Где застрелился маяковский гостиница. Смерть замечательных людей: Владимир Маяковский. Из личной жизни поэта

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Относится к древневосточным церквям.

Многие ошибаются в понимании положения, которое занимает Армянская Церковь в христианском мире. Одни считают ее одной из Поместных православных церквей, другие, введенные в заблуждение титулом первоиерарха ААЦ ("Католикос"), полагают ее частью Римско-католической церкви. На самом деле, оба эти мнения неправильны — армянские христиане стоят особняком и от православного, и от католического мира. Хотя с эпитетом "Апостольская" не спорят даже их оппоненты. Ведь Армения действительно стала первым в мире христианским государством — в 301 году Великая Армения приняла христианство в качестве государственной религии. Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии сыграли святой Григорий Просветитель , ставший первым первоиерархом государственной Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287—330), который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства.

Древняя Армения

История Армении насчитывает несколько тысячелетий. Армянский народ - один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.

В самом центре Армянского нагорья возвышается гора Арарат, на вершине которой, согласно библейской легенде, остановился Ноев Ковчег.

В I тысячелетии до н.э. на территории древней Армении существовало могущественное царство Урарту, которое занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. После Урарту на этой земле появилось древнее Армянское царство. В более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями. Сначала Армения находилась под господством Мидии, потом вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов.

Проникновение христианства на территорию Армении

Согласно древним преданиям, христианство на территорию Армении начало проникать уже в I веке по Р.Х.. Существует древнее благочестивое предание, что еще во время земной жизни Господа армянский царь по имени Авгарь , будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу. Спаситель в ответ передал царю Свой Нерукотворный Образ и обещание прислать одного из Своих учеников для врачевания болезней - не только телесных, но и духовных. Двое учеников Христа - Варфоломей и Фадей пришли в Армению из Ассирии и Кападовкии и начали проповедовать христианство (60 - 68 гг. н.э.). Они крестили княжеские семьи, обычных людей и известны как «Просветители армянского мира».

В течение первых 2-х веков христиане в Армении были вынуждены тайно проповедовать свою религию, так как государственной религией являлось язычество и язычники составляли большинство. Гонения на христиан, предпринятые Трдатом III, по времени совпадают с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане (в 302-303 гг.) и даже, как можно понять из сообщения армянского историка V в. Агатангехоса, были взаимосвязаны.


Оба монарха рассматривали христиан как разлагающий элемент, как препятствие на пути укрепления и объединения своих государств и старались устранить его. Однако политика преследования христиан уже изживала себя, и император Константин Великий своим известным узаконил христианство и объявил его равноправным с прочими религиями Римской империи.

Основание Армянской Церкви

Трдат III Великий (287—330)

В 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертву идолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном убийцы его отца. За эти "преступления" Григория бросают в «Хор Вирап» (яма смертников), откуда никто не выходил живым. Всеми забытый Св. Григорий прожил в яме со змеями и скорпионами 13 лет. В тот же год царь издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором - предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства и государственной религии - язычества.

Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимеянок . Согласно Преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток.

Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата.

Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами - в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне.

Казнь дев Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Она вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли "свинной" , поэтому скульпторы и изображали Трдата со свинной головой.

Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем, после 66-дневной проповеди христианства, исцелил царя.

Царь Трдат вместе с всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении.

За 10 лет христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против сильной Римской империи (известно о походе римского императора Максимина Дайи в 311 г. против христианских общин Малой Армении).

Борьба с Персией за христианскую веру

С древних времен Армения находилась попеременно под властью то Византии, то Персии. Персидские цари время от времени предпринимали попытки уничтожения в Армении христианства и насильственного насаждения зороастризма.


В 330-340 гг. персидский царь Шапух II воздвиг гонения на христиан. В этот период погибли десятки тысяч мучеников. До конца IV века персидский двор неоднократно пытался огнем и мечом обратить Армению в зороастризм, но армяне с Божьей помощью отстаивали право своего народа на исповедание христианства.

В 387 году Армения всё же была разделена между Византией и Персией. Византийской Арменией после падения армянского царства стали управлять наместники, назначаемые из Византии. В Восточной же Армении, находившейся под властью Персии, цари правили в течение ещё 40 лет.

В мае 451 г. произошла знаменитая Аварайрская битва , которая стала первым во всемирной истории примером вооруженной самозащиты христианства, когда друг другу противостояли свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отречение. Против 200-тысячной персидской армии выступили 66 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов, во главе с Варданом Мамиконяном.


