. К тому и другому уроку желательно иметь какие-то материальные свидетельства жизни людей в прошлом, например, посуду, одежду, игрушки и т.п.

В 3-м классе на базе темы «Природа родного края» в данный комплект введена тема «Природа и история родного края». Основным источником информации для детей становятся краеведческие издания, помогающие развивать у детей элементы информационной культуры, а именно, умение самостоятельно искать информацию. Вместе с тем учитель должен предложить доступные детям книги о родном крае. Поэтому желательно, чтобы учителя начальных классов нацелили библиотекарей на приобретение таких книг для школьной библиотеки. На этом этапе на базе уже имеющегося у детей представления о прошлом формируется первоначальное понятие об истории. Учащиеся знакомятся с некоторыми историческими событиями, чтобы по образцу (устно) составить описание двух-трех исторических событий своего края. Знакомство с символами своего края – гербом и флагом – создает основу для ознакомления в 4-м классе с символами России. Основное в содержании нашего «Окружающего мира» в 4-м классе – это природа и история России. Таким образом, практически весь стандарт по истории России реализуется в 4-м классе. В этом мы видим ряд положительных моментов, один из которых заключается в том, что к 4-му классу у детей в достаточной степени развиваются временные и пространственные представления, необходимые для понимания элементов исторической информации, а пространственные – еще и для освоения особенностей смены природы при движении с севера на юг, то есть особенностей природных зон.

Определенное место занимает в комплекте интеграция информатики. По нашему комплекту учащиеся усваивают, что такое информация, каковы источники информации, способы ее получения, формы предъявления и хранения информации (текст, рисунок, знак и др.). Работая со словариками учебников, дети осваивают методику работы с научными словарями.

Учебники, а соответственно и рабочие тетради разработаны по определенной структуре. Учебный материал структурирован как бы порциями, на один урок. Поэтому учебник дает ориентировочное планирование.

В структурных компонентах урока отражен ход познавательной деятельности. Материал урока начинается с вопросов и заданий на выявление опорных знаний: воспроизведение жизненного опыта детей, ранее изученного, выполненных наблюдений и т.п. Такой вид работы на уроке очень важен и имеет психологическое обоснование.

Н.А. Менчинская пишет: «Если, приступая к формированию научного понятия, учитель не позаботится о том, чтобы создать для него “точку опоры” в житейских представлениях учащихся, легко может случиться, что такое понятие будет попросту ими заучено (но не усвоено), и с течением времени неизбежно произойдет деформация понятия, либо оно будет вытеснено житейским представлением» .

Это же положение четко проводит И.М. Сеченов. По его мнению, любая мысль «может быть усвоена или понята только таким человеком, у которого она входит в состав его личного опыта» .

Итак, ученик подведен к восприятию нового материала, который в учебнике представлен научными текстами и иллюстрациями. В своих учебниках мы используем научные, а точнее, научно-популярные тексты по ряду причин. Во-первых, ребенок по изучаемому предмету должен получить научные знания, что определено стандартом и другими государственными документами. В этом плане художественные тексты не смогут в полной мере решить данную задачу. В художественных текстах допустимы аллегории, скрытый смысл, перенос деятельности человека на объекты природы, что формирует неверные знания и зачастую экологически неграмотное отношение к ним.

Например, если стрекоза все лето поет и танцует, то дети делают вывод, что она лентяйка, а значит, и отношение к ней соответствующее. Естественно, мы не хотим исправлять И.А. Крылова. Напротив, сравнение научной информации о стрекозе и той, которая дана в басне, поможет ребенку понять художественный прием, использованный в литературном тексте.

Другая причина лежит в реализации преемственности обучения. Одной из задач начального обучения является формирование и развитие учебных умений, среди которых обозначено и умение детей работать с научным текстом. Данное умение очень важно, так как в основной школе в учебниках по разным предметам преобладают научные тексты, к работе с которыми ученик уже должен быть подготовлен определенным образом.

Однако построение научных текстов в наших учебниках отличается от строго научных: монологичное изложение информации чередуется с ориентацией ребенка на переход к обсуждению, к высказыванию своего мнения и его обоснования, на сравнение своего знания с изложенным в тексте, на работу с рисунком и т.п.

Большое место в получении новых знаний занимают практические работы и опыты. По их выполнению в учебнике даны инструкции. Так, постоянно происходит смена видов деятельности: чтение, обсуждение и «открытие»; практическая работа, обсуждение и «открытие».

