Мы делили апельсин много а он. Упражнение « Поровну или по честному» « Мы делили апельсин Много нас, а он один…. Упражнение « Ударь или обними»

В этот прекрасный юбилей
Желаем вам всем коллективом
Как можно больше светлых дней,
Чтоб жили вы всегда счастливо!

Пусть будет денежка в кармане,
Любовь, здоровье и друзья,
И все, чего хотите сами,
Чтоб жить, улыбки не тая!

Поздравляем Вас, начальник, с юбилеем,
С этим радостным и светлым днем!
Хоть пред Вами иногда мы и робеем,
Но все ж знаем, что поддержите во всем.

Вы немалого добились в жизни,
Знаем, что и это не предел.
Целеустремленность и харизма -
Вот присущий Вам давно удел.

Мы желаем, чтобы и в дальнейшем
Благосклонна к Вам была судьба,
Чтобы самым ценным, наиважнейшим
Одарила Вас она сполна!

Вот пришел особый день!
У начальства юбилей!
И наряден нынче босс,
Он решит любой вопрос.
Пожелать хотим мы мило
Счастья. Вам от коллектива
Наш особый поздравок,
Чтоб понять туту каждый смог.
Чтоб всегда все получалось,
Чтобы деньги не кончались,
Чтобы все всегда ценили,
Чтобы все-все вас любили!

Всех заслуг и достижений нам не перечесть:
В вас уверенность и сила, в вас надежность есть,
Вы - не просто наш начальник, вы - помощник наш,
Будьте ж вы здоровы, бодры в день рождения ваш!

Пусть же будет юбилей снова даровать
Ориентиры и вершины, что надо покорять,
Нас уверенно ведите, наш путеводитель,
Будьте также энергичны, наш руководитель!

Поздравляем вас с юбилеем! Вы управляете нами с твердостью и уверенностью, свойственной настоящему мужчине. Пусть же эта ваша особенность никогда не покидает вас, а сотрудники никогда не разочаровывают. С праздником, желаем вам успехов во всех сферах жизни.

Нам посчастливилось трудиться под Вашим началом, уважаемый наш директор. Более справедливого, профессионального, внимательного начальника, чем Вы, просто нет. Поэтому Ваш юбилей - и наш праздник. Отметим его качественной, как всегда, хорошо выполненной работой нашего коллектива. Поздравляем Вас!

Вы самый лучший в мире начальник,
Вы мудрый и справедливый.
Для многих вы опытный, честный наставник,
Разумный, строгий, учтивый.

И в день юбилея поздравить хотим,
Желаем здоровья, терпенья.
Пусть радует вас наш коллектив
Мы примем любое решение.

Желаем любви и жизни беспечной,
Пусть свет улыбается вам.
Желаем клиентов и сделки удачной,
Пусть мир упадет к ногам!

Честен, справедлив и строг,
Выполняет точно в срок
Все, что требует работа.
У него одна забота,
Чтобы подчиненные
Не были огорченные.
Поздравить с юбилеем
Спешим вас поскорее,
И пожелаем просто:
Карьерного вам роста!

Собрался весь наш коллектив,
Хотим поздравить с юбилеем,
Подарим мы наш позитив,
Порадовать, конечно, вас сумеем,
И кое-что еще вручаем.
А так же в праздник пожелаем,
Любви, удачи и здоровья,
Что б никогда не знали горя!

На ваших мужественных и стойких плечах держится эта успешная организация. В Ваш замечательный юбилей, в пору самого расцвета Вашего огромного жизненного потенциала желаем стойкой выдержки, непоколебимой уверенности, мудрых решений и только перспективных сделок. С праздником!

Поздравление с Днем Рождения для директора супермаркета

Уважаемый () . От всей души желаем Вам здоровья, неиссякаемой энергии, успехов во всех начинаниях и воплощения самых смелых планов. Пусть Ваша жизнь всегда остается наполненной пониманием и поддержкой вашего коллектива, теплом домашнего очага, любовью родных и близких.

Поздравление с Днем рождения директору

Кто на свете всех мудрее,
Прозорливей и умнее?
Ну, конечно, шеф наш славный,
Наш начальник дорогой!
Наш директор – самый главный,
Он за коллектив – горой!
Мы хотим в Ваш День рожденья
Вам здоровья пожелать,
И успехов, и везенья,
В жизни, чтоб проблем не знать!
Пусть фортуна не изменит,
Ждёт удача в добрый час,
Пусть всегда начальство ценит,
Ну, а мы поддержим Вас!

Поздравления с Днем рождения директору

Сегодня с Днем рождения поздравить мы хотим
Любимого директора - ведь он такой один:
С утра до ночи бегает в заботах и делах,
Решит все неурядицы, ему неведом страх.
Сравнить нас можно с крейсером, а он - наш капитан,
Ведет он нас уверенно к доходным берегам.
Он дело свое знает, он бизнесом живет,
Он парус поднимает, и в бой ведет наш флот.
Он по волнам коммерции проложит верный курс,
И в шторме конкуренции он отвоюет груз.
Налоговые рифы, таможенную мель
Он обойдет умело, войдет в любую дверь.
В ночь или в пору светлую, в затишье иль в грозу,
Благодаря директору всегда мы на плаву.
Он не стоит на якоре, все время он в пути,
Дай Бог ему еще сто лет нас так легко вести!

Поздравление директору шефу с наилучшими пожеланиями

Дорогой наш директор! Примите искренние поздравления и пожелания счастья, здоровья и процветания! Пусть каждый день будет насыщен яркими и интересными событиями и только хорошими новостями! Пусть будет жизнь интересной и радостной! Пусть во всех делах сопутствует удача, и легко воплощаются самые смелые идеи и планы!

Стихотворение поздравление директору школы от учеников

Директору школы – честь и хвала,
Директору школы кричим мы «Ура!»,
Поздравить Вас очень хотим мы с утра,
Сказать пожеланий хотим мы слова!
Пусть будет в порядке все со здоровьем,
Ведь школа без вас прожить не может!
Пусть классно идут все Ваши дела,
Чтоб школа всегда лучшей жизнью жила!
Пусть опыт и знания станут подспорьем,
В больших достижениях трудовых!
Желаем мы Вам с огромной любовью,
В задумках чтоб Ваших большой был успех!

Поздравление с Днем рождения директору от коллег

Поздравляем с Днем рождения!
Пожелать хотим мы вам не мало,
Только прежде чем сказать о главном
Поблагодарить хотим вас для начала
За внимательность к коллегам, сослуживцам
За пример что, вы нам подаете
За идеи что, у вас не мало
За компанию что, вы вперед ведете!
Пожелать хотим, что б ваша мудрость,
Всех по-прежнему на подвиг вдохновляла
Что б здоровье ваше было крепким
Что б компания росла и процветала!

