Основные психологические кризисы в жизни человека. Жизненные кризисы взрослого человека

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

Нормативно-возрастные психологические кризисы

Под нормативно-возрастным кризисом понимается критический период индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующийся качественными психологическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности.

Исходя из данного определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис аллегорически представляется в форме так называемого испытания, экзамена, который очень важно сдать, чтобы индивид мог получить доступ к абсолютно новому периоду своего развития, который связан с возрастом, причем не только биологическим, но и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых находятся и период становления событийности, и период становления самобытийности. И если под первым названным периодом подразумевается кризис рождения и стадия принятия, то второй - это кризис развития и стадия освоения.

Первая стадия - это оживление. Для нее характерно «становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов». При входе в эту стадию, как правило, присутствует «кризис рождения», когда младенец становится индивидуальным существом и по этой причине испытывает значительные трудности при качественном изменении его бытия. После разрешения кризиса (он заканчивается на третьей неделе жизни) ребенок переходит в стадию новорожденного, которая также заканчивается определенным кризисом в возрасте 3,5-7 месяцев, характеризующимся, главным образом, возникновением потребности в общении и взаимоотношениях между новорожденным и взрослым, другими словами, ребенок становится адресатом для непосредственно-эмоционального общения с взрослым. После кризиса новорожденности следует этап младенчества, который заканчивает собой стадию оживления.

Вторая стадия развития субъективности человека - это одушевление, то есть, «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей». Вступление в эту стадию начинается с кризиса младенчества, причиной которого является то, что ребенок попадает в такое же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что становится причиной появления «Я сам» - феномена-спутника субъективности, которая начинает складываться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества далее идет раннее детство, которое завершается кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, полностью проходящий внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то у ребенка есть риск стать аутистом. После преодоления этого кризиса наступает период детства.

С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же возрасте происходит потеря свойственной детям непосредственности и наивности. Дети лишаются ситуативности реакций, и их поведение становится значительно более независимым от влияний среды, намного более осознанным и произвольным. В то же самое время происходит формирование чувства собственного достоинства и потребности в уважении социума, главным образом, представленного близкими родственниками. Главным же местом кризиса является формирование самосознания ребенка.

После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Максимально типичной его чертой является противоречивость поведения. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.

Следующая ступень - это ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть, это кризис самоопределения. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.

Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как восхождение. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной.

Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но и вообще. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.

Давно известна истина, что жизнь имеет черно - белую окраску, где полоски разного цвета чередуются с завидным постоянством. То везет во всем и все удается, а то, вдруг, «черная полоса пошла», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но бывает и так, что, вроде бы все в жизни идет нормально, несчастий мелких и, тем более, крупных не происходит, и все удается, как прежде, но... Что - то грызет, и грызет изнутри, именно это « как прежде» почему - то не радует, а, наоборот, раздражает, и настроение постоянно плохое, и все, что раньше нравилось, вызывает отвращение...

Не спешите ставить себе диагноз: депрессия. Есть такое понятие, которое давно уже стало не научным, а вполне житейским, как возрастной кризис. Мы все слышали это слово и даже можем примерно объяснить его значение, но почему - то считаем, что касается сие понятие далеко не всех. Есть кризис трех лет, есть подростковый, ну, может быть, еще - старческий. И все, вся остальная жизнь человека течет гладко и спокойно, без кризисов. Это не так. Кризисные периоды охватывают всю нашу зрелую, а не только детскую жизнь и надо быть к этому готовыми.

Психологи утверждают, что бояться кризисов не стоит, они, как сигнальные огни, указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. А вот каких изменений - это уже вопрос к каждому из нас лично, на который мы должны ответить сами, без помощи и подсказки. Кризис говорит нам о том, что пришло время остановиться, оглянуться назад, внимательно оценить настоящее и пересмотреть будущее. Ведь жизнь - это всегда изменения, иначе ничто не имеет смысла.

Пройти какой - то отрезок пути быстрым шагом, видя впереди себя цель, а потом, достигнув ее, надолго осесть в « болоте », где нет никакого течения - вряд ли такая перспектива кому - нибудь понравится, даже самым ленивым из нас. Зачастую, бывает так, что вылезти из « болота » можно только изменив установки на жизнь в целом и на свое окружение, в частности. Это всегда не легко. А значит, надо постоянно сверять свою жизнь, свое движение по ней по компасу - по кризисным периодам. Именно они, протекая легко или, наоборот с болью, мучениями и отчаянием, укажут нам, правильно ли мы двигались до сих пор.

О жизненных кризисах психологи всего мира писали и пишут уже давно, ведь практически все психологические проблемы личности связаны с ними. Существует много признанных и подробно описанных кризисных периодизаций, на которые опирается любой практикующий психолог, и которые было бы крайне полезно знать каждому человеку. Мне бы не хотелось мучить читателя обилием научных психологических терминов и выкладок.

В связи с этим мне кажется весьма удачным описание жизненных кризисов, данное в одной из книг отечественного психолога Алены Либиной, которая обобщила опыт лучших зарубежных и отечественных психологов и собственные наблюдения, описав все основные жизненные этапы, кризисы, через которые проходит каждый из нас.

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится « выживать ».

Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: « Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит ». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: « лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо? ». И самое главное: « Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью? » Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что « я все могу сам ». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных « норм » среды, от обстоятельств, наконец. « Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех! ».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что « я не соответствую, я не смогу... ». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или « широкую спину », за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется « привычка » поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий « абсолютизм », заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на « абсолютный », глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют « коррекцией жизненных планов »,« переоценкой установок ».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. « Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий? ». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: « Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что! ». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов - 37 -45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе « лишний груз », что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что « так надо ». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием « болота », застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся « ягодками опять », но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как А. Либина описывает этот кризисный период: « Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из - за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о " пустом гнезде ", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры ».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст « осмысленной зрелости ». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены « с ошибками ».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия « старость » и « пассивность » абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между « молодыми » и « старыми » людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, « длиною в жизнь », где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать « работу над ошибками ».

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Невозможно прожить жизнь, не сталкиваясь с кризисами. Причем их может быть множество и большинство из нас попросту теряется при встрече с проблемой, которая может возникнуть ни с того, ни с сего. Но так только кажется, что она всплывает без причин, существует масса факторов, которые провоцируют кризисные периоды. А все начинается, чуть ли не с начала нашей жизни.

Кризисы жизни человека

  1. В первый раз человечек сталкивается с кризисным состоянием, когда ему исполняется один годик. Да, да, не удивляйтесь. Ведь к этому времени начинает только понимать, куда попал, какой мир его окружает, какие люди. Кому стоит доверять, а кому нет. И в зависимости от того, как будет пройдет данный этап, развитие личности будет позитивным или негативным. Конечно, в данном случае, все зависит от взрослых, воспитывающих ребенка.

    Необходима «золотая середина» при общении с малышом, нельзя позволять слишком много, но также категорически не стоит быть жесткими, жадными, холодными. И главное, что ему сейчас необходимо – это забота, любовь, доброта, открытость, доверие.