Хотя армянские войска потерпели поражение и понесли огромные потери, Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно. Персы захватили и разорили страну, уведя в плен многих священнослужителей Армянской церкви во главе с католикосом. Тем не менее христианство сумело выжить в Армении. Ещё в течение 30 лет армяне вели партизанскую войну против персидских войск, изматывая силы неприятеля, пока в 484 году шах не согласился подписать мирный договор между Арменией и Персией, в котором персы признали право армянского народа на свободу исповедания христианства.

Отпадение от Православия


В 451г. в г. Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор . Накануне его с подачи настоятеля одного из константинопольских монастырей архимандрита Евтихия возникла ересь монофизитства (от сочетания слов "монос " — один, и "физис " — природа). Она появилось как крайняя реакция на ересь несторианства . Монофизиты учили, что человеческая природа в Иисусе Христе, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие. То есть, вопреки учению Вселенской Церкви, монофизитство исповедует, что Христос - Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый). Это учение было ровно противоположным учению несторианства, осужденное ещё Третьим Вселенским Собором (431г.). Среднее между этими крайностями учение именно и было православным.

Справка:

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы - божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV Халкидонского, который принял вероопределение о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Халкидоский собор осудил как несторианство, так и монофизитство, и определил догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: «Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов».

Собор в Халкидоне состоялся без участия армянских епископов и представителей других закавказских Церквей - в это время народы Закавказья вели борьбу с Персией за само право исповедовать христианскую веру. Однако, узнав о решениях Собора, армянские богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства.

Причины этого недоразумения кроются в том, что армянским епископам были неизвестны в точности постановления этого Собора - информацию о Соборе они получали от монофизитов, которые приходили в Армению и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлена ересь несторианства. Когда же, постановления Халкидонского Собора появились в Армянской церкви, то, по незнанию точного значения греческого слова естество , армянские учителя перевели его в значении лица . Вследствие этого они сделали вывод, что Христос якобы заключал в Себе одно лицо, имея при этом два естества — Божеское и человеческое. По-гречески же это звучало с прямо противоположным смыслом. Таким образом, закавказские страны постепенно через Сирию заразились всеми предубеждениями против «халкидонитов», не говоря уже о невозможности адекватного перевода с греческого тонких богословских терминов.

В 491 году в армянской столице Вагаршапате состоялся Поместный собор , на котором были представители Армянской, Албанской и Грузинской Церквей. Этот собор отверг халкидонские постановления, как якобы утвердившие «два лица». Постановление Вагаршапатского собора звучит так: «Мы, армяне грузины и агване, исповедуя единую истинную веру, завещанную нам святыми отцами на трех Вселенских соборах, отвергаем такие богохульные речи (т.е. что во Христе два отдельных лица) и единодушно предаем анафеме все тому подобное». Именно этот собор и стал историческим водоразделом между греческим православным и григорианским исповеданием на все века .

Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, но успеха не имели. На протяжении V и VI столетий созывались поместные соборы трех Церквей Закавказья - Албании, Армении и Грузии, которые объединились на позициях монофизитства. Но время от времени возникали противоречия на иерархической почве между Церквами Албании и Армении.


Карта Закавказья в 4-6 веке

Албанская и Грузинская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с Армянской и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI веке придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкидонском Соборе. Однако в результате углубления процессов церковной децентрализации в Закавказье произошел разрыв между армянским католикосом Авраамом I и предстоятелем Грузинской Церкви Кирионом I. Грузинский католикос Кирион перешел на сторону греческого православия, т.е. Халкидонского собора, и этим ликвидировал почти 70-летнее вовлечение своей Церкви в монофизитство под влиянием соседей.

В конце VI и в VII веке в связи с усилением в Закавказье политического влияния Византии Албанская Церковь подобно Грузинской также примкнула к греческому православию.

Так Армянская Церковь официально отпала от Православия, уклонилась к монофизитству и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским . Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.

Справедливости ради, надо сказать, что сама Армянская церковь считает себя не монофизитской, но "миафизисткой". Увы, разбор еще и этого положения потребовал бы слишком сложных и длинных объяснений на уровне старших курсов Духовной Академии. Достаточно сказать лишь то, что все богословы и Католической и Православной Церквей считают и армян, и египетских христиан-коптов еретиками-монофизитами без вариантов. Хотя и относятся с уважением к их древности и непрерванной апостольской преемственности. Так, их священнослужителей в случае перехода, скажем, в Русскую православную церковь, принимают в наличном сане, не рукополагая повторно — лишь через принесения покаяния.

Следует упомянуть об одном интересном историческом факте, связанном с чудом схождения Благодатного Огня в пещере Гроба Господня. В XVI веке, когда Армянская Церковь была во вражде с Православными церквами, армяне подкупили исламские власти Иерусалима, чтобы к месту великого Таинства были допущены лишь они? Огонь в привычном месте так и не сошел. Вместо этого Он, пройдя сквозь каменную стену храма, зажег свечу в руках православного Патриарха, как это и случалось многие века и до, и после этого случая.

