Основная мысль тараса бульбы кратко. Последние минуты жизни Тараса. Новый образ жизни

«Тарас Бульба» Гоголя Н.В.

Повести, составившие «Миргород», тематически очень самостоятельны, что сказалось и в их жанрах: героическая эпопея «Тарас Бульба» и нравоописательная повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. Но мысль ав-тора едина: мысль о противоположных возможностях че-ловеческого духа, о счастье жить по законам высокого долга, объединяющего людей, и несчастье, нелепости, бес-смысленности пустопорожнего существования, разъединя-ющего людей. Повести изобразили по существу совершен-но противоположные результаты развития человека: духовность и бездуховность. Вопрос был поставлен остро, что говорило о страстном желании Гоголя видеть общество свободным от подобных несоответствий.

«Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчи-кам» называл Белинский повесть «Тарас Бульба». В ней выражен идеал художника, мечтавшего о духовной нерас-торжимости личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинско-го, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ». Характеристика точная и удивительная. Подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощуще-ние, что был на свете исторический прототип Тараса Бульбы или просто он сам.

Многие страницы повести, посвященные запорожцам, особенно батальные сцены, овеяны духом народных песен о подвигах героев, а образ Тараса Бульбы тесно связан с преданиями о русских богатырях. Благородный романтизм писателя не уводит от действительной жизни, а вытекает из реалистического изображения ее, ярким светом озаряет живую действительность, возвышает в ней то, что навеки останется в народной памяти и что достойно бессмертия.

Образы гоголевских запорожцев Тараса и Остапа да-леки от нас и по времени, и по многим особенностям характеров и быта, но они живы для нас в основной своей сущности. Они учат пламенной, самоотверженной любви к родине, товарищеской верности и чести, мужеству и стойкости. А история Остапа и Андрия, сравнение их характеров и поступков показывает, как ценится жизнь человека, воодушевленного высокой благородной целью, и что происходит с людьми, у которых нет чести и любви к родине, чем отличаются настоящее мужество и подлинная отвага от показного удальства, прикрывающего низкие черты характера человека, способного на подлость, преда-тельство, измену родине.

В этом дорогом для писателя произведении (работа над ним продолжалась после первой публикации еще семь лет) единство составляют художественный историзм и художе-ственный психологизм. В образе Тараса Бульбы господ-ствует одна психологическая черта — всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И одновремен-но с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает уди-вительная цельность характера героя: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной полячке для Тараса не могла стать оправданием измены отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологи-ческая достоверность. «Породниться родством по душе, а не по крови» — этот моральный принцип старого казака Тараса имел для Гоголя огромное значение.

Вместе с тем ощущается нравственно-социальная уто-пия Гоголя, вера в жизнь, свободную от неравенства, без господ и слуг, в некую «своевольную республику», исклю-чающую наветы, воровство, безделье и иные человеческие пороки.

Но огромная заслуга Гоголя заключалась в том, что он рассказал правду о народной борьбе с захватчиками за независимость своего отечества. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?». Эти слова относятся не только к Тарасу Бульбе, но и ко всему содержанию произведения. Эти слова сильнее всего выразили любовь писателя к своему народу и к отчизне. В них заключена и основная мысль произве-дения, его идейный смысл: нет такой силы, которая могла бы победить справедливый гнев народа, его могущество, когда он защищает свою родину.

" - одно из выдающихся произведений отечественной литературы на историческую тематику. Ее можно смело назвать национальным эпосом казачества.

Сразу же после публикации повесть вызвала единодушные восторженные отзывы. Критики сравнивали Гоголя с Гомером. В частности, Белинский считал "Тараса Бульбу" "высочайшим образцом, идеалом и прототипом" современной эпопеи, а Сент-Бев назвал повесть "Запорожской Илиадой".

2. История создания. впервые обратился к теме национально-освободительной борьбы украинского народа против Польши в повести "Страшная месть" и неоконченном романе "Гетьман". Накопленные в ходе этой работы материал и опыт позволили писателю задуматься о более серьезном произведении.