Поздравление директору в День рождения

Уважаемый ______________(имя)! Сердечно поздравляем Вас с Днем рождения и от всей души желаем Вам оставаться таким энергичным и целеустремленным! Пусть в делах Вам сопутствует удача и успех! В семье пусть царит любовь и гармония! С Днем рождения!

Поздравления с Днем рождения директора

Сегодня праздник необычный –
Не Новый год, не Рождество!
Но повод выпить есть приличный –
У нас у шефа торжество!
Наш босс тактичный, справедливый,
И денег даст, когда нужда.
Вещает тихо – некрикливый.
Но за «баклуши» даст «дрозда»!
Для подчиненных он – отрада,
А для других – во всем пример!
И мы его поздравить рады!
Пусть бизнес «прет», не зная мер.
Пусть каждый день его заслуги
Приносят прибыль и успех!
Ну а сейчас, друзья-подруги –
Застолье, выпивка и смех!

Поздравление директору от учеников школы в стихах

Вы - директор не простой,
Вы – директор школьный!
Трудитесь с большой душой,
Чтобы быть достойной
Школе нашей дорогой,
Чтобы была нам не чужой!
В классах – чистота, уют,
Знания, где нам дают!
Педагогов персонал,
Заслужил что всех похвал!
Поздравляем Вас сегодня,
И желаем Вам здоровья!
Достижений Вам огромных,
И решений много добрых!
Много радости, тепла,
Пусть исполнится мечта!

Поздравление директору в прозе красивое

Дорогой наш и уважаемый директор! Мы преклоняемся перед Вашим талантом руководителя: Вы, как настоящий капитан, который уверенно ведет корабль только вперед, умело обходя подводные течения и рифы, минуя мели, побеждая грозы и штормы! Именно поэтому наше предприятие процветает, а, вместе с ним и мы, его сотрудники. Сегодня мы хотим Вам пожелать доброго здоровья, благополучия, осуществления всех Ваших планов и большого семейного счастья!

Поздравление с Днем Рождения директора центрального рынка

Дорогой и уважаемый () . Пусть Ваша жизнь будет насыщена радостными событиями, а ее новые страницы заполняться яркими встречами, приятными хлопотами и плодотворными делами. Крепкого Вам здоровья, мира, оптимизма и жизнелюбия.

Поздравление директору школы от коллектива педагогов в стихах

Коллектив педагогов
Поздравить Вас собрался,
Как повезло, что Вы – директор наш!
Вы делаете все,
Чтоб имидж школы только продвигался,
Великолепно получается у Вас!
Вы – замечательный во всем организатор,
И Ваш талант отметили мы все!
Примите наши от души Вы поздравленья,
Успех пусть ожидает Вас всегда!
Осуществляются пусть планы и идеи,
И не грустить, не огорчаться – никогда!

Поздравление директору с Днём рождения

Вы капитан, что стоит у штурвала,
Ведете корабль по волнам океана!
Боятся и знают про Вас конкуренты,
Вы самый грамотный и компетентный!

Желаем Вам счастливо жить и красиво!
Поздравить стремимся мы всем коллективом!
Вы капитан, посланный Богом,
Пусть беспрепятственной будет дорога!

Поздравление директора от цыган

В проходную спозаранку
Мы всем табором пришли,
Принесли мешок подарков
И медведя привели.
Нас вахтёры не пускали –
Всех пришлось заколдовать,
Секретарше обещали
Милльёнера нагадать.
Нас никто сдержать не в силах,
Мы стоим перед тобой.
Поздравляем, наш любимый,
Наш директор дорогой!
Вместе с нами в этот праздник
Веселись, пляши и пой!
Поздравляем, наш алмазный,
Наш директор дорогой!

Поздравление для директора в прозе

Уважаемый господин директор! Сегодня самый главный и светлый день в Вашей жизни, День рождения! Вами гордится весь коллектив. Вы мудрый и справедливый руководитель, талантливый организатор, непревзойденный специалист! Пусть работа и дом, гармонично перетекая друг друга, дарят Вам комфорт и уют! Планы осуществляются, мечты сбываются, здоровье крепнет с каждым днем! С Днем рождения!

Поздравление с Днем Рождения финансовому директору

Уважаемая (). Примите самые теплые пожелания и поздравления в замечательный день Вашего рождения, который так счастливо совпал с расцветом Ваших творческих сил и возможностей. Желаем Вам долгих благополучных лет, оптимизма, веры в людей, надежды - вечного компаса, любви - смысла нашей жизни.

Юбилейное поздравление для директора школы

Юбилей – событие особое.
Здесь остаться мы не можем в стороне.
Вы не просто Юбиляр – директор школы!
Потому желать будем вдвойне:
Пусть надвое умножается удача,
И сопутствует в делах успех!
Пусть машина будет, дом и дача,
В районо – похвалы и респект!

Поздравление с Днём рождения директора именное

Поздравить с Днем рожденья босса
И привилегия, и долг,
Ни у кого ведь нет вопросов,
вопросов быть здесь не должно.
Достоин наш директор чести,
Повал и многих добрых слов.
Давайте же поздравим вместе
Мы с Днем рождения его!
Пусть жизнь кипит и счастье дарит,
Семья пусть любит, бережет,
Сотрудники пусть только хвалят.
Здоровье также пусть цветет!

Поздравление директору фотостудии

Уважаемый (). Хочется пожелать только светлых дней и радостных моментов в жизни, положительных мыслей, которые сопровождались бы финансовым благополучием и крепли благодаря семейной и дружеской любви. Пусть все творческие планы воплотятся в жизнь.

Поздравление директора с Днем рождения

Уважаемый ______________(имя!), дружно поздравляем Вас с Днем рождения! Желаем Вам счастья, превосходного здоровья, удачи в делах! Мы благодарим Вас за Ваше отношение к своему делу! Наш коллектив гордится таким руководителем, как Вы! С Днем рождения Вас!

Поздравление директору школы от родителей в прозе

Дорогой директор школы!
Благодаря Вам, наша школа является для детей вторым домом. Здесь они не только получают знания, благодаря высококвалифицированным педагогам, но и общаются, приобретают новых друзей и с пользой проводят свой досуг. В школе постоянно внедряются новые обучающие программы, педагоги повышают уровень своего профессионализма, что благоприятно сказывается на уровне развития образовательного учреждения. В этом, конечно, Ваша огромная заслуга, как директора школы. Примите наши искренние поздравления с праздником!
Позвольте пожелать Вам больших успехов в Вашем нелегком труде, крепкого здоровья, сплоченного коллектива и благодарных учеников, а нашей школе – только процветания!