Мусульманское иго

В середине VII века армянские земли были захвачены сначала арабами (Армения вошла в состав Арабского халифата), а в XI веке бо́льшая часть армянских земель была завоёвана турками-сельджуками. Потом территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти - под управлением монголов (XIII в.). В XIV в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. Много испытаний пережила Армения. Многие завоеватели прошли по её территории. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами.

В последующие два столетия Армения стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Мусульманское иго продолжалось над армянами до XIX века, когда после победных для России русско-персидских войн 1813 и 1829 годов и русско-турецкой войны 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. Армяне пользовались покровительством и поддержкой русских императоров. В Османской же империи армяне еще в конце XIX века подвергались репрессиям, которые в 1915-1921 годы превратились в настоящий геноцид: тогда турками было истреблено около миллиона армян.

После революции 1917 года Армения стала на короткий период независимым государством, тут же подвергнувшись агрессии со стороны Турции, а в 1921 году она вошла в состав СССР.

Армянская Церковь сегодня

Армянская Апостольская Церковь - это национальная церковь армян. Его Духовным и Административным центром является Святой Эчмиадзин , в 20 километрах к западу от Еревана.

Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин). Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — один из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

П ервоиерархом Армянской Апостольской церкви считается Верховный Патриарх ААЦ и Католикос Всех Армян . Нынешним Католикосом является Его Святейшество Гарегин II. Слово «католикос» не является синонимом титула «патриарх», и указывает не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень.

В ведении Католикоса Всех Армян состоят все епархии в пределах Армении и Нагорного Карабаха, а так же большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР.

Всего патриархатов в Армянской апостольской церкви насчитывается четыре — Эчмиадзинский католикосат , находящийся собственно в Армении и обладающий верховной духовной властью над всеми армянами-верующими (всего их около 9 млн. человек) — а также Киликийский католикосат (в юрисдикцию католикосата Киликии входят епархии, находящиеся в странах Ливана, Сирии и Кипра) , Константинопольский (в юрисдикцию патриархии Константинополя входят армянские церкви Турции и острова Крит (Греция)) и Иерусалимский патриархаты (в юрисдикцию патриархии Иерусалима входят армянские церкви Израиля и Иордании) . Наличие нескольких независимых католикосатов не является признаком раскола единой Армянской Церкви, но является исторически обусловленным каноническим устройством.

Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей

Армянская Апостольская Церковь относится к группе Древневосточных Православных Церквей, и как и все Церкви этой группы отвергает Халкидонский собор и его решения. В своей догматике ААЦ основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается дохалкидонской христологии Александрийской богословской школы, виднейшим представителем которой был святой Кирилл Александрийский.


Отрыв от традиции Православной Церкви не помешал Армянской церкви сохранить ту часть Предания, которая формировалась до ее отпадения. Так, например, в армянское богослужение входят некоторые православные песнопения. Более того в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля было вставлено переведенный на армянский язык житие святых князей Бориса и Глеба.


В армянских храмах мало икон и нет иконостаса , что является следствием местной древней традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства.

Среди верующих армян нет традиции иметь иконы дома . В домашней молитве чаще используется Крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.



Гегард (Айриванк) - пещерный монастырь IV в. в ущелье горной реки Гохт

В Армянской Апостольской Церкви Крестное знамение трехперстное (аналогично греческому) и слева направо (как у латинян), но это не сочетание заимствованных элементов, а именно армянская традиция. Иные варианты Крестного знамения, практикуемые в других церквях, ААЦ не считает «неправильными», но воспринимает как естественную поместную традицию.

Монастырь Оганаванк (IVв.) - один из древнейших христианских монастырей во всём мире

Армянская Апостольская Церковь в целом живёт по Григорианскому календарю , но община в диаспоре, на территориях Церквей использующих Юлианский календарь, по благословению епископа может жить и по Юлианскому календарю. То есть календарю не придается «догматического» статуса.

ААЦ отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.


В церкви - Гюмри

В связи с тем, что РПЦ считает ААЦ конфессией, стоящей на позициях, несовместимых с православной верой, верующих ААЦ нельзя поминать в православных храмах, погребать по православному обряду, совершать над ними другие Таинства. Соответственно, и участие православного в армянском богослужении является поводом для его отлучения от Церкви — до принесения покаяния в содеянном грехе.