В 1833 г. он начинает писать "Тараса Бульбу". "Тарас Бульба" был впервые опубликован в сборнике "Миргород" (1835 г.). В 1842 г. значительно переработанная повесть вошла в состав второго тома Сочинений Гоголя.

3. Смысл названия . - главный герой повести. Этот литературный образ не имеет реального прототипа. В нем писатель воплотил наиболее характерные качества, присущие предводителю казачества: смелость, бесстрашие, беспощадность к врагам и презрение к смерти.

4. Жанр. Историческая повесть.

5. Основная тема произведения - патриотизм казачества. Гоголь с большим уважением относился к героическому прошлому украинского народа. Сложившееся на окраине России казачество стало уникальным явлением. Казаками становились самые смелые и отчаянные люди, которые стекались в Запорожскую Сечь чаще всего под угрозой неминуемой гибели. В этой среде больше всего ценились воинские качества, а в мирное время казаки полностью отдавались безудержной гульбе.

Несмотря на бесшабашный характер, высшей ценностью для казачества была православная вера. Казаки имели отдаленное понятие о строгом соблюдении религиозных обрядов, но при этом выступали самыми главными защитниками православной церкви. Вера лежала в основе патриотизма казаков. Для них не так важна национальная принадлежность врагов, ведь мир четко делится на православных, бусурман и католиков. Противники придерживаются такой же точки зрения.

Во время войны религиозная вражда становится особенно острой. В повести казаки выступают в поход при известии о надругательстве поляков над православными обычаями. Идея мести моментально объединяет всех. Беспорядочная толпа гуляк становится организованным войском. Гоголь не обвиняет своих героев, устроивших для поляков кровавую резню. Они поступали в полном соответствии с жестокими понятиями своей эпохи.

Важно то, что казаки руководствовались высшей идеей, а не простым желанием грабежа. В разговоре казаки постоянно подчеркивают свою горячую приверженность религии. Очень характерно, что Тарас Бульба под стенами осажденного города провозглашает первый тост "За веру!". Умирающий Мосий Шило произносит: "Пусть же стоит... православная Русская земля". Автор подчеркивает, что одним из главных качеств казачества является умение достойно умирать "за святую веру".

6. Проблематика . Центральной проблемой повести является сохранение национальной независимости украинского народа. Запорожская Сечь была вынуждена постоянно находиться в боевой готовности, ожидая нападения либо со стороны поляков, либо татар. Противники не знали пощады. Поражение казаков могло привести к полному уничтожению их необычного вольного государственного образования. Этим объясняется небывалая стойкость и мужество защитников своей земли. Наряду с этой глобальной проблемой Гоголь детально описывает личную трагедию главного героя, основанную на предательстве родного сына.

Переход на сторону противника ради любви - проблема нравственного выбора. Ради прекрасной полячки отважный казак предал свою землю, веру, товарищей и семью. С точки зрения Тараса он не заслуживает прощения. Убийство родного сына в его глазах - гораздо менее серьезное преступление, чем предательство. В условиях ожесточенной войны поступок главного героя абсолютно оправдан. При этом Тарас - не бесчувственная машина для убийства. С невероятным риском для жизни он едет в Варшаву только лишь для того, чтобы в последний раз взглянуть на Остапа. Одним из самых сильных и трогательных эпизодов в повести является сцена казни и ответ Тараса на предсмертный отчаянный призыв старшего сына.

7. Герои . Тарас Бульба, Андрей, Остап, безымянная панночка.

8. Сюжет и композиция . Повесть не имеет прямого аналога в истории. По некоторым упоминаемым деталям действие должно происходить в середине XVII века. Сам автор относит его к XV-XVI вв. В сюжете воплощена вся многовековая история борьбы казачества против польских панов. Трагическая судьба Тараса Бульбы и его сыновей наглядно демонстрирует, как эта борьба сказывалась на жизни рядовых казаков.