Поздравление с Днем Рождения для директора

Вашей гениальности многие завидуют. И много лет мы знаем вас как доброго мудрого и дипломатичного человека. Все те высоты нашего производства мы достигли только благодаря вашему руководству. Хочу пожелать вам дальнейших успехов и крепкого здоровья.

Поздравление с Днем Рождения директора от сотрудников

Уважаемый _____ (имя)! Поздравляю Вас с Днём рождения. Пожелаю Вам новых смелых идей, которые обязательно воплотятся в жизнь, чтоб Вы с лёгкостью достигали новые вершины, творческой радости Вам и вдохновения!

Поздравление генерального директора с 70-летием в форме капустник

«7» и «0» - сегодня два числа
Благодатью высшею согреты.
Жизнь Вам, словно дар, преподнесла
Руководства мудрые секреты!
Не беда, что годы мчатся вдаль
За неуловимой птицей синей.
И, что на висках видна вуаль
Белоснежная, как зимний иней…
Истина одна известна всем –
Молод человек душой, не телом.
И живет на свете он затем,
Молодость продлить, чтоб добрым делом!

Поздравление с 35-тилетием со дня рождения молодого директора

Сегодня свой небольшой юбилей отмечает наш молодой директор ______________. За довольно короткий срок он вырос от инженера-конструктора до директора предприятия - самого молодого в нашем городе руководителя предприятия такого ранга. Он завоевал уважение всех заводчан своим огромным желанием вывести завод из трудной ситуации, работоспособностью, умением вникнуть в суть поставленной задачи, вдумчивостью, умением выслушать мнение собеседника и в то же время отстоять свое, отзывчивостью к чужим проблемам, верностью данному слову.
Уважаемый ______________! Примите наши сердечные пожелания доброго Вам здоровья на долгие годы, хорошего настроения, успехов в работе на благо завода, выдержки и сил для преодоления всех жизненных неурядиц. Мира, добра и счастья Вам!

Поздравление директора с Днем рождения от коллег

Уважаемый ____________(имя)! Сердечно поздравляем вас с Днем рождения и от всего коллектива желаем Вам успехов на работе и удачи в делах, мира и покоя в семье! А еще хотим Вам пожелать крепкого здоровья, много сил, счастья и тепла!

Поздравление директору от коллег

Вы настоящий лидер нашего коллектива. Вы принимаете ответственные решения и создаете комфортные условия в нашем коллективе. Мы выражаем Вам наши искреннее уважение и от всего сердца поздравляем Вас с праздником.

Поздравление директору шефу от коллег

Мы знаем, это - не предел,
И впереди немало добрых дел!
Потенциал непомерно Ваш велик,
К заветной цели Вы умеете идти!
Желаем мы удачи Вам в делах,
Легко пусть воплощается мечта!
Здоровье пусть крепчает с каждым днем,
К почету, к славе вместе мы идем!

Поздравление с Днём рождения директора школы

С чем сравнить нашу школу? Наверное, с судном,
Что идет, раздвигая волну, словно стену.
И всегда у штурвала, как бы ни было трудно,
Вы, наш мудрый директор, бессменно!
С днем рождения рады поздравить мы Вас,
Капитан наш, что трудную вахту несет!
Обещаем добиться, чтоб каждый наш класс
Был отличным примером во всем!

Поздравление директора крупного завода

Завод, цеха и транспорт, и много ещё дел!
Директор все умеет, как долг ему велел,
И твёрдою рукою умело управлять,
Знать основное, главное, и в мелочи вникать.
Сегодня поздравления, подарки и цветы.
Но свой большой завод, нет-нет, да вспомнишь ты!
Желаем счастья, радости, все планы претворять.
С успехом и удачей вершины покорять!

Поздравление с Днем Рождения для дяди- директора супермаркета

Дорогой наш и уважаемый дядюшка. В этот замечательный день желаем Вам крепкого здоровья, счастья, тепла и уюта в Вашем доме, праздничного настроения, оптимизма и творческого поиска, исполнения всех планов, надежд и заветных желаний. Пусть Ваша жизнь всегда остается наполненной пониманием и поддержкой вашего коллектива, теплом домашнего очага, любовью родных и близких.

Поздравления директору с Днем рождения

Многоуважаемый директор!
Мы Вас поздравляем с Днем рождения!
Пусть зимой, весною, даже летом
Греют душу эти поздравления.
Пусть душа поет, а не трепещет,
Пусть здоровье крепнет с каждым годом,
Пусть Вам будет хоть немного легче,
Ведь проблем бывает слишком много.

Пожелание на день рождения директору в стихах

Вы восхитительный директор,
Своей и нашей жизни - архитектор!
Вы управляете так эстетично,
И с подчиненными общаетесь тактично!
Хотим мы теплые сказать слова
И в день рожденья пожелать тепла,
Заботы и веселья,
Шампанского рекой и сладкого варенья!
Здоровья, счастья бесконечного!

Поздравление директору с 50-летием

Сегодня Вам полвека...
Солидный юбилей!
Нет лучше человека,
Добрее и светлей!
Директор наш - что надо!
Толковый, мудрый шеф.
Пусть счастье валит градом,
И полон будет сейф!
Еще лет пятьдесят
Пусть светит Вам звезда!
И зорким будет взгляд,
А жизнь любви полна!

Поздравление с Юбилеем для директора проектного института

Уважаемый господин директор! Сегодня мне выпала честь поздравить Вас с Юбилеем от всего коллектива нашего института! Пусть Ваша твердая, но справедливая рука ведет нас вперед к новым вершинам и достижениям, научным открытиям и изобретениям! Вы гениальный руководитель и замечательный человек, мудрый политик и искусный стратег! Желаем Вам и Вашим близким неподдельного счастья, крепкого здоровья, финансовой стабильности и благополучия! С праздником!

Поздравление директору шефу

С огромной радостью мы шефа поздравляем,
Успехов и достатка пожелаем!
Пусть в гору процветают все дела,
Зарплата наша, чтоб скорее возросла!

Поздравление финансовому директору

От всей души, в хороший день мы Вас хотим поздравить.
Вы – важный в фирме человек, отличный муж, начальник.
Хотим Вам счастья пожелать, больших успехов всюду.
Пусть фирма процветает наша, а дом Ваш будет «полной чашей».

Поздравления с Новым годом директору в стихах

Желаем в Новом Вам году,
Быть, как положено коту!
Милым, ласковым, ручным
И без претензий к остальным!
Желаем Вам, директор наш!
Чтоб Вы, как главный персонаж,
Были немыслимо щедры!
Добры, наивны, веселы!
На самом деле шутки прочь,
Желаем всё Вам превозмочь!

Поздравление с Днем рождения и Юбилеем директора

Сегодня слов ты не жалей,
У нашего директора, все знают – юбилей.
Поздравить с Юбилеем от души хотим,
Слова-поздравления всем сказать дадим.
Юбиляру нашему не так много лет,
Но всегда он вовремя может дать совет.
Стратегию верную директору избрать,
Чтобы конкурентов всем нам разогнать.
Коллектив наш дружный его уважает.
Мудрости в решениях принятых желает.
Здоровья богатырского, еще раз с Юбилеем,
Под Вашим руководством достичь всего сумеем.

Поздравление с Днем рождения директора от коллег

Позвольте поздравить вас с глубоким чувством уважения и почтения с Днем Рождения. Что еще можно пожелать вам в этот день, каких еще благ, какого счастья? Желаем никогда не унывать, не знать болезни и ненастья и чтобы все дела по-прежнему успешно спорились, и бизнес был на должном уровне.

От души поздравления шлем,
Вспоминая те лучшие дни,
Когда Вы в управлении своем
Нас жалели, давали остыть.

Пусть же в жизни отныне всегда
Будет место для отдыха Вам,
Не болеть, не страдать никогда!
Пусть наградою будут года!
Знаем, ждут горизонты иные,
Ждет успех и расцвет впереди.
Для Вас главное – думать смелее,
Не сбиваясь, до цели дойти!

Смешные поздравления с новым годом директору в стихах

Босс, конечно, - высший класс,
Идеал всегда для нас!
В Вас – большой потенциал,
Каждый б это понимал!
Ну, а мы про это знаем,
Потому и поздравляем!
И за это мы хотим,
В новый год – огромный пир!
Ну, конечно, в честь зарплаты,
Что давно повысить надо!
С Новым годом, дорогой,
Коллектив всегда с тобой!

Поздравление с днем Рождения директору стадиона

Уважаемый (). Примите самые теплые и сердечные поздравления с Днем Рождения. Вы яркий и авторитетный человек, посвятили всю жизнь нашему спорту и его престижу в мире. Пусть ваше служение Родине будет всем примером. Удачи вам и крепкого здоровья.

Поздравления для генерального директора

Очень нужная должность генеральный директор, а в обиходе, просто генерал. Мы вас сегодня поздравляем, и каждый Вас поздравить очень рад! Вы добрый, бескорыстный, обаятельный и пунктуальный. Во всех делах желаем процветания, пусть сказочный доход течет рекой!

Уважаемый () . Под Вашим руководством в хозяйстве проделана значительная работа по внедрению в производство современных технологий выращивания огурцов и томатов, расширению ассортимента овощных культур, что способствовало росту урожайности и валовых сборов овощей. Желаю Вам и Вашему предприятию дальнейшего успешного продвижения по пути процветания, несмотря на трудности современной экономической ситуации.

Поздравление директору совхоза

Здоровья вам, как картофель, крепкого
И счастья, как цвет розы, пылкого.
Любви вам страстной в цвет помидора,
Не видеть вам в семье раздора.
Чтоб все проблемы разлетелись, как горох,
Желаем мирных, тихих, ровных вам дорог.
Как цукини, длинных вам счастливых дней,
Чтоб, как подсолнух, дети радовали вас в ней.

Поздравления бывшего директора с Днем рождения

Не считаем Вас мы просто бывшим,
С Днем рожденья поздравляем Вас!
Не по долгу, и не по привычке,
Отмечая дату много раз.
Поздравляем по призванью сердца
И желаем счастья и добра,
Чтоб могли в кругу друзей согреться,
Добрых слов, сердечного тепла!

Поздравление директора банка

Директор и банкир сплелись в твоей судьбе,
Удачи на пути в финансовой борьбе!
Еще желаем счастья и прибылей больших!
Партнёров только честных, как слитков золотых!
И поздравляя искренне, от сердца, от души,
Меркурий пусть советы даёт тебе в тиши!
Удача будут спутником верным навсегда,
И банк стоит твердыней на долгие года!

SMS поздравление директора цементного завода с Днем Рождения

Много нужно нам цемента,
Можешь ты помочь нам в этом,
Тебя сегодня поздравляю,
Отправь вагон нам, заявляю!

Поздравление директору на День рождения

Уважаемый __________(имя, отчество)! От всего коллектива поздравляем Вас от души и желаем Вам здоровья, удачи, процветания, прожить на свете целый век, не зная горести и бед! С Днем рождения!


К этим поздравлениям мы подобрали для вас следующие подарки из нашего каталога :

Праздничные дни способствуют выбору подарков, сюрпризов и сувениров, которые обладают рядом положительных моментов и дарят виновникам торжества массу приятных минут. Поздравления директору преимущественно отличаются от тех, что мы дарим своим друзьям, родственникам и коллегам по работе. Естественно, все поздравления отличаются своеобразным обращением по имени и отчеству, что говорит о культуре и вежливости подчиненных. Любое поздравление директору и другому человеку, состоит из трех основных направлений, что несет за собой само обращение, повод и пожелание, которое должно быть ярким, насыщенным и запоминающимся. Формы и стили поздравлений могут варьироваться в различных направлениях, так как вкусы, предпочтения и желания человека влияют нате пожелания, которые в итоге он получит в свой праздничный день. Не оставайтесь в тени, ведь у Вас есть самая лучшая возможность отличиться тонким и безупречным вкусом, что будет прослеживаться в каждой строке грациозного и оригинального поздравления.

Как приготовить вкусный бренд? Сироткина Ирина Вадимовна

Глава 2. «Мы делили апельсин, много нас, а он – один»

«Мы делили апельсин, много нас, а он – один»

Сегментирование рынка

Переменные сегментирования: географические, демографические, психографические, поведенческие. Категории AIO. Метод VALS. Обязательные характеристики сегмента: размер, измеримость, соответствие, доступность. Схема 5 «W». Целевой сегмент. Целевая аудитория.

По большому счету, если не вникать в подробности, может показаться, что рынок – он один, и потребитель тоже один, а производителей – целое море. И как только они умудряются все вместе умещаться на столь малом пространстве? Все дело в том, что рынок – он, как апельсин из мультика, – «много нас, а он один». Но ничего, всем хватает. Это оттого, что надо уметь найти для себя кусочек. А поиск такого кусочка – это и есть сегментирование. Разрезать рынок на сегменты – это целая наука. И «резать» надо исключительно с учетом вкусов ваших потребителей, ведь стараетесь вы для них. Вспомните, как ведут себя гости за столом, когда подают всеми ожидаемый торт. Кому-то надо кусочек потоньше, чтобы фигура не раздалась, кому-то – с большой масляной розочкой, кому-то – большой и чтоб потом еще добавка была, а кому-то – завернуть с собой для ребенка. А следует еще взять в расчет то, что кто-то любит шоколадные торты, кто-то – вафельные, кто-то – бисквитные, кто-то – со взбитыми сливками, кто-то – фруктовые и низкокалорийные. Выбрать своего потребителя и угодить ему – дело производителя. Дело это не простое и говорить о нем надо серьезно.

