Примеры активного воображения в психологии. Виды и процессы воображения. Основные пути создания образов

Понятие "воображение", его виды и формы проявления

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением , мышлением и памятью . Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты - отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения.Функции воображения

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения .

1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

Яркости образов;

Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

Широте воображения;

Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

Устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р. С. Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Воображение и мышление. Воображение и творчество

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны - например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

Подготовка (зарождение идеи);

Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Проверка.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии и педагогики

Учреждение образования.. полоцкий государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новополоцк 2009
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ

Общая психология
1. Психология как наука. Методы психологии Психология как наука: предмет, задачи, значение, место в системе наук. Основные направления современной психологии. Понятие о методологии

Познавательные процессы
Психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и внимание, их особенности. 4. Психические состояния. Эмоции и воля. Общее понятие об эмоц

Социальная психология и психология управления
7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная

Основы педагогики
10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы

Основные исторические этапы развития психологической науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат.

Структура современной психологии
Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная

Предмет и основные задачи психологии
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет пре

Понятие методологии, ее виды. Основные методологические принципы психологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными, точными и надежными мето

Уровни методологического анализа
ЧАСТНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) МЕТОДОЛОГИЯ Совокупность принципов, применяемых в определенной области, методология отдельной науки ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Учение о

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Способы получения фактов проявления психики, от

Основные методологические принципы
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ (ПСИХИКИ) И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психика формируется и проявляется в деятельности ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ (ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ) Всякое

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него карти

Нейрофизиологические механизмы психики
Нервная система - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реа

Локализация высших психических функций
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (

Сознание как высшая форма психики
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному суще

Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Общая психологическая характеристика деятельности
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система вза

Ощущение и восприятие
Познавательные психические процессы. Структура приема информации Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприяти

Неактуальными
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: - качество - сущ

Актуальными и
- неактуальными. Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действите

Внимание
Общее представление о внимании На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной яснос

Мышление и интеллект
Сущность мышления как познавательного процесса Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической

Эмоциональная сфера личности
Общая характеристика эмоциональной сферы человека Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспомин

Индивидные свойства личности
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителе

Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад

Характер
Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение. Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокуп

Способности
Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при пом

Личность в психологии
6.1. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии 6.2. Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Структура личности. Развитие и социализация

Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить едино

Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Развитие и социализация личности
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе,

Самосознание
А.Н.Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются усло

Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий м

Самосознание личности и ее жизненный путь. Я-концепция личности
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и

Защитные механизмы личности
Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность

Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей

Понятие мотива. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности
В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания

Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности. Динамика системы ценностных отношений в период юности и ранней взрослости
В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным

Возрастные кризисы личности
Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Он


Цель: определение ведущего сенсорного канала и структуры репрезентативной системы личности, диагностика литературных способностей. Инструкция: к слову, которое стоит в левой


Предпочитаемая человеком репрезентативная система - это та система, которой он чаще всего воспринимает информацию о мире. Одним из методов определения репрезентативных систем является БИАС-Тест, пр

Подсчет результатов биас-теста
Условные обозначения: В - визуальный; К - кинестетический; А - аудиальный; Д - дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У - утверждение, R - ранг этого утверждения.


Инструкция испытуемому. Посмотрите внимательно на рисунок. Вы заметите, что


Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь воспроизвести эти слова в любой последовательно


Инструкция испытуемому. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию - 10 баллов.


Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст - 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его


В настоящее время существует по крайней мере две группы концепций, объясняющих соотношение пола и интеллекта: биологизаторский и социологизаторский подходы. Сторонники биологизаторского


Для того чтобы узнать, угрожает ли вам нервный срыв, попробуйте ответить на вопросы предлагаемого теста (Марков, 2001). 1. Трудно ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Тестовый материал
1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке? 2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны? 3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно соср

Интерпретация результатов
· от 0 до 6 баллов - эмоциональная стабильность, · от 7 до 12 - эмоциональная нестабильность; · от 0 до 6 баллов - интроверсия, · от 7 до 12 баллов - экстраверсия.