Процесс формирования новых знаний должен завершиться определенным результатом: выделенными понятиями, суждениями, некоторой их систематизацией. Словом, по результатам деятельности на уроке должно быть сделано обобщение, вывод. Без этого в голове ребенка остается нечеткость, бессистемность. Для организации этой деятельности в учебнике даны два структурных компонента: вопросы и задания, ориентирующие ребенка на самостоятельное выделение главного, общего в знаниях и вывод. Таким образом, сначала ученик делает вывод сам, затем сравнивает его с выводом в учебнике.

Необходимость дать в учебнике сформулированный вывод обусловлена трудностью деятельности обобщения для детей этого возраста. Но развитие умения обобщать очень важно, так как оно формирует у ребенка систему знаний, развивает мышление. Без этого умения освоение основ наук в старших классах будет затруднено. Заканчивается материал урока заданиями на оживление и обогащение опыта ребенка по теме следующего урока. Этот структурный компонент позволяет ученику создать опору для последующего усвоения учебного материала, обеспечивает связь знаний из урока в урок, облегчает формирование их в системе.

Весь УМК ориентирован на работу по стандарту 2004 г., но может использоваться и при работе по стандарту 1998 г. Поскольку в учебниках 1-го и 2-го классов информации больше, в методических рекомендациях по каждому классу предлагаются два варианта планирования.

1-й класс

Особенности работы

Поскольку дети не умеют читать, в учебниках для 1-го класса нет текстов. Формирование новых знаний идет преимущественно в процессе общения на основе жизненного опыта ребенка, рисунков учебника, проведенных наблюдений в окружающем мире, полученной информации от взрослых по специальным заданиям и т.п. Очевидно, что в этом процессе происходит активное развитие ребенка, а выявление опорных знаний и изучение нового материала в учебном процессе сливаются воедино. Уже с 1-го класса мы учим детей обобщать и самостоятельно делать вывод, но не в описательном виде, а через структурный компонент «Как ты понимаешь?». Это 1–2 вопроса или задания в каждом уроке, которые и помогают детям выделить главное. Заканчивается учебный материал урока заданиями на внеурочную деятельность.

Программное содержание 1-го класса представлено 5 темами, соответствующими содержательным линиям стандарта 2004 г.: «Окружающий мир», «Мир людей», «Будь здоров», «Природа», «Россия – наша Родина».

Приведем краткую характеристику программных тем и фрагменты уроков по изучению некоторых вопросов из этих тем с использованием учебника и рабочей тетради.

Введение

На этом уроке учитель в общих чертах знакомит детей с учебным предметом «Окружающий мир», предлагая им догадаться, что они будут изучать в процессе учебы, знакомит с учебником и рабочей тетрадью. Дети листают учебник, проверяют и дополняют свою догадку о его содержании. Определять свои действия при работе с учебником помогают знаки, которые дети находят. Можно предложить классу сначала самостоятьельно попытаться определить, что они означают. Затем учитель (или уже читающие дети) прочитывает значения знаков, но с единственной целью: сделать вывод о том, что при изучении «Окружающего мира» они будут наблюдать, рассказывать, объяснять, наблюдать. Не следует требовать заучивания содержания знаков наизусть. По мере изучения материала учащиеся всегда смогут спокойно обратиться к этой странице учебника и уточнить предстоящий вид деятельности. Так постепенно будут развиваться важное для освоения информатики знание одного из способов хранения информации – знакового – и умение соотносить знак с его содержанием.

Необходимо также познакомить детей со «зверюшками», которые будут учиться вместе с ними, определить роль детей как помощников «зверюшек» в учебе. Дети по рисунку на с. 8 узнают, какие же именно «зверюшки» захотели учиться в школе и пришли в 1-й класс. В дальнейшем к каждому уроку для поэтапного закрепления даются рисунки «зверюшек». В них частично отражено содержание урока. Не надо искать в этих рисунках точную информацию. Они рассчитаны на создание игровой ситуации на уроке и на развитие фантазии. К этим рисункам даны вопросы. Пусть каждый ученик ответит на них так, как подскажет ему его фантазия.

