Сетевые педагогические сообщества воспитателей. Каталог сетевых педагогических сообществ. как форма профессионального развития учителя

Сетевые педагогические сообщества

как форма профессионального развития учителя

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Одной из форм профессионального развития учителя являются сетевые педагогические сообщества.

«Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду». В. В. Путин

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

    создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

    организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

    инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

    обмен опытом учения-обучения;

    распространение успешных педагогических практик;

    поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые профессиональные сообщества учителей

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей :

    Монопредметные;

    Надпредметные;

    Мультипредметные;

    Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности :

    дистанционное обучение в рамках сообщества;

    обучающий семинар

    виртуальная конференция

  • "Мастерская", или мастер-класс

    обсуждение в чате

    фестиваль проектов

    телеконференция

    проектировочный семинар

    создание веб-страниц

Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Каталог сетевых педагогических сообществ

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. В настоящее время можно говорить о примерно трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, в значительной степени отвечающих указанным выше критериям и являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установках, иногда – по аудитории.

"Эффективные технологии математического развития детей дошкольного возраста" городской практико-ориентированный семинар

20 февраля 2018 года для практических работников системы дошкольного образования городского округа Тольятти на базе МБУ детский сад № 2 «Золотая искорка» состоялся городской практико-ориентированный семинар «Эффективные технологии математического развития детей дошкольного возраста», в котором приняли участие 48 педагогов.

На мероприятии в интерактивном режиме был представлен результативный опыт воспитателей МБУ детских садов № 2 «Золотая искорка» и № 138 «Дубравушка». Участникам семинара были предложены шесть мастер-классов по использованию эффективных современных методов, способов и технологий математического развития дошкольников, которые актуальны и необходимы в работе педагогов с учетом современных требований. В теоретической части мероприятия были рассмотрены условия для математического развития дошкольников на современном этапе, история формирования ментальной арифметики, особенности использования морфологической таблицы при составлении математических задач, возможности мультимедийных игр, конструкторов –Лего, оригометрии в формировании геометрических представлений и творческого мышления у детей. Всем участникам были предложены (на бумажном носителе) методические рекомендации, памятки по использованию технологий, представленных на мероприятии, картотеки развивающих математических, мультимедийных, ЛЕГО-игр. Из анализа анкет обратной связи видно, что мероприятие актуально, своевременно и практически значимо для педагогов МБУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Гринвальд О.Г.

Практический семинар «Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста»

28 февраля 2018 года на базе МБУ детского сада № 26 «Сказка» г. о. Тольятти для педагогов дошкольного образования прошел практический семинар «Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста». Профессиональная ориентация дошкольников это актуальный процесс в современном мире – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и мало изученное направление дошкольной педагогики. На мероприятии были рассмотрены аспекты формирования представлений о мире труда и профессий, интереса и отношения дошкольников к определенным видам деятельности с учетом требований современного образования.

Воспитатели МБУ детских садов № 26 «Сказка» и № 162 «Олимпия» в интерактивном режиме представили свой результативный опыт применения культурных практик детской деятельности (игра «Активити», дидактический синквейн), игровых технологий (сюжетно-ролевые, дидактические, мультимедийные игры), элементов моделирования в работе по ранней профориентации дошкольников. На мероприятии была представлена выставка дидактического материала по заявленной теме (куклы в профессиональных костюмах, профессиональные костюмы для дошкольников, дидактические игры по ознакомлению дошкольников с миром профессий). На пяти мастер - классах участники апробировали представленные формы работы с детьми, получили методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе, получили картотеку сюжетно - ролевых игр по теме.

Данное мероприятие нашло широкий отклик у педагогической общественности системы дошкольного образования г. Тольятти. Его посетили 37 педагогов, которые в анкетах обратной связи отметили содержательную и практическую ценность, своевременность и актуальность мероприятия.

Гринвальд О.Г.,

методист МАОУ ДПО ЦИТ г.о. Тольятти

Смотр-конкурс «Зеленый огонек»

В дошкольных образовательных организациях г. о. Тольятти начинается подготовка к участию в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек».

Он проводится с целью

Активизации работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дороге,

Активизации деятельности ДОО по пропаганде безопасного поведения на улице среди родителей,

Обобщения и распространения передового опыта работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в ДОО.

Участники смотра – конкурса должны подготовить детские агитбригады, в которых дети покажут знания правил дорожного движения, продемонстрируют понимание важности и необходимости их соблюдения, показать одно из направлений работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (см. Положение).

В номинации «Плакат и детские работы» появилось дополнение, нужно ещё представить книжки - малышки. Вы можете просмотреть представленные в прошлом учебном году на конкурс плакаты, которые по рейтингу размещены на сайте Ресурсного центра: http://rcentr.tgl.ru/ , Главное меню, Мероприятия для обучающихся, Смотр - конкурс «Зеленый огонек 2017», Презентация.

До 19 января 2018 года вам нужно определиться с выбором номинации и подать заявку в МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» по форме, указанной в Положении конкурса.

Положение конкурса вы можете найти в разделе «Конкурсы воспитанников».

Желаем участникам успехов!

Методист МКОУ ДПО РЦ

Коновалова Н.Н.

Подведены итоги первого этапа спортивных соревнований «Веселые старты 2017-2018г.» среди дошкольных образовательных организаций городского округа Тольятти

Завершился первый этап спортивных соревнований «Веселые старты 2017-2018», который проводился на базе дошкольных образовательных учреждений. В нем приняли участие 77 команд из 64 (100%) муниципальных детских садов города. Дети демонстрировали ловкость, быстроту, умение прыгать и управляться с баскетбольным мячом, и главное - желание заниматься спортом. Все участники получили заслуженные награды, призы и массу положительных эмоций.

На районный этап соревнований вышли команды дошкольных учреждений

Комсомольского района:

МБУ д/с № 69 (1к), МБУ д/с № 138, МБУ СОШ № 75, МБУ гимназия № 39 «Классическая»,

МБУ д/с № 162, МБУ «Лицей № 6»;

Центрального района:

МБУ детские сады № № 104, 27, 46, 90, 84, 2, 52,48;

Автозаводского района:

МБУ лицей № 67, МБУ д/с № 80 (Ст. Разина, 77), МАОУ д/с № 79, МБУ д/с № 139,

МБУ д/с № 80 (Ст. Разина, 54).

