Природа в "Слове о полку Игореве". Описание русской природы в поэме. Сочинение русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
«Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось» .
Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому! » В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше» .
Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое» , Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе» .
Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа» , соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа! » Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе» .
Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы. Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выс

до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Поход состоялся раннею весною 1185 года. Кроме самого Игоря Святославича, в нем участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский. В походе у берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не повернул назад. У Оскола к войску Игоря присоединился его брат Всеволод Буй-тур князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские разведчики донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Разведчики советовали возвратиться. Но вернуться домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти. Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных. На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу, стали наступать на русских. Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе и конной княжеской дружине и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. На рассвете утром вспомогательные полки дрогнули. Игорь поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, в расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело несчастные последствия для всей Русской земли. Никогда еще до того русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.

В плену Игорь пользовался относительною свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился половецкий хан Кончак. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти не славным путем, но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Ярославль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать. Время для бегства было выбрано вечернее при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки.

В Слове о полку Игореве нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей хищных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как грустно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше. Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря н его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Автор Слова напоминает русским князьям, как они сильны, как сильна их дружина, и просит их 1 ступить в стремя за землю Русскую, за раны Игоревы. Обращаясь к Ярославу Галицкому, автор говорит, что он подпер горы венгерские своими железными полками, загородив путь венгерскому королю, затворив ворота Дунаю. Автор Слова видит русских князей могущественными и славными.

Помогите пожалуйста написать анализ стиха Рубцова "По вечерам") 1. О чем это стихотворение? 2. Каким настроением проникнуто? Есть ли его

изменение?

3. Какие картины и образы нарисовал поэт?

4. С помощью каких изобразительно-выразительных средств он их создал?

5. Реалистичны или символичны пейзажи 9картины)?

6. Попробуйте определить стихотворный размер.

7. Какие чувства переживает лирический герой?

8. Что привлекло вас в этом стихотворении? Что нового, по-вашему, сказал поэт о Родине и природе?

1.В каком предложении НЕТ пунктуционной ошибки?

1)Благоухая травы сохли, дымясь, курились облака.
2)Листва берёз висит, не шелохнувшись роса стекает по белым стволам.
3)Туман, редея, ползёт вверх.
4)Журавли плыли купаясь, в голубезне неба.
2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Узнав о поражении своих войск,
1)страшный гнев овладел Дарием
2)Дарий страшно разгневался
3)царём дарием была собрана огромная армия.
4)Дарием было принято решение собрать новую армию.

Заранее..огромное спасибо:3

Выделить обособленные члены в тексте: Слово о полку Игореве" - настоящая жемчужина древнерусской

литературы. Автор "Слова..." был образованнейшим человеком своего
времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель
страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать,
что автор был дружинником, участником похода Игоря. Персонажи
произведения - это русские люди, жившие и действовавшие в один из
переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно
бившийся "с погаными половцами", - патриот и бесстрашный войн.
Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного
государственного деятеля и мыслителя. Его "золотое слово" - это
горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о
судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска - горький упрёк
самонадеянным князьям-братьям. Величественный образ Руси в поэме
неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной истории, о
её настоящем и будущем.

1.Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки.2. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко

укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
3.Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. 4.Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. 5.Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. 6.Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. 7.Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. 8.Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. 9.В мире воцарилась особенная тишина, изредка нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
10.Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

1. Выпишите грамматическую основу предложения 2
2. Выпишите слова с приставками из предложения 10
3. Выпишите глаголы сов. вида из предложений 1-2
4. Выпишите словосочетание сущ+сущ из предложения 2
5. Из предл. №5-10 выписать номер предложения с однородными сказуемыми
6. Из предл. 8-10 выписать № предложения с обособленным прич. оборотом
7. Указать грамматическую основу предл. 2


А Святослав мутный сон видел. «В Киеве на горах этой ночью с вечера, – сказал он, – укрывают меня черным плащом на ложе тисовом, черпают мне темное вино, со скорбью смешанное, сыплют мне пустыми колчанами неверных язычников-толмачей крупный жемчуг на грудь и оплакивают меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю эту ночь с вечера Бозовы вороны начинали взграи вать, у Плесеньска на низком берегу разверзлись овраги Кияни, и простерлись они до синего моря».

И сказали бояре князю: «Уже, о князь, скорбь ум заполонила; это ведь два сокола слетели с отеческого золотого стола поискать града Тмуторокани или хотя бы испить шеломом Дона. Ведь уже тем двум соколам крылышки подрезали саблями неверных, а их самих опутали железными путами. Ведь темно стало в третий день, два солнца померкли, оба багряных столпа погасли и в море погрузились и великое беспокойство подали хинам, и с ними два молодых месяца, оба тьмой заволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла, по Русской земле разбежались половцы, как выводок гепардов. Уже пала хула на хвалу, уже набросилась нужда на волю, уже низринулся Див на землю. Ведь уже и готские красавицы запели на берегу синего моря, звеня русским золотом, поют время Воза, лелеют месть за Шарукана. А мы уже – дружина – жаждем веселья!»

Тогда великий Святослав изрек золотое слово, со слезами смешанное, и вот что сказал: «О мои племянники, Игорь и Всеволод! Рано вы начали землю Половецкую мечами тревожить и себе славы искать. Но по чести не одолели, не по чести кровь неверных пролили. У вас обоих храбрые сердца выкованы из твердого, тяжко ранящего металла-харалуга и в ярости закалены. Что же вы сотворили моим серебряным сединам? Ведь уже не вижу я власти сильного и богатого и повелевающего многочисленными войсками брата моего Ярослава, и с черниговскими старшинами, и с могутами, и с татранами, и с шельбирами, и с топчаками, и с ольберами. Те ведь без щитов с засапожными ножами кликом полки побеждают, звеня в прадедовскую славу. Но сказали вы: «Оба сами наберемся мужества: прежнюю славу сами поддержим, а будущую между собой поделим!» А диво ли, братья, старому помолодеть? Даже когда сокол линяет, высоко птиц взбивает – не даст гнезда своего в обиду. Но вот беда – не желают князья мне помочь. Наизнанку времена обернулись».

Вот уже у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен. Скорбь и горе сыну Глеба!

Могучий князь Всеволод! У тебя и в мыслях нет прилететь издалека защитить отцовский золотой престол! Ведь ты можешь Волгу веслами раскропить, а Дон шеломами вычерпать. Был бы ты здесь, то была бы невольница по ногате, а невольник по резане. Ведь ты можешь посуху живыми шереширами – огненными снарядами – стрелять, удалыми сынами Глебовыми!

Ты, о храбрый Рюрик, и Давыд! Не ваши ли воины золочеными шеломами по крови плавали? Не ваши ли храбрые дружины рычат как туры, раненные саблями калеными в поле неведомом? Оба вступите, владыки, в золотое стремя за обиду этого времени, за раны Игоревы, храброго Святославича!

О Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом престоле. Ты запер горы угорские своими железными полками, преградив венгерскому королю путь, затворив проход к Дунаю, перебрасывая грузы через облака, суды творя до Дуная. Грозы твои по землям текут, открываешь ты Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй, владыка, Кончака, поганого кощея-смерда за Русскую землю, за раны Игоревы, храброго Святославича!

А ты, о храбрый Роман и Мстислав! Храбрая мысль направляет ум у вас обоих на подвиги. Высоко летаешь ты на подвиги в ярости, как сокол на ветру распростершись, желая птиц в неистовстве одолеть. Ведь есть у вас обоих железные нагрудники под шеломами латинскими. Под теми вздрогнула земля и многие страны – хинова, литва, ятвяги, деремела и половцы свои сулицы побросали и свои головы склонили под теми мечами харалужными. Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет, и деревья не к добру листву потеряли – по Роси и по Суле города поделили, а Игорева храброго войска не воскресить. Дон тебя, князь, кличет и зовет князей на победу. Ольговичи, храбрые князья, поторопились на брань.

Ингварь, и Всеволод, и все трое Мстиславичей, не худого гнезда шестокрыльцы! Несправедливыми жребиями расхватали вы себе владения! Где же ваши золотые шеломы, и сулицы ляшские, и щиты? Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, храброго Святославича!

Ведь уже Сула не течет серебряными струями к граду Переяславлю, и Двина уже болотом течет к тем грозным полочанам под кликом неверных. Один только Изяслав, сын Васильков, позвонил своими острыми мечами о шеломы литовские, превзошел славу деда своего Всеслава, а сам под червлеными щитами на кровавой траве повержен литовскими мечами. Текла юная кровь его, и сказал он: «Дружину твою, о князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали!» Не было там ни брата Брячислава, ни другого – Всеволода, и совсем один ты изронил жемчужную душу из храброго тела через золотое ожерелье. Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городеньские.

Ярославичи и все внуки Всеславовы! Опустите стяги свои, вонзите в землю свои мечи, покрытые позором, ведь уже выпали вы из дедовской славы. Ведь своими раздорами вы начали наводить неверных на землю Русскую, на богатства Всеслава, из-за раздоров случилось насилие от земли Половецкой!

На седьмом веке Трояновом кинул Всеслав жребий ради девицы, ему любимой. Он, хитростями подпираясь, добыл коней, и прискакал к граду Киеву, и едва дотронулся древком золотого престола Киевского. Прыгнул он рысью в полуночи из Белгорода, завесился синей тучей, урвал удачи с три куска – отворил врата Новгороду, расшиб славу Ярославу, прыгнул волком до Немиги – сдул ток. На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Кровавые берега Немиги не добрым зерном были засеяны – засеяны костьми русских сынов. Всеслав-князь людям суд творил, князьям города дарил, а сам по ночам волком рыскал, из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани, великому Хорсу волком перебегал дорогу. Ему в Полоцке позвонили к ранней заутрене у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал. Хоть и была вещая душа в другом теле, но часто страдал он от бед. Ему вещий Боян и давнюю припевку-поговорку изрек, мудрый: «Ни хитрому, ни разумному, ни колдуну искусному суда божьего не миновать!»