Впрочем, все эти строгости не означают запрета на личную молитву, которую можно приносить за человека любой веры. Ведь даже если последняя омрачена ересью или просто далека от христианства, это означает для ее носителя не автоматический "билет в ад", но надежду на неизреченное милосердие Божье.



Материал подготовил Сергей Шуляк

армяне католики или православные? или вообще кто?

  1. Еретики - т. к. монофизиты. Не приняли постановления Халкидонского Святого Собора и ушли в раскол. Раскольники. Но христиане, как впрочем и копты и еще есть монофизиты.
  2. У нас своя вера.
    Армянская Апостольская Церковь. (Одним словом, большинство григориане, но с немного другими обычаями)
    АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших христианских церквей, придерживается монофиситского направления христианства (См. Классификацию религий) .

    Члены этой церкви обычно именуются армяно-григорианами. Последнее название связано с тем, что основателем Армянской апостольской церкви считается Григор Просветитель (ок. 240-332), обративший в 301 в христианство царя Армении Тиридата III (по преданию, первые христиане появились в Армении уже в 34, после посещения этой страны апостолом Фаддеем, однако достоверные сведения об армянских христианах относятся ко 2 в.) . А

    Армения стала первой страной мира, где христианство было объявлено государственной религией. В начале 5 в. монах Месроп Маштоц вместе с католикосом Сааком перевели Библию на армянский язык (по-видимому, со старосирийского) . Независимая армяно-григорианская церковь, отвергшая постановления Халкидонского вселенского собора, существует с 506.

    Вероучение Армянской апостольской церкви аналогично вероучениям др. монофиситских церквей. Армяно-григориане принимают решения трх первых вселенских соборов, но не признают решения последующих.

  3. Я не знаю, кем считают себя все Армяне? Я считаю себя православным!
  4. Православная и католическая церковь их не принимает как христиане.
    григорианская вера отличается от христианской веры
  5. Самый правильный ответ был у того, кто написал про то, что большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской церкви, есть армяне и православные, есть и католики. Я, сама армянка-католичка, крещеная в католической церкви (и мои родители, и бабушки с дедушками, и дальше вверх по древу - все были католиками), также как и армяне-православные, крещеные в православных церквях. И католики, и православные - ХРИСТИАНЕ!)
  6. У армян есть свой КАТОЛИКОС.. . Вот и делай вывод КТО они
  7. После нового нашествия на их страну персов в 428 году и включения Армении в состав персидской области верховный патриарх Исаак Великий (378-439) прилагает усилия к созданию внешнего сопротивления оккупации чужеземцев, укрепляя дух и самосознание армян с помощью церковных реформ. Особенно защита была явлена через Месроба Маштоц, который создал армянский алфавит из 36 букв, и, таким образом, было заложено основание развитию армянской филологии.
    Месроб, создатель национального языка армян, стал впоследствии католикосом (патриархом) Армении. Им были переведены Священное Писание и Отцы Церкви, в основном с греческого и сирийского подлинников. Месроб скончался в 440 году, за 11 лет до IV Вселенского Собора в Халкидоне, который содержит в себе вероопределение, полагающее разделение отношениям между Армянской церковью и Православной Церковью.
    В связи с порабощением Армении Персами 42 изоляцией и влиянием сирийских епископов. Они по не зависящим от них причинам не могли прибыть на IV Вселенский Собор и им даже не сообщили вовремя по тем же причинам, и они то ли в позу встали упрямства, то ли по человеческой немощи просто обиделись, что без их присутствия приняли догматы. Скорее всего политика закулисная не Божеская воля, сатана придержал.
    Сирия и Палестина были в то время рассадником всяких толков ересей. Мухамед учения не усвоил а нахватался отрывочных знаний из всех толков ересей и вышло, что вышло из ВЗ со внушениями со стороны.
    Армяне древний многострадальный народ, но менталитет в последние времена подвергся влиянию исламо - арабского толка.
    Вполне возможно ими будет переосознан факт догмата и соединение с Православной Цкрковью, противоречия были папаские, что и отвергла Православная Церковь в XII веке (в т. ч. и Русь крещеная значительно позднее Армении в 988 г.) Католокс - в значении предстоятеля.
  8. ...они православные особого толка.... у них в вере свои правила....
  9. Армяне в свом абсолютном большинстве исповедуют христианство монофизического толка и принадлежат к Армянской апостольской церкви (А. А. Ц.). Среди армян есть католики. В России и Грузии -православные, в Армении появились евангелисты. В Турции живт более 1 миллиона скрытых армян, исповедующих ислам, часть которых в последние годы возвращается к христианству.На северо-востоке Турции проживает большая группа армян -хемшилов, принявших ислам в 16 веке, но они считающих себя армянами. По переписи, проведнной инициативной группой хемшилов, в Турции было насчитано более 3 миллионов армян-хемшилов.
  10. католики мы
  11. Армянская церковь -ААЦ (армянская апостольская церковь) -армяне монофизиты апостолы. но ест армяне католики более 1миллиона и православные более 1,2миллиона. Данные неточные.

В ладимир Маяковский не сразу начал писать стихи - сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» - Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский - еще ребенком - впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных» .

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец - от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было» . В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами - «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, - отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи - сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже - с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы - «Пощечина общественному вкусу».

У Давида - гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Футуристы выступали на собраниях - читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи - и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
<...>
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Поэт-футурист Петр Незнамов

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: subscribe.ru

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом - начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники - Казимир Малевич , Давид Бурлюк, Илья Машков и другие - рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик . Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» - оба в главных ролях.

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд , а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер» . «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты - их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь - Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Актриса Вероника Полонская

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие - критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили - до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Поэтесса Ольга Берггольц

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо» .

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.

Итак, мы обещали тизер. Вот он.

Уже не раз мы публиковали материалы, которые объединили рубрикой "Смерть замечательных людей". И вот сейчас мы - на финишном рывке по подготовки книги, куда мы собрали все эти - и много других клинических случаев. К сожалению, подготовка затянулась на несколько недель из-за выхода из строя компьютера одного из авторов блога. Но все преодолимо. И вот вам одна из глав будущей книги.

Маяковский и Лиля Брик

«Cherchez la femme». Этим коротким крылатым выражением, пришедшим из Франции, можно озаглавить почти всю яркую, насыщенную и необычайно трагичную жизнь «певца пролетариатов» Владимира Владимировича Маяковского, чей язык жёг огнём, а слово разило сердца как простого рабочего люда, так и самой искушённой интеллигентной публики. Он не умел делать что-то наполовину: если писал, так отдавался этому полностью, если говорил, то всё, что в мыслях и от чистого сердца, если любил, то страстно, безоглядно и на всю жизнь. Но вот дамы сердца ему попадались, мягко говоря… неблагодарные. И последняя из них, кстати, тринадцатая по счёту, всё-таки стала роковой, сыграв не последнюю роль в «трагедии», по сюжету которой Маяковский лицом к лицу встретился с «Маузером». Казалось бы, история стара как мир: женщина, несчастная любовь, наложившаяся на натуру тонкой душевной организации ещё и с признаками депрессии – суицид чистой воды. Но словами популярного телеведущего 80-х годов Владимира Молчанова из программы «До и после полуночи» спросим «Так самоубийство это или…?»

На самом деле и вправду самоубийство. Причём, его факт стал по-настоящему научно доказанным: к расследованию привлеклись специалисты всех отраслей, включая самых опытных врачей и судмедэкспертов, а также наиболее современные и точные методы исследований. Впервые вынес предположение об убийстве журналист Валентин Скорятин, который начал сомневаться о том, действительно ли имели место личные причины, так ли уж хотел Маяковский ехать в Париж к своей возлюбленной Татьяне Яковлевой, почему на посмертном фото его рот открыт будто в крике. Он собрал множество доводов к своей постепенно окрепшей независимой теории, но… Однако, мы вам расскажем обо всем по порядку.

Anamnesis vitae

«Грузин» - так частенько называл себя сам поэт. Не случайно, ибо родился он 7 июля 1893 года в грузинском селе Багдати Кутаисской губернии. Если считать двоих рано умерших братьев юноши – Константина и Александра, то в семье Маяковских было пятеро детей. Сказать, что матери приходилось сложно – не сказать ничего. Отучившись три класса в Гимназии Кутаиси, Владимир перенёс горе – погиб его отец, причём, погиб достаточно странной и обидной смертью: проколол палец иголкой, когда сшивал рабочие бумаги по своему лесничеству (он работал лесничим третьего разряда), после чего развился сепсис (генерализованное бактериальное заражение крови).


Небогатой до этого семье пришлось совсем туго, им пришлось переехать в Москву, где Володя поступил четвертый класс 5-й классической гимназии на Поварской улице. Но денег на учёбу не хватало, и через два года его исключили.

Нужно сказать, что мальчик, ещё будучи в Грузии, участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры и вообще отличался радикальными взглядами и смелым. твёрдым характером. Уже в Москве он рано, в 15 лет, написал своё первое стихотворение, которое сам же обозвал «невероятно революционным и в такой же степени безобразным». Естественно, без компании он не остался, поэтому почти сразу после отчисления из школы вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, где занимался достаточно активной пропагандой, трижды арестовывался, сидел в нескольких тюрьмах, куда его переводили из-за того, что он любил «поскандалить». В итоге после 11 месяцев последней по счёту одиночной камеры Бутырской тюрьмы он освободился, так не попав ни под один приговор. После тюрьмы осталась лишь исписанная под корку тетрадь, которую по освобождению изъяли, чему сам поэт оказался рад, ведь стихи, по его мнению, получались исключительно плаксивыми. Несмотря на это, своё творчество он исчислял именно с этой тетрадки.

