Подземная река каддафи сегодня. Великая рукотворная река Ливии (18 фото). Высший законодательный орган

Бикфордов шнур - это веревка, служащая в качестве запала. Она характеризуется равномерной скоростью горения независимо от погодных условий. Ранее она применялась для запала взрывчатых веществ как в военных целях, так и вполне мирных: в горнодобывающей отрасли, при прокладке туннелей и даже для сноса ветхого жилья. В наше время бикфордов шнур потерял свою актуальность, так как его функции выполняют электрические провода. Такой метод гораздо надежнее запального шнура и безопаснее, он позволяет производить взрыв в точно заданное время.

История возникновения

Со времени изобретения пороха его начали применять не только в качестве фейерверков, но и в военных целях, одной из которых было разрушение вражеских укреплений. С тех пор начались различные эксперименты для обеспечения надежного дистанционного запала. С этой целью прокладывали пороховые дорожки, но они были достаточно ненадежными. Их разрушал ветер, они могли отсыреть, а в случае проливного дождя вообще вся затея теряла смысл. Подрывники пробовали защитить пороховую дорожку разными способами. Прокладывали деревянные короба, набивали порохом кишки животных, перепробовали множество вариантов, но все они были не эффективными. А самое главное, невозможно было рассчитать время контролируемого взрыва. Однако решение этой проблемы назревало, и вот в тридцатых годах девятнадцатого века был изобретен бикфордов шнур. Самое интересное, что открытие совершил человек, не связанный с военной техникой, - английский кожевник Уильям Бикфорд. Жил он в Великобритании в регионе, богатом рудными шахтами, и постоянно слышал о проблемах шахтеров, связанных с использованием фитилей и пороха при проходке. Однажды Уильям увидел способ, которым плетут канаты. В этот момент его осенило. Он понял, как можно изготовить простой и надежный фитиль: необходимо заполнить порохом пустотелый канат. Вот таким образом и появился первый бикфордов шнур.

Изготовление и описание

Канат для надежности делали в двойной оплетке, с разносторонней навивкой, его пропитывали смолой или лаком для защиты от сырости. Сразу же отказались от черного пороха из-за его высокой скорости горения. Решено было использовать пороховую смесь, изготовленную по медленно горящей рецептуре. Покрытие шнура смолой или асфальтом позволяло использовать его даже под водой. Для стабильности горения смеси в центре каната пропускали стопин. В результате пороховая смесь давала достаточную мощность пламени. Стопин обеспечивал устойчивость горения. Двойная оплетка защищала целостность сердцевины и давала высокую гибкость шнура, смола - защиту от влаги. Хорошо зарекомендовало себя асфальтовое покрытие. Когда огонь внутри шнура уходил далеко от начала, асфальт начинал от высокой температуры плавиться и разрушаться. Это позволяло пороховым газам вырываться наружу, что обеспечивало стабильное горение. И вот бикфордов шнур дал новый толчок в развитии взрывотехники. Однако спустя почти два века эти запалы стали уже редкостью, их используют только в случае отсутствия возможности электрического способа взрывания.

А возможно ли бикфордов шнур купить в наше время?

На этот вопрос мы, конечно же, ответим положительно. Несмотря на редкость использования этих фитилей, они до сих пор выпускаются, хотя и значительно изменились со дня своего изобретения. Цены на бикфордов шнур различны, все зависит от сферы его использования. Минимальная стоимость составляет примерно 0,5 доллара за погонный метр.

Применяют различные методы. Можно использовать бензин, пролитый от заряда до точки запала, или просыпать порох. Также применяют пороховой стопин, который помещают в бумажную упаковку, или другие доступные методы. Однако они не являются надежными, поскольку не могут обеспечить точного времени горения на определенном расстоянии, их невозможно применить при плохой погоде или специфическом ландшафте.

В свое время был очень популярен бикфордов шнур, котрый мог справиться практически с любой задачей тех времен. Его изготавливали заранее, что позволяло проводить взрывные работы без задержек. Он мог гореть даже при небольшом дожде и ветре, а также давал четкое представление о времени детонации, поскольку основным веществом в нем был пороховой стопин, имеющий определенное время горения (одна секунда на один метр шнура).

Еще одной особенностью, которой обладал бикфордов шнур, являлась его эластичность. Его можно бело скручивать, удобно переносить, а при подготовке взрыва завернуть за любое препятствие, что позволяло саперам устанавливать заряды на коротких дистанциях, в то время как сами они могли располагаться в укрытии.

