Понятие мышления особенности мышления человека. Мышление. ь мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность

С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

Психологическая сущность мышления и его особенности.

Мышление как психологический феномен.

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Специфичность мышления заключается в том, что: мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; оно связано с практической деятельностью человека.

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как: понятия; суждения; умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими (мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности) и единичными (мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки); конкретными и абстрактными; эмпирическими (фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения) и теоретическими (объективная связь всеобщего и единичного).


Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть: истинными (объективно верные); ложными (не соответствующие объективной реальности); общими (что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса); частными (утверждение или отрицание относится лишь к некоторым предметам); единичными (только к одному).

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Различают умозаключение: индуктивное; дедуктивное; по аналогии. Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления. В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления.

1. По генезису развития. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности , которые у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.

Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

10.Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т.д.). Образы позволяют человеку выйти за преде-лы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображе-ния. Благодаря воображению человек имеет воз-можность до начала работы представить готовый результат труда. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, однако в отличие от мыш-ления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений. Основное от-личие образов воображения от образов памяти за-ключается в том, что образы памяти - это сохра-нение прошлого опыта, а образы воображения преобразуют ранее воспринятое и сохраненное в памяти. Воображение - это психический познавательный процесс отражения реальности в новых, необыч-ных, оригинальных связях и сочетаниях. Источником создания образов воображения слу-жат сама окружающая действительность, а также знания и впечатления. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей для создания новых образов. Физиологическая основа воображения - меха-низм диссоциаций, заключающийся в актуализа-ции нервных связей, их распаде, перегруппировке и создании на этой основе новых временных свя-зей. Именно таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но в то же время связанные с ним. 2. По степени активности и участия воли разли-чают воображение: ■ пассивное, в котором происходит нереаль-ное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб-ности или желания. Обра зы пассивного вообра-жения направлены на усиление и сохра нение по-ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В свою очередь пассивное воображение подразделя-ется на непреднамеренное - возникновение обра-зов (галлюцинаций) при расстройствах со знания, в состояниях алкогольного и наркотического опь-янения и преднамеренное - создание образов, нереализуемых в дей ствительность (грезы). Такое воображение выступает как сур рогат или замена деятельности. ■ активное воображение - преднамеренное построение образов в связи с поставленной зада-чей в той или иной дея тельности и определяемое волевыми усилиями. В свою оче редь активное воображение делится на воссоздающее - созда ние образов, соответствующих описанию. Это не-пременный атрибут любой учебной деятельности (н-р, ученик никогда не видел моря, но по описа-нию может его представить). Творчес кое - соз-дание нового оригинального образа, идеи, реали-зуе мых в действительность. Образы предметов могут быть как объективно новые, т. е. ранее не существующие в природе, и субъективно новые, т. е. приобретенные в индивидуальном опыте че-ловека. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осу-ществляется в соответствии с определенными способами и приемами создания новых образов. Способы создания новых образов: ■ агглютинация (склеивание) - комбинация, склеивание отдельных элементов или частей не-скольких предметов в еди ный образ (русалка, кентавр, избушка на курих ножках, трол лейбус, аккордной и др.). ■ акцентирование - в создаваемом образе ка-кая-либо часть, деталь особо подчеркивается, кон-тур изменяется по величине и делает объект не-пропорциональным (например, карикату ры, дру-жеские шаржи) "болтун - большой язык и т.д.". При емами акцентирования выступают гипербо-лизация как преуве личение объекта (великан) и литола, как преуменьшение объек та (мальчик с пальчик). ■ схематизация - слияние представлений об объекте, в ходе которого различия сглаживаются, а черты сходства выступа ют на первый план (на-циональный орнамент). - типизация - процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков объектов опре-деленного класса. Особым видом воображения является мечта - образ желаемого будущего. Мечта занимает осо-бое место в структуре воображения. В отличие от грез мечта всегда активно выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности. 3. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчет-ливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. В процессе развития содержание воображения обогащается новыми, более точными, яркими и отчетливыми представлениями. Воображение может существо-вать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что формы активного воображения за-кономерно сменяют друг друга в процессе разви-тия ребенка (Л.С. Выготский). Так, если свобод-ная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вы-тесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображе-ния наступает в конце подросткового - начале юношеского возраста, когда на первый план вы-ступают более или менее реалистические мечта-ния и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Основы мышления

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей . Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и субъективный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность.

— психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.

Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач . Этот процесс имеет определенную структуру — стадии и механизмы решения познавательных задач.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью . Мысль формируется посредством ее речевого формулирования .

«На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает... в виде языка». Однако мышление и язык нельзя отождествлять. Язык — орудие мысли. Основа языка — его грамматический строй. Основа мышления — закономерности мира, его всеобщие взаимосвязи, закрепленные в понятиях.

Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются:

  • мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
  • : сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
  • формы мышления : понятие, суждение, умозаключение;
  • виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

Мыслительная деятельность

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую , осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза , которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума — систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., а также тип мышления индивида , его интеллектуальные особенности .

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции мыслительные действия , охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность — обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений — на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. с. на основе абстракции.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей — формальная логика.

Формы мышления

Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность .

В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном . Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

Дедукция — отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний. Профессор медицины Эдинбургского университета Дж. Белл поразил однажды А. Конан-Дойля (будущего создателя образа знаменитого сыщика) тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:

  • Вы служили в армии?
  • Так точно! — ответил пациент.
  • В горно-стрелковом полку?
  • Так точно, господин доктор.
  • Недавно ушли в отставку?
  • Так точно!
  • Стояли на Барбадосе?
  • Так точно! — изумился отставной сержант.

Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 75).

Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

Рис. 75. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный вами

Закономерности и особенности мышления

Рассмотрим основные закономерности мышления.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы ; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации . возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления , его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности — невозможности, а также необходимости.

В условиях дефицита исходной информации человек не действует методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные «разрывы».

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Мышление должно быть обоснованно . Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.

4. Другая закономерность мышления — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий . Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы . Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.

6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

8. Мыслительный процесс как любой процесс обладает структурной организованностью . В нем имеются определенные структурные этапы.

"Я мыслю, следовательно, я существую" Декарт

Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятия. Вся необходимая информация хранится в памяти. Однако таких знаний об объективном мире человеку недостаточно. Исчерпывающие знания об объектах действительности, их внутреннюю, напрямую не данное в ощущениях и восприятии сущность человек получает с помощью мышления.

Человек, живущий среди событий, которые происходят как в ее непосредственном окружении, так и во всем мире. Потребности и цели человека обусловливают необходимость разобраться в том, что из чего следует, как связанные объекты, явления и события между собой, какие именно свойства детерминируют эту связь.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях

К опосредованного познания человек прибегает тогда, когда непосредственное познание оказывается невозможным из-за несовершенства человеческих анализаторов или нецелесообразность, что обусловлено сложностью процесса познания. Опосредованность мышления проявляется и в том, что все его акты происходят с помощью слова и предыдущего опыта, который хранится в памяти человека.

Еще одной особенностью мышления является обобщенный характер отражения действительности. С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые проявляются общими для родственных предметов.

Материальной основой мышления является язык, который является орудием и способом существования мысли. Этим человеческое мышление качественно отличается от животного

Мышление человека неразрывно связано с языком. Мнение опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних языковых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка, глотки в спокойном состоянии, а затем предложить исследуемом начать придумывать любую задачу, то в языковом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Таким образом, каждая мысль связана с внутренним языковым процессом.

Умственная деятельность органично связана с практикой. Практика является источником умственной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность научного познания мира, предвидение и прогнозирование развития событий, практического овладения закономерностями объективной действительности. Мышление является основой сознательной деятельности личности. Уровень развития мышления определяет, в какой мере человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она господствует над обстоятельствами и над собой.

Умственная деятельность человека, направленная на познание закономерностей объективного мира, имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления проявляется в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями, оперирует теми средствами познания, которые были созданы ими (речь, орудия выражения, обобщения и сохранения результатов, наука и общественная практика). Общественная природа мышления проявляется также в потребностях общества, характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.

Объектом умственной деятельности всегда является наиболее актуальные проблемы, порожденные современностью.

Умственные действия и операции мышления

Чтобы понять определенный объект, надо знать факты, его характеризуют. Переход от фактов к раскрытию их сущности, к обобщающим выводам происходит с помощью умственных и практических действий.

Умственные действия - это действия с объектами, отраженными в образах, представлениях и понятиях о них

Эти действия происходят мысленно с помощью речи. Прежде чем действовать с предметами, человек это делает мысленно, не вступая в контакт с этими предметами. Действия мышления формируются на основе внешних практических действий.

Операционный компонент мышления, обеспечивает его процессуальность, составляют мыслительные операции (составляющие умственных действий):

Рис. 2.4.1. Мыслительные операции

Анализ и синтез - две основные мыслительные операции, которые возникли на основе практических действий - с реального разложения предметов на части и их сочетания. Этот длительный исторический путь преобразования внешней операции на внутреннюю в сокращенном виде можно наблюдать, изучая мышление у детей. Когда маленький ребенок сначала снимает с пирамидки кольцо за кольцом, а потом надевает их обратно, она, сама этого не зная, уже осуществляет анализ и синтез.

Анализ - мысленное расчленение объектов сознания, выделение в них частей, аспектов, элементов, признаков и свойств

Различают два вида аналитических операций: во-первых, можно мысленно раскладывать сам предмет, явление на составные части (например, анализ химического вещества, сообщения). Во-вторых, можно мысленно выделять в предметах и явлениях те или иные признаки, свойства, качества (например, исследования стиля произведения, его композиции).

Синтез - это мысленное сочетание отдельных частей, аспектов, признаков объектов в единое целое

Синтетические операции бывают тех же видов, что и аналитические, описанные выше.

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности. Они взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга и лежат в основе всех других умственных операций, в частности сравнения.

Сравнение -розумова операция, с помощью которой познаются схожие и отличительные признаки и свойства предметов

Человек может сравнивать наглядно данные или воображаемые предметы, создавая их образы. Сложным является процесс сравнения людей, литературных персонажей, общественных явлений и тому подобное.

Сравнивая предметы и явления, приходится осуществлять на первом этапе анализ, а затем синтез. Сравнивая, следует соблюдать важное правило: сравнивать необходимо по одному признаку.

К аналитико-синтетического процесса относятся также и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование и обобщение.

"Все в мире мы узнаем через сравнение, и если бы к нам попал какой-то новый предмет, который мы не могли ни с чем, ни от чего отличить, то мы об этом предмете не сдали бы ни одной мысли и не могли сказать о нем ни одного слова ".

К. Д. Ушинский

Абстрагирования (от лат. Abstragere - отвлекать, отвлекать) - то есть мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они присущи

Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак - прозрачность и можем рассуждать о прозрачности вообще. Так же с помощью абстрагирования создаются понятия о длину, высоту, объем, треугольник, число, глагол и др.

Обобщение - это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова

Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификациях. Обобщение требует выделения в предметах не просто общих, а существенных признаков.

Конкретизация - это переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, факт, который подтверждает общее, теоретическое положение. Конкретизация имеет большое значение, поскольку связывает наши теоретические знания с жизнью и практикой, помогает правильно понять действительность.

Таким образом, процесс понимания предметов и явлений объективной действительности требует изучения фактов, их анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения их существенных признаков и характеристик. Общим механизмом операционной деятельности мышления является аналитико-синтетическая работа больших полушарий головного мозга.

Мышление это процесс движения мысли от неизвестного к известному, который начинается там, где перед человеком встает то новое, непонятное. Умственная деятельность возникает и формируется как процесс при условии создания проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это противоречие между обстоятельствами и условиями, между тем, какими знаниями обладает сегодня субъект, и тем, к чему он стремится

Рис. 2.4.2. Схема решения умственного задачи

Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, которая требует ответа на определенный вопрос. Для мышления осознание вопрос - это как сигнал к началу активной умственной деятельности. Следующий этап заключается в поиске путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы (предположение). После этого происходит проверка гипотезы на практике или мысленно. Если гипотеза оказывается неправильной, происходит ее переосмысление.

Инсайт (от англ. Insight - озарение)

Проверка эффективности выдвинутых гипотез является завершающим процессом решения умственного задачи. Бывает так, что человек действует методом проб и ошибок. Иногда процесс решения задачи может происходить как творческий процесс, порой помогает инсайт.

Важную роль в стимулировании умственной деятельности в процессе решения задач играют чувства (удивление, любознательности, чувства нового). Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий.

Итак, процесс решения задач требует мобилизации и напряжения всех психических сил личности, концентрации ее познавательной активности.

Страница 11 из 42

Специфика и особенности мышления.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Лишь в мышле­нии возможно познание становящегося, изменяющегося, разви­вающегося мира;

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практиче­скую деятельность.

Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические каче­ства человеческого мышления, -связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Че­ловек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается дейст­вием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое со­вершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями (см. рис. 2):

Рис. 2. Особенности протекания процесса мышления

1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предмет­ами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная позна­вательная деятельность субъекта, необходимая для его полноцен­ной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышле­ния в психологии говорят о мышлении в узком смысле как про­цессе решения задач.