Во сколько лет надо обращаться к логопеду. Когда нужно обращаться к логопеду? Информация для родителей. Изучать новое различными способами

Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

— Смотрите, а на елке сыски висят.

...Мы с Мишкой так и покатились.

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

В. Драгунский «Заколдованная буква »

Картавить разрешается

Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка

родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Личное мнение

Елена Цыплакова:

Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.

Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Профилактика речевых нарушений, своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления Вашего ребенка как полноценной личности. После трёхлетнего возраста формирование интеллекта ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления, состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом его дальнейшего успешного развития.

Что такое логопедия (немного теории)

Основоположник педагогического направления логопедии, выдающийся исследователь детской речи и речевой патологии Р.Е.Левина характеризует логопедию как отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания .

При обращении к логопеду следует очень внимательно отнестись к уровню квалификации специалиста и его опыту. В противном случае занятия с Вашим ребенком могут не только стать неэффективными, но и нанести вред развитию малыша .

Логопед – это обязательно специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием (по специальности логопедия и имеющий сертификат по логопедии), который:

Обладает теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии;

Владеет методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций;

Владеет методами индивидуального и группового восстановительного обучения.

А теперь перейдем от теории к практике…

Родители – главный источник общения ребенка, и они же являются первыми, кто видит и слышит становление речи своего крохи. Поэтому именно родители должны стать первыми экспертами в характеристике речи своего ребенка. Тогда при обнаружении каких-либо отклонений от возрастных норм, они смогут своевременно привести ребенка к логопеду.

Попробуйте сравнить речь своего малыша с данными таблицы.

Заключения врачей-специалистов и логопед

Развитие речи тесно связано с общим развитием ребенка. И нарушения физиологического становления малыша могут негативно повлиять на формирование полноценной речи. Поэтому самое правильное – провести всестороннее исследование здоровья ребенка (диспансеризацию).

Диспансеризация – комплексное обследование ребенка различными специалистами, позволяющее в полной мере отслеживать все особенности развития вашего ребенка и своевременно решать возникающие проблемы.

К логопеду нужно обратиться, если по результатам диспансеризации и заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее.

Диагностика на основе общего впечатления от речи

В ходе обследования речевого развития обязательно обращает внимание и на общее звучание речи , умение ребенка общаться. Этот аспект очень важен для характеристики общего и интеллектуального развития ребенка. Часто такое впечатление от общения с ребенком становится предпосылкой для более тщательного обследования уровня мышления, специфики восприятия и внимания, особенностей памяти малыша.

Причиной более углубленного обследования может стать полное нежелание ребенка участвовать в общении, как словесно, так и эмоционально. И некоторые другие признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители.

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом:

Ребенок плохо усваивает или совсем не может запомнить буквы;

Не различает звуки в словах (например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);

Пропускает при письме части слов, элементы букв;

Ребенок плохо усваивает принцип чтения, читает с большим трудом;

Ребенку трудно объединить две буквы в слог.

Посещение логопеда – залог дальнейшей успешности

Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу.

Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!

Лебедева Е.Н., детский врач-логопед, логопед-дефектолог детской поликлиники «Маркушка»

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?

Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение.

Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.

4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

В 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.


- в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний),

Имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока),

В 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду,

В 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - срочно к логопеду,

В 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,

В 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов,

К 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,

К 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки,

К 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),

К 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,

К 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л,

В 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»),

К 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь,

- «картавит»,«шепелявит», «гнусавит» - срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,

Пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,
- имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте,

Родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте,

После какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом - срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия

Обратиться к логопеду следует, если у Вас

Нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте


- есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

Рекомендую ознакомиться дополнительно на моем персональном сайте (звездочки убрать) http://***logoped-lapteva.ucoz.ru/

Как записаться на консультацию
Как заниматься с ребенком дома
Узнать где и как найти логопеда
Задать вопрос логопеду
Какие бывают нарушения речи у детей
Нарушение речи у взрослых
Скачать материал для занятий дома
Советы логопеда родителям

Какие книги купить для развития речи ребенка

Когда ребёнку нужен логопед?

Как говорят, проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Я бы посоветовала посещать логопеда «профилактически» с трёх лет. Не обязательно сразу идти к частному логопеду и платить за консультации - во многих поликлиниках есть бесплатный логопед, запишитесь к нему на приём. Там анализов не берут, уколов не ставят, даже игрушки и картинки могут дать.

Логопедическая диагностика состоит не только в проверке правильности звуков ребёнка, но и многих других полезностей, если это, конечно, грамотный логопед. Например, логопед проверяет внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, насколько развит интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т.д., правильно изменять слова - род, число, падеж), насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам. И это лишь общая структура диагностики. Выглядит громко, но на деле всё выясняется в простой игре.

Но кто же просто так пойдёт к врачу, а в нашем случае к логопеду? Многие либо тянут до последнего, либо переживают за каждую мелочь. Как не впадать в крайности? Вот Вам подсказка, которая поможет определить, что в Вашем случае помощь специалиста уже точно необходима.

  1. Ребёнок не говорит в 3 года . Понятие самой речи у всех разное. Для кого-то «не говорит» значит не выговаривает какие-то звуки, для других – говорит на «своём», для третьих – молчит. Вот «молчит» - это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
  2. Говорит на своём в 3 года . Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Хотя есть и исключения. Но во всём лучше соблюдать золотую середину, не доводить ребёнка до истерики, если у него никак не получается сказать нужно слово. Если малышу трудно, дайте ему варианты ответов («Тебе нужна большая или маленькая машинка?»), задавайте вопросы, на которые нельзя ответить «да или нет», тем самым Вы будете стимулировать его речь.
  3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые) . Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж». Детки удивительно умеют сами себя обучать. Была у меня девочка, мы договорились с её родителями на неделе о первом занятии, так как у неё не было «ш» и «ж». Пока я шла, малышка сама заговорила! Нам осталось лишь закрепить усвоенный материал, я научила её упражнениям и оставила на два месяца закреплять, так как для следующего звука было рано. Как я и предполагала, «р» она тоже сама научилась говорить.
  4. Ребёнок картавит, шепелявит или гнусавит . Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Знаю, в интернете полно видео и статей, как самостоятельно поставить «р», но это кажется простым, когда уже не один раз это делал. Есть много нюансов, которые важно учитывать. Если Вы попробовали, и ничего не получилось, обратитесь к логопеду. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
    Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Он может перенять эту привычку.
  5. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии . Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.

Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.

Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приёма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти), невропатолога (была у меня девочка четырёх с половиной лет, которая практически не разговаривала, разве что на каком-то своём; все говорили родителям, мол, заговорит, благо мама решилась и пошла к невропатологу - оказалось, после тяжёлых родов некоторые мозговые структуры так и не сформировались, курс уколов сотворил чудеса, а так могла я с ней заниматься долго и безрезультатно), отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи), хорошо бы и психиатра, но в нашем обществе к таким врачам относятся с опаской, поэтому можно сходить в детскому психотерапевту. Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка. Сомнений не будет, и логопед сможет дать дельные рекомендации, если они вообще будут нужны.

Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы - взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.

Важно, чтобы всё было вовремя! Не торопитесь с речью, проходите все этапы постепенно. Ребёнок, начавший слишком рано говорить, чаще всего эмоционально неустойчив, так как до речи у малышей формируется именно эмоциональная сфера. В год угадывайте желания Вашего малыша, чтобы он был уверен в Вашей любви и заботе! Отношение родителей к ребёнку должно меняться с его возрастом. То, что было приемлемо в год, неприемлемо в три. Развивайтесь вместе, ведь Ваши дети – это шанс прожить снова детство, окунуться в мир волшебства и беззаботности!