Такие свойства бикфордов шнур, изготовление которого заключалось в обмотке стопина текстилем, получил благодаря конструкции. Дело в том, что активное вещество обматывали слоем ткани, которую пропитывали порохом. Это обеспечивало равномерное горение и препятствовало затуханиям. Далее наносили второй слой текстиля, который смазывали битумом. Он защищал его от влаги, придавал дополнительную эластичность и в процессе горения снабжал бикфордов шнур кислородом, что было очень важно.

Однако данный огневодный шнур имел и свои недостатки. Он плохо переносил отрицательную температуру, из-за чего ломался и крошился. Также он мог отсыреть, а в условиях большой влажности или в воде он практически был бесполезен. Именно поэтому сегодня его считают устаревшим, и при проведении взрывных работ бикфордов шнур практически нигде не используют.

Существует множество других огневодов, которые имеют значительно лучшие показатели и надежность. При этом их изготовление намного проще и дешевле, что позволяет значительно снизить затраты на взрывные работы. Бикфордов шнур купить сегодня практически нельзя. Хотя большинство магазинов продают другие огневоды, изготовленные по другой технологии и с применением других элементов, но которые имеют точно такое же название. Можно сказать, что только название и осталось от оригинального изобретения прошлых веков, которое крепко засело в памяти у людей.

Таким образом, бикфордов шнур можно приобрести в любом специализированном магазине или же извлечь из современной пиротехники. При этом полученный экземпляр будет похож на оригинал прошлых лет только визуально. На самом же деле это совершенно другое устройство, отвечающее современным потребностям и условиям эксплуатации.

Огнепроводный шнур (ОШ) предназначается для возбуждения взрыва капсюлей - детонатора в зажигательных трубках и воспламенения зарядов дымного пороха.

В зависимости от вида оболочки огнепроводный шнур выпускается трех марок: ОШП, ОШДА, ОША.

В названии “ОШП” буква “П” обозначает материал внешней оболочки. Наружный диаметр ОШП 5-6 мм. Скорость горения ОШП на воздухе 1 м/с или чуть меньше (60 см ОШП должны сгорать за 60-70 с). ОШП горит и под водой, где скорость его горения выше, чем на воздухе, причем чем глубже, тем быстрее шнур горит (из-за увеличения давления на глубине). На глубине 5 м увеличение скорости горения ОШП обычно 20-30%, но иногда может достигать 50%. ОШП может гореть под водой и на большей глубине, но тогда скорость горения его непредсказуема, возможны пробои, т.е. практически мгновенное прогорание участков шнура, поэтому на глубинах более 5 м ОШП не используют. ОШП хранится в бухтах по 10 м разных диаметров, концы шнура в бухтах обычно пропитаны или залеплены воском для предотвращения отсыревания пороховой сердцевины при неудовлетворительном хранении шнура.

Уже сняты со снабжения войск, но в военное время могут применяться (так как имеются в гражданской промышленности) огнепроводные шнуры марок ОША и ОШДА -асфальтированный и двойной асфальтированный, отличающиеся от ОШП оболочкой. ОША имеет оболочку из хлопчатобумажных или льняных нитей, пропитанных асфальтовой мастикой (гудроном), поэтому цвет шнура - серо-черный. Несмотря на такую пропитку, этот шнур не применяют в сырых местах под водой.

ОШДА при таком же диаметре, как и ОША, и не отличаясь внешне, имеет двойную асфальтовую оболочку, поэтому ее водоизолирующие способности выше, чем у ОША, и шнур ОШДА может применяться под водой. Все характеристики ОША и ОШДА такие же, как ОШП (за исключением неприменения ОША под водой).

Выпускается также огнепроводный шнур ОШП-МГ (медленного горения) в пластикатовой оболочке серовато-голубого цвета. Его сердцевина не пороховая, а имеет многокомпонентный состав желтого цвета. Скорость горения ОШП-МГ - 1 см в 3 с. Самостоятельно этот шнур не применяется, только в составе некоторых зажигательных труб промышленного изготовления, ибо ОШП-МГ дороже в производстве, а так как интенсивность горения его ниже, чем у рассмотренных аналогов,- воспламенить его обычным способом труднее.

Правила хранения – хранить шнур нужно в сухих прохладных местах и защищать:

· от сырости – путем заделки концов (воском, мастикой, изолентой), так как его сердцевина отсыревает и становится непригодной

· от жары – так как слишком нагревшийся шнур теряет герметичность вследствии образования вздутий на оболочке

· от соприкосновения с маслами, жирами, бензином или керосином, которые повреждают оболочку

· от механических воздействий, которые могут повредить оболочку или нарушить целостность пороховой сердцевины

При применении ОШ на морозе следует избегать перегибов шнура, так как это может привести к излому.