Итак, сегментирование рынка – это группа потребителей (уже существующих или потенциальных), которая обладает аналогичными характеристиками, позволяющими прогнозировать одинаковую реакцию этих потребителей на ваше предложение (т. е., у этих людей сходные потребности).

Классическая сегментация рынка происходит на базе некоторых переменных.

Географические

Это характеристики, отвечающие за то, где человек живет, работает и, соответственно, покупает товар (страна, регион, город или сельская местность, размер территории). Основные по значимости критерии таковы.

Расположение региона. В зависимости от этого фактора могут различаться уровень дохода населения, различие в потребностях, культурологические и социальные особенности, больший или меньший консерватизм во взглядах.

Динамика развития. От того, как характеризуется экономика региона – падением, стабильностью или ростом, зависит состояние рынка.

Численность и плотность населения . Этот фактор отвечает за то, достаточно ли вообще людей в данном регионе, т. е. сможете ли вы обеспечить сбыт продукции и будет ли эффект от рекламной и маркетинговой кампании.

Доступность средств массовой информации. Доскональное знание этого фактора необходимо при планировании рекламной кампании. В каких-то регионах существуют свои сети телевизионного вещания, в каких-то – нет, где-то у журналов и газет существуют дополнительные вкладыши.

Структура коммерческой деятельности. В зависимости от общей экономической направленности региона меняется и его специфика. Например, в регионах с процветающим туризмом пользуются популярностью отели, магазины с местными сувенирами, кафе. В крупных городах с развитой экономикой и высоким уровнем дохода есть потребность в большом количестве различных магазинов, бутиков, салонов.

Климат . Этот фактор важен для фирм, чьим профилем является сезонный товар, а также для тех, кто выпускает, например, кондиционеры.

Юридические ограничения. Эти нормы могут меняться в разных регионах, в случаях, когда они касаются деятельности вашей организации, следует быть готовым к определенным проблемам.

Транспортная сеть. Этот фактор затрагивает развитость автомагистралей, а также распространенность общественного транспорта. Это может отражаться на потребностях региона, а также быть приоритетным для деятельности некоторых фирм.

Демографические

Это характеристики, которые обычно встречаются в статистических данных переписи населения. К демографическим характеристикам относят пол, возраст, размер семьи и стадию семейной жизни, уровень доходов, престижность жилья, род занятий, уровень образования и культуры, религию, расу, национальность.

Возраст. Людей делят на детей, подростков, молодежь, взрослых и пожилых. Возраст может являться одним из ключевых факторов сегментации.

«Склонность ребенка к самовыражению» позволила компании Heinz поднять объем продаж на американском рынке на 8 %. Детский кетчуп, названный Heinz EZ Squirt, имел нехарактерные для этого продукта кислотные цвета и позволил внести элементы художественного творчества в процесс принятия пищи. Дети рисовали на бутербродах целые картины, выдавливая на них зеленый, желтый, фиолетовый кетчуп, после чего «произведения искусства» с удовольствием съедались. Родители покупали Heinz EZ Squirt потому, что у них появилась возможность накормить ребенка продуктами, которые они иначе есть отказывались, а дети просили Heinz, потому что им просто хотелось порисовать на еде. Похожий маркетинговый прием использовали производители газированного напитка МООМ (made out of milk). МООМ – это «содовая» ярко-оранжевого цвета, содержащая все полезные компоненты молока. Состав напитка привлекателен и для взрослых, которым бывает непросто заставить ребенка пить обычное молоко, и для детей» (Куликов П. Капризные брэнды // Секрет фирмы. 2003. 1 декабря – 14 декабря № 22 (38).)

Пол. Этот фактор является приоритетным для некоторых групп компаний, например тех, кто производит косметику, нижнее белье, средства контрацепции.

Дифференциация доходов. По этому фактору люди разделяются на группы с низким, средним и высоким уровнем дохода. Соответственно, у этих групп разные материальные возможности для приобретения товара, и мотивы, побуждающие к покупке, отличаются. Выделяют пять сегментов потребителей, в зависимости от их дохода: superpremium (суперпремиум – «очень высокий уровень дохода»), premium (премиум – «высокий уровень дохода»), middle («средний уровень»), submiddle («средний уровень, ближе к низкому»), low («низкий уровень дохода»).

Открытая в 2000 г. в подмосковном Красногорске фабрика по производству шоколадных изделий «Конфаэль» сегодня занимает прочные позиции на рынке кондитерской продукции класса «суперпремиум». Среди российских компаний у нее конкурентов пока нет, поскольку такую продукцию (конфеты ручной работы, картины и скульптуры из шоколада), кроме «Конфаэль», никто не выпускает.

Сегодня «Конфаэль» производит около 100 видов шоколадных изделий. Часть из них выпускается серийно и предназначена для продажи в супермаркетах, часть изготавливается вручную по специально разработанной компанией технологии и продается в собственных «шоколадных» бутиках. Еще одно направление – корпоративные клиенты и частные заказчики. Небольшое количество шоколада поступает также в рестораны и кафе.

Возможность заказывать эксклюзивные модели шоколадного haute couture появилась у покупателей «Конфаэль» одновременно с открытием одноименных бутиков. Первый появился в апреле прошлого года в Москве. Сегодня у компании уже три бутика в столице и один в Петербурге. В открытие каждого из них вложено примерно по 150 тыс. долларов. Представить вручную приготовленные конфеты, срок хранения которых ограничен несколькими днями из-за отсутствия консервантов в их составе, возможно только в собственных магазинах, поскольку только там можно наладить необходимый температурный режим и влажность воздуха. Причем, как и в бутиках модной одежды, обуви или аксессуаров, в магазинах «Конфаэль» ежесезонно (весной, летом, зимой и осенью) происходит обновление коллекции.

В каждом бутике выставлены шоколадные скульптуры – копии частных заказов

«Конфаэль» делает на заказ эксклюзивные статуэтки и картины из шоколада. Такие подарки заказывают для весьма известных людей. Шоколадные картины дарили Владимиру Путину и Леониду Кучме. Для Льва Лещенко по заказу Ирины Понаровской на фабрике «Конфаэль» делали стокилограммового льва. Одними из самых известных произведений «Конфаэль» являются шоколадные медали диаметром 60 см и весом 10 кг. Такие медали дарили многим известным людям – шахматисту Анатолию Карпову, певице Алене Апиной, хоккеисту Александру Рогулину и др.

(http://www.confael.ru // Секрет фирмы. 2003. 3 ноября – 16 ноября № 20 (36).))

Семейное положение и размер семьи . Это распространенный фактор сегментации. У некоторых фирм продукция рассчитана именно на семейное употребление – большие «семейные» упаковки кетчупа, майонеза, сока, шампуня. Туристические компании делают скидки на семейные туры, производители автомобилей предлагают семейный вариант машины.

Профессия. Этот фактор может влиять на выбор потребителей. Например, потребности менеджера, работающего в офисе, и рабочего явно будут различны, свои отличия будут даже у менеджеров среднего и высшего звена.

Образование. Уровень образования людей существенно влияет на их выбор. Так, люди с высшим образованием обычно обращают больше внимания на качественные и эксклюзивные товары, для них важны отзывы о продукте в серьезных СМИ, они склонны выбирать более редкие и мало разрекламированные марки, но «с историей».

Персонально-демографические

Это факторы, в которых учитываются сразу несколько критериев, например пол, возраст, доход, уровень образования.

Психографические факторы. Это психологические и социологические характеристики потребителей. К психографическим характеристикам относят социальное положение, образ жизни и особенности (тип) личности.

Типы личности . Это фактор, по которому людей можно разделить на различные группы в зависимости от интереса фирмы, например на интровертов и экстравертов, или на холериков, сангвиников и меланхоликов, или на прагматиков и романтиков. Группировка может быть самой разнообразной.

Социальные группы. Также важный фактор для сегментирования. В зависимости от принадлежности к разным социальным группам, у людей меняются особенности потребления.

Этапы жизненного цикла семьи. Выделяют девять этапов жизненного цикла семьи.

1. Холостые молодые одиночки. Живут отдельно от родителей.

2. Молодожены без детей.

3. «Полное гнездо», первая стадия. Младшему ребенку менее шести лет.

4. «Полное гнездо», вторая стадия. Младшему ребенку шесть или более лет.

5. «Полное гнездо», третья стадия. Супруги с детьми, находящимися на их попечении.

6. «Пустое гнездо», первая стадия. Супруги, дети живут отдельно, глава семьи работает.

7. «Пустое гнездо», вторая стадия. Супруги, дети живут отдельно, глава семьи на пенсии.

8. Вдовствующее лицо, работает.

9. Вдовствующее лицо, на пенсии.

Поведенческие. Это характеристики, относящиеся к особенностям отношения к потреблению товара. К поведенческим характеристикам относят интенсивность потребления товара, степень лояльности к бренду, приверженность к торговой марке, повод к совершению покупки.

Интенсивность (степень) использования товара. Этот фактор отвечает за частоту и количество приобретаемого товара. Выделяют активных, умеренных и пассивных потребителей.

Опыт использования. Фактор предполагает предыдущий опыт потребителя в отношении товара. На базе этого фактора можно выделить непользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Также может браться в расчет потребительский стаж.

Приверженность к торговой марке. Она может быть высокой, средней или вовсе отсутствовать. При отсутствии приверженности потребителю не важно, какой продукт из ряда однотипных товаров он купит. Когда приверженность средняя, покупатель выбирает несколько марок продуктов, обращает на рекламные акции и скидки, связанные с приобретаемыми марками. При высокой приверженности потребитель выбирает одну марку продукта и остается верен только ей, акции, предложения и скидки по другим маркам его не привлекают.

Степень лояльности к фирме и бренду. Отношение к бренду может быть нейтральным, положительным и негативным. Нейтральное отношение предполагает, что потребитель слышал о бренде, но ничего конкретно о нем не знает. Положительное отношение характеризуется тем, что потребитель считает ваш бренд лучшим из подобных. При негативном отношении ваш бренд в глазах потребителя явно проигрывает конкурирующему товару.

Повод для совершения покупки. Этот фактор предполагает анализ ситуаций, в которых человек выбирает товар. Например, это могут быть повседневная покупка или приобретение для особого случая. Можно говорить еще и о сегментации по преимуществам (выгодам). Тогда речь идет о преимуществах, которые потребитель получает при приобретении определенного товара.

Важность покупки. Для разных потребителей степень важности оказывается различной. Типичный пример – это обычное женское «нечего носить». Но бывают варианты, когда действительно носить нечего (например, при резкой прибавке веса) и когда просто есть потребность в обновлении гардероба.

Адаптация к продукту. В зависимости от времени адаптации к продукту потребители делятся на несколько групп.

Новаторы. Они готовы на риск и первыми покупают товар-новинку. Хотя они составляют всего 2, 5 % от общей численности потребителей, их мнение очень важно: если товар воспринят ими «в штыки», вероятнее всего и дальше будут проблемы со сбытом.

Ранние последователи. Это люди, чье мнение очень важно для дальнейшего продвижения товара, так как они играют роль лидеров. Они составляют 13, 5 % рынка.

Раннее большинство. Это люди, которые быстро привыкают к новому товару, но при этом относятся ко всему с большой долей осмотрительности. 34 % потребителей относятся именно к этому типу.

Позднее большинство. Потребители этого типа тяжело привыкают к новинкам, они начинают пользоваться новым товаром лишь под давлением каких-либо обстоятельств, например, социального или экономического характера. Они также составляют 34 % рынка.

Инертные. Это консерваторы и традиционалисты, они не воспринимают никаких нововведений и покупают товары только тогда, когда они становятся обыденными и традиционными. Такой тип составляет 16 % от общего количества потребителей.

Переменные сегментирования помогают воспринимать потребителей не как единый конгломерат, а в качестве отдельных групп, наделенных сходными характеристиками. Фокусирование на тех или иных качествах помогает выделять именно те потребительские сегменты рынка, которые интересны вам.

Можно сегментировать потребителей по стилю жизни, для этого используются категории AIO (действия, интересы, мнения). К действиям относят работу, хобби, развлечения, отдых, социальные события, членство в клубах, спорт, покупки, общество. Интересы – это семья, работа, общество, дом, мода, достижения, СМИ, еда, отдых. Мнения могут касаться самого себя, бизнеса, политики, образования, социальных вопросов, культуры, будущего, продуктов. Категории AIO оцениваются по шкале: одобряю, отношусь нейтрально, не одобряю. Как правило, категории AIO применяются в качестве дополнения к классическому сегментированию, чтобы определить характеристики сегмента более детально.

Еще одним методом сегментирования потребителей по стилю жизни является VALS (values and lifestyle – ценности и стиль жизни). По этой методике все потребители делятся на три больших сегмента (схема 1.2), которые в свою очередь имеют ряд подтипов.

Схема 1.2. Сегменты потребителей по стилям жизни

Потребители, которые руководствуются потребностями. Они приобретают товары исходя не из своих предпочтений, а исходя из необходимости. Они делятся на два подтипа.

1. «Выживающие». Демографические характеристики: отсутствие дохода (нищета), низкий уровень образования, многодетные, часто бомжи. Их ценности и стили жизни: они борются за выживание, не находят себе места в обществе, их потребности диктуются инстинктами. Покупательские характеристики: для них важнее всего цена товара, их интересуют лишь строго необходимые продукты.

2. «Терпящие». Демографические характеристики: крайне низкий уровень дохода, низкий уровень образования, часто безработны, живут в необеспеченных районах города или в сельской местности. Их ценности и стили жизни: их волнуют неустроенность жизни, неизвестность будущего, они часто зависимы. Покупательские характеристики: это осторожные покупатели, для которых важны цена и гарантии, предоставляемые производителем.

Потребители, руководствующиеся внешними факторами. Эти люди, приобретая товары, исходят из того, что о них подумают окружающие. Они составляют основную часть потребителей и в свою очередь делятся на три типа.

1. «Принадлежащие другим». Демографические характеристики: доход от низкого до среднего, уровень образования либо низкий, либо средний, работают менеджерами низшего звена и служащими. Их ценности и стили жизни: это обычные люди, не склонные к экспериментам, выбирают традиционные классические товары. Покупательские характеристики: их интересуют продукты, рассчитанные на массовое потребление, товары для дома и семьи.

2. «Подражающие». Демографические характеристики: доход от среднего до очень высокого, уровень образования от среднего до высокого, живут в больших городах, «молодятся» независимо от возраста. Их ценности и стили жизни: энергичные, стремятся всего добиться в жизни, амбициозные, склонны к «показухе». Покупательские характеристики: они следят за модой, часто совершают покупки только для того, чтобы продемонстрировать высокую покупательскую способность, их интересуют известность марки и ее имидж.

3. «Преуспевающие». Демографические характеристики: очень высокий доход, преуспевающие бизнесмены и политики, живут в крупных городах или в собственных домах за городом, высоко образованы. Их ценности и стили жизни: это материалисты, лидеры в жизни, их интересует все, что связано с успехом и славой, они ценят комфорт и удобство. Покупательские характеристики: они выбирают товары, которые подчеркнут их статус, любят роскошь и последние новинки.

Потребители, руководствующиеся внутренними факторами. Это люди, которым важно собственное мироощущение, а не мнение окружающих. Они составляют небольшой процент населения. Выделяют четыре типа в этом сегменте.

1. «Я – это я». Демографические характеристики: молодежь, часто не состоят в браке, живут за счет богатых родителей, сами учатся или только начинают работать. Их ценности и стили жизни: индивидуалисты, склонны к экспериментам, не отличаются постоянством и последовательностью, импульсивны и решительны. Покупательские характеристики: при выборе товаров они экспериментируют, часто их покупки отличаются необычностью и экстраординарностью, мнение окружающих их не волнует.

2. «Опытные». Демографические характеристики: у них не один источник дохода, как правило, им за 40 лет, но при этом у них молодые супруги, уровень образования от среднего до высокого. Их ценности и стили жизни: они активны, артистичны, любят участвовать во всем, что подарит им новые впечатления и опыт, они любят общение – выраженные экстраверты. Покупательские характеристики: их интересует все, что связано со спортом на открытом воздухе и путешествиями, увлекаются различными видами творчества, а также психоанализом, психологией и экстрасенсорикой, их интересует не сам товар, а процесс приобретения и то, что этот товар может подарить новые ощущения.

3. «Социально озабоченные». Демографические характеристики: имеют несколько источников дохода (от среднего до высокого), очень высокий уровень образования. Их ценности и стили жизни: живут просто, их мало интересует материальный достаток, все развитие направлено внутрь, их заботит социальная ответственность. Покупательские характеристики: это консерваторы, бережно относящиеся ко всему. Их очень волнует возможное причинение вреда окружающей среде либо людям.

4. «Интегрированные». Демографические характеристики: доход от среднего до очень высокого, высокий уровень образования. Их ценности и стили жизни: это спокойные люди, реализовавшиеся в жизни, обладают целостностью мировоззрения. Покупательские характеристики: эстеты, стремящиеся к эксклюзивным и уникальным вещам, им необходимо самовыражаться.

Сегмент обязательно должен обладать определенными качествами:

1) размер;

2) измеримость;

3) соответствие;

4) доступность.

Размер. Сегмент должен представлять собой достаточно обширную по численности либо по покупательскому потенциалу группу потребителей, иначе торговля будет невыгодной, т. е. товар должен быть рассчитан либо на большое количество потребителей, либо на потребителей, которые способны выложить серьезные средства за товар.

Измеримость. Необходимо иметь представление о количестве ваших потенциальных клиентов.

Соответствие. Ваш товар должен напрямую соответствовать потребностям выбранного сегмента рынка.

Доступность. Выбранный вами сегмент должен быть вам доступным, иначе все усилия будут сведены на нет.

Классическое сегментирование – довольно сложный процесс. Более простой вариант предлагает Марк Шеррингтон, используя схему 5 «W». 5 «W» – это пять вопросов, начинающихся на букву W, естественно, в английском варианте: what? (что?), who? (кто), why? (почему?), when? (когда?), where? (где?). Схема применяется следующим образом. Составляется таблица, в которую по вертикали вы вносите имена своих конкурентов, а по горизонтали пять вопросов на «w», под каждым из которых у вас должен получиться столбик из сегментов данного типа. Сегменты на базе вопросов выводятся следующим образом:

1) what? – это сегментация по типу товара;

2) who? – это сегментация по типу потребителя;

3) why? – это сегментация по типу мотивации к совершению покупки;

4) when? – это сегментацию по ситуации, в которой совершается покупка;

5) where? – это сегментация по каналам сбыта.

Таблица помогает охватить одним взглядом весь рынок, оценить позицию конкурентов и выработать собственную стратегию.

По результатам сегментирования вы получите целевой сегмент рынка (или просто целевой рынок), на который будет рассчитан ваш товар. Соответственно, потребители, составляющие этот целевой сегмент, будут целевой аудиторией вашего товара.