9. Чему учит автор . Гоголь считал, что прошлое может служить не только уроком, но и прямым руководством для современников. Смягчение нравов привело к утрате истинного патриотизма. Как бы ни жестоко выглядело убийство Андрея отцом, только такие суровые меры позволяли предкам выстоять в непрерывных войнах и сохранить свою землю для потомков. Главное достоинство Тараса Бульбы - пренебрежение личными интересами ради общей высшей цели. Даже умирая, он старается помочь своих товарищам. Спасение казаков доставляет ему радость и надежду на конечное торжество православной веры. Такая самоотверженность должна служить примером для каждого человека.

В повести «Тарас Бульба» Гоголю удалось совместить современную историю с величественным тоном древних эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В ней изображен эпизод войны запорожского казачества против иностранной агрессии с севера и юга. Бурный XVII век, беспокойная жизнь, постоянные угрозы и опасности, суровый дух защитников русских и украинских земель получили художественное воплощение в этом эпизоде.

  • Главные герои повести.

История, рассказанная в повести, описывает краткую жизнь и разные судьбы двух молодых братьев - казаков Остапа и Андрия, сыновей полковника Тараса Бульбы.

Главный герой повести - личность сильная и цельная, Тарас Бульба не знает сомнений в выполнении своего долга, он тверд и прям, как герой древнего героического эпоса: «Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. Так продать? продать веру?продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Образ Тараса Бульбы отличается непоколебимой духовной и физической мощью, подобно былинному богатырю: «У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Единство натуры и характера Тараса Бульбы определяет вера.

В образе Тараса Бульбы соединяются черты народного героя, предводителя народных масс, мужественного, волевого, умного, и черты простого казака. Приведем характеристику Тараса Бульбы, данную Л. М. Крупчановым: «Широкая, свободолюбивая, сильная натура Тараса является олицетворением этого независимого, бесшабашного, гордого духа народа. Но мирная, разгульная жизнь, веселье, пиры лишь эпизоды в жизни Тараса, прошедшей в боях и походах. Вот полковник Тарас Бульба, человек беззаветной храбрости и мужества, цель жизни которого ясна и благородна: укрепляя узы товарищества, отстоять русскую землю. Он говорит: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Образ Тараса, прошедшего через все самые тяжкие испытания, которые только могут выпасть на долю человека, в конце повести овеян ореолом трагического величия. Тарас всегда остается самим собою: и тогда, когда собственной рукою убивает своего сына Андрия, предавшего родину из-за любви к красавице полячке, и когда присутствует на казни старшего сына Остапа, и когда, распятый и сжигаемый на костре, помогает спастись своим товарищам».

Сыновья Тараса Бульбы, выпускники Киевской бурсы, также одарены недюжинной силой и отвагой. Но судьбы потомков богатыря Тараса Бульбы расходятся: Остап унаследовал несгибаемую волю отца, чей эпический характер формируется одним чувством — любовью к родине и ненавистью к врагу. В сердце славного витязя Андрия проникает чувство, превосходящее верность своему народу, — любовь.

Л. М. Крупчанов пишет: «Старший сын Тараса Остап по характеру во многом напоминает отца. Еще совсем молодой, только что закончивший учебу, он быстро завоевывает уважение товарищей и начинает выделяться среди них своей храбростью и находчивостью. Тарас любит его, гордится им, видя в нем родную душу не только по крови, но и по общности цели. Другая натура у Андрия. Он себялюбив, тщеславен, храбрость его в бою носит показной характер. Различие в характерах братьев, намеченное в самом начале повести, затем все более углубляется и приводит в конце концов одного из них к славному, а другого - к позорному концу».

Три героя повести, отец и два сына, показаны в гуще народной жизни и борьбы, посреди разгульного в веселии и грозного в бою запорожского воинства.

  • Художественные особенности повести.