Потом в 1911 году богемная подруга поэта Евгения Ланг вдохновила Владимира, который к тому времени уже был под два метра ростом с «косой саженью» в плечах, на живопись. Поэтому после нескольких месяцев подготовки в Строгановском училище он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – к слову, единственное место, куда не требовали свидетельство о благонадёжности (иначе б его с прошлым в не столь отдалённых местах не взяли). В итоге он стал кубофутуристом, а потом и опубликовал первое настоящее стихотворение «Ночь» в сборнике с весьма говорящим названием «Пощёчина общественному вкусу». И в том же 1912 году Владимир впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».

Маяковский, подтверждая аксиому о талантливых людях, был талантлив во всём, поэтому кроме искусства и сочинительства занялся драматургией, поставив в 1916 году трагедию имени себя, где сам же и сыграл главную роль (кто бы сомневался). Далее комом начали набираться произведения, сборники, режиссёрские и киноработы, а вместе с ними – слава и всенародная любовь. Его приглашали с выступлениями в самые разные города СССР, он ездил в турне по Европе и Америке, привозя из каждого места всё новые и необычные, пронзительные, бескомпромиссные и полностью «нагие» стихи.

Поэт, будучи пылким и резким по натуре, любил влюбляться в красивых женщин, за что и поплатился, можно сказать, жизнью. Наиболее ярким его романом стала связь с замужней Лилей Брик, с которой он познакомился в квартире Бриков, куда его привела сестра девушки, Эльза Триоле, бывшая на тот момент «поверхностной» дамой сердца. С этого момента все работы кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин» Маяковский посвящал исключительно Лиле, а с лета 1918 года и вовсе стал жить с семьёй Бриков, следую необычайно популярной на тот момент любовной концепции «Теория стакана воды». Согласно ей, понятие брака размывалось как таковое, а секс приравнивался к таким важным бытовым нуждам, как купание или тот же стакан воды во время жажды.

Однако, Лилей его жизнь не ограничивалась, и в «победном списке» числятся другие симпатичные особы (в основном, замужние) из интеллигентных кругов. От некоторых из них даже остались внебрачные дети, потому что в зарегистрированных отношениях поэт никогда не состоял. Но ни одна женщина не смогла перекрыть в его мыслях образ Лили, даже несмотря на то, что однажды после их совместного (вместе с мужем Лили, Осипом Бриком) визита в Германию в 1923 году Маяковский писал о «непоправимом переломе» и «свободе от любви и от плакатов».

Они втроём так и жили до последних дней Владимира в его квартире в Гендриковом переулке (который теперь называется переулком Маяковского) и стали прототипом семьи для сюжета фильма «Любовь втроём», сценарий к которому написал «находящийся в курсе всех дел» Виктор Шкловский, их семейный друг. Все отношение Лили к Маяковскому можно выразить несколькими её репликами в уже преклонном возрасте, согласно воспоминаниям поэта Андрей Вознесенского: ««Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал», «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Помимо Лили ярким романом можно назвать отношения поэта с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, с которой Маяковский познакомился в Париже. Кстати, это знакомство также «подстроила» Триоле, которая, только узнав о том, что Владимир приехал из Ниццы и остановился в том же отеле, что и она, попросила своего «внезапно появившегося» старого приятеля сопроводить её к врачу, к которому в тот момент пришла Татьяна. Зачем она это сделала, спросите вы? По вполне понятным корыстным мотивам. Во-первых, Маяковский мог в любой момент уехать в США к своей новой возлюбленной, чем бы сильно подорвал репутацию сестры, «первой музы поэта» Лили Брик. А, во-вторых, она пользовалась его деньгами и не хотела, чтобы он уехал из Парижа слишком быстро, предположив, что новый роман может его задержать в городе.

Но Владимир по уши влюбился и окутал Яковлеву полнейшей заботой и необыкновенной нежностью. Что, однако, не помешало Татьяне не дать согласие на возвращение с ним в Москву. История о том, что он оплатил своими парижскими гонорарами многолетнюю доставку цветов к дверям её квартиры в Париже, которые продолжали доставлять даже после его смерти, облетела множество ушей и показалась многим на глаза с экранов.