Окружающий мир

При изучении темы учащиеся должны усвоить, что окружающий мир – это все, что нас окружает. Такой вывод делается из анализа рисунков учебника на с. 10, 11. На рисунках представлен обширный материал для обсуждения, причем в обсуждение необходимо включить и собственный опыт ребят: классу предлагается назвать предметы, с которыми дети постоянно сталкиваются в своей жизни. Важно также, чтобы ученики усвоили, что в понятие «окружающий мир» входят две составляющие: природа и то, что создано людьми.

А как же «зверюшки» представляют себе окружающий мир? Снова учащиеся рассказывают по рисунку. Но здесь, в отличие от работы с предыдущими рисунками, требуется работа фантазии.

В этой теме дети делают первый шаг в освоении информатики: они знакомятся с тем, как человек получает знания об окружающем мире, с ролью органов чувств (без введения понятия «органы чувств») в получении информации. Как результат разговора о работе конкретных органов чувств вводится понятие «наблюдение».

По теме обязательны 1–2 экскурсии, где дети практически закрепляют знания, полученные на уроке в классе, и получают дополнительную информацию и о роли органов чувств в познании окружающего мира, и о самом окружающем мире. Ведущим методом работы на экскурсии продолжают быть наблюдения, только теперь уже в самой природе, которые по специальным заданиям учебника продолжаются детьми во внеурочное время.

Мир людей

Содержание темы составляет преимущественно социология. Здесь дети знакомятся с режимом дня, школой и правилами поведения в школе, изучают состав семьи, ее прошлое, обязанности членов семьи, их заботливое отношение друг к другу, свое место и роль в семье как равноправного ее члена. Важной задачей в этой теме является ознакомление с некоторыми правилами поведения на пожаре, в общении с незнакомыми людьми (ОБЖ). Освоение материала темы идет на исследовательской основе путем наблюдений, самонаблюдений и бесед со взрослыми.

Приведем пример хода исследования ученика на уроке «Твоя дорога от дома до школы». Предварительно дети получают задание понаблюдать и запомнить, что встречается на пути каждого из них от дома до школы.

Урок начинается с анализа, исследования рисунка учебника, на котором изображен путь ученика. Эта работа оживит, а в известной мере уточнит и систематизирует собственные предварительные наблюдения своего пути.

Последние и служат основанием организации следующей работы на уроке: несколько учеников рассказывают о своем пути в школу. Особо выделяются опасные места. Например, дорога с транспортным движением, какой-то водоем, овраг, лес и т.п. Теперь учащиеся закрепляют знание своего пути в практической деятельности: в рабочих тетрадях в задании 10 фиксируется выполненное исследование – дети изображают свой путь, отмечая красным цветом опасные места. Обобщению материала урока способствует вопрос учебника: «Почему важно хорошо знать свою дорогу от дома до школы?» Как видим, материал урока имеет не только социальную, но и здоровьесберегающую направленность.

Будь здоров!

Сохранению и укреплению здоровья ребенка мы уделяем особое внимание, уже в 1-м классе закладывая содержательную линию «Здоровье», которая проходит через весь курс до 4-го класса как в виде самостоятельных тем, так и на основе интеграции в другие учебные темы. Пример такой интеграции мы уже показали выше. Важной особенностью подачи этого материала является не только ее исследовательский характер, но и направленное развитие собственной ответственности за состояние своего здоровья. В 1-м классе дети закрепляют и осваивают простейшие правила личной гигиены, сохранения и укрепления осанки, зрения, слуха, предупреждения простудных заболеваний, травм дома и на улице, правила оказания первой помощи при несложных травмах, некоторые правила безопасности на дорогах с транспортным движением. Особенностью методики изучения материала этой темы является ее практическая направленность. Правила не формально сообщаются детям, а выводятся на основе рисунков, жизненного опыта детей, их предварительных наблюдений. Важную роль играют практические работы, которые предложены учителю в методических рекомендациях по большинству уроков данной темы.

Приведем фрагмент урока на тему «Береги зубы». Предварительно дети получают задание понаблюдать, какую работу выполняют зубы. Это даст хороший материал для беседы на уроке о значении зубов и о необходимости сохранить их здоровыми.

Как это может делать сам ребенок? Для выяснения правил сохранения зубов используется уже имеющийся опыт детей и рисунки учебника на с. 60, 61. В заключение формулируются правила ухода за зубами. Если в ходе обсуждения были названы правила, отличные от того, что дано в учебнике, они включаются в перечень.