Из книги Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей автора Дауни Майлз

Глава 1 ОДИН РАЗГОВОР - Генри! Как у тебя дела?- Сам не знаю!- Что ты хочешь этим сказать?- Видишь ли, я живу на автопилоте. Спал за неделю от силы часов семнадцать.Надеюсь, читатель, вы поняли, что мы находимся около аппарата с водой на четвертом этаже офиса фирмы Brand

Из книги Инфобизнес за один день автора Ушанов Азамат

Из книги Продвижение бизнеса в ВКонтакте [Быстро и с минимальными затратами] автора Из книги Мелкие ставки. Великую идею нельзя выдумать, но можно открыть автора Симс Питер

Один слайд – один вывод Напомню: заголовки слайдов должны содержать выводы (основанные на информации, приведенной на этом конкретном слайде, и только на нем!). Смиритесь с мыслью, что никто не захочет читать и слушать вашу презентацию. Поэтому в ваших же интересах

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Из книги Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно автора Румельт Ричард

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Глава четвертая Почему плохих стратегий так много? То, что в наше время необходимо иметь стратегию, сегодня признают практически все. В связи с этим встает закономерный вопрос: «Почему именно плохие стратегии так живучи и пользуются невиданной популярностью?» Начнем

Из книги Продвижение бизнеса в ВКонтакте [Новые практики и технологии] автора Румянцев Дмитрий

Из книги автора

Как создать много качественного контента за один день Понятно, что толковых копирайтеров среди администраторов немного. Не каждый умеет писать статьи. Даже если вы в теме, преобразовать сырье в текст – большой труд. Но, во-первых, контент не обязательно должен быть

Цель: 1. развитие креативности, эмпатии

2. Формирование умения бесконфликтного распределения ресурсов.

Оснащение: Для каждой игровой группы фарфоровая чашка (или подствечник), пачка печенья, сникерс, карандаш, набор фломастеров, брелок, мягкая игрушка, набор салфеток, предметов должно быть меньше, или чуть больше чем участников. Они должны быть разной ценности)

Группа делится на несколько команд(от 5 человек и более) Каждой группе выдается набор мелких подарков. Задача распределить(подарить) предметы между членами группы по справедливости. Время на выполнение 3 минуты. Распределив ресурсы члены каждой команды индивидуально анонимно заполняют анкету с перечнем следующих вопросов:

      удовлетворены ли вы распределением подарков;

      учтено ли было ваше мнение

Упражнение « Ударь или обними»

Цель: развитие эмпатии, формирование конструктивного поведения в конфликте.

Группе дается мячик. Выбранному человеку каждый из членов группы поочередно бросает этот мячик. А задача этого человека отбить силой(но не голову) брошенный мяч в того, кто кидал. Но участник не может мяч, а поймав его, подойти и обнять того, кто бросил. Потом он бросает мяч другому участнику и т.д.

Рефлексия

Комментарии

Тренер говорит о том, что в реальном жизни мы попадаем в разные ситуации, когда нас вольно или невольно провоцируют на конфликт. Иногда мы не идем на контакт, причиняя боль обратившегося к нам « с силой отбиваем в него мяч». Сегодня важно отметить, что лучше: «мяч в ребро» или обнять за плечи. Но выбор всегда есть.

Упражнение « Свечи»

Цели: формирование благоприятного психологического микроклимата в Т-группе, развитие эмпатии.

Упражнение способствует формированию духовного единства группы, актуализирует принцип «Здесь и теперь».

Участникам тренинга раздается 12 свечей. Каждая символизирует месяц года. Зажигая свечу « Январь», участники, начиная с того, кто её держит, по очереди рассказывают о ярких и значимых событиях этого месяца. Члены группы задают ему вопросы. Прйдя по кругу из рук в руки, свеча ставится на подготовленный поднос. Таким образом, количество свечей на подносе увеличивается. Участники проживают уходящий год вместе. .Хорошее «складируется» в дорожный импровизированный чемоданчик, изготовленный из цветной бумаги. Он будет рассматриваться как стартовый потенциал для личностного роста. На негативное, что было пережито за прошедший год(если о нем говорили участники) посмотрим как на определенный опыт, который надо пережить или как груз, от которого надо освободиться. Тренеру важно мягко, но торжественно произнести вселяющие надежду в каждого завершающие фразы, несущие в себе установку на позитив. Например, сказать о том, что на пламени горящих свечей сгорит все неприятное что было в прошлом, а их огоньки прольют свет на новые возможности, свершения пути к счастью и совершенству.

Цель: сближение детей, развитие чувства товарищества и взаимопомощи, развитие быстроты и ловкости.

Оборудование: вырезанные из картона крупные, хорошо заметные дольки апельсина ярко-оранжевого цвета.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение Л. Зубковой «Мы делили апельсин», а затем предлагает детям поиграть. Педагог очерчивает большой круг и объясняет, что игра должна проходить в его пределах, за круг выбегать нельзя. Один из детей по желанию ребенка или при помощи считалочки выбирается на роль Волка. Дети становятся кругом, воспитатель обходит круг, произносит слова стихотворения и раздает некоторым из детей дольки апельсина.

Мы делили апельсин (Л. Зубкова)

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа!

Эта долька для чижа!

Эта долька для утят!

Эта долька для котят!

Эта долька для бобра!

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто куда…

Как только прозвучат последние слова стихотворения, дети разбегаются, а Волк старается догнать одного из детей с долькой апельсина в руках.

Если ребенка догоняет Волк, он передает дольку апельсина другому игроку. Отказываться от предложенной дольки нельзя. Как только Волк коснется игрока, держащего апельсин, тот сразу же должен отдать дольку Волку. Дети могут убегать от Волка только в пределах очерченного круга. Дети должны помогать друг другу, отвлекать внимание Волка на себя, пытаться выручить товарища, забрать у него апельсин, но в то же время не попасться Волку. Игра заканчивается после того, как Волк соберет все дольки апельсина. Затем можно выбрать нового Волка и начать игру заново.

Примечание: В конце игры надо особо отметить тех детей, которые больше всех помогали другим и отвлекали внимание Волка на себя. По окончании игры рекомендуется провести беседу о том, как хорошо иметь товарищей, которые могут помочь и выручить, вспомнить вместе с детьми стихотворения и песни о дружбе. Например, «Песенка друзей» («Про шмеля Федю» – музыка Т. Островской, слова В. Аленикова), «Настоящий друг»(слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева). Также можно использовать следующие стихотворения:

Друзья (Е. Стеквашова)

Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты -

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг

Так и pвет ее из pук.

Hу зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Медвежья услуга (Е. Стеквашова)

Мне как истинному другу

Оказал медведь услугу:

Вместо плошки он в угоду

Отдал целый улей меду!

Мед люблю, но не по вкусу

Мне пчелиные укусы.