Исследователь М. А. Вокин подробно рассматривает сочетание в повести эпического, романного и лирического начала. По мнению литературоведа, художественная природа «Тараса Бульбы» является сложной и неоднородной, так как наряду с эпическим в произведении присутствуют романное и лирическое начала. Важную роль в повести играет пейзаж, отражающий волю, благоухание, безбрежность украинской степи: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Один из главных композиционных приемов повести - антитеза, противопоставление великого и героического мелкому и ничтожному. Кодекс казачьей чести.

Настоящий кодекс казачьей чести представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества. Казаки — братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству — Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу. Казаки все равны в правах. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. По одному казаку судят обо всем казачестве.

Казак, следуя заветам предков, призван:

любить и защищать свое Отечество;

сохранять и укреплять казачье братство;

чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков;

быть здоровым духовно и физически;

беречь и приумножать свою семью;

во всех делах быть примером для своих детей;

быть храбрым, защищать слабых;

прощать своих врагов, быть грозой для врагов Отечества.

Казак в служении Отечеству также призван: Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, способствовать своим трудом укреплению гражданского общества и государства; Знать и соблюдать законы своей страны, добросовестно и профессионально нести службу; Быть бескорыстным и честным при несении службы, помнить об ответственности за судьбу общества и государства.

  • Повесть в оценке критиков и литературоведов.

«Тарас Бульба — дивная эпопея, написанная кистию смелою и широкою, резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера… «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..

Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в ее героический период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о ‘Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века?.. И в самом деле, разве здесь не все козачество, с его странною цивилизациею, его удалою, разгульною жизнию, его беспечностию и ленью, неутомимостью и деятельностию, его буйными оргиями и кровавыми набегами?..

Скажите мне, чего нет в этой картине? Чего недостает к ее полноте? Не выхвачено ли все это со дна жизни, не бьется ли здесь огромный пульс всей этой жизни? Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, которое на нем надето, и как бы вызывающий на драку всякого дерзкого, кто бы осмелился дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами, потому что «многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет»; это мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать в казацкой жизни… И это не эпопея?.. Да что же такое эпопея?..

И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь…» (В. Г. Белинский).

«Почему же Гоголь в основу повести положил трагический сюжет? Вероятно, такой разворот событий позволял полнее выявить характеры героев, их сокровенные качества. Но, полагаем, здесь была и другая причина. Обратившись к прошлому в поисках идеала, писатель не мог не видеть, что искомой гармонии человеческой жизни прошедшие века дать не могли при всем их историческом значении.

Поколение героев-воинов сыграло свою роль, но ушло, а вот что оно оставило настоящему, кроме легенд и преданий? Обратившись к современной ему жизни, писатель увидел милых, благообразных старичков (впрочем, тоже ушедших), забубенных, любящих гульнуть бурсаков, пародийные фигуры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Но не увидел героев. Поэтому скорбное восклицание писателя, которым завершается «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», - «Скучно на этом свете, господа!» - мы вправе отнести не только к этой повести, но и ко всему сборнику «Миргород»» (Г. Я. Беленький). «Но что такое вся эпопея о Тарасе Бульбе, как не ряд гиперболических образов, где и картины Украйны, и удаль казаков, и первобытность их жизни - все изображено в преувеличенном, крайне изукрашенном виде? Идет бой и «летят головы», «снопами валятся ляхи», сияет «сабельный блеск».

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» будет справедливо назвать как исторической, так и патриотической одновременно. Она была написана в 1834 году и является, по истине, одной из ярчайших драгоценностей русской литературы.

Гоголь включил её в цикл повестей «Миргород» и щедро наполнил всё пространство произведения ярчайшей палитрой запоминающихся героев; разнообразной композицией, живым диалектом казацкой речи.

Всё настолько живо, что создаётся впечатление, будто Гоголь, поначалу, был наблюдателем самобытной жизни Запорожских казаков; вёл свой читательский дневник, записывая в него случайно подслушанный диалог, а, лишь затем, перешёл к созданию своего гениального произведения.