В задачу урока входит закрепление и развитие умения чистить зубы. Для этого проводится практическая работа. В методическом пособии дана подробная методика организации и выполнения этой работы. Задание рабочей тетради с рисунком – «Оцени, как дети относятся к своим зубам» – позволит ученику применить свои знания.

Природа

При изучении данной темы у учащихся формируются первоначальные понятия о неживой и живой природе, о погоде и ее составляющих, о многообразии растений и их строении, о животных и их группах. В методике преподавания этой темы особую роль играют наблюдения, практические работы на уроке, применение приема классификации. Изучение природы не должно проводиться только в классе, поэтому по теме предусмотрены специальные экскурсии.

Вот как можно изучать с первоклассниками тему «Растения в хозяйстве человека». Перед ознакомлением с этими растениями дети по предварительному заданию – «Какие растения выращивают люди?» – во внеурочное время проводят наблюдения. В методических рекомендациях мы дали советы учителю о возможностях ребенка выполнить данное наблюдение. Можно с родителями зайти в овощной магазин или на рынок. Овощи и/или фрукты в любом доме используются для приготовления пищи. Родители, да и многие первоклассники обычно знают их названия. Если названия каких-то растений не известны, дети устно описывают, какие они, не называя.

На урок несложно принести некоторые овощи и фрукты, предварительно обязательно их вымыв. Оптимально, если они будут на столах у учащихся.

Знакомство с этими видами растений можно начать с беседы по рисункам учебника, а затем перейти к наблюдениям детей или наоборот.

По ходу беседы можно закрепить знания частей растений и умение их отличать. Поэтому для двух-трех растений, части которых дети определят безошибочно, можно предложить назвать и показать эти части.

На рисунках учебника первоклассники могут допустить ошибку лишь в одном случае: они клубень картофеля могут назвать корнем. Это неверно. Поэтому не следует давать данное задание применительно к клубням картофеля.

На предыдущем уроке была выполнена практическая работа по составлению характеристики растений. В учебнике на с. 92 дан план описания растения. Это умение также можно закрепить сейчас, предложив классу дать устно описание одного-двух растений или отдельных их частей.

«Итак, все эти растения выращивают люди. Давайте придумаем им общее название». Учащиеся предлагают названия. Вряд ли они назовут их культурными. Поэтому учитель, выслушав несколько ответов детей, предлагает обратиться к учебнику и узнать, как в нем названы эти растения. Название может прочитать кто-то из детей. Если в классе читающих детей нет, читает сам учитель. Так вводится первоначальное понятие «культурные растения».

С какой целью люди выращивают эти растения? Жизненный опыт первоклассников здесь достаточен. Поэтому беседа, общение будет в необходимой степени продуктивной.

Россия – наша Родина

Изучение материала темы идет в соответствии с принципом «от близкого к далекому»: от родного населенного пункта своей малой Родины к стране как большой Родине. Источником знаний по первой части содержания являются наблюдения, беседы со взрослыми. Ведущей формой организации учебной деятельности детей здесь станут экскурсии. Основной задачей изучения этой части темы является формирование первоначального понятия «малая Родина».

Затем от понятия «малая Родина» переходим к понятию «страна Россия – Родина». Дети знакомятся с праздниками России, ее гимном и флагом, с Москвой как столицей России и некоторыми ее достопримечательностями.

Заключение

Основная задача этого раздела – обобщение изученного за год путем выявления того, что было детям на уроках по окружающему миру интересно, полезно, трудно. Здесь важно поддержать проявление индивидуальности детей.

Дидактическое обеспечение курса в 1-м классе

1. Клепинина З.А. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005.

2. Клепинина З.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005.

3. Клепинина З.А . Окружающий мир. Рекомендации для учителя. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005.

4. Клепинина З.А . Окружающий мир: Тесты. 1 класс. Тула: Родничок, 2003.

5. Игровые пособия из серии «Волшебный шнурок»:

а) Клепинина З.А . Растения и грибы. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005;
б) Клепинина З.А. Животные. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005;
в) Человек и природа. М.: АСТ ПРЕСС школа, 2005.

6. Клепинина З.А . Окружающий мир. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу. Серия «Оценка знаний». М.: Вентана-Граф, 2005.

Ушинский К.Д. Родное слово. (Книга для учащих). Год первый. СПб., 1864. С. 30.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.; Л., 1948–1952. Т. 7. С. 246.
Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий. Известия АПН РСФСР. Вып. 28. М., 1950. С. 6.
Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 447.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Издавна берёза считалась особо почитаемым деревом у российского народа, потому что с ней связано немало обычаев.например, крестьянские девушки заплетали в косы берёзовые ветки, а затем следили: если заплетённые ветки не увядали быстро жди хороших событий, а если увядали скоро плохих. Другое поверье гласило, что если берёзу уважить, воздать ей почести, то она передаст свою буйную силу хлебному полю. Поэтому люди старались вокруг своих полей посадить как можно больше берёз. Ещё одно преданье связано с верой в целительную силу берёзовых листьев.отваром из свежих листьев хозяйки промывали всю избу. Считалось, что это сохранит дом от болезней и несчастий. Также наши предки мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа. Век березы 300 лет. Но столько она живёт редко лет вот предел жизни современной берёзы. Основная причина её гибели болезни, и главные их виновники любители берёзового сока. Берёза красива в любое время года. Ранней весной, когда ещё и снег не весь растаял, ветви берёз темнеют, тяжелеют и берёзовая роща напоминает кружево, сплетённое из чёрных и белых нитей. В это время начинается сокодвижение. Птицы и звери любят лакомиться берёзовым соком. Меньше всего его берут птицы: проделает лесная пичужка клювом дырку в стволе и пьёт сок. Чуть больше берёзового сока отбирают зайцы. Откусит косой кончик веточки и, став столбиком, слизывает вытекающие капёльки. Довольно много сока теряет берёза из-за медведей. Медведь проделает когтём царапину в коре и тоже лижет берёзовую соковицу. Но это беда не так велика, как та, что приносят берёзе люди, собирающие сок они берут его больше всех. Но вот распустились берёзовые листья, и будто лёгкой прозрачной зелёной дымкой покрылась берёзовая роща. Золотая осень своим названием во многом обязана берёзе, так как осенние листья дерева желты, как этот драгоценный металл. Немало русских художников воспели золотую берёзу в своих произведениях. Одно из них картина И. И. Левитана «Осень» Стройная белоствольная берёза одно из самых распространённых деревьев средней полосы России, с которой связано много древних обычаев и поверий. Может быть, поэтому она неофициальный символ России. (По материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» 3. А. Клепининой)

2 Метапредметная олимпиада по литературному чтению и русскому языку для обучающихся 4-х классов (демо версия) Фамилия Имя школы 1. Подумай, какова главная мысль текста. Выбери подходящий заголовок. А. Берёзовый сок Б. Обычаи наших предков В. Секреты берёзы Г. Красота русской берёзы 2. Заполни таблицу, используя данные текста. Народный обычай, связанный с берёзой Народное преданье, Народное поверье, 3. Прочитай план к тексту. Пронумеруй название частей по порядку. Берёза ранней весной. Век берёзы. Символ России. Берёза осенью. Берёза особенное дерево. 4. Найди в тексте информацию о том, кто любит лакомиться берёзовым соком. Подпиши части круговой диаграммы. 5. Берёзе посвящено много произведений литературного творчества. Определи их жанры. 1) Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли-люли, стояла. Люли-люли, стояла.

3 2) Берёза крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет. 3) Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец. 4) Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. 5) «Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами. Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами». Русский язык 1. Объясни, как ты понимаешь смысл устойчивых выражений. Воздать почести А. Встретить с почётом Б. Проводить с почётом В. Поблагодарить Г. Высказать своё уважение Буйная сила А. Страшная сила Б. Мощная сила В. Природная сила Г. Тихая сила 2. Объясни лексическое значение слов, разбери их по составу: сокодвижение соковица

4 3. Найди в тексте прилагательное, характеризующее берёзу, которое употреблено в переносном значении. Запиши его. Выпиши из текста предложение, которое объясняет, почему так говорят. 4. Прочитай ряд слов. Заполни таблицу. Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзы, берёзки, берёзонька, по берёзе Формы одного и того же слова Родственные слова 5. Мы привыкли считать слово «берёза» словарным, т.е. таким, где нельзя проверить безударную гласную в корне. Однако с точки зрения этимологии (науки об истории происхождения слова) это можно сделать. Слово «берёза» образовалось от очень древнего славянского корня «бе». Выберите правильное значение данного корня. А. береговой Б. бедный В. беговой Г. белый

