Конспект по биологии 7. Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат). Работа учащихся в группах

Цели:

  • показать школьникам строение животных класса Млекопитающих,
  • отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
  • познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,
  • доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,
  • осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • находить в объекте его составляющие;
  • научиться обобщать;
  • устанавливать сходство и различие;
  • находить причинно-следственные связи;
  • развивать коммуникативные способности.

Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

3. Изучение нового материала.

3. 1. Общая характеристика Млекопитающих.

3. 1. 1. Повторить план составления характеристики класса животных.

3. 1. 3. Составить общую характеристику по плану.

3. 1. 4. Отметить более прогрессивные черты строения Млекопитающих.

3. 1. 5. Ответить на проблемный вопрос.

3. 2. Систематика Млекопитающих.

3. 2. 1. Подкласс Первозвери. Отряд Однопроходные.

3. 2. 2. Подкласс Настоящие звери. Отряд Сумчатые.

3. 3. Значение животных класса Млекопитающих для природы и человека.

3. 4. Охрана и рациональное использование животных класса Млекопитающие.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание. § 31 вопросы стр. 160, таблица “Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”, повторить § 25.

6. Рефлексия. Синквейн.

Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, рельефная таблица “Внутреннее строение собаки домашней”. Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые”

Ход урока

1. Оргмомент.

1.1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика: (работаем по технологии критического мышления)

3. Изучение нового материала

Что знаю? Что хотел узнать? Что узнал?
Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих. Пишут и говорят.

С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану. Вспомним, по каким пунктам мы составляем план. Рассмотрите таблицу “Класс Млекопитающие”, прочитайте статью в учебнике с 157-158 и статью текста 1 "Класс Млекопитающих", составьте общую характеристику класса колонки "Что узнал" 5 минут.

А что вы хотели узнать? - Составляем структурно-логическую схему:

План характеристики животных класса

  1. Среда обитания.
  2. Количество видов.
  3. Внешнее строение.
  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  5. Размножение.
  6. Происхождение.
  7. Систематика.
  8. Значение

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем.
Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга.
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

8. Значение.

Один человек у доски пишет план, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения Млекопитающих. Учитель дополняет информацию.

Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

3. 1. 5. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

3. 2. В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и плацентарными (кошка, медведь и т. д.).

Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: 1 вариант – “Однопроходные”, 2 вариант – “Сумчатые”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

3. 2. 1. Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
  2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
  3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.
  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
  5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С
  6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
  7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом

Инструктивная карточка

Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунок 127 и опишите внешний вид Однопроходных.
  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.
  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.
  4. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?

Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв.

Что узнали нового про этих животных?

Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе.

Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.

  1. Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью
    (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.
  2. Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?
    Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая t тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
  3. Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?
    Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.
  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения .

Синквейн по отряду Однопроходных.

3. 2. 2. Сумчатые

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

2. Мозг очень примитивен.

3. У самок имеется две матки.

Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.

Инструктивная карточка

Характеристика отряда Сумчатых.

  1. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок 128.
  2. Перечислите млекопитающих, относящихся к отряду Сумчатых.
  3. Обоснуйте, почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей.

Что вы знали об отряде Сумчатых животных?

Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка.

Что вы узнали об отряде сумчатых животных?

Детёныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детёнышу в рот, мозг очень примитивен, есть две матки, t тела непостоянная.

Что противоречило вашим представлениям?

Молоко само впрыскивается в рот детёнышу, что мозг примитивный.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. К отряду Сумчатых относятся опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый крот, сумчатый муравьед.
  2. Расскажите, в какой части света обитают Сумчатые, покажите эти области на географической карте. В Южном полушарии, в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке, один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке .
  3. Почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей? Более высокоорганизованные, т. к. есть матка, сосок, t тела выше, чем у Однопроходных, более развит скелет.
  4. Почему Однопроходные и Сумчатые обитают в Южном полушарии земного шара?
    Мягкие условия существования (у этих животных непостоянная t тела, откладывание яиц или рождение недоразвитого детёныша). Не дошёл ледник.

Синквейн.

3.3. Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы?

1) цепь питания;

2) биоразнообразие;

3) распространение плодов и семян, опыление;

4) санитары леса;

5) регулирование численности животных.

3.3.2. Для человека? Сообщения учащихся.

3.4. Охрана и рациональное использование животного мира.

Существует парадокс: Млекопитающие, более других животных эксплуатируемые человеком, более других и пострадали от него. Сообщение учащихся.

3. 5. Животные Белгородской области. Сообщение учащихся. Рисунки.

4. Закрепление.

Каковы особенности строения Млекопитающих?

По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.

5. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу

“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

6. Рефлексия.

Синквейн о Млекопитающих.

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.

1. Познакомимся с общей характеристикой пресмыкающихся:

1 отделы тела

(обратите внимание, между туловищем и головой появилась шея)

2 покровы тела

(вспомните земноводных, какя кожа у них. Давайте посмотрим на представителя пресмыкающихся, ящерицу она такая же или имеются отличия. Если да то какие они)

Подумайте с чем это свазано.Что нужно экономить пресмыкающимся в отличии от рептилий.

Давайте ещё раз посмотрим на внешнее строение ящерицы. Обратите внимание на голову. Что распологается на голове

Давайте вспомним змей (как вы думаете почему многие считают их взгляд гипнотическим)

Скажите какие веки у ящериц

А у змей

Из других органов чувств следует назвать длинный, раздвоенный на конце язык, который ящерица постоянно высовывает изо рта, пользуясь им, как органом осязания.

Где в основном обитают пресмыкающиеся

(где чаще всего видят змей и ящериц люди)

Да правильно, пресмыкающиеся это холоднокровные животные.

А что это значит

А как передвигаются пресмыкающиеся.

И где располагаются их конечности если они есть

Если посмотреть внимательно то мы увидим, что конечности имеют когти, это облегчает передвижение по твердому субстрату

Рост

Рост животных сопровождается периодической линькой.

Стары покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, под ним новый

Способность к регенерации

Обламывание хвоста

На территории Тверской и московской областей встречается удивительное животное Веретеница.

Веретеница — это безногая ящерица. Она обитает у нас в различных лесах, но всюду редка и занесена в Красную книгу.

Эта медлительная рептилия питается малоподвижными животными: дождевыми червями, слизнями, улитками, многоножками, гусеницами бабочек. От змеи веретеницу легко отличить: у змей взгляд "немигающий", а веретеница может моргать. Может веретеница и "отбросить" хвост, если за него схватится хищник, а потом его заново отрастить. При опасности она отбрасывает хвост. Это связано с тем, что в хвостовых позвонках ящериц, есть неокостеневающие прослойки, по которым хвост обламывается. Само обламывание происходит за счет резкого сокращения хвостовых мускулов. Отброшенный хвост долго интенсивно извивается, отвлекая хищника от самой ящерицы, которой тем временем удается скрыться.

Научное название этой ящерицы - веретеница ломкая (Anguis fragilis), что связано со способностью обламывать хвост. Это один из способов избежать опасности - пожертвовать хвостом, но спасти жизнь.

Вопросы учителя

1) Почему тело ящерицы покрыто плотной сухой кожей, лишено желез, выделяющих слизь?

2) Как происходит рост ящерицы?

3. В чем особенность расположения конечностей у ящерицы

4. Ящерица - лакомство для хищников, которые чаще хватают ее за длинный упругий хвост, как она себя спасает?

(обламывает хост, потом он отрастает- регенерирует)

Строение скелета пресмыкающихся

Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.

Череп имеет мыщелок - это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.

Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных - 4 отдела)

В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка - атлант и эпистрофей.

Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку

План –конспект

открытого урока по биологии в 7 «А» классе.
Тема урока: Многообразие и значение простейших.
Цели и задачи урока : Выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; определение их роли в природе и жизни человека;

продолжить формирование умений составлять схемы, работать с рисунками и таблицами.

Оборудование : рисунки учащихся, таблицы, схемы, иллюстрации учебника.
Ход урока.


  1. Орг. момент
Деление класса на группы.

Учитель: Здравствуйте, сегодня последний день учебной недели. Впереди 2 выходных дня, и чтобы провести их в хорошем настроении, я предлагаю активно поработать на уроке и получить хорошие и отличные оценки.


  1. ^ Проверка домашнего задания.
А) Задание у доски «Составить схему»

Подцарство одноклеточные
____________ ___________ __________
__________ __________

Б) Задание у доски «Собери в конверт признаки Эвглены и Амёбы»

Эвглена: есть чувствительный к свету глазок;

обязательно присутствуют хлоропласты;

питается орг.веществами, образующимися при фотосинтезе;

форма тела постоянна;

орган передвижения – жгутик.

Амёба: форма тела непостоянная;

питается бактериями, водорослями и другими простейшими;

передвигается с помощью ложноножек;

есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.

В) ^ Фронтальный опрос класса

О каком подцарстве мы говорили на прошлом уроке?

Почему животные этого подцарства получили такое название?

(состоят из одной клетки, являются самостоятельным организмом, микроскопически малы, просто устроены.)

Назовите общие черты простейших.(С показом у доски)

(-1 клетка, есть цитоплазма, ядро, оболочка;

- органоиды спец назначения: сократительная вакуоль(удаляет жидкость и вредные вещества); пищеварительная вакуоль (переваривает твёрдые частички); органоиды передвижения; светочувствительный глазок; хлоропласты).

Почему многие простейшие при неблагополучных условиях (высыхании или зимних охлаждении водоёмов) не погибают?

(При неблагоприятных условиях образуют цисты. Это клетка, содержащая все необходимые органоиды и покрытая толстой, многослойной капсулой)

Как размножаются простейшие?

(бесполым – в благоприятных условиях и половым – в неблагоприятных).
Г) ^ Проверка заданий учащихся у доски.


  1. Новая тема.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с двумя классами Саркожгутиконосцев. Сегодня вас ждёт знакомство с новыми типами простейших. С какими?

^ Тип Инфузории.( Объяснение нового материала)

Среда обитания: В водаёмаж с загрязнённой водой можно встретить быстро двигающее одноклеточное животное, напоминающее крошечную туфельку, длиной 0,1 – 0,3 мм. Это Инфузория-туфелька.

Вн. вид: она имеет постоянную форму тела, покрыта оболочкой и многочисленными ресничками.(Для чего они нужны?) плавает тупым (передним) концом вперёд.

Питание: от переднего конца до середины туфельки проходит желобок с более длинными ресничками. На конце желобка находится ротовое отверстие, ведущее в глотку. Реснички желобка постоянно работают, подгоняя ток воды с бактериями, которые попадают через глотку внутрь инфузории. Цитоплазма выделяет пищеварительный сок, образуется пищеварительная вакуоль, которая переваривает бактерии. Не переваренные остатки выбрасываются, через спец. Отверстие порошищу.

Выделение: Выделение у тефельки такое же как у амёбы, вредные вещества и вода выделяются через 2 сократительные вакуоли.

Ядра: есть 2 ядра. Большое участвует в процессах жизнедеятельности инфузории, маленькое в процессах деления и размножения.

^ Тип Споровики

4.Закрепление.

Работа учащихся в группах.

^ Задание №1 Заполните таблицу, поставив знаком (+)наличие признака, (-) отсутствие.


Структура

Амёба

Эвглена зелёная

Инфузория туф.

1. оболочка

+

+

+

2. цитоплазма

+

+

+

3. ядро

+

+

+

4. ложноножки

+

-

-

5. жгутик

-

+

-

6. реснички

-

-

+

7. пищеварительная вакуоль

+

+

+

8.

сократительная

вакуоль


+

+

+

9. ротовое отверстие

-

-

+

10. порошица

-

-

+

11. хлоропласты

-

+

+

12. светочувствительный глазок

-

+

-

^ Задание №2 Ответить на вопрос, указанный в карточке.

1 группа: Инфузория туфелька плавает с большой скоростью. В одну секунду она проплывает путь, в 8-10 раз превышающий длину её тела. Медленнее плавают эвглены. Амёбы ползают по дну, парят в воде значительно медленнее эвглен. Объясните, почему?

2 группа: какие выводы можно сделать на основании следующих фактов:

а) инфузории перемещаются из капли воды с кристалликом повареннойсоли в каплю с чистой водой;

б)

3 группа: О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»: А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей...

Почему органы передвижения амёбы-ложноножки, получили такое название?

4 группа: Во время военных действий на Кавказе в 19 веке, укрепляя крепость Адлер, окружённую болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чём-то другом. В чём?
^ Задание №3

Используя ранее полученные знания и материал учебника на стр. 99 уч-ка, составьте схему «Значение простейших».

5.Рефлексия.

Что нового сегодня вы узнали?

Что было интересным?

На карточке найдите свою фамилию и поставьте себе оценку. Как вы себя сами оценили.

^ 6. Итоги урока

Оценка учеников.

7. Домашнее задание

Стр.98-101; р.тетрадь зад. 52,54,55.

б) эвглены зелёные переплывают из затемнённой части в освещённую, а амёбы, наоборот, из освещённой в затемнённую. Что общего между этими явлениями?

3 группа: О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы».

А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей?

Почему органы передвижения амёбы- ложноножки, получили такое название?

4 группа: Во время военных действий на Кавказе в 19 веке, укреплял крепость Адлер, окружённую болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чём-то другом. В чём?
Задание №3 Составьте схему «Значение простейших»

Используя ранее полученные знания и материал учебника на стр. 99, составьте схему «Значение простейших»


Конспект урока по биологии

Тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Цели урока: раскрыть характерные признаки отрядов насекомых: Жуков, Стрекоз, Вшей, Клопов.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания об основных признаках жуков, стрекоз, клопов, вшей; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; определить их роль в природе и жизни человека.

Развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности.

Тип урока : урок изучения нового материала

    Организационный момент

    Актуализация знаний

На прошлом уроке мы приступили к изучению отрядов насекомых. Какие отряды насекомых мы рассмотрели на прошлом уроке?

Отвечают: На прошлом уроке мы познакомились с отрядами насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях строения Таракановых.

Отвечают:Тараканы освоили все континенты, кроме Северного полюса. Питаются всем, вплоть до хозяйственного мыла, ротовой аппарат грызущего типа, на спине имеется пара крыльев, но летать тараканы не умеют, т. к. утратили эту способность в ходе эволюции.

Какую роль тараканы играют в природе и жизни человека?

Каковы характерные особенности отряда насекомых Прямокрылые? Назовите основных представителей этого отряда.

Отвечают: Основными представителями прямокрылых являются разные виды кузнечиков, саранча, сверчки. Характерные особенности прямокрылых: наличие двух пар прямых крыльев, грызущий ротовой аппарат, передвигаются прямокрылые скачками или перелетами, органы слуха расположены на голени передних ног. Развитие прямокрылых осуществляется без превращения.

Почему и как стрекочут кузнечики?

Отвечают: Стрекотание характерно только для самцов кузнечиков для привлечения внимания самок. Звук образуется за счет трения верхних крыльев друг о друга.

Расскажите характерные особенности уховерток?

Отвечают: Уховертки имеют на конце тела «два хвоста», за что им дают второе название – двухвостки. Уховертки мирные животные и используют свои «хвосты» только для защиты. Эти насекомые ведут ночной образ жизни, днем прячутся под камнями, досками. Питаются растительностью, поэтому имеют грызущий ротовой аппарат. Развитие происходит без превращения.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами насекомых и сегодня рассмотрим такие отряды насекомых: Жуки, Стрекозы, Вши, Клопы.

Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

Изучить характерные особенности данных отрядов, выявить роль представителей этих насекомых в природе и жизни человека.

    Изучение нового материала

тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Работать мы сегодня будем таким образом, все данные будем заносить в таблицу Таблица, как вы видите, состоит из 4 столбцов: первый столбец называется «Название отряда», второй – «Представители», третий – «Основные характеристики», четвертый – «Значение в природе и жизни человека».

Первый отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – отряд Стрекозы .

Стрекозы – это крупные, стройные, яркоокрашенные насекомые известны каждому человеку не только по басне «Стрекоза и муравей», но и на основе собственных наблюдений. Стрекозы имеют две пары крыльев и большие фасеточные глаза.

Что такое фасеточные глаза и какое зрение характерно для таких глаз?

Отвечают: фасеточные глаза – это сложные глаза, состоящие из простых глаз. Для фасеточных глаз характерно мозаичное зрение.

Много стрекоз можно увидеть около водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают стрекозы в теплую безветренную погоду. Питаются насекомыми, которых ловят налету, т.е. стрекозы хищники.

Личинки стрекоз живут на дне водоемов или среди водной растительности. Они тоже хищники как и взрослые особи. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения – так называемая «маска», снабженная на конце хватательным аппаратом. Эта маска выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. Развитие стрекоз с превращением

Следующий отряд насекомых – Вши.

Какие характерные особенности встречаются у вшей?

Ч то такое гнида?

Отвечают: Гнида – это яйцо вши с личинкой внутри.

Самка способна отложить за всю свою жизнь до 300 штук яиц.

Развитее вшей осуществляется без превращения, личинки отличаются от взрослой особи только по размеру.

Физкультминутка.

Ходьба на месте, выше ноги!

Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно.

Мы коленки поднимаем,

Шаг на месте выполняем.

От души мы подтянулись,

И на место вновь вернулись!

Отдохнули, а теперь работаем дальше.

Следующий отряд – Жуки или Жесткокрылые

Как вы думаете, почему их называют жесткокрылые?

Отвечают: Потому что верхние крылья жуков, твердые и выполняют защитную функцию

Правильно, верхние крылья называются надкрыльями и выполняют не только защитную функцию, но и участвуют в полете, создавая подъемную силу.

Приведите примеры жуков.

Отвечают: Божья коровка, майский жук, скарабей, колорадский жук, бронзовик, жук-олень и другие.

Сейчас у себя в тетради записываем по два любых примера жуков.

Развитее жуков протекает с полным превращением. Ротовой аппарат грызущего типа, жесткокрылые освоили все среды обитания.

Сейчас положите ручки, немного послушаем о некоторых видах жуков.

Скарабей . В Египте скарабей долгое время считался священным животным, питаются скарабеи остатками органики. Эти жуки «скатывают» навозные шарики. В эти шарики самки откладывают яйца, после чего шарики с яйцами зарывают в землю или опускают в воду. Когда из яиц появятся личинки скарабея, они будут питаться «навозным» шариком.

Колорадский жук . Название этому листоеду присвоено потому, что вред от него был впервые отмечен в США в штате Колорадо. В Европу был завезен через французские порты во время первой мировой войны. Быстрому распространению способствовали самостоятельные перелеты, а также его перевозка вместе с картофелем различными видами транспорта. Высокая плодовитость и высокая адаптация к разным условиям позволили быстро распространиться жуку повсеместно, тем более в наших условия он не имеет естественных врагов. Самка может отложить 400-800 яиц, за лето дать 2-3 поколения. Потомство одной самки к концу лета может достигнуть несколько миллионов экземпляров.

Следующий отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – Клопы или Полужесткокрылые.

У вас на столах есть желтые карточки, в которых дается информация о клопах. Сейчас 5 минут работаем с картами и параллельно заполняем таблицу.

Назовите основных представителей отряда Клопы.

Отвечают: Разные виды клопов, водомерки, гладыш, водяной скорпион.

Назовите характерные особенности полужескокрылых?

Отвечают: передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, отсюда и название отряда. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, некоторые представители выделяют неприятный запах для защиты.

Чем питаются клопы?

Отвечают: Клопы питаются соком растений или кровью млекопитающих.

Закрепление

Сегодня мы рассмотрели отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Вы заполняли таблицу. Сейчас я проверю, насколько вы усвоили материал.

Вопросы:

    Что такое «маска» стрекозы?

    Почему стрекозы летают над прудами, озерами, реками?

    Сколько пар крыльев у жуков? Почему их называют жесткокрылыми?

    Кто такие вши? Чем они опасны для человека?

    Почему клопы неприятно пахнут?

Отвечают устно:

    Маска особый орган личинки стрекозы, необходимый для захватывания пищи и прикрепленный к нижней стороне головы.

    Потому что откладывают яйца в водоемы или на водную растительность.

    У жуков две пары крыльев, верхние твердые и называются надкрыльями. Наличие твердых надкрыльев дало второе название этому отряду – Жесткокрылые.

    Многие клопы имеют неприятный запах, потому что он отпугивает их врагов, т. е. запах клопов – это средство защиты.

    Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать параграф 17 в учебнике.

Спасибо за урок! До свидания!

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Задачи.

Образовательные:

    сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

    выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие :

    развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

    развивать логическое мышление.

Воспитательные :

    воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

    профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Оборудовани е: таблица: «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших организмов, микропрепараты простейших организмов, микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4)

Все они имеют одну клетку состоящую из (оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды) ; строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5)

(слайд № 5)

Общая характеристика классов (слайд № 6)

- класс Корненожки (3гр) –амеба (слайд № 7)

-класс Корненожки (2гр) –фораминиферы (слайд № 8)

- класс Радиолярии (5 гр) (слайд № 9)

-класс Споровики (4 гр) –малярия (слайд № 10)

-класс Жгутиковые(1 гр) –эвглена (слайд № 11,12)

- класс Инфузории - (слайд № 13)

У вас на столах находятся готовые микропрепараты простейших рассмотрите их. К какому классу они относятся?

(эвглена – жгутиковые, фораминиферы – мел – саркодовые, малярийный плазмодий - споровики)

А сейчас самостоятельная работа с учебником по группам. Вы должны заполнить сравнительную таблицу. Каждая группа работает с одним классом.

1гр. Саркодовые –корненожки

2 гр. Саркодовые – радиолярии,

3 гр. Солнечники

4 гр. Споровики

5 гр. Жгутиковые

6 гр. Инфузории или Ресничные

4. Закрепление нового материала.

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Корненожки

Радиолярии

Солнеч

ники

Споровики

Жгутико

вые

Инфузории

1. Представители

2. Среда обитания

3. Форма тела

4. Передвижение

Значение в природе и в жизни человека выполните в виде схемы. (слайд № 14)

Работа с биологическими терминами: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Записываем вывод

Вывод: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

5. Домашнее задание.

Изучить § 3-4, ответить на вопросы к параграфу.

6. Подведение итогов

Что на уроке было главным? Что нового вы сегодня узнали?

7. Оценки за урок