Погружаясь в текст повести, невольно задаёшься вопросами: почему автор взялся за написание именно этого сюжета? О чём он хотел сказать тогда своему читателю? О чём говорит сейчас нам? Сколько времени ушло на создание повести?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё глубже и многограннее проникаемся сюжетом и читательскими эмоциями. Итак, обо всём по порядку.

Как создавалось произведение

Немного об истории создания повести. Николай Васильевич Гоголь задумал написать исторически правдивую повесть о жизни запорожских казаков ещё за четыре года до официальной даты написания повести, в 1830 году.

Известно из воспоминаний современников, что Гоголь был человеком организованным, крайне дисциплинированным.

Педантом в мелочах и перфекционистом в душе, стремящемся к творческому совершенству. Поэтому, написав первоначальный вариант повести, автор, на протяжении долгих девяти лет, корректировал своё произведение, постоянно внося в него доработки.

Таким образом, повесть, изначально написанная в объёме трёх глав, разрослась до девяти, а, затем — до двенадцати.

Гоголь, по воспоминаниям современников, придирчиво долго выискивал то, единственно уникальное сочетание слов, которое бы ярче всего отразило его мысль. Он искал слова, чтобы раскрыть самобытность украинского народа. Поэтому автор обращается в повести ко многим произведениям украинского фольклора. Это, прежде всего: думы, песни.

За основу повести «Тарас Бульба» Гоголем была взята история казацкого восстания 1638 года. Согласно истории, подавить это восстание поручили гетману Потоцкому.

А, как доподлинно известно из исторических документов, прообразом самого Бульбы был выбран реальный атаман по имени Охрим Макуха. Это был благородный воин, достойный гражданин, сподвижник самого Богдана Хмельницкого.

О романе «Тарас Бульба»

Многие ошибочно называют произведение «Тарас Бульба» романом, тогда как это повесть. Сам автор просил называть своё произведение не иначе как «исторической повестью».

Так о чём основной сюжет повести? В самом начале произведения Бульба с сыновьями, которых зовут Остап и Андрий, приезжает на Запорожскую Сечь.

Отец хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками. Буквально цитируя текст: «набрались уму разуму», да «понюхали пороху». Таким образом, Остап с Андрием, по воле отца, оказываются в центре событий.

Не успев в полной мере осознать происходящее, молодые люди, призываясь на военную службу в войско Запорожское, идут воевать с кровавой шляхтой, против угнетения православных, их веры и достоинства. Казацкое войско идёт на войну, чтобы сражаться с польской армией, гораздо более многочисленной и мощной.

Конечно же, при таком неравном соотношении сил, силы казаков быстро иссякают, но они не готовы принять своё поражение, сдаться на милость врагу. Филигранно описана писателем битва казаков под Дубно: Гоголь «рисует» сцены в особом фольклорном стиле, где легко провести параллели между казаками и легендарными русскими богатырями.

Так, к примеру, Бульба троекратно задаёт вопрос своим побратимам. Он спрашивает их: «Есть ли у вас порох в пороховницах?!». Ему отвечают троекратным: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, ещё казаки не гнуться!». Смерть за Родину на поле боя – это для казаков являлось высшим благом и благодатью.

Главные герои повести «Тарас Бульба»

Центральным героем является атаман Тарас Бульба, чьим именем названа повесть.

Вместе с отцом, сражается и его старший сын Остап. Мужественный Остап ещё молод, ему всего 22 года, но он в столь юные годы жизни уже является атаманом, проявляя невиданную смелость.

Образ Остапа – это образ истинного героя, готового, как отец его, отдать жизнь за Родину до последней капли крови. Даже попадая в плен к врагам и проходя через страшные пытки, Остап не становится предателем.

Безусловно, Бульба страдает, видя мучения сына. Но при этом он испытывает отцовскую гордость за него. Остап геройски погибает на плахе, как и все казаки, что попали с ним в плен.

Трагически заканчивается и жизнь самого Тараса Бульбы: он попадает в плен к полякам, горит на костре, приговорённый к смертной казни через сожжение. Но, даже умирая в нечеловеческих муках, он остаётся героем и гражданином.

Совсем по-иному, но тоже трагически сложилась судьба младшего сына Бульбы – Андрия. Он горячо влюбляется в красивую полячку, предаёт Родину и становится на сторону врагов.

Но всё же судить однозначно плохо о личности Андрия было бы неправильным. Он по натуре своей философ и романтик. Андрий против любой войны, ему интересна лишь любовь к обожаемой паночке. Тарас Бульба не может понять и принять поступков своего младшего сына, разделить его взгляды на жизнь.

Тарасу Бульбе близок и понятен старший сын Остап: он узнаёт в нём себя. Андрий же, весь сотканный из противоречий и сомнений, далёк от властного и грозного отца. У них разные системы ценностей и им никогда не договориться между собой. Поэтому Тарас Бульба принимает неоднозначное и страшное решение: убить своего младшего сына Андрия. Он делает это собственными руками.

Гоголь последователен в своих суждениях и довольно категоричен: греховная любовь к женщине – это причина многих бед. Такая любовь сродни дьявольскому искушению и способна лишить мужчину разума и воли. По мнению самого писателя, история любви Андрия к прекрасной панночке – это дорога, ведущая в тупик, к смерти.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – главные герои исторической повести Гоголя «Тарас Бульба». Познакомившись с главными героями, самое время перейти к знакомству с героями второстепенными.

Второстепенные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Невозможно обойти стороной богатое разноцветье второстепенных персонажей, созданных Гоголем и появляющихся на страницах повести.

Давайте, следуя плану, перейдём к знакомству с ними, перечислим и назовём их имена:

  • жена Бульбы, мать Остапа с Андрием – Настя;
  • Мотря – воспитанница в семье Бульбы;
  • Воевода города Дубно;
  • Марильца;
  • Татарка – служанка Марильцы;
  • Кошевой – бывший начальник запорожских казаков еще до выборов Кирдяги;
  • Кирдяга – новый воевода казаков;
  • Бунчужный – знаменосец в Сечи;
  • Товкач – есаул казачьего войска на Украине;
  • Янкель – маркитант казачьего войска;
  • Ключарь – монах братского монастыря;
  • Кобзарь – слепой старец;
  • Довбиш – войсковой литаврщик;
  • а так же, многочисленные полковники, сотники, казаки – запорожцы, старцы, паны и пани, бурсаки, торговки, соседи Бульбы.

Товарищество и окружение значат для Тараса многое. Поэтому Гоголь щедро наполняет повествование яркими образами, как бы расстилая перед читателями «пёстрый ковёр» из героев. Второстепенные герои помогают раскрыть образы героев главных, как бы являясь для них фоном.

Важно понимать: основное различие в градации героев на главных и второстепенных заключена в том, что главные герои претерпевают развитие на протяжении всего произведения, в то время как второстепенные – нет.

Краткий пересказ «Тарас Бульба» по главам

Теперь, познакомившись, пусть даже в столь сокращённом варианте, с главными и второстепенными героями повести, самое время перейти к краткому изложению содержания каждой главы повести Гоголя отдельно. Всего в произведении 12 глав.

Уже с первой главы, Гоголь, словно бы взяв читателя за руку, бережно проводит его от одной главы – к другой, по гениально выстроенному «маршруту».

Повесть написана чётко и структурно, как конспект, с выделением важного и сюжетообразующего. Предлагаю и нам с вами незамедлительно отправиться по увлекательному, хотя и проложенному вкратце, «маршруту» повести «Тарас Бульба».

Глава 1

К Тарасу Бульбе, после учёбы в Киевской бурсе, возвращаются два сына Остап и Андрий. Отец очень рад видеть своих повзрослевших и ладных сыновей, но, будучи человеком искренним, едко шутит над одеждой бурсаков.

Старшему Остапу замечание отца приходится не по вкусу, поэтому он затевает шутливую драку с ним, пока её не прерывает мать.

Бульба принимает решение, что немного отдохнув дома, сыновья поедут в Запорожскую Сечь, чтобы возмужать духом.

Отмечая приезд сыновей Тараса Бульбы, все вокруг веселятся и празднуют это событие. В процессе общего веселья, Тарас решается «тряхнуть стариной» и поехать в Сечь вместе со своими детьми.

Жена против такого решения мужа и опасается отпускать сыновей на войну. Женщина страдает, понимая всю опасность такого решения Тараса. Крайне эмоционально проходит прощание любящей матери со своими обожаемыми детьми. Несмотря на протесты матери, они с отцом едут в Сечь.

Глава 2

В дороге царит молчание, так как каждый из героев погружён в свои мысли и воспоминания. Тарас вспоминает близких людей, товарищей, с которыми надеется скоро повидаться в Сечи.

Остап же вспоминает случай из учёбы: ему не нравилось заниматься и он, в самый первый год обучения, решил сбежать. Ему настолько не нравилось учиться, что он даже неоднократно закапывал свой букварь. Его же всякий раз ругали и давали новые учебники.

Андрий в дороге вспоминает свои многочисленные розыгрыши, устроенные настолько искусно, что никто так и не догадался, кто же за ними стоит. Андрий с ранней юности полюбил женщин и восхищался их красотой. Он вспоминает, как однажды увидел прелестную польку, когда красавица совершала прогулку в компании своего отца – польского пана.

Несмотря на случайность встречи, Андрий проникает в опочивальню к ней. Но, молодость и неопытность в любви выставили его на посмешище. В дороге, воспоминания о юной панночки не покидают его.

Уставшие, отец с сыновьями приезжают в Запорожскую Сечь. Люди в ней живут обычной мирной жизнью.

Глава 3

Семь дней троица живёт в Сечи, посвящая свои дни изучению воинских премудростей. Все казаки вокруг обожают гулять и пировать. Именно так они любят отдыхать.

В Сечи представлена самая что ни на есть разношёрстная публика: от нищих – до крестьян и офицеров. Причём последним было всё равно, на чьей стороне им воевать.

Женщин в Сечи не было и быть не могло. Бульба, подговорив дружественно настроенных к нему казаков к непослушанию, способствует переизбранию Кошевого. Новым атаманом избирают товарища Тараса, казака Кирдягу.

Глава 4

Кирдяга, вновь избранный атаман, приказывает не считаться с договорённостями о мире. Неожиданно в Сечь приплывает паром с казаками.

Эти прибывшие казаки рассказывают о бесчинствах поляков. О том, что они жестоки и несправедливы к православным украинским христианам. Именно это и спровоцировало принятие решения о начале наступления на поляков.

Глава 5

Казаки отправились в свой освободительный поход. Два брата усовершенствуют с каждым разом всё более и более своё мастерство в военном деле.

Бульба радуется таким умелым сыновьям. При этом Остап и Андрий по-разному показывают себя.

Остап, по мнению Бульбы, прирождённый полководец, так как невероятно мудр и разумен. Андрий, напротив, зарекомендовывает себя полной противоположностью старшему брату: он непредсказуем и слишком горяч.

В одну из ночей в лагерь к казакам тайно проникает служанка той самой прелестной панночки. Именно её чарами был когда-то ослеплён Андрий. Панночка, узнав его среди прочих казаков, посылает к нему свою служанку с просьбой достать пропитание, которого не было по причине блокады города. Андрий не может отказать возлюбленной и через тайный ход проникает в крепость.

Глава 6

Попав в город, Андрий наблюдает повсеместное запустение и нищету. Город фактически умирает от голода. Горожане находятся на грани, но не сдаются, так как знают, что скоро придёт подкрепление, и будет еда.