5 Ответы В 2. народный обычай, связанный с берёзой Крестьянские девушки заплетали в косы берёзовые ветки, а затем следили: если заплетённые ветки не увядали быстро жди хороших событий, а если увядали скоро плохих. Литературное чтение народное преданье, Отваром из свежих листьев хозяйки промывали всю избу. Считалось, что это сохранит дом от болезней и несчастий. Также наши предки мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа. народное поверье, Если берёзу уважить, воздать ей почести, то она передаст свою буйную силу хлебному полю. 3. Берёза ранней весной. 2. Век берёзы. 5.Символ России. 4.Берёза осенью. 1. Берёза особенное дерево. 4. птицы зайцы люди медведи 5. 1) песня 2) пословица (поговорка) 3) загадка 4) стихотворение 5) рассказ 1. Г. Б. Русский язык 2. Сокодвижение движение сока в стволе берёзы. Соковица берёзовый сок.

6 3. Золотая берёза Золотая осень своим названием во многом обязана берёзе, так как осенние листья дерева желты, как этот драгоценный металл. 4. Формы одного и того же слова Берёза, берёзы, по берёзе Родственные слова Берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзонька 5.Г


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 96 Проект «Люблю березку русскую» Воспитатели: Саидова Е. С. Стрельникова А. А. Объект исследования: березы, растущие

Проектная работа «Отчего так в России березы шумят?...» Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы. Олег Шестинский Берёза

Открытое занятие по изобразительному искусству «Березовая роща» Тема занятия: «Березовая роща» Цель занятия: научить выполнять краткосрочный этюд гуашью на тонированной основе. Задачи: Обучающая закрепить

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

Министерство образования Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Ясли-сад 350 города Минска» ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Образовательные задачи: 1. Формировать представление о России. 2. Расширить и уточнить представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления

Познавательно исследовательская деятельность Во время прогулки в старшей группе «Солнышко» «В гости к березке». Цель: Расширить знания детей о березе. Задачи: Обучающая: Обратить внимание на красоту природы;

Проект «Люблю березку русскую» Белоствольная березка Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. Н. Меркушова Актуальность Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза под моим окном» Старшая группа

Мастер-класс по теме «Люблю берёзку русскую!» 1. Эмоциональная разминка. - Поговорим? - Поговорим! - А знаете о чём? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим? - Поговорим!

Тест 1. Текст 1 Фамилия, имя: 1 Прочитай стихотворение Тимофея Белозёрова. Так бело что даже больно глазам! Снег на ветках берёз, на крылечке; Ребятишки торопятся к речке, Струйки дыма ползут к облакам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 34 «Аленушка» Павлово Посадского муниципального района Московской области Конспект непосредственно образовательной

Воспитатель Зайцева Ирина Валентиновна (I кв. категория) Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Здравствуй, гостья зима» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ. Интеграция образовательных

Тема: «Белокурая берёза символ Родины моей» Цель: Воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней. Задачи: Образовательные: - расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о

С. Есенин «Черёмуха» Интегрированный урок чтения и музыки Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, портрет С. Есенина, открытки из серии «Дом-музей С. Есенина», гербарий с цветами черёмухи.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск» Выполнила: Педагог дополнительного образования по ИЗО Семёнова Елена Александровна

Научно-исследовательская работа Берёза хранитель семейных традиций Выполнил(а): Очирова Алтана Сергеевна учащаяся 2б класса МБОУ Загустайской СОШ Руководитель: Бадмаринчинова Туяна Намхаевна учитель начальных

По картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь.» Зимним холодом пахнуло На поля и на леса Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит Вы, проворные ткачи Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей Заколдован

КДР, 1 класс Вариант 1, Май 2012 Краевая диагностическая работа Фамилия, имя СОШ г. (р-на), класс 1 ВАРИАНТ 1 1. Прочитай текст Однажды летом нёс зайчик лист капусты. Лист был большой и круглый. Вдруг

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление детьми описательных

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад 6» г. Торжок Открытое занятие по художественному творчеству (рисование) на тему: «Осеннее дерево» средняя группа Паршина О.А. Октябрь 2013 г. Программные

Художественно-эстетическое развитие. Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Осень». Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» 1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с.усть - Ухта «Склонение имѐн прилагательных» Конспект урока по русскому языку в 4 классе Учитель Алисултанова

