Занятие трапеция и ромб в старшей группе. Конспект занятия по фэмп для детей старшего дошкольного возраста. Конспект открытого занятия по фэмп с детьми старшей группы на тему: «мир загадок»

Евгения Лапшина
ООД по математике в старшей группе «Геометрические фигуры. Трапеция»

Основная образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Основная цель : Знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция »

Задачи :

Обучающие :

1. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – трапеция ;

2. Формировать представления об отличиях плоскостных геометрических фигур

3. Учить находить геометрическую фигуру – трапецию в предметах окружающего мира

Развивающие :

1. Развивать мыслительные операции

Анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании трапеции ) ;

Сравнение свойств предметов (сравнение плоскостных геометрических фигур ) ;

Обобщение (при введении понятия «четырехугольники» )

2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры

Воспитывающие :

1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.

2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.

Раздаточный материал :

1) набор геометрических фигур на подгруппу детей (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) ;

2) счетные палочки;

3) фломастеры;

4) заготовки для рисования

Демонстрационный материал :

1) трапеции : большая и маленькая

2) «волшебная дорожка» из геометрических фигур

3) круг, треугольник и квадрат

4) картинки с изображением разных предметов окружающего мира;

Предварительная работа :

Знакомство с геометрическими фигурами согласно программе ФЭМП

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель : создание интересной мотивации к деятельности.

Требования :

* ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

* обращение к личному опыту детей;

* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность

Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят к стульчикам. Воспитатель показывает маленькую трапецию и говорит , что нашла ее сегодня, когда пришла на работу.

Ребята, вы знаете кто это? (не знаю, (фигура )

Как мы можем точно узнать кто это? (посмотреть в книге, (спросить у взрослых) .

А у нее мы можем спросить? (да)

Спрашивайте (Как тебя зовут? - не знаю. (Где ты живешь? - в стране Геометрии )

Тр. – Я пошла гулять и заблудилась. Я очень хочу домой к маме. Она наверное очень переживает.

Ребята, что же нам делать? (отвести домой, (помочь найти маму)

Вы хотите ей помочь? (хотим)

Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, (Отправиться в страну Геометрию ) .

Мы можем ей помочь? (да)

Тогда в путь!

Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.

Не забудьте, что в дороге случается всякое. Мальчики должны быть особенно внимательны и ограждать девочек от опасностей.

Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова.

Дети проходят по дорожке из геометрических фигур , говорят волшебные слова

Ты на круг ногой ступи

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи,

Куда надо попади.

А сейчас возьмемся за руки, встанем в круг и назовем то место, куда мы хотим попасть. (Ге-о-мет-ри-я)

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель : выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования :

* актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

Вот мы и в стране Геометрия .

Ребята, а вы знаете кто живет в стране Геометрии ? (геометрические фигуры , (фигуры , (не знаем)

Но где же все жители? (не знаю, (куда-то ушли, (спрятались) .

Что же будем делать? (поищем их)

Давайте поищем!

Дети находят «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами .

Игра : «Что в мешочке»

Хотите посмотреть что там? (да, (хотим)

Каждый из вас по очереди достанет предмет из мешочка и назовет его.

Дети по очереди достают из мешочка геометрические фигуры и называют их .

Ребята. Посмотрите есть ли среди ваших фигур такие же как наша малышка? (Нет)

Посмотрите внимательно , может быть есть что-то общее с вашими фигурами ?

Воспитатель разбирает с детьми особенности четырехугольников.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель : организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования :

* Создание ситуации затруднения;

* Фиксация в речи причины затруднения.

Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как маленькая трапеция .

Почему вы решили пойти по дороге, куда оказывает квадрат? (потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей малышки, (потому что наша малышка и квадрат четырехугольники)

4. Открытие нового знания.

Цель : организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования :

* Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

* Фиксация нового знания в речи и знаково;

* Создание ситуации успеха.

Смотрите, какой-то дом. Давайте узнаем кто здесь живет.

Стучимся. Появляется большая трапеция .

Давайте поздороваемся. (дети здороваются)

Что у вас случилось? Почему вы плачете?

Б. тр. - Я – Трапеция . У меня пропала дочка – маленькая Трапеция . Я очень переживаю как бы с ней не случилось беды. Вы её не видели? (Она с нами, (мы нашли ее) .

Так вот как зовут малышку, она -.

Дети договаривают предложение «трапеция » .

Большая Трапеция предлагает :

Я хочу вас отблагодарить и приглашаю вас к нам в гости. Там вы лучше познакомитесь с нашей семьей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель : закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях

Требования :

* Соответствие используемых игр цели занятия;

* Индивидуальные затруднения в играх;

* Ситуация успеха в совместной деятельности.

Дети проходят за столы.

Воспитатель :

Сейчас я вам расскажу про трапецию . Трапеция – это геометрическая фигура , у которой 4 угла и четыре стороны. Но, посмотрите внимательно – нижняя и верхняя стороны параллельны и разной длины, а боковые стороны наклонные. Возьмите пожалуйста палочки и попробуйте выложить трапецию на столе .

Дети берут счетные палочки и выкладывают на столе трапецию .

Б. Тр. – Молодцы, ребята! А теперь подойдите сюда и попробуйте среди этих картинок выбрать те, на которых есть трапеция .

На столе лежат разные картинки. Дети выбирают соответствующие заданию б. Трапеции .

Воспитатель :

Ребята, оказывается у м. Трапеции сегодня День рождения. Давайте сделаем ей подарки.

Дети садятся за столы и рисуют картины в подарок м. Трапеции (на заготовках уже есть трапеция , которую нужно превратить во что-нибудь). Дарят подарки м. Трапеции .

Ребята, мы совершили сегодня с вами очень добрый поступок – нашли м. трапеции ее маму и теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с трапециями , выходят на дорожку. Произносят слова :

Ты на круг ногой ступи

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи

Куда надо попади.

Требования :

* Организация анализа детской цели;

* Фиксация нового знания в речи;

* Определение выполнения взрослой цели.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? (да)

Где мы с вами побывали? (в стране Геометрия )

Зачем мы туда ходили? (чтобы найти маму)

У вас получилось найти маму? (да)

Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали ? (трапеция )

Что вам понравилось в стране Геометрии ? (ответы детей)

С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)

Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти маму м. трапеции , если бы рядом не было друзей? (нет, с друзьями лучше) .

Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Молодцы!

Дети прощаются с гостями, уходят.

Приглашаю детей в группу, предлагаю поздороваться с гостями.

Предлагаю детям занять свои места за столами.

Читаю детям стихотворение:

Все услышали шум и гам.

В чём дело? Что случилось?

Прямоугольник раздавили там –

Он зваться стал параллелограмм.

А потом раздавили квадрат.

И он этому очень рад.

Квадрат упал в сугроб

И превратился в ромб.

Показываю сделанный из проволоки прямоугольник и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

Что сделали с ним в стихотворении?

Правильно, его раздавили и он превратился в параллелограмм. (надавливаю на прямоугольник и превращаю его в параллелограмм).

Давайте вместе произнесём «параллелограмм».

Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Показываю сделанный из проволоки квадрат и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

А с ним что произошло?

Правильно, его раздавили, он упал в сугроб и превратился в ромб. (Надавливаю на квадрат и превращаю его в ромб).

Давайте вместе произнесём «ромб». Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Ребятки, а как мы назовём одним словом квадрат, ромб, прямоугольник и параллелограмм?

Правильно. Сейчас откройте пожалуйста свои тетрадки, возьмите красный и фиолетовый карандаши и нарисуйте фиолетовый ромб, и красный параллелограмм.

2. Показываю карточку с фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) и прошу назвать в каком столбце и на какой строчке находится та или иная фигура.

Игра «Запомни и расположи так же»

Предлагаю детям взять разлинованные карточки и отдельно взять в тарелочках фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник)

А теперь поиграем в игру «Запомни и расположи так же». Я вам покажу карточку с фигурами, вы внимательно должны её рассмотреть и запомнить, как расположены фигуры. Затем я уберу карточку, а вы по памяти расположите фигуры на своих карточках.

Внимание, показываю.

Убираю карточку. Предлагаю расположить фигуры на своих карточках по памяти.

Физкультурная минутка.

1-2-рубим дрова,

3-4- руки шире,

5-6-вместе сесть,

7-8-сено косим,

9-10- тесто месим,

Предлагаю всем детям выйти из-за столов и сесть на коврики в центре группы.

Показываю детям рамку с треугольниками.

Прошу показать мне виды треугольников (прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник с прямым углом, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, равнобедренный треугольник с острым углом, равнобедренный треугольник с развёрнутым углом).

Игра «Реши задачи».

Раздаю детям подносы, на которых вразброс расположены пазлы (картинка, пример, ответ). Одной подгруппе детей даю примеры на сложение. Второй подгруппе – примеры на вычитание. Дети выполняют задание, затем подгруппы меняются местами.

Графический диктант.

Предлагаю детям сесть за свои столы, открыть тетрадочки и взять простые карандаши в руки. Напоминаю детям, что сесть надо ровно, выпрямить спинку и правильно держать карандаши.

У каждого ребёнка в тетради отмечена точка, на которую нужно поставить карандаш.

Сейчас мы с вами постараемся написать графический диктант. Для этого вспомним, где у нас правая рука? Начертите мне в воздухе линию вправо. Покажите мне левую руку. Начертите в воздухе линию влево.

Поставьте карандаш на точку в тетради. А теперь нарисуйте 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Показываю свой образец. Ребята, у кого получилась такая же фигура? На что она похожа?

Правильно, вы нарисовали себе цифру 5.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А какие новые геометрические фигуры мы сегодня узнали?

Правильно, вы сегодня все получили большую пятёрку. Вы молодцы!

Знакомство с Геометрическими фигурами.

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
На моём велосипеде, треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник, и всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички на стол положила
И мне треугольник из спичек сложила.
А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил и сделал то же самое.

Треугольный треугольник- угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома и на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки, и на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду он похож на пирамиду!

КВАДРАТ

Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны, все стороны его равны,
И все углы прямые.

Словно стол стоит квадрат.Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье положил для угощенья.
Он - квадратная корзина и квадратная картина.
Все четыре стороны у квадратика равны.

2.

РОМБ

Слон квадратик повернул,присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял, и квадратик ромбом стал!

3.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Как окно прямоугольник, аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки, и на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку, на большую шоколадку.
На корыто поросенка и на фантик у ребенка.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ

Мы живём с братишкой дружно, нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку, обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию себя считает мастером,
Всё, что внутри окружности, закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок, по краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо, ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА. Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол, но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела! Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты не найдёшь углов, их нету.

4.

КРУГ

Круглый круг похож на мячик, он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны, как бабулины блины,
Как тарелка, как венок, как веселый колобок,
Как колеса, как колечки, как пирог из теплой печки!

6.

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг, то получишь полукруг.
Это месяц в облаках и пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка, на болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом встала радуга над лугом.

ОВАЛ

А как нарисовать овал?На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни, получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал, в ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.Мама говорит:-Лицо
У тебя овальное.Пусть будет овальное, лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая и рожица в ней удивлённая.

С высоты кружок упал.Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок, он похож на кабачок,
На глаза и на картошку,а еще похож на ложку,
На орех и на яйцо, на овальное лицо!

5.

ТРАПЕЦИЯ

Трапеция, трапеция- фигура есть такая, а я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция, в Америке, в Китае?
Может, за трапецией поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо, трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску, ты подожди минутку.
И на гладильную доску укладывает юбку,
По ней проводит утюжком, ч тоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но трапецию увидим!
А потом мы все починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ ИТШ им. П.Р. Поповича Дошкольное отделение по адресу Большой Коптевский д.10 Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Геометрические фигуры: ромб, трапеция». Выполнила: воспитатель Брыкова -Лукьянчикова Ю.А. Москва 2017г.

Цель: учить детей классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости: «слева», «справа»: учить передавать строение дома путем сочетания геометрических фигур разных по величине и цвету.

Математическая разминка Две пчелы жужжат в ромашках, Три летят над белой кашкой. Вот бы пчелок сосчитать: Два плюс три-всего их пять.

Все фигуры назовите, Все фигуры покажите? Про треугольник что сказать? Его не сложно описать, Он как подобие крыла: Три стороны и три угла.

Новые фигуры изучали, все уголки пересчитали! Если влезть с пилой повыше, Отпилить у дома крышу, То хозяев мы обидим, Но трапецию увидим!

Ромб-фигура непростая, Две в себе объединяет: Треугольник раз и два- Фигура встала вдруг одна.

Рано встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали.

Вот квадратик, треугольник, Получился целый домик! Мы в него зайчика поселим, Вот ему будет веселье!

Как- то летом, у ручья, Дом построил зайке я, Заходи-ка милый заяц, Хоть один, хоть вся семья!

Эй, привет!- я дом встречаю, Кверху голову задрав, Крышей он в ответ качает: - С добрым утром, Зайка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры».

Комплексное занятие «Геометрические фигуры».Программное содержание: уточнить представления детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, все стороны равны; продолжать учить делить...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

занятие по математике "геометрические фигуры"

Задачи:Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале.Учить детей находить решение проблемных задач и выполнять логические задания, составлять цепочки из геометрических фиг...

Конспект НОД по ФЭМП «Проделки Бабы Яги» в старшей /логопедической/ группе детского сада

Программное содержание:

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Закрепить знания о последовательности:
- частей суток;
- дней недели;
- времён года.
Закрепить знание разных четырехугольников: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции; выкладывание этих фигур из счетных палочек;

Упражнять:

В ориентировке на листе бумаги;
- в ориентировке в пространстве.
Соотносить цифру с числом;
Упражнять в оперировании блоками Дьенеша;
Упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;
Развивать интерес к математике, логическое мышление, внимание.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал:

Пенал с цифрами; карточки с цифрами от 1 до 10; счетные палочки; набор геометрических фигур; лист бумаги формата А4; логические блоки Дьенеша; медальоны «Юный математик »; обручи; игрушка баба Яга, иллюстрации по изучаемой теме «Животные жарких стран», фишки, записка.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, я вам приготовила призы, и вдруг они пропали. Я положила их на шкаф рядом с бабой Ягой. Посмотрите, ни призов, ни бабы Яги здесь нет. Но зато на их месте лежит записка, а в ней написано: «Милые детишки! Мне очень понравились ваши призы, поэтому я их забрала и убежала. Если хотите их получить, то выполните мои задания. А если постараетесь выполнить их быстро и правильно, то успеете еще меня догнать. Удачи вам, детки!»

Ребята, что будем делать? Будем выручать призы? /Да/. Тогда, вперед, приступаем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки.

1 задание: «Выполни задание и садись»

1 ребенок: сосчитать количественным счетом до 10;
2 ребенок: сосчитай порядковым счетом до 10;
3 ребенок: кто сидит справа от тебя? А слева?
4 ребенок: кто сидит за тобой? А впереди тебя?
5 ребенок: назови части суток;
6 ребенок: назови дни недели;
7 ребенок: какой сегодня день недели? А завтра?
8 ребенок: назови времена года;
9 ребенок: выбери любое животное с доски и сосчитай до 5 /жираф/;
10 ребенок: выбери животное с доски и сосчитай до 5 /антилопа/.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо справились с заданием. Все получаете по первой фишке.

2 задание: «Разложи геометрические фигуры и цифры к ним»

Воспитатель:

Возьмите лист бумаги, геометрические фигуры. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры, будьте внимательны, буду повторять 2 раза:

В верхний правый угол – 4 треугольника;
В верхний левый угол – 3 круга;
В нижний правый угол – 5 овалов;
В нижний левый угол – 2 квадрата;
В середину листа – 1 многоугольник.

А теперь подставьте к поставленным фигурам те цифры, которые соответствуют их количеству. Проверьте друг у друга выполненное задание. /Раздаются фишки/.

3 задание: «Дидактическая игра «Живые числа»

Воспитатель:

А сейчас, ребята, мы и отдохнем, и поиграем. Выходите на «полянку», пока играет музыка, вы гуляете по ней, как только она заканчивается, вы быстро берете карточку с цифрой со стола и строитесь в шеренгу по порядку от 1 до 10. /Раздаются фишки/.

4 задание: «Найди нужную фигуру»

Воспитатель:

А теперь вы берете одну карточку с символами, находите нужную фигуру в обручах и садитесь на свои места. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. /Раздаются фишки/.

5 задание: «Выложи четырехугольники»

Воспитатель:

Теперь из счетных палочек выложите четырехугольники, какие вы знаете (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). /Раздаются фишки/.

Воспитатель:

Ребята, у нас осталось последнее, самое важное задание, которое приближает нас к бабе Яге. Но выполнять его будет только один ребенок, который набрал больше всех фишек. Если он все сделает правильно, то мы найдем бабу Ягу.

6 задание: «Найди бабу Ягу»

Воспитатель:

Нужно встать на середину паласа лицом к ребятам и выполнять задание: сделать вперед 3 шага, вправо – 2 шага, вперед – 3 шага, повернуться налево, сделать 2 шага вперед, и вот она, наша обидчица. Посмотрите, что она спрятала под фартук. Оказывается, это медальоны «Юный математик».

Баба Яга:

Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь с заданием. Но я очень рада за вас, вы были очень внимательными, самостоятельными. Удачи вам! /Проводится награждение детей медальонами/.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.