Проверка на дислексию. Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения. Тест: Есть ли у меня дислексия

Время-деньги. Время- сущность бытия. Время имеет важное значение. Умение определять точное время особенно важно, когда вы стали взрослым, занятым человеком. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определить время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

Шаги

Основные навыки

    Найдите исправные часы. На этих часах вы заметите много цифр и три стрелки.

    • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундная стрелка. С каждым ее движением проходит секунда.
    • Другая стрелка толстая и длинная, как секундная, она называется минутная стрелка. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
    • Последняя стрелка тоже толстая, но она меньше минутной. Она называется часовая стрелка. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
  1. Знайте соотношение между секундами, минутами и часами. Секунды, минуты и часы - это все мера измерения одного и того же: времени. Они не то же самое, но они измеряют одно и то же.

    • Каждые 60 секунд считается одной минутой. 60 секунд или 1 минута, это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 60 минут считается одним часом. 60 минут или 1 час, это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.
  2. Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

    Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление "по часовой стрелке". Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

    Как определить, который час

    1. Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая толстая стрелка). Это скажет нам, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

      Знайте, что часто часовая стрелка будет находиться между двумя числами. Когда она показывает между двумя числами, текущим часом является меньшее число.

      • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.
    2. Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая толстая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

      Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

    Как определить, сколько минут

      Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы сказать, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

    1. Используйте числа, кратные пяти. Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах, используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько минут сейчас.

      • Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 3, умножьте 3 на 5, получится 15. "15" именно столько минут сейчас.
    2. Скажите, сколько минут с помощью чисел, кратных пяти, и количеством маленьких делений между большими цифрами. Когда минутная стрелка указывает между большими цифрами на часах, найдите ближайшую большую цифру, которую она прошла, умножьте это число на 5 и добавьте число оставшихся маленьких делений. Между каждым большим числом есть четыре маленьких деления.

      • Например, если минутная стрелка указывает прямо между 2 и 3, сначала выберите меньшую цифру. Это цифра «2». Умножьте 2 на 5, что дает нам 10. Затем отсчитайте количество делений от 10 минут до того места, где сейчас находится минутная стрелка: получаем два, то есть еще 2 минуты.

В ходе статистического исследования, проведенного Психолого-педагогическим центром «Здоровье» в г. Санкт-Петербурге в 2000 году, выяснилось, что в обычных школах дисграфией страдают около 37% учащихся, а в гимназиях — около 20% детей. Директор СОШ № 2009 г. Москвы Д.М. Гесслер в своем публичном докладе за 2009/10 учебный год констатировал, что дисграфия выявлена у 67% учащихся. В статье речь пойдет о том, как выявить и какие методы можно использовать для коррекции дисграфии у детей.

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) - нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дисграфия выражается в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы

Таблица №1. Виды дисграфии у детей

Виды дисграфии Особенности детей с данным видом дисграфии
Акустическая Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха. При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
Оптическая Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.

Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.

При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в воспроизведении даже изолированных букв.

Почему возникает дисграфия у детей?

  1. Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.
  2. При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины , из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.
  3. Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга . Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:
    • патологий при беременности;
    • асфиксии;
    • инфекции;
    • менингита;
    • тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
  4. Если говорить о социально-психологических факторах , которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
    • неправильная или нечеткая речь окружающих;
    • двуязычие в семье;
    • дефицит контакта речи;
    • невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
    • раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.

В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:

  • Развитие устной речи . При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
  • Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
  • Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка, проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
  • Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  1. Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • Запись большого количества букв в тетради.
  • Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  1. Методика Эббигауза . Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  2. С оотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ . Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  4. Структурный метод . В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  5. Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

  • Корректурная правка . Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
  • Пропущенные буквы . В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
  • Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями. При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

  • Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
  • Нередко родители начинают . При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку может развиться и дисграфия, и дислексия.
  • Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед, сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков. Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе. Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе )

Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    21. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    22. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    26. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    27. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    32. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас.Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Компьютеризированная батарея тестов для выявления и оценки дислексии

  • Оцените индекс риска наличия дислексии
  • Для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых
  • Продолжительность теста составляет примерно 30-40 минут
  • Анализ надёжности теста - только на английском языке

Компьютеризированная Батарея для Когнитивного Тестирования на Дислексию или Cognitive Assessment Battery for Dyslexia (CAB-DX) от CogniFit ("КогниФит") является профессиональным инструментом-лидером на рынке и состоит из серии валидированных клинических тестов и заданий, помогающих быстро и точно определить наличие симптомов, признаков и нарушений когнитивных процессов, характерных для дислексии.

Этот инновационный онлайн тест на дислексию является научным ресурсом, позволяющим провести комплексный когнитивный скрининг, узнать слабые и сильные когнитивные навыки и оценить риск присутствия дислексии. Тест предназначен для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых . Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования.

Отчёт о результатах становится автоматически доступен после прохождения теста, что составляет примерно 30-40 минут.

В настоящее время дислексия недооценена. Однако это расстройство обучаемости связано с постоянными значительными трудностями, затрагивающими лингвистические навыки чтения и письма. Изучение клинической истории болезни и различные тестирования, особенно нейропсихологические, остаются наиболее эффективными инструментами для диагностики дислексии. Следует иметь ввиду, что CogniFit не предлагает медицинскую диагностику дислексии. Рекомендуется использовать данный комплексный тест на дислексию в качестве дополнения к профессиональной диагностике. Тест не может заменить клиническое интервью.

Цифровой протокол для теста на дислексию (CAB-DX)

Эта полная когнитивная оценка для обнаружения дислексии состоит из опросника и комплексной батареи нейропсихологических тестов. Её продолжительность составляет порядка 30-40 минут .

При подозрении на дислексию пользователю необходимо ответить на вопросы опросника, который оценивает клинические симптомы и признаки, характерные для данного возраста, а затем выполнить серию валидированных упражнений и заданий, представленных в форме простых компьютерных игр.

Опросник, разработанный на основе диагностических критериев

Опросник представляет собой серию скрининговых вопросов с простыми ответами, предназначенную для выявления основных диагностических критериев, признаков и симптомов, адаптированных для возраста человека с подозрением на дислексию.

Нейропсихологические факторы и когнитивный профиль

Тест продолжает батарея заданий, предназначенная для оценки основных нейропсихологических факторов, определяемых в научной литературе в качестве критериев для этого расстройства.Особая роль уделяется показателям исполнительных функций. Используются клинические шкалы и тесты, валидированные для возраста пользователя.

Полный отчёт о результатах

По окончании теста на дислексию вы получите детальный отчёт о результатах, в котором будет отражён индекс риска наличия дислексии (низкий-средний-высокий), тревожные признаки и симптомы, когнитивный профиль, анализ результатов, советы и рекомендации. Результаты тестирования представляют собой ценную информацию, которая может помочь разработать методы коррекции, а также будет полезна квалифицированному специалисту для проведения дальнейших тестов и более детального изучения случая.

Психометрические результаты

Психометрические результаты

Тест на Дислексию от CogniFit (CAB-DX) использует запатентованные алгоритмы и технологию искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие проанализировать более тысячи переменных и сообщить с помощью точных психометрических результатов существует ли риск присутствия дислексии.

Представленный в нейропсихологическом отчёте когнитивный профиль является высоконадёжным, стабильным и постоянным. Результаты теста подтверждены с помощью неоднократных испытаний и измерений. Для подтверждения надёжности были использованы различные методики, в том числе коэффициент Альфа Кронбаха, значение которого составляет около 9. Ретестовая надёжность теста (Тест-Ретест) составляет порядка 1, что говорит о высокой точности и надёжности.

Для кого предназначена программа?

Тест (CAB-DX) предназначен для детей старше 7 лет и взрослых с подозрением на дислексию.

Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования. Для использования этой клинической программы не нужно обладать специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Тестирование предназначено главным образом для:

Специалистов в области здравоохранения

Провести точное тестирование моих пациентов и предоставить полный отчёт о результатах

Батарея нейропсихологического тестирования на дислексию от CogniFit ("КогниФит") помогает специалистам в области здравоохранения при обнаружении, диагностике и вмешательстве. Выявление симптомов и когнитивных дисфункций - это первый шаг для выявления дислексии и выбора подходящих методов коррекции. С помощью этого мощного программного обеспечения для управления пациентами можно изучить многочисленные показатели и предоставить полные и персонализированные отчёты.

Школ и преподавателей

Выявить учеников, у которых присутствует риск развития дислексии. Помочь предотвратить школьную неуспеваемость

Эта батарея нейропсихологических оценок, представленная в форме простых тестов, позволяет учителям и воспитателям, не специализирующимся в области дислексии, объективно оценить учащихся и создать полные персонализированные отчёты, позволяющие оценить их слабые и сильные стороны, а также быстро обнаружить учеников с риском присутствия дислексии, нуждающихся в индивидуальной диагностике и обучении на компенсационной основе.

Родителей, опекунов и частных лиц

Обнаружить, существует ли риск развития дислексии у близких мне людей

Тест на дислексию от CogniFit ("КогниФит") является научно разработанным ресурсом, состоящим из простых и увлекательных тестов и заданий, которые можно выполнять онлайн. Позволяет любому пользователю без специальных знаний оценить различные нейропсихологические факторы, связанные с дислексией. Комплексная система результатов даёт возможность выявить, существует ли риск дислексии и предоставляет рекомендации в каждом конкретном случае.

Преимущества

Преимущества

Использование данного научно разработанного программного обеспечения для быстрой и точной оценки признаков, симптомов, слабых и сильных сторон и дисфункций когнитивных процессов, нарушенных из-за дислексии, имеет множество преимуществ:

ИНСТРУМЕНТ-ЛИДЕР

Батарея тестов на дислексию (CAB-DX) - это профессиональный ресурс, созданный специалистами по трудностям при обучении (DEA) и нейропсихологами. Когнитивные тесты запатентованы и клинически валидированы. Этот инструмент-лидер в своей области широко используется научным сообществом, школами, университетами, семьями, фондами и медицинскими центрами во всём мире.

ПРОСТОТА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Любой частный или профессиональный пользователь (специалист в области здоровья, преподаватель и т.д.) может самостоятельно управлять батареей нейропсихологического тестирования, не обладая специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Интерактивный формат позволяет легко и эффективно управлять программой.

ВЫСОКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Все клинические упражнения автоматически представлены в форме увлекательных интерактивных игр, что повышает мотивацию и упрощает понимание при их выполнении, особенно у детей.

ПОДРОБНЫЙ ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

Батарея когнитивного тестирования на дислексию (CAB-DX) предоставляет быструю и точную обратную связь с помощью комплексной системы анализа результатов, что позволяет выявить и понять клинические симптомы, сильные и слабые стороны, а также индекс риска.

Эта мощная программа анализирует более тысячи переменных и предлагает специфические и персонализированные рекомендации для каждого пользователя.

С помощью данной батареи тестов можно с высокой надёжностью обнаружить риски, связанные с трудностями при обучении, прежде всего, чтению, у детей от 7 лет и взрослых .

Если вы подозреваете у кого-либо риск наличия дислексии, рекомендуется как можно раньше провести это тестирование. Раннее обнаружение позволяет минимизировать трудности развития и применить подходящую программу вмешательства в каждом случае.

Данная батарея тестов также позволяет выявить индекс риска у взрослых людей. В настоящее время у множества взрослых людей присутствуют проблемы с чтением и письмом на протяжении всей их жизни, однако они даже не подозревают о наличии дисфункции. Поэтому несмотря на нормальные или высокие интеллектуальные способности они могли считаться ленивыми или отстающими учениками. Если проблема не была вовремя обнаружена и не были приняты необходимые меры, это может привести к трудностям в социальной, трудовой и даже эмоциональной сфере.

Наиболее важными симптомами дислексии являются следующие :

Подвиды дислексии

Наиболее важные симптомы

Описание

Доминирующий гиперактивно-импульсивный

Трудности с письмом

Трудности с чтением

Трудности при планировании

Трудности с письмом

Дислексики испытывают трудности с корректной обработкой письменных символов. Им очень сложно писать слова и письменно выражать свои мысли. Например, они могут прекрасно понимать, когда им что-то рассказывают, но им крайне трудно делать заметки или записи. Взрослые и дети, страдающие дислексией, могут писать непонятно, плохо прописывать буквы, путать их в похожих словах. Например, они могут перепутать "дома" и "мода".

Трудности с чтением

Дислексикам тяжело расшифровывать информацию, поэтому чтение вызывает такие сложности. Они читают медленно, им сложно понять сообщение и могут возникнуть проблемы с запоминанием и хранением прочитанной информации. Как правило, они не интересуются чтением.

Трудности при планировании

Для дислексии характерны проблемы с развитием исполнительных функций. Это означает, что любое задание, подразумевающее даже минимальное планирование, может стать настоящим вызовом. Исполнительные функции - это совокупность сложных когнитивных способностей, позволяющих нам планировать любую задачу и подразделять её на шаги (анализировать задачу, понять, что необходимо для её решения, организовать её выполнение и определить необходимое для этого время, структурировать работу, определить цели, оценить эффективность выполняемых действий, корректировать их в зависимости от результатов и т.п.)

Проблемы с координацией движений и пространственной ориентацией

Некоторые люди, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений и им сложно различать понятия слева-справа, вверх-вниз, вперёд-назад, внутри-снаружи и т.п. Они могут казаться очень неуклюжими и часто теряются. Многим дислексикам сложно заниматься видами спорта, требующими хорошей координации движений, например, езда на велосипеде или командные игры, такие, как футбол.

Трудности в социально-трудовой сфере

Проблемы с чтением и письмом начинаются в детстве и становятся всё более заметными по мере увеличения учебной нагрузки и требований. Существует огромная взаимосвязь между дислексией и школьной неуспеваемостью. Очень часто симптомы дислексии путают с ленью, ошибочно считая ученика ленивым и/или неуспевающим. Такая же проблема может быть и у взрослых дислексиков, уже на работе.

Описание основанного на диагностических критериях опросника

Дислексия характеризуется серией клинических симптомов и признаков, которые могут указывать на присутствие этого расстройства. Поэтому батарея тестов на дислексию от CogniFit (CAB-DX) начинается со скринингового опросника, разработанного на базе основных диагностических критериев для каждой возрастной группы с учётом признаков и симптомов дислексии.

Представленные здесь вопросы аналогичны тем, что можно найти в диагностическом руководстве, клиническом опроснике или шкалах тестирования, однако они были упрощены, чтобы на них мог ответить любой пользователь.

Диагностические критерии для детей от 7 до 12 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые должны быть заполнены отвечающим за тестирование или специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли читать или писать), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками.

Диагностические критерии для подростков от 13 до 17 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены родственником или человеком, отвечающим за тестирование. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли писать и понимать прочитанное), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками (плохо ориентируется в пространстве) или проблемах в социальных отношениях (фрустрация, низкая самооценка).

Диагностические критерии для взрослых

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены самим тестируемым или отвечающим за тестирование специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли понимать или запоминать прочитанное, есть ли сложности с письмом), о трудностях в социально-трудовой сфере (трудности с письмом на публике или представлением письменных работ), истории оценок (трудности с обучением в детстве), временно-пространственной организации (латерализация, проблемы с ориентацией в пространстве).

Описание батареи тестов для оценки нейропсихологических факторов, связанных с дислексией

Присутствие нарушений каких-либо когнитивных способностей может указывать на дислексию. Общий профиль когнитивных способностей может дать представление о степени интенсивности вызванных дислексией нарушений.

Проблемы с письмом и чтением, моторными и пространственными навыками, а также с социализацией и отношениями вызваны дефицитом различных когнитивных способностей. Рассмотрим когнитивные навыки и области, тестируемые с помощью Теста на дислексию (CAB-DX).

Протестированные когнитивные области

Когнитивные способности

Внимание

Способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.

7.5% выше среднего результата

Распределённое внимание

Распределённое внимание и дислексия. Распределённое внимание - это способность обращать внимание одновременно более чем на один стимул, например, слушать преподавателя и и в то же время записывать. Люди с нарушенным распределённым вниманием потребляют больше когнитивных ресурсов при выполнении одновременных задач, что затрудняет, например, понимание того, что говорит учитель, если они записывают за ним.

465 Ваши баллы

400

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание и дислексия. Фокусированное внимание - это способность удерживать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от продолжительности данной фиксации, например, внимательно слушать на уроке или обращать внимание на присутствие той или иной буквы в слове. Когда мы отвлекаемся, мы можем потерять важную информацию, нам становится сложнее понимать то, что мы делаем. Детям и взрослым с дислексией может быть сложнее воспринимать стимулы.

480 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.

8.3% выше среднего результата

Кратковременная память

Кратковременная память и дислексия. Кратковременная память - это способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени, например, когда мы запоминаем начало предложения, чтобы понять его полностью. Проблемы с кратковременной памятью могут помешать нам понять то, что мы слышим, из-за того, что полученная с помощью слуха информация не удерживается корректно.

502 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память и дислексия. Кратковременная зрительная память - это способность в течение короткого промежутка времени удерживать небольшой объем визуальной информации, например, буквы, слова и т.д. Проблемы с кратковременной зрительной памятью могут вызвать затруднения с пониманием того, что мы читаем, поскольку мы не сможем запомнить начало предложений.

494 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рабочая память

Рабочая память и дислексия. Важно иметь ввиду, что нарушение рабочей памяти может быть важным признаком дислексии. Рабочая память - это способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание речи, обучение и рассуждение. Дефицит рабочей памяти может вызвать трудности с пониманием как письменной, так и разговорной речи.

497 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Координация

Способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.

8.0% выше среднего результата

Время реакции

Время отклика и дислексия. Время реакции или отклика - это способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него, например, быстро и эффективно отвечать на конкретный вопрос. Людям, у которых время отклика увеличено, сложнее быстро и легко вести записи.

456 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Восприятие

Способность интерпретировать окружающие нас стимулы.

7.8% выше среднего результата

Визуальное сканирование

Визуальное сканирование и дислексия. Визуальное сканирование - это способность активного и эффективного поиска значимых окружающих символов с помощью зрения, например, когда при чтении мы замечаем буквы и знаки. Плохое визуальное сканирование может помешать различению схожих букв (например, р-ь), затрудняя их понимание.

500 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рассуждение

Способность эффективно перерабатывать (упорядочивать, соотносить и т.д.) полученную информацию.

7.9% выше среднего результата

Планирование

Способность к планированию и дислексия. Планирование - это способность мысленно и наилучшим образом организовать работу по достижению необходимой цели, например, когда мы мысленно выстраиваем в голове историю, которую затем хотим рассказать. Люди, у которых нарушена способность к планированию, испытывают трудности со структурированием своих докладов и выступлений, как написанных ими самими, так и изложением прочитанных идей.


Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

(22 диктанта на отдельной странице)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата , особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха , используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

В каком случае надо обращаться к логопеду
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Отношение к дислексии за рубежом
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха

Преимущества дислексии
Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.

Основные свойства, характерные для всех дислектиков:
- они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия;
- в высокой степени осознают окружающую их обстановку;
- более любопытны, чем остальные;
- мыслят в основном образами, а не словами;
- высоко развита интуиция и проницательность;
- они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;
- имеют яркое воображение.

Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации, для Грега Луганиса - спорт.

Знаменитые дислексики:

Александр Грейам Белл
Леонардо да Винчи
Мерилин Монро
Нельсон Рокфеллер
Петр Первый
Ричард Роджерс
Стивен Дж.Кэннел
Том Круз
Уильям Батлер Йитс
Уинстон Черчилль
Уолт Дисней
Чарльз Шваб
Шер
Альберт Эйнштейн
Брюс Дженнер
Вупи Голдберг
Ганс Христиан Андерсен
Гарри Вудроу Уилсон
Генри Форд
Грег Луганис
Дастин Хоффман
Джей Лено
Джеки Стюарт
Джордж Бернс
Джордж Буш
Смит Пэттон
Дэни Гловер
Квентин Тарантино

Тесты на определение дислексии для взрослых
Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете "Да" более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.

ТЕСТ

Когда Вы проверяете написанное Вами, часто ли замечаете собственные ошибки? (Да / Нет)
- Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет)
- Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет)
- Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет)
- Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет)
- Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет)
- Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)

Кроме такого теста необходимо пройти стандартный тест на определение отклонений в слуховой, фонологической, визуальной и других функциях.

Далее определяется проверка способностей к чтению, правописанию, способности оперативной памяти, понимание, интеллекта, трудностей с определением право-лево, визуальное прослеживание, медицинские, генетические факторы и другие.

Школа:

Чувствуете ли Вы себя в школе неполноценным? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет)
- С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет)
- Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам читать вслух? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет)
- Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет)
- Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет)
- Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет)
- Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет)
- Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет)
- Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет)
- Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет)
- Ваши любимые предметы в школе?
- Ваши нелюбимые предметы?
- Любите ли Вы спорт? (Да / Нет)
- Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)

На работе и в колледже:

Испытываете ли Вы трудности с выполнением текущих обязанностей? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)

Вправо и влево:

Хорошо ли вы ориентируетесь в понятиях право-лево? (Да / Нет)
- Вы левша? ((Да / Нет / Неопределенно (оберукий))
- Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет)
- Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди)
- Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому)
- Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)

Медицина:

Есть (были) ли у Вас отклонения в здоровье? Если есть или были, то какие? (Да / Нет)
- Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет)
- Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет)
- Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет)

Используемая литература:

Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"
Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма"
Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы"
Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии"
Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)"
Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией"
Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"