Понятие номинал. Формирование фактической стоимости и исключения из правил. Формирование нарицательной стоимости

Номинал - это объявленная на официальном уровне стоимость денежной купюры или ценной бумаги. В некоторых случаях данный показатель может быть неидентичным её фактической стоимости, так как покупка и продажа осуществляется по цене, установленной бирже. Она может быть выше или ниже номинальной стоимости.

Номинальная стоимость называется ещё рыночной. Она указана на акциях, монетах, банкнотах, купонах, облигациях или векселях.

Номинал является обязательным реквизитом банкнот или важных бумаг, обладающих определённой ценностью. Как правило, он устанавливается эмитентом и в большинстве случаев отражает нарицательную стоимость продукта. Но как уже было отмечено выше - иногда могут быть определённые расхождения, обусловленные колебаниями цен на рынке валют. Номинал должен быть нанесён на денежный знак или ценную бумагу с целью отражения фактической стоимости.

Формирование нарицательной стоимости

Ввиду того, что номинальная стоимость не всегда будет эквивалентна нарицательной стоимости финансового продукта, процесс формирования первого не является идентичным для второго показателя. Фактическая стоимость формируется в зависимости от непосредственного влияния рынка.

Учитываются возможные колебания спроса и предложений. Вследствие действия таких сложных механизмов, происходит итоговое формирование цифры, отражающей фактическую стоимость валюты или ценных бумаг.

Именно данные показатели характеризуют возможность приобретения или продажи бумаг на рынке по установленной цене. При этом данные ценовые показатели буду выступать в качестве курсовой стоимостью продукта.

Формирование фактической стоимости и исключения из правил

Если значения нарицательной и фактической стоимости денежной купюры могут быть не отождествлены, то номинальная и фактическая стоимость - идентичны. Колебания спроса и предложений в данном случае большого влияние на формирование итогового показателя не оказывают.

Исключение могут составить коллекционные и юбилейные монеты или банкноты, номинал которых несколько ниже рыночной цены, не лишившейся своей актуальности в определённый временной промежуток.

Для идентификации стоимости монет, которые были отчеканены из драгоценных металлов, необходимо определить количество израсходованного материала, необходимого для их изготовления. Итоговая стоимость будет определена стоимостью драгоценного материла, потраченного на изготовление монеты. Довольно часто монете присваивают соответствующий номинал, однако бывают ситуации, когда номинальная стоимость продукта будет существенно отличаться от её фактической стоимости.

Довольно большое количество компаний, специализирующихся на выпуске акций, осуществляют их выпуск без указания нарицательной цены. Вместо этого указывается стоимость отдельно взятой акции в балансе. , то в данном случае под номиналом будет пониматься нарицательная стоимость ценной бумаги, на которую впоследствии будут зачисляться дивиденды.

Валютный паритет

Затронув тематику номинальной стоимости денежных средств и ценных бумаг в виде облигаций, векселей или акций, необходимо упомянуть о валютном паритете и его сущности. Если быть предельно точным, то речь идёт об официально зафиксированном курсе валюты по отношению к золоту - так называется золотой паритет. Также в качестве ориентира может использоваться резервная валюта. Здесь важно отметить, что после того, как был введён плавающий валютный курс, подобные паритеты были полностью отменены.

лат. nominalis - именной, от nomen - имя, название официальная нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах (акциях, облигациях и т.п.), бумажных денежных знаках и монетах.

Номинал

Словарь воровского жаргона

Номинал

Толковый словарь Ожегова

Номинал

Юридический словарь

Номинал - Face Value – Экономический словарь

Цена, указаная на лицевой стороне ценной бумаги.

Номинал Нулевой – Бизнес словарь

Номинал Нулевой – Экономический словарь

акция, не имеющая номинальной стоимости, но составляющая определенную часть собственности.

Номинал Ценных Бумаг – Бизнес словарь

См. Номинал

Номинализация – Психологический словарь

Лингвистический термин, обозначающий процесс превращения глагола в абстрактное существительное, и само существительное, образованное таким способом. Например: глагол "любить" превратился в "любовь" (процесс превратился в "вещь").

Номинализация – Психологическая энциклопедия

Лингвистический термин, обозначающий процесс превращения глагола в абстрактное существительное, и само существительное, образованное таким способом. Например: глагол "любить" превратился в "любовь " (процесс превратился в "вещь").

Номинализм – Социологический словарь

(от лат. nomina-tum - называть по имени) - англ. nominalism; нем. Nominalismus. 1. Направление средневековой схоластической философии (XI-XV вв.), согласно к-рому реально существуют единичные предметы, а общие понятия являются лишь их именами. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентация, согласно к-рой реально существуют лишь отдельные индивиды и их соц. действия. В соответствии с этим отрицается самостоятельное бытие общества и соц. систем, к-рые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий; основное внимание обращается не на социол. системы и структуры, а на реализацию целей, намерений, установок индивида, осмысление им значения ролей, статусов. См. ИНДИВИДУАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ.

Номинализм – Философский словарь

(лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - 1) в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии); 2) в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский). В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и, особенно, Иоанна Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные на- правления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном, или крайнем, Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора в 1092 Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм). В приложении к антропоэтической и социальной проблематике Н. задает яркий вектор индивидуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. социальной иерархии, над частью, т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета Папы). Применительно к проблематике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в первой четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор, Фреге), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н. программа исключения абстракции (С.Лесьневский, Л.Хвистек, Т.Котарбиньский, Тарский, Н.Гудмен, Куайн, Л.Генкин, Р.Мартин и др.). Целью этой программы является построение внепарадоксальной математики на основе формализованных языков, в системе которых реализуется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В.Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопросов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос. В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л.Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен парадигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях.

Номинализм –

направление средневековой схоластической философии, которое,в противоположность реализму, отрицало реальное существование общихпонятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis- именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми комножеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И.Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими вуме человека (концепты, отсюда название этого ""умеренного номинализма"" -концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особоеразвитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).

Номинализм – Исторический словарь

В строгом значении - теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna".

Номинализм – Исторический словарь

Одно из главных направлений средневековой схоластической философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божественном уме. Н. вел к отрицанию единой божественной субстанции трех лиц христианской троицы. Возник в XI-XII вв., особое развитие получил в XIV-XV вв.

Номинализм – Психологический словарь

1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и, следовательно, не могут быть полноправными объектами научного исследования. Номиналисты утверждают, что реальность состоит исключительно из объективных деталей и что такие понятия, как сознание, общество, личность и т д., не представляют никакой научной ценности. Это направление представляет собой крайнюю форму эмпиризма. Ср. с позитивизмом и операционализмом противопоставляется реализму (1). 2. Тенденция принимать наименование Чего-то за доказательство его реального существования. Те, кто придерживаются первого, избегают второго.

Номинализм – Социологический словарь

Филос. учения и ml лы, согласно к-рым реально существуют единичные предметы, а общие понятия являются лишь их именами.

Номинализм – Социологический словарь

(nominalism) (Философия) - доктрина, согласно которой "универсальные" понятия, определяющие общие классы вещей (например, краснота, округлость), не могут восприниматься как "реально существующие" подобно индивидуальным вещам (ср. Эссенциализм) .

Номинализм – Социологический словарь

– направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.

Номинализм – Философский словарь

(лат. nomen - имя) - одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь «звук», то для умеренного Н. последние возникают в человеч. познании в процессе абстрагирования и существование общих понятий признается если не вне человеч. разума, то в самом познающем уме.И применении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, субстанции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и могло вести к субъективизму. В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на изучение мира природных явлений.