Перед употреблением ОШ осматривают, и если на поверхности его оболочки обнаруживаются трещины, переломы, следы подмочки, разлохмачивание и другие неисправности, то такой шнур считается непригодным для работы; концы шнура в бухте длиной по 10-15 см обрезаются.

Для проверки скорости горения шнура с конца круга отрезают 2-3 см шнура и уничтожают. Затем отрезают один отрезок длиной 60 см. и поджигают его сердцевину, замеряя время горения отрезка по секундомеру. Время горения отрезка должно составлять 60-70 секунд. Шнур, затухший при испытании и показавший скорость горения менее 60 и более 70 секунд к применению не допускается.

Назначение детонирующего шнура, марки шнура, устройство шнура, скорость детонации шнура, инициинирование детонирующего шнура, сущность безкапсюльного способа взрывания, требования безопасности при обращении с ДШ.

ДШ предназначается для осуществления одновременного взрыва нескольких зарядов, например, при подрывании мостов, зданий…, а также для безкапсюльного взрывания ВВ, заложенных в труднодоступных местах.

В зависимости от вида влагоизолирующей оболочки ДШ подразделяется на марки : ДШ-Б и ДШ-В

· оболочка ДШ-Б представляет собой слой влагоизолирующей мастики, поверз которой навиты красные нити

· оболочка ДШ-В является более водонепроницаемой и выполнена из пластиката красного цвета

ДШ состоит из сердцевины бризантного ВВ (тэна) с двумя направляющими нитями и ряда внутренних и внешних оплеток, покрытых влагоизолирующей оболочкой.

Со времени своего появления порох использовался не только в пушках и ружьях. Военные инженеры быстро сообразили, что с его помощью можно обрушить самые неприступные крепостные стены. Но делать это гарантированно и в нужное время они смогли только после изобретения бикфордова шнура.

Классический бикфордов шнур…


…и его далекий потомок, значительно усовершенствованный современный огнепроводный шнур


Пока бикфордов шнур завоевывал Европу, в «варварской и технически отсталой» России на вооружение саперов поступали средства электрического воспламенения зарядов, предложенные русским инженером Павлом Шиллингом. Первый взрыв подводного заряда с помощью электричества Шиллинг произвел еще в октябре 1812 года, взломав лед на Неве возле Зимнего дворца. Во время Крымской войны 1853−1856 годов русские минеры взрывали подземные мины исключительно электрическим способом, совершенно безопасным и гораздо более надежным, нежели огневой, опередив тем самым цивилизованную Европу почти на 50 лет


Для поджига огнепроводного шнура обычно используют специальные устройства-воспламенители. Достаточно выдернуть чеку или резко потянуть за вытяжной шнурок, и вспышка пиротехнического состава подпалит шнур. Но можно поджигать шнур и обычными спичками. Излюбленное развлечение подрывников — наблюдать, как новичок расходует целый коробок спичек, пытаясь заставить шнур загореться. А между тем это легко сделать с одной спички. Прием нехитрый, но его надо знать. Конец шнура надо зажать между пальцами и к его сердцевине прижать головку спички. Если спичка сухая, то одно движение коробком по головке легко зажигает ее, а от нее и шнур. Даже под дождем и на ветру

Казань брал, Астрахань брал

Способ разрушения стен был известен за много веков до изобретения пороха. Осаждающие крепость подводили под стену подземный ход и вырывали под ней большую полость, подпирая фундамент стены деревянными стойками. Затем туда заносили горючие вещества и поджигали. Стойки перегорали, и участок стены обваливался в подкоп. Однако всегда существовала проблема: как подводить в полость воздух и удалять оттуда дым, ведь иначе огонь гас от недостатка кислорода. Порох избавлял от этой проблемы, поскольку ему не требовался кислород извне. Не нужны стали подпорки. Подкоп уже не обязательно было подводить под самый фундамент. И не требовалось делать большую полость, куда поместился бы участок стены. Взрыв просто разбрасывал обломки в разные стороны. Иногда можно было и вовсе обойтись без подкопа: порох закладывали в выдолбленные бревном-тараном выбоины в стене.

Но как воспламенить заряд в несколько сотен пудов пороха? Можно ткнуть горящим факелом прямо в порох. Но тогда погибнет и сам взрывник. Можно отсыпать пороховую дорожку по туннелю подальше от заряда, а у конца дорожки поставить зажженную свечу. Свеча догорит, огонь доберется до пороха и произойдет взрыв. Долгое время так и делали. Например, при штурме Казани в XVI веке, во времена Ивана Грозного. Однако такой способ крайне ненадежен. Свеча может погаснуть. Да и командующему взрыв не всегда нужен сразу после закладки заряда, а за время ожидания приказа порох в дорожке нередко отсыревал.

Очень длинная сосиска

Гораздо лучше был способ, когда пороховую дорожку отсыпали в длинном деревянном коробе, что избавляло порох от грунтовой сырости, но не от влажного воздуха. Выручила подрывников идея набивать порохом свиные или бараньи кишки или шить длинный рукав из кожи, просмоленного холста. Это изделие назвали «сосис», очевидно, исходя из того, что обычная мясная сосиска штука короткая. А тут имеется очень длинная сосиска, то есть сосис. Это улучшало защиту от сырости, особенно если рукав или кишку снаружи обмазывали смолой. Да и проложить такой сосис куда легче и проще, чем сколачивать деревянный короб. Сосис можно изготовить заблаговременно, возить с собой, а пустить в дело, когда понадобится.

Пороховой сосис обладал рядом недостатков. Возникали проблемы с герметичностью в местах соединения кишок между собой. Чрезмерно плотная набивка пороха в кишку приводила к тому, что на каком-то участке порох не горел, передавая огонь дальше, а взрывался, мгновенно передавая взрыв основному заряду. Это явление у взрывников называется «прострел», и его взрывники боятся куда больше, чем прострела в пояснице (радикулит). При слабой набивке в кишке образуются пустые места, что также могло привести к отказу.

Существовал и весьма экзотический вариант передачи пламени к пороховому заряду — гусиные перья, обрезанные с обоих концов и набитые порохом. Чтобы получить передатчик огня нужной длины, перья втыкали одно в другое.

Дворцовые взрывотехники

Второй элемент, который позднее был использован при создании огнепроводного шнура, обнаружился… во дворцах. Это «стопин», тонкий текстильный шнурок, пропитанный селитрой и натертый порохом. Перед началом спектаклей и балов требовалось одновременно поджечь большое количество свечей на высоко подвешенных люстрах. Нужно было с помощью сложных устройств опустить люстры вниз, вставить в них свечи, зажечь их и вновь поднять вверх. На это уходило очень много времени. Когда заканчивали с последней люстрой в зале, в первой свечи уже догорали до половины. Лакеи и придумали стопин. Фитили всех свечей в люстре соединяли между собой стопином, конец которого опускали вниз. Достаточно было поджечь его, как огонек быстро обегал все свечи. Подготовить люстру к балу можно было заранее, а зажечь именно тогда, когда требовалось. Однако стопин тоже впитывал влагу и терял свои свойства. В боевых условиях это было недопустимо.

Закатать в асфальт

Решение было найдено человеком, который был весьма далек от военной техники. Английский кожевник и торговец кожей Уильям Бикфорд жил в городке Тукингмилл в Корнуолле, регионе Великобритании, богатом рудными шахтами. Хотя никакого отношения к добыче руды Бикфорд не имел, он слышал о том, какие неприятности шахтерам, использовавшим порох для проходки, причиняют ненадежные фитили. Однажды в гостях у своего друга Джеймса Брэя, изготовителя канатов, Бикфорд обратил внимание на то, как плетут веревки из отдельных волокон, и вдруг понял, как изготовить надежный и безопасный фитиль: достаточно заполнить пустотелую сердцевину плетеной веревки порохом. Для стабильности горения в центре веревки пропускали стопин, для защиты от расплетания оплетку делали двойной (с навивкой в разные стороны), а от влаги шнур защищала пропитка лаком или смолой (асфальтом). К тому же Бикфорд заменил обычный пушечный черный порох его более медленно горящей рецептурой. Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть — достаточную силу пламени, двойная оплетка — гибкость и целостность сердцевины, асфальт — защиту от сырости. Асфальт был предложен Бикфордом еще по одной причине. Когда огонь уходил далеко от начала шнура, плавящийся и прогорающий от высокой температуры асфальт терял прочность, что позволяло пороховым газам легко прорываться наружу. Этим обеспечивалась стабильность горения шнура. Прострелы случались, но очень редко. Кроме того, появилась возможность проводить взрывные работы в воде.

Бикфорд сконструировал и в 1831 году запатентовал машину, которая плела шнур, названный позднее его именем. К сожалению, сам он не дожил до триумфа своего изобретения — он умер в 1834 году, еще до открытия своего завода, чья продукция пришлась шахтерам по душе: в первый год производства было выпущено 45 миль шнура. А в годы расцвета ежегодный выпуск шнура на фабрике в Тукингмилле достигал 105 тысяч миль! Компания несколько раз меняла название, но фамилия Бикфорда сохранялась в нем до 2003 года, когда Ensign-Bickford Company вошла в состав концерна Dyno Nobel.

Один хорошо, а три быстрее

К концу XIX века было разработано до десяти разновидностей бикфордова шнура. Среди них — шнуры для взрывных работ в условиях высокой влажности (с двойной и тройной оплетками, со слоем смолы между ними), малодымящие шнуры и неискрящие шнуры (для взрывных работ в шахтах, опасных по газу и пыли).

Оказалось, что, варьируя состав пороховой сердцевины, можно менять скорость горения шнура в пределах от 1 см/с до 100 м/с. Теперь стало возможным с точностью плюс-минус 50% устанавливать время взрыва — достаточно отмерить необходимую длину шнура. В разных странах были приняты различные скорости горения бикфордова шнура. Например, французский стандарт — 1 м шнура горит 85−95 с, немецкий — 100−130 с. Скорость горения шнура, который во время Первой мировой использовали русские взрывники, составляла 1 аршин в минуту (то есть метровый шнур горел почти «по-французски» — около 85 с). Применяли также запальный шнур, который горел со скоростью 128 м/с. Его устройство почти не отличалось от бикфордова, но стопинов в нем было три, и они обмазывались быстрогорящим пиротехническим составом.

Огнепроводная начинка

Уже во время Второй мировой войны бикфордов шнур перестал удовлетворять потребностям взрывников. Основные претензии состояли в следующем: шнур часто гаснет под водой, скорость горения нестабильна, трудно точно рассчитать длину шнура для подрыва заряда в нужное время, открытые концы шнура необходимо защищать от сырости, асфальт при низких температурах растрескивается и не обеспечивает герметичности шнура. Инженеры-пиротехники начали работать над созданием более совершенного шнура для огневого способа взрывания. В результате сначала частичных изменений в конструкции, а затем и более радикальных появился шнур нового типа, который назвали «огнепроводный».

Прежде всего отказались от обычного черного пороха. Его заменил сложный пиротехнический состав на основе нитроглицеринового пороха, обеспечивающий устойчивое горение шнура под водой на глубинах до 5 метров и больше. Стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трех хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. В результате достаточно точно выдерживается скорость горения шнура, предотвращается затухание и прострелы. Тип оплетки сменился с радиального на диагональный, причем смежные слои оплетки имеют разное направление плетения, благодаря чему шнур стал прочным и гибким. Число слоев оплетки увеличилось с двух до трех или даже пяти.

Асфальт стал покрывать не только верхний слой оплетки, но и промежуточные. (Шнур, имеющий пять слоев оплетки, называется «шнуром двойного асфальтирования»). В середине 1950-х годов внешний слой асфальта заменили пластиком. Но вот название «бикфордов шнур» крепко застряло в умах людей, хотя общего у бикфордова шнура и огнепроводного немногим больше, нежели между аэропланом начала XX века и современным авиалайнером. И если сегодня в разговоре назвать какой-нибудь «Боинг-757» аэропланом, то это вызовет нескрываемое удивление, причем чаще всего у тех, кто огнепроводный шнур называет бикфордовым.

Зажигательная трубка

И бикфордов, и огнепроводный шнур используются одинаково. Во времена черного пороха конец шнура просто вставлялся в пороховой заряд. С появлением динамита, пироксилина, а позднее мелинита и тротила это стало невозможным. Бризантные взрывчатки довольно миролюбивы и взрываться от струи огня не желают.

Для их взрывания все пользуются гениальным изобретением Альфреда Нобеля — капсюлем-детонатором № 8, о котором рассказывалось в октябрьском номере нашего журнала. Нобель в 1863 году догадался наполнить гремучей ртутью медную трубочку, открытую с одного конца. Эта трубочка помещалась в заряд взрывчатки, а в ее открытый конец вставлялся бикфордов шнур. Длина шнура определяется тем, сколько времени должно пройти между зажиганием шнура и моментом взрыва. Например, русского бикфордова шнура нужно было отрезать столько сантиметров, сколько требуется секунд. Струя пламени шнура надежно воспламеняла гремучую ртуть, чувствительную к любому внешнему воздействию, а взрыв гремучей ртути оказался достаточным для инициации взрыва нитроглицерина, а позднее для динамита и других взрывчаток. Капсюль-детонатор с присоединенным к нему бикфордовым или огнепроводным шнуром называется зажигательной трубкой.

Конец шнура

Сегодня бикфордов шнур — редкость, но и век огнепроводного близок к закату. Его обычно используют в условиях, когда нет средств для электрического способа взрывания или невозможно носить с собой подрывные машинки, омметры для проверки проводов и тяжелые катушки с проводом. Электрический способ гораздо безопаснее, и заряд всегда можно взорвать в точно назначенное время.

Великая рукотворная река в Ливии - это самый масштабный инженерно-строительный проект современности, благодаря которому жители страны получили доступ к питьевой воде и смогли поселиться в тех районах, где раньше никто никогда не жил. Сейчас через подземные водоводы ежедневно проходит 6,5 миллионов кубометров пресной воды, используемой еще и для развития сельского хозяйства в регионе. Как происходило строительство этого грандиозного объекта, читайте далее.

Восьмое чудо света

Совокупная протяжённость подземных коммуникаций искусственной реки близка к четырём тысячам километров. Объём вынутого и переброшенного при строительстве грунта – 155 миллионов кубометров – в 12 раз больше, чем при создании Асуанской плотины. А затраченных стройматериалов хватило бы на возведение 16 пирамид Хеопса. Помимо труб и акведуков в систему входят свыше 1300 колодцев-скважин, большинство из которых имеют глубину более 500 метров. Общая глубина скважин в 70 раз превышает высоту Эвереста.

Основные ветки водопровода состоят из бетонных труб длиной 7,5 метров, диаметром 4 метра и весом более 80 тонн (до 83 тонн). И каждая из свыше чем 530 тысяч таких труб могла бы запросто служить туннелем для поездов метрополитена.
Из магистральных труб вода поступает в построенные рядом с городами резервуары объёмом от 4 до 24 миллионов кубометров, а уже от них начинаются местные водопроводы городов и посёлков.
Пресная вода поступает в водопровод из подземных источников, расположенных на юге страны, и питает населённые пункты, сосредоточенные в основном у берегов Средиземного моря, в том числе крупнейшие города Ливии – Триполи, Бенгази, Сирт. Забор воды осуществляется из Нубийского водоносного слоя, являющегося крупнейшим из известных в мире источников ископаемой пресной воды.
Нубийский водоносный слой расположен в восточной части пустыни Сахара на площади более двух миллионов квадратных километров и включает 11 крупных подземных резервуаров. Территория Ливии располагается над четырьмя из них.
Кроме Ливии на Нубийском слое стоят ещё несколько африканских государств, включая северо-западный Судан, северо-восточный Чад и большую часть Египта.

Нубийский водоносный горизонт быт открыт в 1953 году британскими геологами в ходе поиска нефтяных месторождений. Пресная вода в нём скрыта под слоем жёсткого железистого песчаника толщиной от 100 до 500 метров и, как установили учёные, накопилась под землёй в тот период, когда на месте Сахары простирались плодородные саванны, орошаемые частыми обильными дождями.
Большая часть этой воды была накоплена в период от 38 до 14 тысяч лет назад, хотя некоторые резервуары образовались относительно недавно – около пятитысячного года до нашей эры. Когда три тысячи лет назад климат планеты резко изменился, то Сахара стала пустыней, но просочившаяся в землю за тысячи лет вода уже была накоплена в подземных горизонтах.

После открытия огромных запасов пресной воды незамедлительно появились проекты строительства ирригационной системы. Однако идея была реализована много позднее и лишь благодаря Правительству Муаммара Каддафи.
Проект предполагал создание водопровода по доставке воды из подземных резервуаров с юга на север страны, в индустриальную и более населённую часть Ливии. В октябре 1983 года было создано Управление Проектом и началось его финансирование. Полная стоимость проекта к началу строительства оценивалась в 25 миллиардов долларов, а срок плановой реализации составлял не менее 25 лет.
Строительство делилось на пять фаз: первая – строительство трубного завода и трубопровода длиной 1200 километров с ежедневной поставкой в Бенгази и Сирт двух миллионов кубометров воды; вторая – доведение трубопроводов до Триполи и обеспечение его ежедневными поставками объёмом один миллион кубометров воды; третья – завершение строительства водовода из оазиса Куфра до Бенгази; последние две – постройка западной ветки в город Тобрук и объединение веток в единую систему около города Сирт.