МДОУ ИРМО «Усть-Кудинский детский сад» План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе Составила: Хороших Н.А. воспитатель Цель: создать условия для расширения представления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия - наша Родина» Логопедическая

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Теремок» «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности» Выполнила: воспитатель

Итоговая контрольная работа по литературному чтению Вариант 1 1.Прочитай текст. О берёзе С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Белоствольная лесная красавица дерево жизни и

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 14 «Центр образования» города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное

Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

Кареева Наталья Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Енисейска Красноярского края КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ТЕМУ «БЕРЕЗА

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Золотая осень» Задачи: 1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит

Конспект открытого урока по ИЗО в 6 классе учитель Пронина Н.Н. «В осеннем лесу, парке.» Цели урока: - обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

МБОУ «Средняя школа 2» г. Велижа Смоленской области Берёза символ России исследовательский проект Выполнила работу: Боготошвили Мария, ученица 4 «А» класса Руководитель проекта: Береснева Светлана Васильевна,

Минав Нина Федоровна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яндыковская средняя общеобразовательная школа» с. Яндыки Лиманского района Астраханской области ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ. УРОК-ПРАЗДНИК

Зачетная работа по литературному чтению 2 класс Фамилия, имя Класс Ветер и Солнце Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Русская красавица береза» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

02/02/14 Русский 3-а Занятие 16 Имя Задание 1: Прочитайте стихотворение Сергея Есенина. Берёза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились

Тема: Состав слова Урок в 3 классе Цели урока: - углубление представлений учащихся о значимых частях слова; - формирование навыков грамотного письма, умений разбирать слова по составу; - развитие внимания,

17. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ 2013 год 1 Дата проведения: 5 июня. Время проведения: 9 часов. Место проведения: участок детского сада. Действующие лица: взрослые (ведущая, дед Лука); дети старшей группы;

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: «Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра по теме: «Красавица-зима».

Формировать умения писать безударные личные окончания глаголов; - Развивать умение правильно строить и употреблять предложения; - Прививать любовь к природе и бережно к ней относиться. - Сегодня мы будем

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ УЧИМ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой,

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ БЕРЕЗА СИМВОЛ РОССИИ подготовила: Воспитатель подготовительной группы Усанова Ольга Николаевна Дети подготовительной группы 2 «СОЛНЫШКО» Название своё дерево получило по цвету

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 01 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 01 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

3. Наблюдение за сложными словами, их лексическим значением, образованием этих слов; выделение в сложных словах корней и соединительных гласных о и е. Выполнение заданий (учебник, упр. 138, с. 77). 4.

Конспект урока по литературному чтению (2 класс). Школа «2000» Тема: «Как появились разные народы (долганская сказка)» Ход урока: I. Самоопределение к учебной деятельности. 1) Мотивировать к учебной деятельности

Организованная образовательная деятельность Дата проведения: 15 апреля Место проведения: групповая комната Кол-во участников: 13 детей Организатор мероприятия: воспитатель Конспект занятия по экологии

Г. Кунгур Учитель начальных классов Казаринова Л.Е. Урок проведен 20 октября 2016 г. Проект урока Предмет: русский язык Класс: 3 класс (1 четверть). Тема урока: Подробное изложение по произведению Н. Сладкова

Праздник русской берёзки. «Где береза вырастет, там русский человек приживется». (Народная мудрость) Цель: Обобщить и закрепить представления детей о берёзе как о символе России. Задачи: Воспитательные:

КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ РУССКИЙ ЯЗЫК К УМК В.П. КАНАКИНОЙ, В.Г. ГОРЕЦКОГО 2 КЛАСС УРОК 10 14.09 (входящий) Цель: проверить сформированность навыков письма и правописания за 1 класс У Веры жил

МБДОУ «Детский сад 2 комбинированного вида» пгт Жешарт Воспитатель: Елена Леонидовна Москотельникова Жешарт 2016г. Участники проекта: педагоги, дети, родители Срок реализации проекта: краткосрочный Вид

120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина Сергей Александрович Есенин (1895 1925) великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. Детство

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Тест по сказке «Снегурочка» 2 класс. 1.Эта сказка называется: а) Снегурочка б) Девочка Снегурочка в) Снегурка 2. Кто написал эту сказку: а) авторская сказка б) русская народная сказка в) тихая сказка 3.Снегурочку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 27 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Конспект Экологического КВН в старшей