Правила установленные в обществе. Объект правоотношения: понятие и виды. Правила поведения в обществе: что отличает воспитанного человека

1.2 Социальные нормы и нормы права

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

– являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

– это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия;

– это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Все социальные нормы , действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

– по способу их установления (создания);

– по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1) нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

2) нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;

3) нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

4) нормы-традиции выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции);

5) нормы-ритуалы представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов – их красочность и театрализованность;

6) нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Ранее отмечалось, что с формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичная клеточка права.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

– как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

– как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода);

– каковы же характерные признаки правовой нормы?

Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер . С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. Что такое право собственности? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть и распоряжаться принадлежащей ему вещью. А право кредитора? Это его свобода требовать от должника возвращения долга. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий. В самом деле, если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве. Если бы каждому человеку была предоставлена обязательная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что никто не имеет права на жизнь; если же нет правила, ограничивающего свободу присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности.

Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

Из книги Международное право в судебной практике России: уголовное судопроизводство автора Зимненко Богдан

Обычные нормы международного права Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что несоблюдение норм международного права при осуществлении уголовного судопроизводства является основанием к отмене соответствующих судебных актов.Военный суд

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

11.2 Социальные и технические нормы Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической

Из книги Происхождение государства и права автора Кашанина Татьяна Васильевна

Глава 13 НОРМЫ ПРАВА 13.1 Понятие и признаки нормы права Как уже указывалось, норма права - важнейшая часть социальных норм. Она частица права, его исходный элемент, основополагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 6. Социальные нормы первобытного общества 6.1. Саморегуляция как признак человечестваОдним из вопросов, будоражащих умы ученых вот уже на протяжении многих и многих веков, является вопрос: чем человек отличается от животного. Надо сказать, что несмотря на множество

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 19. Нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и

Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

1.10. Нормы права Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Структура нормы права Структура нормы права – это ее смысловое построение. Нормы права излагаются на разных языках и при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если..., то..., иначе...».Элементы структуры норм

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Всеобщая декларация прав человекапровозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (извлечения)Статья 1Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в

Из книги автора

15. Структура нормы права Норма права состоит из трех элементов:1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный

Из книги автора

§ 1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.В осуществлении

Из книги автора

Глава 2. Нормы права Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Нарушение норм права вызывает применение мер воздействия

Из книги автора

§ 3.1. Социальные и технические нормы Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, - это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину - женщине;
  • младшего по возрасту и положению - старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее - уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься - Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.

Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту - к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама - мужчине, старший - младшему, руководитель - подчинённому, даже если работник - женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.

Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие - тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе - это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.

Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона - неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.

Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.

Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина - за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано - значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.

Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения - всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное - начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!

§ 1. Понятие и виды социальных норм.
§ 2. Соотношение права с моральными нормами.
§ 3. Право и социально-технические нормы.
§ 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
§ 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах.

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях(“Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

3. Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

По способу их у становления (создания);

по средствам охраны их от нарушений.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.

5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

§ 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА С МОРАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.

Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения(См. ШершеневичГ.Ф.Общаятеория права. М„ 1911. С. 169-170.).

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые Направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны дня моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

§ 3. ПРАВО И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Технические нормы - это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом.

Особо важное значение технические нормы имеют в современной общественной жизни. Широкое внедрение в производство сложной и высокоточной техники значительно повышает производительность труда, уровень материального обеспечения людей. Использование достижений научно-технического прогресса в интересах общественного развития требует строгого соблюдения правил эксплуатации технических средств. Правовое государство вынуждено постоянно заботиться о внедрении в производство материальных благ научно обоснованных, прогрессивных норм эксплуатации технических средств.

К техническим нормам относятся правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии.

Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек - человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек - техника - человек). Экономическая теория доказала, что отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном счете как социальные отношения. “Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство”(Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 357.).

Специфика технических норм выражается, таким образом, в том, что они выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Социально-технические нормы являются действенным регулятором той стороны общественной жизни, которая связана с использованием техники.

Технические нормы - это не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм, вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы, устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.

Наиболее важные для общества технические нормы облекаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются государством от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, правил кораблевождения и других.

Правовые нормы с техническим содержанием называются технико-юридическими. В современном обществе в строгом соблюдении технических норм заинтересованы все его члены. Поэтому правовое государство придает им юридическую силу и берет под свою защиту. Включая технические нормы в нормативно-правовые акты, государство оказывает стимулирующее воздействие на эффективность использования техники, на организацию общественного производства.

Военно-технические нормы входят в общую систему социальных норм с техническим содержанием. Они представляют собой правил целесообразного использования военнослужащими военной техники и боевого оружия. К ним относятся правила технической эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, правила использования различных видов оружия, боевых установок, систем, правила полетов, кораблевождения и другие. В условиях научно-технического прогресса роль военно-технических норм в вооруженных силах неизмеримо возрастает. В свою очередь, постоянное совершенствование и развитие военной техники и оружия повышает требования к технической подготовке войск.

С усложнением боевой техники, ее компьютеризацией, возрастает качество и количество отдельных приемов, действий, операций, которые закрепляются в военно-правовых нормах. Естественно, что специалисты, обслуживающие технику, должны на профессиональном уровне знать и в кратчайшие сроки выполнять требования этих норм. Вот почему повышение технических знаний военнослужащих, глубокое усвоение ими правил обращения с техникой и оружием являются одними из самых важных мероприятий в системе подготовки войск.

Военно-технические нормы, как правило, закрепляются в актах военного законодательства: уставах, наставлениях, положениях, инструкциях (например, Наставление по стрелковому делу, Наставление по автомобильной службе). Нормы, которые закреплены в указанных актах, называются техническими военно-правовыми нормами. Как разновидность технико-юридических норм, эти нормы отражают специфику требований, которые предъявляются к использованию военной техники и оружия.

§ 4. ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, проживании, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем.

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, (привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, .функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те проживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в цепом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

§ 5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

В вооруженных силах действуют единые, общие для всех членов общества нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций и другие правила социального поведения.

Кроме того, особый характер деятельности вооруженных сил обусловливает наличие таких социальных норм, которые учитывают специфику военной организации. Эти нормы регулируют поведение только тех участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с жизнью и строительством вооруженных сил.

Рассмотрим, в чем выражаются особенности социальных норм, действующих в специфических условиях государственной военной организации.

1. Нормы права. Общие правовые предписания регулируют далеко не все общественные отношения, складывающиеся в вооруженных силах. Имеются специальные правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы. Такие нормы называются военно-правовыми, или нормами военного законодательства.

Военно-правовые нормы закрепляют обязательные требования государства к строительству и организации вооруженных сил, регулируют жизнь, быт и боевую учебы войск. В частности, военно-правовыми нормами регулируются общественные отношения, которые связаны с управлением вооруженными силами, их комплектованием, прохождением военной службы, организацией материально-технического снабжения войск.

Военно-правовые нормы обладают всеми признаками, которые присущи в целом нормам права. Они устанавливаются и охраняются государством, имеют общеобязательный характер, выражают интересы и потребности военнослужащих. Но они имеют и ряд особенностей.

Во-первых, в военно-правовых нормах находят отражение специфические принципы военной организации: централизация руководства, единство командования, единоначалие, безусловность воинского повиновения и другие.

Во-вторых, значительное влияние на содержание военно-правовых норм оказывают объективные закономерности вооруженной борьбы. Нормы права, которые регулируют боевые действия войск, учитывают объективный характер этих закономерностей. Всестороннее отражение в военно-правовых нормах закономерностей войны и вооруженной борьбы способствует достижению необходимых результатов в войне.

Благодаря указанным особенностям военно-правовые нормы характеризуются повышенной категоричностью, большей детализацией содержащихся в них правил, а также более строгой ответственностью за их нарушение.

2. Нормы морали. В вооруженных силах моральные нормы отражают своеобразие тех условий, в которых живут и действуют военнослужащие. В них закрепляются нравственные требования к защитникам Отечества, которые сложились в обществе в связи с представлениями людей о воинском долге, офицерской чести, доблести, героизме, мужестве, войсковом товариществе. Моральные нормы предъявляют особо высокие требования к тем нравственным качествам военнослужащих, которые необходимы им в войне, в вооруженной борьбе. Чтобы победить сильного противника, каждый воин должен быть храбрым, мужественным, способным на подвиг и самопожертвование.

Особенность норм морали, действующих в вооруженных силах, выражается в том, что многие из них закрепляются в военно-правовых актах (военной присяге, уставах, наставлениях). Поэтому они являются одновременно и юридическими нормами. Соблюдение таких моральных норм обеспечивается не только внутренним убеждением, силой общественного мнения, но в необходимых случаях и мерами государственного принуждения. Органическое слияние в них правовых и нравственных требований повышает ответственность военнослужащих за выполнение своего воинского долга.

3. Нормы общественных организаций. Данный вид социальных норм оказывает активное воздействие на различные стороны жизни и деятельности вооруженных сил. Они развивают общественную активность, творческую самодеятельность военнослужащих, что способствует успешному решению задач боевой подготовки. Так, участие в работе военно-научных обществ повышает технический уровень членов этих обществ. Деятельность организаций рационализаторов и изобретателей в армии обеспечивает более эффективное использование боевой техники и оружия, повышает их надежность в эксплуатации. Военнослужащие - члены творческих союзов (писателей, журналистов, художников, кинематографистов), различных общественных организаций и объединений - проводят большую работу по патриотическому воспитанию военнослужащих, повышению их культурного уровня.

4. Нормы обычаев. Этот вид социальных норм получает широкое распространение в повседневной жизни вооруженных сил. Военнослужащие соблюдают в силу привычки те нормы поведения, которые стали дня них обычными еще в условиях гражданской жизни. В то же время в армии и на флоте действуют нормы воинских обычаев, которые отражают особенности военной организации государства. Они входят в привычку военнослужащих не сразу, а постепенно, в процессе прохождения военной службы. Особо прочные навыки в соблюдении норм воинского поведения вырабатываются у профессиональных военных в результате многократного повторения ими одних и тех же поступков и действий. К числу норм обычаев, которые стали естественными для многих военнослужащих, относятся точность, собранность, подтянутость, аккуратность, выдержка, исполнительность. Положительная роль таких привычек несомненна: в современной войне только прочные навыки позволят в кратчайшие сроки принять правильное решение, успешно выполнить боевое задание в быстро меняющейся обстановке.

5. Нормы традиций. Те традиционные правила, в которых отражается опыт учебной и боевой деятельности войск, особенности воинского быта, называются воинскими традициями. В зависимости от того, в каких сферах деятельности военнослужащих они складываются, их можно подразделить на следующие виды:

Нормы боевых традиций (сфера боевой деятельности);

Нормы ратно-трудовых традиций (сфера учебной деятельности);

Нормы традиций воинского быта (сфера воинского быта).

Нормы традиции, действующие в вооруженных силах, являются важным средством совершенствования боевого мастерства войск, повышения их боеспособности. Они играют большую роль в патриотическом воспитании воинов, в формировании у них высоких моральных и боевых качеств.

6. Нормы ритуалов. В вооруженных силах широкое распространение имеют нормы воинских ритуалов. Это такие нормы, в которых определяются правила поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Нормы воинских ритуалов, как правило, закрепляются в уставах и других актах военного законодательства. Это правила принятия военной присяги, правила выноса знамени части, правила проведения строевых смотров, развода воинских караулов и другие.

Таким образом, общественные отношения в вооруженных силах регулируются посредством общих и специальных социальных норм, которые отражают особые потребности военной государственной организации. Благодаря этому достигается всесторонняя урегулированность жизни и деятельности военнослужащих.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НОРМ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ПРАВОСОЗНАНИЕ

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Каково значение нормативного регулирования общественных отношений? В чем его отличие от других регуляторов общественной жизни?

2. Основные родовые признаки социальных норм.

3. Критерии классификации социальных норм.

4. Дайте краткую характеристику системы социальных норм.

5. Виды социальных норм: единство, различие и взаимодействие.

6. В чем выражаются нравственные основы правовых норм?

7. В какой мере право вторгается в технику? Технико-юридические нормы и их специфика.

8. Правосознание как форма общественного сознания. Каковы его особенности?

9. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Как они соотносятся с индивидуальным правосознанием?

10. Каково значение правосознания для эффективной законодательной деятельности?

11. Роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм.

12. Соотношение правосознания и правовой культуры. Профессиональное правосознание юриста.

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Правила поведения учащихся

поведения учащихся в

Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования город Нягань

«Общеобразовательной средней школы № 3».

Целями настоящих Правил являются создание благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе и на ее территории, воспитание уважения к человеческой личности, развитие навыков культурного поведения в обществе.

Учащиеся школы ведут себя честно и достойно, соблюдают нормы морали, этики в отношениях между собой и со старшими.

· проявлять уважение к старшим;

· помогать младшим, когда им нужна помощь;

· аккуратно обращаться с имуществом школы, а также со своими и чужими вещами;

· выполнять требования учителей и других работников.

Учащиеся обращаются к педагогам по имени, отчеству и на «Вы», к незнакомым взрослым – тоже на «Вы».

Учащиеся должны уступать дорогу взрослым; старшие школьники – пропускать вперед младших школьников, мальчики – девочек.

Для выяснения отношение учащиеся никогда не применяют физическую силу и не употребляют грубых выражений. Применение физической силы оскорбляет достоинство человека и в школе категорически запрещается.

· уходить из школы и с ее территории во время занятий без разрешения педагога или руководителей школы;

· самовольно покидать спортивные, культурные и внеклассные мероприятия;

· приносить и использовать в школе и на ее территории оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, горючие жидкости, пиротехнические изделия, газовые баллончики, сигареты, спиртные напитки, наркотики, одурманивающие средства, а также ядовитые и токсичные вещества;

· пользоваться во время учебных занятий мобильным телефоном.

· залезать на подоконники, шкафы, оборудование помещений, здания;

· кататься на перилах, сидеть на перилах, толкать других учеников;

· открывать и входить в хозяйственные помещения школы, не предназначенные для нахождения там людей;

· открывать электрические шкафы;

· использовать не в соответствие с их назначением спортивный и игровые конструкции на территории школы.

2. До начала занятий в школе

Учащиеся приходят в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, в чистой одежде и в опрятном виде. Ученики младших классов приходят в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий.

После входа в школу учащиеся снимают в гардеробе верхнюю одежду и обувь, надевают сменную обувь, приводят в порядок одежду и прическу, занимают свое место в классе и готовят к уроку книги, тетради, ручки и другие нужные на уроке принадлежности.

При входе педагога в класс учащиеся встают. Они садятся после приветствия и разрешения педагога. Так же ученики приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. При выходе педагога или другого взрослого из класса учащиеся тоже встают.

На время урока учитель устанавливает правила поведения на уроке.

Во время урока нельзя отвлекаться самому, отвлекать товарищей от занятий разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами.

Если учащийся хочет что-нибудь сказать, попросить, задать вопрос учителю или ответить на вопрос, он поднимает руку и говорит только после разрешения учителя.

Звонок (сигнал) об окончании урока дается для учителя. Он определяет точное время окончания урока и объявляет ученикам о его окончании.

Если учащийся пропустил уроки в школе, то он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей. Пропускать и опаздывать на уроки и занятия в группе продленного дня без уважительных причин не разрешается.

4. На переменах и после окончания занятий

Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны:

· привести в порядок свое рабочее место;

· выйти из класса;

· подчиняться требованиям дежурных педагогов и работников школы.

На переменах запрещается:

· бегать по лестницам, вблизи оконных проемов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

· толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

· употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим, отдыхать.

Находясь в столовой, учащиеся:

· проявляю внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

· употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой;

· подчиняются требованиям педагогов, а также работников столовой;

· соблюдают очередь при получении пищи;

· убирают со стола после еды.

5. Поведение на территории школы

Территория школы является частью школы (школьным участком). На школьном участке учащиеся обязаны:

· находиться в пределах его границ;

· соблюдать общие правила поведения, установленные разд.1, и правила поведения на переменах, установленные пунктом 4.2. настоящих Правил.

6. Заключительные положения

6.1. За нарушение настоящих Правил и устава школы к учащимся применяются меры дисциплинарного и воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях. За грубые и неоднократные нарушения требований устава школы и запретов настоящих Правил учащийся может быть исключен из школы.

6.2. Настоящие Правила распространяются на все мероприятия, проводимые за пределами школы.

6.3. Настоящие Правила вывешиваются в школе на доске объявлений для ознакомления.

www.86sch3-nyagan.edusite.ru

Социология

  • Нормы поведения и социального контроля

    Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением.

  • Возможны три основные формы контроля:
    • изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;
    • обособление — отраничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница;
    • реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей.
  • Контроль может быть формальным и неформальным.
    Неформальный контроль — это неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.
    Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п.
    Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм , и правил , предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
    Как можно заставить современную женщину взять на себя неблагодарную домашнюю работу? Только воспитав, социализировав ее таким образом, чтобы она хотела и стремилась иметь детей, мужа, свой очаг и чувствовала себя несчастной без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и моральным нормам, ограничивающим его свободу? Только культивируя, воспитывая у него с детства те чувства и стремления, которые приводят его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества. Большинство своих социальных ролей люди выполняют не совсем удачно не потому, что они не способны, а потому, что они либо не принимают содержание этих ролей, либо не хотят их исполнять.
    Но в данном случае речь больше идет о внутреннем социальном контроле . Есть еще и внешний групповой социальный контроль за поведением человека. Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием включения индивида в ту или иную социальную группу является соблюдение человеком определенных культурных норм, принятых этой группой, составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные санкции к нарушителю, вплоть до изгнания из группы.
    В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой социальный контроль от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению.
    Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан — общественный остракизм, изнасилования — строгое уголовное наказание). Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила — законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот.
    При этом следует иметь в виду, что преступление в определенной мере служит показателем несовершенства норм и нередко подготавливает почву для становления новых норм морали и права. Таким образом, в социологии девиантность предстает как социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов.

    socialworkstud.ru

    Нормы общественного поведения

    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 .

    Смотреть что такое «Нормы общественного поведения» в других словарях:

    Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - исторически сложившиеся или установленные к. л. образом стандарты деятельности, соблюдение к рых выступает для индивида и группы необходимым условием их подчинения определ. социальному целому; в системе Н. с. фиксируются определ. критерии… … Философская энциклопедия

    Общественного мнения психология в уголовном процессе - Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям судебного процесса, деятельности отдельных участников судебного разбирательства; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным юридически… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Норма социальная (социальные нормы) - официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Юридические нормы - правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРОВ - CODE OF CONDUCT OF ACCOUNTANTSКодекс профессионального поведения бухгалтеров, принятый Амер. обществом дипломированных бухгалтеров (АОДБ) в 1988 г., состоит из двух частей: 1) принципы, обеспечивающие основу профессионального поведения;2) правила … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Императив поведения - (лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Психология коллектива службы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности ПОО - В юридической психологии одной из основных задач считается развитие психологического потенциала коллектива работников подразделений и служб. Психологический потенциал коллектива – это совокупность социально психологических явлений, определяющих… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Моральные нормы - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; … Теория государства и права в схемах и определениях

    Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия

    psychology.academic.ru

    Правила поведения в обществе: что отличает воспитанного человека?

    К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

    Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

    Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

    Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

    Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

    Основные нормы и правила поведения в обществе

    Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  8. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
  9. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  10. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  11. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.

В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.
    • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
    • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
    • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
    • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.
    • Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

      • Дмитрий Медведев рассказал о новых мерах поддержки семей с детьми в 2018 году 30 ноября 2017 года в прямом эфире премьер-министр России ответил на вопросы ведущих пяти крупнейших российских телеканалов в […]
      • Судебные решения по ДТП Предыдущая статья: Штраф за ДТП Судебный процесс – это сложная и длительная процедура, однако в некоторых ситуациях взыскать с виновной стороны денежную компенсацию, необходимую для […]
      • Тяжкое удо В настоящее время освободиться условно-досрочно вполне осуществимо, если учитывать определенную специфику и готовиться к формальному сроку наступления УДО заранее. Прежде всего, необходим большой […]

    1. Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных и санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

    Право есть разновидность социальных норм.

    В обществе существует множество социальных норм.

    Они классифицированы по трем основаниям.

    I основание: по сфере регулирования общественных отношений, которые, в свою очередь, подразделяются на:

    а) нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством;

    б) нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственным представлением людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения или внутренними убеждениями человека. Например, подаяние;

    в) нормы обычаев – правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему они закрепились как устойчивые нормы. Например, кровная месть;

    г) нормы традиций – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев. Например: обмен кольцами;

    д) политические нормы – это общие правила поведения, которые регулируют отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства (гл. 3. Федеративное устройство. Конституция РФ);

    е) экономические нормы представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ. (Конституция РФ, ст. 8. Гарантия единства экономического пространства – то есть государство обеспечивает свободу экономической деятельности, провозглашая равенство всех форм собственности);

    ж) нормы общественных организаций – правила поведения, регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

    II основание: по способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образовавшиеся (например, нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (Конституция РФ 1993 г., принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

    III основание: по способу закрепления правила поведения делятся на письменные и устные.

    Нормы морали, обычаев передаются из поколения в поколение устно. В отличие от них правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.).

    Признаки права:

    1. Общеобязательность.

    Право является единственной системой общеобязательных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства.

    2. Формальная определенность.

    Этот признак указывает на то, что, во-первых, правовые нормы это не мысли, а представляют собой реальность, воплощенную в правовых актах; во-вторых, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей; в-третьих, только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.

    3. Обеспеченность исполнения принуждением и силой государства. Если предписания не выполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения. Например, нарушение запретов уголовного права влечет применение уголовной ответственности к преступнику.

    4. Многократность применения.

    Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное число случаев. Например, положения Конституции США 1787 г. до сих пор успешно регулируют правовые отношения в развитой индустриальной стране.

    5. Справедливость содержания юридических норм.

    Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан и утверждать господство принципов справедливости в обществе.

    Никто не может быть привлечен к ответственности без вины, а каждый невиновный должен быть освобожден.

    По своей сущности право представляет собой нормативно установленную и возведенную в закон государственную волю, в которой выражается мера свободы и ответственности в обществе. Определяется право социально-экономическими, духовными, нравственными условиями жизни данного общества.

    Право отличается от иных социальных явлений и социальных норм рядом специфических признаков. По своему внутреннему строению оно состоит из норм, то есть правил поведения и предписаний общего характера, которые в пределах страны составляют единую систему. Особенности права, действующего в том или ином государстве, не могут быть выведены из содержания одной только, отдельно взятой правовой нормы. Содержание и принципы права, закономерности его развития могут быть обнаружены лишь путем анализа всей системы права в целом.

    Правовые нормы обязательны для исполнения всеми, кто попадает в сферу их действия независимо от субъективного отношения к данным нормам тех или иных лиц.

    Право неразрывно связано с государством. Правовые нормы устанавливаются государством и гарантируются им. Возможность применения принудительной силы государства является специфическим признаком права.

    Глубокий смысл вкладывается в понятие как возведенной в закон государственной воли. Во-первых, это означает безусловность, категоричность, непререкаемость государственной воли. Во-вторых, государственная воля вовне принимает форму законов, иных нормативных актов либо других источников права. В последних выражается формальная определенность права, которая означает также четкое, точное указание в правовых нормах на права и обязанности субъектов, правовые последствия их несоблюдения, обстоятельства, при наступлении которых начинают действовать правовые нормы.

    По своему социальному назначению и функциям право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые данному обществу отношения. Таким образом, право – это социально обусловленная мера свободы и ответственности в обществе, выраженная в системе общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством норм, выступающих в роли регулятора общественных отношений.