Андрий встречается со своей панночкой и забывает обо всём на свете от нахлынувшей любви. По сути, Андрий становится предателем отца, брата и Родины. В город, наконец-то, приходит подкрепление и доставляют еду.

Глава 7

Казаки постоянно пьют и веселятся, с утра до вечера. Поэтому они пропускают подкрепление, не заметив его.

Казаки посылают своего разведчика в город за информацией. Вернувшись, разведчик рассказывает Бульбе о том, что видел там его младшего сына и тот просил передать, что не вернётся назад, так как отрекается от них.

Остап занимает место погибшего куренного, чему отец несказанно рад. Тарас счастлив успехам старшего сына и, одновременно, страдает от поступка младшего. Ведь название этому поступку лишь одно – это дезертирство и предательство.

Глава 8

Неожиданно из Сечи приходит информация о набеге татар и краже казны. Есть единственный способ вернуть казну и пленных – это срочно прекратить блокаду.

Казаки спорят по этому поводу и их мнения различны. Таким образом, одна половина войска уходит, а Бульба, с оставшейся половиной, так же продолжает осаду.

Глава 9

Город и его жители опять становятся заложниками и начинают голодать.

Разведка поляков оказывается неудачной, но евреи приносят горожанам весть о том, что казаков осталось гораздо меньше, чем было.

Жители города, узнав об этом, поверили в спасение и обрадовались. Бульба, поняв это, выступает перед своими товарищами с желанием подбодрить их и вселить надежду, повести за собой.

Происходит бой. В этом бою поляки берут Остапа в плен. А, Андрий, страстно влюблённый в полячку, погибает от карающей руки своего отца.

Глава 10

Бульба ранен в бою и две недели мечется в лихорадке. Его тревожит мысль о старшем сыне, попавшем в плен. Немного придя в себя, Тарас платит еврею пять золотых и просит переправить его в Варшаву. Ведь именно туда отвезли пленённого Остапа.

Глава 11

Тарас благополучно добирается до Варшавы с целью организовать побег и спасти сына. Ему не удаётся совершить задуманное из-за предательства конвоира. Бульбе остаётся лишь смириться.

Тарас идёт на площадь, туда, где планируется проведение казни над пленными. На глазах отца страшно сына пытают, подвергая его чудовищным мукам. Остап в муках зовёт отца и слышит его ответ. Тарасу чудом удаётся избежать плена и благополучно добраться до Сечи.

Глава 12

Мощное казацкое войско идёт в атаку. Бесстрашным полком этого войска командует Тарас Бульба. Поляки же хотят мирно договориться, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

Бульба не готов идти на мировую ни при каких обстоятельствах. Казакам удалось и в этом бою, когда всё было против них, одержать верх над противником.

Тарас Бульба, почувствовав свою непобедимость, решает вернуться на поле битвы в поисках потерянной курительной трубки.

Бульбу поляки берут в плен и казнят, сжигая на костре. Его соплеменникам и боевым товарищам удаётся спастись.

Заключение

Вот так коротко выглядит рассказ о главных событиях повести. В заключении хочется особо отметить, что любое, даже самое талантливое описание содержания произведения, никогда не сможет заменить и сотой доли удовольствия от непосредственного чтение этой замечательной повести.

«Тарас Бульба» был написан гениальным пером Гоголя с искренним желанием автора пообщаться со своими читателями на многие, важные темы. Тему любви к Родине и любви к женщине. Тему личного выбора каждого и ответственности за него. Тему дружбы, предательства и возможности прощения.

Гоголь проводит психологический анализ человеческих характеров в отдельности, и, посредством этого, рисует собирательный образ всего казачества в целом. Писатель рассуждает с нами об опасности деградации человеческой души и учит противостоять этому.

Николай Васильевич Гоголь не является нашим с вами современником, но, несмотря на это, его мысли, рассуждения и созданные им обобщённые образы являются актуальными, понятными и сегодня.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению