Воображение более важно чем знание эйнштейн. Воображение важнее знания? Мудрость - это не результат обучения

Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.
Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения.»

А мы? К чему стремимся мы, обучая и развивая своих детей? Какие уроки чаще всего в нашем «расписании» занятий с детьми? Те, которые развивают воображение? Или те, которые вынуждают детей накапливать знания?

Воображение! Фантазия! Образное мышление! Вот то. что нужно детям!
С чего начать развивать воображение?

С игр, конечно!

Вот несколько игр на развитие фантазии из моей книги :

На что это похоже?
Возраст: от 3-4 лет.

Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
· геометрические фигуры или тела,
· кляксы (случайные или сделанные специально),
· «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников,
· камушки на пляже,
· палочки или коряги в парке или в лесу,
· облака,
· лужи,
· листики, шишки, семена разных растений,
· коробочки необычной формы,
· другие предметы в вашем доме.

На кого из ваших знакомых или любимых персонажей может быть похож:
· случайный прохожий,
· ваш сосед с третьего этажа,
· герой того или иного фильма, мультфильма,
· человек, изображенный на картине
· и так далее.

Что ребенку напоминают, на что похожи:
· звуки услышанной мелодии,
· звуки разных инструментов,
· необычный сигнал автомобиля,
· звуки компьютера,
· звук дверного звонка,
· шум вокзала, большого магазина, детской площадки,
· скрип двери,
· хлюпанье босоножек по луже,
· хруст упавшего с ветки яблока,
· шелест травы, деревьев,
· раскат грома,
· звуки, издаваемые разными животными.

Что напоминает, на что похожи:
· запах шампуня, духов, крема,
· запах конфеты, йогурта,
· запахи фруктов,
· запахи разных блюд,
· запах сгоревшей яичницы,
· запах незнакомой пряности,
· запахи разных цветов,
· запах метро, большого магазина,
· запах бензоколонки,
· запах цветочного ларька,
· запах булочной,
· запах нового портфеля, новой книжки,
· запах свежевыстиранной простыни,
· запах воздуха после дождя в лесу, в городе,
· другие запахи — приятные и неприятные.

Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
· пушистое одеяло,
· кусочек меха,
· шелковый платочек,
· кусочек наждачной бумаги,
· толстая веревка,
· подушечка для иголок (естественно, пустая),
· пружинка,
· грецкий орех,
· глянцевый журнал,
· пульт от телевизора,
· газета, свернутая в трубочку,
· и так далее.

Во время подобных игр старайтесь не спорить с ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!». Лучше расспросите ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями.
Исключения составляют, пожалуй, только игры с геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат похож на яблочко, он конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше недоумение малыш смело заявит, что «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли, не понимаешь!». Тогда договоритесь с ним, что лучше вы будете пока сравнивать с настоящими предметами, а волшебное яблочко вы нарисуете чуть позже.

Волшебные предметы
Возраст: от 4-5 лет.

С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть.
Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним — волшебного «помощника».
Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.

Рисуем впечатления
Возраст: от 4-5 лет.

Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не «просто человечков», а более сложные «жанровые сцены», предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
· персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить),
· впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее),
· себя и членов семьи во время поездки к морю, походу на лыжах и так далее.

Воображаем и рисуем
Возраст: от 5-6 лет.

Предложите ребенку представить себе и нарисовать:
· пантеон сказочных «богов» — бога игры, бога веселья, бога плохого настроения, бога ветра, бога еды, бога сна и так далее;
· разных фей и волшебников;
· королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
· неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам — гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или выдуманных — геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
· жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
· несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
· сказочные предметы — волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
· разные города — инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или «просто так»), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
· известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.

Что и как можно сделать
Возраст: от 4-5 лет.

Обсудите с ребенком, что можно сделать из:
· пластмассовой бутылки от лимонада: целой, с одним, двумя, тремя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части, не одной, а двух-трех одновременно, с использованием не менее двух, но не более четырех других предметов
· коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований — см. выше или придумайте сами),
· круглой коробки от плавленого сыра,
· жестяной банки от кофе,
· крышек от бутылок или банок,
· спичечных коробков (одного, двух, десяти),
· проволоки, веревочек, палочек,
· деревянной ложки и лоскутка,
· шишек (одинаковых или разных),
· гладкой досточки,
· разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани,
· разноцветных ватных шариков,
· пуговиц,
· старой варежки, перчатки, вязаной шапки,
· ненужных «малышовых» кубиков, из которых ваш ребенок «вырос»,
· старого неработающего будильника или радиоприемника,
· остатков обоев,
· и многого другого.

Давая задание, уточните, должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты».
Когда ребенок высказывает какое-либо предположение, спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для воплощения идеи.

В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его в реальном виде.

Можно играть «наоборот»:
Из чего можно сделать:
· вазочку для цветов, фруктов или сахара,
· рамочку для фотографии,
· копилку,
· поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения,
· подсвечник,
· ящичек для мелких разнородных предметов,
· куклу би-ба-бо или куклу на палец,
· коллаж,
· витраж,
· бусы, брошку, браслетик, другую детскую бижутерию,
· обложку для книги,
· закладку,
· полку для мелких предметов или игрушек,
· одежду для кукол,
· козырек для уличного звонка на даче,
· крючок для прихватки,
· много других полезных или интересных предметов.

Этот вариант игры можно проводить, в основном, устно, так как у вас может не найтись какого-нибудь нужного предмета, но если бы он был, то «вещь» получилась бы.

Сочиняем чепуху
Возраст: от 5 лет.

Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно.
Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру, и будет придумывать очень смешные концовки.

Представь, что ты…
Возраст: от 5 лет.

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется.

«Превратиться» ребенок может:
· во взрослого человека,
· в ребенка другого возраста, своего или противоположного пола,
· в героя сказки, песни или даже знаменитой картины,
· во всем известного человека (актера, президента, банкира и т.д.),
· в любое животное,
· в любой предмет.

Потом поменяйтесь ролями — вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что «видите, чувствуете» и так далее. Можно «превратиться» вместе и разговаривать друг с другом от имени своих «героев».
Можно придумывать своим героям различные события. Получится целая сказка или рассказ.
Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действую предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.

Как бы ты назвал?
Возраст: от 5 лет.

Рассмотрите с ребенком альбом с репродукциями картин разных художников, прочитывая название каждой картины.
Предложите ребенку еще раз просмотреть изображения и придумать свое название к каждой картине.
За одно занятие рассматривайте не больше 20 картин, иначе ребенку надоест.
Кроме этого, можете попросить ребенка придумать новые названия к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.

Сочиняем сказки
Возраст: от 5-6 лет.

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или дочитав сказку до середины придумайте конец. А потом сравните с тем, что придумал автор сказки.
Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение.
Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас и ребенка. А потом, еще раз проговорив все подробности.
«Свою» сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.

Придумываем правила игры
Возраст: от 5-6 лет.

Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру.
Сначала обсудите, какая это будет игра — просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими куда идти фишкам. Или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой надо что-то собирать, или, наоборот, раскладывать по полю в процессе продвижения. Игра, где надо отвечать на вопросы и т.д.
Затем можете придумать вместе сюжет — о ком или о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия — что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной и интересной.
Когда все условия обговорены и записаны, приступайте к изготовлению самой игры.
Помогите ребенку в разметке игрового поля (ребенок еще не может хорошо пользоваться линейкой). Кружочки для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок пусть делает сам или вырежет из старых журналов и наклеит.
Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания.
Фишки можно и кубик взять от любой покупной игры или сделать самостоятельно из подручных материалов.

В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде — на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.
Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы.
Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар. Будет ли это рекламный рисунок или информация, пtредаваемая по сказочному радио.
Можно «организовать» целую рекламную компанию данного продукта.
Если ребенка уже не интересуют сказки, или вы уже наигрались в эту игру, попробуйте рассмотреть рекламные щиты возле вашего дома или посмотрите свежие ролики по телевизору и обсудите, нравиться ли ребенку реклама. Считает ли он ее эффективной. Как бы он отрекламировал данный товар или услугу (естественно, заранее нужно обсудить для кого предназначена реклама, чем можно привлечь данный слой населения).

И в заключении хочется пожелать взрослым — мамам, папам, бабушкам и дедушкам подавать своим малышам пример — фантазируйте, сделайте свою жизнь, свой быт необычными, интересными! А для начала попробуйте украсить свою квартиру ни на что не похожими, сделанными своими руками предметами.

Гасымова Фарида

«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно.

Воображение же охватывает все на свете,

стимулирует прогресс и является источником эволюции».

Альберт Эенштейн

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIX - Ставропольская открытая научная конференция школьников

Секция: психология

Название работы: «Воображение важнее знания?»

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МОУ СОШ № 6, 11 класс.

Научный рук.: Мостакова Наталья Владимировна,

Учитель биологии.

Ставрополь, 2008

Введение…………………………………………………………………………………

Глава I. Понятие, виды и функции воображения……………………………………..

. …………………...

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)…………………………………………

Вывод…………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………………...

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей . Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Задачи:

1 . Рассмотреть воображение, как творческий процесс.

2. Рассмотреть понятие, виды и функции воображения .

3. Рассмотреть процесс воображения в качестве основы изобретательства и творчества.

4. Изучить и проанализировать мнение учащихся 11 классов.

5. Показать важную роль воображения в жизни человека.

Объект исследования - воображение как психический процесс.

Предметам исследования - виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Методы исследования: метод актуализации, метод социальной психологии, опрос, ретроспективный метод, статистический метод, междисциплинарный.

Практическая значимость . Материал данной работы может быть использован на уроках биологии, технологии, на факультативных занятиях, при изучении элективного курса «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», на классных часах и конференциях, в рефератах.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Глава I. Понятие, виды и функции воображения.

1.Понятие воображения.

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всю человеческую деятельность можно подразделить на два основных вида поступков.
1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим, сущность его заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.
2. Другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий, будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращённым только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением, или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество.

В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлёт от действительности", когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ. Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда . Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе.

Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания, интересен феномен возникновения стигматов. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта.

Л.С.Выготский говорил: "Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение".

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.
2. Виды воображения .

1. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность интуитивна.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
3.
Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

3.Функции воображения.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного и технического творчества.

Глава II. Воображение - основа творчества и изобретательства.

Эйнштейн , Александр Грейам Белл, Эдисон, Галилео Галилей, Марко Поло, Ньютон и многие другие.… Все эти люди терпели насмешки, тюремное заключение, их обвиняли в сумасшествии, но им принадлежат величайшие открытия, которые перевернули весь мир. У всех исследователей, изобретателей и первооткрывателей прежде, чем они предпринимали какие-либо действия и становились благодаря этому знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления. Представления и образы, которые сложились в их воображении. Их мечты были для них важнее, чем только однообразная работа, которую о них требовали другие. Если бы не было таких людей, мы бы все еще жили в пещерах и питались сырым мясом. За каждым шагом вперед, каждым достижением стоит человек, обладающий воображением, в голове которого сложилось представление о том, каким мог бы быть мир, о том, как можно его усовершенствовать.

Галилео Галилей - первый человек, взглянувший на небо в увеличительную трубу. Он оставил занятия медициной и занялся физикой и астрономией. Стал профессором физики и математики. Его открытия буквально потрясли современников. Церковники под страхом смерти заставили престарелого ученого отречься от своих взглядов.

Жюль Верн - знаменитый писатель, автор 65 интереснейших романов, повестей и рассказов. Где только не побывали герои Жюля Верна. Об их приключениях красноречиво говорят сами названия книг: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света за 80 дней», «20000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли». Неудивительно, что об авторе этих романов ходили самые причудливые и противоречивые легенды. На самом деле он не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.

Циолковский - основоположник космонавтики. Школьный учитель физики и математики в Калуге, был глухим. Его труды посвящены космическим ракетам и полетам в космос. Он предсказал возможность межпланетных перелетов еще в1903 г.

Предложил создать крупные орбитальные станции в космосе, чтобы человек смог длительное время жить и работать.

Эйнштейн имел способности к математике. Овладел атомной энергией. Открыл, что скорость света всегда постоянна (300 тыс. км/сек), и не подчиняется законам Ньютона. Механика Ньютона здесь стала бессильна.

Колумб мечтал побывать в Индии и открыл Америку.

Марко Поло мечтал о путешествии в Китай и добрался туда пешком.

Александр Грейам Белл мечтал, что люди будут разговаривать друг с другом на далеком расстоянии, и изобрел телефон.

Эдисон мечтал об источнике света, который не был бы открытым огнем, не требовал заправку газом и керосином.

Галилео Галилей доказал, что Земля круглая, а не плоская.

Братья Райт мечтали летать и сконструировали самолет.

Очевидно, что воображение особенно проявляется в научном, техническом видах творчества. Важнейшим условием является умение по-новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение - необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.
При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня развития, можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками.
- Творческое воображение необходимо в период разработки экспериментальной ситуации - определения условий намечающейся серии опытов, которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.
- При конструировании новой экспериментальной установки или нового прибора также приходится прибегать к экспериментальному моделированию.
- На следующем этапе исследования - этапе накопления исходных данных, необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе, что кроется за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо внести в экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения - важные средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.
- На заключительном этапе научного исследования роль творческого воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее имеющихся у исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые представления - образы,
существует связь между воображением и действительностью.

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)

Мной был проведен опрос, целью которого было узнать, что по мнению учащихся 9, 11 классов важнее, воображение или знание? В опросе приняло участие 118 человек.

Результаты опроса.

1.Для 10 % участников исследования решили, что для них важнее воображение.

Вот как они обосновали свою точку зрения:

Золотухина Алиса убеждена в том, что «знание ограничено, воображение охватывает весь мир. Рожденный мечтать, способен и летать».

Палишкин Игорь решил, что «если бы у художников и поэтов не было воображения, не было бы тех произведений искусства, которые существуют сейчас».

2.Для 30% важнее оказалось знание.

Вот как некоторые из них объясняют это:

Кобзенко Сергей до некоторых пор думал, что «важнее, конечно, знания. Воображение нужно только для того, чтобы представить себе сейчас то, чего нет рядом». Но позже он изменил свое мнение в пользу воображения.

Ярош Станислав считает что «можно коснуться любой сферы жизни и понять, что на одном воображении далеко не уедешь. Даже один из литературных героев Робинзон Крузо подтвердил собственным примером, что знания могут спасти жизнь!»

Да, безусловно, без каких-либо знаний человек вряд ли способен сделать научное открытие да и вообще нормально функционировать в жизни общества, но, по-моему, одни лишь только знания могут дать «сухой материал». Другое дело, свобода смысли, способность вообразить невообразимое, объять необъятное, быть смелым в гипотезах и высказываниях. И подтверждений тому не перечесть. Циолковский, Эйнштейн, Ньютон и многие другие - люди, которые не боялись мечтать и воображать. Недаром в различных учебных заведениях часто имеет место проблема «зашоренности» мышления неразвитости воображения учащихся, особенно у отличников.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что знание - это прочный фундамент, а воображение - движущая сила.

3. Для 60 % участников опроса воображение и знание одинаково важны. Вот как трактовали свою точку зрения некоторые из опрошенных:

Мокшина Кристина говорит, что «можно привести измененную известную фразу: «Знания - это голова, а воображение - это шея, куда захочет, туда и повернет».

Ольга Юрченко считает, что «знания и воображение должны развиваться параллельно, чтобы человек превратился в полноценно развитую личность».

Я думаю, что не случайно большинство опрошенных пришли к этому мнению. Мне и самой эта позиция наиболее близка, потому что, на мой взгляд, знания и воображение представляют собой бесценный симбиоз человеческого интеллекта, циркулирующую систему, в которой каждый элемент детерминирует (обуславливает) другой.

Далеко не все, даже великие люди нашего мира могут похвастаться школьными успехами. По мнению психологов, больших результатов в жизни можно ожидать от тех, кто в школе учился на «удовлетворительно». Подтверждением служит факт того, что половина современных политиков, актеров и других знаменитостей были троечниками в школе, но оказались «отличниками» в жизни. Лев Толстой провалил вступительные экзамены в университет, и его не допустили из-за «совершенной безуспешности в истории». Так, Толстой навсегда распрощался с университетом. Эйнштейну один репортер как-то задал вопрос о том, сколько километров от Луны до Земли. На что он ответил, что не знает. Журналист воскликнул: «Да это же знает любой школьник!» Эйнштейн спокойно ответил: «Если мне потребуется узнать такую мелочь, я знаю, где ее найти. Я должен направлять свою умственную энергию на более важные предметы».

Роль воображения, несомненно, велика, оно безгранично и охватывает весь мир. Но одно лишь воображение не заменит необходимые человеку знания. Великие открытия появились в результате не только одного лишь воображения, в и их основе лежит тяжелый кропотливый труд.

Во время урока, который был проведен мной для своих сверстников, я попыталась задействовать их воображение. Были представлены интереснейшие задания, тесты, двойственные изображения, картинки, вопросы, предназначенные для выявления способности воображать, фантазировать, создавать различные образы. И оказалось, что воображение есть у каждого, несмотря на то, что некоторым роль воображения представляется второстепенной. Именно после этого урока многие их тех, что считали знание важнее воображения, изменили свою точку зрения. Я поняла, что для того, чтобы осознать важность воображения, необходимо и достаточно задействовать его в работе.

Вывод.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно

Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение

В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы...) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Проведя исследование по теме, я задалась вопросом: «Почему в столь юном возрасте для моих сверстников важнее знание, а не воображение? Быть может это признак того, что растет прагматичное поколение или люди просто разучились мечтать?» Очевидно, что в мире научно-технического прогресса такие понятия стоят на заднем плане, хотя именно они и способствовали его появлению. Но важно знать, что, расширяя горизонты своих познаний мечтами, фантазией, воображением, мы можем дать толчок к саморазвитию, самопознанию, прогрессу. Интерес и внимание к самому себе, к своему внутреннему миру - обязательное качество современного, самостоятельно мыслящего, развивающегося человека, важное условие для того, чтобы стать хозяином своей судьбы.

Вопрос о важности воображения и знания остается открытым.

Список литературы:

  1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Аминов И.И. Психология. М.: Омегша-Л, 2005.
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
  4. Психологические тесты. /Сост. СтепановС.С./ - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т 18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия /Глав. Ред. Володин/ - М.: Аванта+, 2003.