Самой трагичной стала последняя любовь Маяковского – Вероника Полонская, молодая актриса МХАТа, которой на момент знакомства с поэтом был всего лишь 21 год. Она уже была замужем за Михаилом Яншиным и дорожила мужем даже не смотря на то, что регулярно ходила к любовникам. Но Владимиру участь «очередного» не устраивала, и через некоторое время он начал буквально требовать, чтобы она приняла единственное решение, а не металась из стороны в сторону…

Anamnesis morbi (mortis)

Она сидела на диване, а он стоял на коленях перед ней и рыдал, говоря, что не может без неё жить. Она не любила его и часто отвечала в ответ на эти слова «Ну и не живите». Стало ли это в то роковое утро 14 апреля 1930 года побуждением к действиям? Может быть…

Вероника Полонская

Она опаздывала на репетицию к Немировичу-Данченко, который ужасно ругал за опоздания. Он спросил, есть ли у неё деньги на такси и, услышав отрицательный ответ, дал ей 20 рублей. После этого она выбежала в парадную маленькой коммуналки в Полуэктовом переулке и услышала выстрел.

Да, это было самоубийство. И нет, не могло быть убийства потому, что, во-первых, по мнению судмедэксперта Александра Маслова и врача Михаила Давыдова, которые подробно изучили исторические документы, планы здания и показания очевидцев, коммуналка находилась в прямом доступе к кухне, откуда даже было видно край той самой злополучной комнаты, а там в тот момент за столом беседовали соседи. И даже если бы Лиля спустилась на 1 этаж, а в это время в квартиру постучался убийца и выстрелом «прикончил» возмущённо открывшего рот поэта (именно на факт приоткрытого рта давили сторонники теории насильственной смерти), то она бы просто физически не услышала слабый хлопок маузера, а убийца бы точно не остался незамеченным. Во-вторых, если бы услышала, то не успела бы подняться до того, как растаяло «застывшее в воздухе облако от выстрела» (по воспоминаниям Полонской). А факт приоткрытого рта можно объяснить тем, что сразу после смерти мышцы перед трупным окоченением немного расслабляются, приходя словно в состояние покоя. Из-за этого челюсть и слегка отвисла.

Маяковский после смерти

В-третьих, существовало мнение, что посмертная записка, которую Маяковский оставил на столе в той же комнате, якобы принадлежит не ему, потому что написана карандашом (тогда как поэт пользовался ручкой «Паркер») и с большим количеством странных мелочей, приписок и орфографических ошибок. Также датирована она была 12 апреля. То есть Владимир написал её за два дня до убийства, что тоже настораживало. Насчёт этого состоялась экспертиза, которая подтвердила, что «рукописный текст предсмертного письма от имени Маяковского В.В., начинающийся словами «Всем. В том что умираю не вините никого…», и оканчивающийся словами «…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный 12.04.30 г., - выполнен самим Маяковским Владимиром Владимировичем под влиянием каких-то факторов, «сбивающих» его привычный процесс письма, в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением».

В-четвёртых, через 60 лет проводилось тщательное исследование рубашки, которая в момент убийства была на поэте. Оно выполнялось в НИИ судебной медицины целой комиссией из профессоров Александра Маслова (судебно-медицинского эксперта высшей категории), Эмиля Сафронского (специалиста по судебно-баллистической экспертизе) и Ирины Кудешевой (эксперта по исследованию следов выстрела). Им даже не сообщили, чья рубашка окажется в их руках, дабы всё было максимально объективно (слепое исследование).

Диффузно-контактный метод определения металлов в облаке газа при выстреле, которое осело на рубашку, дал чёткое представление о его направлении и приложении (выстрел в боковой упор). Также согласно выдержке из заключения о форме и малых размеров пятнах крови ниже повреждения, а также особенности их расположения по дуге «свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Поэтому в итоге экспертиза показала, что обнаружение следов выстрела в боковой упор, отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. А самоубийство Владимира Маяковского стало научно подтверждённым фактом.

Посмертная маска Маяковского

К сожалению, данные об аутопсии (вскрытии) не найдены до сих пор, поэтому остаётся «довольствоваться» лишь воспоминаниями очевидцев. Скорая помощь, которая прибыла через 5 минут после вызова (оцените скорость в 30-е годы!) лишь констатировала «моментальную смерть» от огнестрельного ранения сердца, то есть, по медицинским представлениям, клиническую смерть в течение 5 минут после ранения. Благодаря записям в дневнике одного литературного деятеля Михаила Презента, удалось установить ход раневого канала: пуля вошла в левую половину грудной клетки по срединно-ключичной линии (след находился на 3 см выше соска), поразила сердце и левое лёгкое, а затем ушла вниз, кзади и вправо и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области. Таким образом, раневой канал имел нисходящее направление. По мнению Давыдова, поэт получил сквозное огнестрельное ранение сердца, левого легкого, диафрагмы, верхнего полюса правой почки и мягких тканей правого забрюшинного пространства, а умер от сквозного огнестрельного ранения сердца с острой тампонадой сердца и его остановкой. Даже в условиях современной медицины подобные ранения несовместимы с жизнью, а люди умирают до приезда скорой в течение буквально нескольких минут. Как это и случилось с Маяковским.

Данных об аутопсии нет, но зато есть полная и подробная экспертиза головного мозга, который извлекли сотрудники Института мозга в тот же день после смерти Владимира Владимировича (тогда было модно изучать мозги великих современников). Удивительно, но мозг Маяковского весил значительно больше, чем мозг обычного человека (1700 грамм против 1330). По строению коры определили, что он был высокоорганизован с наиболее развитыми прецентральной извилиной (амбивалентность, способность одинаково хорошо работать двумя руками), лобной и нижнетеменной долями (особенности мышления и поэтический дар), речевой областью (красноречие) и особое сочетание нижнетеменной лобной и затылочной долей (художественные задатки). Кроме того, площадь коры левого полушария составила 88 тыс. мм2, а правого – 87,5 тыс. мм2 против «обычных» 82,7 тыс. мм2. Таким образом, для необычайного дарования поэта даже имелись анатомо-физиологические предпосылки (впрочем, мы хорошо знаем, что размер мозга не играет решающего значения).

Такой человек – одарённый, богатый, статный, красивый, с зычным голосом, заботливой натурой, невероятно богатым внутренним миром – и загублен женским легкомыслием. А ведь он всего лишь хотел любить и быть любимым…

14 апреля 1930 года в квартире Владимира Маяковского прозвучал выстрел, который оборвал жизнь 37-летнего поэта. «Любовная лодка разбилась о быт…» эти слова из предсмертной записки, казалось бы, вполне четко указывают на причину трагедии, но, тем не менее, споры, о том, что послужило мотивом, и ушел ли поэт из жизни сам или был убит, не стихают уже много лет.

Владимир Маяковский вошел в историю русской поэзии под знаменем футуризма, шумно, ярко, скандально. Исследователями его творчество уподобляется пятиактному театральному действу. Роль пролога исполнила трагедия «Владимир Маяковский». Далее один за одним шли акты, представленные как крупными поэмами, так и небольшими произведениями, стихами. А эпилогом всей этой истории, полной драматизма, накала страстей и неподдельных чувств, стало предсмертное письмо, написанное 12 апреля.

Как и в случае с Есениным, смерть талантливого поэта вызвала бурную реакцию и породила множество версий происшедшего. Наибольшее распространение получили две из них.

Версия «чекистская» широко рассматривалась в различных публикациях перестроечного и постперестроечного периода. В них предпринималась попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве, а об убийстве поэта агентами ОГПУ. Питают эту версию различные нестыковки и неточности, обнаруженные в ходе следствия по делу о гибели Маяковского. Многих, например, смущает тот факт, что предсмертная записка была написана поэтом за два дня до рокового выстрела, кроме того, Маяковский всегда делал записи своей любимой ручкой, а прощальные слова написаны простым карандашом, почти без знаков препинания. По утверждениям криминалистов, подделать почерк при помощи карандаша гораздо легче, но экспертиза данной записки показала – письмо написано самим Маяковским в состоянии сильнейшего волнения.

Нужно отметить, что результаты экспертиз, проводимых в разное время по этому поводу, однозначны: поэт застрелился сам. Что же могло подтолкнуть молодого человека к такому шагу?

Версия «французская» гласит: «Ищите женщину!» Многие исследователи склоняются как раз к ней, она менее загадочна, но более правдоподобна. Одной из мишеней стала молоденькая актриса Вероника Полонская, которая последней видела поэта живым. Известно, что в тот период между ней и Маяковским был бурный роман, поэт просил ее стать его женой, Полонская колебалась. В день смерти между ними произошла ссора, Вероника покинула квартиру в Лубянском проезде, сделала несколько шагов и услышала выстрел.

Могла ли эта размолвка стать последней каплей, потопившей «любовную лодку» великого поэта и лишившей его желания жить? Сложно сказать. В последней записке он обращается не к Веронике, а к роковой красавице Лилии Брик с просьбой: «Лиля – люби меня». Можно строить бесконечно много догадок, доказать что-то наверняка – сложно. Известно, только, что ранее Владимир Маяковский уже пытался свести счеты с жизнью. Прошлая попытка закончилась осечкой, в этот раз «господин маузер» сказал свое веское слово.