Второй этап соревнований состоится:

Начало соревнований в 10-00.

Поздравляем финалистов и приглашаем всех на спортивные соревнования.

Секция «Дошкольное образование» городского научно-педагогического марафона «От компетентного педагога к новому качеству образования»

1 декабря 2017 года в МБУ «Школа №26» состоялся городской научно-педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования» (секция «Дошкольное образование»), в которой 79 педагогов из 45 дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, г. о. Тольятти представляли свой результативный педагогический опыт.

Презентация опыта шла по двум содержательным линиям: «Современные педагогические технологии как средство достижения качества образования» и «Система повышения уровня психолого-педагогической культуры педагога». Большая часть педагогов представила свои наработки в форме мастер-классов, где были выделены проблемы в реализации конкретной технологии, даны методическое обоснование, характеристики образовательной технологии, алгоритм ее применения; продемонстрированы участниками мастер-классы приемы, методы организации образовательного процесса. Педагоги-психологи провели для своих коллег серию тренингов, направленных на повышение уровня психолого-педагогической культуры педагога ДОО.

По итогам анкетирования 98% участников Марафона отметили актуальность данного мероприятия, высокий уровень организации – 100% респондентов. Ценность содержания и заинтересованность аудитории слушатели оценили на 91 %.

Н.В. Селедкина

Старший методист МКОУ ДПО «Ресурсный центр»

Результаты городского конкурса чтецов 2017г. среди дошкольников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования

С 1 по 28.11.2017г. в г.о. Тольятти состоялся городской конкурс чтецов среди воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования. Организатором Конкурса являлся департамент образования администрации городского округа Тольятти. Конкурс проводился в целях создания условий для развития, социализации и самореализации детей дошкольного возраста, при организационно-методическом сопровождении муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» городского округа Тольятти и организационно-техническом сопровождении МБУ детского сада № 54 «Аленка». В Конкурсе приняли участие 332 воспитанника 57 дошкольных учреждений, которые выступали по следующим номинациям: «Слово о Родине»; «С.Я. Маршак - детям» (в честь 130-летия со дня рождения С.Я. Маршака); «Моя семья»; «Самый маленький чтец». В финальном этапе Конкурса исполнительское мастерство демонстрировал 71 участник из 33 дошкольных учреждений. По решению жюри в каждой номинации Конкурса были определены - победитель и три лауреата, которые награждаются дипломами. Остальные участники финального этапа получат свидетельства участников Конкурса.

В номинации «Слово о Родине» победитель – воспитанник МБУ №6 (СП детский сад «Дельта»), лауреаты: воспитанники МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» (2 корпус), МБУ детский сад №43 «Гнездышко», МБУ детский сад № 54 «Алёнка»;

В номинации «С.Я.Маршак – детям» победитель – воспитанник МБУ д/с №20 «Снежок», лауреаты - воспитанники МБУ детский сад № 48 «Дружная семейка», МБУ детский сад №69 «Веточка» (4 корпус), МБУ детский сад № 64 «Журавлёнок»;

В номинации «Моя семья» победитель – воспитанник МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» (3 корпус), лауреаты - воспитанники МБУ детский сад № 49 «Весёлые нотки» (корпус 4), МБУ детский сад № 54 «Алёнка», МБУ «Лицей №51» СП детский сад «Реченька»;

В номинации «Самый маленький чтец» победитель – воспитанник МБУ детский сад № 2 «Золотая искорка», лауреаты – воспитанники МБУ детский сад № 84 «Пингвин», МБУ детский сад №199 «Муравьишка», МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» (1 корпус)

Подробнее о конкурсе можно узнать в окне «Конкурсы и мероприятия» в разделе –«воспитанников»

Методист МКОУ ДПО РЦ

Гринвальд О.Г.

Итоги городского конкурса «Детский сад года - 2017

с 24.10. 2017г. по 13.11.2017г. в Тольятти проходил городской конкурс «Детский сад года - 2017», в котором приняли участие 25 дошкольных образовательных организаций городского округа. Участники Конкурса представили обобщенный опыт деятельности дошкольной образовательной организации по направлению, соответствующему номинации.

Члены жюри конкурса оценили портфолио участников, выстроили рейтинг конкурсантов и на его основании определили лауреатов по трем номинациям:

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

МБУ детский сад №104 «Соловушка», АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№137 «Чижик»,

МБУ д/с № 69 «Веточка», МБУ лицей № 6 с/п д/с, МБУ д/с № 125 «Росточек», МБУ д/с № 138 «Дубравушка», МБУ д/с № 34 «Золотая рыбка»,

МБУ д/с № 46 «Игрушка», МБУ д/с № 28 «Ромашка», МБУ д/с № 52 «Золотой улей», МБУ д/с № 120 «Сказочный», МБУ детский сад № 50 «Синяя птица»;

Лауреат: МБУ детский сад №104 «Соловушка» и АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№137 «Чижик»;

«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе у детей дошкольного возраста»

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 207 «Эдельвейс», МБУ д/с № 76 «Куколка», МБУ д/с № 20 «Снежок», МБУ д/с № 2 «Золотая искорка», МБУ д/с № 22 «Лучик», МБУ д/с № 139 «Облачко», МАОУ д/с № 79 «Гусельки», МБУ д/с № 54 «Аленка»;

Лауреат: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 207 «Эдельвейс»;

«Формирование позитивного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»

МБУ детский сад №162 «Олимпия», АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 160 «Дубравушка», МБУ детский сад № 49 «Веселые нотки», МБУ детский сад № 26 «Сказка», МБУ детский сад № 84 «Пингвин».

Лауреат: МБУ детский сад №162 «Олимпия» и АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 160 «Дубравушка».

Лауреаты Конкурса будут награждены дипломами департамента образования администрации городского округа Тольятти и представлены на областной конкурс «Детский сад года - 2017». Поздравляем лауреатов с победой! И желаем удачи на следующем этапе.

Остальные участники получат свидетельства участников городского конкурса «Детский сад года - 2017».

Гринвальд О. Г.