О, стонать Русской земле, вспомнив прежние времена и прежних князей! Того старого Владимира нельзя было приковать к горам Киевским, а ведь ныне одни его стяги стали Рюриковы, а другие – Давыдовы, но в разные стороны бунчуки их развеваются, по-разному копья поют.

К середине XI века у границ Руси появились воинственные степные кочевники - половцы. С тех пор «Поле половецкое» стало источником постоянной опасности для русских людей. Степняки совершали постоянные набеги, грабили скот и имущество, уводили пленников, которых обращали в рабов и продавали на невольничьих рынках. Половецкое войско, состоявшее в основном из легкой конницы, представляло такую силу, что XI веке половцы совершали походы на Венгрию и Византию.

Борьба Руси с половцами шла с переменным успехом. Победы, одержанные в начале XII века русскими войсками, сменились чередой неудач.

В 70-х годах XII столетия хан Кончак, объединивший половецкие орды и сначала участвовавший в княжеских междоусобицах, совершал неоднократные набеги на русские земли. Но в 1184 году русские князья совместными силами дважды разгромили степняков. В этих походах хотел, но не мог принять участия князь крупного удельного Новгород-Северского княжества Игорь Святославович. Поэтому в следующем, 1185, году он, втайне от других князей, пошел в свой собственный поход. Князь хотел единолично разбить половцев, не желая делить с другими победу и богатые трофеи. С собой Игорь Святославович взял только ближайших родственников с их дружинами, а именно: сына Владимира, княжившего в Путивле, брата Всеволода, князя Трубчевска и племянника, князя Святослава Ольговича из Рыльска.

Что произошло дальше, хорошо известно из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей и из памятника древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». В первом сражении с передовым половецким отрядом князь Игорь одержал верх. Но на следующий день, его войско столкнулось с основными, многократно превосходящими силами половцев на реке Каяле. Здесь князь Игорь Святославович потерпел полное поражение, вместе с сыном и другими князьями попал в плен.

«Единоличный» поход Игоря Святославовича на половцев закончился разгромом, не принес ни князю, ни его войску ни победы, ни богатой добычи. Тем не менее автор «Слова о полку Игореве» провозглашает славу новгород-северскому князю, которого с уважением и любовью сравнивает с соколом, с солнцем. Несмотря на тщеславие князя Игоря и его опрометчивое решение в одиночку идти в опасный поход, он проявил лучшие качества русского воина, защитника родной земли. Прежде всего - это решимость в борьбе с врагом. В «Слове о полку Игореве» князь произносит такие слова: «Лучше погибнуть, чем плененным быть… с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». Даже солнечное затмение, которое дружина посчитала плохим знаком, не остановило Игоря Святославовича в его намерении биться с половцами.

Вместе с отвагой князь Игорь проявил такое качество, как стремление не оставить в беде ближнего, прийти на выручку даже с риском для жизни (как через много веков у Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай). Когда стало ясно, что численное превосходство половцев слишком велико, князья со своей конной дружиной могли бы спастись, просто ускакав от врагов. Но они решили остаться и сражаться до конца, потому что в ином случае бросили бы своих пеших воинов один на один с половецкой ордой: «Либо умрем, либо всем вместе живы останемся». Получивший в начале сражения тяжелую рану Игорь не оставил поле боя, а поспешил на подмогу своему брату Всеволоду, которого одолевали половецкие полки. И затем, когда Игорю Святославовичу предлагали бежать из плена, то поначалу он отказывался оставить других пленных, и согласился на побег только, когда стало ясно, что его могут убить, и не будет ему «ни славы, ни самой жизни».

Свою главную победу князь Игорь одержал уже после пленения. Это была победа над устоявшимися представлениями о том, как надлежит поступать русским князьям. Ведь это было время, о котором автор «Слова о полку Игореве» говорит: «И начали князья… сами на себя смуту заводить, а поганые со всех сторон приходили победно на землю русскую». Размышляя о причинах своего поражения, Игорь Святославович вспомнил «что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил.. христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане». Князь Игорь воспринял свое поражение и плен как Божью кару за раздоры, междоусобицы и кровопролитие, которые устроили князья на Руси и в которых он принимал деятельное участие. В летописи приводятся его слова: «И связанного предал меня Бог в руки беззаконникам. Это все воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою».

Сама судьба князя Игоря и его покаяние должны были бы стать уроком в том, что необходимо единство и мир на русской земле. Может быть, тогда итоги битвы на Калке в 1223 году были бы совсем другими, по-другому сложилась бы история нашей страны. Но этот урок не был услышан.

А князь Игорь остался в истории примером мужественного воина, благородного борца с врагами, защитника родной земли.