Метод гирлянд ассоциаций. Метод ассоциаций. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно за


Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.
Метод реализуется следующим образом.
Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рацио-нальные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Еще по теме Метод гирлянд случайностей и ассоциаций:

  1. О работе Ассоциации и основных направлениях деятельности Ассоциации на 2009 год Выступление на III съезде Ассоциации юристов России (3 февраля 2009 г.)

Для изложения данного метода вначале будет
представлен его алгоритм в словеснов выражениии, а
делее будет подробно изложен пример.
г=================¬
¦ А Л Г О Р И Т М ¦
L=================­
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов
гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды
случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем
попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с
каждым случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков
случайных объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов
с возможно большим количеством призников в течение
ограниченного времени (2­3 мин.). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков
случайных объектов, поэтому целесообразно
перечислять как основные, так и второстепенные
признаки. Для удобства составляется таблица признаков,
в одном столбце которой указаны по порядку случайные
объекты, а в другом (напротив) ­ признаки этих
случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного
присоединения к техническому объекту и его синонимам
признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов,
выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды
свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных
признаков они могут быть практически неограниченной
длинны, поэтому генерирование следует ограничить по
времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится
коллективно, то каждый член коллектива занимается этим
самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянд синонимов технического
объекта пытаются присоединить элементы гирлянд
ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос ­ продолжать
генерирование гирлянд ассоциаций или их уже
достаточно для отбора полезных идей. Если по
предварительной оценке таких идей мало, можно
продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с
какого­нибудь нового элемента гирлянд, созданных на
шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов
идей. Среди множества нерациональных, тривиальных
и даже неле­
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и
рациональные. Если в течение короткого времени можно
найти несколько десятков вариантов решения, то вполне
удовлетворит положение, при котором хотябы 5­6
вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
г=====================================¬

¦ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ¦
L=====================================­
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу
расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для
модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы ­ будильник ­ секундомер ­ хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя
для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел.
Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих
страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении
эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3. На третем шаге получаем следующую комбинацию синонимов
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником,
часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком,
секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков:
г================T========================================¬
¦CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ¦ ПРИЗНАКИ ¦
¦================+========================================¦
¦ Кассета
¦ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ¦

¦ Подснежник
¦ Голубой, маленький, пахучий. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Транспарант
¦ Большой, тяжелый, красочный. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Постель
¦ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Войлок
¦ Плотный, колючий, теплый. ¦
L================¦========================================­
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с
признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы,
хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие
часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик,
красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые
часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, колючий
будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных
ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:
г===============T===============================================¬
¦ ПРИЗНАК
¦===============+===============================================¦
¦ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й
¦

¦ Небо ­ солнце ­ лето ­ жара
¦ Стекло ­ стакан ­ вода ­ дождь
¦ Пластмассовый ¦ Пластмасса ­ ручка ­ бумага ­ огонь
¦ Хрупкий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Голубой
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Пахучий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Тяжелый
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Красочный
¦
L===============¦===============================================­
¦ Журнал ­ компьютер ­ дискеты ­ программы
¦ Гиря ­ спорт ­ соревнования ­ призы
¦ Духи ­ женщины ­ цветы ­ весна
¦
¦
¦
¦
¦
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого
предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные
часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в
духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые
часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо­

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом.

Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Анализ раздражающего слова

При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.

Метод "ТИЛМАГ"

Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.

Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по

следующим этапам:

1. Анализ и определение проблемы.

2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.

3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.

4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".



5. Вывод решений из ассоциаций.

6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.

7. Вывод решений из обнаруженных общностей.

Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять

как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:

1. Какое новое применение объекту можно предложить?

2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?

3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?

4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?

5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?

7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?

8. Что в объекте можно сделать наоборот?

9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?

10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.

Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.

Для изложения данного метода сначала будет представлен его алгоритм в словесном выражении, а дальше будет обстоятельно выложен пример.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составления комбинаций из элементов гирлянды, синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации состоят из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассмотренного объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных объектов.

Определяются признаки случайно избранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2‑ 3 минуты). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охватывания признаков случайных объектов, поэтому целесообразно применять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства складывается таблица признаков, в одном столбце которой отмеченные случайные объекты, а в другом (напротив) – признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерация идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно избранных объектов.

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерация гирлянд ассоциаций. В порядке очереди из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют свободную ассоциацию, потом к ней генерируют свободную ассоциацию и т.д. Таким образом, получаем гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченно длинными, поэтому генерацию стоит ограничить по времени или количеством элементов гирлянды. Если генерация гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерация новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы. На этом шаге решается вопрос – продолжать генерацию гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предыдущей оценке таких идей имело, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-либо нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге, и действуя подобным же образом.



ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже бессмысленных идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

Пример использования метода

Для демонстрации метода гирлянд поставим задачу расширения ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы – будильник – секундомер – хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, которые определяют страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента вышла следующая пятерка слов: кассета, подснежник, транспарант, постель, фетр.

3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в фетре, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с фетром, секундомер с кассетой и т.д.

4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:

5. Комбинируя предмет, который модернизируем, и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, густые часы, колючий будильник и т.д.

На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов:

6. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы предмета, который модернизируем, получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в парфюмериях, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер и т.д.

7. На данном шаге решаем не продолжать процесс генерации идей, потому что их уже достаточно.

8. Выбирая из множества идей только рациональные и отсевая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женской часы, подводной часы, спортивной часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в парфюмериях, теплые часы, призовые часы .

На последнем этапе выбор решений должны делать "представители производства".

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор — Генрих Язепович Буш . Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

1.Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка .

2.Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж .

3.Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.

Объект

Признаки случайных объектов

Электролампочка

Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная

Решетка

Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов

Карман

Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника

Кольцо

Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц

Цветок

Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый

Пляж

Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный


5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, тепло излучаю шее кресло, колбообразный пуф и т.д.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянлы синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, кресло, защищающее от солнца, и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?

10. Отбираем оптимальный вариант. Решается, какой объект нужен для выпуска: например, элипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.?


Пояснение. Поскольку ассоциации это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др.

Покажем на примере, как создаются гирлянды ассоциаций. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная? Может быть, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то это ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени, и т.д. Цепочка может быть такой: стекло — волокно — вязание — бабушка — ревматизм — курорт — юг и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а их около 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.

Между двумя совершенно различными, несвязанными понятия­ми (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два, различных понятия—«древесина» и «мяч».Осуществим ассоциа­тивный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 10 2 , третий — из 10 3 , четвертый—из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Изобретательство связано с поиском отдаленных аналогов, пе­реносом знаний из одной области в другую, интерпретацией нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись без обходных слов, переносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходст­ву —это материал для эвристической аналогии; по контрасту — для эвристической инверсии; по смежности—для преобразования в пространстве и времени; по смыслу — для семантической интер­претации проблемной ситуации, установления причинно-следствен­ных связей между техническим объектом, его элементами, челове­ком, средой и т. д.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять про­стые виды: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие проти­воречие («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка).

Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобре­тательской идеи. Но их непосредственное использование требует ярко выраженных способностей к нешаблонному мышлению. Для облегчения этого процесса берут на вооружение прием интерпре­тации значения метафор в технических терминах. Одновременно с целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций), т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще всего приме­няют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (гроз­ди), различным образом выражающие одно и то же ключевое по­нятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Если одно ключевое слово «воздух», то гирлянда концентриро­ванных метафор может быть такой: «воздух»—«невидимая среда» (метафора-аналог)—«материальный дух» (метафора-катахре­за)—«что топором не перерубишь?» (метафора-загадка). Ин­терпретацией гирлянды служат понятия: вакуум, спирт, пневмо­транспорт, луч, тень, ветер, электричество и т. д. Приведенные понятия являются отдельными аналогами ключевого слова и ис­пользуются для его анализа в контексте задачи с целью нахожде­ния идеи решения.

Применение последовательных гирлянд метафор дает еще более отдаленные аналогичные (или противоположные) понятия. Пре­имуществом метафорического мышления является его высокий уро­вень оригинальности. Генерирование метафор требует приобрете­ния навыков, но легко поддается формализации.

Вопросы

  1. Чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов?
  2. В чем сущность понятия гирлянда ассоциации?
  3. Назовите последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций.