Пример решения задания 36 по обществознанию егэ. ЕГЭ по обществознанию: впечатления сдававших. С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

21. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

22. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

23.

24.

Задания 21–24 представляют собой мини-тест, включающий фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

При выполнении заданий 21 – 24 важно:

2) Прочитать вопросы и подчеркнуть в них, ключевые слова, необходимые для формулировки ответа; определить количество оцениваемых элементов в задании (что и в каком количестве требуется привести в ответе).

3) Структурировать запись ответа.

Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ, не выходя за рамки вопроса. Запомните, что элементы ответа могут быть даны в виде цитаты из текста, а также близких по смыслу формулировках.

Задание № 21 требует воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Отвечая на задание вы можете использовать вопрос для записи своего ответа.

Наш пример:

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль ? В чём выражается эта связь?

В задании два оцениваемых элемента:

1) указать, что связывает социальный статус и социальную роль

2) раскрыть, в чем же выражается связь социального статуса и социальной роли.

Т.к. удобнее всего формулировать ответ, используя сам вопрос, мы можем сформировать следующие предложения:

1) Социальный статус и социальную роль, на взгляд автора, связывают ожидания людей.

1) Связь социального статуса и социальной роли выражается в ожидании людей, что обладатель конкретного статуса будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли предъявляются.

Задание № 22 направлено не только на выявление осознанности восприятия текста, но и на интерпретацию текста. В ответе можно приводить как цитату из текста, так и ее краткий пересказ.

Наш пример:

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы ? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

1) Два условия, необходимые для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы:

Ожидания должны быть формально выражены,

Ожидания должны быть зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.

2) Способы, с помощью которых общество поддерживает правильность выполнения социальных норм:

За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Задание № 23 предполагает и анализ текста, и привлечение дополнительных обществоведческих знаний. При ответе не нужно использовать прямой ответ в тексте, а формулировать положения самостоятельно на основе обществоведческой информации.

Наш пример:

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Три основные функции одежды как социального символа:

1) обеспечение комфорта

2) соблюдение приличий (введение школьной формы позволяет избежать неординарной одежды в рамках образовательного процесса – рубашка, брюки и свитер более приемлемы нежели шорты, борцовка и сланцы на уроке математики).

3) демонстративное выражение (каждая каста в древней Индии носила одежду определенного цвета, что позволяло определить социальную принадлежность человека к тому или иному сословию).

Обратите внимание, что приводимые примеры должны обладать достаточно высокой степенью конкретизации.

Задание № 24 построено на самостоятельном формулировании и аргументации суждений, связанных с проблематикой текста. Вы должны уметь оценивать обществоведческие процессы и события, грамотно доказывать свою оценку.

Наш пример:

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

1) Положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой:

чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

2) Аргументы, обосновывающие это положение:

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, имеет возможность принимать решение в отношении третьих лиц (увольнение, подписание указа).

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, несет ответственность как за себя, так и за третьих лиц (обеспечение деятельности предприятия и занятости работников).

Задание № 25 требует раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения к нему.

Наш пример:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

1) Определение понятия «политический режим»:

Политический режим - совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Задание не требует заучивать сложные термины, которые, порой, даже не всегда понятны выпускнику:

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Задание требует раскрыть содержание указанного в задании понятия.

2) Предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов:

Критериями выделения типов политических режимов выступает объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом и т.д.

3) Предложение, раскрывающее особенности демократического режима:

Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Определяющим при ответе является определение понятия. Если смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа задание оценивается в 0 баллов.

В условии задания № 26 содержится требование проиллюстрировать примерами какой-либо социальный объект. Обратите внимание, что при ответе в первую очередь стоит записать положение/ понятие, а затем – соответствующий пример.

Наш пример:

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

1) переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей (Константин Иванов собрал в лесу около г. Нижнего Новгорода ягоды черники).

2) создание (изготовление) новой вещи (Петр Марцев написал картину одного из живописнейших мест Нижнего Новгорода – стрелки).

3) приобретение права собственности на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи (Юлия Соболева приобрела в магазине «Техносила» ноутбук).

Задание 27 представляет собой задание-задачу.

Наш пример:

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Оцениваемые элементы:

1) Два вывода на основе таблицы

1) Два выводы на основе таблицы:

А) Большинство (97% учащихся) учащихся развитых стран мира посещают занятия.

Б) Среди стран «третьего мира» по количеству не принимающих участие в обучении лидируют страны Южной и Юго-Восточной Азии.

В) Количество не посещающих школу в странах «третьего мира» выше, чем в развитых.

2) Предложение о причине того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

А) В странах «третьего мира» школьникам с раннего детства приходится трудиться, чтобы обеспечить собственное пропитание.

Б) Низкий уровень социально-экономического развития не позволяет правительствам стран «третьего мира» создать широкую сеть образовательных учреждений, финансируемых из государственного бюджета и бесплатных для населения данных стран.

Задание № 28 предполагает:

1) составление развернутого плана

2) раскрытие содержания темы по существу

Для успешного выполнения задания следует придерживаться следующих этапов:

2) Вспомнить содержание темы

3) Разделить содержание темы на смысловые части и озаглавить их. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

4) Детализировать не менее двух пунктов

5) Проверить, все ли главные мысли отражены последовательно в плане (при необходимости внести корректировки).

6) Записать ответ в бланк ответов № 2.

Наш пример:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Определение понятия «налоги».

2) Функции налогов:

А) фискальная

Б) распределительная

В) стимулирующая

Г) социально-воспитательная

Д) конкретно-учетная

3) Системы налогообложения:

А) пропорциональная;

Б) прогрессивная;

В) регрессивная.

4) Прямые налоги

А) налог на доходы физических лиц;

Б) налог на прибыль организаций;

5) Косвенные налоги

А) акцизы;

Б) налог на добавленную стоимость;

6) Федеральные налоги

А) налог на добавленную стоимость;

Б) акцизы;

В) налог на доходы физических лиц;

7) Региональные налоги:

А) налог на имущество организаций;

Б) налог на игорный бизнес;

В) транспортный налог.

8) Местные налоги:

А) земельный налог;

Б) налог на имущество физических лиц;

В) торговый сбор.

9) Воздействие налогов на экономическую активность субъектов рынка

10) Роль налогов в формировании положительного инвестиционного климата

Отсутствие 2, 3 и 9 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания задания № 28

К1. Раскрытие темы – 2 балла

План должен содержать не менее двух обязательных пунктов, указанных в критериях эксперта на проверке ЕГЭ по обществознанию.

К2 Количество пунктов плана – 1 балл

Как и указано в условии план должен состоять из не менее чем из трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

К3 Корректность формулировок – 1 балл

Формулировки пунктов и подпунктов плана не должны содержать ошибок и неточностей

Задание № 29

Выбирая высказывание для своего мини-сочинения, стоит обратить внимание на ряд условий:

1) понятен ли смысл высказывания, ясна ли проблема, связанная с данным высказыванием

2) возможность выразить свое отношение к высказыванию

3) владение терминологией

4) способность привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта

Оценивается задание по нескольким критериям.

К1 - Раскрытие смысла высказывания – 1 балл

Обратите внимание, если смысл раскрыт неверно (не раскрыт), то ответ дальше не проверяется.

К2 - Характер и уровень теоретической аргументации – 2 балла

Тема должна быть раскрыта не только на отдельных понятиях, но и на рассуждениях, выводах и теоретических положениях.

К3 - Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов – 1 балл

Каждый из вас может получить в 2018 году дополнительный балл за мини-сочинение в случае отсутствия ошибок в теоретической аргументации.

К4 – Фактическая аргументация – 2 балла

В мини-сочинении должно быть не менее двух примеров из разных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, факты личного социального опыта и собственные наблюдения).

Наш пример:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Один из вариантов по конструированию мини-сочинения

1. Цитата

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Теоретическая аргументация

6. Фактическая аргументация

7. Вывод

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Б.Г. Ананьев в своем высказывании подминает проблему социализации и становления личности на протяжении ее жизни. Данная проблема актуальна в современных условиях, так как процесс социализации, вхождения нового поколения в систему общественных отношений никогда не утратит своей значимости. Кроме того, и на сегодняшний день, не стихают дискуссии о соотношении биологической и социальной составляющей в человеке.

Автор считает, что человек (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры ) рождается индивидом (единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных и психологических черт человечества ), и только в процессе социализации (процессе усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит ) он становится личностью (человеческим индивидом, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни ).

Я поддерживаю мнение автора. В подтверждение своей позиции считаю уместным привести героя романа Р. Киплинга «Маугли». Мальчик с детства, воспитываясь в зверином сообществе, не смог воспринять правила поведения, нормы морали и нравственности современного ему общества, в силу чего не смог стать его частью.

Подтверждают роман Р. Киплинга и сообщения из СМИ. В 2007 году внимание СМИ было направлено на жизнь камбоджийской девочки Рочом Пьенгенг, ушедшей в джунгли в возрасте 8 лет и увидевшей родителей спустя 18 лет. Проведя огромное время в условиях джунглей 18 лет девушка так и не смогла адаптироваться к условиям жизни в человеческом сообществе и ушла в джунгли. Данный пример подтверждает, что в человеке важна как биологическая, так и социальная сторона его сущности.

Иным примером мнения Б.Г. Ананьева является жизнь Имануила Канта. Не обладая от природы крепким здоровьем, благодаря целеустремленности и твердости духа, он вошел в историю мировой философии как один из величайших философов, что не пригодилось бы ему в условиях дикой природы.

Подводя итог вышенаписанному, стоит согласиться с мнением Б.Г. Ананьевым и его мнением о становлении человека в системе общественных отношений.

Всем почти летний привет! Для многих уже отгремели «последние звонки», настала пора финишной прямой по подготовке к ЕГЭ. И обществознание не исключение. Многие только только начинают готовиться, это вообще жесть. Но что поделаешь, у всех голова работает по-разному.

Однако в преддверии экзамена хочу вам преподнести небольшой подарок: мои вопросы, которые я обычно задаю по обществу. Многие спросят: «Зачем вопросы, когда есть кодификатор тем КИМ ЕГЭ?». Немедленно отвечаю: вопросы — это основа нашего мышления. Умение задать вопрос и отвечать на него это серьезное искусство. И если вы без промаха сходу ответите на все эти вопросы, можете быть уверены, что первую часть теста вы напишите без ошибок.

Потому что первая часть теста ЕГЭ по обществу проверяет ваши знания, а вторая — навыки решения тестов. Если в вопросах возникли проблемы, то еще не поздно взять наш видеокурс по обществу и с его помощью не только восполнить пробелы, но и получить четкое представление, как решать тесты ЕГЭ. Ок, вот вопросы.

Вопросы по обществу

Человек и общество

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Что такое деятельность?
  3. Какова структура деятельности?
  4. Что такое развитие?
  5. Что такое прогресс?
  6. Каковы признаки традиционного общества?
  7. Каковы признаки индустриального общества?
  8. Каковы признаки постиндустриального общества?
  9. Что такое потребности?
  10. Что такое культура?
  11. Что такое искусство?
  12. Что такое познание?
  13. Что такое наука?
  14. Что такое религия? Назовите формы религии?
  15. Какие теории общественного прогресса знаете?

Социальная сфера

  1. Что такое социальное?
  2. Что такое социальный факт?
  3. Что такое социальная стратификация?
  4. Что такое социализация?
  5. Что такое социальная группа, каковы ее признаки?
  6. Охарактеризуйте виды социальных групп?
  7. Как соотносятся понятия социальная роль и социальный статус?
  8. Какие виды социализации знаете?
  9. В чем причины социальной стратификации?
  10. Что такое социальная мобильность?
  11. Что такое личность?
  12. Как соотносятся между собой понятия: индивид, индивидуальность и личность?
  13. Что такое девиация, назовите ее виды?
  14. В чем причины девиантного поведения, какие есть теории?
  15. Какие формы социального взаимодействия знаете?
  16. Что такое социальный конфликт?
  17. Какие знаете теории социальной стратификации?
  18. Как соотносятся понятия: социальная группа и общность, группа и социальный институт?
  19. Назовите отличие социальной группы «семья» от социального института «семья»?
  20. Что такое этнос, этносоциальная общность?