  2. Следующий кризисный этап – трехлетний возраст ребенка. Именно в этот период или около него, малыш проявляет свой характер, повадки, личностные качества, упрямство, общительность. То есть он уже демонстрирует миру, какие гены в него заложены, что воспитали в нем родители.
  3. Семилетний возраст – очередной сложный период в жизни каждого из нас. Именно в этом возрасте определяется социальное положение человека. Ему предстоит сделать выбор между двумя путями: или он начнет полагать, что он личность исключительная, заслуживающий поощрений, похвал, благ или же, в нем формируются комплексы из-за негативного опыта со сверстниками, окружением. Ведь это возраст, когда человек идет в школу, начинает контактировать с одногодками, заводит друзей.
  4. От двенадцати до четырнадцати лет наступает момент, когда мы начинаем понимать, к какому полу относимся. И тут в дело вступает наш характер, желание быть самостоятельным, обрести полную свободу. Мы доказываем своим родителям, что уже не дети, отказываемся слушать их советы. А малейшие попытки ограничить наше свободолюбие вызывает моментальные приступы паники, агрессии, недопонимания.
  5. Следующий тяжелый момент – молодое время от 18 до 20 лет. Наступает понимание того, что детство и юность позади, теперь черед за молодостью, активностью. Мы оказываемся один на один с окружающим миром и начинаем брать на себя ответственность за свои поступки, обеспечиваем себя самостоятельно. Нам приходиться вступать в борьбу за место «под солнцем», делать сложный выбор и осознавать, что все не дается просто. Необходимо трудиться, добиваться, не сидеть «сложа руки» как в детстве и ждать, когда за нас все сделают родители.
  6. Период от 27 до 29 лет. Все то, о чем мечталось – сбылось или нет. В правильном ли я иду направлении по жизни. Не опоздал(а) ли я, совпало ли достигнутое с тем, о чем планировал? Эти вопросы не дают покоя ни одному серьезному человеку, понимающему, что молодость понемногу уходит и наступает период зрелости. Человеку нужно к этому этапу подготовиться основательно, ведь предстоят радикальные перемены, как в личной, так и профессиональной сфере жизни.
  7. От 34 до 37 лет – тот самый злополучный « ». Полжизни позади, что будет впереди не известно. Многие осознают, что осталось совсем мало и конец жизни. Именно в эти годы человек все чаще задает себе вопрос: «Для чего существует жизнь, какой в ней смысл? Если все равно все умирают, зачем же мы рождаемся?» и т.д. Также, мы даем оценку своей деятельности за прошедшие годы и чаще всего полагаем себя неудачниками, уверены, что мало чего добились. Конечно, не всем мечтам суждено сбываться, а как многого нам когда-то хотелось.
  8. От пятидесяти трех до пятидесяти пяти лет – один из сложнейших периодов в жизни каждого. Наступает, так называемый, кризис предпенсионный. Годы идут к закату, мы теряем свою внешнюю привлекательность, то и дело дают о себе знать возрастные болячки. К тому же, старость уже вовсю машет нам своими симптомами – быстрая утомляемость, потеря сексуальных желаний, заработки уже не те, что раньше. Да и дети не желают особо с нами делиться, списывают в «утиль».
  9. Период от 65 до 67 лет – серый, тяжелый. В этом возрасте невозможно не думать о том, что вот-вот наступит кончина. О смерти мы задумываемся на протяжении всей жизни, но чем мы к ней ближе, тем больше места она занимает в наших мыслях. При этом ничто больше нас не беспокоит, разве что состояние здоровья. Мы как бы подытоживаем свою жизнь, собираем в одну кучу достижения и упущения.
  10. Сто лет. До этого возраста, конечно, мало кто доживает. Но все же есть таковые, которые переносят очередной кризис, переступив вековой рубеж. От всего можно устать, от жизни тоже. Прожив сто лет, человек устает, внутри пустота, отсутствие желание существовать дальше. В голове постоянно одна и та же мысль, как бы быстрее закончить с этой жизнью, как бы быстрее помереть. Но есть и хорошая новость – это последний кризисный момент в жизни человека.


Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Проблемы – это отпечаток наших действий

Согласно поговорке: «Знал бы, где упал, подстелил бы соломку», мы все хотим знать моменты, в которых могли бы ошибиться и нанести урон для последующей жизни. Как бы это было хорошо. Никто и никогда не оказывался в неприятной ситуации, все были бы здоровы, богаты, удачливы, счастливы. Но, к сожалению, невозможно предугадать, что случится через минуту.

И какие наши действия способны вызвать негативные последствия. К тому же, человеческая натура идет на «поводу» у своих сиюминутных желаний, и потом приходиться разгребать все, что это приносит. Но ведь нам о том, что может быть, говорят опытные товарищи, родители, друзья. Почему мы их не слушаем, не внемлем их ценным советам. В том-то и дело, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, мы это делаем на своих. И это тоже учеба.

Ведь мы не можем найти отдельное время для того, чтобы обучаться. Поэтому происходит компенсация того, что нами упущено. Так мы поступаем в вуз, чтобы получать хорошую зарплату, расти по карьерной лестнице, создаем семью, дружим с людьми, чтобы не оставаться в одиночестве и т.д. Если бы у нас не было острой необходимости в достижениях, действиях и поступках, никто бы и пальцем не пошевелил – жил бы себе по инерции и все.

Вот почему проблему нужно воспринимать как бесплатный, но очень ценный урок и правильно усваивать науку.

Почему возникают проблемы и нам не везет

С древнейших времен люди делали все, чтобы переманить на свою сторону госпожу Удачу. Читали заклинания, проводили целые ритуалы, но мало кто задумывался о том, почему у нас возникают проблемы, неудачи. Почему все та же госпожа Удача не смотрела в нашу сторону. И что они означают – эти неудачи?

У каждого свой критерий счастья и удачи. Если для одного счастьем всей жизни является приобретение дорогого авто, то для другого достаточно получить нормальную и стабильную должность.

Существует два типажа людей – они считают виновником всех своих бед только себя, другие обвиняют в этом кого угодно, только не себя.

И стоит понимать, что те, кто считают виновным себя, намного ближе к истине, чем вторые. Ведь намного проще изменить свое поведение, видение мира, а вот поставить «на место» поступки правительства, экономические отделы за их некачественную работу. Но нельзя не согласиться и с тем, что есть определенные, не зависящие от нас причины, не позволяющие нам получить то, чего желаем. Та же самая географическая принадлежность – мы не можем иметь те же блага, что и жители Европы, США и т.д. Также, существует еще ряд причин, которые не дают нам быть удачливыми в жизни:

  • плохая информированность;
  • низкая эрудиция;
  • плохие познания жизни, недопонимание её сути.

Учась в школе, мы изучаем предметы, не связывая познания между собой. Мы не связываем между собой химию и астрономию, литературу и физику. Мы понимаем, что познания в представленных школьной программой предметах не способны полностью удовлетворить тот уровень, что пригодится в жизни. Знание химии поможет в приобретении профессии, но оно не может стать подоплекой в налаживании коммуникаций, обретения друзей, разве что косвенно.

Но школьный уровень знаний необходимо также дополнять, ведь программа не может дать того, что действительно поможет добиться успехов в карьере.


  • Невежество, психологическая безграмотность.

С детских лет мы делаем то, что говорят взрослые. И в определенные моменты нам нужно расти, начинать понимать себя, работать над своим совершенством. Если же мы этого не делаем, то становимся психологически безграмотными, глупыми. Попадая в жизненные ситуации, невежи теряются, не способны построить отношения, налаживать контакты.

  • Лень матушка.

Все мы знаем, что более ленивого существа, чем человек в природе не существует. Именно лень, самое опасное в мире явление, разрушающее нашу жизнь. При этом не нужно её путать с тем, что порой мы не в состоянии что-либо делать, совершать не по своей воле. – это мимикрия в явном виде, то есть она может маскироваться под другие явления – страх, злость, болезнь, нерешительность и т.д. Распознать её можем только мы, никто другой. И чаще всего, мы понимаем, что ленимся, но не боремся с ней.

  • Отсутствие духовности.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, как прекрасен окружающий нас мир. К сожалению, многим этого не дано, вернее они не понимают, что нужно смотреть по сторонам и наслаждаться красотой всего. Вместо того, чтобы ныть и плакать от неудач, кризисов, улыбнитесь навстречу идущему, радуйтесь тому, что оказались в числе жителей Земли, что Господь подарил вам жизнь – самое ценное во Вселенной. Вы часть всего, без вас ничто бы не построилось. Если человек смотрит на мир через призму своих бед и неприятностей, то ничего хорошего с ним не будет!

  • Отсутствие логики.

Нормальное существование без вопросов и ответов невозможно. Задавайте их себе и ищите ответы. Именно это нам и помогает думать, понимать, размышлять. Необходимо в голове строить логические цепи всех событий, в том числе и собственных мыслей. Если не будете её тренировать, то жить действительно будет очень сложно. Вас будет преследовать череда ошибочных поступков, которые обязательно принесут негативные последствия. Например, мужчина не думает о том, что будет после его легкомысленного поведения, беспорядочных половых контактов. Он может заболеть или возникнет , нарушающая планы на жизнь.

  • Мыслите парадоксально.

Важно научиться совмещать в мыслях несовместимое. Таким талантом обладают представители точных наук – физики, математики. Если говорить проще, то нужно быть гибче. Не нужно, словно лошадь с шорами двигаться в одном направлении. Старайтесь понимать всех, не «ломитесь» только с одним видением картины мира, жизни. В ней бывает все, уж поверьте. Порой с людьми случается такое, что сложно вписать в нормальные рамки.

  • Перестаньте быть трусом.

Неуверенность в себе, отсутствие решительности, веры в свои силы не дают достигать желаемого и обходить стороной кризисные моменты. Также не стоит быть чрезмерно скромным, так вы ни к чему не придете. Ложная скромность стала причиной неудач миллионов человек. Верьте в себя, вы ничем не хуже других, хотя бы потому, что читаете нашу статью. Значит, вы работаете над собой, интересуетесь тем, как избегать кризисов в жизни и брать от нее только лучшее.

  • Отсутствие желания вложить в дело все силы.

Мы проживаем свою жизнь, как бы понарошку. Но постойте, часики-то тикают. Один персонаж сказал очень умную вещь: «Я до сих пор жил, словно писал черновик». И когда наступает старость, мы понимаем, что черновик и является нашей книгой жизни в чистом виде со всеми ошибками, неудачами, бедами.

  • Проблемы со здоровьем.

Они возникают по разным причинам. У кого-то действительно они могут быть врожденными, здесь уже ничего не поделаешь. Хотя, существует масса примеров того, как слабые здоровьем люди умудрялись достигать больших высот. Они работали над своим внутренним миром, трудились, восстанавливались. Они стремились жить по-человечески, быть сильными.

Также болезни могут стать причиной нашей же безответственности, не активного образа жизни, . Нужно сказать, что люди считают, что слишком любят себя, чтобы чем-то нагружать свое здоровье. Но в том то и дело, это показатель самой Большой нелюбви к себе. Не поступают так с любимыми вещами. Поэтому нужно себя уважать, любить и ценить!


Данный фактор возникает потому, что плохо осознаем свою сущность, смысл жизни. То есть, мы не можем определиться – что же нам от нее нужно, чего мы хотим добиться. Чтобы она возникла, сядьте и поразмыслите – чего вы хотите достигнуть? Подумайте, что вам нравится делать больше всего, что приносит истинное удовольствие и удовлетворение. Поработав над своими целями, желаниями, постройте план действий.

  • Мы не любим тратиться.

Любимое для большинства из нас слово «Халява» не дает нам двигаться вперед. Мы все хотим получать блага, но при этом не хотим тратиться ни финансово, ни морально, ни физически. Вспомним поговорку: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» и запомните, ничто в этом мире не дается даром. А бесплатный сыр, как мы знаем, только в мышеловке.

  • Мы боимся быть свободными.

Как только мы обретаем её, свободу, то тут же стремимся кому-то отдать. Она нас пугает, ведь в таком случае, нам придется самим принимать решения и воплощать планы в жизнь. Куда легче оказаться пол колпаком и ждать, когда эти же решения будут приняты за нас.

  • Боязнь отличаться от других.

С детских лет большинство из нас боится выделяться из толпы, стесняемся выступать, быть публичными. Об этом можно судить, глядя на аватарки пользователей соцсетей. Обратите внимание, что там чаще всего? Котики, собачки, цветочки и всякая другая нейтральная лабуда, но только не фото владельца аккаунта. Не бойтесь открыться миру, покажите свое лицо, ведь оно у вас неповторимое и уникальное, прятаться и комплексовать могут только неудачники.

  • Плохая интуиция.

Бывает так, что у человека практически не слышен внутренний голос, нет шестого чувства, то есть интуиции. А ведь оно помогает нам не совершать глупых поступков и оберегает по жизни. Но есть хорошая новость – нет человека без интуиции, просто он её не развил, не прислушивается к ней. Поэтому, при важном решении, всегда прислушайтесь к внутреннему голосу и действуйте по его наитию.

  • Пренебрежение своим опытом.

Воспринимайте проблемы как способ достигать большего. Если вас уволили с работы – не переживайте, а радуйтесь. Теперь вы можете двигаться дальше, а не прозябать в одной и той же скучной должности. Вам предоставляется расширить кругозор, грань, за которой ожидает новое, интересное.

То, что мы представили выше, может стать отличным путеводителем тем, кто сталкивается с жизненными кризисами. К тому же, мы предлагаем изучить несколько уроков, если вы уже начали сталкиваться с проблемами.

Никаких страданий. Да, наша жизнь – это череда удачных и неудачных моментов. Не стоит плакать по каждому пустяку. За то время, пока вы льете слезы, можно все наладить, идти дальше по жизни навстречу удачам.

Учитесь всему радоваться. Чтобы ощущать удовлетворение, удовольствие не ждите крупных событий, а радуйтесь даже мелочам. Именно из них и складывается наша судьба, и от того, как мы будем к ней относиться, зависит и наше эмоциональное состояние, её продолжение. Встав поутру – скажите спасибо, что вы живете и имеете возможность дышать, любоваться природой, общаться с друзьями, любить, смеяться. Особенно на приятные мелочи нужно обращать внимание в кризисные периоды.

Проявите свою силу. Мы и представить себе не можем, на какие вещи способны. Мы недооцениваем свои возможности, силы. Как только возникает проблема – будьте уверены в себе и не бойтесь. Сколько интересных историй связано с тем, как человек в кризисный момент проявляет удивительные способности, вы не исключение!

Уберите из сердца страх. Есть мнение о том, что – это оберег человека. Если бы он ничего не боялся, вряд ли человечество дожило до нашего времени. Например, чувство страха не позволяло в открытую драться с тиграми, или, боязнь заболеть заставляет нас теплее одеваться в холодные сезоны.

Но есть и другой страх, который не дает сделать решительные шаги в достижении целей. Здесь нет открытой физической и эмоциональной угрозы разве что выглядеть перед кем-то неудачником. Ничего страшного, рисковать все-таки надо. Поверьте, большинство из знаменитостей и известных людей начинали с неудач, но продолжали совершать попытки и всего добились.

Не страшен черт, как его малюют. Перед тем, как что-либо делать серьезное, мы думаем о последствиях. И чаще всего, в нашей голове рисуем страшные картины. На самом деле, все не так страшно (конечно зависит от обстоятельств). Это же касается и кризисных периодов. Мы боимся боли, но когда этот момент наступает, понимаем, что она не столь сильна и её можно перебороть. Важно не готовиться к плохому заранее. Если что-то и случится – будем разбираться на месте.

У нас железное терпение. В жизни каждого из нас происходят события, при которых мы боимся не выдержать психически, морально. Нам кажется, что наше терпение вот-вот лопнет, и мы попросту сойдем с ума, сорвемся, нас настигнет нервное потрясение. Но когда эти темные моменты наступают, нам становится понятно, что наше терпение способно пережить и не это. Поэтому не нужно ничего бояться – многократные опыты с нашим безграничным терпением позволяют забыть об этом и быть готовыми ко всем неурядицам.

Будьте творцом новой реальности. Мы уже знаем, что кризис может стать стимулом для того, чтобы перестать сидеть сложа руки и действовать. И это отлично! Ведь терять то уже нечего, мы и так находимся в глубоком кризисе, поэтому необходимо начать действовать. Теперь можно преобразовать реальность – наметить новые планы, по-другому их добиваться, дабы не наступать на старые «грабли». Теперь мы можем осознать степень своего влияния на собственную жизнь. Вот почему уроки кризисных моментов столь ценны и уникальны.

И самое важное: запомните раз и навсегда – все в мире проходит, пройдет и это! То есть ваш кризисный момент не вечен, черная полоса обязательно закончится и начнется белая. Будьте мудрее и используйте трудный момент как фактор роста, самосовершенствования. Радуйтесь тому, что в этот период вам представляется шанс изменить жизнь и добиваться истинных успехов!