Поля, появившиеся благодаря Великой рукотворной реке, хорошо заметны из космоса: на спутниковых снимках они имеют форму ярких зелёных кругов, разбросанных посреди серо-жёлтых пустынных районов. На фото: возделываемые поля вблизи оазиса Куфра.
Непосредственные работы по строительству начались в 1984 году – 28 августа Муаммар Каддафи заложил первый камень проекта. Стоимость первой фазы проекта оценивалась в 5 миллиардов долларов. Строительство в Ливии уникального, первого в мире завода по производству гигантских труб реализовывалось южнокорейскими специалистами по современным технологиям.
В страну приехали специалисты ведущих мировых компаний из США, Турции, Великобритании, Японии и Германии. Была закуплена новейшая техника. Для укладки бетонных труб построили 3700 километров дорог, позволявших передвигаться тяжёлой технике. В качестве основной неквалифицированной рабочей силы использовался труд мигрантов из Бангладеш, Филиппин и Вьетнама.

В 1989 году вода поступила в водохранилища Адждабия и Гранд-Омар-Муктар, а в 1991 году – в водохранилище Аль-Гардабия. Первая и самая большая очередь была официально открыта в августе 1991 года – началось водоснабжение таких крупных городов как Сирт и Бенгази. Уже в августе 1996 года регулярное водоснабжение было налажено и в столице Ливии – Триполи.

В итоге на создание восьмого чуда света правительством Ливии было потрачено 33 миллиарда долларов, причём финансирование осуществлялось без международных займов и поддержки МВФ. Признавая право на водоснабжение одним из основных прав человека, правительство Ливии не взимало с населения плату за воду.
Правительство также старалось ничего не закупать для проекта в странах «первого мира», а всё необходимое производить внутри страны. Все используемые материалы для проекта были местного производства, а построенный в городе Эль-Бурайка завод выпустил более полумиллиона труб диаметром четыре метра из предварительно напряжённого железобетона.



До начала строительства водопровода 96% территории Ливии приходилось на пустыню, а пригодными для жизни человека были лишь 4% земель.
После полного завершения проекта планировалось снабжать водой и возделывать 155 тысяч гектаров земли.
К 2011 году удалось наладить поставки 6,5 миллионов кубометров пресной воды в города Ливии, обеспечив ею 4,5 миллиона человек. При этом 70% добываемой Ливией воды потреблялось в сельскохозяйственном секторе, 28% – населением, а оставшаяся часть – промышленностью.
Но целью правительства являлось не только полное обеспечение населения пресной водой, но и снижение зависимости Ливии от импортного продовольствия, а в дальнейшем – выход страны на полностью собственное производство продуктов питания.
С развитием водоснабжения были построены большие сельскохозяйственные фермы для производства пшеницы, овса, кукурузы и ячменя, которые ранее только импортировались. Благодаря поливочным машинам, подключённым к ирригационной системе, в засушливых регионах страны выросли круги рукотворных оазисов и полей диаметром от нескольких сотен метров до трёх километров.

Были приняты и меры по поощрению ливийцев к переезду на юг страны, в созданные в пустыне хозяйства. Однако не всё местное население переселялось охотно, предпочитая жить в северных прибрежных районах.
Поэтому правительство страны обратилось к египетским крестьянам с приглашением приезда в Ливию для работы. Ведь население Ливии составляет всего 6 миллионов человек, тогда как в Египте – более 80 миллионов, проживающих в основном вдоль Нила. Водопровод также позволил организовать в Сахаре на путях караванов верблюдов места отдыха для людей и животных с выведенными на поверхность водными траншеями (арыками).
Ливия даже начала осуществлять поставки воды в соседний Египет.

По сравнению с советскими ирригационными проектами, реализованными в Средней Азии с целью орошения хлопковых полей, проект рукотворной реки имел ряд принципиальных отличий.
Во-первых, для орошения сельскохозяйственных угодий Ливии использовался огромный подземный, а не поверхностный и относительно небольшой, по сравнению с забираемыми объёмами, источник. Как все, наверное, знают, результатом среднеазиатского проекта стала Аральская экологическая катастрофа.
Во-вторых, в Ливии были исключены потери воды при транспортировке, так как доставка происходила закрытым способом, что исключало испарение. Лишённый этих недостатков, созданный водопровод стал передовой системой подачи воды в засушливые регионы.
Когда Каддафи только начинал свой проект, он стал объектом постоянных насмешек со стороны западных СМИ. Именно тогда в масс-медиа Штатов и Британии появился уничижительный штамп «мечта в трубе».
Но спустя 20 лет в одном из редких материалов, посвящённых успехам проекта, журнал National Geographic признал его «эпохальным». К этому времени для обретения ливийского опыта гидроинженерии в страну съезжались инженеры со всего света.
С 1990 года помощь в поддержке и обучении инженеров и техников стало оказывать Юнеско. Каддафи же обозначил водный проект как «самый сильный ответ Америке, которая обвиняет Ливию в поддержке терроризма, говоря, что ни на что другое мы не способны».




Доступные ресурсы пресной воды уже давно попали в сферу интересов транснациональных корпораций. При этом Всемирный банк всячески поддерживает идею приватизации источников пресной воды, в то же время всячески тормозя водные проекты, которые засушливые страны пытаются воплотить в жизнь самостоятельно, без привлечения западных корпораций. Например, Всемирным Банком и МВФ за последние 20 лет было саботировано несколько проектов по улучшению орошения и водоснабжения в Египте, блокировано строительство канала на Белом Ниле в Южном Судане.
На этом фоне ресурсы Нубийского водоносного слоя представляют для крупных зарубежных корпораций огромный коммерческий интерес, а ливийский проект выглядит не вписывающимся в общую схему частного освоения водных богатств.
Посмотрите на эти цифры: мировые запасы пресной воды, сконцентрированные в реках и озёрах Земли, оцениваются в 200 тысяч кубических километров. Из них в Байкале (самом большом пресноводном озере) содержится 23 тысячи кубокилометров, а во всех пяти Великих озёрах – 22,7 тысяч. Запасы Нубийского водохранилища составляют 150 тысяч кубических километров, то есть они всего лишь на 25% меньше всей той воды, что содержится в реках и озёрах.
При этом нельзя забывать, что большая часть рек и озёр планеты сильно загрязнены. Учёные считают запасы Нубийского водоносного слоя эквивалентными двумстам годам течения реки Нил. Если же взять наиболее крупные подземные запасы, найденные в осадочных породах под Ливией, Алжиром и Чадом, то их будет достаточно, чтобы покрыть все эти территории 75-метровой толщей воды.
По оценкам, этих запасов хватит на 4-5 тысяч лет потребления.



До введения в строй водопровода стоимость покупаемой Ливией обессоленной морской воды составляла 3,75 доллара за тонну. Строительство собственной системы водоснабжения позволило Ливии полностью отказаться от импорта.
При этом сумма всех затрат на добычу и транспортировку 1 кубического метра воды обходилась ливийскому государству (до войны) в 35 американских центов, что в 11 раз меньше, чем раньше. Это уже было сопоставимо со стоимостью холодной водопроводной воды в городах России. Для сравнения: стоимость воды в европейских странах составляет примерно 2 евро.
В этом смысле ценность запасов ливийской воды оказывается намного выше стоимости запасов всех её нефтяных месторождений. Так, доказанные запасы нефти в Ливии – 5,1 миллиардов тонн – при нынешней цене в 400 долларов за тонну составят около 2 триллионов долларов.
Сравните их со стоимостью воды: даже исходя из минимальных 35 центов за кубометр, запасы ливийской воды составляют 10-15 триллионов долларов (при общей стоимости воды в Нубийском слое в 55 триллионов), то есть они в 5-7 раз больше всех запасов ливийской нефти. Если же начать экспортировать эту воду в бутилированном виде, то сумма увеличится многократно.
Поэтому утверждения, согласно которым военная операция в Ливии была ничем иным как «войной за воду», имеют под собой вполне очевидные основания.

Помимо обозначенного выше политического риска, Великая искусственная река имела ещё как минимум два. Она была первым крупным проектом подобного рода, поэтому никто с достоверной точностью не мог предсказать, что произойдёт, когда водоносные пласты начнут истощаться. Высказывались опасения, что вся система попросту рухнет под собственной тяжестью в образовавшиеся пустоты, что повлечёт масштабные провалы грунта на территориях нескольких африканских стран. С другой стороны, было непонятно, что случится с имеющимися природными оазисами, поскольку многие из них изначально подпитывались благодаря подземным водоносным пластам. Сегодня по крайней мере пересыхание одного из естественных озёр в ливийском оазисе Куфра связывают именно с чрезмерной эксплуатацией водоносных горизонтов.
Но как бы то ни было, на данный момент искусственная ливийская река является одним из сложнейших, самых дорогих и крупных инженерных проектов, реализованных человечеством, но выросшим из мечты одного-единственного человека «сделать пустыню зелёной, как флаг ливийской Джамахирии».
На современных спутниковых снимках видно, что после кровавой американо-европейской агрессии круглые поля в Ливии теперь снова быстро превращаются в пустыню...