Политическая сфера

    1. Что такое политика?
    2. Что такое власть?
    3. Чем отличается легальность власти от легитимности?
    4. Что такое кризис легитимности, каковы его признаки?
    5. Какие теории политики знаете?
    6. Политика это больше социальное явление или уникальное политическое?
    7. Что такое политический процесс?
    8. Что включается в себя политическая система?
    9. Назовите признаки государства?
    10. Назовите призаки тоталитарного государства, политической системы?
    11. Назовите призаки авторитарного государства, политической системы?
    12. Назовите призаки демократического государства, политической системы?
    13. Назовите все классификации форм государства и каждый охарактеризуйте?
    14. Что такое гражданского общество?
    15. Назовите примеры гражданских ассоциаций.
    16. Что такое партия, назовите признаки партий?
    17. Что такое группы интересов, давления, лобби?
    18. Что такое политическая элита?
    19. Какие теории политической элиты вы знаете?

Экономическая сфера

  1. Что такое прибыль?
  2. Как функционируют деньги?
  3. Как соотносятся понятия спрос и предложение?
  4. Что такое: инфляция, деноминация, нуллификация, девальвация, ревальвация,дефляция — приведите примеры?
  5. Что такое издержки? Объясните и проиллюстрируйте примерами: явные издержки, неявные, бухгалтерские экономические?
  6. Назовите типы рынков и проиллюстрируйте примером каждый?
  7. Назовите типы хозяйствования и проиллюстрируйте их примерами?
  8. Что такое ценные бумаги, приведите виды, примеры?
  9. Объясните, что такое экономические циклы и проиллюстрируйте их примерами?

Право

  1. Что такое источник права? Назовите источники права, которые знаете?
  2. Что такое закон?
  3. Какие виды законов в РФ Вы знаете?
  4. Что такое юридический факт?
  5. Что такое правосубъектность?
  6. Как соотносятся дееспособность и правоспособность?
  7. Назовите объект права: гражданского, трудового, административного, уголовного, семейного?
  8. Что такое эмансипация?
  9. Что такое срок исковой давности? Какие три основных срова Вы знаете?
  10. Назовите ключевые признаки правонарушения?
  11. Назовите ключевые признаки преступления?
  12. Назовите стороны судопроизводства в праве

Кстати, вопросы по истории, я уже ранее

По обществознанию на высокий балл, либо стать призёром (победителем) олимпиады по данному предмету. Цель в обоих случаях одна: обеспечить ребёнку поступление в престижный вуз на актуальную специальность.

По мнению школьников и многих взрослых, обществознание является не самым сложным предметом. По этой причине сегодня ЕГЭ по обществознанию выбирает каждый второй выпускник. Действительно, благодаря общей эрудиции, неплохим знаниям в области истории и литературы, можно сдать ЕГЭ по обществознанию выше минимального порога. Однако добиться высоких результатов (от 75 баллов и выше) без тщательной подготовки невозможно. Ежегодно только в Москве 5% выпускников проваливают экзамен по обществознанию.

Итак, как выбрать репетитора ЕГЭ по обществознанию? Какие вопросы ему необходимо задать на первой встрече?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? И где вы работаете?

Однозначно, это профильное образование, желательно педагогическое. Например, диплом по специальности по профилю «Обществознание», или «Обществознание и право», или . Приветствуется наличие сертификатов о повышение квалификации по профилю: «Углублённая подготовка учащихся к творческим заданиям ЕГЭ» или «Решение олимпиадных заданий».

Теперь разбёремся с местом работы. С подготовкой к и ЕГЭ лучше справится школьный учитель: он знает слабые стороны учеников, у него больше опыта работы с аудиторией данного возраста, он разбирается в детской психологии, он регулярно готовит школьников к ЕГЭ по обществознании.

Для подготовки к Всероссийской олимпиаде по обществознанию и «перечневым» олимпиадам лучше обратиться к вузовским преподавателям. Такой репетитор, как правило, ведёт несколько смежных дисциплин, например, политологию, историю и обществознание. У него выше квалификация, широкий кругозор, поэтому практической пользы от такого репетитора будет больше. Но ребёнок, с которым будет работать вузовский репетитор, должен очень хорошо понимать и любить предмет и не бояться нагрузок. Ведь олимпиадные задания выходят далеко за пределы школьной программы.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Какие сложности существуют в заданиях ЕГЭ по обществознанию? Каковы критерии оценки развёрнутых ответов?

Чем больше нюансов и подводных камней сможет расписать репетитор, тем больше он знает о ЕГЭ по обществознанию.

Например, задания Ч1 так или иначе связаны с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Но это не просто вопрос и варианты ответов. В заданиях №4-9; №11; №13-20 Ч1 могут быть несколько правильных ответов. Но сколько именно: 2, 3 или все 5, экзаменуемый должен понять самостоятельно. Более того, важно знать и нюансы оценивания таких заданий. Если в ответе указана одна лишняя цифра или наоборот одной цифры не хватает - снимается 1 балл. Если указаны 2 и более неправильных ответов - снимаются все баллы.

В задании №21 ответы могут быть разбросаны по всему тексту, важно внимательно прочитать текст. Многие совершают ошибку в структуре ответа, важно сформировать ответ в формате вопроса.

Или вот, отвечая на последний вопрос, выпускники используют Черновик, но забывают вписать в него тему эссе. А это прописано в условиях задания. При проверке эссе эксперт имеет полное право снять за эту «ошибку» балл(ы).

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Какие УМК и дополнительные материалы будут использованы для подготовки выпускника к ЕГЭ по обществознанию? (Какими материалами вы пользуетесь при подготовке школьника к олимпиаде по обществознанию?)

Как признаются сами учителя и эксперты ЕГЭ по обществознанию, не один современный школьный учебник по обществознанию не способен полноценно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ. Почему? А потому, что ЕГЭ по обществознанию - это междисциплинарный экзамен, который включает в себя разделы нескольких смежных наук, таких как право, философия, экономика, политология и социология. По этой самой причине в помощь выпускникам руководство некоторых школ частенько вводит дополнительные предметы или спецкурсы, как право, экономика, политология, социология и даже философия.

Учебники, пособия, энциклопедии, предложенные репетитором, должны быть не только по обществознанию. Это могут быть дополнительные учебники по праву, экономике, социологии, обязательно Конституция РФ. Учебники и пособия должны быть рекомендованы Министерством образования и науки России. Очень важно готовиться по новым книгам, в старых пособиях часто используются понятия и терминология, вышедшие из употребления.

Практику решения тестов можно наработать на заданиях прошлых лет ЕГЭ по обществознанию. Открытый банк заданий ЕГЭ - официальный источник тестов ЕГЭ от разработчиков КИМов (ФИПИ). Ответы и решения можно найти в пособиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Как и в случае с учебниками, необходимо пользоваться качественными решебниками, которые издают крупные издательства («Дрофа», «Просвещение» и т.д.).

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить уроки?

Опытные репетиторы отмечают, что на занятиях необходимо много времени уделять практике, а именно:

  • нарабатывать навык решения тестов;
  • больше разбирать задания повышенного, профильного уровня, так как на ЕГЭ часто попадаются вопросы сложнее, чем в методичках и тренировочных работах;
  • подготовка к обществоведческому эссе.

Про нюансы с тестовыми заданиями писали выше. Остановимся на втором пункте -сверхсложных заданиях. В заданиях КИМ ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, ответы на которые изучают студенты гуманитарных специальностей аж на 2-3 курсе. Например, вопрос из модуля «Право» затрагивает тему видов юридических лиц, а именно коммандитное товарищество.

Далее. Каждый год в приложении к спецификации перечисляются нормативно-правовые акты из Конституции России, которые выпускник должен знать. Но учителя обществознания, которые не первый год готовят ребят к ЕГЭ по обществознанию, советуют просмотреть, а лучше выучить все 137 статей Конституции.

Нельзя набрать на ЕГЭ по обществознанию высокий балл, не уделив должного внимания подготовке к последнему заданию - обществоведческому эссе. И хоть эксперты и пишут, что работы, «написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету» получают наивысший балл, важно подстроиться под формат экзамена и особо не мудрить. У ЕГЭ своя специфика по темам и методам решения, и чтобы в итоге получить необходимый балл, ответ школьника должен соответствовать этим методам.

Во-первых, работа должна соответствовать заявленной структуре эссе: цитата - проблема, поднятая автором - смысл высказывания - точка зрения экзаменуемого - теоретическая аргументация - не менее 2-х примеров из истории, литературы, личной практики, которые подтверждают верность выше изложенных суждений - вывод.

Также важно соблюдать элементарные правила написания сочинения: выделять абзацы и соблюдать красную строку, использовать краткие, простые, но разнообразные по интонации предложения, составленные по схеме: «Я считаю, что…», «Я разделяю позицию автора…» или «В заключении делаем вывод…».

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Будут ли домашние задания?

Домашние задания при подготовке к ЕГЭ по обществознанию с репетитором обязательны. Это не только решение тестов и задач, но и написание развёрнутых ответов, планов и обществоведческого эссе на заданную репетитором тему.

Работу проверяют два эксперта за сжатые сроки, часто оперируя размытыми критериями оценки. Вот, например, один из таких критериев: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры». Если эксперт сочтёт приведённый пример «близким по значению» баллы будут, в противном случае, можно незаслуженно недобрать задуманный порог. Оценка за эту часть работы очень субъективная. На апелляциях по обществознанию выпускникам удавалось набрать аж 12(!) дополнительных баллов, отстаивая и аргументируя свою точку зрения.

Ещё, опытные репетиторы советуют каждый день начинать с прочтения новостей. Источники должны быть серьёзные: федеральные издания, как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и РИА Новости», а также региональные СМИ. Для выпускника актуальны новости следующих рубрик: образование, общество, культура, политика, религия и международные отношения. Регулярный просмотр СМИ поможет привести хорошие примеры в заданиях Ч2 ЕГЭ по обществознанию. А также больше интересоваться историей, литературой и географией, потому что качестве примеров и аргументов приветствуются факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. А для этого нужен тот самый широкий кругозор, о котором мы писали в самом начале материала.

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Часть 2 ЕГЭ по обществознанию

Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:

  1. Недостаток времени (значительный объем письменной части, необходимость выписывать ее в черновик, а, затем, аккуратно переносить записи в чистовик — бланки ответов 2);
  2. Недостаточное знание теории основных обществоведческих
  3. Неумение применить эти знания на практике, приводя примеры из социальной практики и из собственной жизни;
  4. Недостаточное понимание того, как правильно, и в «выгодном» для себя свете оформить ответ, который будет проверять субъективно настроенный человек —

Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в

Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016

Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:

А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:

Текст (задания 21-24)

Гарантии законности и правопорядка

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

  1. 2 балла из 2 возможных.
  1. 2 балла из 2 возможных.

Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.

  1. 1 балл из 3 возможных.

Какие ветви власти примеры

  1. 1 балл из 3 возможных.

  1. 2 балла из 3 возможных.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

  1. 3 балла из 3 возможных.

Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.

  1. 3 балла из 3 возможных.

Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.

  1. 3 балла из 3 возможных.

План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

29.3 3 балла из 5 : 1(1) 1(2) 1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).

Анализ выполнения заданий части 2

Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:

23. 1 балл из 3

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

Комментарии выпускника:

  • в условии не было сказано о том, что примеры должны быть конкретные .
    Кроме того, в Методических Рекомендациях для экспертов по Обществознанию на стр. 18 сказано:

«Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации . В ответах допускается различная степень конкретизации , и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»

  • Подозреваю, что поставили только один балл из трех за то, что конкретным им показался только 3й пример, а первые два сочли за то, что в критериях из Демоверсии называется «Приведены рассуждения общего типа».

Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта

  • Возможно, они хотели бы видеть в каждом примере ссылку на какой-либо гос. орган, т.е. чтобы в каждом примере был указан субъект этой деятельности. Например, в 3м у меня сказано про суд, а в первых двух никакого такого субъекта нет. Но насколько я помню, в условии ничего не сказано было про органы власти – нужно было именно написать про ветви власти. Если же там все-таки было не про ветви, а про что-то более конкретное, то тогда, наверное, сняли справедливо

И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.

Комментарий эксперта:

Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких???)»

Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.

  1. 1 балл из 3

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

Комментарий выпускника:

В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.

1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.