методист МКОУ ДПО РЦ г.о. Тольятти

Городской информационный семинар «Представление направлений деятельности окружных и региональных пилотных площадок по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в 2017-2018 учебном году»

29.09.2017 года на базе МБУ детского сада № 69 «Веточка» прошёл городской семинар «Представление направлений деятельности окружных и региональных пилотных площадок по методическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования в 2017-2018 учебном году». Мероприятие проходило с целью пропаганды городскому педагогическому сообществу результативного педагогического опыта, инновационных методических продуктов, позволяющих совершенствовать содержание дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. В обозрении приняли участие 12 окружных и 4 региональных пилотных площадок г.о. Тольятти. Пилотные площадки действуют в рамках реализации проектов по разработке методических материалов в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования. Каждая пилотная площадка представляет собой форму совместной деятельности министерства образования и науки Самарской области и образовательных организаций, научных учреждений, а также департамента образования мэрии г.о. Тольятти и МКОУ ДПО РЦ.

Все 16 учреждений, имеющих статус пилотных площадок, представили свои проекты по разным направлениям развития и образования дошкольников, обосновали актуальность, практическую значимость выбранной темы, обозначили целевые ориентиры, планируемые результаты своих проектов, методические продукты, которые будут представлены сообществу в конце 2017-2018 учебного года. На мероприятии была представлена выставка методической продукции, разработанной педагогами региональных и окружных пилотных площадок за предшествующие периоды, которая включала в себя методические пособия, программы, методические сборники, рекомендации и другие материалы, раскрывающие новые методы, способы, формы организации образовательного процесса, инновационные педагогические технологии реализации дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Пришедшим на мероприятие были предложены буклеты, листовки, памятки, отражающие ключевые моменты представленных проектов пилотных площадок.

Мероприятие нашло широкий отклик педагогической общественности, его посетили педагоги системы дошкольного образования, представители высшей школы, главные специалисты департамента образования мэрии г.о. Тольятти, курирующие данное направление деятельности, методисты МКОУ ДПО «Ресурсный центр». Дошкольные учреждения, имеющие статус окружных и региональных пилотных площадок, в течение года будут творчески представлять свой результативный опыт городскому и региональному педагогическому сообществу на мероприятиях разного уровня.

Гринвальд О.Г.Методист МКОУ ДПО РЦ

Августовская конференция работников образования г.о. Тольятти, 2017 г.

Секционное заседание «Системный подход к созданию условий, обеспечивающих качество дошкольного образования»

28 и 29 августа 2017 года прошли секционные заседания «Системный подход к созданию условий, обеспечивающих качество дошкольного образования» в рамках Августовской конференции работников образования 2017 г. для различных категорий педагогов и руководящих работников системы дошкольного образования г.о. Тольятти. На секциях были рассмотрены актуальные вопросы обеспечения качества дошкольного образования в рамках реализации ФГОС, в том числе для детей с ОВЗ, организационно – методические аспекты построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В работе секций приняли участие представители высшей школы: Анфисова С.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО ТГУ, Матуняк Н.А., к.п.н., заместитель директора АНО ДО «Планета детства «Лада», а так же педагоги МБУ, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования г.о. Тольятти.

За 2 дня в работе конференции приняли участие 336 человек (144 человека сдали анкеты обратной связи). Количественно-качественный анализ результатов анкетирования позволил выявить следующие тенденции:

Данное мероприятие актуально для 100% участников (144 человек);

Оценивая различные аспекты проведенного мероприятия, респонденты сделали следующие выборы: 1. Организация мероприятия - Высокий уровень 90%, Средний уровень 9%, Низкий уровень 1%. 2. Ценность содержания мероприятия - Высокий уровень 87%, Средний уровень 13%. 3. Заинтересованность аудитории - Высокий и средний уровни 99%, Низкий уровень 1%.

Участники конференции отметили представляемую информацию как важную, познавательную и полезную.

Н.В. Селедкина

Старший методист МКОУ ДПО РЦ г.о Тольятти

Анкета "Сетевые сообщества"

Уважаемые коллеги, для оптимизации работы сетевого сообщества просим Вас ответить на вопросы анкеты. Для этого Вам необходимо пройти по ссылке . Отвечать на вопросы следует щелчком мыши по выбранному ответу. Для того чтобы Ваша анкета попала в обработку, в конце нажмите "ГОТОВО" , затем "ОТПРАВИТЬ ЕЩЕ ОДИН ОТВЕТ" .

Благодарим Вас за сотрудничество!

Администратор сообщества

Кардупова С.В.

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. В настоящее время можно говорить о примерно трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, в значительной степени отвечающих указанным выше критериям и являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установках, иногда – по аудитории.

1. Педсовет.org

Интернет-педсовет - это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждаю волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования. Цели работы: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

2. Сеть творческих учителей

Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия профессионалов-учителей, победителей ПНПО, методистов. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей предметников, профессиональные конкурсы, методический марафон, творческие группы по самым разным направлениям педагогической деятельности, тематические форумы. Сеть творческих учителей обеспечивает организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; методическую поддержку педагогов в области ИКТ; презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов; внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее, создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя; обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

3. Открытый класс

Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов. Openclass - это пространство в сети, которое дает возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность, расширить свои знания и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.

4. Информационно-образовательный портал RusEdu

Сайт «Сетевого образовательного сообщества RusEdu» входит в группу образовательных сайтов RusEdu, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики. Это виртуальный методический комплекс, где педагоги могут обменяться опытом, показать себя и узнать других. Здесь можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, методическую копилку.

5. Образовательный портал Ucheba.com

Портал является некоммерческим информационным ресурсом Российского Интернета и ориентирован в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования, хотя полезную для себя информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся. Здесь представлены каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования, информация об экзаменах, тематические планы, поурочные планы, методическая копилка.

6. Завуч. Инфо

Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. Организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Есть методическая библиотека (презентации, разработки уроков, учебно-исследовательские проекты, тесты, внеклассные мероприятия). Организована работа форумов на актуальные для педагогов темы. Каталог включает разделы: для администрации, точные науки, гуманитарные науки, общественные науки, иностранные языки, воспитание, специалисты и другие. Имеется ссылка на сайт Минобр.орг (http://www.minobr.org/) - Всероссийские олимпиады и конкурсы. Возможна публикация собственных материалов. Есть раздел Ваши работы. Можно подписаться на рассылку новостей сайта. Есть свой Интернет-телеканал для работников образования. Преимущество данного педагогического сообщества: основательность, серьезный подход к материалам, размещаемым на сайте, обсуждение актуальных вопросов, активность в защите прав педагогов с помощью обращений к вышестоящим руководителям образования.

  1. Портал МИНОБР.ОРГ
  2. Сетевое сообщество Соцобраз

На портале представлены множество разнообразных Конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников, всероссийские дистанционные олимпиады по предметам для школьников, всероссийские марафоны для детей, открытые всероссийские фестивали для учащихся. Имеются возможность для педагога стать организатором всероссийского мероприятия, возможность родителям и школьникам получить советы психолога, педагога, узнать профессиональное мнение по тому или иному вопросу, возможность выиграть ГРАНТ на обучение в ВУЗЕ, возможность заказать для школьного портфолио сертификат участника всероссийской олимпиады или конкурса, возможность заказать профессиональную рецензию на творческие работы учащихся от лучших преподавателей Санкт-Петербурга.

Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования НФПК и ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". Основная цель данного проекта заключается в объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. Это интерактивная площадка для обмена опытом и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников. Вне зависимости от места проживания теперь у всех жителей России есть возможность задать вопрос лучшим специалистам - психологам, социальным педагогам, учителям, которые принимают участие в нашем проекте, и получить доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).

9. Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру

Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно- образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение. Данный сервис - это большой шаг в использовании ИКТ в образовательной деятельности, т.к. сочетает в себе элементы социальной сети с обширными мультимедийными возможностями. Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации. Есть форум, группы (тематические площадки), блог, диспуты, чат. Сообщество содержит в себе более 30 групп (различная тематика и направления - администрация, классные руководители, предметники и т.д.). Презентации, программы, разработки уроков внутри каждой группы. Каждая разработка содержит комментарий автора с описанием. Есть возможность обсудить работу внутри группы, оценить ее или пообщаться с автором. Много аудио- и видео файлов в свободном доступе. Можно публиковать собственные материалы и даже создавать группу.

10 ПроШколу.ру

Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Каждый учитель может создать свою страницу с методической копилкой, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, уроки, внеклассные мероприятия. Посетители Вашей странички могут написать комментарии, о чем Вы сразу узнаете по выделенной строке «Вас комментируют». Преимущество данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория.

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество

Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов и лучших педагогических коллективов для организации общественной экспертизы основных компонентов стандарта общего образования второго поколения. Для участия в работе Интернет-сообщества необходимо зарегистрироваться.

12. Сайт Интернет-сообщества учителей

В основе сайта лежит идея взаимопомощи: «Учитель, помоги учителю!» Наличие на ресурсе педагогического сообщества цифровых образовательных ресурсов: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка, разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.

13. Методический центр NUMI.RU

Сайт является средством массовой информации. Он ориентирован на работников дошкольного воспитания, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования, но может быть полезен и для родителей, студентов, научных сотрудников. Управление сайтом рассчитано на совершенно неподготовленного человека, не знакомого с компьютерными премудростями.

14. Сообщество учителей Intel Education Galaxy - Образовательная галактика Intel.

Общение педагогов-единомышленников между собой и с внешними экспертами организовано посредством блогов и форумов. В числе экспертов - методисты и тьюторы программ, сотрудники Intel, внешние консультанты, технические гуру и журналисты. Спектр вопросов, которые обсуждаются в Образовательной галактике, меняется и дополняется. Материалы портала полезны теоретикам и практикам, молодым учителям и педагогам с большим стажем, чтобы каждый принимал активное участие в работе портала, делясь своим опытом, мыслями, советами. Есть презентации, видеоуроки, программы для обучения и работы учителей.

15. Еропейская Школьная Сеть

Еропейская Школьная Сеть - это международное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT - Information and Communications Technology) в образование Европы.

16. Школьный сектор

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей - предметников. Одним из известных школьных сайтов является Школьный сектор. Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования.

17. Сообщество e-Learning PRO

Сообщество e-Learning PRO призвано объединить профессионалов, которые работают в области электронного обучения в целях развития этого направления в России. Каждый участник сообщества вовлечен в обмен знаниями и опытом проектирования, разработки и организации электронного обучения и имеет доступ к материалам, необходимым для развития успешного проекта и расширения собственных знаний, навыков и опыта.

18. Проект "Мир конкурсов"

Является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома. Победители и участники получают дипломы и грамоты для пополнения своего Портфолио достижений. Лучшие работы выставлены в Галерее.

19. Сайт К-уроку.ru

20. Учительский портал На Урок.ру

На сайте находится большое количество ценной информации для учителей любого предмета.

21. Учительский портал

Учительский портал – бесплатное сообщество учителей-предметников. Все материалы, представленные на портале, бесплатные, подтверждение о публикации также выписывается бесплатно, но при соблюдении определенных правил.

22. Учебно-методический портал

Качество и актуальность работ - приоритет портала. Сайт удобен и прост в использовании.

Зарегистрировавшись, можно: создать свой персональный мини-сайт, разместить на мини-сайте свое портфолио и получить свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.

24. Методический портал учителя Методсовет

Активные, творческие учителя создали этот портал для своих коллег. Здесь не только нужные и полезные разработки и материалы, но и доброе, приятное общение на форуме.

25. Педагогический мир

Сайт предназначен для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения редакционно- экспертной коллегии.

26. UROKI.NET

Целью данного сайта является помощь молодым и начинающим учителям.

27. Педагогическая планета

Сайт предназначен для сотрудников школ, ресурсных центров, управления образования, а также представители общественных и попечительских советов ОУ. На сайте есть разделы: дистанционное обучение, сетевые проекты, дистанционные конференции, фестивали, олимпиады, педагогические лаборатории.

28. Портал "ВСЕОБУЧ"

Справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.

29. Учительский портал

В результате анализа имеющихся на сегодняшний день теоретических подходов к пониманию принципов конструирования сетевых сообществ, обсуждений, дискуссий, семинаров и практических занятий по созданию сетевого сообщества сформулированы следующие выводы:

  • Границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться (виртуально), узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории.
  • Существуют определенные правила, управляющие использованием результатов коллективной работы в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство людей, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении.
  • Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится ими самими с использованием устоявшейся системы санкций.
  • Члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации.
  • Построению сообщества уделяется необходимое внимание и время, так как оно должно привлекать новых людей и удерживать уже имеющихся.
  • Успешные онлайновые сообщества должны быть сконцентрированы на нуждах своих членов, а не на нуждах спонсоров и рекламодателей.
  • Чрезмерный контроль повлечет за собой снижение популярности сообщества и количества его членов, а в самом худшем случае – прекращение функционирования сообщества.
  • Поддержка онлайновых сообществ требует от их участников значительных усилий.
  • Онлайновые сообщества становятся более активными, когда совместный продукт получается и начинает пользоваться популярностью.
  • Число активных участников;
  • Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);
  • "Динамизм" сообщества;
  • Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи);
  • Оформление страницы сообщества;
  • Социокультурная направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и других норм или их обсуждение);
  • Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей);
  • Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала;
  • Методическая направленность взаимодействия;
  • Праксеологическая направленность сообщества (организация и поддержка сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов для выявления эффективного и инновационного педагогического опыта);
  • Информационно-коммуникативная деятельность сообществ (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов).

Можно определить некоторые показатели успешного существования сообщества в сети:

Критерии эффективности деятельности сетевых учительских сообществ были сформулированы в результате исследований, проведенных АПКиППРО:

Что представляет собой профессиональная деятельность педагога в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика.

Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети - это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Несмотря на большое количество положительных аспектов участия в сетевых педагогических сообществах, перед многими педагогами стоит дилемма, а нужно ли включаться в работу таких сообществ, чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю, как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту педагогов? Хотелось бы обозначить какие положительные эффекты можно получить, активно общаясь в профессиональных объединениях сети Интернет.

Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны и зарубежья проблемы, с которыми педагог сталкивается в своей педагогической практике, мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения.

Во-вторых, публикуя на различных ресурсах свои методические разработки, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

В-третьих, возможность повысить свою квалификацию теперь можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе страны или мира они инициализируются. И конечно, не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, конференциях.

Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах

Еще один аргумент в пользу участия в жизни различных сетевых сообществах – это возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса. Ведь переход к информационному обществу приводит к тому, что всевозможными ресурсами сети Интернет пользуются не только ученики, но и их родители, следовательно, чтобы иметь возможность «говорить на одном языке», «находить точки соприкосновения», необходимо понимать, чем они живут, чем интересуются, что волнует их на данный момент.

Н.В. Кудимова. Старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования, заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна

Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу инфор­мационному, которое основано на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

Одним из направлений развития российского образования является его информатизация, кото­рая понимается как «процесс, направленный на ре­ализацию замысла повышения качества содержа­ния образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России».

Каким образом этого можно достичь? Одним из возможных путей может служить активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных сетевых педагогических сообществах сети Интернет.
Прежде чем начать говорить о сетевом педагогическом сообществе хотелось бы определить, а что мы понимаем под данным понятием. Единого определения, что такое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует. Да к тому же, даже в социологии оно изменялось с течением времени. Так, например, до 17 века слово «сообщество» использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Но развитие транспорта значительно повысило мобильность людей, а развитие коммуникационных возможностей позволило свести к минимуму зависимость от графического местоположения. Итак, на сегодняшний день под сообществом можно понимать отношения между людьми, которых связывают общие цели, потребности и интересы, в нашем случае речь идет, конечно, об образовании. Если наложить на данное определение еще и понятие сетевое, то появляется очередная характерная черта, это группа людей, которых объединяют некие общие ресурсы, к которым каждый член сообщества имеет доступ. Обобщая все вышесказанное, мы приходим к следующей формулировке: Сетевое педагогическое сообщество - это совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т.ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, которые общаются друг с другом в основном через Интернет .

Хорошо, раз есть некое объединение людей, следовательно, должна быть и его цель. Что является целью, и какие задачи стоят при организации и развитии сетевого педагогического сообщества? Одной из целей хотелось бы выделить поддержку творческих учителей, особенно - территориально удаленных, предоставление им дополнительных возможностей для последующих публикаций, обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем.

Задачи сетевых педагогических сообществ:

  • организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • создание базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
  • методическая поддержка педагогов;
  • знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
  • организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса;
  • организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Сейчас, наверное, перед многими педагогами стоит дилемма, а нужно ли включаться в работу сетевых педагогических сообществ, чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю, как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту педагогов? Давайте посмотрим, какие положительные эффекты можно получить, активно общаясь в профессиональных объединениях сети Интернет.
Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны, а может быть и мира, проблемы с которыми сталкиваемся в своей педагогической практике мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения. Во-вторых, выкладывая на различных ресурсах свои методические разработки, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. В-третьих, возможность повысить свою квалификацию теперь можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе нашей страны они инициализируются. Ну и конечно не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, когда не выезжая из своего региона (ведь ни для кого не секрет, что часто это невозможно в связи с финансовыми проблемами) мы можем принять участие в профессиональных конкурсах не только Всероссийского масштаба, но и мирового. Все это позволяет нам расти профессионально. Еще один аргумент в пользу участия в жизни различных сетевых сообществах это возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса. (Ведь переход к информационному обществу приводит к тому, что всевозможными ресурсами сети Интернет пользуются не только ученики, но и их родители, следовательно, чтобы иметь возможность «говорить на одном языке», «находить точки соприкосновения», необходимо понимать, чем они живут, чем интересуются, что волнует их на данный момент)

Сейчас Всемирная паутина предлагает принять участие в жизни достаточно многих сетевых педагогических сообществ, я предлагаю вашему вниманию лишь несколько, наиболее распространенных:
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На данном портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
www.openclass.ru – Сетевые педагогические сообщества «Открытый класс». Реализуемый проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ; на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ; на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования; на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования.
http://pedsovet.org/ - Интернет-педсовет. Сегодня, являясь, с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны - средством массовой информации, Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
http://www.intergu.ru/ - Интернет государство учителей. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
http://wiki.iot.ru/index.php/Заглавная_страница - «СоцОбраз» - это сетевое социально-педагогическое сообщество, основной целью которого является объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. «СоцОбраз» - это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.
http://metodisty.ru/ - Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.
Какое сообщество выбрать для самореализации необходимо решать каждому педагогу самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что в каждом отдельном случае вы можете профессионально расти, начиная от простого зрителя жизни сетевого сообщества, до «гуру», эксперта и администратора уже созданного вами сообщества. И в связи с последним, мне хотелось бы остановиться именно на возможности создать и развивать сообщество, которое будет решать задачи, которые актуальны именно для вас. Тем более в настоящий момент времени это сделать достаточно легко, так как ресурсы проекта «Открытый класс» позволяют любому пользователю создать свое сетевое сообщество, со своими целями, задачами, функциями и возможностями. Это может быть тематическое сообщество, которое будет объединять лишь педагогов работающих в рамках вашей проблемной группы. А может быть сообщество, объединяющее педагогов и родительскую общественность, позволяющее обсуждать и решать вопросы, возникающие при организации учебного процесса. Все зависит от ваших интересов, желаний и целей, которые вы преследуете при создании педагогического сообщества.
Теперь пришло время подумать о том, какие задачи стоят перед развивающимся профессиональным образовательным сообществом:

  • создание и поддержка интернет ресурса, на котором будет размещаться как информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионального сообщества, так и различные полезные материалы, актуальные для участников;
  • наличие координатора, администратора сообщества (возможно целого координационного центра), инициирующего различные сетевые мероприятия;
  • активное использование различных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах, скайп-чатах в режиме единого времени;
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами;
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении;
  • создание экспертного совета, основной функцией которого является оценка качества поступающих в копилку ресурсов;
  • организация коллекции систематизированных ссылок с постоянным дайджестом в новостях сообщества о новых поступлениях в базу;
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
  • организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого сообщества.

Я думаю, многие читая данные строки, задаются вопросом, а смогу ли я стать успешным сетевым администратором педагогического сообщества? Получится ли не только создать, но и развить сообщество, которое будет интересно многим? Не так сложно родить ребенка, куда как сложнее вырастить и воспитать его, помочь ему стать успешным в жизни. Так и здесь, на создание сообщества вам потребуется несколько минут, но вот для того чтобы к нему присоединились другие педагоги из различных регионов нашей страны могут уйти годы. Для начала давайте рассмотрим, какие задачи могут стоять перед организатором сетевого педагогического сообщества:

  • создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества;
  • привлечение к деятельности сообщества новых участников;
  • координация работ по оформлению веб-страниц сайта сообщества;
  • помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;
  • поддержка дискуссий по вопросам речевых норм, соблюдения правил сетевого общения, модерирования форумов, чатов и др.;
  • организация учебной деятельности сообщества (повышение квалификации по тематике или проблематике сообщества и в области повышения ИКТ-компетентности);
  • создание самые разных точек пересечения интересов людей;
  • помощь участникам в создании авторитета в рамках сообщества, что позволит сделать его более интересным и привлекательным для новых педагогов.

С одной стороны кажется, что задач стоящих перед лидером сетевого педагогического сообщества достаточно много, но давайте задумаемся и проанализируем каждый из пунктов. И, я думаю, каждый из вас поймет, что многие из сетевых задач стоят перед нами, педагогами каждый день, и для этого совершенно не нужно выходить в Интернет. Приходя на урок, разве не ставим мы перед собой задачу создать активную «жизнь» сообщества (класса)? Или помогать участникам сообщества (учащимся) в регулировании возникающих конфликтов, проблем? Или организовать учебную деятельность сообщества (класса)? Все эти задачи решаются педагогами ежедневно, на каждом уроке, а поэтому кому как не нам становиться лидерами сетевых сообществ, ведь даже если мы рассмотрим личные качества, которыми должны обладать администраторы сетевых сообществ (на основе исследования, проведенном АПКиППРО в конце 2007 года), то увидим, что все они присущи именно нам – педагогам:

  • мотивация педагогов к участию в работе сообщества;
  • создание эмоционально положительного тона общения;
  • организующий, а не командный стиль взаимодействия;
  • выявление и акцентирование внимания на образцах корректного общения;
  • культивирование поддерживающего, а не оценочного стиля общения;
  • стремление к расширению числа членов сообщества при сохранении его ядра;
  • стремление к тому, чтобы в сообществе преобладало продуктивное взаимодействие, то есть способствующее профессиональному и личностному развитию участников сообщества;
  • оказание помощи в работе координаторам других сообществ;
  • готовность принимать помощь в организации сообщества и сотрудничать в решении возникающих проблем, как с координаторами других сообществ, так и с другими заинтересованными лицами.

«Таким образом, помимо определенного уровня квалификации и уважения принципов, по которым работает данная Интернет-площадка, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество «сюжетных линий» жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к "начинающим", и к "асам", иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем…»
Коллеги, ну разве это не про нас?!

Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами.
Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!

В последние годы стремительно развиваются Благодаря этому формируются качественно новые объединения. - группы специалистов, работающих в одной проблемной или предметной сфере. Рассмотрим их подробнее.

Цели

Сетевые педагогические сообщества обеспечивают:

  1. Формирование единого информационного поля, доступного для каждого специалиста.
  2. коммуникации на любые интересующие темы.
  3. Инициацию виртуального взаимодействия для создания условий для реального общения.
  4. Обмен опытом.
  5. Распространение эффективных практик.
  6. Поддержку инициатив.

Характеристика

Социально-педагогические сообщества - особая форма организации виртуального взаимодействия. Участие в них позволяет специалистам, находящимся в разных регионах страны и за ее пределами, обмениваться опытом, решать разнообразные вопросы, реализовывать свой потенциал, расширять свои знания. В Интернете имеет место не только взаимодействие с коллегами, но и с детьми. В рамках коммуникации преподаватели организуют учеников для участия в виртуальных викторинах, олимпиадах, конкурсах. За счет постоянного взаимодействия у детей развивается интерес к предметам, творчеству, коллективной деятельности.

Классификация

Педагогические интернет-сообщества бывают моно-, над- и мультипредметными. Объединения организуются на муниципальном, региональном, федеральном или школьном уровнях. Деятельность педагогических сообществ осуществляется в разных формах. К основным из них относят:

  1. Дистанционное образование.
  2. Обучающие семинары.
  3. Виртуальные конференции.
  4. Конкурсы.
  5. Акции.
  6. Проекты.
  7. Виртуальные вечеринки.
  8. "Мастерские" (мастер-классы).
  9. Опросы.
  10. Обсуждения в чате.
  11. Телеконференции.
  12. Фестиваль проектов и так далее.

Эффективность

Как показывает практика, в входят специалисты высшей и первой квалификационных категорий, учителя-методисты, победители ПНПО. Их присутствие позволяет сформировать особую тьюторскую систему. В ее рамках используются разнообразные мастер-классы, консультации, презентации, выполняются экспертизы материалов коллег, проводятся авторские курсы по повышению квалификации. Учитель, размещая свои проекты, получает не только оценку, но и помощь других специалистов. Научно-педагогическое сообщество позволяет каждому участнику самостоятельно выбрать индивидуальную траекторию роста. Взаимодействие с коллегами крайне важно для саморазвития. Зачастую преподавателям не хватает для этого времени. Педагогические сообщества ДОУ , школ, вузов помогают специалистам взаимодействовать друг с другом. В таких объединениях можно найти множество единомышленников. Несомненно, педагогические сообщества - качественно новая форма взаимодействия участников процесса, позволяющая оперативно найти нужную информацию, получить своевременную консультацию у разных специалистов. Для преподавателей такие объединения являются обширным пространством для творчества.

Формирование умений

Педагогические сообщества воспитателей и преподавателей наполнены разными объектами, ситуациями, материалами, которые помогают специалистам думать по-новому, развивать в себе разные умения. Участие в объединениях способствует формированию:

  1. Совместного мышления. Творческая, учебная, преподавателей изначально обладает коллективным характером. Переход от эгоцентричности к пониманию роли других индивидов - важный этап личностного развития.
  2. Толерантность. Важно воспитать людей, способных посмотреть на явление с другой стороны, понять позицию и мнение другого человека.
  3. Освоение децентрализованных моделей. Участники не должны синхронно находиться в одном месте и в одно время. Каждый индивид - член сообщества - может совершать привычные ему операции.
  4. Критичность мышления. Коллективное взаимодействие людей, которые готовы оценивать и изменять гипотезы, имеет определяющее значение при проверке гипотез, теорий, поисках ошибок. Учащихся можно погрузить в среду, где критическое обсуждение является обязательным.

Распространенность

Создание педагогического сообщества - дело в целом несложное. В настоящее время существует около активных 30 объединений. Все они имеют свои отличительные черты. Педагогические сообщества различаются по методам, стилю взаимодействий, целевым установкам. В некоторых случаях объединения ориентированы на противоположные аудитории.

"Мое образование" (педагогическое сообщество)

Это достаточно перспективная виртуальная площадка для всех преподавателей. Члены объединения обмениваются друг с другом опытом и своими методическими проектами. Цели площадки понятны уже по ее названию "Мое образование". Педагогическое сообщество предоставляет каждому зарегистрировавшемуся пользователю Личный кабинет. Специалисты общаются, читают анонсы и новости, участвуют в мероприятиях. Здесь же размещаются проекты уроков, публикации. Далеко не каждое педагогическое сообщество России имеет такую обширную информационную базу. Следует сказать, что размещение материалов осуществляется бесплатно. Члены объединения могут участвовать в конкурсах в разных статусах, в том числе и в составе жюри.

Перед началом года специалисты приглашаются на виртуальный Количество участников постоянно растет. Это позволяет не только общаться с коллегами, но и с авторами учебников, методических материалов. Специалисты участвуют в обсуждении наиболее актуальных вопросов, предлагают свои проекты, оценивают друг друга. Цель платформы состоит в популяризации деятельности педагогов в сети, формировании и активизации аудитории. Специалисты могут размещать свои проекты, участвовать в конкурсах, обсуждать вопросы на форумах, вести блог.

Сеть творческих учителей

Этот проект считается крупнейшим в стране. Это , методистов, победителей ПНПО. Основными формами взаимодействия являются мастер-классы, конкурсы, фестивали, семинары, тематические форумы. В рамках проекта формируются творческие группы по различным направлениям. Здесь можно найти различные материалы, ссылки на другие ресурсы, касающиеся использования программного обеспечения и ИКТ, статьи и публикации. Кроме этого, специалисты могут получить и юридическую помощь.

Основные направления

Объединение обеспечивает:

  1. Организацию виртуального взаимодействия участников педагогического процесса. В рамках проекта формируется база по программным продуктам и опыту их применения не уроках и вне занятий. Специалисты получают методическую поддержку коллег в области ИКТ.
  2. Презентацию инновационного программного обеспечения, сопутствующих информационных материалов.
  3. Дистанционное обучение.
  4. Формирование и сохранение единого информационного поля. Это достигается благодаря активному обмену опытом между специалистами разных регионов страны, а также за счет внедрения механизмов открытой оценки профессионального опыта педагога.
  5. Обеспечение вхождение отечественных преподавателей и школ в международные группы новаторов, способствующих повышению эффективности процессов на основе применения ИКТ.

"Открытый класс"

Этот проект реализуется при поддержке Национального фонда кадровой подготовки. Задачи платформы заключаются в поддержке процессов школьной информатизации, профессионального роста сотрудников, широкого распространения различных электронных педагогических ресурсов, внедрения и использования методик, модернизации всей системы. "Открытый класс" - площадка для обмена знаниями, общения. Здесь специалисты могут найти ответы на самые разные вопросы, проявить активность, повысить уровень компетенции.

"Интер ГУ"

Это функционирует на базе Минобрнауки. Оно представляет собой открытую систему самостоятельных, но связанных друг с другом, проектов. К основным ее целям можно отнести:

  1. Знакомство участников с ресурсами.
  2. Обсуждение вопросов, касающихся образовательного процесса.
  3. Обмен опытом.
  4. Консультации.
  5. Тестирования.

В проекте предусмотрен банк "Инфотека". Специалисты имеют возможность обсудить проблемы на виртуальном педсовете, получить пояснения по тем или иным темам. Участники могут размещать собственные материалы, оценивать уже имеющиеся публикации.

RusEdu

Этот проект также представлен в виде системы ресурсов, связанных с образовательным процессом. В нем огромная база данных со ссылками на самые разные сайты. RusEdu - электронный методический комплекс. Здесь специалисты обмениваются опытом, рассказывают о себе, узнают последние новости. Как и другие , RusEdu имеет архив программ, разработок, проектов.

Ucheba.com

Это некоммерческий информационный ресурс, ориентированный главным образом на педагогов. Однако много полезного здесь найдут и дети, и их родители. На сайте представлены Каталог и Перечень оборудования с комментариями, сведения об экзаменах, поурочные и тематические планы. Есть здесь и методическая копилка. Как и другие , Ucheba.com предоставляет возможность размещать свои материалы, обмениваться мнениями, участвовать в обсуждениях.

"Завуч"

Это профессиональное объединение педагогов. В рамках проекта организуются конкурсы и акции, инициируются обращения к Главе страны, школам, преподавателям. На сайте можно найти публикации, проекты уроков и внеклассных мероприятий. На портале действует большая методическая библиотека. Обсудить актуальные темы можно на форумах. Кроме этого, довольно внушительный объем материала доступен для скачивания. Здесь также можно опубликовать свои разработки. Несомненным достоинством сайта является серьезный подход, основательность при подборе материалов для размещения. Кроме этого, участники сообщества могут получить квалифицированную правовую помощь.

"Минобр.орг"

Этот портал не похож на другие . Сайт предоставляет множество возможностей не только специалистам, но и детям. Здесь проводятся разнообразны конкурсы для школьников разного возраста, дистанционные олимпиады, федеральные марафоны знаний, открытые фестивали. Педагоги могут стать организаторами этих мероприятий. Родителям и детям предоставляется возможность получить квалифицированную помощь психолога. Для учащихся предусматриваются в ВУЗе. Лучшие преподаватели крупных городов оказывают услуги по написанию рецензий на творческие проекты школьников.

"Соцобраз"

Ключевой целью платформы является обеспечение объединения усилий всех людей, заинтересованных в том, чтобы школьники получали достойное воспитание и качественные знания, гармонично развивались как личности. На сайте специалисты и родители обмениваются опытом, получают консультации, необходимые рекомендации по интересующим вопросам. Независимо от места нахождения, каждый участник может обсудить актуальные проблемы, пообщаться с психологами, преподавателями, получить доступ к электронным ресурсам.

"Методисты"

Этот проект - часть информационно-образовательного портала RusEdu. Сегодня он формируется множеством сайтов одной тематики. Этот сервис считается крупным шагом в сфере использования ИКТ в преподавательской сфере. В нем сочетаются элементы соцсетей с широкими мультимедийными возможностями. Портал обеспечивает обмен информацией, самореализацию, коммуникацию. На сайте есть форму, чат, блог, диспуты. В сообществе насчитывается больше 30 групп. У каждой из них своя направленность. Например, существуют группы родителей, предметников, классных руководителей и пр. Внутри каждой из них размещаются презентации, проекты уроков, программы. Все материалы доступны для скачивания. В каждом проекте или программе можно найти комментарии автора. Внутри групп ведется активное обсуждение. Специалисты могут публиковать свои разработки. Достоинством портала является то, что для скачивания материалов не требуется регистрация.

"Про школу"

Этот сайт позволяет каждому преподавателю, ученику, образовательному учреждению, классу представить себя. Здесь сформировано множество предметных клубов. Пользователи могут посмотреть на учебное заведение из космоса, пообщаться с учениками или преподавателями из других школ, опубликовать видео-, фотоматериалы, тексты, презентации. На портале присутствует раздел, в котором предоставлена возможность пройти тесты по предметам. Участники могут размещать свои материалы. У каждого преподавателя есть возможность создать собственную страницу с методическим архивом. Здесь можно собирать выступления и доклады, материалы по внеклассным мероприятиям. Посетителям доступна функция комментирования. Достоинствами портала являются удобный интерфейс, отзывчивость пользователей.

NUMI.RU

Этот сайт выступает как средство массовой информации. Портал ориентирован на специалистов детских садов, начальной, средней школы, а также дополнительного и профобучения. Между тем родители тоже могут найти здесь много полезных сведений. При размещении материалов педагоги получают свидетельство. Оно может пригодиться впоследствии при прохождении аттестации, повышении разряда, получении гранта и так далее. Публикуя материалы, педагоги не только помогают коллегам, но и самосовершенствуются. На сайте предусмотрена возможность обсуждения проектов, их оценки. После регистрации пользователь получает адрес собственной страницы. Здесь можно разместить проекты уроков, методические материалы, фотографии, вести блог и пр.

Intel Education Galaxy

На этом сайте педагоги-единомышленники общаются друг с другом и с экспертами. Взаимодействие организовывается посредством форумов и блогов. Среди экспертов - тьюторы и методисты, сотрудники Intel, журналисты, внешние консультанты, технические специалисты. Круг обсуждаемых вопросов постоянно изменяется и дополняется. На сайте интересные и полезные материалы найдут для себя теоретики и практики, молодые преподаватели и педагоги со стажем. Здесь же можно посмотреть видеоуроки, презентации, программы. Скачивать материалы можно после регистрации.

"Школьный сектор"

В настоящее время в стране действуют виртуальные сообщества педагогов-предметников. В качестве одного из самых известных объединений выступает "Школьный сектор". В этом сообществе участвуют и дети, и взрослые. Его ключевыми задачами являются информационная и методическая поддержка, реализация непрерывного взаимодействия со школами по обмены и накоплению опыта сетевой работы.

E-LearningPRO

Это сообщество направлено на объединение специалистов, связанных со сферой электронного обучения. Каждый пользователь вовлекается в обмен опытом и знаниями проектирования, организации, разработки программ. У участников есть доступ к различным материалам. Здесь можно найти информацию, позволяющую расширить свои познания, улучшить навыки проектирования и организации обучения. Став участником объединения специалисты получают возможность:

  1. Взаимодействовать с коллегами, решающими аналогичные задачи.
  2. Получать электронные книги, документы, материалы по электронному образованию бесплатно.
  3. Участвовать в разработке новых методик.
  4. Получать уведомления о конференциях, вебинарах.

"Мир конкурсов"

Этот портал считается одним из лидеров в области организации и проведения разнообразных виртуальных творческих и интеллектуальных состязаний как на территории страны, так и в государствах ближнего зарубежья. Каждое дистанционное мероприятие - очередной шаг к вершине знаний, развитию, успеху. На сайте представлено множество различных проектов, среди которых специалист может выбрать наиболее подходящий для младших или старших школьников. Задания направлены на всестороннее исследование предмета, логики, креативности, фантазии. Стоит сказать, что выполнять их можно как в школе, так и дома. Участникам и победителям дают дипломы, грамоты, которыми можно пополнить свое портфолио. Лучшие работы выставляются в Галерее.