Номинализм – Философский словарь

(от лат. nominalis - относящийся к именам, названиям) - философская позиция, отрицающая реальность общего и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия. Денотатом термина может быть только единичное, которое - в зависимости от типа философии - понимается как физический объект или компонент опыта. Средневековый Н. противостоял реализму, отрицая онтологический статус общих понятий (универсалий) и трактуя их как термины, вводимые для обозначения сходного в единичных явлениях. В Новое время Н. был следствием жесткого механицизма, сводящего мир к совокупности тел (Гоббс), или идеалистического сенсуализма, признающего лишь конкретные опытные данные (Беркли, Юм). В обоих случаях общее трактовалось как знак (слово) или чувственный образ - представитель членов определенного множества. Абстрактные понятия рассматривались также как теоретические допущения, используемые для синтеза и систематизации фактов. Таково понимание Брентано роли общих терминов, обладающих весьма гипотетическим референтом, в высказываниях об индивидуальных сущностях. В современной философии Н. преимущественно связан с интерпретацией ряда логико-лингвистических проблем и методологическим эмпиризмом позитивистского толка. В логическом позитивизме верификация, осуществляемая через сведение высказываний к протокольным предложениям, предполагает нередуцируемые базовые термины, непосредственно соотнесенные с элементами опыта. Эмпирическая осмысленность таких терминов устанавливает границы значения остальных понятий теоретического языка. Следствием такого Н. было, с одной стороны, неприятие метафизических составляющих знания как неверифицируемых, с другой стороны, обращение к конвенционализму или априоризму для объяснения правил оперирования общими терминами языка и науки. Крайнюю форму Н. представляет "реизм" Котарбиньского, к которому близки позиции Лесьневского и Тарского. В аналитической философии (Куайн, Гудмен, Дэвидсон и др.) Н. кроме традиционных аргументов подкрепляется также стремлением преодолеть ряд затруднений, связанных с теорией множеств, проблемой значения, исчислением предикатов и др., через радикальный отказ от реалистического эссенциализма в трактовке идеальных объектов и приведение предложений классической логики к виду предложений существования, в которых невозможны предметные значения типа абстрактных сущностей.

Номинализм – Философский словарь

(от лат. nomina - имена)- течение в схоластической мысли, признававшее реальное существование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (универсалий), овладеть которыми стремится познающий разум. Универсалии были представлены в номинализме только как имена или слова, которые разум сам подбирает и дает вещам по их сходству и принадлежности определенным группам (родам и видам). был скептичен к метафизике, настаивавшей на высшем познавательном значении универсалий, и содействовал эмпиризму, где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности вещей и явлений, а также к тщательному продумыванию теоретико-познавательных вопросов (Оккам, XIV в.).

Номинализм – Философский словарь

средневековое учение, утверждавшее, что общие идеи – лишь слова, которым в уме не соответствует, никакая реальность.

Номинализм – Философский словарь

(от лат. nomen имя, название) - философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). Для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. В сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. Само название "номиналист" ("nominales") возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда Иоганн Росцеллш возродил древний номинализм. Философия Росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в Суассоне. Но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано Уильямом Оккамом, заимствовавшим их у Дунса Скота (правда, сам Дуне Скот не был номиналистом). В конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был Оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. - предшественник эмпиризма. Современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.

Номинализм – Философский словарь

(лат. nomen - имя, название) - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Н. был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Н., по словам Маркса, был первым выражением материализма в v-srednie-veka-4690.html">средние века. Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи Н. развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совр. период - в семантической философии.

Номинализм – Философский словарь

Философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Номинализм – Философский словарь

(лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).

Номинализм – Философский словарь

(лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии); (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский). В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистическою позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и - особенно - Иоанна Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные направления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном или крайнем Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора (1092) Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм). В приложении к антропо-этической и социальной проблематике Н. задает яркий вектор индивидуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. социальной иерархии, над частью, т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета папы). Применительно к проблематике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами V и э, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в 1-й четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор, Фреге), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н. программа исключения абстракции (С. Лесьневский, Л. Хвистек, Котар-биньский, Тарский, Н. Гудмен, Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин и др.). Целью этой программы является построение вне-парадоксальной математики на основе формализованных языков, в системе которых реализуется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В. Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопросов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос. В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л. Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен пара-дигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях. М.А. Можейко

Номинализм – Психологическая энциклопедия

1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и, следовательно, не могут быть полноправными объектами научного исследования. Номиналисты утверждают, что реальность состоит исключительно из объективных деталей и что такие понятия, как сознание , общество , личность и т д., не представляют никакой научной ценности . Это направление представляет собой крайнюю форму эмпиризма . Ср. с позитивизмом и операционализмом противопоставляется реализму (1). 2. Тенденция принимать наименование Чего-то за доказательство его реального существования. Те, кто придерживаются первого, избегают второго.

Номинализм Оккама – Философский словарь

Радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца сделал Уильям Оккам (ок. 1300-1349). Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в =-svoboda-vybora-6366.html">выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку - интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть "чтойности", т.е. концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь "это", неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей. Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки - это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям - условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция - это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции. Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, т.е. нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании "человек есть имя" термин "человек" не обозначает конкретного человека, а означает слово "человек", т.е. указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин "человек" в высказывании "человек есть вид" отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие "человек", наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий. Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание. В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии. И хотя схоластические штудии продолжались в XV - XVI вв., золотой век схоластической философии был уже позади.

Номинализм Социологический – Социологический словарь

Теоретич. и методологич. ориентация, сущность к-рой заключается в том, что источником, единственным субъектом соц. объявляются индивид и его соц. действие, в связи с чем за понятиями, выражающими любое соц. целое (об-во, организация, группа и т. д.), отрицается онтологии, содержание. В методологич. плане это означает, что исходным элементом социологич. анализа должно быть не соц. образование как самостоятельное целое, а индивид и его соц. действие, из к-рого должны выводиться характеристики соц. процесса. Классич. выражение Н.с. получил у М. Ве-бера, к-рый считал, что любое соц. образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфич. действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как "об-во", "феодализм" и т. д., социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов. В современной социологии номиналистич. ориентация осуществляется прежде всего в "теории соц. действия" (см. Действие социальное) , где соц. система рассматривается как соц. система действий индивидов (см. Система действия), как система мотивированного человеческого поведения. В то же время нек-рые интерпретации соц. действия, напр., структурно-функциональная (Т. Парсонс), связаны с определенным нарушением номиналистич. принципов. Это выражается, напр., в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства к-рых невыводимы из свойств самих деятелей или что в сложных соц. системах в качестве единиц структуры (т. е. "деятелей") выступают не индивиды, а коллективы или "комплексы норм и ценностей". Лита: Weber M. Schriften zur theoretischen Soziologie. М. 1947; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Koln, Н.Ф. Наумова.

Номиналистическая Концепция Денег (теория) – Экономический словарь

экономическая теория, отрицающая товарную природу денег, рассматривающая деньги как условные знаки, не обладающие собственной, внутренне присущей им стоимостью. Номинализм сформировался в XVII-XVIII вв. Творцы и сторонники номинализма не считают деньги всеобщим товарным эквивалентом, а сводят их суть к масштабу цен. Деньги трактуются ими как чисто технический инструмент обмена в противоположность металлической теории. Идеи номинализма распространены и ныне.

Большой Энциклопедический Словарь

теория, согласно которой деньгамиявляются условные знаки, используемые лишь как средство платежа.Зародилась в древности, систематическое развитие получила в 18 в. вработах Дж. Беллерса, Н. Барбона, Дж. Беркли (все - Великобритания). Всредние века использовалась для оправдания порчи монет, в новое время -для обоснования замещения металлических денег кредитными деньгами (Г.Кнапп - Германия, Ф. Бендиксен - Австрия). Современная номиналистическаятеория денег считает эмиссию бумажных денег важным средствомгосударственного регулирования экономики, отрицает роль золота какденежного товара.

Номиналистическая Теория Денег – Экономический словарь

- экономическая теория , отрицающая товарную природу денег, рассматривающая деньги как условные знаки , не обладающие собственной, внутренне присущей им

Номинал , или номинальная стоимость (от лат. nominalis - именной) - один из обязательных реквизитов банкнот, монет и ценных бумаг, устанавливаемый эмитентом и отражающий их нарицательную стоимость. Номинал нанесен непосредственно на денежный знак или ценную бумагу.

Нарицательная стоимость ценных бумаг часто не совпадает с фактической, так как последний показатель формируется под влиянием рынка и зависит от колебаний спроса и предложения. Покупка и продажа ценных бумаг происходит по фактическим сложившимся на рынке ценам, называемым курсовой стоимостью.

Номинал денежных знаков, как правило, совпадает с их фактической стоимостью. Исключение составляют коллекционные и юбилейные банкноты и монеты, номинал которых значительно меньше актуальной рыночной цены. Стоимость монет, отчеканенных из драгоценных металлов, должна соответствовать цене израсходованного на их изготовление сплава. В большинстве случаев монете присваивают соответствующий номинал, но бывают ситуации, когда номинальная стоимость драгоценной монеты отличается от реальной.