Выберите правильный ответ
1. Психология как наука о поведении - ….. этап развития психологической мысли. 1. первый; 2. второй; 3. третий; 4. четвертый. 2. В насто

Вход» в модуль
Для того чтобы войти в модуль 2, ответьте на вопросы и выполните задания, приведённые ниже: · Сопоставьте понятия «группа» и «коллектив». В чём сходство и различия между ними? · М

Статус и роль индивида в малой группе
Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена. Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальн

Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики
В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоя

Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения групп

Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
Слово «лидер» (leader), по свидетельству Р. Стогдилла, появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать»,

Стили лидерства (руководства) и их эффективность
Стиль лидерства (руководства) – комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Иными словами, это стабильно проявля

Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие
Власть – возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Она характеризуется её пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используем

Составляющие личности эффективного руководителя
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В.И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. сово

Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии
Следует отличать индивидуальную управленческую концепцию (ИУК) от индивидуального стиля деятельности. Напомним, что индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями у

Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее

Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельз

Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсаль

Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия
Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и орга

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого

Понятие конфликта. Причины конфликтов
Конфликт – осознаваемое противоречие между людьми, требующее разрешения. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-н

Способы управления конфликтами
Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперац

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами
Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу.

Тесты для самопроверки
1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы: · осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»), · наличие между индивидами определенны

Резюме модуля 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динами

Вход в модуль
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах об

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятие

Педагогика как наука: предмет, объект, основные категории, связь с другими науками, отрасли педагогических знаний
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравни

Методология и методы педагогики
Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов. Это - учение о структуре, логической организации, м

Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее

Образование и его социокультурные функции
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Мировые социокультурные тенденции определяют социокультурную ситуацию

Тенденции современной социокультурной ситуации
Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране: - тенденция к смене типа культурно-исто

Социокультурная ситуация в РБ
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу. Г

Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему

Система образования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах: · приоритетности образования; · обязате

Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Развитие личности есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке. Раз

Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет

Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его непо


Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интер

Общая характеристика семейного воспитания
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости,

Виды семей
Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. Идеальная –

Типы неправильного семейного воспитания
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт. Гипопротекция – недостаток о

Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Вну

Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология. Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого поте

Творческий потенциал личности
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью чел

Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органи

Тесты для самопроверки
1. Есть ли общие черты воспитания для всех исторических этапов развития общества? Какие ответы соответствуют истине? а) каждая эпоха выдвигает свой идеал личности, поэтому общих черт быть

Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезн

По общей психологии
1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсих

По социальной психологии
1. Агеев, В.С.Психология межгрупповых отношений: Моногр. / В. С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андрее

По психологии управления
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 376 с. 2. Андреева, И. О «терминаторах» в управлении / И.Н. Андрее

По основам педагогики
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 1995. 2. Антонов, А.И., Борисов, В.А. Кризис семьи и пути его преодоления / А.И. Антонов, В.А. Борисов. – М.: Пед

Как слушать и конспектировать лекцию
Лекцияпродолжает оставаться ведущей формой обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, основной метод которой – последовательное устное изложение содержан

Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источни

Как подготовиться к дискуссии
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюд

Как подготовиться к зачёту
Зачёт – это форма аттестации студентов, контроля качества усвоенных ими знаний, умений и навыков. Чтобы успешно сдать зачёт, нужно заранее и тщательно к нему готовиться:

Рейтинговая система оценки знаний студентов
В соответствии с точным смыслом английского первоисточника под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Значение термина «рейтинг» раскры

Пассивное воображение

Пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.

Пассивное воображение включает: непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Приёмы воображения

Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Формы воображения:

агглютинация соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей; схематизация сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

заострение подчеркивание каких-либо признаков объекта;

типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения объективная реальность. Воображение это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Страница 38 из 42

Виды воображения.

Различие видов воображения произво­дится по степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов. В зависимости от этого различают пассивное и активное воображение (см. рис.17). Активное воображение в свою очередь делится на воображение воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное.

Рис.17. Виды воображения

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой пред­намеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение – воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе пред­ставить море в более или менее ярких и полных образах.

Творческое воображение - воображение, котороепредполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1) новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; 2) новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений - как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных “лесов”, покуда с помощью мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве. Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фо­тографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обоб­щенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность пи­сателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осу­ществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за коего человек отказывается от необходимости действовать. Оно заклю­чается в возникновении и комбинировании представлений и их эле­ментов в новые представления без определенного намерения со сторо­ны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в снови­дениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Воображение пассивное может быть: 1) преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, коя могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения, грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренным - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Пассивное воображение – вид воображения, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

1. Пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного.

2. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации . Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Активное воображение Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления. Также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение.

1. Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

2. Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность.

Мечта - это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

Воображение как психический процесс.

Воображение как высший познавательный процесс. Воображение и мышление. Виды воображения: активное и пассивное; произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное); репродуктивное и творческое; реалистическое и фантастическое. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация как механизмы создания образов воображения. Особенности развития воображения в онтогенезе. Функции воображения в жизни человека. Влияние воображения на познавательную, эмоционально-волевую и нравственную сферу личности. Влияние воображения на органические процессы. Идеомоторный акт. Аутотренинг. Ятрогения. Физиологическая основа воображения.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

играет ключевую роль в таких психических процессах как: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Разновидность творческого воображения - Фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира.

Мышление – познавательный процесс, характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности, это всегда получение нового знания, установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

Включение воображения или мышления происходит в условиях неопределенной проблемной ситуации, полноты или дефицита информации. Но в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

а) если исходные данные известны, то работает преимущественно мышление;

б) если данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

воображение ценно тем, что позволяет принять решение при отсутствии полноты знаний. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Однако в этом же и слабость подобного решения проблемы.

выделяют два вида воображения: активное и пассивное.

Пассивное, или непроизвольное воображение - реальные и придуманные образы посещающие человека помимо его воли(небывалые события, путешествия, пейзажи, общение) часто происходит в детстве (ребенок плохо контролирует свои мысли). Но случается и со взрослыми – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.

Пассивное воображение, в свою очередь, может быть: Преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.

Непреднамеренное пассивное воображение – это сновидения. Во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Либо - как результат болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ– галлюцинации.

Активное, или произвольное воображение . Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.

К активному воображению относятся:

мечтания;

воссоздающее(репродуктивное) воображение;

творческое воображение.

Мечта -это особый вид воображения, представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

Воссоздающее(репродуктивное) воображение - подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Творческое воображение можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения, ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

Процесс воображения осуществляется по своим законам, опирающимся на определенные способы и приемы.

Приемы воображения

Агглютинация (греч. склеивание) – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей (часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)

Гиперболизация – характеризуется увеличением (гипербола) или уменьшением (литота) предмета (используется в сказках: мальчик с пальчик, девочка – дюймовочка, великаны и др.), а также изменением отдельных частей (дракон с головами, многорукий Будда)

Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы)

Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение . Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.

Воображение в онтогенезе Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Этапы развития:

Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, происходит накопление первого опыта отражения действительности.

Раннее детство - 1-3 года Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию.

Воображение детей раннего возраста вначале очень ограничено и отличается своим пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, нет четкой границы между реальностью и вымыслом. У некоторых детей воссоздаваемый образ(лев с картинки)так выразителен, что представляется реальной действительностью. Происходит становление словесных форм воображения, появляется фантазийная ложь, отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею,.

Иногда лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, Но фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

Первое детство (младший дошкольник)- 4-5лет . В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение- это создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти,в придуманные образы верит как в реальные. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, ребенок учится управлять своими образами, изменять их. Ребёнок переходит к ступенчатому планированию - планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует дальнейшее (рисует поясняя каждый шаг). Следствие планирования -словесное творчество: ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим,но чаще берёт за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя некоторые моменты. Образы воображения неустойчивы - Один предмет легко трансформируется в другой, наделяясь разнообразными качествами. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети часто не имеют ясного замысла, под влиянием результатов деятельности замысел уточняется, а нередко в корне меняется, т.е. планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий ребёнок еще не может.

(старший дошкольник) 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда они оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Воссоздаваемые образы содержательны, появляются элементы творчества. Воображение носит активный характер, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. воображение более организовано и целенаправленно, что связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.

Второе детство(младший школьник) 8-12 лет . С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.

Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)

В 12-16-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет большое значение для развития, поскольку способствует «возвышению потребностей» и создает идеальные образы будущего. Воображение приобретает творческий, продуктивный характер. Укрепляется произвольное внимание и сознательная дисциплина. Дальнейшее развитие получают восприятие и память. Воля становится менее импульсивной, повышается роль обдумывания. Принципиальность, прямота и последовательность- черты, специфические для юношеского возраста, часто выражаются в резкой бескомпромиссности.

Юношеский период (юноши 17-23 год,девушки 16-21 лет)

наиболее важный период в становлении воображения. Считается, что период от 16 до 22, 23 лет самый решительный. Многие ложные или грязные ассоциации детства и отрочества будут отброшены, из многих сложится что-то возвышенное. В огне, сопровождающем юность, отливается характер человека. Вот почему нужно заботиться о том, чтобы материал, который вливается в душу подростка, был хорошего качества.